Образовательная программа "Искусство танца"
методическая разработка на тему

Якушева Елена Владимировна

Программа обучения по хореографии, художественной направленности.Включает в себя: пояснительную записку,учебно- тематические планы, содержание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yakusheva_konkurs2.docx143.48 КБ

Предварительный просмотр:

АНО ДПО «Инновационный образовательный центр повышения квалификации и переподготовки «Мой университет» Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru Центр подготовки педагогов к аттестации

Образовательная программа

«Искусство танца»

(Художественное направление)

Педагог: Якушева Е.В.

                                                                                     

                                                                         

                                                                                         

Содержание:

  1. Пояснительная записка…………………………………………………………...3
  2. Учебно-тематические планы……………………………………………………..6
  3. Содержание программы………………………………………………………….12
  4. Список литературы……………………………………………………………….23
  5. Приложение………………………………………………………………………..24

Пояснительная записка

Лишь приобщение человека к миру искусства

дает ему воображение как базу творческих

 проявлений во всех сферах жизни…

В.В. Давыдов

         Социально-экономические преобразования страны,  технический прогресс и его достижения вызвали повышенный интерес молодежи России к современным технологиям - это повлекло за собой спад интереса к искусству и культуре в целом. У современных школьников пропадает интерес к художественной литературе, произведениям искусства: к живописи, к классической музыке, театру, что неизбежно влечет к падению культурного уровня молодого поколения. Поэтому одной из концепций развития личности в современном обществе является  концепция развития личности через искусство, занятия художественно-эстетической деятельностью и, в частности, через занятия хореографией.  

 Для решения проблемы нравственно-эстетического развития детей  была создана данная дополнительная образовательная программа – «Искусство танца», основной педагогической идеей которой стала мысль, направленная на понимание роли культуры, искусства  как духовного источника и способа развития целостного мировосприятия и  творческого мышления ребенка. Программа «Искусство танца» направлена  на передачу  культурного опыта  старшего поколения посредством синтеза  хореографии, музыки, ритмики, изобразительного искусства, театра и пластики движений.

Программа «Искусство танца» является модифицированной, в ее основу положена программа Л.В.Богомоловой «Основы танцевальной культуры» (Москва: Новая школа, 2003), разработанная в лаборатории музыкального обучения НИИ школ и  апробированная в школе № 209 им. Д.Б.Кабалевского г.Москва.

Специфика и новизна программы «Искусство танца» заключается в том, что  

  • Значительно расширены и углублены разделы программы:  «Классический танец», «Экспрессивный танец»
  • Программа дополнена новыми разделами: «Основы танцевальной культуры» и «Историко-бытовой танец», а также составлены новые занятия с использованием современных средств эстетического воздействия

Данная программа разработана для использования в учреждениях дополнительного образования детей. Содержание занятий ориентировано на подготовку воспитанников к активному использованию полученных знаний, умений и навыков в дальнейшей жизни.

      Основная цель обучения – создание условий, способствующих раскрытию и развитию природных задатков и творческого потенциала ребенка в процессе обучения искусству хореографии, через формирование  основы для  предпрофессиональной подготовки ребенка.

Задачи:

  • Воспитание личности ребенка через эстетическую и нравственную силу хореографического искусства, пробуждение в них гражданской и творческой инициативы, уважительного отношения к профессии балетмейстера и членам коллектива
  • развить у детей духовные потребности и эстетические эмоции, способность чувственно воспринимать и оценивать окружающий мир, природу, состояние людей
  • активизировать у формирующейся личности способности не только к анализу, но и к творческому преобразованию и созиданию
  • превратить художественное творчество в мощный фактор развития души подрастающего человека
  • овладеть знаниями в области хореографического искусства: истории искусства балета, историко-бытового, современного танца и хореографии в целом, теоретические знания французской терминологии и правил исполнения классического экзерсиса, а также знания живописи, классической музыки и театра
  • освоить навыки хореографического искусства: моторно-двигательных, пластики тела, гибкости, правильной осанки, а также танцевальности, музыкальности и живости восприятия.

Программа «искусство танца» строится на следующих теоретико-методологических основах:

  • Теоретические основы формирования эмоционального отношения ребенка к миру (Л.С.Выготский В.А.Сухомлинский, С.Т.Шацкий)
  • Теоретические основы формирования эстетической культуры личности (М.С.Каган, Б.Т.Лихачев)
  • Теоретические основы обучения детей хореографическому искусству (Е.П.Валункин, Л.В.Богомолова)

Программа построена и реализуется в соответствии со следующими принципами:

  • гуманизма – признание приоритета ребенка в образовательном учреждении, учета его потребностей, мотивов, интересов
  • систематичности и последовательности, целостности педагогического процесса
  • вариативности в использовании форм, методов, средств, что позволит сделать организуемый процесс обучения более мобильным, расширяя его воспитательные возможности

Исполнение программы производится в строгом соответствии с нормативными документами: СанПин, Уставом образовательного учреждения, Конституцией РФ, Концепцией модернизации российского образования.

Программа «Искусство танца» рассчитана на участников  в возрасте 10-16 лет, т.к. учащиеся 6-9 лет на подготовительном этапе обучаются по программе «Школа танца». Рекомендуемый состав группы первого года обучения – 12 учащихся, второго года обучения – не менее 10 человек, в последующие годы – не менее 8 человек. При наборе обучающихся первого года обучения группа комплектуется с превышением состава, так как существует естественный отсев членов объединения в период обучения.

   Процесс обучения рассчитан на 6 лет, имеет 3 уровня: младший возраста (10-12 лет); средний возраст (13-14 лет); старший возраст (15-16 лет). На всех 3 уровнях обучения учащиеся приобретают различные умения и навыки танцевального движения. На  каждом уровне обучения дается материал по 5 разделам:

1) основы танцевальной культуры

2) азбука музыкального движения

3) элементы классического танца

4) танец: ритм и пластика

5) элементы историко-бытового танца

На 2 и 3 уровне вводится  6 раздел –      экспрессивный танец

Изучая 5 разделов  программы, на 1 уровне (10-12 лет) – учащиеся приобретают элементарные основы музыкальной грамоты, знакомятся с основными понятиями французской терминологии. Изучают основы классического танца и элементы историко-бытового. Развивают координацию, быстроту мышечной реакции, ориентировку в пространстве. На 2 уровне (13-14 лет)  происходит углубление изучаемого материала по всем 5 разделам, приобретенные навыки усовершенствуются, вводится  изучение элементов современного танца. На 3 уровне (15-16 лет) происходит закрепление изученного материала по всем 5 разделам. Большое внимание уделяется практической деятельности учащихся (сочинение отдельных танцевальных элементов, комбинаций движений, этюдов).

Периодичность и продолжительность занятий: занятия проводятся 3 раза в неделю по 3 часа.

Формы работы с хореографическим коллективом: практические работы, лекции, беседы, экскурсии, конкурсы, индивидуальные консультации, самостоятельная работа, работа с различными источниками информации, творческие работы.

Механизм реализации цели и задач:

Обучение начинается с изучения вопросов истории балета, мастерства исполнителей балета, музыкальной грамоты, приобретения знаний французской терминологии, основ хореографии - освоения детьми  танцевальных умений и навыков классического танца, базового фундамента различных танцевальных направлений.  Затем, по мере совершенствования этих навыков происходит переход к изучению дуэтного танца, историко-бытового, современного, а также даются простейшие знания живописи, классической музыки и театра.

Занятия могут проводиться как с полным составом объединения (но по мере роста опыта детей следует больший упор на работу с дуэтами и группами по 3 человека), так и индивидуально, особенно на 5-6 году обучения, когда уровень подготовки учащихся достаточно высокий для сольных танцевальных номеров.

Организация учебно-тренировочного процесса предусматривается в течение календарного года (36 учебных недель). Педагог может увеличить объемы учебно-тренировочных нагрузок и продолжительность занятий в каникулярное время.

Деятельность педагога предполагает работу с индивидуальными нагрузками (интенсивность  и динамика тренировок, силовые тренировки), ведется четкий контроль над физическим развитием воспитанников, их строгая дифференциация и индивидуализация с учетом физического, половозрастного, морального и функционального развития.

 Для осуществления образовательного процесса при реализации программы «Искусство танца» необходимо следующее материально-техническое обеспечение:  

  1. Помещение: чистое, сухое, со специальным покрытием пола, вентиляцией, нормальной температурой воздуха, освещением;
  2. Оборудование, инструменты и принадлежности: стулья; магнитофон; диски с записью музыки; танцевальный станок; настенные зеркала; костюмы, обувь;  канцелярские принадлежности, грим и т.д.; стенды «Правила работы  на занятиях», «Правила техники безопасности», «Достижения воспитанников», «Жизнь детского коллектива»; дидактический материал к занятиям

В процессе обучения по программе «Искусство танца» осуществляется контроль за успешностью усвоения программного материала для всех годов обучения, который производится в соответствии с разработанной методикой «Оценка качества реализации программ дополнительного образования в Доме детского творчества» (авт. Демченко Е.Д. Кацалап Т.В.). (См. Приложение). Оценка качества реализации программы производится в соответствии с критериями «Минимум знаний, умений и навыков членов объединения» (См. Приложение).

Основными формами подведения итогов реализации программы «Искусство танца» являются:

  • контрольные и зачетные задания по каждому разделу программы
  • участие в конкурсах, фестивалях, концертах и т.д.
  • открытые занятия
  • входящая, промежуточная и итоговая аттестация воспитанников
  • конкурсы и викторины, проводимые в кружке      

Отслеживание результативности освоения программы

        Отслеживание результативности освоения программного материала осуществляется в течение всего периода обучения на занятиях разных видов: учебные, зачетные, открытые.

Высокий уровень освоения программы (отлично)

  • Точное знание терминологии и правил исполнения движений в соответствии с годом обучения;
  • Точность, музыкальность и выразительность исполнения танцевальных комбинаций и этюдов;
  • Умение работать в ансамбле и владение навыками сольного исполнения танцевальных фрагментов;
  • Полное владение репертуаром коллектива соответствующего года обучения;

Средний уровень освоения программы (хорошо)

  • Неполное владение теоретическими знаниями по танцевальной дисциплине в соответствии с годом обучения;
  • Недостаточно точное исполнение танцевальных комбинаций с точки зрения координации движений и музыкальности;
  • Умение работать в ансамбле;
  • Неполное владение репертуаром коллектива соответствующего года обучения;

Низкий уровень освоения программы (удовлетворительно)

  • Слабое усвоение теоретического программного материала соответствующего года обучения;
  • Неточное исполнение танцевальных комбинаций;
  • Не достаточная сформированность навыков работы в студии;
  • Частичный ввод в репертуар студии.

Проверка освоения программного материала проводится по всем направлениям образовательной программы, и ее результаты фиксируются в зачетных ведомостях и в журнале.

        При оценке результативности освоения образовательной программы учитывается участие детей в концертных программах, конкурсах и фестивалях детского творчества.

                   

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ

1 год обучения

№ п/п

Наименование тем и разделов

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1. Основы танцевальной культуры

1.1

Введение в предмет

3

3

 

1.2

Техника безопасности на занятиях

3

3

 

1.3

История искусства балета

3

3

 

1.4

Мастерство исполнителей танца

3

3

 

1.5

Основные понятия французской терминологии классического танца

6

3

3

1.6

Диагонали зала. Ориентация в пространстве

6

3

3

Всего:

24

18

6

2. Азбука музыкального движения

2.1

Элементы музыкальной грамоты

6

3

3

2.2

Песни в танцевальных ритмах

6

 

6

2.3

Пульсация, как прием свободного дерижирования

6

3

3

2.4

Танцевальный характер музыки

3

1

2

2.5

Ритмические задания и упражнения

3

 

3

2.6

Ритмические рисунки мелодии. Ритмическое эхо

3

1

2

2.7

Музыкально-ритмические игры

6

3

3

2.8

Упражнения на развитие художественно-творческих способностей

9

3

6

Всего:

42

14

28

3. Основы классического танца

3.1

Постановка корпуса

12

6

6

3.2

Позиции рук и ног – основа танцевального искусства

15

6

9

3.3

Переведение рук из позиции в позицию

12

6

6

3.4

Preparations в экзерсисе его виды

12

6

6

3.5

Классические поклоны

15

6

9

3.6

Понятие Battement tendu (первая позиция)

30

15

15

3.7

Battement tendu на середине зала

30

15

15

3.8

Виды приседаний в классическом танце

15

6

9

3.9

Понятия направлений en dehors и en dedans

15

6

9

3.10

Простые прыжковые движения

9

3

3

Всего:

165

75

90

4. Танец: ритм и пластика

4.1

Значение ритма в деятельности человека

3

1

2

4.2

Репродукция и пластический образ

3

1

2

4.3

Пластика координат "малого пространства"

12

6

6

4.4

Рисунок танца - понятие о передвижении

15

6

9

4.5

Танцевальные движения телопластики

12

6

6

4.6

Сочиняем сами

12

6

6

4.7

Урок - просмотр

3

1

2

Всего:

60

27

33

5. Элементы историко-бытового танца

5.1

Введение.Основные позиции рук и ног историко-бытового танца

9

3

6

5.2

Простой поклон - дамы

9

3

6

5.3

Основные шаги

15

6

9

Всего:

30

           12

18

Итого за период 1 года обучения:

324

146

178

2 год обучения

№ п/п

Наименование тем и разделов

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1. Основы танцевальной культуры

1.1

Техника безопасности на выездных концертах

3

3

 

1.2

История искусства балета

3

3

 

1.3

Мастерство исполнителей танца

3

3

 

1.4

Основные понятия французской терминологии классического танца

6

3

3

1.5

Полифония человеческого тела

6

3

3

Всего:

21

15

6

2. Азбука музыкального движения

2.1

Элементы музыкальной грамоты

3

1

2

2.2

Песни в танцевальных ритмах

3

 

3

2.3

Ритмические задания и упражнения

6

3

3

2.4

Танцевальный характер музыки

3

1

2

2.5

Музыкально-ритмические игры

3

 

3

2.6

Динамические оттенки музыки

6

3

3

2.7

Задания по актерскому мастерству

6

3

3

2.8

Фразировка - как прием свободного дерижирования

6

3

3

Всего:

36

14

22

3. Основы классического танца

3.1

Исполнение Battement tendu (первая позиция)

9

3

6

3.2

Исполнение Battement tendu на середине зала

9

3

6

3.3

Исполнение Demi plie по 4 позициям

9

3

6

3.4

Исполнение Demi plie на середине зала

9

3

6

3.5

Танцевальные движения с элементами Battement tendu

12

6

6

3.6

Понятие Demi rond de jambe par terre

15

6

9

3.7

Понятие Passe par terre

15

6

9

3.8

Battement tendu из 5 позиции

12

6

6

3.9

Battement tendu с Demi plie из 1 и 5 позиции

15

6

9

3.10

Понятие Rond de jambe par terre

15

6

9

3.11

Понятие Battement releve lent (45°)

15

6

9

3.12

Понятие Battement tendu jete (25)

15

6

9

3.13

Положение ноги на Cou-de-pied (впереди, сзади)

15

6

9

3.14

Понятие Battement tendu Pour le pied

15

6

9

3.15

Releve на полупальцы

9

3

6

3.16

Исполнение Grand plie

9

3

6

3.17

Прыжки (Allegro)

9

3

6

Всего:

207

81

126

4. Танец: ритм и пластика

4.1

Комбинации в метроритмическом исполнении

6

3

3

4.2

Свободный тренинг танца

3

3

4.3

Простые рисунки танца

6

3

3

4.4

Координация движений

6

 

6

4.5

Простые падения в танце

6

3

3

4.6

Движения в паре

6

3

3

4.7

Перегибы корпуса

3

 

3

4.8

Элементы акробатики - "стойка на руках"

6

3

3

Всего:

42

15

27

5. Элементы историко-бытового танца

5.1

Исторический костюм (женский)

6

6

 

5.2

Парадный реверанс дамы

6

3

3

5.3

Основной шаг танца гавот

6

3

3

Всего:

18

12

6

Итого за период 2 года обучения:

324

137

187

3 год обучения

№ п/п

Наименование тем и разделов

Колличество часов

Всего

Теория

Практика

1. Основы танцевальной культуры

1.1

История искусства балета

3

3

 

1.2

Костюм - характер образа и танца

9

3

6

1.3

Предмет в танце

6

3

3

1.4

Мастерство исполнителей танца

3

3

 

1.5

Понятие - секвенция в хореографии

6

3

3

Всего:

27

15

12

2. Азбука музыкального движения

2.1

Танцевальные движения телопластики

6

3

3

2.2

Песни в танцевальных ритмах

3

 

3

2.3

Ритмические задания и упражнения

6

3

3

2.4

Исполнение ритмического рисунка по средствам свободного дерижирования, а также хлопками и выстукиваниями

6

3

3

2.5

Музыкальный размер 2/4

6

3

3

2.6

Задания по актерскому мастерству

6

 

6

Всего:

33

12

21

3. Основы классического танца

3.1

Простые комбинации Demi plie

12

6

6

3.2

Простые комбинации Battement tendu

12

6

6

3.3

Исполнение Demi rond de jambe par terre

12

6

6

3.4

Исполнение Battement releve lent (45°)

12

6

6

3.5

Исполнение Battement tendu Pour le pied

12

6

6

3.6

Простые движения на полупальцах

   12

6

6

3.7

Прыжки Soute

12

6

6

3.8

             Chаngement de pieds

15

6

9

3.9

             Pas Echappe

15

6

9

3.10

             Pas Assemble

15

6

9

3.11

             Pas Jete

15

6

9

3.12

Простые комбинации движений на середине зала

12

6

6

3.13

Pas de bourree с переменой ног (простой)

12

6

6

Всего:

168

78

90

4. Танец: ритм и пластика

4.1

Свободный тренинг танца

3

 

3

4.2

Простые рисунки танца

6

3

3

4.3

Темп и стиль исполнения движений

9

3

6

4.4

Динамика исполнения движений

9

3

6

4.5

Рождение образа танца

3

3

4.6

Простые падения в танце

6

3

3

4.7

Упражнения в паре

6

3

3

4.8

Комбинации на координацию движений

6

3

3

4.9

Элементы акробатики

6

3

3

Всего:

54

21

33

5. Элементы историко-бытового танца

5.1

Исторический костюм (мужской)

6

6

 

5.2

Положения рук при движении в паре

9

3

6

5.3

Реверанс дамы с веером

6

3

3

5.4

Шаг польки

9

3

6

5.5

Перемещения в паре

9

3

9

Всего:

39

18

24

Итого за период 3 года обучения:

324

144

180

4 год обучения

№ п/п

Наименование тем и разделов

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1. Основы танцевальной культуры

1.1

Тема добра и зла в балетах "Лебединое озеро" и "Золушка"

3

3

 

1.2

Хореографы и школы современного танца ХХ века

6

6

 

1.3

Жизнь танца в литературе

6

3

3

1.4

Образ А.Павловой в картине В.А.Серова

3

3

Всего:

18

15

3

2. Азбука музыкального движения

2.1

Танцевальные движения телопластики

6

3

3

2.2

Ритмические задания и упражнения

6

3

3

2.3

Ритмический рисунок в медленных темпах

6

3

3

2.4

Музыкальный размер 3/4

6

3

3

2.5

Задания по актерскому мастерству

6

 

6

Всего:

30

12

18

3. Основы классического танца

3.1

Положения Epaulement
Большие позы (croisee, effacee, ecartee)

6

3

3

3.2

1, 2, 3 Port de bras

6

3

3

3.3

Temps lie

12

6

6

3.4

Понятие Battement fondu

15

6

9

3.5

Понятие Battement Frappe

15

6

9

3.6

Понятие Battement Developpe passe на 90°

15

6

9

3.7

Понятие Battement Soutenu на 45°

15

6

9

3.8

Понятие Grand Battement

15

6

9

3.9

Понятие Rond de jambe en L'air

15

6

9

3.10

Поворот в пятой позиции на полупальцах на середине зала

6

3

3

3.11

Sissonne simple (у палки). Chаngement de pieds (у палки)

30

15

15

3.12

Pas echappe (у палки)

15

6

9

 

Всего:

165

72

      93

4. Танец: ритм и пластика

4.1

Сложные рисунки танца

6

3

3

4.2

Темп и стиль исполнения движений. Динамика исполнения движений

9

3

6

4.3

Сложные падения в танце

9

3

6

4.4

Элементы дуэтного танца

9

3

6

4.5

Комбинации на координацию движений

6

3

3

4.6

Элементы акробатики (перевороты)

9

3

6

Всего:

48

18

30

5. Элементы историко-бытового танца

5.1

Шаг менуэта

6

3

3

5.2

Простые перестроения (колонна, диагональ, круг)

6

3

3

5.3

Шаг полонеза. Исполнение основных шагов в музыкальном размере 4/4, 3/4

12

6

6

Всего:

24

12

12

6. Экспрессивный танец

6.1

Возникновение танца "Модерн"

3

3

 

6.2

Упражнения на дыхание. Упражнения для позвоночника

12

6

6

6.3

Контракция в танце "Модерн"

9

3

6

6.4

Спиральные движения

6

3

3

6.5

Уроки Марты Грэхем

3

3

 

6.6

Растягивание боковой части туловища

6

3

3

Всего:

39

21

18

Итого за период 4 года обучения:

324

150

174

5 год обучения

№ п/п

Наименование тем и разделов

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1. Основы танцевальной культуры

1.1

Исполнительское мастерство Арнольда Кларка

3

3

 

1.2

Отличительные черты танцевальных шоу (Национальное шоу России)

3

3

 

1.3

Обзор литературных источников по хореографии

3

3

Всего:

9

9

2. Азбука музыкального движения

2.1

Ритмические задания и упражнения

6

3

3

2.2

Музыкальный размер 4/4

3

3

2.3

Задания по актерскому мастерству

6

               

6

Всего:

15

3

12

3. Основы классического танца

3.1

Маленькие позы заключающие упражнения

6

3

3

3.2

Большие позы Arabesque

6

3

3

3.3

4 и 5 Port de bras

6

3

3

3.4

Исполнение Battement fondu

12

6

6

3.5

Исполнение Battement Frappe

12

6

6

3.6

Исполнение Battement Developpe passe на 90°

12

6

6

3.7

Исполнение Battement Soutenu на 45°

12

6

6

3.8

Исполнение Grand Battement

15

6

9

3.9

Исполнение Rond de jambe en L'air

12

6

6

3.10

Pas Glissade

12

6

6

3.11

Pas de Basque

12

6

6

3.12

Grand et Petit Echappe

15

6

9

3.13

Jete в маленьких позах

9

3

9

Всего:

144

66

78

4. Танец: ритм и пластика

4.1

Сложные перемещения и передвижения в танце

6

3

3

4.2

Сложные падения в танце

9

3

6

4.3

Приемы партерной поддержки

15

6

9

4.4

Элементы акробатики (работа в тройках)

9

9

Всего:

39

12

27

5. Элементы историко-бытового танца

5.1

Танцевальная культура XVI века

3

3

 

5.2

Движения: Pas Chasse, Balance,  Pas de Basque

12

6

6

5.3

Танцевальная культура XVII века

3

3

 

Всего:

18

12

6

6. Экспрессивный танец

6.1

Хопы (толчки), основные движения в Mooving in Spase (модерн)

15

6

9

6.2

Сокращение стопы в параллельной позиции (Parallel Flexes)

9

3

6

6.3

Элементы наклонов вперед, сохранение позы

12

6

6

6.4

Сложные мультипликации

15

6

9

6.5

Контактная импровизация

15

6

9

6.6

Комбинации с сокращенным и натянутым подъемом

6

3

3

6.7

История возникновения танца джаз

3

3

 

6.8

Способы изолированных движений головы

9

3

6

6.9

Способы движения плечевого пояса

9

3

6

6.10

Сложные контракции

6

3

3

Всего:

99

42

57

Итого за период 5 года обучения:

324

 144

180

6 год обучения

№ п/п

Наименование тем и разделов

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1. Основы танцевальной культуры

1.1

Мастерство исполнителей танца

3

3

1.2

Отличительные черты танцевальных шоу

3

3

1.3

Обзор литературных источников по хореографии

3

               

              3

Всего:

9

6

3

2.  Азбука музыкального движения

2.1

Ритмические задания и упражнения

9

9

2.2

Задания по актерскому мастерству

9

9

Всего:

18

18

3. Основы классического танца

3.1

Позы классического танца на 90°

6

3

3

3.2

Понятие Battement releve lent 90°

12

6

6

3.3

Понятие Attitude

12

6

6

3.4

Arabesgue на 90°

12

6

6

3.5

Adagio

12

6

6

3.6

Temps lie (вперед и назад)

9

3

6

3.7

Battement double fondu.  Battement Soutenu на 90°

12

6

6

3.8

Поворот на 360°

12

6

6

3.9

Grand rond de jambe на 90°

12

6

6

3.10

Doubl Assamble

9

3

6

3.11

Sissonne ouverte

9

3

6

3.12

Sissonne fermee

9

3

6

3.13

Pas de chat

9

3

6

3.14

Классический экзерсис в комбинациях

6

3

3

3.15

Самостоятельное комбинирование упражнений

6

3

3

3.16

Подготовительные упражнения для туров из пятой позиции

9

3

6

3.17

Тур со второй позиции

9

3

6

3.18

Всего:

165

72

93

4. Танец: ритм и пластика

4.1

Приемы партерной поддержки

6

3

3

4.2

Самостоятельное комбинирование партерных поддержек

6

3

3

4.3

Элементы акробатики (работа в группах)

12

6

6

Всего:

24

12

12

5. Элементы историко-бытового танца

5.1

Танцевальная культура XVIII - XIX веков

6

3

3

5.2

Основной шаг мазурки. Учебная комбинация

6

3

3

5.3

Элементы крестьянского танца

3

3

Всего:

15

6

9

6. Экспрессивный танец

6.1

Принципы построения танца "Модерн"

9

3

6

6.2

Контактная импровизация

9

3

6

6.3

Самостоятельное комбинирование движений в стиле "Модерн"

6

3

3

6.4

Истоки Джаз-танца.  Тренинг Джаз-танца

9

3

6

6.5

Изоляции и оппозиции

9

3

6

6.6

Импровизация

9

3

6

6.7

Мультипликация в Джаз-танце

9

3

9

6.8

Шаги и прыжки в Джаз-танце

12

6

6

6.9

Вращения. Джазовые падения

12

6

6

6.10

Самостоятельное комбинирование в стиле Джаз

9

3

6

6.11.

Всего:

93

33

60

Итого за период 6 года обучения:

324

129

195

Содержание  учебной программы

1-й год обучения

1. Основы танцевальной подготовки

1.1 Введение в предмет. Хореография - синтез искусства. От пантомимы к искусству танца. Основные направления хореографии: классический танец, народно-сценический танец, современный танец. Характеристика каждого направления. Значимые направления танца России и зарубежный танец.

1.2 Техника безопасности на занятиях. Дисциплина на занятиях – основа безопасности. Меры безопасности при проведении занятий в помещении. Правила поведения в классе.

1.3 История искусства балета. Балет – история пластического языка. Истоки итальянского балета. Эпоха придворного балета. Король-Солнце – танцовщик. Первая примадонна балета. Возникновение первых крупных  европейских школ балета.

1.4 Мастерство исполнителей танца. Обзор шедевров балета. Балет «Щелкунчик», главные партии и исполнители. Балет «Спящая красавица». Балет «Золушка».

1.5 Основные понятия французской терминологии классического танца. Роль французской терминологии в классическом танце. Основные термины. Правила написания терминов (Preparations, Battemetnt tendu, Demi-plie, en dehors и en dedans) на французском языке. Правила произношения терминов.

1.6 Диагонали зала. Ориентация в пространстве. Основные точки танцевального класса. Понятия – «анфас», «центр». Главные и второстепенные диагонали зала. Правила ориентировки в пространстве в классе и на сцене. Координаты малого пространства (90°, 180°, 360°). Точка слежения при исполнении поворота.

2. Азбука музыкального движения

2.1 Элементы музыкальной грамоты. Неразрывная связь музыки и танца. Виды звуков. Понятие о высоте звуков, длительность звуков. Понятие о темпе в музыке. Виды темпов.

2.2 Песни в танцевальных ритмах. Понятие «ритмопластика». Основы образования ритмопластики танца. Основные правила движения под музыку.

2.3 Пульсация – как прием свободного дерижирования с определением темпа музыки. Понятие -  «пульсация». Правила передачи пульсирующих движений, соответствующих       характеру и темпу музыки. Конечная фиксация. Практические задания: Определить сильную долю  в музыке. Упражнения на внимание

2.4 Танцевальный характер музыки. Признаки, определяющие характер музыки. Правила исполнения движений в характере мелодии. Характеристические комбинации.

2.5 Ритмические задания и упражнения. Практические задания: Определить характер музыки, исполнить движения в заданном характере.

2.6 Ритмические рисунки мелодии. Ритмическое эхо. Понятие -  ритмические рисунки мелодии. Правила их определения. Понятие «ритмическое эхо».  Правила  исполнения ритмического эхо. Практические задания: Исполнить ритмический рисунок мелодии, выстукивая его ногами,  повторить рисунок шагами, двигаясь по кругу, по диагонали.

2.7 Музыкально-ритмические игры

Практические задания: Игра – «создай механический образ», исполнить его в ритмическом рисунке и в сценическом образе.

2.8 Упражнения на развитие художественно-творческих способностей. Правила составления танцевальных этюдов - «бабочки»,«паучок»,«кошечка». Правила исполнения в заданном сценическом образе. Практические задания: Составить танцевальный этюд.

3. Основы классического танца

3.1 Постановка корпуса. Понятие «замок». Правила постановки корпуса танцовщика. Положение позвоночника, головы, рук, ног. Значение понятия «замок». Постановка корпуса у палки и на середине зала. Значение постановки корпуса для исполнителей танца.

3.2 Позиции рук и ног – основа танцевального искусства. Основные позиции рук и ног классического танца. Выворотные позиции ног классического танца. Различие позиций классического танца и современного танца. Постановка кисти. Репродукции художника Э.Дега –  изображение на его репродукциях классических позиций рук и ног.Практические задания: Самостоятельная работа по составлению комбинаций движений из позиций ног и рук классического танца. Сравнить их с не выворотными позициями современного танца.

3.3. Переведение рук из позиции в позицию. Правила переведения рук из 1 позиции во 2 позицию. Правила переведения рук из 2 в подготовительное положение. Правила переведения пук из 3 позиции во 2 позицию. Правила переведения рук из 2 позиции в 3 позицию.

3.4 Preparations в экзерсисе его виды. Понятие – Preparations. Правила исполнения движения. Preparations – в исполнении у палки и на середине зала. Простой Preparations руки. Простой Preparations ноги.

3.5. Классические поклоны. Понятие поклон, виды поклонов. Правила исполнения женского поклона – книксен. Правила исполнения женского поклона – реверанс. Правила исполнения мужского поклона.

3.6 Понятие Battement tendu (первая позиция). Понятие Battement tendu. Правила исполнения Battement tendu сторону по первой позиции лицом к станку (муз. р. 4/4, 2/4). Правила исполнения Battement tendu назад. Battement tendu вперед.

3.7 Battement tendu на середине зала. Правила исполнения Battement tendu на середине зала сторону, назад, вперед (муз. р. 4/4, 2/4).

3.8 Виды приседаний в классическом танце. Понятие demi-plie. Понятие grand-plie. Правила исполнения движений по 1, 2, 4 позиции demi-plie, grand-plie (муз. р. 3/4, 4/4). Сходство и различие  этих движений. Исполнение приседаний исполнителями балета, в балетах «Золушка», «Спящая красавица», «Жар-птица».

3.9 Понятия направлений en dehors и en dedans. Понятие en dehors. Понятие en dedans. Правила исполнения вращательных движений ногой по полу (муз. р. 4/4).

3.10 Простые прыжковые движения. Понятие – «скок», «трамплин». Виды простых танцевальных прыжков: с двух ног на две, с двух ног на одну. Правила исполнения прыжков (не выворачивая стопы).

4. Танец: ритм и пластика

4.1. Значение ритма в деятельности человека. Понятие – «свободный танец». Импульс танцевального движения. Выразительные средства в форме танцевальных движений. Принципы пластического интонирования.

4.2 Репродукция и пластический образ. Творчество художников Б.Неменского и Я.Титова, авторское прочтение. Понятие -  «интерпретация», «авторское прочтение». Отличительные особенности изображения художественных образов. Практические задания: Самостоятельная работа по выбору  картины, подобрать музыку, соответствующую восприятию, настроению этой картины. «Продлить жизнь» облику персонажа картины воображаемым пластическим рисунком танца, описать или зарисовать. Исполнить созданные движения.

4.3 Пластика координат "малого пространства". Непрерывный танцевальный шаг. Виды шагов: «диско», «карибский ход», «степ». Развитие непрерывности шага в пространстве круга, квадрата, диагонали, малого квадрата.

4.4 Рисунок танца - понятие о передвижении

Понятие  - рисунок танца. Сходство и различие между понятиями «рисунок танца» и «схема танца». Простые перестроения.  Правила перемещения в простом рисунке танца.

4.5 Танцевальные движения телопластики. Понятие – «телопластики». Особенности координации телопластики и движений рук.

5.5 Сочиняем сами. Правила сочинения простой комбинации движений. Построение мини-композиции. Практические задания:  самостоятельная работа по подбору  детских песен. Сочинить (методом подбора интересных движений) детскую танцевальную композицию.

6.5 Урок – просмотр. Правила исполнения движений по диагонали. Движения в большой амплитуде продвижения. Широкие скольжения, простые прыжки и повороты. Практические задания: Самостоятельна подготовка части занятия – продвижение. Индивидуальный показ.

5. Элементы историко-бытового танца.

5.1. Введение. Основные позиции рук и ног историко-бытового танца. Историко-бытовой танец – часть мировой хореографической культуры. Образцы хореографии разных эпох. Знакомство с элементами историко-бытового танца. Основные позиции рук и ног историко-бытового танца. Полувыворотные позиции ног историко-бытового  танца. Постановка кисти. Положения рук дамы.

5.2 Простой поклон – дамы. Правила исполнения парадного реверанса дамы. Правила исполнения «короткого» поклона дамы. Правила исполнения мужского парадного поклона, мужского «большого», «короткого» поклона. Приглашение на танец.

5.3. Основные шаги. Правила исполнения основных шагов. Скользящий шаг, боковой подъемный шаг, Pas balanse, Pas de basgue.

2-й год обучения

1. Основы танцевальной культуры

1.1Техника безопасности на выездных концертах. Дисциплина на занятиях – основа безопасности. Правила поведения при переездах на транспорте. Меры безопасности на улице, на выездных концертах. Правила поведения в незнакомом населенном пункте.

1.2.История искусства балета. «Дивизм» и реформа балета: Рождение BALL  D`ACTION. «Тщетная предосторожность» и французская революция. Вигано – величайший хореограф. Карло Блазис: Поэтическая красота танца.

2.2. Мастерство исполнителей танца. Обзор шедевров балета. Балет «Сильфида», главные партии и исполнители. Балет «Петрушка». Балет «Жизель».

2.3 Основные понятия французской терминологии классического танца. Роль французской терминологии в классическом танце.  Термины (Demi Rond de jambe par terre, Passe par terre, Battement tendu с demi plie, Rond de jambe par terre) и их значение. Правила написания терминов на французском языке. Правила произношения  терминов.

2.4 Полифония человеческого тела. Определение – «полифония человеческого тела». Виды. Динамика «звучания» голосов человеческого тела. Основные голоса человеческого тела. Характерные движения для этих голосов.

2.Азбука музыкального движения

2.1 Элементы музыкальной грамоты. Музыкально-театральный жанр – балет, особенности; П.И. Чайковский «Щелкунчик».

2.2 Песни в танцевальных ритмах. Направления танцевальной музыки. Правила движения по линиям, в круге. Протяженность шага во всех направлениях. Правила при показе движений «зеркально» и «со спины».

2.3 Ритмические задания и упражнения. Практические задания: Исполнить дирижерский жест. Исполнить движения под дирижерский жест, пульсации через движение.

2.4 Танцевальный характер музыки. Понятие – «танцевальный тренинг». Правила подбора музыки для танцевального тренинга. Правила  исполнения тренинга.

2.5 Музыкально-ритмические игры. Практические задания: Игра – «Создай характеристический образ», исполнить его  сценически.

2.6 Динамические оттенки музыки. Понятие - динамические оттенки музыки. Виды динамических оттенков, их выражение в танце, на примере музыке к балету «Щелкунчик».

2.7 Задания по актерскому мастерству. Практические задания:  Самостоятельная работа по созданию образов в парах: «зеркало», «сказочный образ».

2.8. Фразировка - как прием свободного дирижирования. Понятие – «фразировка». Понятие – «музыкальная фраза». Приемы деления на фразы. Способы передачи фразировки в движении.

3. Основы классического танца

3.1 Исполнение Battement tendu (первая позиция). Исполнение Battement tendu сторону по первой позиции лицом к станку (муз. р. 4/4, 2/4). Исполнение Battement tendu назад. Battement tendu вперед.

3.2 Исполнение Battement tendu на середине зала. Понятие – «апломб». Его значение для работы без опоры. Правила постановки корпуса при исполнении упражнения Battement tendu на середине зала. Исполнение Battement tendu на середине зала сторону, назад, вперед (муз. р.  2/4).

3.3 Исполнение Demi plie по 4 позициям.  Сильные щиколотки – основа сильного прыжка. Правила постановки корпуса при исполнении упражнения Demi plie. Исполнение по 1, 2, 4 позиции demi-plie, grand-plie (муз. р. 3/4,  4/4).

3.4 Исполнение Demi plie на середине зала.  Правила постановки корпуса при исполнении упражнения Demi plie на середине зала. Исполнение  demi-plie, grand-plie (муз. р. 4/4)

3.5 Танцевальные движения с элементами Battement tendu. Практические задания:  Исполнить  танцевальную комбинацию движений с Battement tendu сторону с  движениями рук, головы и корпуса.

3.6 Понятие Demi rond de jambe par terre. Понятие Demi rond de jambe par terre. Правила исполнения Demi rond de jambe par terre. Исполнение  en dehors и en dedans (муз.р. 4/4).

3.7 Понятие Passe par terre. Понятие Passe par terre – как элемент Rond de jambe par terre.  Правила исполнения Passe par terre (муз. р. 4/4, 3/4, 2/4).

3.8 Battement tendu из 5 позиции. Правила исполнения Battement tendu из 5 позиции (муз. р.  2/4).

3.9 Battement tendu с Demi plie из 1 и 5 позиции. Простое комбинирование движений. Правила исполнения Battement tendu с Demi plie из 1 и 5 позиции (муз. р. 4/4, 2/4).

3.10 Понятие Rond de jambe par terre.  Rond de jambe par terre – основное упражнение для выворотности ног. Правила исполнения Rond de jambe par terre (муз. р. 4/4, 3/4).

3.11 Понятие Battement releve lent (45°). Понятие Battement releve lent (45°). Правила исполнения Battement releve lent (45°) (муз. р. 3/4, 4/4).

3.12 Понятие Battement tendu jete (25°). Понятие Battement tendu jete. Составные части упражнения. Правила исполнения Battement tendu jete (муз. р. 2/4).

3.13 Положение ноги на Cou-de-pied (впереди, сзади). Понятие Cou-de-pied (впереди, сзади). Правила исполнения Cou-de-pied (впереди, сзади) (муз. р. 2/4).

3.14 Понятие Battement tendu Pour le pied.  Понятие Battement tendu Pour le pied. Правила исполнения Battement tendu Pour le pied (первый вид) (муз. р. 2/4).

3.15 Releve на полупальцы Понятие  Releve на полупальцы. Правила исполнения Releve по всем позициям (муз. р. 4/4, 2/4).

3.16 Исполнение Grand plie Исполнение Grand plie (муз. р. 4/4, ¾)

3.17 Прыжки (Allegro). Понятие -  Allegro. Правила исполнения прыжков по 1, 2, 4 позиции. Технический анализ.

4. Танец: ритм и пластика

4.1 Комбинации в метроритмическом исполнении. Практические задания:  Самостоятельно составить, а затем исполнить  3 комбинации движений в различном темпе. Разложить на элементы и исполнять в различном темпе.

4.2. Свободный тренинг танца. Основные принципы тренинга танцевальных школ: «диско», «ретро», «джаз». Практические задания: Самостоятельная работа по составлению новых элементов танцевального тренинга танца. Проведение тренинга.

4.3 Простые рисунки танца. Виды простых рисунков. Сходство и различие. Правила передвижения в рисунке. Круг, круг в круге. Корзиночка, карусель. Воротца.

4.4 Координация движений. Понятие – «координация». Виды координации. Правила исполнения.

4.5 Простые падения в танце. Принципы падения в танце (стоя на ногах с продвижением). Правила их исполнения. Варианты падений.

4.6 Движения в паре. Принципы движения в паре. Активное использование партнера и партнеринга. Виды положений в паре.

4.7 Перегибы корпуса. Виды перегибов корпуса. Правила исполнения упражнения у палки и на середине зала (муз. р. 3/4 , 4/4).

4.8 Элементы акробатики – «стойка на руках». Правила работы со страховкой. Акробатические уровни. Правила исполнения упражнения «стойка на руках».

5. Элементы историко-бытового танца

5.1 Исторический костюм (женский). История женского костюма. Комплекс одежды. Праздничный костюм.

5.2  Парадный реверанс дамы. Правила исполнения парадного реверанса дамы. Виды дамского реверанса.

5.3 Основной шаг танца гавот. Формы основного шага танца гавот. Правила исполнения  основного шага.

3 год обучения

 3. Основы танцевальной культуры

 1.3 История искусства балета.  Чеккетти: Вакхическая красота танца. Рудольф Лабан и современный балет.

 2.3 Костюм - характер образа и танца.  Понятие -  сценический костюм. Аксессуары костюма. Виды костюмов. Роль костюма в балетных спектаклях.

3.4 Предмет в танце.  Предметная режиссура балета. Действующие аксессуары. Функции предмета.

3.5 Мастерство исполнителей танца. Обзор шедевров балета. Балет «Лебединое озеро», главные партии и исполнители. Балет «Камен». Балет «Коппелия».

3.6 Понятие - секвенция в хореографии. Понятие – «секвенция». Виды секвенции. Правила исполнения.

2. Азбука музыкального движения

2.1 Танцевальные движения телопластики. Особенности координации телопластики и движений корпуса. Правила исполнения движений с разной амплитудой.

2.2 Песни в танцевальных ритмах. Музыкальный жанр танцевальных ритмов. Исходные па танцев латиноамериканских ритмов. Комбинирование движений ритмопластики.

2.3 Ритмические задания и упражнения. Практические задания: Передать динамику музыки через движение (fortessimo, piceano). Определить изменения темпо-ритма музыки. Исполнить в движении.

2.4 Исполнение ритмического рисунка по средствам свободного дерижирования, а также хлопками и выстукиваниями. Практические задания: Дирижерский жест руками. Хлопками изобразить ритмический рисунок мелодии. Изобразить ритмический рисунок музыкальной фразы. Выстукиваниями изобразить ритмический рисунок мелодии.

2.5 Музыкальный размер 2/4. Понятие – музыкальный размер. Виды музыкального размера. Правила исполнения движений в муз. р. 2/4.

2.6 Задания по актерскому мастерству. Практические задания:  Самостоятельная работа по созданию образов в парах: «контраст», «характерные образы».

3. Основы классического танца

3.1 Простые комбинации Demi plie. Принципы комбинирования движений классического танца. Правила исполнения Demi plie и Grand plie в комбинации, в сочетании с перегибами корпуса (муз. р. 4/4).

3.2 Простые комбинации Battement tendu. Правила исполнения движений Battement tendu и Battement tendu jete, Battement tendu и Passe par terre, Battement tendu и Releve на полупальцы в комбинации (муз. р. 2/4).

3.3 Исполнение Demi rond de jambe par terre. Исполнения Demi rond de jambe par terre, en dehors и en dedans (муз. р. 4/4).

3.4 Исполнение Battement releve lent (45°). Исполнение Battement releve lent (45°), по всем направлениям (муз. р. 4/4).

3.5 Исполнение Battement tendu Pour le pied. Исполнение Battement tendu Pour le pied (первый вид) (муз. р. 2/4).

3.6 Простые движения на полупальцах. Исполнение движения на полупальцах (Releve по всем позициям, Battement releve lent (25°) в  5позициях).

3.7 Прыжки Soute. Понятие – Soute. Правила исполнения прыжка Soute (муз. р. 2/4).

3.8 Chngement de pieds. Понятие - Chngement de pieds. Правила исполнения прыжка Chngement de pieds.

3.9 Pas echappe. Понятие - Pas echappe. Правила исполнения прыжка Pas echappe.

3.10 Pas Assemble. Понятие - Pas Assemble. Правила исполнения прыжка Pas Assemble.

3.11 Pas jete. Понятие - Pas jete. Правила исполнения прыжка - Pas jete.

3.12 Простые комбинации движений на середине зала. Принципы исполнения комбинаций движений на середине зала. Правила исполнения движений Battement tendu и Battement tendu jete, Battement tendu и Passe par terre, Battement tendu и Releve на полупальцы в комбинации с движениями рук  (муз. р. 2/4).

3.13 Pas de bourree с переменой ног (простой). Понятие - Pas de bourree. Правила исполнения - Pas de bourree.

4. Танец: ритм и пластика

4.1 Свободный тренинг танца. Понятие – «ассоциация». Ассоциативный тренинг. Практические задания:  Самостоятельная работа по созданию образов по литературному источнику или репродукции. Сочинить хореографическую миниатюру.

4.2Простые рисунки танца. Понятие – линейные рисунки. Виды линейных рисунков. Правила перемещения в линейном рисунке.

4.3 Темп и стиль исполнения движений. Понятие – «перкуссивный». Перкуссивные движения. Темп исполнения движений (продолжительный и твердый, резкий, толчки).

4.4 Динамика исполнения движений. Виды динамических движений. Правила исполнения движений в динамике.

4.5 Рождение образа танца. Практические задания:  Самостоятельная работа по созданию танцевального этюда с картинки. Самостоятельный подбор музыки к  танцевальной композиции.

4.6 Простые падения в танце. Принципы падения в танце (стоя на руках). Правила их исполнения. Варианты падений на бок.

4.7 Упражнения в паре. Понятие – «фрикция». Принципы работы в паре.

4.8 Комбинации на координацию движений.  Принципы исполнения комбинаций на координацию движений на середине зала и в партере.

4.9 Элементы акробатики. Правила работы со страховкой. Правила исполнения «колесо», «паучок».

5. Элементы историко-бытового танца

5.1 Исторический костюм (мужской). История мужского костюма. Комплекс одежды. Праздничный костюм.

5.2 Положения рук при движении в паре. Виды положения рук в паре. Позы: «Вальса», «Гавота», «Польки», «Краковяка».

5.3 Реверанс дамы с веером. Виды использования веера. Правила исполнения реверанса с веером.

5.4 Шаг польки. Подготовка к польке. Правила исполнения шага польки. Боковое движение. Соло по кругу. Полька по кругу.

5.5 Перемещения в паре. Правила перемещения в паре в танцах «полонез» и «полька». Перемещения в рисунках этих танцев.

4 год обучения

1.Основы танцевальной культуры

1.1 Тема добра и зла в балетах "Лебединое озеро" и "Золушка". Понятие – «либретто». Художественное изображение героев добра и зла. Исполнители главных партий прошлого и современности.

1.2 Хореографы и школы современного танца ХХ века. Основатели школы танца – модерн: Д. Хамфри, Р. Сен-Дени, Л. Фуллер, Х. Лимон, М. Бежар. Известные школы современного танца.

1.3  Жизнь танца в литературе. Творчество писателей: В. Давыдова, А. Пушкина, Л. Толстой, В. Гауф. Отрывки из произведений с содержанием описания танца.

1.4 Образ А.Павловой в картине В.А.Серова. А. Павлова – легенда русского балета. Краткий экскурс о творчестве художника В.А.Серова. Репродукция «А.Павлова».

2. Азбука музыкального движения

2.1 Танцевальные движения телопластики. Импульсивные движения. Открытое и закрытое движение. Трамплин движений. Пластическая раскрепощенность.

2.2 Ритмические задания и упражнения. Практические задания: Лексический подбор движений «радостное настроение», «грустный день». Исполнить согласно ритму музыки.

2.3 Ритмический рисунок в медленных темпах.  Правила исполнения ритмического рисунка мелодии шагами в свободной планировке.

2.4 Музыкальный размер ¾. Правила исполнения движений в муз. р. 3/4.

2.5 Задания по актерскому мастерству. Практические задания: Самостоятельная работа по созданию образов в парах: «цирк»

3. Основы классического танца

3. 1 Положения Epaulement. Большие позы (croisee, effacee, ecartee). Понятие – Epaulement. Положения croisee, effacee, ecartee. Правила исполнения.

3.2 1, 2, 3 Port de bras. Правила исполнения 1, 2, 3 Port de bras. Исполнение Port de bras (муз.р. 4/4).

3.3 Temps lie Понятие - Temps lie. Правила исполнения Temps lie.

3.4 Понятие Battement fondu. Понятие Battement fondu. Правила исполнения Battement fondu (муз. р. 4/4).

3.5 Понятие Battement Frappe. Понятие Battement Frappe. Правила исполнения Battement Frappe (муз. р. 4/4).

3.6 Понятие Battement Developpe passe на 90°. Понятие Battement Developpe passe на 90°. Правила исполнения Battement Developpe passe на 90°(муз. р. 4/4).

3.7 Понятие Battement Soutenu на 45°. Понятие Battement Soutenu на 45°. Составные части упражнения. Правила исполнения Battement Soutenu на 45°( муз. р. 4/4).

3.8 Понятие Grand Battement. Понятие Grand Battement. Правила исполнения Grand Battement (муз. р. 2/4).

3.9 Понятие Rond de jambe en L'air. Понятие Rond de jambe en L'air. Правила исполнения Rond de jambe en L'air (муз. р. 3/4, 4/4).

3.10 Поворот в пятой позиции на полупальцах на середине зала. Правила исполнения поворота в пятой позиции на полупальцах на середине зала (муз. 3/4, 4/4).

3.11 Sissonne simple (у палки). Понятие Sissonne simple. Правила исполнения прыжка Sissonne simple (у палки) (муз. р. 2/4).

3.12 Chngement de pieds (у палки). Понятие Chngement de pieds. Правила исполнения прыжка Chngement de pieds (у палки).

3.13 Pas echappe (у палки). Понятие Pas echappe. Правила исполнения прыжка Pas echappe (у палки)

4. Танец: ритм и пластика

4.1 Сложные рисунки танца. Понятие – сложный рисунок. Интенсивность изменения рисунков на сцене. Виды сложных рисунков. Правила перемещения в сложных рисунках.

4.2 Темп и стиль исполнения движений. Правила исполнения темповых движений в разных танцевальных стилях.

4.3Динамика исполнения движений. Комбинации динамических движений. Правила исполнения динамических комбинаций движений.

4.4 Сложные падения в танце. Виды сложных падений. Правила исполнения падений сидя на корточках.

4.5 Элементы дуэтного танца. Понятие – дуэтный танец. Правила поддержки в танце. Принципы подъема и опускания в поддержке. Фиксирование позы в паре.

4.6 Комбинации на координацию движений. Правила координирования движений в  комбинациях в эстрадном танце.

4.7 Элементы акробатики (перевороты). Правила работы со страховкой. Правила исполнения движения «переворот».

5. Элементы историко-бытового танца

5.1 Шаг менуэта. Элементы менуэта. Первый вид – с выносом ноги. Второй вид  с подтягиванием ноги.

5.2 Простые перестроения (колонна, диагональ, круг). Правила перестроений в историко-бытовом танце. Основные построения.

5.3 Шаг полонеза. Элементы полонеза. Правила исполнения Pas glissad . Понятие – «двойной» скользящий шаг. Правила исполнения «двойного» скользящего шага. Формы простого Chasse. Правила исполнения  простого Chasse.

5.4 Исполнение основных шагов в музыкальном размере 4/4, 3/4

6. Экспрессивный танец

6.1 Возникновение танца модерн. Термин «современная хореография». Исторические предпосылки возникновения танца модерн. А. Дункан – первая танцовщица в стиле модерн.

6. 2 Упражнения на дыхание. Правила дыхания при исполнении движений. Виды упражнений на дыхание.

6.3 Упражнения для позвоночника. Правила исполнения скручивания позвоночника в положении стоя на коленях.

6.4 Контракция в танце "Модерн". Понятия – «контракция» и «релиз». Правила исполнения контракции и релиза. Комбинации с контракцией.

6.5 Спиральные движения. Понятие – «спираль». Правила исполнения спиральных движений оси. Спиральные движения тазом.

6.6 Уроки Марты Грехэм. Истоки развития танцевальной школы М. Грехэм. Отличительные особенности ее танцевальной школы. Виды движений, стиль исполнения в  школы М. Грехэм.

6.7 Растягивание боковой части туловища. Правила исполнения растягивание боковой части туловища. Комбинации на растягивание.

5 год обучения

1. Основы танцевальной культуры

1.1 Исполнительское мастерство Арнольда Кларка. Танцевальная школа А.Кларка. Техника исполнения движений в джаз-модерне. отличительные особенности танцевального стиля А.Кларка.

1.2 Отличительные черты танцевальных шоу (Национальное шоу России). Принципы построения танцевальных шоу. Отличительные особенности шоу России от зарубежных постановок.

1.3 Обзор литературных источников по хореографии. Виды литературных источников по хореографии. Детская литература, методическая литература для исполнителей, для постановщиков.

2. Азбука музыкального движения

2.1 Ритмические задания и упражнения. Практические задания: Лексический подбор движений «добрый», «осторожный». Исполнить согласно ритму музыки.

2.2 Музыкальный размер 4/4. Музыкальный размер 4/4. Правила исполнения движений в муз. р. 2/4.Практические задания: Упражнения на внимание и координацию.

2.3 Задания по актерскому мастерству. Практические задания: Упражнения по созданию образа: «падающие листья», «электричество», «гром», «ветерок». Упражнение «актер - режиссер – сдвиг».

3. Основы классического танца

3.1 Маленькие позы, заключающие упражнения. Термин – маленькие позы. Виды маленьких поз. Правила исполнения заключающих упражнений.

3.2 Большие позы Arabesque. Понятие Arabesque. Виды больших поз Arabesque. Правила исполнения 1, 2, 3, 4 – поз Arabesque.

3.3 4 и 5 Port de brasПравила исполнения 4 и 5  Port de bras. Исполнение Port de bras (муз. р. 4/4, 3/4).

3.4 Исполнение Battement fondu  Составные части упражнения. Правила исполнения Battement fondu (муз. 4/4).

3.5 Исполнение Battement Frappe. Исполнение Battement Frappe (муз. р.4/4).

3.6 Исполнение Battement Developpe passe на 90°. Исполнение Battement Developpe passe на 90°(муз. р. 4/4).

3.7 Исполнение Battement Soutenu на 45°. Исполнение Battement Soutenu на 45°(муз. р. 4/4).

3.8 Исполнение Grand Battement. Исполнение Grand Battement (муз. р. 2/4).

3.9 Исполнение Rond de jambe en L'air. Исполнение Rond de jambe en L'air (муз. р. 3/4, 4/4).

3.10 Pas Glissade. Понятие Pas Glissade. Правила исполнения Pas Glissade (муз. р. 3/4).

3.11 Pas de Basque. Понятие Pas de Basque. Правила исполнения Pas de Basque (муз. р. 3/4).

3.12 Grand et Petit Echappe. Понятие Grand et Petit Echappe. Правила исполнения Grand et Petit Echappe (муз. 2/4).

3.13 Jete в маленьких позах. Правила исполнения Jete в маленьких позах (муз. р. 2/4).

4. Танец: ритм и пластика

4.1 Сложные перемещения и передвижения в танце. Принципы сложных перемещений и передвижений в танце. Отличие от простых перемещений.

4.2 Сложные падения в танце. Правила исполнения сложных падений в танце – прыжок- кувырок – падение.

4.3 Приемы партерной поддержки. Правила исполнения партерных поддержек. Виды партерных поддержек.

4.4 Элементы акробатики (работа в тройках). Правила исполнения элементов движений в тройках. Виды элементов движений для 3 исполнителей.

5. Элементы историко-бытового танца

5.1 Танцевальная культура XVI века. Истоки развития танцевальной культуры XVI века. Танцы XVI века.

5.2 Движения: Pas Chasse, Balance,  Pas de Basque. Правила исполнения движений. Принципы перемещения в паре в движениях.

5.3 Танцевальная культура XVII века. Истоки развития танцевальной культуры XVII века. Танцы XVII века.

6. Экспрессивный танец

6.1 Хопы (толчки), основные движения в Mooving in Spase (модерн). Разминочные стили и правила исполнения хопов. Соединительные (skip). Скачок и галоп.

6.2 Сокращение стопы в параллельной позиции (Parallel Flexes). Правила исполнения сокращения стопы, исполнение движений с сокращенной стопой в параллельной позиции.

6.3 Элементы наклонов вперед, сохранение позы. Виды элементов движений с наклоном вперед, фиксирование позы. Правила исполнения наклонов вперед в партере.

6.4 Сложные мультипликации. Понятие -  мультипликация. Изучить правила исполнения мультипликации. Виды мультипликации.

6.5 Контактная импровизация Основы контактной импровизации. Правила исполнения «растяжки-перетекания». Покорение пространства. Прыжки в одной точке опоры. Вращения в одной точке опоры.

6.6 Комбинации с сокращенным и натянутым подъемом. Правила исполнения комбинаций с  сокращенным и натянутым подъемом. Виды комбинаций.

6.7 История возникновения танца джаз. Исторические предпосылки возникновения танца джаз. Первые исполнители джаз-танца.

6.8 Способы изолированных движений головы. Правила исполнения изолированных движений головы. Способы изоляций. Способы исполнения изолированных движений головы.

6.9 Способы движения плечевого пояса. Правила исполнения движения плечевого пояса. Способы исполнения движения плечевого пояса.

6.10 Сложные контракции. Понятие - "сложные контракции". Правила исполнения сложных контракций. Исполнение сложных контракций в комбинации движений.

6 год обучения

1. Основы танцевальной культуры

1.1 Мастерство исполнителей танца. Техника исполнения танцовщиков шоу-балета Тодес и Рецитал. Контрастность женских движений, их смысл, образность.

1.2 Отличительные черты танцевальных шоу. Отличительные особенности зарубежных танцевальных шоу.

1.3 Обзор литературных источников по хореографии. Практические задания: Самостоятельная работа по созданию реферата на основе литературных источников по хореографии.

2.  Азбука музыкального движения. 2.1 Ритмические задания и упражнения. Практические задания: Самостоятельная работа по созданию комбинаций движений в ритмическом рисунке.

2.2 Задания по актерскому мастерству. Практические задания: Упражнения по созданию образа: «грязь», «свет», «скала». Упражнение - «пустой сосуд».  

3. Основы классического танца

3.1 Позы классического танца на 90°. Правила исполнения больших поз (croisee, effacee, ecartee) классического танца 90°.

3.2 Battement Releve lent 90°. Правила исполнения Battement releve lent (90°), по всем направлениям (муз. р. 4/4).

3.3 Понятие Attinude. Понятие Attinude. Правила исполнения Attinude.

3.4 Arabesgue на 90°. Правила исполнения 1, 2, 3, 4 – поз Arabesque на 90°.

3.5 Adagio. Понятие Adagio. Правила исполнения Adagio. Элементарное Adagio на середине зала (муз. р. 4/4).

3.6 Temps lie (вперед и назад). Правила исполнения Temps lie (вперед и назад) (муз. р. 4/4).

3.7 Battement double fondu. Понятие double. Правила исполнения Battement double fondu (муз. р. 4/4).

3.8 Battement Soutenu на 90°. Правила исполнения Soutenu на 90° (муз. р. 3/4, 4/4).

3.9 Поворот на 360°. Правила исполнения Поворот на 360° (у палки) (муз. р. 2/4).

3.10 Grand rond de jambe на 90°. Правила исполнения Grand rond de jambe на 90° (муз. р. 4/4).

3.11 Doubl Assamble. Правила исполнения Doubl Assamble (муз. р. 2/4).

3.12 Sissonne ouverte. Понятие Sissonne ouverte. Правила исполнения Sissonne ouverte.

3.13 Sissonne fermee. Понятие Sissonne fermee. Правила исполнения Sissonne fermee.

3.14 Pas de chat. Понятие Pas de chat. Правила исполнения Pas de chat.

3.15 Классический экзерсис в комбинациях. Исполнение комбинаций Классического экзерсиса.

3.16 Самостоятельное комбинирование упражнений. Практические задания: Самостоятельная работа по созданию комбинаций движений классического экзерсиса.

3.17 Подготовительные упражнения для туров из пятой позиции. Подготовительное упражнение Releve lent, Passe. Виды подготовительных упражнений.

3.18 Тур со второй позиции. Правила исполнения вращений. Правила исполнения тура со второй позиции.

4. Танец: ритм и пластика

4.1 Приемы партерной поддержки. Приемы исполнения партерной поддержки с танцевальными движениями.

4.2 Самостоятельное комбинирование партерных поддержек. Практические задания: Самостоятельная работа по созданию комбинаций партерных поддержек.

4.3 Элементы акробатики (работа в группах). Правила исполнения элементов движений в группах. Виды элементов движений для работы в группах.

5. Элементы историко-бытового танца

5.1 Танцевальная культура XVIII - XIX веков. Истоки развития танцевальной культуры XVIII - XIX веков. Танцы XVIII - XIX веков.

5.2 Основной шаг мазурки. Учебная комбинация. Правила исполнения основного шага мазурки. Правила исполнения учебной комбинации «Мазурка».

5.3 Элементы крестьянского танца. Происхождение крестьянского танца. Правила исполнения крестьянского танца. Виды крестьянского танца.

6. Экспрессивный танец

6.1 Принципы построения танца "Модерн". Понятие «коллапс», «релаксация». Правила передвижения исполнителя в пространстве по вертикали. Основные виды уровней.

6.2 Контактная импровизация. Структура контактной импровизации. Варианты упражнений.

Практические задания: Упражнения на управление тела партнера.

6.3 Самостоятельное комбинирование движений в стиле "Модерн". Практические задания: Самостоятельная работа по созданию комбинаций движений в стиле "Модерн".

6.4 Истоки Джаз-танца. Истоки развития Джаз-танца.

6.5 Тренинг Джаз-танца. Принципы тренинга Джаз-танца. Основные положения рук, ног, кисти.

6.6 Изоляции и оппозиции. Понятия изоляция и оппозиция. Изолированные движения. Объединение нескольких двигательных центров.

6.7 Импровизация. Понятия импровизация. Техника импровизации в Джаз-танце.

6.8 Мультипликация в Джаз-танце. Правила исполнения мультипликации в Джаз-танце.

6.9 Шаги и прыжки в Джаз-танце. Виды шагов и прыжков. Правила исполнения.

6.10 Вращения. Виды вращений. Правила исполнения.

6.11 Джазовые падения. Виды падений в Джаз-танце. Правила исполнения.

6.12 Самостоятельное комбинирование в стиле Джаз. Практические задания: Самостоятельная работа по созданию комбинаций движений в стиле Джаз.

Список литературы для педагогов:

  1. Алексеева В. Изобразительное искусство в школе – М., 2000.
  2. Аринина Н.Л. Уроки прекрасного: из опыта работы. – М., 2000.
  3. Богомолова Л.В, Основы танцевальной культуры: Программа экспериментального курса. М: Новая школа, 2003. – 80 с.
  4. Верхолат Е.В. Ритмика: программа и методические рекомендации для преподавателей ритмики. Хабаровск 2002.
  5. Вопрсы теории эстетического воспитания (Под ред. Апресняна К.В. – М., 1999).
  6. Выготский Л.С, Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. Очерк: Кн. Для учителя. – 3-е изд. М., 2000. – 93 с.
  7. Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. М: Педагогика, 2002.
  8. Искусство и художественное развитие учащихся. – Л., 2003.
  9. Копорова Е.В, Танцевальные кружки старших школьников. – М., 2002.
  10. Подорожная А.Н. Танец - отображение действительности. – М.: ИНФРАМ, 2000.
  11. Сборник научных трудов кафедры хореографии за 2003-2004 уч. Год. – Хабаровск: Изд-во Хабар. гос. тех. ун-та, 2004. – 80 с.
  12. Ткаченко Т. Работа с танцевальным коллективом – М: Искусство, 2001.
  13. Эстетическое воспитание в школе. Вопросы системного подхода – М. 2001.

Список литературы для детей:

  1. Ерохина О.В. Школа танцев для детей (Серия «Мир вашего ребенка». – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 224 с.
  2. Михайловская Н.М. Музыка и дети. – М. 2003.
  3. Секрет танца / Составитель Т.К. Васильева. – СПб.: ТОО Диамант, ООО Золотой век, 1999, - 480 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дополнительная образовательная программа "От фантазии к танцу"

Программа разработана  педагогом дополнительного образования    Пекешиной Светланой Анатольевной   средняя школа №9 им.А.С.Пушкина г.Волжска РМЭ  .   Срок реализации...

дополнительная образовательная программа "От фантазии к танцу"

Результатом моей работы над методической темой  "Современная хореография как средство развития личности ребёнка"  стало создание  модифицированной образовательной программы «От фантазии...

Танцы, танцы, танцы...

Показать ученикам 2 класса многообразие танцевального жанра на примере Вальса, Польки, Камаринской....

Образовательная программа обучения детей 7-13 лет искусству восточного танца.

Актуальность данной образовательной программы связана с тем, что в последнее время восточные танцы и музыка стали очень популярными среди населения нашей страны, как  среди взрослых, так и среди ...

Образовательная программа студии танца «Провинция»

Актуальность разработки данной программы состоит в том, что она основывается на интересах самих подростков (активное увлечение модным...

Дополнительная образовательная программа "Ритмика как первая ступень к бальным танцам для детей 4-5 лет".

Дополнительная образовательная программа "Ритмика как первая ступень к бальным танцам 4-5 лет" поможет педагогу-хореографу организовать работу с детьми дошкольного возраста. В ней подробно описа...

Дополнительная образовательная программа "Танцы"

Содержание программы направлено на создание условий  для развития двигательной и эмоциональной активности личности ребенка младшего школьного возраста и его мотивации  к познанию и творчеств...