Статья "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания в рамках ФГОС"
статья по истории по теме

В данной работе представлены методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания в рамках ФГОС, а также рассматривается роль личности учителя для повышения интереса учащихся к предмету

Скачать:


Предварительный просмотр:

Богатова Ю.Н. учитель истории и обществознания

 МБОУ СОШ № 21 г. Владимира

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания в рамках ФГОС

       Системно-деятельностный подход, который заложен в основе современного ФГОСа, перед каждым учителем ставит задачу «разбудить» познавательную деятельность учащихся. Следовательно, перед учителем стоит вопрос «Как же сделать так, чтобы все были вовлечены в учебный процесс? Как сделать урок интересным для всех?» В своих размышлениях по данному вопросу я пришла к однозначному выводу – ни в коем случае на рассказывать все ученикам. Странная логика, скажут многие теоретики, но ведь, это действительно так.

        Как историк, хочу отметить, что еще в XIX в. такой же логикой руководствовался А. Дистервег, он говорил: «Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Изложение, считывание, диктовка против него – детская забава». Таким образом, механическая передача знаний от учителя к учащемуся осталась в прошлом, это не вызывает интерес и не активизирует познавательную деятельность учащихся.

        Наберусь смелости, и скажу об ошибке, которую учителя часто делают. Можно часами простоять у доски и рассказывать ученикам ту или иную тему, но вероятность того, что ученик выйдет из класса и будет думать об этой теме, искать дополнительную информацию о ней, искать пути решения трудных задач и вопросов – все это маловероятно, скорее ученик забудет об этой теме, и мало что вынесет для своего жизненного опыта, а ведь это очень важно, ведь задачей современного образования является формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, формированию личности и целостного мировоззрения, ответственного отношения к учению, воспитанию гражданственной идентичности и т.д. На сегодняшний день мало хорошо знать материал, который преподаешь, мало хорошо уметь рассказывать его, необходимо научиться привлекать ученика к его собственной деятельности.

        Поэтому целью своей работы ставлю изучение методов активизации познавательной деятельности учащихся. Для выполнения цели ставлю следующие задачи:

  1. Изучение приемов, методов, форм и технологии активизации познавательной деятельности учащихся.
  2. Повысить мотивацию к изучению истории и обществознания.
  3. Повысить уровень обученности и качество образования учащихся.
  4. Активизировать интерес учащихся к более глубокому изучению предмета (участие в олимпиадах, конкурсах).

       Ожидаемые результаты работы (в соответствии с ФГОС):

  1. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
  2. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, истории своего края.
  3. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной практики.

       Сущность методической разработки заключается в повышении уровня обученности и качества образования обучающихся на основе активизации познавательной деятельности учащихся на уроке.

       Новизна методической разработки заключается в совершенствовании образовательного процесса для формирования познавательной активности обучающихся.

Методы работы для активизации познавательной активности учащихся

на уроках истории и обществознания:

     Прежде чем говорить о методах, необходимо отметить важное. В.А. Сухомлинский сказал: «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции». Для достижения активизации познавательной активности учащихся большую  роль  играет личность учителя. Народная мудрость гласит «встречают по одежке, а провожают по уму». Не стоит пренебрегать данным критерием, говоря о его «ненаучности». Действительно, ученики при виде учителя должны получить положительные эмоции, здесь важно помнить о своем облике внешнем и внутреннем, это и костюм, прическа, аксессуары и увлеченность своей профессией, любовь к детям, хорошее настроение. Ученикам приятнее видеть перед собой собранного учителя, любящего свой предмет, готового поделиться своими знаниями и научить новому. А если перед ними будет стоять человек в грязной обуви, в мятой блузке и уставшим голосом что-то говорить себе под нос, то ни один метод не приведет к активизации учеников. Теперь о методах:

  1. Методы мотивации:

- обращение к жизненному опыту - например, ученик говорит: «А зачем мне знать про революционные движения?» Учитель отвечает: «А ты знаешь, что на улице, на которой ты живешь, в соседнем доме, отбывал свой срок А.И. Герцен?»

- волевая мотивация – например учитель говорит: «Ребята, нам сегодня необходимо разобрать важную тему Великая Отечественная война, ведь прадеды некоторых из вас, погибли на этой войне совсем молодыми», это формирование ответственного отношения к обучению.

- эмоциональная мотивация – например, учитель говорит: «Сегодня мы с вами будем работать с мыслями мудрецов, но каждый из вас выскажет свою точку зрения, ведь возможно именно она прольет свет на решение данной проблемы» - это удовлетворение желания быть значимой личностью, создание ситуации успеха.

- познавательная мотивация – самый простой пример в старших классах, учитель говорит: «Сегодня мы будем учиться писать эссе, это необходимо для успешной сдачи экзамена».

  1. Методика проблемного урока. От названия темы урока зависит и интерес к уроку. Если поставить перед учениками проблему, то наверняка они захотят найти пути ее решения. Например, на уроке истории тема звучит так «Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов», а вот ее «проблемный» вариант «Династический кризис 1825 г. Декабристы: герои или преступники?»
  2. Межпредметные связи. История и обществознание тесно связаны с другими предметами. На уроках я часто применяю отрывки из литературных произведений, иллюстративный материал из МХК, даже знания по математике, произведения музыки, навыки ИЗО и технологии. Например, в качестве домашнего задания прошу слепить из пластилина орудия труда славян.
  3. Метод сотрудничества. Ученики выступают как соавторы учебного процесса, они могут приготовить дополнительный материал и выступить с ним.
  4. Применение информационных технологий. В XXI в., когда большинство учеников являются аудиалами и визуалами, это особо актуально. Здесь уместно применение презентаций, использование фрагментов фильмов, новостей и т.д.
  5. Создание творческих работ. Ученики могут подготовить доклады, кроссворды, таблицы, карты, сочинения, сказки и т.д.
  6. Использование разных форм работы:

- групповая – например, разбить ребят на группы и дать им задание «Назовите плюсы и минусы деятельности Петра I» или «Докажите состоятельность теории западников и славянофилов»

- индивидуальная – например, выступить с докладом «Мой прадед», «Традиции моей семьи».

8. Использование игровых форм урока – этот может быть урок-игра «Хронологическая дуэль», «Предвыборные дебаты», «Продолжи рассказ», «Исторический снежный ком», «Чьи слова?» и т.д.

9. Использования различных средств контроля – это могут быть зачеты, диктанты, тесты, самостоятельные работы с текстом, документом, мини-экзамены и т.д.

10. Формирование критического мышления – этот метод я всегда использую при работе с историческим источником, при его анализе. Ученики получают метапредметные умения – это умение рассуждать, учитывать различные точки зрения, делать выводы, выдвигать новые идеи.

    Подвести итог хочу словами того же А. Дистервега «Самым важным явлением в школе,  самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он — олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания». Наверное, поэтому и стоит изучать методы преподавания, ведь на нас учителях возложена важная миссия – не только научить предмету, а главное воспитать личность.

Список литературы:

  1. Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе. М.: Просвещение, 2004.
  2. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к саморазвитию. М.: Просвещение, 1985.
  3. Данильченко В.М. Проблема развития образования в России в контексте Глобального образования. http://ores.su/en/journals/integratsiya-obrazovaniya/2004-nomer-1/a152850
  4. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. М: Веста, 1985
  5. Савенков И.А. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы // Одаренный ребенок http://pandia.ru/text/77/457/30923.php
  6.  Федеральный государственный образовательный стандарт. http://standart.edu.ru
  7. Хуторской А.В. Системно-деятельностный подход в обучении. М.:Просвещение, 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания"

Сущность методической разработки заключается в повышении уровня обученности и качества знаний обучающихся на основе активизации познавательной деятельности учащихся на уроке....

Методическая разработка: АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Методическая разработка призвана помочь учителю активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках через систематизацию материала при помощи алгоритмов деятельности....

Выступление на заседании МПО учителей гуманитарного цикла: «Овладение приемами самостоятельной и познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС»

Под самостоятельной познавательной деятельностью я  понимаю активную деятельность учащихся,  направлен­ную на выполнение поставленной цели: поиск знаний, их осмысление, закрепление, форм...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознании

Активизация познавательной деятельности учащихся была и остаётся одной из вечных проблем педагогики. Большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, ...

Самостоятельная работа как средство активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания

Формирование навыков самостоятельной деятельности учащихся — одна из актуальных задач современного образования, а привитие им навыков самостоятельной работы с  учебным материалом являе...

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результ...