Программа по профессиональному самоопределению «След на земле»
рабочая программа на тему

Для воспитанников, обучающихся в 9-11х классах, выбор профессии – самый главный вопрос их образовательного развития. Его разрешение поможет им сориентироваться в перспективности выбора дальнейших путей получения образования, определиться с будущей сферой профессиональной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_sled_na_zemle.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное бюджетное учреждения социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшихся без попечения родителей, «Гармония» г. Черемхово.»

Программа по профессиональному самоопределению

 «След на земле»

                                                                                             Автор-составитель:

                                                                                 Ручина Л.В.

История возникновения названия программы.

Каждый человек, явившийся на свет,

 Должен на земле оставить след.

 Сделать это будет не возможно,

 Если дела никакого нет.

Много есть профессий нужных очень

Выбирай, твори, дерзай, трудись.

Знают все, что без профессии рабочей

Трудно будет в жизни обойтись.

Парикмахер, токарь соцработник,

Сварщик, слесарь, пекарь и швея

Кто б ты ни был, но тебе поможет

Рабочая профессия твоя!

В нашей стране насчитывается более 7000 профессий, и ежегодно происходит обновление более 500 видов труда. Естественно, что в жизни каждого человека появляется момент, когда он начинает задумываться о своём профессиональном пути после окончания школы. Этот вопрос является одним из самых главных, ведущих, так как если человек не спланировал свой профессиональный путь, то ни личности, ни обществу проку не будет. Человек чувствует себя профессионально неудовлетворённым. И чтобы цена приспособления к профессии, к жизни не оказалась слишком высокой, полезно заранее обдумать свой выбор.

Вследствие этого и появился проект, а впоследствии программа по профессиональному самоопределению «След на Земле». Основной идеей программы стал рассказ В.А.Сухомлинского «След на Земле».

                        След на Земле.

Старый мастер возвёл каменный дом. Стоит, любуется. А в это время мальчик оставил след своей маленькой ножки на неуспевшем застыть цементе.

Ничего не сказал мастер, а мальчик засмеялся и убежал.

Прошло много лет. Мальчик стал взрослым человеком. Жизнь у него не сложилась, так как он часто переезжал из города в город, нигде долго не задерживался, ни к чему не привязывался – ни руками, ни душой.

        Наступила старость. Вспомнив своё село, приехал он на Родину. Встречается с людьми, называет свою фамилию – никто не помнит его.

        - Что ты оставил о себе? – спрашивают люди. – Есть ли у тебя сын или дочь?

        - Нет у меня ни сына, ни дочери, - отвечает.

        - Может быть, ты посадил дуб?

        - Нет, не посадил я дуба.

        - Может быть, взлелеял поле?

        - Нет, не взлелеял я поля.

        - Ну, так значит, ты песню сложил?

        - Нет, и песни я не сложил.

         - Так кто же ты такой? Что ты делал всю жизнь свою? – изумились люди.

        Ничего не ответил человек. Вспомнилось ему то мгновение, когда оставил он след на ступеньке – окаменевший след маленькой ножки. «Вот и всё, что останется после меня на Земле! – с горечью подумал человек. – Но ведь этого мало… Не так надо было жить!»

Пояснительная записка.

Для воспитанников, обучающихся в 9-11х классах, выбор профессии – самый главный вопрос их образовательного развития. Его разрешение поможет им сориентироваться в перспективности выбора дальнейших путей получения образования, определиться с будущей сферой профессиональной деятельности.

Содержание программы «След на Земле» предполагает побудить старших воспитанников к активному самопознанию, исследованию собственных познавательных ресурсов и возможностей, а также должно помочь им сориентироваться в планах на будущую жизнь. Работа по становлению профессионального самоопределения особенно необходима для выпускников детских домов и интернатов. Психологические особенности этих подростков, особенности личности (это отсутствие ценностных ориентаций или их размытость, непонимание ценности, уникальности человеческой жизни, утрата интереса к труду, к знаниям, чувства отчаяния и безнадёжности) создают сложности в формировании их профессионального интереса. Большая часть таких детей не может сделать осознанного выбора, что является результатом низкой осведомлённости о профессиях. О неопределённости выбора говорит и тот факт, что, имея самые поверхностные представления о требованиях профессии к их физическим данным, они не задумываются о соответствии состояния своего здоровья сделанному выбору. Знания требований к выбору профессии почти полностью отсутствуют. Трудности в профессиональном самоопределении зачастую вызваны ещё и низким уровнем их интеллектуального развития, несформированностью познавательных процессов: мышления, памяти, воображения; обеднённостью эмоциональной сферы, неадекватной самооценкой. Выявление самооценки ставит перед подростком вопрос: к чему он пригоден, каковы его склонности и способности.

Профессиональное самоопределение не является простым вопросом для подростков из любой социальной группы, но для воспитанников учреждений социально-педагогической поддержки оно усложняется ввиду ограничения свободы выбора. Ситуация связана с тем, что воспитание в подобного рода учреждениях ориентирует на абсолютную дисциплину, четкое и безусловное подчинение взрослым. Постоянный контроль последних за поведением воспитанников заставляет их поступать так, «как надо». Естественным следствием такой практики становится ограничение, а иногда и полное отсутствие свободы выбора и возможности самостоятельного принятия решения. В результате выпускники таких учреждений, при попытке осуществления профессиональной карьеры, чаще других терпят неудачи. Профессиональный выбор, кроме того, ограничен местными условиями. Они определяются связями с соответствующими профессиональными учебными заведениями, в которых обучаются дети в момент проживания в детском доме или интернате, или после выхода из него. Происходит ориентация на профессии, для освоения которых требуется меньше времени и усилия, но которые не всегда интересны подросткам.

Таким образом, процесс профессионального самоопределения детей, не имеющих семьи, усложнён. Зачастую он происходит стихийно, что приводит к детской неустроенности и неуверенности в себе. Недостаточная социальная зрелость, незаинтересованность в выборе профессии, низкие познавательные способности, неумение приспосабливаться к новой социальной среде, незнание современных условий жизни обостряют проблему профессионального выбора детей из детских домов и интернатов, затрудняет процесс их профессионального самоопределения. Необходимо развивать и совершенствовать работу в этом направлении.

Содержание программа «След на Земле» предполагает побуждение к осмысленной подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к серьёзному поиску своего места в жизни через профессиональную деятельность, которая поможет так войти в систему социальных отношений, что подростки будут чувствовать свою востребованность. Правильная ориентация в профессии с учетом особенностей характера, способностей – залог успеха в будущей взрослой жизни. Программа способствует формированию интереса старших воспитанников к активному самопознанию, исследованию собственных познавательных ресурсов и возможностей, а также должен помочь сориентироваться в планах на будущую жизнь, ознакомиться с требованиями рынка труда и образовательных услуг. Программа предполагает участие в нем психолога при проведении и обработке результатов анкетирования и диагностики, сотрудничество с Подростковой биржей труда.

Целью программы является оказание помощи воспитанникам 9-х классов в личностном и профессиональном самоопределении, в нахождении своего образа «Я», в умении принятия решений в выборе профессии. Оказание помощи в обеспечении социальной адаптации в современном обществе.

Задачи реализации программы состоят в том, чтобы выпускники:

- составили целостное представление о мире профессий, освоили основные понятия, характеризующие профессиональную деятельность человека;

-  исследовали собственные познавательные интересы, склонности способности;

- определили пути и способы развития своих познавательных и личностных возможностей;

- научились делать выводы на основе заполненного дневника с анализами диагностических тестов и рекомендаций;

- формировали способности к анализу рынка труда и профессий;

- выработали навыки принятия решений: выбора профессии и путей ее получения, сдачи экзаменов, трудоустройства.

Методы и формы работы: информирование, применение диагностических методик, психологических игр, упражнений, тренингов, тестирования, опросников, просмотр видеозаписей, экскурсии, встречи с работниками биржи труда.

На протяжении занятия ведущий программы занимает позицию активного участника. В зависимости от вида задания он выступает то, как информатор, то, как эксперт, то, как равноправный участник или наблюдатель.

Ожидаемым результатом проведения программы для старших воспитанников станет формулировка индивидуального выбора жизненного пути, т.е. профессии. Этот выбор будет произведен с учетом имеющихся психологических особенностей подростка, его интереса к выбранной профессии в соответствии со сформированным личным профессиональным планом.

Программа «След на Земле» адаптированная.

Объем составляет 28 часов.

Программа, кроме пояснительной записки, содержит тематический план и список литературы.

Тематический план программы по профессиональному самоопределению «След на Земле».

Содержание занятия

Всего часов

Количество часов

                                  1.

2.

3.

Раздел 1: Ознакомительно – ориентировочный.

      Тема 1.1. Знакомство! Ориентировочное.

Тема 1.2. Кто я, или что я думаю о себе?

Тема 1.3. Мир профессий: дороги, которые мы выбираем.

Тема 1.4. Мир профессий и твоё место в нём.

4

     1

1

1

1

Раздел 2: Основной. Развивающе – коррекционный.

Тема 2.1. Понятие о личности.

Тема:2.2. Ценностные ориентации личности.

Тема 2.3. На пути к профессиональной цели.

Тема 2.4. Гамма способностей.

Тема 2.5. Темперамент и выбор профессии.

Тема 2.6. Характерологический опросник Леонгарда.

Тема 2.7.Характеристика человека.

Тема 2.8.Моя профессиональная карьера.

Тема 2.9.Потребности человека.

Тема 2.10.Интеллект.

Тема 2.11.Эмоции, мимика и жесты.

Тема 2.12.Интерессы и выбор профессии.

Тема 2.13.Склонности и выбор профессии.

Тема. Экскурсия на Авиационный завод г. Иркутск

Тема. Экскурсия в МЧС г. Черемхово

Тема. Экскурсия ЦЗН

16

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Раздел 3: Итоговый. Прогнозирование профессионального будущего.

Тема 3.1. Определения будущей профессии.

Тема 3.2. Деловая игра «Кадровый вопрос».

Тема 3.3. Как достичь успеха в профессии.

Тема 3.4. Типичные ошибки и затруднения при выборе профессии.

Тема3.5.Мои жизненные личные и профессиональные планы.

Тема 3.6. Перспектива твоего профессионального старта.

Тема 3.7. Профессиональная пригодность.

Тема 3.8. Итоговое занятие.

8

1

1

1

1

1

1

1

1

Итого:

28

28

Список литературы

  1. Анжина О.В. «Психологическая поддержка профессионального определения детей-сирот».
  2. Григорьева Е.Е., Махаева О.А. «Я выбираю профессию», Москва УЦ «Перспектива» - 2002 год
  3. Резапкина Г.П. «Я и моя профессия», Факультативный курс для учащихся 9-х классов.
  4. Симоненко В.Д. «Технология», Москва, издательский центр «Вентана – Гриф», 2001 год.
  5. Савченко М.Ю. «Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам», Москва «ВАКО» - 2005 год.
  6. Щербакова Н.М. «Основы и методы профессиональной ориентации учащихся», Иркутск – 2002 год.
  7. Чернявская А.А. «Психологическое консультирование по профессиональной ориентации», Москва «ВЛАДОС ПРЕСС» - 2001 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования по профессии 190631.01 «Автомеханик»

Рабочая программа соотвествует современным стандартам ФГОС.Рабочая программа по предмету ХИМИЯ для профессии НПО 190631.01 «Автомеханик»....

Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования по профессии 190631.01 «Автомеханик»

Рабочая программа учебной дисциплины «ФИЗИКА» основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования по профессии 190631.01 «Автомеханик»....

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 23.01.03 «Автомеханик»

Рабочая программа учебной дисциплины Русский язык разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) для профессий...

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 19.01.10 «Мастер производства молочной продукции»

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 19.01.10 «Мастер производств...

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 19.01.10 «Мастер производства молочной продукции»

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 19.01.10 «Мастер производства м...