Новые качества образования (выступление)
статья на тему

Каримова Флида Фагимовна

Новые качества образования (выступление)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novye_kachestva_obrazovaniya_vystuplenie_dlya_pedsoveta.docx24.77 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Новые качества образования

                                 Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот,

                                кто не умеет читать, а тот, кто не научился учиться.

                                                                                                       А. Тоффлер

         Сегодня  земные проблемы стали глобальными и жизнью человечества больше всего правят глобальные, планетарные противоречия:

  1. всеобъемлющий энергетический кризис, что потребует активного поиска учеными новых источников энергии, а также расширения уже известных месторождений и способов получения энергии;
  2. угрожающе быстрое развитие экологического кризиса во всех и особенно индустриально развитых странах, обострение проблемы водных ресурсов и особенно питьевой воды;
  3. глобальное изменение климата, усиление действия стрессовых факторов среды на человека и биоресурсы, что потребует больших резервов энергетических и материально-технических ресурсов во всех странах мира на преодоление отрицательных последствий этих явлений;
  4. увеличение минимум в 2 раза численности населения на земном шаре. Это, в свою очередь, приведет к перенаселению ранее освоенных территорий, нехватке продовольствия. Отсюда обоснованным становится стремление к освоению новых территорий и наукоемких технологий производства.

Необходимость преодоления отмеченных кризисов потребует  1)объединения мирового интеллекта в направлении поиска путей смягчения кризисных явлений и успешного выхода из них;

2) в ряде сфер потребуется научный прорыв, например, освоение Космоса с целью использования космических технологий в земных условиях, развитие искусственного интеллекта и его использование в производстве и жизнеобеспечении людей.

    Очень часто  человек считает, что насыщение базовых нужд - вершина человеческой жизни, тогда эта энергия не переключается на более высокие потребности. Культ потребления  превращает человека-созидателя в человека-потребителя. Это новая глобальная угроза для человечества, и она опасна для молодых поколений, которые растут пленниками  потребленческого культа.

    Еще одна угроза таится в почти повальной невротизации. Крупная доля наших душевных сил уходит на защитные переживания, на повышенную заботу о себе. На заботу о других людях у нас остается гораздо меньше душевных сил. Современный человек делается всё более «Я»-центричным, замкнутым на себе.

    Угрозу представляет и положение ученика в школе и ребенка в семье - положение одиночки. Успех соседа - не часть моего успеха, моя неудача - не часть его неудачи - на таком отгораживании основано положение ученика в школе. Чтобы быть хорошим учеником, совсем не надо быть хорошим человеком. Где искать выход? Выходы из глобальных кризисов могут быть только глобальными. Только поняв и осмыслив, как нынешние локальные проблемы завязаны в планетарные узлы, мы сможем развязать их.

     Каким образом это можно сделать?

     Наверное, только улучшением человеческой природы. Уместны в этой связи слова Э. Фромма: «Чтобы изменить общество, нужно воспитать другого человека. Чтобы воспитать другого человека, нужно изменить общество».

      Главную задачу образования можно сформулировать так: максимально обеспечить развитие в каждом человеке его генетически детерминированных способностей (возможностей), развивать у людей рациональное критическое мышление, вооружить  их точными знаниями современной науки, техники и технологии, которые бы позволили добиваться максимального эффекта от их использования в условиях изменяющейся природной ситуации.

    Для выполнения этой грандиозной задачи воспитание должно быть нацелено на самовоспитание высокой гражданской позиции,  высоких нравственных качеств, на содействие формированию у людей устойчивого естественнонаучного взгляда на природу и общество, на свое место в жизни, свою роль в обществе и государстве.

     Выпускники школ владеют более или менее хорошими специальными умениями и навыками. Но чаще всего большинство из них не владеют самыми главным умением - умением жить в современном мире, ориентироваться в любой жизненной ситуации.

     Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное новое качество содержания образования.

Под новым качеством образования понимаем:

- соответствие целей и результатов общего образования современным социальным требованиям, что предполагает ориентацию на усвоение учащимися заданного объема учебного материала, на развитие у них способности к самостоятельному решению проблем в различных сферах деятельности на основе использования освоенного социального опыта;

- соответствие содержания образования его целям и познавательным возможностям всех учащихся, повышение уровня доступности содержания образования, создание дополнительных условий для расширения и углубления знаний учащихся в интересующих их образовательных областях;

- соответствие условий образовательной деятельности требованиям сохранения здоровья учащихся и обеспечения психологического комфорта для всех участников образовательного процесса.

     Основными результатами деятельности школы являются положительные изменения в развитии каждого обучающегося: его учебных достижений (знаний, умений, навыков), воспитанности (основ мировоззрения, поведения, общения, социальных навыков, устойчивых качеств личности, основ самовоспитания), психических функций (интеллекта, эмоциональности, воли), творческих способностей, здоровья.

Составляющими современного востребованного обществом качественного образования являются:

- владение информационными технологиями;

- умение заботиться о своем здоровье;

- умение вступать в коммуникацию;

- умение решать проблемы.

Содействие образованию школьника, т.е. создание средствами педагогической деятельности условий для проявления самостоятельности, творчества, ответственности ученика в образовательном процессе и формирования у него мотивации непрерывного образования рассматривается как ведущая функция профессионально – педагогической деятельности учителя.

       Требуется и переосмысление задач воспитания как первостепенного приоритета в образовании. Воспитание должно стать не отдельным элементом внеурочного педагогического действия, а необходимой органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания - формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

     Условия достижения нового, современного качества общего образования в рамках государства обширны. Некоторые из них:

- законодательное закрепление продолжительности школьного образования, включая продолжительность обучения на каждой его ступени;

- оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки, создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за счет: а) реальной разгрузки содержания общего образования; б) использование эффективных методов обучения; в) повышения удельного веса и качества занятий физической культурой; г) организации мониторинга состояния здоровья детей и молодежи; д) улучшения организации питания обучающихся в образовательных учреждениях; е) рационализации досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха обучающихся;

- личностная ориентированность, дифференциация и индивидуализация образования при обеспечении государственных образовательных стандартов;

- введение профильного обучения в старшей школе;

- усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся и их включение в трудовые отношения - социально-гуманитарный цикл (экономика, право и др.), всеобщая компьютерная грамотность, русский, родной и иностранные языки, профессиональная ориентация и предпрофессиональная подготовка и т. д.

      Необходимо развивать образовательный процесс, опираясь на следующие основания:

·   научиться познавать;

·   научиться делать;

·   научиться жить вместе;

·   научиться жить в ладу с самим собою.

Собственно говоря, эти основы и являются целями современного образования: помочь учащимся научиться познавать, научиться жить вместе, научиться работать, научиться жить в ладу с самим собою.          

                                           Каримова Ф.Ф., учитель русского языка и

                                            литературы МОБУ лицей №4 г.Баймак

                                           (из выступления на заседании педагогического

                                            совета МОБУ лицей №4, 2014-2015 учебный год)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новое качество образования по физике

В статье рассмотрены особенности обеспечения нового качества образования о физике в рамках использования современного УМК...

Новое качество образования в условиях СПб КК

В данной статье освещены:Минусы традиционной модели обученияпути решенияакмеологический подход в образованииприведены примеры воплощения интегрированного подхода...

Выступление на педсовете "Новое качество образования"

Выступление от группы учителей; обработка данных анкеты; современные требования к учителю; причины неуспеваемости; рекомендации учителям и т.д....

Новые качества образования (презентация к выступлению)

Новые качества образования (презентация к выступлению)...

"Внедрение стандарта профессиональной деятельности - новый шаг к качеству образования" -выступление на педагогическом совете школы 27.12.2016 г.

В выступплении раскрываются основные положения профессионально стандарта педагога в соответствии с Приказом Министерста труда и социальной защиты от 18 октября 2013 года  № 544н  "Об утвержд...

Целевая программа перехода в эффективный режим работы для школ с низкими результатами и работающих в сложных социально-экономических условиях "Новой школе - новое качество образования" 2019 год

Решение проблемы перехода школы в эффективный режим работы связывается с оптимизацией условий организации образовательного процесса на основе раскрытия внутреннего потенциала ресурсов школы и кооперац...

Выступление на педагогическом совете по теме "Образовательный стандарт педагога- новое качество образования"

Педагогический совет «Образовательный стандарт педагога – новое качество образования»Цель: Создание условий для включения педагогического коллектива школы в реализацию профессиональн...