Статья на тему:"Системно-деятельностный подход как методологическая основа внедрения ФГОС основного общего образования"
статья по теме

Невдубская Наталья Олеговна

«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя. Как показала массовая практика, задача формирования новой личности неосуществима традиционными подходами к образованию школьников. Поэтому введение новых образовательных стандартов - это веяние времени. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nevdubskaya_n.o._fgos_ooo.docx42.13 КБ
Office presentation icon nevdubskaya_n.o._fgos_ooo.ppt2.79 МБ

Предварительный просмотр:

"Системно-деятельностный подход как методологическая основа внедрения ФГОС основного общего образования"

                                                                                       (зам.директора по УВР Невдубская Н.О.)

Если мы сегодня будем учить детей как вчера,

мы украдём у них завтра.

                             Джон Дьюи, американский философ

  • «Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя. Как показала массовая практика, задача формирования новой личности неосуществима традиционными подходами к образованию школьников. Поэтому введение новых образовательных стандартов - это веяние времени.

         Проблемы российского образования:

1. Наше традиционное образование не удовлетворяет запросам общества, государства, родителей, выпускников.

2. Российские школьники резко уступают своим сверстникам во многих странах мира:

-   в умении работать с информацией;

-   в умении решать практические, социально- и личностно-значимые проблемы: проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения;

     -   в умении «увязывать» с приобретаемой в школе системой знаний свой жизненный опыт.

3. «Синдром отличника», который зачастую хуже устраивается в жизни, чем троечник, не умеет приспособиться к другим условиям.

  • Необходимость введения нового Федерального государственного образовательного стандарта – веление времени. Процесс перехода экономики от индустриального к постиндустриальному этапу развития требует и новой парадигмы образования.
  • Если мы сегодня будем учить детей как вчера,

мы украдём у них завтра.

                             Джон Дьюи, американский философ

  • ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО
  • Изменение приоритетов в образовании
  • ГОС 2004г. - ГОС 2004г.
  • ФГОС - Усвоить, освоить, применить
  • Какие документы составляют ФГОС? 
  • БУП (когда, что и сколько изучают)
  • Фундаментальное ядро (что знать к окончанию школы)
  • Модель оценки (как оценивать результат)
  • Федеральный перечень учебников (какими книгами пользоваться)
  • Примерные рабочие программы по предметам (что должно быть изучено)
  • Программа развития УУД (чему должны научиться на всех предметах)
  • Требования к кадрам, финансам, оборудованию  и т.д.
  • Программа духовно-нравственного развития и воспитания (какие ценности вырастит в себе ребенок).
  •  Этап внедрения стандарта имеет трудности и нерешенные вопросы, которые в первую очередь волнуют современных педагогов и управленцев:
  1. Что должен знать педагог о стандарте? Какие новые требования закреплены в стандарте?
  2. Как правильно выстраивать методическое сопровождение и поддержку педагога на этапе внедрения и реализации ФГОС? Каким образом изменяются задачи методических служб, каковы новые механизмы  и средства сопровождения педагогов?
  3. Какие новые требования предъявляются к основной образовательной программе школе и к учебному плану? Как их проектировать и конструировать, чтобы этот процесс не был формальным?
  4. ФГОСовский урок: требования, структура, отличительные черты, этапы проектирования, основные результаты?
  5. Как сделать школу возрастосообразной? Какие технологии способствуют решению задач младшего школьника, подростка, старшеклассника? Чем необходимо руководствоваться педагогу при выборе технологии?
  6. Как изменяется оценка образовательных результатов школьников в условиях ФГОС?

Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где методологической основой является системно-деятельностный подход.           

  • Федеральные государственные образовательные стандарты начального,  основного, среднего (полного) общего образования 2 поколения (далее - ФГОС) вносят существенные изменения,  как в наше понимание результатов образования и реализации основной образовательной программы, так и в целевые ориентиры деятельности образовательных учреждений.
  • (5 слайдов)   Стандарт включает в себя требования:

        к результатам освоения ООП,

к структуре основной ООП,

к условиям реализации основной образовательной  программы

  • Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность      Бернард Шоу 
  • Какими навыками должен обладать человек, чтобы преуспеть в XXI веке?
  •  ( 4 слайда)    Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека, можно поймать ему рыбу. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.              
  • Сегодняшний ученик – это не ученик, послушно выполняющий задания и повторяющий учителя и учебник. У него есть свой особый менталитет, свои взгляды на изучаемый материал, свой субъективный опыт. Поэтому учителю важно найти на уроке особый индивидуальный подход к учащимся: нужно не заставлять, а мотивировать его к учёбе. Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь. Выполнить эти задачи поможет деятельностный метод обучения. Системно-деятельностный подход, предполагает включение учащихся в самостоятельную учебную деятельность, готовящих себя для жизни, для профессии.

    Как показали исследования ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит, 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.

  • Системно-деятельностный подход  обеспечивает:

- формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию;

- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

  • Естественно, возникает вопрос: что такое системно-деятельностный подход?

Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной  познавательной  деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.

  • Системно-деятельностный подход способствует формированию ключевых компетентностей  учащихся: информационные, коммуникативные и т.д.

  • В ФГОС последовательно реализуется системно-деятельностный подход.

Действующие стандарты

Новые

Цель школьного образования

усвоение фактов, сведений, понятий

развитие личности учащегося, его навыков мышления, языковой интуиции, становление умения учиться

Содержание образования

информационно-репродуктивное освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин

высокая мотивация учебной деятельности; интерес к предмету, формирование универсальных учебных действий, усвоение системы знаний и формирование компетентностей

Организация образовательного процесса

Трансляция знаний в «готовой форме».

создание условий для формирования у школьников опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных задач, составляющих содержание образования

Результат образовательной деятельности

ЗУНы

Формирование ключевых компетентностей (способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем)

  • Любая образовательная система имеет свои корни, свой психолого-педагогический фундамент, свою научную школу. Системно-деятельностный подход ориентируется на отечественную советско-российскую психолого-педагогическую науку и уходит корнями в культурно-историческую теорию известного отечественного психолога Льва Семеновича Выготского. Его ученики и последователи – Алексей Николаевич Леонтьев, Петр Яковлевич Гальперин, Даниил Борисович Эльконин, Василий Васильевич  Давыдов, Александр Григорьевич Асмолов и другие известные ученые, методисты – в течение полувека смогли разработать эту основу, на которой может строиться современная российская школа.

«Основоположники системно - деятельностного подхода         (О.В.Синикова)  

Основные идеи теории деятельности:

  •  положение о общественно-исторической обусловленности психического развития личности школьника (Выготский Л.С.);
  • принцип единства психики и деятельности (Рубинштейн С.Л., Леонтьев А.Н.);
  • учение о структуре психологической структуре деятельности (Рубинштейн С.Л., Леонтьев А.Н.);
  • теория поэтапного формирования умственной деятельности (Гальперин П.Я., Талызина Н.Ф.);
  • концепция УД в системе развивающего обучения (ДавыдовВ.В., ЭльконинД.Б. , ЗанковЛ.В. и др.);
  • активизация учебно-познавательной деятельности на основе развития познавательного интереса (Щукина Г.И. и др.).

  • В чём же сущность деятельностного метода, являющегося ядром системно-деятельностного подхода ?

     Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания  не в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». Технология деятельностного метода  предполагает создание учителем  специальных условий, в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему. В условиях применения деятельностного метода отношение школьников к миру всё чаще не укладывается в привычную схему «знаю - не знаю», «умею - не умею» и сменяется параметрами  «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю».

 Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.

  • Деятельностный подход органично сочетается с различными современными образовательными технологиями, такими как: ИКТ, игровые технологии (деловые, интеллектуальные,  турниры), технология критического мышления, технология «Дебаты», технология исследовательской и проектной деятельности, проблемного обучения.
  • Как обучать? Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
    1.     Принцип деятельности (ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам: «когда я делаю сам, я получаю опыт и знания»)

2.     Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей. (преемственность между темами, разделами, курсами…)

3.     Принцип целостного представления о мире (обобщенное, целостное представление о мире, о себе, о роли и месте каждой науки в системе наук)

4.     Принцип минимакса (школа предлагает каждому обучающемуся содержание образование на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне (государственного стандарта знаний: «даем больше, требуем стандарт, возьми сколько можешь»)

5.     Принцип психологической комфортности (снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, доброжелательная атмосфера)

6.   Принцип вариативности (развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.

  7. Принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности. (ситуация успеха, настрой на творческое дело).

  • Базовые технологии стандартов второго поколения:

-Информационные  и коммуникативные технологии (коммуникация – общение)

-Технология, основанная на создании учебной ситуации (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира)

-Технология, основанная на реализации проектной деятельности

-Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения

-Проблемно-диалогическая технология.

  • Системно-деятельностный подход   к обучению предполагает:
  • наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); 
  • выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
    • выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
  • формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
  • включение содержания обучения в контекст решения конкретных жизненных задач.

Обычное сообщение темы урока не является постановкой учебной задачи, так как при этом познавательные мотивы не становятся личностно значимыми для учащихся. Чтобы возник познавательный интерес, надо столкнуть их с «преодолимой трудностью», то есть предложить им такое задание, которое они не могут решить известными способами, и вынуждены изобрести, «открыть» новый способ действия. Задача учителя, предлагая систему специальных вопросов и заданий, подвести учащихся к этому открытию. Отвечая на вопросы учителя, учащиеся выполняют предметные и вычислительные действия, направленные на разрешение учебной задачи, которые называются учебными действиями. На этапе, когда ребенок сам оценивает результаты своей деятельности и осознает свое продвижение вперед , чрезвычайно важно создать для каждого ребенка ситуацию успеха, которая становится стимулом для дальнейшего продвижения его на пути познания. Все этапы  учебной деятельности необходимо проводить в системе, в комплексе.

  • Деятельностный   подход   на  уроках осуществляется через:
  1. Моделирование и анализ жизненных ситуаций
  2. Использование активных и интерактивных методик
  3. Участие в проектной деятельности, владение приёмами  исследовательской деятельности
  4. Вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность, а также проектную  деятельность - обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи.

Учащиеся:

- работают с источниками  информации, с современными средствами коммуникации;

- критически осмысляют актуальную социальную информацию, поступающую из разных источников, формулируют на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

- решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;

- анализируют современные общественные явления и события;

- осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни (на уроках гуманитарного цикла)

- аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;

- выполняют творческие работы и исследовательские проекты.

  • Сравним урок в режиме деятельностного подхода с традиционным уроком  по ряду элементов:

Очевидно, что переход на новые образовательные стандарты предполагает совершенствование урока - основной формы организации обучения.

  • Говоря о системно-деятельностном подходе в образовании, нельзя отрывать это понятие от воспитательного процесса. Только в условиях деятельностного подхода, а не потока информации, нравоучений человек выступает как личность. Поэтому проектная деятельность, деловые игры, коллективные творческие дела – это все то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и предполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их жизни – это  и есть системно-деятельностный подход.

            Системно-деятельностный подход позволяет внедрить в учебный процесс активные формы обучения, способствующие развитию творческих способностей учащихся, мышления, умения перестраиваться в быстро меняющемся современном обществе. Делается акцент на групповые и парные работы, которые «вытесняют» фронтальные формы работы. Строятся активные  формы обучения  в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Помимо диалога  используют и полилог, обеспечивая многоуровневую и разностороннюю коммуникацию всех участников образовательного процесса.

  • Согласно системно-деятельностному подходу, учащиеся овладевают умением формулировать и анализировать факты, работать с различными источниками, выдвигать гипотезы, осуществлять доказательства правильности гипотез, формулировать выводы, отстаивать свою позицию при обсуждении учебной деятельности, что формирует нравственные качества личности.  

На ступени начального образования  системно-деятельностный подход[1], предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;
  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
  • ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий,  познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
  • признание решающей роли содержания образования, способов организации  образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
  • учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
  • разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
  • гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

На ступени основного и среднего (полного) общего образования системно-деятельностный подход[2], обеспечивает:

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся (и здоровья обучающихся).

Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения.


[1] 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Системно-деятельностный подход как методологическая основа внедрения ФГОС ООО» Педагогический совет 23 ноября 2015 года Зам. директора по УВР Невдубская Н.О.

Слайд 2

Требует ли ЖИЗНЬ новой работы с содержанием образования? Требуется умение отбирать главное в море информации ЭТОМУ ПРОТИВОРЕЧИТ ТРАДИЦИОННОЕ МАССОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ: все, что есть в учебнике, надо учить от корки до корки, выполнять все задания Функции мобильного телефона Набор товаров в магазине Поиск в Интернете вакансий, досуга, сведений и т.д. Инструкция к новой технике Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается

Слайд 3

КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ? Традиционный взгляд: Основная задача школы - дать хорошие прочные ЗНАНИЯ ФГОС Смена образовательной парадигмы . Вместо передачи суммы знаний – РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов деятельности

Слайд 4

Если мы сегодня будем учить детей как вчера, мы украдём у них завтра. Джон Дьюи, американский философ

Слайд 5

ФГОС - переход от традиционного к современному образованию 04.05.17 Традиционное Принцип единоначалия в управлении образованием. Внутриведомственная оценка качества образования. ЗУН-ориентированный ФГОС. Классно-урочная система и единый базисный УП. Обучение преобладает над развитием. Преобладание авторитарных педагогических технологий. Педагогическая диагностика как средство оценки знаний учащихся Современное Расширение общественного участия в управлении образованием. Внешняя и независимая оценка качества образования. Компетентостно-ориентированный ФГОС. Вариативное и открытое образование. Обучение как средство развития. Внедрение современных образовательных технологий. Педагогическая диагностика как средство учёта достижений учащихся.

Слайд 6

ФГОС - переход от традиционного к современному образованию 04.05.17 Традиционное базируется на принципе доступности; 2) учащийся выступает в роли объекта педагогической деятельности; 3) ориентировано на усвоение определенной суммы знаний; 4) развивает обыденное мышление, эмпирический способ познания; 5) решая конкретно-практические задачи, учащиеся усваивают частные способы; 6) в результате формируется индивид - человек, способный к исполнительской деятельности. Современное 1) опирается на зону ближайшего развития; 2) учащийся действует как субъект педагогической деятельности; собственной учебной деятельности; 3) нацелено на усвоение способов познания как конечной цели учения; 4) развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания; 5) на первый план выступают учебные задачи, решая их учащиеся, усваивают общие способы умственной деятельности; 6) формируется личность, способная к творческой самостоятельной деятельности.

Слайд 7

ЭТАП ВНЕДРЕНИЯ СТАНДАРТОВ Что должен знать педагог о стандарте? Какие новые требования закреплены в стандарте? Как правильно выстраивать методическое сопровождение и поддержку педагога на этапе внедрения и реализации ФГОС? Каким образом изменяются задачи методических служб, каковы новые механизмы и средства сопровождения педагогов? Какие новые требования предъявляются к основной образовательной программе школе и к учебному плану? Как их проектировать и конструировать, чтобы этот процесс не был формальным? ФГОСовский урок: требования, структура, отличительные черты, этапы проектирования, основные результаты? Как сделать школу возрастосообразной? Какие технологии способствуют решению задач младшего школьника, подростка, старшеклассника? Чем необходимо руководствоваться педагогу при выборе технологии? Как изменяется оценка образовательных результатов школьников в условиях ФГОС?

Слайд 8

Бернард Шоу Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность

Слайд 9

БАЗОВЫЕ НАВЫКИ КОМПЕТЕНЦИИ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА Что помогает решать повседневные задачи Навыки чтения и письма Математическая грамотность Финансовая грамотность Естественнонаучные знания ИКТ – грамотность Культурная и гражданская грамотность Что помогает решать более сложные задачи Критическое мышление Творческое мышление Умение общаться Умение работать в коллективе Что помогает справляться с изменениями окружающей среды Любознательность Инициативность Настойчивость Способность адаптироваться Лидерские качества Социальная и культурная осведомленность Какими навыками должен обладать человек, чтобы преуспеть в XXI веке?

Слайд 10

Меня учат Я учусь! Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности

Слайд 11

Системно-деятельностный подход как концептуальная основа ФГОС общего образования Обеспечивает: формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Слайд 12

Системно-деятельностный подход способствует формированию ключевых компетентностей учащихся готовность к разрешению проблем технологическая компетентность готовность к самообразованию готовность к использованию информационных ресурсов готовность к социальному взаимодействию коммуникативная компетентность

Слайд 13

В ФГОС последовательно реализуется системно-деятельностный подход . Действующие стандарты Новые Цель школьного образования усвоение фактов, сведений, понятий развитие личности учащегося, его навыков мышления, языковой интуиции, становление умения учиться Содержание образования информационно-репродуктивное освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин высокая мотивация учебной деятельности; интерес к предмету, формирование универсальных учебных действий, усвоение системы знаний и формирование компетентностей Организация образовательного процесса Трансляция знаний в «готовой форме». создание условий для формирования у школьников опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных задач, составляющих содержание образования Результат образовательной деятельности ЗУНы формирование ключевых компетентностей (способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем)

Слайд 14

Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить? ценности образования Чему учить? обновление содержания Системно-деятельностный подход Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий формирование универсальных способов действий

Слайд 15

Основные виды универсальных учебных действий Личностные Регулятивные Познавательные самоопределение, смыслообразование, реализация творческого потенциала, социальная и профессиональная мобильность, действия нравственно-этического оценивания целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование общеучебные, логические, знаково-символические, познавательная и интеллектуальная деятельность компетентность в общении, умение слушать, вести диалог, продуктивное сотрудничество, свободное общение на русском и иностранных языках Коммуникативные

Слайд 16

ФГОС: каким образом можно получить новый результат? ОРГАНИЗОВАТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИИ умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий (КИМы: вместо проверки знаний - проверка умений ими пользоваться!) способность к самоорганизации в решении учебных задач прогресс в личностном развитии

Слайд 17

Базовые технологии стандартов второго поколения Информационные и коммуникативные технологии (коммуникация – общение) Технология, основанная на создании учебной ситуации (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира) Технология, основанная на реализации проектной деятельности Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения Проблемно-диалогическая технология

Слайд 18

Дидактические принципы построения урока в режиме системно-деятельностного подхода Принцип деятельности Принцип непрерывности Принцип целостности Принцип минимакса Принцип психологической комфортности Принцип вариативности Принцип творчества

Слайд 19

Основные принципы реализации системно-деятельностного подхода деятельностный подход в обучении; задачный принцип построения предметного содержания на основе формирования УУД; организация детского самостоятельного и инициативного поискового действия в образовательном процессе; ориентация на различные коллективные формы взаимодействия детей и педагогов как в учебной, так и во внеурочной деятельности.

Слайд 20

Деятельность Мотивация Целеполагание Проектирование действий Осуществление действий Анализ результатов действий. Контроль Рефлексия Алгоритм построения всех дидактических единиц образовательного процесса (урока, занятия внеурочной деятельности)

Слайд 21

Деятельностный подход на уроках Участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности Вовлечение обучающихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную, проектную деятельность Моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях Использование активных и интерактивных методик

Слайд 22

Элементы сравнения Традиционный урок Урок в режиме деятельностного подхода Формулирование темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся Постановка целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальная форма организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповая и индивидуальная форма организации деятельности) Особенности урока в рамках деятельностного подхода

Слайд 23

Технология деятельностного метода Этапы урока Организующая роль учителя 1 Мотивация к учебной деятельности Создают условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в деятельность («хочу») и выделения содержательной области («могу»). 2 Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Организует подготовку учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия: 1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершении этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащимися, которое фиксируется ими самими. 3 Выявление места и причины затруднения Организует выявление учащимися места и причины затруднения: 1) организовывается восстановление выполненных операций и фиксация места, шага, где возникло затруднение 2) выявление причины затруднения- каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа. 4 Построение проекта выхода из затруднения Организует процесс открытия нового знания, где учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, строят план достижения цели, выбирают метод разрешения проблемной ситуации.

Слайд 24

5 Реализация построенного проекта Организует: обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися; выбор оптимального варианта, который фиксируется вербально и знаково. Уточняет характер нового знания. 6 Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Организует усвоение учениками нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием (фронтально, в парах или группах). 7 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Организует самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия и самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Создает, по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха. 8 Включение в систему знаний и повторение Организует выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. 9 Рефлексия учебной деятельности. Организует оценивание учащимися собственной деятельности, фиксирование неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

Слайд 25

Деятельность обучающихся Работают с источниками информации Критически осмысливают актуальную социальную информацию Решают познавательные и практические задачи Анализируют современные общественные явления и события Анализируют современные общественные явления и события Осваивают типичные социальные роли Аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению Выполняют творческие работы и исследовательские проекты

Слайд 26

До цели четыре шага: планируйте целенаправленно, готовьтесь молитвенно, действуйте положительно и добивайтесь неустанно. Уильям А. Уорд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход как методологическая основа внедрения ФГОС основного общего образования. (Баландина М.Б.,заместитель директора по научно-методической работе МОУ «СШИ№2" г. Магнитогорска

Системно-деятельностный подход как методологическая основа внедрения ФГОС основного общего образования. (Баландина М.Б., заместитель директора по научно-методической работе МОУ «СШИ№2" г. Магнитогорск...

Системно-деятельностный подход как методологическая основа внедрения ФГОС нового поколения

Выступление на педсовете «ФГОС: преемственность при переходе из начальной школы в основную» (декабрь 2015)...

Разработка методических приемов формирования регулятивных УУД по предмету физическая культура в рамках деятельности лицея как городской экспериментальной площадки « Создание вариативной модели внедрения ФГОС основного общего образования».Самообразование

Развитие современных информационных технологий привело к тому, что дети разучились общаться и играть друг с другом в реальном мире. Страх родителей, не выпускающих на улицу детей, за их жизнь и здоров...

Профессиональная компетентность учителя в процессе внедрения ФГОС основного общего образования в МОУ Урлукская СОШ

Осуществлена процедура внутреннего самоаудита деятельности ОУ:- анализ состояния образовательных ресурсов и условий с точки зрения обеспечения эффективности образовательного процесса;-анализ образоват...

Системно-деятельностный подход в образовательном процессе как методологическая основа реализации ФГОС основного общего образования

Системно-деятельностный подход в образовательном процессе как методологическая основа реализации ФГОС основного общего образования...

Методы и приемы рефлексии на уроках технологии в рамках внедрения ФГОС основного общего образования

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов.  Рефлексия, как структурный компонент урока,  направлена на достижение различных целей: эмоци...