Эссе "Учить и учиться"
материал на тему

Мишина Лариса Ивановна

Творческая работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx21.76 КБ

Предварительный просмотр:

УЧИТЬ И УЧИТЬСЯ

Как много нужно сделать для  детей,

чтоб научить ребят добру и пониманью.

И  в каждого вложить терпенье и старанье,

И душу, и  любовь, и множество  идей…

УЧИТЬ И УЧИТЬСЯ – ДОРОГА ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ.

А это значит, вся моя жизнь связана со школой: в детстве я спешила в школу, чтобы учиться, сейчас – чтобы учить и… учиться.

 Какая простая формула! Но эта простота обманчива, над словами «учить и учиться» можно думать часами, днями и даже годами, каждый раз стараясь постичь философские, жизненно важные смыслы, скрытые в них. Когда человек начинает учиться? В школе? В детском саду? Думаю, что нет. С первой минуты появления на свет: первый вдох, первая улыбка, первое слово, первые шаги…

Справедливо говорят, что человека учит жизнь. И в этом обучении особое место принадлежит школе и учителю. Школа, школа… Для кого-то она остается просто воспоминаниями из детства, но есть люди, для которых школа – не только прошлое, но и настоящее, и будущее. Это педагоги, идущие на урок, спешащие к своим ученикам, чтобы учить и учиться. Разными путями приходят в школу учителя. Кто-то с детства видит в этом свое предназначение, кто-то приходит случайно и затем остается. Я мечтала стать учителем с детства. Ведь у меня был образец для подражания- моя мама. Она по образованию учитель начальных классов. Окончив институт,  мама  пришла работать в нашу родную Жуковскую среднюю школу.

 Я в свои 10 лет  была абсолютно уверена, что мое прошлое, настоящее и будущее – в моей школе! А вот и она. Три ступеньки на школьном крыльце и табличка у входа: МБОУ « Жуковская средняя общеобразовательная школа №22». Здесь когда-то впервые я увидела первую учительницу, встретила новых друзей, села за парту в нашем классе. Здесь все когда-то было впервые… И свои первые сознательные шаги в педагогике я тоже сделала здесь, в моей  родной  школе.

Каждое утро тороплюсь я в свою школу. И всякий раз размышляю о предстоящих уроках, о своих учениках, о том, чем же их удивить, как преподнести тот или иной материал. Но сегодня мои мысли заняты другим. О чем же мне рассказать в эссе «Учить и учиться», чтобы раскрыть всю глубину и содержание этого простого односоставного нераспространенного предложения? Наверное, следует начать с самого начала…

Не один раз в своей жизни я задавала себе вопрос: «Кто я?» – и отвечала: «Я – мама»,  «Я – женщина»,  «Я – личность», «Я – учитель».

 И сегодня я с гордостью говорю, что я – Учитель, и благодарю судьбу за такое стечение обстоятельств, благодаря которым я пришла работать в школу. Попробую заново перелистать страницы своей педагогической биографии и раскрыть основные этапы постижения мною данной фразы.

Работа учителя - настоящее призвание. А что для меня быть учителем? Это возможность давать свои знания, открывая новые и новые грани своей профессии.

Урок литературы – это всегда живой разговор, обсуждение, дискуссия. Опираясь на авторскую систему преподавания литературы Евгения Николаевича Ильина, важным считаю следовать формуле «от опыта личности – к анализу художественного произведения и от него – к Книге». При таком подходе главным становится не отвлеченное запоминание фактов, а переживание описанных в произведении событий, постановка себя на место литературного героя в ситуацию нравственного выбора.

Могу с уверенностью сказать, что я не только учила, но и училась. Я постигала азы профессии, училась учить, училась быть учителем.

Свою миссию как учителя я видела в том, чтобы ребята получили хорошую подготовку по моим предметам. Я научила их многому. Но сейчас мне кажется, что большему научилась сама. И в первую очередь - видеть в каждом ребенке личность, учитывать индивидуальные особенности каждого ученика.

Чему же я, как учитель русского языка и литературы, должна учить сегодня? Уважению к слову, осознанию красоты родной речи, пониманию того, что язык – это выражение национальной культуры. А когда раскрываешь ребятам тайны, связанные с происхождением слов, то видишь их неподдельный интерес и удивление (вот, например, такой парадоксальный языковой факт - слова начало и конец являются исторически родственными, так имели когда-то один корень). На таких примерах раскрываю, почему в русском языке, как говаривал Николай Васильевич Гоголь, «что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи». А знание наших истоков – это наша сила и единство, в этом я абсолютно убеждена.

Многие говорят, что все учителя русского языка и литературы делятся на «русоведов» и «литераторов». Замечательно, когда эти две ипостаси в учителе соединены. Я, конечно, больше «русовед», чем «литератор», но при выборе специальности определяющей была моя любовь к литературе, особенно к русской классической литературе, которой я восхищаюсь. Что же такое литература? На этот вопрос ответил поэт Лев Ошанин, который написал уже ставшие классическими строки:

Литература – это исповедь,

Под видом исповеди - проповедь,

Для тех, кто ненавистен, - отповедь,

Для всех, кого любишь, - заповедь.

Уроки литературы должны способствовать глубокому пониманию этих строк. Замечу также, что учителю литературы нужно быть в какой-то степени философом, историком, искусствоведом, чтобы показать литературу на широком фоне истории и культуры, не забывая при этом о законе трех О Ильина: «очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем». Поэтому подготовка к урокам литературы занимает лично у меня очень много времени. Но эта работа воздается сторицей, когда слышишь содержательные ответы ребят, когда читаешь не списанные из Интернета, а самостоятельные, глубокие детские сочинения…

 И я ловлю себя на мысли, что я – счастливый человек. Потому что спешу в свою школу с удовольствием, с желанием вернуться туда вновь и вновь, с желанием учить и учиться, удивлять и удивляться. И если в этом состоит моя миссия как учителя, думаю, это не так уж и плохо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Учись учиться"

В презентации представлены формы, методы и способы самостоятельной работы учащихся с учебником на уроках....

Предпринимательству надо учить и учиться

Организация образовательного процесса в школе при зучении экономических дисциплин. С какими трудностями может столкнуться  ученик сегодня, а завтра предприниматель....

Учиться,учиться и учиться!

Учение залог успеха....

«Учиться писать – значит учиться думать, а учиться думать — значит учиться разговаривать»

Как научиться писать? Чтобы научиться хорошо говорить, надо, постоянно обращать внимание на речь свою и других, записывать иногда удачные выражения, точно выражающие мысль, существо дела. Чтобы научит...

Сертификат об участии в онлайн-трансляции «Международная летняя школа для учителей. Учиться учиться как цель обучения: как оценивать умения учиться»

Сертификат об участии в онлайн-трансляции «Международная летняя школа для учителей. Учиться учиться как цель обучения: как оценивать умения учиться»...