«ПРЕПОДОБНЫЙ БОГАТЫРЬ ИЛЬЯ МУРОМЕЦ»
план-конспект урока (5 класс) на тему

Урок разработан с целью познакомить детей с жизнедеятельностью св.богатыря Ильи Муромца. Задачи  урока:

1.      Образовательные (формирование познавательных УУД) : обобщение знаний учащихся о русском воине Илье Муромце, о его отношении к воинскому долгу, о жизни богатыря, ставшего святым, формирование гражданской позиции учащихся; привлечение внимания к спорным вопросам истории по данной тематике.

2.     Развивающие(формирование регулятивных УУД) : Развивать информационную грамотность учащихся, познавательную активность;  развитие умений и навыков работы с картой, учебниками, путеводным листом, наглядными материалами, умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

3.     Воспитательные(формирование коммуникативных и личностных УУД): воспитывать любознательность, взаимопомощь, взаимовыручку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka.docx24.47 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока по ОПК в 5 А классе 

«ПРЕПОДОБНЫЙ БОГАТЫРЬ ИЛЬЯ МУРОМЕЦ»

Тип урока: комбинированный с исследовательской деятельностью учащихся.

Задачи  урока:

  1.  Образовательные (формирование познавательных УУД) : обобщение знаний учащихся о русском воине Илье Муромце, о его отношении к воинскому долгу, о жизни богатыря, ставшего святым, формирование гражданской позиции учащихся; привлечение внимания к спорным вопросам истории по данной тематике.
  2. Развивающие(формирование регулятивных УУД) : Развивать информационную грамотность учащихся, познавательную активность;  развитие умений и навыков работы с картой, учебниками, путеводным листом, наглядными материалами, умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  3. Воспитательные(формирование коммуникативных и личностных УУД): воспитывать любознательность, взаимопомощь, взаимовыручку.

Планируемые результаты:

Предметные: Узнать о жизни и отношении к воинскому долгу русского богатыря Ильи Муромца, ставшего святым, усвоить понятия: преподобный, чудотворные мощи, примета, научиться использовать приметы в повседневной жизни. 

Метапредметные: умение выдвигать гипотезы, предположения,анализировать, сравнивать, умения работы с географической картой, умения выделять главное.

Личностные: умение правильно излагать свои мысли, понимать смысл заданного вопроса, работать в паре и группе, правильно  излагать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, оценивать себя и товарищей.

Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.

Формы контроля: работа по карточкам

Новые понятия: преподобный, чудотворные мощи, приметы.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран,  учебник ОДНК 5 класс,  путеводные листы, карточки с заданиями для работы в парах, раздаточный материал для работы в группах.

Структура учебного занятия

1.Организационный этап

2.Проверка домашнего задания

3.Актуализация познавательной деятельности

4.Этап изучения новых знаний

5.Этап закрепления изученного материала, обобщения и систематизации

6.Этап информации о домашнем задании

7.Этап подведения итогов

8.Этап рефлексии

Ход занятия.

1.Организационный этап

Учитель приветствует обучающихся:

Прозвенел звонок веселый.

Вы урок начать готовы?

- Да!

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать!

2.Проверка домашнего задания

- Как называется предмет, который мы начали изучать в этом учебном году?

-Какие традиционные религии вам известны?

- Вы уже знаете, что эти религии распространены не только в России, но и по всему миру.

- Скажите, ребята, а что такое  вера? (Работа с учебником, страница 5)

- Какое значение имеет вера?

- Вспомните, какой праздник отмечала наша страна 9 декабря и как этот праздник можно соотнести с нашим предметом?

3.Актуализация знаний

- Всех этих героев мы можем назвать Святыми Защитниками Отечества. При изучении истории, литературы, ОРК вы уже знакомились с их подвигами, будете знакомиться и дальше. А сегодня на нашем уроке речь пойдет о славном богатыре, который защищал свое Отечество, на закате жизни стал монахом, после смерти был похоронен в Киево- Печерских Лаврах и был канонизирован Русской Православной Церковью в разряде Преподобного.

- Вы догадались, кто будет героем нашего  урока?

-А сейчас, давайте назовем тему, которую будем изучать и цели, которые должны будем достичь при изучении нового материала.

Тема урока: «Преподобный Илья Муромец».

Цели: Узнать о жизни и отношении к воинскому долгу русского богатыря Ильи Муромца, ставшего святым.

Деятельность учителя сопровождается показом слайдов презентации, специально подготовленных к данной теме.

4.Этап изучения новых знаний( знакомство с новыми понятиями:  преподобный, чудотворные мощи, примета).

- Очень давно, еще будучи ученицей 7 класса я посетила пещеры Печерской Лавры и услышала, что здесь покоятся чудотворные мощи Ильи Муромца, то не поверила своим ушам. Не может быть! Тот самый Муромец — герой народных сказок и былин? Разве это не мифический и собирательный образ русского богатыря, защитника русских земель?

Мне трудно было представить, что Илья Муромец — не миф, а реальный человек, историческая личность. Однако пещеры Лавры хранили наглядное тому доказательство.

- С самого раннего детства вам, ребята, ваши бабушки и дедушки, мамы и папы читали сказки и былины про Илью Муромца, но пришло время узнать о нем больше.

- На каждом столе лежит путеводный лист.  И сегодня всю необходимую информацию вы будете извлекать из него.

- Прочитайте и расскажите, где и когда родился Илья Муромец?

- А сейчас, давайте покажем это место на географической карте.

 (Работа  с настенной географической картой и картой слайда).

- Итак, Илья Муромец родился между1150-1165 г. г.

Песня Ильи Муромца

- А в народе  до сих пор говорят о проклятье и чудесном исцелении. Давайте узнаем об этом подробнее.

- После чудесного исцеления Илья Муромец начинает совершать свои многочисленные подвиги.

- Расскажите о подвигах русского богатыря.

-На уроках ИЗО вам было предложено нарисовать богатыря- героя. И вот я вижу, что на всех рисунках вы его изображаете  небывалых размеров. Каким же на самом деле был Илья Муромец?

- На нашем уроке присутствуют ученые, которые познакомят вас с сенсационными исследованиями

- А сейчас, давайте поработаем в парах. На каждом столе лежит карточка с заданием. Подчеркните и назовите  слова, которые характеризуют богатыря-героя, преподобного Илью Муромца. (Работа в парах)

(Элементы проблемного обучения)

- Русская Православная Церковь каждый день в году поминает усопших, причисленных к лику святых.

1 января  Православная Церковь почитает преподобного Илью Муромца Печерского, по прозвищу «Чоботок». Подумайте и скажите, почему ему дано такое прозвище? (Если учащиеся класса не дают ответа на этот вопрос, то он будет являться частью домашнего задания).

- Ребята в современном обществе много разных проблем, и одна из них- существует ли жизнь после смерти?

- Наша страна всегда будет помнить героя! Илье Муромцу установлены памятники в городе Муроме и в городе Владивостоке.

- Большое спасибо!

- А еще, ребята, на каждый день года у народа сложились свои приметы. Может быть кто из вас скажет, что такое примета? (Примета- это многовековые наблюдения народа за окружающими явлениями.)

- По словарю Ожегова С.И. – примета- отличительное свойство, признак, по которому можно узнать что- нибудь или кого- нибудь.

- Вам интересно узнать примету по которой можно определить каким будет каждый месяц года- дождливым или нет?

- Для этого необходимо провести необычное исследование в самую сказочную ночь года.  И что бы у вас все получилось,  давайте попробуем это сделать сейчас. (Работа в группах)

- Давайте прочитаем и запомним некоторые приметы.

- Наш урок близится к завершению. И я снова прошу вас назвать тему.

- Какие цели вы поставили в начале урока?

- Как вы думаете, достигли ли мы с вами поставленных целей?

5.Этап закрепления изученного материала, обобщения и систематизации.

Интеллектуальная игра «Да, нетка»

-А сейчас, ребята, давайте поиграем в интеллектуальную игру «Да, нетку».

- Илья Муромец родился в городе Карачеве?

- Илья Муромец родился в 900 году?

- Ростом  Илья Муромец был выше 2 метров?

- Соловей разбойник- это реальная историческая личность?

- Илья Муромец стал монахом  Печерской лавры?

- Русская  Православная Церковь причислила  Илью Муромца к лику святых в разряде преподобного?

- День почитания преподобного Ильи Муромца

1 января?

6.Этап информации о домашнем задании

- Найти информацию о том, почему за  Ильей Муромцем закрепилось прозвище «Чоботок».

- Рассказать родителям о том, что новое вы узнали на уроке.

7.Этап подведения итогов

-Ребята, вам интересно было сегодня на уроке?

- Ответы каких учащихся  вам понравились ?

- Я хочу сказать, что вы все сегодня МОЛОДЦЫ!

8.Этап рефлексии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Илья Муромец"

1 января является днём былинного богатыря Ильи Муромца. В презентации рассказывается русские богатыри....

Презентация "Илья Муромец" продолжение

1 января день былинного богатыря. Презентация рассказывает о богатырях русской земли....

Илья Муромец и Соловей-Разбойник: от Киевской Руси до наших дней

на уроке проводится сравнительный анализ текста былины и двух мультипликационных фильмов: 1978 и 2007 гг...

Презентация к урокам литературы в 7 классе по теме: Былины как героические песни эпического характера. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». «Вольга и Микула Селянинович».

Определение былины, основные особенности былин киевского и новгородского цикла, отражение былинной тематики в произведениях живописи...

Презентация "Былина. Илья Муромец и Соловей - разбойник

Презентация составлена в рамках урока по литературе для 6 класса  "Былина Илья Муромец и Соловей - разбойник" по программе В.Ф. Чертова....

Илья Муромец

Краткие сведения о богатыре Илье Муромце...

Урок по родной русской литературе 6 класс на тему : Былина «Илья Муромец и Святогор». Образ богатырей в былине.

Урок был проведен 25  января 2022 г. в рамках недели открытого урока. Урок был построен в соответствии с его содержанием и поставленным целям и задачам. Время, отведенное на урок было использован...