Эссе "Я - учитель" 2021 год
статья

Веретнова Ольга Анатольевна

Эссе "Я - учитель" 2021 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse.doc38.5 КБ
Microsoft Office document icon Эссе "Я - учитель" 2021 год79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы быть хорошим педагогом, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. (Василий Ключевский)

Эссе «Я – учитель»

       Утро туманное, утро седое… Ноябрь. Слякоть, холод. Иду со своим классом в столовую по школьному двору. И вдруг прямо нам под ноги с жалобным писком откуда-то выкатывается крошечный грязный комочек. Котенок. Дети, конечно, схватили, кто-то побежал за молоком, завернули в шарф и выжидающе уставились на меня. 28 пар глаз, ждущих от меня решения. Я, конечно, взяла его домой, вместе отнесли и устроили; с тех пор мои ребята стали старше на 3 года, но до сих пор приходят в гости ко мне и Грише, приносят ему лакомство. А после того случая стали приносить фотографии котят и щенят, которых они уже сами спасли от голодной холодной смерти. Что это было? Принцип «Воспитание личным примером» в действии или просто движение души под влиянием момента? До сих пор не знаю, но когда вспоминаю детские глаза, устремленные на меня в ожидании чуда, понимаю, что не могла поступить иначе. С детьми всегда так: мы, учителя, их воспитываем, но бывают минуты, когда дети воспитывают нас.

Но начиная свой трудовой путь, я и не подозревала, что путь этот окажется дорогой к добру, состраданию и милосердию. Тогда меня заботили только технологии, приемы и методы, качество знаний и прочие необходимые в нашей работе вещи.

       Мой педагогический стаж – 18 лет. Сколько всего произошло за эти годы, с чего все начиналось … А начиналось все в городе Красноярске, когда я пришла работать в языковую гимназию преподавателем английского и французского языка.

        Едва начав работать, я поняла, что школа это целый огромный мир, а  мои представления о работе учителя абсолютно далеки от реальности. До начала работы мне представлялось, что я прихожу в идеальный класс, где все дети только и ждут, когда же я начну урок и поведу их дорогой знаний в прекрасное далеко.

       Но оказалось, что далеко не все дети желают осваивать предмет. Не у каждого из ребят есть настроение и желание им заниматься в данный конкретный момент, а я владею очень скудным набором приемов и методов, чтобы повысить их мотивацию и вызвать интерес и любовь к предмету. А ведь это совершенно необходимо, без любви к предмету не бывает успешного обучения. Так я стала задумываться о том, как вдохнуть жизнь в скудные формулировки учебников, как сделать так,  чтобы в классе зазвучал живой английский язык, заискрился тонкий английский юмор, а в класс пришла атмосфера старой доброй Англии, которую я сама очень люблю. У англичан есть пословица «Делай, что должен, и будь, что будет». Я поняла, что для начала я должна приложить все усилия к тому, чтобы работать, как можно лучше, я искала стихи и песенки, театральные постановки и сценарии конкурсов на английском языке; постепенно лед тронулся, уроки становились все интереснее, а интерес детей к предмету явно возрастал.

        Но тут меня подстерегала другая сложность в профессии учителя. Оказалось, чтобы быть хорошим педагогом, мало знать и уметь преподавать свой предмет интересно и с огоньком, надо еще и разбираться в детях и просто их любить.  Лев Толстой когда-то сказал: « Если учитель имеет только любовь к своему делу, он будет хорошим учителем. Если учитель имеет любовь к ученику, как отец, мать – он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель». И я стала учиться объединять эту любовь.

       Очень многому меня научили уже в гимназии опытные педагоги, которые приходили на мои уроки, приглашали к себе, я до сих пор помню их добрые усталые глаза и самый ценный совет «Оля, улыбайтесь! Вы должны нести детям радость и свет!» Оказалось, что это совсем не трудно, ведь дети всегда улыбаются учителю, когда он входит в класс и начинает урок. А дальше только от него будет зависеть, сохранятся ли на этих радостных лицах улыбки, не угаснет ли искорка любви к учителю и его предмету.

Постепенно я пришла к выводу, что работа учителя это не только  проведение урока, заполнение журнала, проверка домашнего задания и выставление оценок. В работе учителя ты реализуешь себя в разных ипостасях: ты и учитель, мудрый наставник, и доктор, и актер, и даже любящая всепрощающая мама.

       Я до сих пор дружу с бывшей своей ученицей, теперь взрослой, успешной девушкой, которая в 5 классе осталась без родителей. Я была ее классным руководителем.  Семья была неблагополучной, в один черный день родители просто исчезли, как выяснилось позже, навсегда, а двое маленьких детей остались одни в неотапливаемом доме, без продуктов, без денег, в Сибири, зимой. Я до сих пор помню, как я плакала, обняв этих детей от своего бессилия, от невозможности что-то изменить к лучшему в их жизни, но тогда я вспомнила все ту же пословицу «Делай, что должен, и будь, что будет».

       Я взяла детей к себе домой, заботилась о них, как могла, радовалась, что они в тепле, накормлены и даже иногда улыбаются. Я нашла их родственников, впоследствии они забрали девчушек к себе, и до сих пор эти дети пишут мне письма и до сих пор благодарят за участие в их судьбе, хотя я считаю, что ничего особенного не сделала. Так поступил бы любой педагог. Любой человек? Не знаю, а вот педагог точно.

Работа в школе тем и хороша, что не дает человеку закоснеть в раз и навсегда устоявшихся постулатах, общаясь постоянно с детьми, сам молодеешь душой, учишься у них чему-то новому, неизведанному для себя. Я, как и большинство моих коллег являюсь и классным руководителем, а это целая отдельная планета. Какая радость и гордость озаряет душу, когда утром видишь своих питомцев, они приветствуют тебя, спрашивают, как дела, видишь, какие они уже взрослые, красивые, умные, талантливые, думаешь «Это мои! Самые лучшие!» Я всегда им говорю, что они у меня самые лучшие, я не боюсь их перехвалить, я хочу, чтобы моя похвала согрела им душу, и они понесли бы дальше тепло и радость, хорошие слова и сочувствие к другим.

              Мне нравится работать в школе, очень люблю детей, хотя поняла это не сразу. Радость от общения с детьми (особенно, когда есть взаимопонимание, отдача и видишь результаты своего труда в ответах детей, в их творчестве, в их поступках) нельзя сравнить ни с чем. Я думаю, что умение педагога сопереживать, делить вместе с детьми их радости и горести, а иногда, наоборот, и свои, - это одно из важных условий успешного общения и обучения. Где присутствует взаимопонимание, там есть сотворчество, сотрудничество, положительный результат.

        Для того, чтобы помочь детям настроиться на выполнение учебных заданий,  необходимо постоянное наблюдение за поведение детей. Ребенок не робот! Доброе, внимательное отношение учителя избавит школьника от многих огорчений и ненужных переживаний, поможет избежать стрессов. У детей крепнет привязанность к справедливым и ласковым людям, они живо откликаются на просьбы и поручения взрослых, стремятся сделать им приятное. Взаимоотношения со сверстниками зависят от того, насколько ребенок отвечает их требованиям и насколько сверстники устраивают его.

        Я всегда стараюсь учить детей положительным способам общения: доброжелательно относиться к сверстникам, проявлять доброту, приветливость, справедливость, поощрять успехи, учу их дарить радость окружающим людям.  Я верю, что наше общение и взаимодействие с детьми на уроках и вне их, мой личный пример, все мои слова помогут им со временем все это осознать, пропустить через сердце и стать добрее. Я верю, что когда-нибудь наступит эра милосердия, и мои ученики внесут свой посильный вклад, чтобы наш мир стал лучше и добрее.

       Я -  учитель, и этим все сказано.



Предварительный просмотр:

Эссе «Я – учитель»

      Чтобы быть хорошим педагогом, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. (Василий Ключевский).

     А что важнее? Знать в совершенстве, любить свой предмет и прослыть непревзойденным учителем – предметником? Или быть добрым, отзывчивым, самоотверженным, чистым сердцем и душой наставником, воспитателем, мудрым взрослым, который всегда придет на помощь, вовремя даст нужный совет и подставит плечо, на котором можно выплакаться? Я думаю, ответ на этот вопрос приходится искать всю жизнь

       Утро туманное, утро седое… Ноябрь. Слякоть, холод. Иду со своим классом в столовую по школьному двору. И вдруг прямо нам под ноги с жалобным писком откуда-то выкатывается крошечный грязный комочек. Котенок. Дети, конечно, схватили, кто-то побежал за молоком, завернули в шарф и выжидающе уставились на меня. 28 пар глаз, ждущих от меня решения. Я, конечно, взяла его домой, вместе отнесли и устроили; с тех пор мои ребята стали старше на 3 года, но до сих пор приходят в гости ко мне и Грише, приносят ему лакомство. А после того случая стали приносить фотографии котят и щенят, которых они сами уже спасли от голодной холодной смерти. Что это было? Принцип «Воспитание личным примером» в действии или просто движение души под влиянием момента? До сих пор не знаю, но когда вспоминаю детские глаза, устремленные на меня в ожидании чуда, понимаю, что не могла поступить иначе. С детьми всегда так: мы, учителя, воспитываем их, но бывают ситуации, когда дети воспитывают нас.

     Быть учителем – моё призвание. Быть учителем английского языка – призвание вдвойне!

     Однако начиная свой трудовой путь, я и не подозревала, что путь этот окажется дорогой к добру, состраданию и милосердию. Тогда меня заботили только технологии, приемы и методы, качество знаний и прочие необходимые в нашей работе вещи.

       Мой педагогический стаж – 22 года. Сколько всего произошло за эти годы… С чего все начиналось?  А начиналось все в городе Красноярске, когда я пришла работать в языковую гимназию преподавателем английского и французского языка.

        Едва начав работать, я поняла, что школа это целый огромный мир, а  мои представления о работе учителя абсолютно далеки от реальности. До начала работы в школе мне представлялось, что я прихожу в идеальный класс, где все дети только и ждут, когда же я начну урок и поведу их дорогой знаний в прекрасное далёко.

       Но, оказалось, что далеко не все дети желают осваивать мой предмет. Не у каждого из ребят есть настроение и желание им заниматься в данный конкретный момент, а я владею очень скудным набором приемов и методов, чтобы повысить их мотивацию и вызвать интерес и любовь к предмету. А ведь это совершенно необходимо, без любви к предмету не бывает успешного обучения.

      Так я стала задумываться о том, как вдохнуть жизнь в скудные формулировки учебников, как сделать так,  чтобы в классе зазвучал живой английский язык, заискрился тонкий английский юмор, а в класс пришла атмосфера старой доброй Англии, которую я сама очень люблю. У англичан есть пословица «Делай, что должен, и будь, что будет». Я поняла, что для начала я должна приложить все усилия к тому, чтобы работать, как можно лучше, я искала стихи и песенки, театральные постановки и сценарии конкурсов на английском языке; постепенно лед тронулся, уроки становились все интереснее, а мотивация детей к изучению предмета явно повышалась.

        Но тут меня подстерегала другая сложность в профессии учителя. Оказалось, чтобы быть хорошим педагогом, мало знать и уметь преподавать свой предмет интересно и с огоньком, надо еще и разбираться в детях и просто их любить.  Лев Толстой когда-то сказал: « Если учитель имеет только любовь к своему делу, он будет хорошим учителем. Если учитель имеет любовь к ученику, как отец, мать – он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель». И я стала учиться объединять эту любовь.

       Очень многому меня научили уже в гимназии опытные педагоги, которые приходили на мои уроки, приглашали к себе, я до сих пор помню их добрые усталые глаза и самый ценный совет «Оля, улыбайтесь! Вы должны нести детям радость и свет!» Оказалось, что это совсем не трудно, ведь дети всегда улыбаются учителю, когда он входит в класс и начинает урок. А дальше только от него будет зависеть, сохранятся ли на этих радостных лицах улыбки, не угаснет ли искорка любви к учителю и его предмету.

      Постепенно я пришла к выводу, что работа учителя  - это не только  проведение урока, заполнение журнала, проверка домашнего задания и выставление оценок. В работе учителя ты реализуешь себя в разных ипостасях: ты и учитель, мудрый наставник, и доктор, и актер, и даже любящая всепрощающая мама.

       Я до сих пор общаюсь с бывшей своей ученицей, теперь взрослой, успешной девушкой, которая в 5 классе осталась без родителей. Я была ее классным руководителем.  Семья была неблагополучной, в один черный день родители просто исчезли, как выяснилось позже, навсегда, а маленькая девочка осталась одна в неотапливаемом доме, без продуктов, без денег, без замка на двери, - в Сибири, зимой. Я до сих пор помню, как я плакала, обняв этого ребенка от бессилия, от невозможности что-то изменить к лучшему в её судьбе, но потом вспомнила все ту же английскую пословицу «Делай, что должен, и будь, что будет».

       Я забрала девчушку к себе домой, заботилась о ней, как могла, радовалась, что она в тепле, накормлена и даже иногда улыбается. Я нашла ее родственников, впоследствии они забрали Надюшку к себе, и до сих пор она радует меня своими  письмами, читая которые, я понимаю, что сейчас она  вполне благополучна, успешна и счастлива.  

          Работа учителя тем и хороша, что не дает человеку закоснеть в раз и навсегда устоявшихся постулатах. Постоянно общаясь с детьми, ты и сам молодеешь душой, учишься у них чему-то новому, неизведанному для себя.

         Я, как и большинство моих коллег,  являюсь классным руководителем, а это целая отдельная планета. Какая радость и гордость озаряют душу, когда утром я вижу своих питомцев!  Они приветствуют меня, спрашивают, как дела, а я улыбаюсь в ответ, но, между улыбками и приветствиями, проверяю, все ли в школьной форме, принес  ли  справку вышедший после болезни ребенок, готов ли кабинет к уроку…  а про себя думаю «Это мои! Самые лучшие!» Я часто им говорю, что они у меня самые лучшие, я не боюсь их перехвалить;  я хочу, чтобы моя похвала согрела им душу, и они понесли бы дальше тепло и радость, хорошие слова и поступки.

      Так что же важнее? Виртуозно преподавать свой предмет или  быть чутким, добрым и мудрым воспитателем? Я думаю, истина где-то посередине: настоящий учитель  - это маг и волшебник, который сочетает в себе умение  творчески  преподавать свой предмет, зажигая  искры  интереса и тягу к познанию в детских умах; и, в то же самое время, он еще и носитель мудрости, света и добра, которыми до краев насыщает детские души.

       В работе учителя нет второстепенных вещей, здесь важно все: и дать детям прочные знания по предмету, зародить в них стойкий интерес к его дальнейшему изучению. И показать детям весь огромный мир во всем его многообразии и великолепии, не забыв предостеречь и от его опасностей. И дать ребятам достойную модель для подражания в поведении, речи, манере общения. И научить ребят взаимодействовать с самими собой, друг с другом, с другими людьми, никого не смущая и не огорчая. И, конечно же, возможно самое главное: беззаветно любить свою Родину, которая дала им такие прекрасные возможности в жизни.

     Я нашла для себя ответ на вопрос «Что важнее в работе учителя?». Теперь я твердо могу сказать: в работе учителя важно все, здесь нет мелочей.

     Я думаю, что это самая важная на свете профессия, и горжусь тем, что я  - учитель!