Описание опыта работы
материал на тему

Косарева Людмила Геннадьевна

Описание технологий, используемых на уроках географии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx23.34 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Тинская ООШ

Описание опыта работы учителя географии

Косаревой Людмилы Геннадьевны

В условиях модернизации образования главным направлением развития средней школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавателя. Я не представляю школу без уроков, но считаю, что урок требует обновления. Для того, чтобы осуществить или включиться в обновление, необходимо ответить на следующие вопросы:

- Зачем учить, чему учить и как учить?

- Как сочетать всё мастерство с требованием времени, традиционное и новое? -Как построить урок как единое целое?

Я считаю, что невозможно добиться успехов в решении этих вопросов, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу.

 Исходя из этого цель моей работы:  - активизировать познавательную деятельность школьников через внедрение современных образовательных технологий.

 В связи с этим   в своей практике использую нетрадиционные подходы в преподавании географии: игровые моменты по теме, объяснение с использованием кроссвордов, занимательного материала  на разных типах уроков. Быстрое включение учащихся  в познавательную деятельность, активизацию их мышления возможно при использовании следующих технологий:

Технология игровой деятельности

Использование игр в обучении географии решает множество задач одновременно:

  1. Игры способствуют становлению творческой личности ученика;
  2. Формируют умение выделять проблемы;
  3. Принимать решения;
  4. Развивают познавательный интерес к предмету;
  5. Оказывают сильное воздействие на учащихся;
  6. Формируют черты характера;
  7. Стимулируют к поиску решений, формированию собственных позиций.

В процессе игры срабатывает ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам игровой ситуации, а не по требованию учителя. Ведь чтобы победить в игре, надо много вспомнить, осмыслить за короткий промежуток времени. Игра на уроке является комплексным носителем информации. 

Технология  Метод проектов -  педагогическая технология, которая ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний (путём самообразования) для активного освоения новых способов человеческой деятельности.

Технологии проблемного обучения (обучение способам решения проблем, создание условий для самостоятельного выбора разрешения проблемной ситуации, создание условий для самореализации).

Информационные технологии (обучение работе с разными источниками информации, готовности к самообразованию).

Применяя новые педагогические технологии на уроках, я убедилась, что процесс обучения географии можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать новые механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов.

Влияние различных типов заданий на развитие познавательных процессов учащихся

В своей практике я использую разнообразные методы и приемы, которые позволяют мне провести учащегося от любопытства к познавательному интересу.

Особое же внимание уделяю тем методам, средствам и формам обучения, исходя из опыта работы, которые стимулируют активную познавательную деятельность, развивают интерес к предмету, способствуют повышению качества образования. Подробнее остановлюсь на некоторых из них:

1. Создание проблемных ситуаций

Здесь могут быть любые задания, в которых учащийся осознает цель, но не знает способов ее достижения. Он оказывается в положении исследователя, вырабатывает мышление свободное от шаблона, выдвигает новые объяснения, собственные суждения, догадки, гипотезы, творчески подходит к познанию действительности.

Пример задания: Какие климатообразующие факторы определяют климат Европы? Покажите схематически.

2. Дидактические игры

«Найди половинку», «Составь слово»,  «Третий лишний»,  «Географические диктанты» и т.д.

Игры не только позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, но и вызывают у них стремление к получению новых знаний. По времени можно проводить игры-минутки, игры-эпизоды, игры-уроки. Избыток игр не допустим. При разработке и определении места игр на уроках необходимо найти не только тему игры, но и место включения ее в урок, отводимое время и средства повышения познавательной активности.

3. Ребусы

Учащиеся 6–7-х классов с удовольствием работают с ребусами. Ребус – головоломка, требующая для разгадки сообразительности, фантазии и работы мысли. Ребусы можно использовать для проверки знаний учащихся, как одну из форм домашнего задания или для работы на уроке в группах.

4. Творческие работы

Сила влияния творческих работ школьников на познавательный интерес состоит в их ценности для развития личности вообще, поскольку и сам замысел творческой работы, и процессе выполнения, и ее результат – все требует от личности максимального приложения сил. Из творческих заданий возможны такие, как составление загадок, кроссвордов, изготовление макета вулкана из пластилина, сообщения, доклады, презентации и т.д.

5. Работа с картой

Карта является одним из основных средств обучения на уроках географии. Система разнообразных заданий, предполагающих обращение к карте, позволяет мне создать условия для формирования познавательной деятельности учащихся на разных уровнях: репродуктивном, частично-поисковом и исследовательском.

Например, репродуктивный уровень предполагает проверку географической номенклатуры. Здесь я использую задания типа: “Покажи моря, омывающие территорию России”.

Отличие частично-поискового от репродуктивного уровня заключается в том, что при выполнении заданий ученик должен уметь анализировать карту, интегрируя приобретенные географические знания с умениями работать по карте. Используемые мною задания выглядят следующим образом: “Найди по заданной характеристике или контуру географический объект на карте”, например: “Эта река – главная артерия Восточной Сибири. Она начинается в 30 км от западного берега Байкала и несет свои воды на север, в море Лаптевых”.

И, наконец, третий – исследовательский уровень состоит из заданий типа: “На основе анализа ряда карт сделать вывод, вывести закономерности о каком-либо географическом явлении или процессе”. Вот пример одного из вариантов заданий: Сравнив (сопоставив) физическую и тектоническую карты России, определите, на каких участках земной коры расположены эти формы рельефа, заполните таблицу и сделайте выводы .

Карта – второй язык географии. Нет практически таких вопросов, тем в курсах школьной географии, ответ на которые не нуждался бы в картографическом сопровождении. Карта является необходимым условием при проведении географических диктантов, уроков-путешествий.

При проведении уроков с использованием описанных форм, я пришла к выводу, что учащиеся очень ответственно относятся к занятиям, получив задание, стараются хорошо подготовиться к выступлению перед классом. В конце урока он должен дать самооценку своей работе на уроке, а также оценку        своей           работы        одноклассниками. Всё        это        развивает самостоятельность в действиях, умение объективно оценивать свою работу и работу своего товарища, они учатся выслушивать мнение друг друга, отбирать лучший вариант ответа, вести дискуссию.

      На уроках учащиеся работают с различными источниками знаний. Это приобщает их к работе с различной литературой, периодической печатью, Интернет-ресурсами,  развивается ценное качество – умение отбирать нужный материал, оценивая его в соответствии  с поставленной перед ним задачей, умение кратко излагать свои мысли, делать выводы, давать оценку описываемым событиям и явлениям.

 Для определения эффективности использования таких форм занятий я ежегодно провожу анкетирование и по его результатам корректирую свою деятельность.

 Во внеклассной деятельности мы с детьми ходим в походы, принимаем участие в акциях по уборке и озеленению школьного участка, в дистанционных  интернет олимпиадах и проектах, проводим географические викторины и предметные недели.

 Анализ результативности 

Ежегодный мониторинг качества образовательного процесса обучения показал стабильные знания и понимание учебного материала. Успеваемость учащихся составляет 100%. Проводимая работа создает условия для развития самостоятельности обучающихся. Они лучше стали выполнять задания творческого характера, так как повысилась способность школьников применять полученные знания при выполнении заданий этого типа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

описание опыта работы учителя физкультуры

учителя физической культуры и ОБЖ Iквалификационной категории МОУ «Шеморданский лицей Сабинского муниципального района РТ» Рахманова Инсафа Рамиловича....

описание опыта работы по т.:"Интенсификация обучения посредством релаксации"

Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил.  Возможность иностранного язы...

Описание опыта работы "Обучение написанию сочинений как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся основной школы".

Описание опыта работы на обобщение по теме  "Обучение  написанию  сочинений как  способ  формирования  коммуникативной  компетенции учащихся  основной  шко...

Описание опыта работы "Работа с историческими источниками на уроках истории"

В настоящее время перед школой поставлены требования о повышении качества образования и обеспечение более высокого научного уровня преподавания истории.  Анализ результатов ЕГЭ по истории показал...

Описание опыта работы "Работа с историческими источниками на уроках истории"

В настоящее время перед школой поставлены требования о повышении качества образования и обеспечение более высокого научного уровня преподавания истории.  Анализ результатов ЕГЭ по истории показал...

Описание опыта работы «Использование элементов фольклора на уроках музыки в начальной школе как средства для развития критического мышления и музыкальных способностей учащихся» Белоус В.Ю., место работы МБОУ СОШ № 75(филиал)

Знание фольклора осознаётся современным обществом как непременная составляющая духовности, самобытный фактор преемственности поколений, приобщения к национальной культуре и истории народа. Фольклор о...