«Фоторепортаж. Подготовка фотографий к публикации»
план-конспект на тему

Колчева Ирина Анатольевна

Конспект учебного занятия 

Занятие в объединении 2 года обучения  с применением технологии коллективной творческой деятельности.

Возраст обучающихся:  9-11 лет

Цель занятия: Познакомить обучающихся с особенностями подготовки фоторепортажа в газету.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка учебного занятия «Фоторепортаж. Подготовка фотографий к публикации»

Название коллектива:   Творческое объединение фотостудия «Сюжет» СП ГБОУ СОШ с. Красноармейское

 Педагог:   Колчева И.А.

Тема занятия:    Фоторепортаж. Подготовка фотографий к публикации (2-й год обучения) с применением технологии коллективной творческой деятельности.

Возраст обучающихся:  9-11 лет

Цель занятия: Познакомить обучающихся с особенностями подготовки фоторепортажа в газету.

Задачи занятия

  • Обучающие:1.Сформировать знания о фоторепортаже как особом газетном жанре.

1.Научить применять полученные знания при подготовке снимков в газету , на сайт.

2.Научить детей видеть необычное в обычном.

3.Научить детей работать в сотрудничестве со взрослыми.

  • Развивающие: 1.Развивать индивидуальные познавательные способности ребенка на основе использования имеющегося у него жизненного опыта.  

1.Создать условия для включения ребенка в групповые виды деятельности.

2.Раскрыть и использовать субъективный опыт каждого обучающегося.

3. Развивать в детях романтизм и творчество.

4.Приобщить обучающихся к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт (репортаж в газете).

  • Воспитывающие: 1.Помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности.

1.Воспитать уважительное отношение к работе фоторепортеров.

2.Воспитать общественно-активную творческую личность,  способствовать организации социального творчества.

Форма занятия: Комбинированное

Форма организации работы: Групповая

Требования к организации и проведению занятия

Организационные требования:                                                                                                   -самоподготовка педагога (изучение специальной  литературы)                                                                         -подготовка рабочих материалов (подборки фотографий)                                                             -хорошо проветриваемое помещение                                                                                             -наличие рабочих мест

Дидактические требования:                                                                                                            С помощью коллективной деятельности  воспитываются личностные качества ребенка (ответственность за работу коллектива, внимательность, наблюдательность). Работа с фотографиями прививает обучающимся художественный вкус и навыки работы фоторепортера, делает их духовно богатыми людьми. В процессе работы развивается социально-полезная направленность деятельности детей и взрослых.

Основные формы организации деятельности обучающихся на занятии:                       *групповая  (объяснение,  постановка задач, выполнение творческих заданий, поощрение и анализ работы группы)                                                  

                                      Методы обучения                        

По способу организации занятий:  

- Словесные – рассказ педагога, постановка задач, обсуждение непонятных и сложных моментов, беседа об особенностях фотографий для репортажа.                                                                                                                      - Наглядные – подборка фотографий и методических материалов.                                                                                                                  - Практические – выявление особенностей жанра фоторепортажа.

По уровню деятельности детей:                                                                                                       - Наглядно-образные – объяснение педагога сопровождается обязательным показом предмета объяснения (фотографии, репортажи в разных газетах)                                                                                                            -Объяснительно – иллюстративные – объяснения основаны на словесном рассуждении   с показом газетных материалов.                                                                                                                              

Структура занятия

  №

Вид учебно-творческой деятельности        

Время

(минут)

1

Организационный.  Формулирование целей  и задач занятия.

Психологический настрой на творческую деятельность.

3

2

Основной этап

-постановка учебной задачи

-работа команды

-промежуточная рефлексия

Коллективная  работа

15

3

Индивидуальная  работа

10

4

Физминутка

 

2

5

Обсуждение результатов

Подведение итогов

5

                                  Развёрнутый план занятия

I этап – организационный                                                                                            

Задача: настроить воспитанников на творческую деятельность                                              Содержание: Приветствие и пожелание всем творческих успехов. Подготовка рабочего места.                                                                                    

Оборудование: подборки фотографий, газет

Необходимые материалы и инструменты: ПК, файл с фото, бумага, ручки,

Психологический настрой на творческую деятельность: рассказ-воспоминание об экскурсии на выставку «Самара космическая»

II этап – основной (содержательный)                                                        

Задача: научиться делать обоснованный выбор фотографий для репортажа в зависимости от заданной тематики.

Содержание:                                                                                                                      1.Постановка учебной задачи:  Педагог ориентирует детей на коллективную работу. Задача – выбрать 7 фотографий для фото репортажа и составить подпись к снимку.

2.Работа команды: Педагог предлагает выбрать из предложенного ряда (20 шт) фотографий несколько, наиболее раскрывающие тему фоторепортажа. Они должны отражать направленность темы, быть актуальными и интересными. Дети вместе с педагогом составляют план фоторепортажа, чтобы не упустить интересные моменты экскурсии, придумывают интересные переходы в описании событий.

 3. Промежуточная рефлексия: Команда обсуждает результаты подготовительной работы (используется прием «Что, если…?»). Дети рассматривают ситуации возможного построения репортажа, задавая друг другу вопросы, которые начинаются со слов: «Что, если…?» Данные вопросы позволяют учащимся по-новому, с другой стороны посмотреть на проблему, выдвинуть свои предположения, свои гипотезы развития событий, расширяя тем самым опыт спонтанного общения, способствуя развитию гипотетического мышления детей. (Что, если мы назовем репортаж «История ….»? Что, если начало репортажа будет из …? Что, если фотографии расположить необычным образом? и т.д.).

4.Коллективная работа: На большом листе бумаги идет работа над макетом фоторепортажа. Дети выбирают лучшие места для фотографий, пишут текст и размещают его на листе. По ходу работы идет обсуждение, которое поможет принять коллективное решение.

5.Обсуждение результатов: Итак, посмотрим на итог нашей работы. У нас получился большой фоторепортаж. Выскажите критические замечания о получившемся репортаже. Отражает ли он в полной мере данное событие? Понятно ли будет каждому читателю о чем мы хотели им рассказать? И т.д.

6.Подведение итогов: Каждый ребенок высказывает свое мнение о фоторепортаже, называет самых активных и творческих ребят.

III этап - Индивидуальная работа (рефлексивный (контрольный)                                                        

Задача: мобилизация детей на самооценку.                                                    

Содержание:                                                                                                                                        *Оценка психологического состояния (насколько детям было интересно и комфортно на занятии);                                                                                                                                                          *Оценка результативности работы (насколько хорошо они овладели умениями и навыками, которые получили на занятии).  

Критерий оценки:   понимание роли фоторепортажа в газете, личный вклад каждого ребенка в общее дело, грамотный  подбор вопросов  во время обсуждения,  умение анализировать.                                                                                                                                    *Оценка полезности работы (насколько эти знания и умения пригодятся в жизни);                                                                                                                *Использование диагностических методик (наблюдение, опрос): Дайте оценку работе коллектива. Кто вносил самые интересные предложения? В какой момент ты почувствовал себя репортером? Чему ты научился? Что понравилось на занятии? Как проявились ваши творческие способности? Какое у вас сейчас настроение?  Продолжите  предложение: Быть фоторепортером значит……….. (говорят все дети).

Физминутка. Проводится по окончании индивидуальной самостоятельной работы (ход см. в технологической карте).

IV этап  -  Обсуждение результатов (эмоционально-оценочный)                                                              

Задача: дать оценку работы  группы

Содержание: воспитанники характеризуют (оценивают) свою деятельность на занятии, педагог оценивает успешность работы групп, степень увлеченности и удовлетворенности детей в целом, благодарит всех за творческую работу и трудолюбие.

Технологическая  карта

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Приёмы

1.Организационный

(1 минута)

Предлагает проверить готовность к занятию.

Объявляет  тему, цели занятия.

Проверяют наличие раздаточного материала.

Психологический настрой.

2.Актуализация пройденного материала. Групповая работа

Напоминает, что такое фоторепортаж, его  этапы создания (презентация).

Предлагает с помощью проектора снимки с мероприятия, из которых сообща выбираются фото для фоторепортажа

Просмотр фотографий

Распределение фотографий (по 1 фото) для каждого  ребенка

При выборе четко учитывать две составляющие: 1. сюжет фотографий таков, что они полностью рассказывают о событии и 2. Высокое качество фото

Отвечают на вопросы.

Отбирают фотографии, предварительно давая им название с учетом этапов создания.

А также учитывая критерии:

- начало мероприятия.

- интересные экспонаты

- интересные встречи

- общая фотография с экскурсоводом

 И др.

Приём критического мышления.

Подводящий диалог.

3.Работа с программой Picture Manager (для старших  предлагается фотошоп)

Открытие программы РМ, интерфейс, (на презентации или сама программа открывается)

Алгоритм действий:

- скопируем фото

- копию открыть с помощью РМ

- изменить рисунок

- обрезка

- изменить яркость

- изменить размеры

Повторяют действия у себя на ПК

Действия с фото:

- раскадровка

- изменение яркости

- изменение размера (документ - для газеты)

- сохранить под номером

- дать название

4.Индивидуальная работа (самостоятельная работа)

Контроль, помощь.

Оформление  снимков

4 Физминутка

Предлагает,  тем кто закончил самостоятельную работу, из листов бумаги сделать самолетик, затем все вместе запускают их,

-  проследить взглядом несколько раз, подобрать и положить около себя.

Мастерят самолетики,

Запускают, следя взглядом за полетом,

Проделывают данные действия несколько раз

Дополнительно:

Ответ: Уточнить размеры фото, необходимо выбрать «для Web»

Как нужно обработать фотографию, чтобы можно было поместить ее на сайт?

5.Оформление макета

Предлагает каждому свою фотографию прикрепить на макет

Вопрос: Получился ли рассказ?

Дети выполняют задание, затем обсуждают  - все ли получилось?

Обзорно  анализируются

6.Итог занятия.

(2 мин)

Хвалит, предлагает ответить на вопросы. Возможность внести  изменения в  названиях фото

На самолетиках нарисовать смайлик, настроение которого соответствует своему собственному

Отвечают на вопросы

Рисуют смайлики

Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья в печатном сборнике РЦОКОиИТ\'a "Базовые приёмы подготовки фотографий в среде Windows с использованием просмотровщика Faststone image viewer"

В процессе подготовки разнообразных обучающих продуктов (ЦОР или ЭОР): презентаций, клипов для интерактивных досок различных типов учитель сталкивается с необходимостью подготовки большого массива фот...

Подготовка к ЕГЭ. Устная часть. Сравнение фотографий.

В данном материале по подготовке к сдаче устной части ЕГЭ по английскому языку представлен план ответа (сравнение фотографий), даны различные фразы, которые помогут быстро составить необходимый моноло...

Подготовка и верстка публикаций в среде SCRIBUS.

Данное учебное пособие включает в себя теоретический и прктический материал, позволяющий получить представление о работе в издательской системе Scribus....

Подготовка к ЕГЭ по английскому языку. Устная часть.Задание 3 Описание фотографий

Подготовка  к ЕГЭ по английскому языку.  Устная часть.Задание 3  Описание фотографий...

Конспект урока: "Подготовка к сочинению-описанию по фотографии В. Гиппенрейтера «Сухие стволы сосен»".

Тема урока: Подготовка к сочинению-описанию по фотографии В. Гиппенрейтера «Сухие стволы сосен» по учебнику «Русский язык: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В....

Методический материал по подготовке учащихся к итоговому собеседованию "Описание фотографии"

Методический материал по подготовке учащихся к итоговому собеседованию "Описание фотографии"...

Подготовка материалов для публикации в печатных и электронных изданиях

Методические рекомендации адресованы педагогам, разрабатывающим конспекты занятий, сценарии воспитательных мероприятий, статьи с обобщением педагогического опыта и другиеметодические материалы для пуб...