Выступление на тему "Создание мотивации к изучению иностранного языка в сельской школе"
статья на тему

Выступление на тему "Создание мотивации к изучению иностранного языка в сельской школе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_puti_i_sposoby_sozdaniya_motivatsii.docx33.89 КБ

Предварительный просмотр:

        Создание  мотивации  к изучению иностранного языка в сельской школе

Современные психологи и педагоги едины в том, что качество выполнения деятельности и её результат зависят, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации; именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяющую выбор средств и приёмов, их упорядочение для достижения целей.

Проблема мотивации в учении возникает по каждому школьному предмету. Проблема мотивации к изучению иностранного языка в сельских школах является одной из центральных в работе преподавателя. Значение этой проблемы возрастает в связи с введением ФГОСа. Так как основная цель обучения - формирование коммуникативной компетенции, которая предусматривает формирование способности к межкультурному взаимодействию. В наше время именно эта цель является наиболее востребованной.

Мотивация – это, прежде всего результат внутренних потребностей человека, его интересов и эмоций, целей и задач, наличие мотивов, направленных на активизацию его деятельности. Мотивация - важнейшая пружина процесса овладения иностранным языком. Формирование мотивации – это не «перекладывание учителем в головы учеников уже готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения», а, прежде всего, создание условий для появления внутренних побуждений к учению, осознания их самими обучающимися и дальнейшего саморазвития мотивационной сферы. Учитель при этом выступает не в роли простого наблюдателя за тем, как развивается мотивационная сфера учащихся, он стимулирует ее развитие системой психологически продуманных приемов. Признавая ведущую роль мотивации в обучении иностранному языку, учителю необходимо  представлять себе способы и приёмы её формирования в условиях школы.

Уровень учебной мотивации изначально у сельских школьников недостаточно высок, а в некоторых случаях – даже очень низок. Что касается изучения иностранного языка, то не секрет, что часто дети воспринимают его как ещё одно наказание.  Трудностями формирования познавательного интереса у учащихся сельских школ, выступают:

- малое количество обучаемых (5-8 человек в классе). Характерной особенностью является высокий уровень общей тревожности, ведь практически на каждом уроке ученик должен отвечать, участвовать в совместной работе, оцениваться учителем. Напряжение в течение пяти-шести уроков каждый день снижает активность учеников, желание проявлять себя на уроках;

- низкий уровень жизни  (большое количество детей из многодетных и/или малообеспеченных семей). И такие доводы как выучишься, поедешь за границу или будешь работать в большой компании, где тебе понадобится знание АЯ, малоубедительны, сомнительны для ребенка. 

         - низкий уровень образования родителей, а так же их низкий уровень педагогической грамотности, и как следствие

         - низкий уровень притязаний у детей («хочу стать шофером») и т.п. В городах, в условиях реальной возможности общения с носителями языка, интерес к иностранным языкам растет из года в год. Учащиеся общаются с зарубежными сверстниками, получают приглашения пожить в их семьях, практикуются в языке, общаясь с иностранцами в своем городе, имеют перспективу продолжить обучение за границей. Сельские же ребята лишены таких возможностей, свое будущее они связывают с профессиями, где знание языка не требуется, на их взгляд, поэтому для них язык – это тяжёлая ноша, которую они вынуждены нести и, они, не скрывая свою скуку, зевают и просто ждут конца урока. Таким образом, учителю сельской школы необходимо использовать все способы и приемы работы для преодоления сложившегося стереотипа отношения к изучению иностранного языка;

- отдалённость от областного центра;

 - слабая материальная база;

- отсутствие естественной среды общения;

-  в любом классе обязательно находятся ученики, которые по «определению» не хотят изучать иностранный язык. Потому, что, как правило, им вообще не нравится ходить в школу.

Внеклассная работа

      В связи с этим именно в сельской школе возрастает значимость внеклассной работы, которая объединяет учащихся разных классов, расширяет круг взаимодействия школьников, способствует развитию познавательного интереса и коммуникативных умений школьников. Детям необходимо проявить себя здесь и сейчас, у них должен быть выход знаний, возможность получения социального опыта во время обучения, а не когда-то в необозримом будущем.    Неоспоримым преимуществом внеклассной работы является тот факт, что и сильные, и слабые в языковом отношении ученики получают возможность самореализации в творческом процессе подготовки и проведения мероприятий, ощутить себя в ситуации успеха. Во внеклассной работе учащийся чувствует себя более раскрепощенным, т.к. за деятельность «после уроков» ему не ставят оценки. Атмосфера сотрудничества и творчества оказывает положительное воздействие на взаимоотношения учителя и учеников. Фактор увлекательности и занимательности, характерный для проводимых внеклассных мероприятий, также способствует возникновению положительных эмоций, что в свою очередь повышает интерес к изучению иностранного языка.

Использование игр

    Возможность опоры на игровую деятельность позволяет обеспечить естественную мотивацию речи на иностранном языке, сделать интересными и осмысленными даже самые элементарные высказывания. Игра в обучении иностранному языку не противостоит учебной деятельности, а органически связана с ней. Именно использование игровых приемов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать в соответствии с ней, умение контролировать и оценивать свои действия и действия других детей. Игра не только источник детской радости, она является основным способом решения учебных задач. Необходимость широкого использования игровых приемов диктуется и спецификой предмета: в условиях, когда все задачи общения могут быть решены детьми на родном языке, новая игра является «психологическим оправданием» перехода на иностранный язык. 

      Игра – это сильнейший мотив в овладении учащимися иностранным языком. Играя, дети без особых усилий включаются в процесс обучения, забывая, что идёт урок. Коснусь лишь тех игровых приёмов, в которых реализуется один из главных принципов, способствующих повышению качества обучения – это принцип посильности и доступности. Младшие школьники с удовольствием включаются в игру «Прихлопни муху».  Заранее развешиваются по всему классу красочные бумажные мухи, на которых, в зависимости от цели урока написаны либо буквы алфавита, либо знаки транскрипции, либо формы глагола. При помощи символической мухобойки учащиеся пытаются найти и прихлопнуть нужную муху. Эта игра смешная из-за самой ситуации и, следовательно, вовлекает в учебный процесс каждого. Старшие школьники с удовольствием играют в «две правды и одна ложь». Эту игру можно использовать на любом этапе урока при прохождении самых разных тем. Задание очень простое: создайте три предложения о себе, два из которых правдивы, а третье – ложь. Остальные учащиеся при помощи вопросов должны догадаться, где скрыт обман. Играть можно и в группах, и в командах и индивидуально. Преимущества этой игры: аутентичность, непредсказуемость, умение анализировать, мыслить творчески. 

Музыка, стихи, песня

      Особо следует отметить один из самых творческих приёмов – это работа с песней. Музыка, сама по себе, вызывает только положительные эмоции. Для чего мы поём на уроках иностранного языка?

Развлечься, получить удовольствие? Да. А вместе с тем:

  • песня, как один из видов речевого общения способствует более прочному усвоению и  расширению лексического запаса;
  • в песне лучше усваиваются и активизируются грамматические конструкции;
  • песня способствует совершенствованию навыков иностранного произношения;
  • песня – отличное средство для формирования и отработки навыков аудирования;
  • песня создаёт благоприятный психологический климат, снижает психологическую нагрузку.

Задания к песне могут быть следующие:

1. Множественный выбор (проверка общего понимания, установление логических связей).

2. Восстановление текста (понимание структуры текста, умение находить смысл).

3. Поиск конкретной информации (перед песней следует дать вопросы).

4. Множественная подстановка (умение выбрать главное).

Хочу подчеркнуть, что такая форма работы особенно способствует формированию и развитию иноязычной коммуникативной компетенции, а так же повышает мотивацию к изучению предмета.  

Для школьников, которые испытывают трудности в изучении английского языка, песни и рифмовки предоставляют возможность воспринимать и перерабатывать информацию (лексический и грамматический материал) в доступной и увлекательной форме, тем самым, преодолевая эти трудности.

Можно начинать использовать песни с самых первых уроков английского языка в начальной школе. Например, для изучения английского алфавита очень подходит песня «The alphabet song».

Песня помогает учащимся в наиболее интересной для них форме повторить и запомнить  буквы в той последовательности, в которой они расположены в алфавите.

При использовании глаголов sing, dance, play  в 2,3 классах изучалась песня «The more we are together». Песня «Clap your hands» использовалась при изучении частей лица.

Чтобы не превратить изучение числительных от 1 до 10 в монотонный  процесс, мною использовалась песня «Ten Little Indians». Эту песню также можно использовать для ритмической паузы.

             Использование аудиовизуальных средств и ИКТ на уроках иностранного языка

      Овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка, используя для этого различные методы и приемы работы, в том числе ИКТ. Используя ИКТ на уроках английского языка, я сталкиваюсь с новыми формами и методами преподавания, ищу новые подходы и стили к процессу обучения.

Итак, назовем наиболее часто используемым элементы ИКТ в учебном процессе:

  • мультимедийного проектора,
  • интерактивные доски,
  • электронные энциклопедии и справочники,
  • тренажеры и программы тестирования,
  • образовательные ресурсы Интернета,
  • DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями,
  • видео и аудиотехника,
  • интерактивные карты и атласы,
  • интерактивные конференции и конкурсы

Интернет создает уникальные возможности для изучения иностранного языка, он создает естественную языковую среду. Сначала вспомним особенности предмета "иностранный язык". Основная цель — формирование коммуникативной компетенции, которая предусматривает формирование способности к межкультурному взаимодействию. В наше время именно эта цель является наиболее востребованной учащимися. Следует иметь в виду еще одну особенность предмета "иностранный язык". Обучать речевой деятельности можно лишь в общении, живом общении. Готовясь к очередному уроку, учителю важно иметь в виду дидактические свойства и функции каждого из отбираемых средств обучения, четко представляя себе, для решения какой методической задачи то или иное средство обучения может оказаться наиболее эффективным. Если иметь в виду предмет нашего обсуждения — Интернет, то также важно определиться, для каких целей мы собираемся использовать его возможности и ресурсы.

Например:

  • для включения материалов сети в содержание урока;
  • для самостоятельного поиска информации учащихся в рамках работы над проектом;
  • для ликвидации пробелов в знаниях.

Используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке:

  • совершенствовать умение аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет;
  • пополнять словарный запас, как активной, так и пассивной лексикой современного языка;
  • формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности.

Включение материалов сети в содержание урока позволяет учащимся лучше понять жизнь на нашей планете, участвовать в совместных исследовательских, научных и творческих проектах, развивать любознательность и мастерство.

Применение метода проектов

       При обучении английскому языку уже с начальных классов можно использовать метод проектов, исследовательские работы которые приобщают учащихся к исследовательской деятельности, развивают их творчество, самостоятельность, независимость, оригинальность мышления. И здесь, что очень важно, без внимания нельзя оставлять никого, потому что каждому ученику очень важно, чтобы их работы могли увидеть и оценить ученики других классов, учителя, родители.

Метод проектов приобретает в последнее время все больше сторонников. Он направлен на то, что бы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике. Проектная методика отличается кооперативным характером выполнения заданий при работе над проектом, деятельность, которая при этом осуществляется, является, по своей сути, творческой и ориентированной на личность учащегося. Она предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого задания по разработке проекта. Совместная работа группы учащихся над проектом неотделима от активного коммуникативного взаимодействия учащихся.

Проектная методика является одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности, в которой учащиеся занимают активную субъективную позицию. Тема проекта может быть связана с одной предметной областью или носить междисциплинарный характер. При подборе темы проекта учитель должен ориентироваться на интересы и потребности учащихся, их возможности и личную значимость предстоящей работы, практическую значимость результата работы над проектом. Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: статья, рекомендации, альбом, коллаж и многие другие. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конференция, конкурс, праздник, спектакль. Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях.

Работа над проектом осуществляется в несколько этапов и обычно выходит за рамки учебной деятельности на уроках: выбор темы или проблемы проекта; формирование группы исполнителей; разработка плана работы над проектом, определение сроков; распределение заданий среди учащихся; выполнение заданий, обсуждение в группе результатов выполнения каждого задания; оформление совместного результата; отчет по проекту; оценка выполнения проекта. Работа по проектной методике требует от учащихся высокой степени самостоятельности поисковой деятельности, координации своих действий, активного исследовательского, исполнительского и коммуникативного взаимодействия. Роль учителя заключается в подготовке учащихся к работе над проектом, выборе темы, в оказании помощи учащимся при планировании работы, в текущем контроле и консультировании учащихся по ходу выполнения проекта на правах соучастника.

Итак, основная идея метода проектов заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся в ходе совместной творческой работы.

Нетрадиционные формы проведения урока.

      Развивать интерес и познавательную активность школьников помогают нетрадиционные формы проведения урока, такие как уроки- викторины, уроки- интервью, уроки-конкурсы, уроки-экскурсии, а так же интегрированные занятия. Такие уроки позволяют достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера:

  • осуществить определённый контроль по теме;
  • обеспечить рабочую обстановку и серьёзное отношение к уроку;
  • максимально вовлечь учащихся в деятельность.

          Следует отметить еще один важный фактор в обучении языку-  это  встреча с носителями языка, которая не предоставляется возможной в сельской местности.  

        Особо следует рассмотреть такой важнейший вид деятельности, как домашнее задание. Роль его в создании мотивации трудно переоценить. Домашним заданием можно «убить» в своём ученике последнюю надежду, а можно сформировать уверенность в своих силах и знаниях, в возможности учиться. Не секрет, что в каждом классе есть такие учащиеся, которые привыкли в системе не выполнять домашние задания по всем другим предметам, исключением не стал и иностранный язык. Выполнение домашнего задания, особенно в первый год обучения, предусматривает обязательную помощь со стороны родителей или других членов семьи. Это касается любого предмета. Конечно, большинство из нас в состоянии оказать качественную помощь своему ребёнку на начальном этапе его школьной жизни. Но не каждый родитель может «блеснуть» своими знаниями иностранного языка, полученными в школе. Поэтому некоторым учащимся уже в начальных  классах надеяться особо не на кого. А в сельской местности таких детей в классе большинство. Сначала такие учащиеся делают домашние задания по иностранному языку как могут, а потом, по мере их усложнения, совсем перестают выполнять. Поэтому, задавая домашние задания своим ученикам, я учитываю следующие принципы:

  • равнозначности домашней и классной работы;
  • не задавать того, о чём на уроке не упоминалось;
  • индивидуальные задания должны быть такими, чтобы выполняя их, ученик непременно попал в ситуацию успеха в глазах своих одноклассников, иначе их лучше не задавать вообще в силу психологических причин;
  • задания творческого характера формулировать на основе собственного опыта ученика, максимально опираясь на его индивидуальность.

       Самая трудная задача –  помочь ученикам изменить своё отношение к учёбе. Вот где вспомнишь про гуманизацию образования. С точки зрения создания мотивации, именно эмоциональный тон урока определяет результат. Каждого ученика следует воспринимать со всем комплексом его индивидуальных проблем, принимать и признавать детские эмоции (даже если они негативные), глубоко знать черты личности, условия жизни. И тогда они будут смотреть на вас весь урок. Ведь известно, что с удовольствием учатся те дети, у которых всё благополучно.    

Список литературы:

1. Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка. Москва: Феникс: Глосса-Пресс,2010. 640 с.

2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С.Савинов].- М.: Просвещение, 2011. – 342 с. – (Стандарты второго поколения).

3. Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 102 с.

4. Материал из Интернета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТИХОТВОРЕНИЙ И РИФМОВОК КАК СРЕДСТВА МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.

В СТАТЬЕ ДАНЫ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЫКЛАДКИ ИПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СТИХОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА....

Содержание обучения и психолого-педагогические предпосылки включения в него социокультурного компонента в целях повышения мотивации изучения иностранных языков в общеобразовательной школе.

Проблема содержания в методике обучения иностранным языкам (ИЯ) остаётся одной из самых актуальных. Особо важное значение имеет взаимосвязь содержания обучения (СО) с социальными требованиями ...

Повышение мотивации к изучению иностранного языка в среднем звене нашей школы

Данная работа в презентации является небольшим подспорьем для коллег в изучении методических рекомендаций в изучение иностранного языка. На основе данной презентации коллеги смогут доработать эту тему...

Использование на уроке иностранного языка стихотворений как средства мотивации к изучению иностранного языка

Богатство и красота литературы всегда помогает человеку понять её прелестное содержание. Когда школьники приступают к изучению иностранного языка, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие и...

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТИХОТВОРЕНИЙ И РИФМОВОК КАК СРЕДСТВА МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА. (английский язык)

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТИХОТВОРЕНИЙ И РИФМОВОК КАК СРЕДСТВА МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА. (английский язык)...

Современные уроки и ИКТ, как способ повышения мотивации к изучению иностранного языка в начальной школе

Модернизация содержания школьного образования явилась стимулом для использования новых педагогических технологий при обучении английскому языку. Федеральные государственные стандарты общего образовани...

Неделя иностранных языков- как способ повышения мотивации к изучению иностранных языков.

Неделя иностранных языков как одна из форм внеклассной работы по иностранному языку необходима для развития и поддержания интереса к изучению иностранного языка в школе, для развития творческих способ...