Проект «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников организаций интернатного типа»
проект на тему

Ольга Егоровна Змеева

Проект «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников организаций интернатного типа»

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ «Новооскольская специальная общеобразовательная школа-интернат»

Проект

«Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников организаций интернатного типа»

Выполнила:

Змеева Ольга Егоровна

                                Новый Оскол, 2016 г.

Пояснительная записка

Настоящей пояснительной записке приведено описание здорового образа жизни воспитанников интернатных учреждений. Помочь учащимся реализовать свой творческий потенциал в самостоятельной учебной деятельности.

1.Цель проекта – актуализировать тему здорового образа жизни.

1.1.Глобальная – обеспечение физического и психического здоровья подрастающего поколения;

1.2.Дидактическая – вооружение школьников необходимыми знаниями в области охраны здоровья, привитие умений, навыков и привычек, позволяющих предотвращать детский травматизм, способствующих сохранению здоровья;

1.3.Методическая – вооружение учащихся знаниями физиологических основ процессов жизнедеятельности человека, правил личной гигиены, профилактики соматических и психических заболеваний.

2.Задачи проекта:

2.1.Выявление знаний по теме «Здоровый образ жизни»;

2.2.Развитие творческих, а так же коммуникативных навыков учащихся;

2.3.Формировать факторы, которые укрепляют и разрушают здоровье учащихся;

 Понятие «Здоровье» имеет множество определений. Но мы остановимся на определении, которое дано Всемирной организацией Здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». Выпадение хоть одной из этих структурных частей приводит к утрате целого.

Здоровье является базовой потребностью человека. У детей оно формируется под влиянием совокупности социальных, экономических, природных и генетических факторов. Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский писал: “Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя”. От здоровья и жизнерадостности нашего подрастающего поколения зависит их познавательная деятельность, прочность знаний, духовная жизнь в целом.

В настоящее время очень быстрыми темпами ухудшается здоровье школьников.  Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых детей уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу. Анализируя физическое и психическое здоровье воспитанников, поступающих в нашу школу, можно отметить увеличение количества  детей  с разнообразными нарушениями зрения, осанки, с различными нарушениями эмоционально-волевой сферы, психическими нарушениями. Поэтому возникает необходимость создания такой системы работы, которая способствовала бы сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию у них привычки здорового образа жизни.

Дети с недостатками в интеллектуальном развитии в силу особенностей психофизического состояния ограничены в самостоятельном приобретении знаний и умений валеологического характера. Наиболее приоритетный канал формирования привычек здорового образа жизни для них – педагогический. Он ориентирован на воспитание и развитие личности при грамотном воздействии на все сферы сознания - познавательную, эмоционально-чувственную, ценностно-ориентированную и деятельностную, чтобы в итоге сформировать у учащихся ответственность за свое здоровье и умение поддерживать его.

В воспитательной работе большое место занимает проблема сохранения своего здоровья. Это создание высокого уровня душевного комфорта, а для его формирования необходимы знания о законах развития организма, его взаимодействия с социальными факторами. Существующая система образования не учитывает главного при всей ее научности: конкретного человека, индивидуальных законов его развития. Домашнее воспитание не озадачивает себя проблемами воспитания здорового образа жизни, следовательно, школа должна и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Только в школе субъекты перестраивающего общества могут черпать духовные и физические силы, искать индивидуальные пути решения проблем становления личности.

Зачастую у детей отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. Это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных  реакций, а во-вторых, сами взрослые редко придерживаются правил здорового образа в повседневной жизни, и дети хорошо это видят. Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для умственно отсталых школьников, имеющих недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу.

Здоровый образ жизни – осознанное в своей необходимости постоянное выполнение гигиенических норм и правил, способствующих сохранению и укреплению индивидуального и общественного здоровья.

Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сфорсированности в его сознании этого понятия.

В младшем школьном возрасте у детей формируется представление о здоровье как "не болезни". Они рассказывают о том, как болели, у них проявляется негативное отношение к болезни на основании своего опыта. Но что, значит, быть здоровым и чувствовать себя здоровым, они объяснить еще не могут. Отсюда и отношение к здоровью, как к чему-то абстрактному. В их понимании быть здоровым - значит не болеть. На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, многие дети отвечают, нужно не простужаться, не есть на улице мороженого, не мочить ноги и т.д. Из этих ответов следует, что в среднем дошкольном возрасте дети начинают осознавать угрозы здоровью со стороны внешней среды (холодно, дождь, сквозняк), а также своих собственных действиях (есть мороженое, мочить ноги и т.д.).

В. В. Колбанов (1999) отмечает, что кроме положительной мотивации в отношении своего здоровья ребенок должен обладать базовыми знаниями об организме, здоровье и возможных путях его укрепления. Однако автор допускает, что ребенок может иметь неполную информацию о своем актуальном и возможном развитии. Далее автор рекомендует при формировании ЗОЖ демонстрировать ребенку известный аналог (модель). В идеале для детей с учетом их конституциональных особенностей, пола и возраста такими моделями могли бы служить нормы поведения и состояния здоровья родителей, педагогов, знаменитых деятелей науки, искусства. Таких моделей, к сожалению, очень часто ребенок с нарушением интеллекта не может найти ни в семье, ни в средствах массовой информации. Именно поэтому школа должна стать для такого ребенка «школой здоровья», где он сможет приобрести знания, практические умения и навыки, необходимые для сохранения и укрепления своего здоровья.

Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития других сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций.

Здоровый образ жизни - то реализация комплекса действий во всех основных формах жизнедеятельности человека: трудовой, общественной, семейно-бытовой,  досуговой.

По современным представлениям в ЗОЖ входят следующие составляющие:

  • рациональное питание;
  • личная гигиена;
  • оптимальный двигательный режим;
  • отказ от вредных пристрастий (курение, алкоголизм, наркотики);
  • закаливание организма;
  • положительные эмоции.
  • Формирование понятия "не вреди себе сам"

Как уже было сказано, именно педагог должен способствовать воспитанию привычек, а затем и потребности в здоровом образе жизни.

Охрана здоровья и физическое  развитие: 

  • Развитие привычки к здоровому образу жизни
  • Тренировка силы воли, физическое совершенствование;
  • Прививать культурно-гигиенические правила;
  • Ориентировка воспитанников в различных жизненных ситуациях;

Оздоровительные мероприятия: 

  • Физминутки
  • Динамические паузы
  • Утренняя зарядка
  • Экскурсии
  • Тематические прогулки
  • ЛФК

Воспитание культуры поведения: 

  • Гигиена тела;
  • Культура питания;
  • Культура общения;
  • Воспитание нравственности;
  • Умение справедливо оценить свои поступки и поступки сверстников.

Физическая культура и спорт: 

  • Физкультурные досуги и развлечения
  • Дни здоровья; турпоходы;
  • Занятия в спортивных секциях;
  • Обучение различным спортивным играм;
  • Участие в  соревнованиях;

Учебно-воспитательная работа:

В своей педагогической деятельности своим воспитанникам я активно пропагандирую здоровый образ жизни:

- Формирую здоровый образ жизни, заботу о физическом здоровье каждого ученика.

- Прививаю навыки личной гигиены: практические занятия через проведение режимных моментов, о физиологии человека, о взаимоотношении полов, о вреде курения, алкоголя, наркотиков.

-Создаю психологический климат и комфортную среды в группе, педагогика сотрудничества.

-  Провести коррекционно- оздоровительные мероприятия:

коррекционные игры, физические игры на воздухе, школьные спортивные соревнования, дни здоровья.

Система работы по формированию здорового образа жизни построена с учетом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей, учебных программ, использую следующую тематику теоретических и практических занятий.

Здоровый образ жизни - рациональный образ жизни, неотъемлемой чертой которого является активная деятельность, направленная на сохранение и улучшение здоровья. Образ жизни, который способствует общественному и индивидуальному здоровью, является основой профилактики, охраны и укрепления здоровья народа.

Создание в учебно-воспитательном процессе условий для сохранения, укрепления и восстановления здоровья школьников предполагает следующие моменты в работе:

  • обязательный учет возрастных гигиенических норм режима труда и отдыха;
  • проведение физкультминуток, пауз с пассивным отдыхом;
  • реализацию потребностей ребенка в движении;
  • комфортность обучения; на занятиях присутствует доброжелательная обстановка
  • учащиеся должны иметь  возможность  работать в индивидуальном темпе, обращаться за помощью, не бояться ошибок;
  • эмоциональная напряженность снимается с помощью введения  игровых технологий, оригинальных заданий, исторической справки, сообщения учащимся основных этапов и элементов данного урока;
  • предлагаемые задания разбиваются учителем по уровням (ориентация на успех);
  • разнообразие форм учебной деятельности снимает усталость от однотонности учебного труда школьника;
  • обучение учащихся рациональной организации труда способствует здоровьесбережению.

Казалось бы, что в нашей школе все основные компоненты ЗОЖ соблюдаются, однако существуют и пробелы.

Большую часть времени наши воспитанники проводят в школе за партой (уроки, самоподготовка, коррекционно-развивающее занятие), из-за невозможности принять комфортную позу и из-за слабого разнообразия видов учебной деятельности,  у учащихся появляется дискомфорт в беспокоящих ребёнка частях тела – в спине, ногах, в области затылка. Для успешного усвоения учебного материала ребёнку необходима повышенная умственная работоспособность, а снижение двигательной активности приводит к ухудшению снабжения организма, мозга кислородом, замедлению процессов восстановления, снижению работоспособности.

С целью снижения риска развития различных нарушений, повышения работоспособности учеников, необходим специальный двигательный режим, который включал бы:

  • организованный активный отдых на перемене;
  • спортивный час на свежем воздухе;
  • проведение полуторачасовых прогулок с подвижными играми или спортивными соревнованиями.

Исследования показали, что проведение спортивных часов на свежем воздухе позволяет повысить умственную работоспособность, компенсировать до 40% биологическую потребность детей в движении. Кроме двигательного режима необходимо включить динамические паузы, офтальмологические физминутки для глаз, которые включают в себя упражнения для снятия напряжения глаз и профилактики ухудшения зрения.

Неэффективное использование учителем педагогических приемов и способов воздействия  негативно влияет на психологическое здоровье ученика разными путями: через повышенную утомляемость, возникновение состояний стресса, снижение восприятия, ухудшение запоминания, формирование негативного отношения к обучению, нарушение дисциплины.

Для поддержания работоспособности необходимо учитывать, что первые 3 - 5 минут любого занятия идет привыкание к педагогу и теме. Оптимальная устойчивая  работоспособность длится около 10-15 минут в начальной школе, 20-25 минут в среднем звене, 25-30 минут в старшем звене. После этого на несколько минут наступает переутомление, если не изменить педагогическую тактику наступит состояние утомления, при котором работоспособность заметно падает, и еще больше снижается интерес к происходящему в группе.

Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:

1. 5-20-я минута — 80%;
2. 20-25-я минута — 60-40%;
3. 30—35-я минута — 10%.

Для достижения эффективности формирования культурно-гигиенических навыков в нашей школе проводятся занятия, дидактические игры, игры – упражнения, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, наблюдения, показ инсценировок, рассказывание, заучивание, сюжетно-ролевые игры.

Социально-психологической службой ежегодно проводится профилактическая неделя против табакокурения, алкоголизма и наркомании, с привлечением медицинских работников.

А также в школе в течение всего учебного года, а также в летний период проводятся дни здоровья, турпоходы.

Работа с родителями. Рекомендации.

Первые навыки здорового образа жизни ребенок получает в семье. В здоровье сберегающей школе родители,  как участники образовательного процесса решают разные, специфические задачи в единой системе мероприятий здоровье сбережения.

Задачи родителей:

1)        создание необходимых условий для занятий ребенка;

2)        создание условий для оздоровления ребенка;

3)        формирование морали, социальных установок;

4)        формирование мотивации;

5)        передача культурной традиции;

6)        взаимодействие с учителем в проблемных ситуациях;

7)        влияние на психологические внутри школьные факторы.

Быть здоровым – естественное желание каждого человека. Основы физического и психического здоровья закладываются в детском возрасте. Считаю, что важно с самого детства формировать у человека здоровый образ жизни. Надо учить ребенка любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой, с миром, будет действительно здоров.

Мы – за здоровый образ жизни!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Крепкое здоровье – это здорово!»

. Разработка плана мероприятий по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся и учителей средствами внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс....

"За здоровьем - к природе" программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся МОУ ДОД "Станция юных натуралистов города Балашова Саратовской области"

Здоровьесберегающая программа "За здоровбем - к природе" муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Станция юных натуралистов"...

Организация работы образовательного учреждения по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни у школьников

Актуализация вопроса воспитания у подрастающего поколения позитивного мнения о роли здорового образа жизни....

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексный подход к формированию у обучающихся современного уровня культуры безопасности.

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами образовательной области "Основы безопасности жизнедеятельности". Комплексный подход к формированию у обучающихся совреме...

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в МБОУ Ширыштыкская СОШ «Образование и здоровье»

Актуальность данной программы обусловлена приоритетным направлениям государственной политики в области образования на сохранение здоровья школьников. Проблема сохранения и укрепления здоровья школьник...

Выступление на ГМО учителей физической культуры "Особенности формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в соответствии с требованиями нового образовательного стандарта

В докладе раскрываются особенности формирования здорового и безопасного образа жизни в соответствии с ФГОС, нововведения новых стандартов в решении проблемы сохранения здоровья, формирования здорового...

Самообразование на тему "Формирование экологической культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посредством современных технологий в соответствии с ФГОС"

Самообразование "Формирование экологической культуры здорового и безопасного образа жизни  воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посредством современных технологий в соо...