РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02. Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров
рабочая программа на тему

Машкина Светлана Геннадьевна

Рабочая программа учебной дисциплины  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии среднего профессионального образования 260807.01 Повар, кондитер 2016 год                       ОП.02. Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Московской области

«Чеховский техникум»


УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР ________________________
_________________О.В. Москвитина
«______» ___________________ 2016 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

               ОП.02. Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии среднего профессионального образования 260807.01 Повар, кондитер

Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение    Московской области   «Чеховский техникум»

Разработчик: Машкина Светлана Геннадьевна

Рассмотрена и

Рассмотрена и рекомендована к утверждению

на заседании методического объединения

по профессии «Повар, кондитер»

протокол №1 от _30 августа__2016 г.

Председатель МО ________________С.Г. Машкина

Согласовано с методистом

______________С. А. Решетова

___ _______________2016г

г. Чехов

2016 г.

СОДЕРЖАНИЕ    

                           

стр.

  1. ПАСПОРТ   РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров

 

       1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС

          по профессиям НПО  260807.01 Повар, кондитер

         Рабочая программа учебной дисциплины  может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке работников в области индустрии питания различных форм собственности,  при наличии основного общего образования.

        Опыт работы: не менее 3 месяцев на I квалификационном уровне на рабочем месте во время обучения.

        Возможные места работы: кухня отеля, ресторана и других типов предприятий питания, специализированные цеха, имеющие функции кулинарного производства и изготовления полуфабрикатов.

  Возможные названия должностей: диетповар, старший повар, повар горячего цеха, повар холодного цеха, заготовочного цеха, многоцелевой работник по питанию.

Изучение дисциплины способствует формированию общих и профессиональных компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

ПК 1.1. Производить первичную обработку, нарезку и формовку традиционных видов овощей и плодов, подготовку пряностей и приправ.

ПК 1.2. Готовить и оформлять основные и простые блюда и гарниры из традиционных видов овощей и грибов.

ПК 2.1. Производить подготовку зерновых продуктов, жиров, сахара, муки, яиц, молока для приготовления блюд и гарниров.

ПК 2.2. Готовить и оформлять каши и гарниры из круп и риса, простые блюда из бобовых и кукурузы.

ПК 2.3. Готовить и оформлять простые блюда и гарниры из макаронных изделий.

ПК 2.4. Готовить и оформлять простые блюда из яиц и творога.

ПК 2.5. Готовить и оформлять простые мучные блюда из теста с фаршем.

ПК 3.1. Готовить бульоны и отвары.

ПК 3.2. Готовить простые супы.

ПК 3.3. Готовить отдельные компоненты для соусов и соусные полуфабрикаты.

ПК 3.4. Готовить простые холодные и горячие соусы.

ПК 4.1. Производить обработку рыбы с костным скелетом.

ПК 4.2. Производить приготовление или подготовку полуфабрикатов из рыбы с костным скелетом.

ПК 4.3. Готовить и оформлять простые блюда из рыбы с костным скелетом.

ПК 5.1. Производить подготовку полуфабрикатов из мяса, мясных продуктов и домашней птицы.

ПК 5.2. Производить обработку и приготовление основных полуфабрикатов из мяса, мясопродуктов и домашней птицы.

ПК 5.3. Готовить и оформлять простые блюда из мяса и мясных продуктов.

ПК 5.4. Готовить и оформлять простые блюда из домашней птицы.

ПК 6.1. Готовить бутерброды и гастрономические продукты порциями.

ПК 6.2. Готовить и оформлять салаты.

ПК 6.3. Готовить и оформлять простые холодные закуски.

ПК 6.4. Готовить и оформлять простые холодные блюда.

ПК 7.1. Готовить и оформлять простые холодные и горячие сладкие блюда.

ПК 7.2. Готовить простые горячие напитки.

ПК 7.3. Готовить и оформлять простые холодные напитки.

ПК 8.1. Готовить и оформлять простые хлебобулочные изделия и хлеб.

ПК 8.2. Готовить и оформлять основные мучные кондитерские изделия.

ПК 8.3. Готовить и оформлять печенье, пряники, коврижки.

ПК 8.4. Готовить и использовать в оформлении простые и основные отделочные полуфабрикаты.

ПК 8.5. Готовить и оформлять отечественные классические торты и пирожные. ПК 8.6. Готовить и оформлять фруктовые и легкие обезжиренные торты и пирожные.

 

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл. 

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

  • проводить органолептическую оценку качества пищевого сырья и    продуктов; -         рассчитывать энергетическую ценность блюд; -         составлять рационы питания.

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

  • роль пищи для организма человека;
  • основные процессы обмена веществ в организме;
  • суточный расход энергии;
  • состав, физиологическое значение, энергетическую ценность различных продуктов питания;
  • роль питательных и минеральных веществ, витаминов, микроэлементов и воды в структуре питания;
  • физико-химические изменения пищи в процессе пищеварения;
  • усвояемость пищи, влияющие на нее факторы;
  • понятие рациона питания;
  • суточную норму потребности человека в питательных веществах;
  • нормы и принципы рационального сбалансированного питания;
  • методику составления рационов питания;
  • ассортимент и характеристики основных групп продовольственных товаров;
  • общие требования к качеству сырья и продуктов;
  • условия хранения, упаковки, транспортирования и реализации различных видов продовольственных товаров.

 

 

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 51 час, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 34 часа;

в том числе лабораторных и практических работ 16 часов

самостоятельной работы обучающегося 17 часов.


  1. Структура и примерное содержание учебной дисциплины.

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Курс, семестр

Учебная нагрузка обучающихся (час)

Максимальная  

учебная нагрузка

Самостоятельная работа обучающегося

Обязательная аудиторная нагрузка

Всего часов

в т.ч.

теоретические занятия

Зачетное занятие

практические  занятия

курсовая работа (проект) (для СПО)

1 семестр

51

17

34

17

1

16

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта

всего

51

17

34

17

1

16


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

«Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Всего часов

Уровень

усвоения

Всего

Аудит.

нагрузка

Самост.

работа

1

2

3

4

5

6

                          Раздел 1.

Основы физиологии питания

18

12

6

Тема 1.1.

Пищевые вещества и их значение

Содержание

9

5

3

1

2

1

Роль пищи для организма человека. Пищевые вещества, входящие в состав продуктов

2

Содержание белков, жиров и углеводов в продуктах. Их значение в питании.

Практические работы:

Заполнение таблиц:

№1 Витамины: содержание в продуктах, значение для организма человека.

№2 Минеральные вещества: содержание в продуктах, значение для организма человека.

№ 3Изучение показателей качества пищевых продуктов по упаковке

Самостоятельная работа обучающихся:

Эссе:

«Пищевые вещества, содержание в продуктах питания, значение для организма человека».

«Витаминизация пищи». 

                 Тема 1.2.

Процессы пищеварения, обмена веществ и энергии  в организме

Содержание

10

7

3

2

3

1

 Процесс пищеварения в организме человека; физико-химические изменения пищи в процессе пищеварения. Физико-химические изменения пищи в процессе пищеварения Усвояемость пищи.

2

Рациональное сбалансированное питание. Рационы питания различных групп населения и порядок их составления

Практические работы:

№4.Расчёт энергетической ценности пищевых продуктов.

№5.Определение энергетической ценности блюд.

№6.Составление суточного рациона питания.

№7. Заполнение таблицы: «Характеристика основных диет, методы щажения».

Контрольная работа №1

Самостоятельная работа:

Эссе, рефераты на темы:

1. «Факторы, влияющие на усвояемость пищи».

2.«Сбалансированное питание необходимо».

3. «От чего зависит суточный расход энергии человека».

Раздел 2.

Основы товароведения продовольственных товаров

32

21

11

Тема 2.1.

Общие сведения о продовольственных товарах

Содержание

1

1

1

Ассортимент и характеристики основных групп продовольственных товаров. Общие требования к качеству сырья и продуктов;

Тема 2.2.

Овощи, плоды, грибы

Содержание

7

4

2

2

1

Классификация и пищевая ценность  овощей, условия хранения, упаковки, транспортирования и реализации.

2

Товароведная характеристика плодов: классификация, ассортимент, пищевая ценность, качество, условия хранения, упаковки, транспортирования и реализации.

Лабораторные работы

№8. Оценка качества свежих овощей и плодов.

№9.Оценка качества свежих грибов.

Самостоятельная работа обучающихся

Презентации на тему:

          1.Виды капустных овощей.

           2.Асссортимент луковых овощей.

                    Тема 2.3.

Рыба и рыбные продукты

Содержание

5

3

2

2

1

Химический состав и пищевая ценность рыбы. Ассортимент рыбных товаров.

Практическая работа:

№10.Заполнение таблицы: «характеристика основных промысловых семейств»

№11. Оценка качества рыбных консервов по органолептическим  показателям тары, содержимого и герметичности. Расшифровка маркировки, указанной на упаковке..

Самостоятельная работа:

выполнение домашних заданий (эссе)

1.Пищевая ценность копчёной рыбы

2.Рыба вяленая и сушёная.

             Тема 2.4.

   Мясо и мясопродукты

Содержание

4

3

1

2

1

Классификация мяса. Категории упитанности туш убойных животных.

2

Субпродукты:  ассортимент,  пищевая ценность, качество  

Практическая работа№12:

«Изучение ассортимента колбасных изделий»

Самостоятельная работа:

выполнение домашних заданий (сообщений) по теме

Пищевая ценность, классификация мяса птицы.

         

       Тема 2.5.

Молочные продукты

Содержание

4

2

2

2

1

Молоко и молочнокислые продукты: пищевая ценность, условия хранения, упаковки, транспортирования и реализации

Лабораторная работа№13 «Изучение ассортимента сыров».

Самостоятельная работа:

выполнение домашних заданий (эссе)

  1. Ассортимент творожных продуктов и их пищевая ценность.
  2. Пищевая ценность сметаны.

     Тема 2.6.

Яйца и яйцепродукты

Содержание

2

2

2

1

Яйца и яйцепродукты. Химический состав и пищевая ценность яиц, их классификация, категории, качество.

Лабораторно-практическая работа№14

«Определение качества яиц»

Тема 2.7 Пищевые жиры

Содержание

3

1

2

1

Пищевые жиры: классификация, ассортимент, требования к качеству

Самостоятельная работа обучающихся:

Эссе, рефераты, презентации на тему:

«Пальмовое масло в пищевом производстве: вред или польза»

«Ассортимент растительных масел»

Тема 2.8. Зерномучные продукты

Содержание

3

3

2

1

Зерно и продукты его переработки. Общие сведения о зерне: строение, пищевая ценность, использование различных частей зерна. Крупы: классификация, ассортимент, качество

2

Контрольная работа №2

Лабораторно-практическая работа№15

«Изучение ассортимента пшеничной муки»

Тема 2.9. Вкусовые товары

Содержание

4

2

2

2

3

1

Чай, кофе: ассортимент, пищевая ценность, условия хранения, упаковки, транспортирования и реализации

Лабораторно-практическая работа№16

«Изучение ассортимента пряностей»

Самостоятельная работа обучающихся:

Эссе, рефераты, презентации на тему:

 1. «Всё о кофе»

 2. «Пищевая ценность кофе»

 3. «Технологический процесс получения чая»

                                                Дифференцированный зачёт

       

1

Итого аудиторной нагрузки 34 часа

  В том числе:

      Контрольные работы 2 часа

     Лабораторно-практических работ 16 часов

     Дифференцированный зачет 1 час

Самостоятельная работа      17 часов

     Всего: 51 час

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. –       ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. –        репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3.– продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


       3. Условия реализации учебной дисциплины

3.1.Материально-техническое обеспечение

 Реализация рабочей программы учебной дисциплины осуществляется в учебном кабинете, лаборатории товароведения продовольственных товаров.

Оборудование учебного кабинета:  

  • муляжи;
  • наглядные пособия (планшеты, плакаты);

Раздел 1. Физиологические основы питания.  

Раздел 2. Основы товароведения продовольственных товаров.

Презентации – 5 шт. Плакаты – 4 шт.

Карточки–задания

Раздел 3. Товароведная характеристика продовольственных товаров.  

Презентации – 10 шт.

Натуральные образцы

                 Карточки–задания

  • компьютерное обеспечение (презентации, электронные носители); - комплект учебно-методической документации.

Технические средства обучения: 

  • ноутбук;
  • мультимедийный проектор; - экран.

3.2. Информационное обеспечение обучения Основные источники:  

1. А.Н. Мартинчик: Физиология питания учебник,  М. Академия, 2013г.

2.Матюхина З.П.: Товароведение пищевых продуктов: учебник, М. Академия, 2013г.

Дополнительные источники:

1. Г.Г. Лутошкина : Основы физиологии питания -  учебное пособие, М.: Академия, 2013г.  

2.А.Н. Мартинчик, А.А. Королев, Ю.В.  Несвижский: Микробиология, физиология питания, санитария – учебник М.: Академия; Мастерство, 2014.

3.Матюхина, З.П. Основы физиологии питания, микробиологии, гигиены и санитарии: учебник для учреждений, реализующих программы нач. проф. образования

Интернет-ресурсы:

http:. net\8 815. htm http: \\www. Koob. ru ar eddar\traktat o pitanii http: \\www. Tiensmed. ru\articles\correcfeed. Html

 

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения  контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

 Профессиональные компетенции:

ПК 1.1 – 1.2, ПК 2.1 – 2.5, ПК 3.1 – 3.4, ПК 4.1- 4.2,  ПК 5.1, – 5.4, ПК 6.1 – 6.4, ПК 7.1 – 7.3, ПК 8.1 -8.6

                                  2

Знать роль пищи для организма человека

Дифференцированный зачёт, контроль за выполнением самостоятельной работы

Знать основные процессы обмена веществ в организме, суточный расход энергии;

Дифференцированный зачёт, контроль за выполнением самостоятельной работы

Знать состав, физиологическое значение, энергетическую и пищевую ценность различных продуктов питания;

Контрольная работа, дифференцированный зачёт, контроль за выполнением самостоятельной работы

Знать роль питательных и минеральных веществ, витаминов, микроэлементов и воды в структуре питания

Контрольная работа, дифференцированный зачёт, контроль за выполнением самостоятельной работы

Знать физико-химические изменения пищи в процессе пищеварения

Дифференцированный зачёт, контроль за выполнением самостоятельной работы

Иметь понятие об усвояемости пищи, и влияющие на нее факторы

Дифференцированный зачёт, контроль за выполнением самостоятельной работы

Иметь понятие о  рационе  питания;

суточной  норме потребности человека в питательных веществах

Дифференцированный зачёт, контроль за выполнением самостоятельной работы

Знать нормы и принципы рационального сбалансированного питания;

методику составления рационов питания

Дифференцированный зачёт, контроль за выполнением самостоятельной работы

Знать ассортимент и характеристики основных групп продовольственных товаров

Дифференцированный зачёт, контроль за выполнением самостоятельной работы

общие требования к качеству сырья и продуктов

Дифференцированный зачёт, контроль за выполнением самостоятельной работы

Знать условия хранения, упаковки, транспортирования и реализации различных видов продовольственных товаров

Дифференцированный зачёт, контроль за выполнением самостоятельной работы

Общие компетенции: ОК-1 – ОК-8

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Экспертное наблюдение и оценка результатов обучения, проявление демонстрации интереса к будущей профессии

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

Контрольная работа,

дифференцированный зачёт,

контроль результатов выполнения самостоятельной работы

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

Контрольная работа,

дифференцированный зачёт,

контроль результатов выполнения самостоятельной работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

Контроль результатов выполнения самостоятельной работы

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Контроль результатов выполнения самостоятельной работы

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Экспертное наблюдение за работой во время урока, оценка результатов обучения.

ОК 7.  Готовить к работе производственное помещение и поддерживать его санитарное состояние.

Контрольная работа,

дифференцированный зачёт,

контроль результатов выполнения самостоятельной работы.

ОК 8. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Экспертное наблюдение,

дифференцированный зачёт

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров

Рабочая программа учебной дисциплины является частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС          по пр...

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ дисциплина: «Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров» «МОЛОКО. МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ»

Рекомендации для использования рабочей тетради.      Предлагаемая рабочая тетрадь предназначена для изучения дисциплины «Физиология питания с основами товароведения прод...

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ дисциплина: «Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров» «Пищевые жиры»

Рекомендации для использования рабочей тетради.      Предлагаемая рабочая тетрадь предназначена для изучения дисциплины «Физиология питания с основами товароведения продовольс...

Рабочая программа по УД "Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров"

Разработка рабочей программы и календарно-тематического плана по УД "Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров для профессии НПО "Повар, кондитер"...

Практические задания по дисциплине ОП.02 Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров по профессии 19.01.17 Повар, кондитер

Учебно-методическое пособие, для организации и проведения практических занятий, по предмету "Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров", состоит из 25 комплектов,...