Адаптированная образовательная программа
рабочая программа на тему

Миронюк Юлия Леонидовна
Адаптированная образовательная программа – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ  с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и, при необходимости, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию  указанных лиц  (п.28 ст.2, Федеральный закон «Об образовании  в РФ», декабрь 2012 г.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx110.24 КБ

Предварительный просмотр:

АДАПТИРОВАННАЯ

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

  на 2015 – 2016 учебный год

                                     Ответственный за реализацию программы:

                                                  Учитель Ю.Л. Александрова

Курск – 2015г.

Пояснительная записка

Адаптированная образовательная программа – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ  с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и, при необходимости, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию  указанных лиц  (п.28 ст.2, Федеральный закон «Об образовании  в РФ», декабрь 2012 г.)

Адаптированная образовательная программа разработана в соответствии с Федеральным  законом  «Об образовании в РФ»  от  29 декабря 2012 г. № 273-Ф3, Постановлением главного государственного  санитарного врача РФ  от 29.12.2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН» 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»: Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования : Концепцией Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: Положением  об адаптированной образовательной программе.

Адаптированная образовательная программа разработана на основе Программы обучения глубоко умственно отсталых детей  НИИ дефектологии АПН м.1984 г. Федеральным законом «О социальной защите инвалидов  в Российской Федерации» и постановлением  Правительства РФ  от 18 июля 1996 г. № 861 о Порядке воспитания и обучения детей  - инвалидов на дому на основании Письма Министерства народного образования РСФСР от 14.11.88 г. № 17-253-6,  в соответствии с законом РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 № 181-Ф3,  Письмом МО РСФСР от 14.11.1988 № 17-256-6  «Об индивидуальном обучении больных детей на дому», Письмом МО РФ от 09.04.1999 № 27-511-6 «О психолого-педагогической и социальной реабилитации  лиц с ограниченными возможностями здоровья  в системе образования», Письмом Министерства образования Российской Федерации от 06.04.2004  № 26-188-6и «О дополнительных мерах по соблюдению права на образование детей-инвалидов с отклонениями в умственном развитии».

Цели: выявить особенности общего и речевого развития ребёнка, исправить дефекты общего и речевого развития, подготовить учащуюся к овладению первоначальными навыками чтения и письма, формировать графические навыки и умения, пробудить интерес к обучению, формировать трудовые качества, обучение вести на практически наглядной основе.

Задачи: 

- корригировать и развивать познавательную деятельность;

- развивать общую и мелкую моторику рук;

- формировать речевое развитие;

- формировать доступные умения, навыки, представления;

- развивать личностные качества.

Образовательный компонент

Письмо и развитие речи

Пояснительная записка

Цели:

- подготовить учащуюся к овладению первоначальными навыками  письма и чтения, привить интерес к обучению, выявляет особенности общего и речевого развития.

Проводится работа над освоением рукописного начертания изучаемых букв; умением соединять их в слоги, слова. Упражнения в написании слогов, слов опираются на звуко – буквенный анализ, составление слов, слогов, предложений из букв разрезной азбуки.

Повторение строчных букв: а, о, у, м, с, х, ш; изучение прописных букв: А, О, У, М, С, Х, Ш. Дальнейшее последовательной изучение звуков и букв: л, Л, ы, н,Н, р, Р, п П, б Б.

Планируемый результат:

- пользоваться тетрадью, самостоятельно держать ручку, писать элементы букв, писать изучаемые буквы, слоги, слова, предложения.

Учебно – тематическое планирование уроков по письму и развитию речи (3 часа в неделю)

Разделы (тема)

Кол-во часов

Контрольные работы

Примечание

1

Повторение

Контрольная работа «Письмо слогов с изученными буквами».

2

Изучение новых букв

Контрольная работа «Письмо слогов, слов с изученными буквами»

Контрольная работа «Письмо слогов, слов с изученными буквами»

Итоговая контрольная работа

Итого часов

Самостоятельное изучение

15

Письмо и развитие речи

1 четверть

№ пп

                                           Содержание материала

   Дата

1.

Выявление знаний и умений учащегося.

2

2.

Письмо строчной буквы а

3

3.

Написание элементов строчной буквы а.

4

4.

Написание элементов строчной буквы А

8

5.

Письмо прописной буквы А.

9

6.

Письмо строчной буквы у. Правила соединения букв. Написание слогов  ау, уа.

10

7.

Письмо прописной буквы У. Письмо слова Уа.

15

8.

Письмо букв у, У.

16

9.

Письмо строчной буквы о.

17

10.

Упражнение в написании слогов  уо, оу.

22

11.

Письмо прописной буквы О. Письмо букв О, о.

23

12.

Письмо слога Оу.

24

13.

Письмо строчной буквы м.

29

14.

Упражнение в написании закрытых слогов ам, уи, ом.

30

15.

Упражнение в написании открытых слогов ма, му, мо.

1.10

16.

Письмо прописной буквы М.

6

17.

Слоги с буквой М: Ма, Му, Мо.

7

18.

Составление и письмо слова ма – ма.

8

19.

Контрольная работа «Письмо слогов с изученными буквами».

13.10

20.

Работа над ошибками.

14.10

21.

Закрепление навыка написания слогов и слов с согласной м.

15

22.

Письмо строчной буквы с.

20

23.

Написание слогов ас – са, ос – со, ус – су.

21

24.

Письмо прописной буквы С.

22

II четверть

1.

Слоги с прописной буквой  С: Са, Су, Со.

3

2.

Составление и письмо слова о – са.

4

3.

Составление и письмо слогов, слов с согласной с.

5

4.

Письмо строчной буквы х.

10

5.

Написание слогов ах – ха, ух – ху, ох – хо.

11

6.

Составление и письмо слов  у – ха, у – хо.

12

7.

Письмо прописной буквы Х.

17

8.

Слоги с буквой  Х: Ха, Хо, Ху.

18

9.

Закрепление навыка написания слов с изученными буквами.

19

10.

Письмо строчной буквы ш, ее элементов.

24

11.

Письмо слогов аш – ша, уш – шу, ош – шо.

25

12.

Составление и письмо слова шуи.

26

13.

Составление и письмо слова Ма – ша.

1.12

14.

Письмо прописной буквы Ш, ее элементов.

2

15.

Слоги с прописной буквой Ш: Ша, Шо, шу.

3

16

Письмо слов Ма- -ша, Ма- -шу.

8

17.

Написание слов Ма- -ша, Са – ша.

9

18.

Дифференциация звуков и букв с – ш.

10

19.

Контрольная работа «Письмо слогов, слов с изученными буквами».

15.12

20.

Работа над ошибками.

16.12

21.

Написание слов с согласными Ш-С  (су-шу, Са-ша).

17.12

22.

Письмо строчной буквы з.

22

23.

Написание слогов аз – за, оз – зо, уз – зу.

23

24.

Письмо прописной буквы З.

24

25.

Повторение. Написание слогов и слов с изученными буквами.

29

III четверть

№ пп

Содержание материала

   Дата

1.

Слоги с прописной буквой  з: за, зу, зо.

2.

Составление и письмо слов с согласной з.

3.

Составление и письмо предложений с согласной з.

4.

Дифференциация с – з.

5.

Различение слогов и слов с буквами з и с. Их правописание. Составление и письмо слов.

6.

Письмо строчной буквы л, ее элементов.

7.

Составление и написание закрытых слогов  ал, ул, ол.

8.

Составление и написание открытых слогов ла, лу, ло.

9.

Составление и написание слова лом.

10.

Составление и письмо слова  ма- ла.

11.

Составление и письмо слова уш – ла.

12.

Письмо прописной буквы Л, её элементов.

13.

Слоги с буквой Л : Ла, Лу, Ло.

14.

Составление и письмо слова Лу – ша.

15.

Составление и письмо слова Ал – ла.

16.

Составление и письмо слова  мал, сам, мала.

17.

Составление и письмо слогов и слов с согласной л.

18.

Составление и написание предложения.  Лу – ша, ма – ла.

19.

Составление и написание предложения  Ал – ла уш – ла.

20.

Написание слогов и слов с изученными буквами.

21.

Написание элементов  буквы ы. Письмо буквы ы. Письмо слогов с буквой ы: мы, сы, лы.

22.

Написание слов единственного и множественного числа с буквой ы.

23.

Составление и написание предложения  Мы ма – лы.

24.

Письмо строчной буквы н, ее элементов.

25.

Составление и письмо закрытых слогов  ан, ун, он.

26.

Контрольная работа «Письмо слов, предложений с изученными буквами».

9.03

27.

Работа над ошибками.

10.03

28.

Составление и письмо открытых слогов на, ну, но.

15

29.

Составление и письмо слов он, нос.

16

30.

Повторение. Написание слогов и слов с изученными буквами.

17

IV четверть

№ пп

Содержание материала

   Дата

1.

Составление и письмо слов  о – на, лу – на.

2.

Составление и письмо слов на – ша, но – ша.

3.

Письмо прописной буквы Н, её элементов.

4.

Слоги с прописной буквой  Н: На, Ну, Но. Составление и написание слова сын.

5.

Составление и написание предложения  На - ша но – ша

6.

Составление и написание предложения Сын мал.

7.

Закрепление навыка написания слов с изученными буквами.

8.

Письмо строчной буквы р, ее элементов. Составление и письмо закрытых слогов  ар, ур, ор.

9.

Составление и письмо открытых слогов  ра,  ру, ро.

10.

Составление и письмо слов шар, сыр.

11.  

Составление и письмо слов сор, хор.

12.

Письмо прописной буквы Р, ее элементов. Слоги с прописной буквой Р: Ра, Ро, Ру.

13.

Составление и написание предложения Ро – ма мал. Составление и написание предложения Ла – ра  ма – ла.

14.

Дифференциация р – л. Составление и письмо слов Ло – ра, ша – ры.

15.

Составление и написание предложения  У Ло – ры ша – ры.

16.

Письмо строчной буквы П. Выделение звука П в словах.

17.

Написание слов и предложений с согласной п.

18.

Письмо строчной буквы Б. Выделение звука Б в словах. Составление и написание слогов и слов с буквой Б.

19.

Итоговая контрольная работа.

17.05

20.

Работа над ошибками.

18.05

21.

Дифференциация б – п.

19

22.

Письмо слогов и слов с буквами б – п. Их сравнительный анализ.

23.

Повторение. Письмо изученных слогов.

24.

Повторение. Письмо изученных слов.

Чтение и развитие речи

Пояснительная записка

Цели:

- подготовить учащуюся к овладению первоначальными навыками  письма и чтения, привить интерес к обучению, выявляет особенности общего и речевого развития.

Проводится работа над последовательным изучение звуков и  букв; освоением основных слоговых структур. Практическое знакомство с гласными и согласными звуками. Необходимо добиваться правильно и отчетливого произнесения изучаемых звуков, различение их  в начале слова. Образование и протяжённое чтение открытых и закрытых слогов, сравнение их. Составление и чтение слов, предложений.

Повторение звуков и  букв: а, о, у, м, с, х, ш. Дальнейшее последовательной изучение звуков и букв:  Л, ы, Н,  Р, П, Б.

Планируемый результат:: 

- различать звуки речи;

 - анализировать по слоговому составу слоги, слова;

- составлять слоги, слова, предложения из разрезной азбуки;

- читать правильно слоги, слова, предложения.

Учебно – тематическое планирование уроков по письму и развитию речи (3 часа в неделю)

Разделы (тема)

Кол-во часов

Примечание

1

Повторение

2

Изучение новых букв

Итого часов

Чтение и развитие речи

I четверть

№ пп

Содержание материала

Дата

1.

Урок знаний. Правила поведения на улице.

2

Звук и буква А . Беседа о лете.

3.

Конструирование буквы А из элементов.

4.

Лепка буквы А из пластилина.

5.

Выкладывание буквы А из фасоли на пластилине.

6.

Звук и буква У, узнавание звука ( у ). Составление и чтение  слогов АУ. УА.

7.

Лепка буквы У из пластилина.

8.

Выкладывание буквы из палочек. Конструирование букв А, У из  элементов.

9.

Звук и буква О, определение наличия  звука ( о ) в слове.

10.

Составление и чтение слогов УО, ОУ.

11.

Лепка буквы О из пластилина.

12.

Конструирование буквы О из элементов.Чтение слогов с изученными буквами.

13.

Звук и буква М, Выделение звука ( м ) в начале слова.

14.

Составление и чтение закрытых слогов  с согласной м (МА, МУ, МО).

15.

Составление и чтение открытых слогов с согласной м (МА, МУ, МО), Конструирование буквы М из элементов.

16.

Составление и чтение слогов с согласной М.

17.

Лепка буквы М из пластилина.

18.

Составление и чтение слова МУ -  МУ.

19.

Выкладывание буквы из палочек. Конструирование буквы М из  элементов.

20.

Составление и чтение слова МА – МА. Конструирование буквы М из  элементов.

21.

Упражнение в составлении и чтении слогов и слов с согласной М.

22.

Звук и буква С. Выделение звука ( с) в словах.

23.

Составление и чтение закрытых слогов с согласной С ( АС. ОС, УС )

24.

Составление и чтение слогов  с согласной С ( СА, СО, СУ ).

II четверть

№ пп

Содержание материала

Дата

1.

Лепка буквы С из пластилина.

2.

Составление и чтение слова О – Са.

3.

Упражнение в составлении слогов и слов с согласной С.

4.

Звук и буква Х, Выделение звука ( х ) в словах.

5.

Составление и чтение слогов с согласной Х ( АХ – ХА, ОХ – ХО, УХ – ХУ).

6.

Составление и чтение слов  У – ХА, У – ХО.

7.

Лепка буквы Х из пластилина.

8.

Закрепление навыка чтения слогов с буквой Х.

9.

Закрепление навыка чтения слогов и слов с буквой Х.

10.

Звук и буква Ш. Выделение звука ( Ш ) в словах.

11.

Составление и чтение слогов  с согласной Ш ( АШ – ША, ОШ – ШО, УШ – ШУ ).

12.

Составление и чтение слова ШУМ.

13.

Составление и чтение слова МА – ША.

14.

Упражнение в составлении и чтении слогов с буквой Ш.

15.

Составление и чтение слогов  Ма – ша, Ма – шу.

16.

Составление и чтение слова Са – ша.

17.

Составление и чтение слов с согласными С, Ш.

18.

Лепка буквы Ш из пластилина.

19.

Составление и чтение  слов Ма – ша, Са – ша.

20.

Дифференциация звуков  ( с – ш ).

21.

Чтение слов с согласными Ш-С  (су-шу, Са-ша).

22.

Лепка из пластилина буквы з.

23.

Чтение слогов аз – за, оз – зо, уз – зу.

24.

Выкладывание буквы З из фасоли, гречки ит.д.

25.

Закрепление навыка чтения слогов и слов с изученными буквами.

III четверть

№ пп

Содержание материала

  Дата

1.

Составление и чтение слогов с буквой  з: за, зу, зо.

2.

Составление и чтение слов с согласной з.

3.

Составление и чтение предложений с согласной з.

4.

Дифференциация с – з.

5.

Различение слогов и слов с буквами з и с. Составление и чтение слов.

6.

Звук и буква Л.

7.

Составление и чтение закрытых слогов с согласной Л ( АЛ, УЛ, ОЛ ).

8.

Составление и чтение открытых слогов  с согласной Л ( ЛА, ЛУ, ЛО ).

9.

Составление и чтение слова ЛОМ.

10

Составление и чтение слова МА – ЛА.

11.

Составление и чтение слова УШ – ЛА.

12.

Выкладывание буквы Л из фасоли на пластилине.

13.

Составление и чтение слова Лу – ша.

14.

Составление и чтение слова  Ал – ла.

15.

Составление и чтение слова МАЛ, САМ, МА – ЛА.

16.

Составление и чтение слогов и слов с буквой Л.

17.

Составление и чтение предложения Лу – ша ма – ла.

18.

Составление и чтение предложения Ал – ла уш – ла.

19.

Составление и чтение слогов и слов с изученными буквами.

20.

Звук и буква Ы. Составление и чтение слогов  с буквой Ы (МЫ, СЫ, ЛЫ ),

21.

Составление и чтение слов, состоящих из одного слога.

22.

Составление и чтение слов, состоящих из двух слогов.

23.

Составление  и чтение предложений  Мы ма – лы.

24.

Звук и буква Н, выделение звука ( н ) в словах.

25.

Составление и чтение закрытых слогов  с согласной Н ( АН, УН, ОН ).

26

Составление и чтение открытых слогов с согласной Н ( НА, НУ, НО ),

27.

Составление и чтение слов ОН, НОС. Составление и чтение слов СОМ, МАЛ,

28.

Составление и чтение слов  СЫН, СОН, СОМ. Составление и чтение слов СОН, НОС, НАШ,

29.

Составление и чтение слов НА – ША, НО – ША.Конструирование буквы Н  из элементов. Лепка буквы Н из пластилина.

30.

Повторение.

IV четверть

№ пп

Содержание материала

   Дата

1.

Составление и чтение слова СЫН.

2.

Составление и чтение слова МАЛ.

3.

Составление и чтение слов с согласной Н.

4.

Составление и чтение слов к иллюстрациям.

5.

Составление и чтение предложения  На – ша но – ша.

6.

Составление и чтение предложения Сын мал.

7.

Закрепление навыка чтения  слогов и слов с изученными буквами.

8.

Звук и буква Р. Выделение звука ( р ) в словах. Составление и чтение закрытых слогов с согласной Р ( АР, ОР, УР ),

9.

Составление и чтение открытых слогов с согласной Р ( РА, РУ, РО ).

10

Составление и чтение слов ШАР, СЫР.

11.

Составление и чтение слов  СОР, ХОР.

12.

Составление и чтение слов РЫЛ, РЫ – ЛА.Рисование буквы Р по шаблонам, раскрашивание.

13.

Составление и чтение  предложения РО – ма мал. Лепка буквы Р из пластилина.

14.

Составление и чтение слов  МЫЛ, МЫ – ЛА.

15.

Составление и чтение предложения Ла – ра мы – ла.

16.

Составление и чтение слов с согласными Р – Л. Составление и чтение слов  Ло – ра, ша – ры.

17.

Звук и буква П. Звуко-буквенный анализ слов.

18.

Составление и чтение слогов и слов с согласной П.

19.

Звук и буква Б. Выделение звука Б  в словах.

20.

Составление и чтение слогов и слов с согласной Б.

21.

Дифференциация б – п. Рисование букв б и п.

22.

Чтение слогов и слов с буквами б – п. Их сравнительный анализ.

23.

Повторение. Составление и чтение изученных слогов.

24.

Повторение. Составление и чтение изученных слов.

Математика

Пояснительная записка

Цели:

- коррекция и развитие познавательной деятельности, личностных качеств, воспитание трудолюбия, пробуждения интереса к математике.

Проводится работа по изучению чисел, цифр.  Обучающаяся учиться пересчитывать, отсчитывать предметы, узнавать количество из 2-3, 3-4 предметов без пересчитывания, записывать примеры на сложение и вычитание в пределах 6.

Повторение изученных цифр: 1, 2, 3, 4, 5. Дальнейшее последовательной изучение цифр:  6, 7.

Планируемый результат::

- узнавать и называть геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг;

 - писать цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 соотносить количество предметов;

- пересчитывать и отсчитывать предметы в пределах 7;

- производить и записывать действия сложения и вычитания в пределах 7.

Учебно – тематическое планирование уроков по письму и развитию речи (3 часа в неделю)

Разделы (тема)

Кол-во часов

Контрольные работы

Примечание

1

Повторение:

Число и цифра 1

Число и цифра 2

Число и цифра 3

Число и цифра 4

Число и цифра 5

Контрольная работа «Сложение и вычитание в пределах 3».

Контрольная работа «Сложение и вычитание чисел в пределах 4».

2

Изучение новых цифр:

Число и цифра 6

Число и цифра 7

Контрольная работа «Сложение и вычитание чисел в пределах 6».

Итоговая контрольная работа

Итого часов

Математика

I четверть

№ пп

Содержание материала

   Дата

1.

Уточнение уровня сформированности математических представлений.

2.

Число и цифра 1. Выделение и называние единичных предметов.

Конструирование геометрических фигур из палочек.

3.

Письмо цифры 1.  Рисование по опорным точкам. Орнамент из геометрических фигур.

4.

Число и цифра 2.  Круг, предметы, имеющие форму круга.

5.

Письмо цифры 2. Рисование по опорным точкам. Сравнивание кругов по величине.

6.

Числовой ряд 1, 2. Квадрат, обводка, раскрашивание.

7.

Сложение в пределах 2. Вычерчивание квадрата по заданным вершинам.

8.

Число и цифра 3. Прямоугольник.

9.

Письмо цифры 3.  Рисование по опорным точкам. Прямоугольник. Раскрашивание.

10.

Числовой ряд 1, 2, 3.Сравнение чисел 2 и 3. Вычерчивание прямоугольника по заданным вершинам.

11.

Образование числа 3. Прямоугольник. Раскрашивание.

12.

Сложение чисел в пределах 3. Треугольник – обводка, раскрашивание.

13

Вычитание в пределах 3. Прямая линия. Вычерчивание прямой линии по клеткам.

 14

Число и цифра 0. Решение примеров, в которых одно из слагаемых 0. Кривая линия.

15.

Число и цифра 4. Прямая и кривая линия.

16.

Письмо цифры 4. Соотнесение цифры 4  с количеством предметов. Вычерчивание прямой линии, проходящей через одну точку.

Состав числа 4. Вычерчивание числа 4.

Сравнение чисел и предметных множеств в пределах 4. Вычерчивание прямой линии, проходящей через две точки.

17.

Сложение в пределах 4. Конструирование из геометрических тел.

18.

Решение примеров на вычитание  в пределах 4. Орнамент из геометрических фигур.

19.

Вычитание в пределах 4. Квадрат, штриховка.

13.10

20.

Контрольная работа «Сложение чисел в пределах 4».

14.10

21.

Работа над ошибками.

15.10

22.

Сравнение чисел и предметных множеств в пределах 4. Вычерчивание прямой линии, проходящей через две точки.

20

23.

Закрепление знаний  о числах 1 – 3. Прямоугольник.

21

24.

Закрепление знаний о числах 1 – 4. Прямоугольник.

22

II четверть

№ пп

Содержание материала

    Дата

1.

Числовой ряд 1 – 5.

Круг. Предметы, имеющие форму круга.

2.

Число и цифра 5. Вычерчивание прямых через одну точку.

3.

Письмо цифры 5.  Прямоугольник – штриховка.

4.

Соотнесение цифры 5 с количеством предметов. Прямоугольник – раскрашивание.

5.

Состав числа 5 (4+1, 1+4). Треугольник. Вычерчивание треугольника по заданным вершинам.

6.

Состав числа 5 (3+2, 2+3). Квадрат. Прямоугольник. Сравнение.

7.

Решение примеров на сложение в пределах 5. Прямоугольник. Вычерчивание по заданным вершинам.

8.

Вычитание в пределах 5. Треугольник.

9.

Решение примеров на вычитание в пределах 5. Треугольник. Свойства сторон.

10.

Закрепление знаний о цифрах 1-5. Треугольник.

11.

Выбор шести предметов пересчетом. Конструирование треугольника из палочек.

12.

Самостоятельная работа «Числовой ряд 1 – 5».

Квадрат, Прямоугольник. Сравнение.

13..

Соотнесение цифры 6  с количеством предметов. Круг – обводка, раскрашивание.

14.

Число и цифра 6. Выбор 6 предметов пересчетом.

Вычерчивание квадрата и прямоугольника по заданным вершинам.

15.

Рисование цифры 6 по трафаретам. Круг. Овал. Распознавание.

16.

Письмо цифры 6. По опорным точкам. Вычерчивание треугольника по заданным вершинам.

17.

Числовой ряд 1- 6. Группировка предметов по форме.

18.

Сравнение чисел 5 и 6. Группировка предметов по цвету.

19.

Контрольная работа «Сложение и вычитание  чисел в пределах 5».

16.12

20.

Работа над ошибками.

17.12

21.

Сравнение чисел и предметных множеств в пределах 6. Квадрат. Треугольник. Обводка.

22

22.

Состав числа 6 (4 + 2, 2 + 4). Дидактическая игра «Какой фигуры не стало?».

23

23.

Образование числа 6 (5 + 1). Группировка предметов по  форме по инструкции учителя.

24

24.

Состав числа 6 (5 + 1, 1 + 5). Группировка предметов по цвету по инструкции учителя.

29

III четверть

№ пп

Содержание материала

           Дата

 Состав числа 6 (3 + 3). Конструирование предметов из геометрических фигур.

Решение примеров на сложение в пределах 6. Нахождение геометрических фигур в аппликации.

Таблица сложения в пределах 6. Нахождение геометрических фигур в аппликации.

Решение простых арифметических задач  на нахождение суммы. Нахождение геометрических фигур в аппликации.

Решение примеров на вычитание в пределах 6.  Конструирование геометрических фигур из палочек.

Решение простых арифметических задач на нахождение разности. Круг. Обводка. Раскрашивание.

Вычитание чисел в пределах 6.

Решение примеров на вычитание в пределах 6. Прямая линия.

Таблица вычитания в пределах 6. Кривая линия.

Решение простых арифметических задач на нахождение разности. Прямая и кривая линии.

Закрепление знаний о числах 1 – 6. Прямоугольник.

Выбор семи предметов пересчетом. Круг. Овал. Распознавание.

Соотнесение цифры 7 с количеством предметов. Группировка предметов по цвету.

Рисование цифры 7 по трафаретам. Раскрашивание. Группировка предметов по цвету.

Письмо цифры 7. По опорным точкам. Дидактическая игра «Какой фигуры не стало».

Числовой ряд 1-7. Конструирование предметов из геометрических фигур.

Сравнение чисел 6 и 7. Дидактическая игра «Подбери предмет такого же цвета».

Сравнение чисел 5 и 7. Дифференциация геометрических фигур.

Сравнение чисел и предметных множеств в пределах 7. Ориентировка на листе бумаги.

Образование числа 7 (6+1). Прямая линия. Точка.

Состав числа 7 (6+1, 1+6). Вычерчивание прямой линии через одну точку.

  1.  

Состав числа 7 (5+2, 2+5). Кривая линия.

Состав числа 7 (4+3, 3+4). Прямая, кривая линии.

Сложение чисел в пределах 7. Вычерчивание прямой линии через одну точку.

Решение примеров на сложение в пределах 7. Вычерчивание прямой линии через две точки.

Контрольная работа «Сложение и вычитание чисел в пределах 6».

8.03

Работа над ошибками.

9.03

Закрепление знаний о числах 1- 3. Группировка предметов по форме.

15

Закрепление знаний о числах 1- 4. Конструирование треугольника из палочек.

16

Закрепление знаний о числах 1- 5. Круг. Предметы, имеющие форму круга.

17

IV четверть

№ пп

Содержание материала

        Дата

Таблица сложения в пределах 7. Вычерчивание прямых линий в различных положениях.

Решение простых арифметических задач на нахождение суммы. Вычерчивание прямых линий в горизонтальном положении.

Вычитание чисел в пределах 7. Вычерчивание прямых линий  в вертикальном положении.

Решение примеров на вычитание в пределах 7. Прямая линия. Точка.

Таблица вычитания в пределах 7. Взаимное расположение геометрических фигур.

Решение простых арифметических задач на нахождение разности. Взаимное расположение геометрических фигур по образцу.

Закрепление знаний о числах 1- 6.

Закрепление знаний о числах 1- 7.

Соотнесение цифр 1 – 7 с количеством пальцев и предметов.

Кривая линия.

Повторение. Числовой ряд 1 – 7.

Прямая линия.

Числовой ряд 1 – 7.

Прямоугольник.

Счет парами в пределах 6.

Квадрат внутри прямоугольника.

Сравнение чисел и предметных множеств в пределах 7.

Прямоугольник внутри квадрата.

Самостоятельная работа . Группировка предметов по цвету по инструкции учителя.

Повторение. Состав чисел 5.

Квадрат. Прямоугольник. Сравнение.

Повторение. Состав чисел 6. Круг. Овал. Распознавание.

Повторение. Состав чисел 7. Вычерчивание треугольника по заданным вершинам.

Закрепление знаний о числах 1-4. Вычерчивание квадрата и прямоугольника по заданным вершинам.

Закрепление знаний о числах 1-5. Прямоугольник – раскрашивание. Треугольник – обводка, раскрашивание.

Итоговая контрольная работа.

18.05

Работа над ошибками.

19.05

Закрепление знаний о числах 1-6.

Повторение. Закрепление знаний  о числах 1 – 7.

Называние компонентов действия сложения.

Луч.

Изобразительное искусство.

Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности школьников с ОВЗ, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

Основные цели: осуществлять сенсорное воспитание учащихся, воспитывать интерес к рисованию, развивать моторику руки, формировать графические навыки и умению.

Школьный курс по изобразительному искусству ставит следующие основные задачи:

·         способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;

·         находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;

·         содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;

·         ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;

·         исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;

·         дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;

·         знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;

·         развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.

РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ

Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений.

В 3—4 классах перед учащимися ставятся простейшие изобразительные задачи: правильно передавать зрительное соотношение величин предметов, учитывать в рисунках видимое уменьшение дальних предметов, усвоить правило загораживания одних предметов другими.

Ставя перед учащимися задачу передать в рисунке какую-либо тему, раскрыть сюжет отрывка литературного произведения, проиллюстрировать текст-описание, учитель должен сосредоточить свои усилия на формировании у них замысла, активизации зрительных образов. После объяснения учителя учащиеся рассказывают, что следует нарисовать, как, где и в какой последовательности.

БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Беседы об искусстве — важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания школьников.

В 4 классе для бесед выделяются специальные уроки: на одном уроке рекомендуется показывать не более трех-четырех произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему, или 5—6 предметов декоративно-прикладного искусства.

Для подготовки учащихся к пониманию произведений изобразительного искусства важное значение имеет систематическая работа с иллюстративным материалом, рассчитанная на развитие у детей зрительного восприятия.

В младших классах учитель в основном работает над тем, чтобы учащиеся смогли узнать и правильно назвать изображенные предметы.

Во время бесед об искусстве, как и на других уроках рисования, не следует забывать о работе по обогащению словаря и развитию речи учащихся, по коррекции недостатков произношения.

Планируемый результат::

- организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за столом, правильно держать карандаш и бумагу;

- выделять в предметах и их изображениях цвет, форму, величину;

- использовать данные учителем ориентиры (опорные точки) и в соответствии с ними размещать изображения на листе бумаги;

- раскрашивать рисунок цветным карандашами, соблюдая контуры изображения.

Учебно – тематичекое планирование уроков по изобразительному искусству (1ч в неделю)

Разделы (темы)

Кол-во часов

Контрольные, самостоятельные работы

Примечание

Рисование по точкам

Рисование по шаблону

Итого часов

Содержание работы

Дата

I четверть

Рисование (по шаблону) осенних листьев. Беседа по картине И.Хруцкого «Цветы и плоды».

7.09

Рисование ветки дерева (по точкам)

14.09

Рисование на тему: «Парк осенью» (по шаблону)

21.09

Рисование на тему: «Дары осеннего сада и огорода» (по шаблону)

28.09

Рисование предметов круглой формы (по шаблону)

5.10

Рисование предметов овальной формы (по шаблону)

12.10

Рисование на тему: «Городской транспорт» (по точкам)

19.10

II четверть

Рисование предметов квадратной формы (по шаблону)

2.11

Рисование геометрического орнамента в квадрате  (по шаблону)

9.11

Рисование игрушечного домика (по шаблону)

16.11

Знакомство с работами гжельских мастеров. Узор для гжельской тарелки (тарелка – готовая форма) (по точкам).

23.12

Рисование  двухцветного мяча (по шаблону)

30.11

Рисование узора в полосе (снежинки и веточки ели (по точкам)

7.12

Беседа по картинам на тему: «Нарядная ёлка» (по шаблону)

14.12

Рисование на тему: «Нарядная ёлка»

21.12

Рисование шахматного узора в квадрате (по точкам)        

28.12

III четверть

Рисование узора на рукавичке (выкройка – готовая форма) (по точкам)

11.01

Рисование на тему: «Ёлка зимой в лесу» (по шаблону)

18.01

Рисование молотка (по точкам)

25.01

Рисование напильника с ручкой (по точкам)

1.02

Рисование теннисной ракетки (по точкам)

8.02

Беседа по картинам К. Юока «конец зимы», «полдень».

15.02

Рисование на тему: «Мой любимый сказочный герой» (по шаблону)

22.02

Декоративное рисование. Оформление поздравительной открытки к 8 марта (по точкам)

29.03

Рисование орнамента из квадратов (по шаблону)

7.03

Рисование с натуры весенних цветов.

14.03

IV четверть

Рисование игрушки -вертолета (по точкам)

4.04

Рисование узора из растительных форм в полосе (по точкам)

14.04

Беседа по картинам о весне (И. Левитан «Март», А. Саврасов «Грачи прилетели»). Рисование весенней веточки (по точкам).

18.04

Рисование по теме: «Деревья весной» (по шаблону)

25.04

Рисование будильника круглой формы  (по шаблону)

2.05

Рисование на тему: «праздник Победы» (праздничный салют по точкам)

9.05

Декоративное рисование. Узор в квадрате (квадрат готовая форма)  (по точкам)

16.05

Рисование куста земляники с цветами (по точкам).

23.05

Предметно – практическая деятельность, конструирование

Цели: воспитание положительных качеств личности (трудолюбие, умение работать в коллективе); уважение к труду; формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда.

Программа по предметно – практической деятельности, конструированию предусматривает развитие и коррекцию сенсорной и умственной деятельности детей с тяжелыми нарушениями интеллекта, формирование у них пространственных представлений и ориентировок. Обучение предметно – практической деятельности направлено на формирование у детей произвольных целенаправленных действий с различными предметами, материалами.

В ходе обучения предметно – практической деятельности воспитывается интерес к предметной деятельности, происходит развитие представлений окружающих предметах, мелкой моторики, зрительно – двигательной координации, зрительного и слухового внимания, пространственно – топографических представлений, формируются приемы элементарной предметной деятельности, которые могут использоваться на других занятиях. Происходит обучение соотнесению реальных объектов с их изображениями.

Планируемый результат::

- узнавать, называть основные геометрические фигуры (треугольник, квадрат, круг);

- ориентироваться в задании по вопросам учителя;

- выполнять изделия по заказу учителя (с помощью учителя);

- с помощью учителя называть операции, материалы

.

Учебно-тематическое планирование уроков по  предметно – практической деятельности, конструированию (1 час в неделю)

Раздел (темы)

Кол-во часов

Контрольные, самостоятельные, практические  работы

Примечания

1.

Действия с предметами и материалами

2.

Классификация предметов, конструирование

3.

Работа с природным материалом

4.

Работа с бумагой и картоном

5.

Работа с нитками

6/

Работа с пластилином

Итого часов

№ пп

Тема

Дата

I четверть

1.

Вводное занятие

7.09

2.

Составление из палочек контуров предметов  более крупных размеров.

14.09

3.

Составление из палочек контуров предметов более мелких размеров.

21.09

4.

Составление цепочки из 10  и более канцелярских скрепок разного цвета.

28.09

5.

Затачивание карандашей, стирание ластиком нарисованных предметов.

5.10

6.

Мозаика из карандашных стружек «Цветы».

12.10

7.

Мозаика из карандашных стружек «Бабочка».

19.10

II четверть

Плетение из полосок бумаги.

2.10

Плетение в шахматном порядке коврика.

9.10

Нанизывание на леску бусин.

16.10

Чередование бусин по цвету.

23.10

Чередование бусин по размеру.

30.10

Нанизывание бисера.

7.12

Изготовление браслета из бисера.

14.12

Сравнение и группировка предметов по форме.

21.12

Сравнение и группировка предметов по величине.

28.12

                                                       III четверть

Застёгивание и расстёгивание пуговиц, молний.

11.01

Застёгивание и расстёгивание  кнопок, крючков.

18.01

Виды застёжек на ремне. Застёгивание и расстёгивание.

25.01

Застёгивание и расстёгивание  браслета, ремешка для часов.

1.02

Нанизывание ключей на колечко, брелок. Виды брелков.

8.02

Использование отвертки для прикручивания  и откручивания болтов, шурупов.

15.02

Использование ключа для прикручивания и откручивания гаек.

22.02

Вкручивание лампочки в патрон.

29.02

Составление конструкции из 2 – 4 геометрических фигур по образцу.

7.03

Составление конструкции из 2 – 3 геометрических фигур по описанию.

14.03

IV четверть

Виды пробок. Закручивание и откручивание.

4.04

Завинчивание и отвинчивание крышек у пузырьков, баночек.

11.04

Наполнение предметов  (крупой, песком, водой).

18.04

Сортировка бобов, фасоли, гороха.

25.04

Перебор круп (рис, гречка). Пересыпание круп ложкой.

2.05

Объёмное конструирование  на основе цилиндра «Пингвин».

9.05

Объёмное конструирование  на основе цилиндра «Собака».

16.05

Изготовление композиции «грибы в лукошке».

23.05

РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших школьников с ОВЗ. Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное  исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.

На уроках учащиеся усваивают элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта. Дети учатся называть предметы, характеризовать их по форме, размеру, вкусу, запаху.

Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений.

Планируемый результат:

- называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства;

- участвовать в беседе, составлять простую фразу; работать с несложной сюжетной картинкой;

- соблюдать правила личной гигиены;

- соблюдать правила уличного движения.

Учебно – тематическое планирование уроков по письму и развитию речи в  классе (1ч в неделю)

№пп

Тема

Дата

I ЧЕТВЕРТЬ

1.

Город, село, деревня. Главная улица города. Экскурсия.

7.09

2.

Сезонные изменения природы в сентябре. Экскурсия.

14.09

3.

Дорожное движение. Правила перехода улицы.

21.09

4.

Овощи. Определение и различие.

28.09

5.

Фрукты и ягоды. Определение и различия.

5.10

6.

Орех лещины, грецкий орех, кедровый орех.

12.10

7.

Мебель: виды, назначение.

19.10

II Четверть

Птицы перелетные и зимующие. Время отлета разных птиц.

2.11

  1.  

Посуда. Назначение посуды.

9.11

Посуда   столовая, чайная, кухонная.

16.11

Уход за посудой. Практическая работа по уходу за посудой

30.11

  1.  

Сезонные изменения природы в ноябре. Экскурсия.

2.12

Одежда: летняя, зимняя, демисезонная.

9.12

Материалы, используемые для пошива одежды.

16.12

  1.  

Практическая работа по уходу за одеждой.

23.12

  1.  

Обувь, назначение и виды обуви.

30.12

III ЧЕТВЕРТЬ

  1.  

Сезонные  изменения природы в январе. Экскурсия.

11.01

  1.  

Комнатные растения. Традесканция, бегония, герань, алоэ,

18.01

  1.  

Комнатные растения. Части растений.

25.01

  1.  

Выращивание комнатных растений из черенков. Практическая работа.

8.02

  1.  

Домашние животные. Лошадь.

15.02

Домашние животные. Корова.

22.02

  1.  

Домашние животные. Свинья.

29.02

  1.  

Дикие животные. Лось.

7.03

  1.  

Дикие животные. Олень.

14.03

Домашние и дикие животные.

21.03

IV ЧЕТВЕРТЬ

Выращивание цветковых растений из семян. Практическая работа.

4.04

Деревья: ель, сосна.

11.04

Ель, сосна – хвойные деревья. Шишки.

18.04

Деревья. Ель, сосна. Экскурсия в лес.

25.04

Сезонные изменения природы в апреле. Экскурсия.

2.05

Полезные насекомые .Пчела, муравей.

9.05

Вредные насекомые. Майский жук, муха.

16.05

Вредные и полезные насекомые.

23.05

Социально – бытовая ориентировка

Курс социально-бытовой ориентировки (СБО) направлен на практическую подготовку к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, навыков, способствующих социальной адаптации в условиях современного общества, на повышение уровня их общего развития. Данные занятия должны формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки ориентировки в окружающем: самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи, способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса учеников и т. д.

Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы. На занятиях применяются различные наглядные средства обучения. Происходит демонстрация учебных кинофильмов, слайдов, способствующих формированию реальных образов и представлений.

Значительное место в программе отводится экскурсиям. Они проводятся на промышленные и сельскохозяйственные объекты, в магазины, на предприятия службы быта, в отделения связи, на транспорт, в различные учреждения. Экскурсии в зависимости от их места в учебном процессе могут быть вводные, текущие и итоговые.

Учебно-тематическое планирование уроков по социально – бытовой ориентировки (1 ч в неделю)

Разделы (темы)

Кол-во часов

Беседы по картинам, беседы по изобразительному искусству

Примечание

I.

Беседа

.

 

Итого

№ пп

Тема

Дата

I четверть

Мой город

1.

Мой город.

2.09

2.

Здания и учреждения города.

9.09

3.

Адрес.

16.09

4.

Домашний адрес.

23.09

5.

Правила перехода улицы.

30.09

6.

Переход улицы на зеленый свет светофора.

Практическая работа.

6.10

7.

Дорожные знаки.

13.10

8.

Переход улицы в местах, где есть указатель «Переход».

20.10

II четверть

Распознавание назначения здания по внешним признакам.

Аптека.

4.11

Распознавание назначения здания по внешним признакам.

Аптека.

11.11

Распознавание назначения здания по внешним признакам.

Поликлиника.

18.11

Распознавание назначения здания по внешним признакам.

Поликлиника.

Распознавание назначения здания по внешним признакам.

Продовольственный магазин.

25.11

Распознавание назначения здания по внешним признакам.

Продовольственный магазин.

2.12

Виды общественного транспорта.

9.12

Виды общественного транспорта.

16.12

Повторение. Здания.

23.12

III четверть

Поездка в троллейбусе. Экскурсия.

13.01

Оформление альбома по теме «Транспорт».

20.01

Связь. Телефон. Телефон-автомат. Почта.

27.01

Экскурсия на почту.

3.02

Телефон: назначение, части, пользование.

10.02

Телефонный диалог. Практическая работа. Вызов службы спасения. Практическая работа.

17.02

Номера экстренного вызова.

24.02

Вызов скорой помощи. Практическая работа.

2.03

Вызов пожарной охраны. Практическая работа.

9.03

Вызов полиции. Практическая работа.

16.03

IV четверть

Профессии людей

Место работы родителей.

6.04

Профессия родителей.

13.04

Оформление альбома «Профессия родителей».

20.04

Профессия сотрудников школы.

27.04

Экскурсия по школе.

4.05

Профессия «учитель».

11.05

Сюжетно-ролевая игра «Школа».

18.05

Профессии врача, медсестры.

25.05

Трудовое обучение

В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.

Обучение труду в младших классах направлено на решение следующих задач:

·         уважение к людям труда;

·         воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.);

·         предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);

·         контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).

Предусмотрены следующие виды труда:

·         работа с пластилином;

·         работа с природными материалами;

·         работа с бумагой и картоном;

·         работа с текстильными материалами.

Учебно-тематическое планирование уроков по трудовому обучению (1 час в неделю)

Раздел (темы)

Кол-во часов

Контрольные, самостоятельные, практические, лабораторные работы, экскурсии

Примечания

1.

Работа с пластилином.

Практические работы по лепке предметов из отдельных частей; игрушек букв; цифр.

2.

Работа с природными материалами.

Практические работы по изготовлению птичек, пингвина.

3.

Работа с бумагой и картоном.

Практические работы по изготовлению ёлочных игрушек, карнавальных масок, поздравительной открытки.

Итого часов

№ пп

Тема

Дата

I четверть

1.

Вводное занятие. Правила т/б на уроках труда.

3.09

Работа с бумагой и картоном

2.

Разрезание бумаги по прямой вертикальной линии. Составление орнамента из квадратов.

10.09

3.

Разрезание бумаги по прямой наклонной линии. Составление  аппликации «Парусник» из треугольников.

17.09

4.

Надрезание бумаги по прямой  короткой линии. Изготовление фонарика из надрезанных полосок.

24.09

5.

Разрезание бумаги по прямой длинной линии. Изготовление цветка из вырезанных полосок.

1.10

Работа с пластилином

6.

Лепка на плоскости  прямоугольных геометрических тел (куб, параллелепипед).

8.10

7.

Лепка по образцу грибов в лукошке.

15.10

8.

Лепка по образцу моркови, груши, перца.

22.10

II четверть

Работа с нитками

1.

Упражнения в резании ниток разной длины.

5.11

2.

Связывание цветных ниток. Наматывание на картон.

12.11

II

Работа с пластилином

3.

Лепка по образцу стилизованных фигур животных: кошки и белки.

19.11

4.

Лепка по образцу игрушек: медвежонка.

26.11

5.

Лепка по образцу игрушек: лисы.

3.12

6.

Лепка по образцу: фрукты на тарелке.

10.12

III

Работа с бумагой и картоном

1.

Изготовление из картона  плоских ёлочных игрушек, грибы, овощи, фрукты.

17.12

2.

Изготовление ёлочной гирлянды.

24.12

III четверть

1.

Работа с бумагой и картоном

1.

Изготовление счетного материала  из картона в форме полосок.

14.01

2.

Изготовление счётного материала из картона в форме квадратов.

21.01

3.

Изготовление счётного материала  из картона в форме треугольников.

28.01

4.

Изготовление счётного материала  из картона в форме кругов.

4.02

5.

Изготовление пакета для хранения изделий.

11.02

6.

Украшение пакета аппликацией.

18.02

II

Работа с пластилином

1.

Изготовление по образцу ежа (с применением сосновых игл, веточек).

25.02

2.

Изготовление  по образцу  гриба (с применением плодов каштана).

3.03

3.

Лепка по образцу рельефов букв.

10.03

4.

Лепка по образцу рельефов цифр.

17.03

IV четверть

I

Работа с природным материалом

1.

Изготовление по образцу кораблика из скорлупы  грецкого ореха, ракушки, коры.

7.04

2.

Изготовление по образцу  птички из шишки ели, цветочек.

14.04

III

Работа с бумагой и картоном

1.

Составление по образцу композиции из геометрических фигур «Домик».

21.04

2.

Составление по образцу орнамента в полосе из геометрических фигур.

28.04

3.

Составление по образцу орнамента в квадрате из геометрических фигур.

5.05

4.

Составление по образцу композиции «Фрукты».

12.05

5.

Составление по образцу композиции «Овощи».

19.05

Хозяйственно - бытовой труд и развитие навыков самообслуживания

Важнейшим принципом в работе является принцип практической направленности обучения: самообслуживание, предметно – практическая деятельность, ручной труд. В процессе проведения практических занятий развивается речь, корригируется мышление. Формируются положительные эмоциональные качества.

Планируемый результат::

- самостоятельно одеваться, раздеваться;

- шнуровать ботинки, застегивать пуговицы;

- мыть руки самостоятельно есть;

- бережно относиться к одежде, игрушкам, мебели, книгам.

Учебно-тематическое планирование уроков по хозяйственно- бытовому труду и развитию навыков самообслуживания (1 ч в неделю )

Разделы

Кол-во часов

Контрольные, самостоятельные, практические, лабораторные работы, экскурсии

Примечания

1.

Беседы  

14ч

2.

Практические работы

16ч

3.

Игры

Итого часов

32

№ пп

Тема

Дата

I четверть

Стирка мелких вещей

Виды белья (постельное, кухонное, нижнее).

8.09

Моющие средства и правила пользования ими.

15.09

Стирка мелких вещей с помощью мыла. Периодичность стирки белья.

22.09

Утюг: назначение, части. Правила безопасного пользования утюгом.

29.09

Утюжка мелких вещей

Режим питания. Меню. Экскурсия в столовую.

6.10

Режим и основные продукты питания

Основные продукты питания. Хлебо-булочные изделия.

13.10

Молочные продукты.

20.10

II четверть

Овощи и фрукты.

3.11

Крупы. Правила хранения продуктов. Хранение продуктов в холодильнике.

10.11

Кухня. Кухонная мебель.

17.11

Кухонная посуда. Правила ухода за кухонной посудой. Средства по уходу за посудой.

24.11

  1.  

Чистка и мытье кухонной посуды Практическая работа. Столовая и чайная посуда.

1.12

Приготовление простых блюд

Правила пользования ножом.

8.12

Правила пользования ножом. Нарезка овощей и хлеба.

15.12

Бутерброды открытые и закрытые. Приготовление открытых бутербродов. Приготовление закрытых бутербродов.

22.11

Бутерброды открытые и закрытые. Приготовление открытых бутербродов. Приготовление закрытых бутербродов. Практическая работа.

29.11

III четверть

Напитки. Приготовление чая. Практическая работа.

13.01

Обобщение по теме «Приготовление простых блюд». Сюжетно-ролевая игра «Приём гостей».

20.01

Личная гигиена

Личная гигиена, предметы личной гигиены.

27.01

Правила выполнения утреннего туалета.

3.02

Правила выполнения вечернего туалета.

10.02

Умывание , мытье рук, ног .Практическая работа.

17.02

Здоровье и красота прически.

24.02

Прически для мальчиков и девочек. Практическая работа.

3.03

Правила ухода за ногтями.

10.03

Стрижка ногтей. Практическая работа.

17.03

IV четверть

Гигиена зрения. Охрана зрения.

7.04

Уход за обувью

Виды обуви : кожаная, резиновая, текстильная.

14.04

Сезонная обувь.

21.04

Обувь для дома и улицы.

28.04

Уход за резиновой обувью. Практическая работа.

5.05

Уход за кожаной обувью.

12.05

Чистка кремом кожаной обуви. Практическая работа.

19.05

Подготовка обуви к хранению.

26.05

Природоведение

        Курс природоведения в  классе является пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.

Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, её разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса.

        В курсе предмета природоведения расширяются знания учащихся о многообразии природных объектов, полученные в начальной школе. Новая ступень изучения окружающей природной среды обеспечивается началом систематизации знаний о природных объектах и формированием первоначальных представлений о взаимосвязи между миром живой и неживой природы, между живыми организмами, а также между деятельностью человека и происходящими  изменениями в окружающей среде.   Такой подход к отбору содержания соответствует как  возрастным особенностям развития мыслительных операций.

                Основное положение построения программы - соответствие изучаемого материала младшему подростковому возрасту.  Естественнонаучный материал  «приближен» к ребенку, поскольку изучаемые объекты ограничиваются непосредственно наблюдаемыми телами, веществами и явлениями. Теоретические положения вытекают из практической деятельности учащихся или иллюстрируются наглядными примерами из окружающей школьников жизни .

Учебно-тематическое планирование

Название темы

Количество часов

Практические работы

Проверочные работы  

Тема 1.Введение. Изучение природы.

3

3

-

Тема 2. Вселенная

12

4

1

Тема 3. Земля

18

7

1

Тема 4. Жизнь на Земле

17

5

1

Тема 5. Человек на Земле

18

2

2

Обобщающий урок

2

Итого

70

21

5

Тема урока

Дата проведения

Примечание

1

Как человек изучает природу

Введение. Науки о природе.

Вклад великих ученых-  естествоиспытателей в развитие науки. Пр.раб.№3. “Великие ученые естествоиспытатели”.

2

Вселенная

1.

Как древние люди представляли себе  Вселенную. История вытеснения Земли из центра Вселенной. Модели вселенной по Аристотелю и Птолемею

2

Солнечная система. Соседи Солнца. Пр.раб. №4. “Наблюдение суточного движения звезд и Солнца”. Пр.раб.№5. “Наблюдение луны”.

3

Планеты - гиганты. Планета - карлик – Плутон.

4

Спутники планет

5

Астероиды. Кометы.

6

Метеоры и метеориты

7

Звезды. Солнце как одна из звезд . Многообразие звезд. Созвездия

8

 Галактики. Световой год. Многообразие галактик.

9

Обобщающий урок. Что мы узнали о Вселенной.

3.

Земля

1

Как возникла Земля. Первые гипотезы о возникновении Земли.

2

Внутреннее строение Земли

3

Горные породы, минералы, полезные ископаемые.

4

Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Простые и сложные вещества, смеси.

5

Землетрясения.

6

Вулканы и гейзеры. Правила безопасного поведения в опасных ситуациях природного происхождения.

7

 Атмосфера Земли

8

Погодные явления. Основные характеристики погоды.  Климат.

9

Воды суши. Мировой океан.

10

Обобщающий урок. Что мы узнали о Планете Земля.

4

Жизнь на Земле

1

Разнообразие живых организмов и причины его сокращения. Развитие жизни на Земле

2

Животные прошлого. ДИНОЗАВРЫ

3

Живые клетки. Строение клетки

4

Жизнь в морях и океанах

5

Человек на Земле

1

Происхождение человека. Первые люди

2

Великие путешественники – первооткрыватели новых земель

6

Здоровье человека и безопасность жизни

1

Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни.  

2

Ядовитые  растения

3

Человек на Земле. Профилактика вредных привычек

Учебно – методические средства обучения

Литература

  1. Баряева Л.Б, Яковлева Н.Н Программа образовния учащихся с умеренной и тяжелой уственной отсталостью, Спб. ЦДК. 2011 г.
  2. Г.И. Гризик Умелые пальчики, Просвещение 2009г.
  3. Е.В. Колесникова Математика для дошкольников 4-5 лет, Москва 2001г.
  4. А.Р. Маллер, Г.В. Цикото «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью, Москва 2003г.
  5. Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова Развитие сенсорной сферы детей, Москва 2009г.
  6. О.В. Узорова,  Е.А. Нефедова. Игровые упражнения.

Наглядный материал

  1. Картинки
  2. Карточки

Коррекционный компонент

Воспитательный компонент

Мероприятия социально – бытового сопровождения (коррекция, реабилитация, консультирование)  2015-2016 год

  1. Фамилия, имя, отчество
  2. Класс

Виды деятельности

Содержание деятельности

Результат

1.Коррекция способности к самообслуживанию

Учить ребенка аккуратно обращаться с личными вещами.

2.Коррекция общей и мелкой моторики.

Учить ребенка координировать свои движения при обращении с предметами, сосредотачиваться на нужном предмете, развивать мелкую моторику рук.

3.Формирование представлений о себе.

Беседы, рассказы, дидактические игры.

Мероприятия социально – бытового сопровождения (коррекция, реабилитация, консультирование)  2015-2016 год

1.Фамилия, имя, отчество

2. Класс

Дата

Виды деятельности

Содержание деятельности

Результат

В течении учебного года

1.Коррекция способности к общению.

Учить ребенка общаться с помощью мимики, стремиться произносить слова..

2.Формирование коммуникативных навыков.

Учить ребенка слушать, устанавливать контакт со взрослыми.

3.Коррекция способности контролировать свое поведение.

Учить ребенка быть добрым в общении с детьми, со взрослыми людьми.

Заключение и рекомендации

Данная программа призвана создавать условия для формирования адаптированной учебно-воспитательной системы по отношению к образовательным запросам обучающейся и ее родителей, а также современного общества.

Образовательный процесс обучающейся с ограниченными возможностями здоровья постоянно отслеживается, контролируется учителем, администрацией школы. Важно уделять внимание по формированию у обучающейся доступных умений, навыков, представлений, элементов познавательного интереса.

В связи с проведением диагностических исследований, личных наблюдений за обучающейся в процессе обучения, необходимо вносить коррективы в программу, а именно: анализировать процесс обучения, воспитания и развития социальной адаптации на начало учебного года, середину и конец года.

Особое внимание обращать на соотнесение цели и задач обучения с ее планируемым результатом. А результатом является получение планируемого уровня знаний по предметам, адаптированности в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.

Достижения в сфере жизненной компетенции

На начало учебного года

Промежуточные итоги

На конец учебного года

Адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях (адекватность поведения в быту, использование предметов и вещей в соответствии их функциями, понимание важности помощи взрослых)

 +,

Последовательное формирование произвольных процессов (умение концентрировать внимание, доводить до конца начатое дело, старательное выполнение всех заданий и просьб учителя)

-

Способность слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и в быту.

+, -

Владение социально – бытовыми умениями в повседневной жизни (навыки самообслуживания)

-

Способность доброжелательно относиться, сопереживать.

-

Способность управлять своими эмоциями, поведением, действиями.

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с тяжелыми нарушениями речи как часть адаптированной образовательной программы

Программа предназначена для работы учителям-логопедам в условиях инклюзивного образования....

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы

В разработке представлена деятельность учителя коррекционного курса "Развитие зрительного восприятия" в системе сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в рамках деятельности ШПМПк...

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ЗПР, как части адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ.

ВКР по программе повышения квалификации для специалистов сопровождения: педагогов-дефектологов, педагогов-психологов, учителей-логопедов, тьюторов, социальных педагогов, реализуемой в рамках обучающих...

«Программа психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ (ЗПР) как часть адаптированной образовательной программы»

Программа сопровождения детей с ОВЗ необходима всем педагогам, так как в последние годы количество таких школьников увеличилось. Классные руководители не всегда изучают заболевания своих учеников, а в...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ПРОГРАММА для 8 вида) По Домоводству

Пояснительная записка.  Тематическое планирование составлено на основе программы «Домоводство» для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида для 5-9 классо...

Рабочая программа по физике для 7 класса с адаптированной образовательной программой обучения

Рабочая программа по физике для 7 класса с адаптированной образовательной программой обучения по учебнику А.В. Перышкина...

Рабочая программа предмета «Социально-бытовая адаптация» основной адаптированной образовательной программы профессионального обучения – программы профессиональной подготовки по профессии рабочих 19601 « Швея»

Рабочая программа предмета разработана на основе: -ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г;- Профессионального стандарта по профессии 262019.04 Оператор швейн...