Доклад «Применение технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы»
статья на тему

Семянина Елена Александровна

Методика формирования критического мышления открывает большие возможности для активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы, для выработки у них навыков анализа текста и развития эмоциональной восприимчивости. Цель технологии критического мышления — научить в процессе чтения понимать информацию, имеющуюся в тексте, осмыслять ее, сопрягать с собственным опытом и формировать на ее основе самостоятельное аналитическое суждение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

учителя русского языка и литературы

Семяниной Елены Александровны

«Применение технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы»

Методологической основой разработки и реализации ФГОС (от 17 декабря 2010 года, № 1897) является концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Одна из задач нового стандарта — воспитание творческой личности, развитие способностей и талантов молодых россиян, подготовка их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Исходя из этого, учащийся на уроке должен быть не только зрителем и слушателем, а исследователем, добывающим знания самостоятельно. Такая позиция стимулирует процесс познания и интерес детей, учит их выдвигать гипотезы, обосновывать и выбирать путь решения учебной задачи.

Цель литературного образования в школе — предоставить ученикам возможность познакомиться с искусством слова как художественной реальностью, помочь формированию их духовного мира.

Путь к познанию лежит через слово. Слова формулируют мысль, а мысль диктует поступок. Поэтому важно привить детям бережное и трепетное отношение к слову.

Задача учителя при разборе произведения — помочь ученику понять мысль автора, почувствовать глубину текста, осмыслить и ощутить «вкус» каждого слова, каждого знака препинания. Для этого необходимо, чтобы учитель активно общался со всем классом, сохраняя ведущую роль, но обеспечивая детям свободу высказывания мыслей.

Методика формирования критического мышления открывает большие возможности для активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы, для выработки у них навыков анализа текста и развития эмоциональной восприимчивости. Цель технологии критического мышления — научить в процессе чтения понимать информацию, имеющуюся в тексте, осмыслять ее, сопрягать с собственным опытом и формировать на ее основе самостоятельное аналитическое суждение.

Методика критического мышления включает три этапа, или стадии: вызов, осмысление и рефлексию.

Первая стадия — вызов. Ее применение на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет актуализировать и обобщить знания ученика по изучаемой теме или проблеме, вызвать устойчивый интерес к ней, мотивировать к учебной деятельности, побудить к активной работе на уроке и дома.

Вторая стадия — осмысление — позволяет ученику получить новую информацию, осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями.

Третья стадия — рефлексия — предполагает целостное осмысление и обобщение полученной информацииприсвоение нового знания, новой информации ученикомформирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Технология критического мышления позволяет строить процесс обучения на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности. Среди множества приемов технологии следует выделить «чтение со «стопами», предполагающее умение учителя погрузить ученика в мир художественного текста, научить его быть читателем — умным, вдумчивым, чувствующим, готовым совершать открытия.

Общий алгоритм работы в данной стратегии выглядит следующим образом:

  • вызов — конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа, прогноз содержания и проблематики;
  • осмысление — чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?»;
  • рефлексия — на этой стадии текст опять рассматривается как единое целое. Здесь важно осмыслить произведение—формы работы могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск.

Основные приемы, используемые в технологии критического мышления:

1.Кластер - представление информации в графическом оформлении, используется, когда нужно собрать у учеников все идеи или ассоциации, связанные с каким-либо понятием (например, с темой урока «Родина в произведениях русских авторов»). Кластер учит детей систематизировать знания, логически выстраивать смысловую цепочку, воспитывает социальную ответственность при выборе ответа.

2.Приём «Синквейн». Легкая форма стихотворений по алгоритму из 5 строк. Структура инквейна: 1) тема синквейна; 2) два прилагательных, раскрывающих тему; 3) три глагола, описывающих действия; 4) фраза, состоящая из нескольких слов, с помощью которых ученик выражает свое отношение к теме; 5) слово – резюме, которое позволяет выразить личное отношение к теме, дает ее новую интерпретацию. Удобно данный приём использовать в конце урока при создании «продукта урока».

3.Приём «Диаманта». Диаманта – это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых — понятия с противоположным значением. Структура диаманты: строчка 1: тема (существительное); 2: определение (2 прилагательных); 3: действие (3 причастия или 3 глагола); 4: ассоциации (4 существительных); 5: действие (3 причастия); 6: определение( 2 прилагательных); 7: тема (существительное). Можно данную структуру расширить: дать второму понятию 4 ассоциации, выраженные существительными. Работая над диамантой, учащиеся почувствуют себя  в ситуации успеха,  смогут выражать  своё отношение к рассматриваемой проблеме в творческой форме, обогатят словарный запас, научатся применять антитезу.

4.Приём «Верные и неверные утверждения». Работа ведется индивидуально, в парах, в группах. Можно каждой группе для обсуждения предложить по 2–3 вопроса. Данный приём помогает проверять знания учащихся, систематизировать их.

5.Приём «Концептуальная таблица». Концептуальные таблицы представляют собой матрицу, составление которой дает возможность более четко использовать сравнительный анализ. В заголовке таблицы может размещаться проблемный вопрос.  Учащиеся самостоятельно отвечают на различные вопросы, в т.ч.на проблемные.

6.Приём «Таблица – ЗХУ».  Данный приём используется в начале урока, где учащиеся записывают, что они знают по теме, а затем формулируют вопросы, на которые хотят услышать ответы. В конце урока учащиеся записывают, что нового узнали на данном уроке Этот приём учит самостоятельно выбирать информацию, систематизировать, анализировать её, применять полученные знания.

7.Таблица «Плюс – минус - интересно». Данный приём формирует навыки анализа и классификации изучаемой информации. «Что в этом хорошего?», «Что в этом плохого?», «Что в этом интересного?». Заполняя такую таблицу, учащиеся учатся точно работать с информацией, не искажая её смысла.

8. Приём «Толстые и тонкие вопросы». «Толстые» вопросы – вопросы, на которые предполагается развернутый, «долгий», обстоятельный ответ. Приём осуществляется как на стадии вызова, так и на стадии осмысления и рефлексии; развивает мышление и внимание, заставляет вдуматься в текст, лучше понимать содержание, помогает в поисках ответов, формирует умения вести диалог.

9.Ромашка вопросов (ромашка Блума). Приём состоит из 6 вопросов: 1) простыхвопросов, воспроизводящих некую информацию; 2) уточняющих, необходимых для понимания информации; 3) практических - для установления взаимосвязи между теорией и практикой, для применения; 4) интерпретационных (объясняющих) - для анализа; 5)творческих-  для синтеза; 6) оценочных -  для выяснения критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. Составляем ромашку Блума по эпизоду или по произведению, затем вопросы используем для анализа произведения.

Данная технология раскрывает творческие возможности учащихся, так как в процессе работы у детей участвуют все три канала восприятия: визуальный, аудиальный и кинестетический. На занятии ученики воспринимают и чувствуют слово, изображают персонажей с помощью символов, составляют по схемам текст. Такой подход к преподаванию литературы и русского языка помогает учащимся приблизиться к тайнам слова, выводит на путь познания, понимания и обретения себя. Обстановка психологического комфорта мотивирует детей на высказывание личного мнения в процессе анализа произведения, порождает стремление к творчеству.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления: материалы семинаров по проету «Развитие кртитчекого мышления через чтение и письмо» / Р.Бустом. – 2000.

2. Васюта И.В. Использование приемов развития критического мышления на уроках литературы // Литература. 2005. №3.

3.  Викентьева И. Ода синквейну // Перемена. – 2002. - №3. С.37

4. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Наука, 1974.

5. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. 2005. №4. C. 66.

6. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке / С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская. – М.: «Просвещение», 2011.

7. Кларин М.В. Развитие критического и творческого мышления // Школьные технологии. 2004. №2.

8. Павлова А.И. О технологии развития критического мышления учащихся на уроках русского языка // Русский язык в школе. 2007. №8. С. 11.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Приемы технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы"

Методическая разработка "Использование приемов технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" на уроках литературы" была представлена на муниципальном конкурсе "Инноватика в о...

Презентация "Приемы технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" на уроках литературы"

Презентация, представленная на VIII педагогических чтениях "Интеграция гуманитарных дисциплин: традиции и инновации",  содержит основные положения методической работы "Использование приемов техно...

Применение технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы как одной из ведущих технологий внедрения ФГОС.

Цель: Осмыслить возможности использования технологии развития критического мышления с целью повышения эффективности обучения и развития мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в уче...

Презентация "Применение технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы"

Презентация "Применение технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы"...

Использование технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" на уроках литературы

Данная работа может быть полезна не только педагогам, работающим по этой технологиии, но и всем (родителям учеников, молодым педагогам), кто заинтересован в "качестве" уроков литературы...

Урок по литературе в 5 классе с применением технологии критического мышления через чтение и письмо в образовательный процесс.

Тема: ГЕРАСИМ - «САМОЕ ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЕ ЛИЦО…»ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА ГЕРАСИМА, ЕГО  НРАВСТВЕННОЕ  ПРЕВОСХОДСТВО  НАД  ЧЕЛЯДЬЮ....