"Мелкая пластика" дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
методическая разработка на тему
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мелкая пластика» составлена на основе учебных пособий художественной направленности Зимина М.Я. «Учимся лепить и рисовать», Лыкова И.А. «Морская лепка», «Лепим животных», Петрова С.К. «Учимся лепить из пластилина», Сюзи О. «Уроки детского творчества», научно-методических разработок этих авторов и многолетней практики. Программа реализуется в рамках художественной направленности и формирует у детей интерес к работе с пластическими материалами, развивая их творческие способности в области декоративно-прикладного творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
afanaseva._dop.docx | 102.28 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г.НЯГАНЬ
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
Утверждаю: Директор МАУДО МО г. Нягань «ЦДТ»
____________________С.В. Ямашева
______ ____________________2016 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«МЕЛКАЯ ПЛАСТИКА»
ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ от 6 до 14 ЛЕТ
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ 3 ГОДА
Педагог дополнительного образования:
Афанасьева Людмила Фёдоровна
г. Нягань 2016
Оглавление
Название раздела программы | Страница |
Пояснительная записка | 3 |
Учебный план 1, 2, 3 года обучения | 6 |
Учебно-тематический план 1 года обучения | 7 |
Содержание программы 1 год обучения | 10 |
Учебно-тематический план 2 года обучения | 13 |
Содержание программы 2 год обучения | 16 |
Учебно-тематический план 3 года обучения | 17 |
Содержание программы 3 год обучения | 19 |
Прогнозируемый результат реализации программы Требования к знаниям и умениям учащихся, критерии их оценки | 23 |
Методическое обеспечение | 29 |
Список литературы для педагога | 33 |
Список литературы для учащихся | 35 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мелкая пластика» составлена на основе учебных пособий художественной направленности Зимина М.Я. «Учимся лепить и рисовать», Лыкова И.А. «Морская лепка», «Лепим животных», Петрова С.К. «Учимся лепить из пластилина», Сюзи О. «Уроки детского творчества», научно-методических разработок этих авторов и многолетней практики. Программа реализуется в рамках художественной направленности и формирует у детей интерес к работе с пластическими материалами, развивая их творческие способности в области декоративно-прикладного творчества.
У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, и как следствие слабое развитие общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключить, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой. Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка. Между тем, всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания.
Актуальность программы заключается в том, что она стимулирует творческое воспитание детей, приобщает их к искусству, культуре, а также организовывает увлекательный досуг в процессе практической деятельности учащихся с пластическими материалами.
Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы состоит в возможности совмещения процесса обучения с практикой изготовления изделий из разнообразных материалов данного вида искусства.
Мелкая пластика – древнее искусство. На протяжении всей истории она была неразрывно связана с бытом человека, выражала его эстетические вкусы, его мировоззрение.
Работа детей и подростков на занятиях с пластическим материалом (глина, пластилин, пластик) - это не только освоение приемов данного вида искусства, но и духовное развитие пространственного воображения детей, мышления, творческой фантазии. Развитие у учащихся гибкости кистей рук и мелкой моторики, глазомера.
Цель: развитие и активизация творческих способностей детей в работе с пластическими материалами, через освоение малой скульптуры.
- Ознакомить учащихся с изобразительными средствами скульптуры.
- Формировать знания и умения работы с различными пластическими и художественными материалами.
- Обучить основным приемам и способам лепки.
- Обучить основам цветоведения.
- Обучить особенностям росписи народной игрушки.
- Развивать образное и пространственное мышление, художественный вкус.
- Развивать творческое воображение, логическую память, мелкую моторику рук.
- Воспитывать культуру общения и уважение к традициям родного края.
- Воспитывать, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
- Пробудить в детях творческое начало.
Программа «Мелкая пластика» рассчитана на 3 года обучения, для работы с детьми дошкольного, младшего и среднего школьного возраста 6-14 лет.
Исходя из опыта многолетней практики, начинать обучение детей лепкой целесообразно с 6 - летнего возраста.
Состав детей в группах может быть различным: одно - или разновозрастным с разной степенью подготовки. В любом случае важнейшими требованиями к работе педагога является индивидуальный подход к каждому ребёнку, учет его психофизических возможностей, искренняя заинтересованность в его творческом росте. Занятия лепкой предполагают достаточно сильные руки, высокую чувствительность пальцев, усидчивость и аккуратность детей. Все эти положительные качества развиваются и у детей с обычными данными.
Режим учебных занятий
Этапы обучения | |||
1 год | 2 год | 3 год | |
Режим занятий в неделю | 2 раза по 2 часа | 3 раза по 2 часа | 3 раза по 2 часа |
Общая нагрузка в неделю | 4 ч. | 6 ч. | 6 ч. |
Всего часов в год | 144 | 216 | 216 |
УЧЕБНЫЙ ПЛАН 1,2,3 годов обучения
№ | Тема занятий | Всего часов | ||
п/п | 1 год | 2 год | 3 год | |
Введение в образовательную программу. Инструктаж по ОТ. | 2 | 2 | 2 | |
| Искусство скульптуры. | 2 | 2 | 2 |
Первые шаги в лепке. | 2 | 2 | 2 | |
Основные приёмы лепки. | 8 | 2 | 2 | |
Основные цвета и их смешение. | 10 | 30 | 48 | |
Виды скульптуры: объём - рельеф. | 10 | 42 | 8 | |
Способы объёмной лепки. | 28 | 38 | 44 | |
Дымковская игрушка. | 12 | 6 | 4 | |
Орнаменты и узоры разных народов. | 4 | 4 | 8 | |
| Сюжетные композиции. | 18 | 34 | 42 |
| Досугово - просветительская деятельность в каникулярный период. | 12 | 18 | 18 |
| Итоговое занятие за первое полугодие. | 2 | 2 | 2 |
| Промежуточная аттестация. | 2 | 2 | - |
| Итоговая аттестация. | 2 | ||
Подготовка к конкурсам и выставкам различного уровня. | 32 | 32 | 32 | |
Всего часов: | 144 | 216 | 216 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения
Цель: обучение основным приемам работы с пластическими и
художественными материалами.
Задачи:
- ознакомить учащихся с основными знаниями в области декоративно - прикладного творчества;
- обучить простому способу лепки геометрических фигур и форм, дать первоначальное понятие о размерах и пропорциях;
- познакомить с историей народной игрушки, изучить ее разновидности;
- изучить элементы различных видов росписи и применить их на практике;
- ознакомить с тремя видами лепки: предметной, сюжетной и декоративной;
- развивать художественный вкус, творческое воображение.
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
I | Введение в образовательную программу. Инструктаж по ОТ. | 2 | 0,5 | 1,5 |
II | Искусство скульптуры | 2 | 0,5 | 1,5 |
III | Первые шаги в лепке | 2 | 0,5 | 1,5 |
IV | Основные приемы лепки. | 8 | 2 | 6 |
От простого к сложному | 4 | 2 | 2 | |
Листопад. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Создание цилиндрической и шарообразной формы. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
V | Основные цвета и их смешение. | 10 | 2,5 | 7,5 |
Цветовая палитра | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Мраморная фактура | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Пластилиновая живопись. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Пластилиновая живопись. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Лепка дерева. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
VI | Виды скульптуры: объём – рельеф. | 10 | 2,5 | 7,5 |
Основные виды скульптур | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Горельеф | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Барельеф. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Контррельеф. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Роспись контррельефа. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
VII | Способы объёмной лепки. | 28 | 9 | 18 |
Конструктивный способ лепки. | 4 | 2 | 2 | |
Комбинированный способ лепки | 4 | 2 | 2 | |
Пластический способ лепки. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Лепка снеговика. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Роспись снеговика. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Пингвин. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Лепка пластины «Знак года». | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Новогодняя игрушка | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Новогодняя игрушка | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Лепка сосуда ленточным способом. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Роспись сосуда линейным узором. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Лепка сосуда путём выбирания. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
VIII | Дымковская игрушка.. | 12 | 6 | 6 |
Дымковская лошадка | 4 | 2 | 2 | |
Дымковский баран. | 4 | 2 | 2 | |
Хозяюшка | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Водоноска | 2 | 0,5 | 1,5 | |
IX | Орнаменты и узоры разных народов. | 4 | 2 | 2 |
Декоративное панно | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Декоративное панно | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Х | Сюжетные композиции. | 18 | 4,5 | 13,5 |
Семья матрешек. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Роспись матрешки. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Матрешка. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Роспись матрешки. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
«Весна идет» | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Солнце. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Букет весенних цветов. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Букет весенних цветов. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Яблоня в цвету. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
XI | Досугово-просветительская деятельность в каникулярный период. | 12 | - | 12 |
XII | Итоговое занятие за первое полугодие. | 2 | 0,5 | 1,5 |
XIII | Промежуточная аттестация. | 2 | 0,5 | 1,5 |
XIV | Подготовка к конкурсам и выставкам различного уровня. | 32 | 8 | 24 |
Всего: | 144 | 38,5 | 105,5 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 год обучения
- Введение в образовательную программу.
Знакомство учащихся с содержанием образовательной программы, с организацией рабочего места учащегося, инструктаж по технике безопасности правильного обращения с инструментами и правилам поведения в Центре и д/о ПДД. Демонстрация декоративных изделий педагога и детских работ.
Практическая работа. Лепка на свободную тему для выявления уровня подготовки детей.
- Искусство скульптуры.
Знакомство с видами и жанрами скульптуры, средствами художественной выразительности. Показ слайдов с изображением разных видов скульптуры.
Практическая работа. Выполнение объемной фигурки с натуры.
- Первые шаги в лепке.
Знакомство с различными пластическими материалами: пластилин, глина, ангоб и рабочими инструментами для лепки.
Практическая работа. Экспериментирование с пластическими материалами. Выполнение работы по заданному образцу.
- Основные приемы лепки.
Знакомство с геометрическими формами, с использованием видео материала. Понятие о построении объемного предмета в пространстве. Основные приемы лепки: отщипывание, раскатывание, сплющивание и т.д.
Практическая работа. Последовательное выполнение геометрических форм из пластического материала.
- Основные цвета и их смешение.
Основные цвета. Способы смешивания основных цветов (красный, жёлтый и синий), получение дополнительных цветов и различных оттенков. Показ видеоматериала.
Практическая работа. Составление таблицы из основных и составных цветов из пластического материала.
- Виды скульптуры: объем - рельефа.
Изучение особенности композиции трехмерного изображения и пространственного воображения. Показ слайдов с изображением объемных и рельефных скульптур.
Практическая работа. Выполнение объемной и рельефной фигурки.
- Способ объёмной лепки.
Изучение объемной лепки и способов ее выполнения. Способы объемной лепки: конструктивный, пластический и комбинированный.
Практическая работа. Поэтапное выполнение работы – от простого к сложному.
- Дымковская игрушка.
Знакомство с историей народной игрушки. Мастера народной глиняной игрушки (А. Дьякова и т.д.). Показ слайдов с изображением дымковской игрушки.
Практическая работа. Выполнение дымковской игрушки с натуры.
- Орнаменты и узоры разных народов.
Особенности народных орнаментов. Показ иллюстративного материала.
Практическая работа. Создание декоративного панно с использованием орнамента.
- Сюжетные композиции.
Знакомство с сюжетной композицией. Последовательность выполнения композиции с переходом от дальнего плана к переднему. Показ материала.
Практическая работа. Зарисовка эскизов. Составление композиции из пластического материала.
- Досугово-просветительская деятельность в каникулярный период.
Этот раздел включает в себя конкурсные, игровые, интеллектуальные и спортивные программы.
- Итоговое занятие за первое полугодие. Определение уровня полученных знаний и умений, работы с пластическими и художественными материалами за полугодие.
Практическая работа. Выполнение работы самостоятельно.
- Промежуточная аттестация.
Определение уровня усвоения образовательной программы 1 года обучения.
Практическая работа. Выполнение работы самостоятельно.
- Подготовка к выставкам и конкурсам различных уровней.
Привлекать учащихся для участия в конкурсах и выставках.
Практическая работа. Зарисовка эскизов, подбор пластического и декоративного материала, выполнение работ к выставкам различных уровней.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 год обучения
Цель: закрепление и углубление знаний, умений и навыков работы с
пластическими и художественными материалами.
- Закрепить знания, умения и навыки, полученные на первом году обучения при работе с пластическим материалом.
- Формировать умения преобразовывать предметы окружающего мира в изделиях из пластического материала.
- Формировать знания о пропорциональности цветовых сочетаний.
- Развивать изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение.
- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость.
№ | Тема занятия | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
I | Введение в образовательную программу. Инструктаж по технике безопасности. | 2 | 0,5 | 1,5 |
II | Искусство скульптуры | 2 | 0,5 | 1,5 |
III | Основы лепки. Краски осени. | 2 | 0,5 | 1,5 |
IV | Основные приемы лепки. Подсолнухи. | 2 | 0,5 | 1,5 |
V | Основные цвета и их смешение. | 30 | 0,5 | 1,5 |
Лепка осеннего листа с натуры. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Роспись осеннего листа. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Лепка рябины. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Роспись рябинки. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Журавли улетели. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Белка. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Роспись белки. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Жаба. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Черепаха. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Медвежонок. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
«Эти смешные животные» | 2 | 0,5 | 1,5 | |
«Эти смешные животные» | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Муравей. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Воронье счастье. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Жирафы | 2 | 0,5 | 1,5 | |
VI | Виды скульптуры: объём, рельеф. | 42 | 10,5 | 31,5 |
Рельеф. Изображение деревьев. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Рельеф. Изображение деревьев. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Лепка по мотивам «гжели». | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Роспись по мотивам «гжели». | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Зимние деревья. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Зимние узоры. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Еловая веточка. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Еловая веточка. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Новогодний маскарад. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Лепка новогодней игрушки | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Роспись новогодней игрушки | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Лепка ангелочка. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Лепка ангелочка. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Лепка снегурочки. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Роспись снегурочки. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Роспись снегурочки. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Зимнее окошко. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
«Новогодняя игрушка». | 2 | 0,5 | 1,5 | |
«Новогодняя игрушка». | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Подготовка к празднику | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Подготовка к празднику | 2 | 0,5 | 1,5 | |
VII | Способы объёмной лепки. | 38 | 9,5 | 28,5 |
Мраморные камешки. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Морские звезды. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Весёлые улитки, чудесные раковины. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Танцующие водоросли, морские коньки, кораллы. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Аквариум. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Озорные и причудливые рыбки. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Медузы и осьминоги. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Лепка сувенира | 2 | 0,5 | 1,5 | |
«По морям, по волнам…». | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Морячок. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Морячок. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Кораблики. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Кораблики. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Лепка сувенира к 23 февраля. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Филимоновская игрушка | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Лепка весенних цветов. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Подарок маме. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Декоративная вазочка. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Подснежник. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
VIII | Дымковская игрушка. | 6 | 2 | 4 |
Нарядные лошадки. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Семья матрёшек. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Семья матрёшек. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
IX | Орнаменты и узоры разных народов. | 4 | 0,5 | 1,5 |
Декоративная рамка | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Декоративная рамка | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Х | Сюжетные композиции. | 34 | 8,5 | 25,5 |
Лепка фигуры человека. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Весёлый клоун. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Портрет. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Портрет. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Бабушка. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Роспись поделки. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Дедушка. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Малахитовые узоры. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Малахитовая шкатулка. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Каменный цветок. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Лепка жаворонка | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Роспись жаворонка | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Ласточка | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Ласточка | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Голуби. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Лепка насекомых. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Лепка насекомых. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
XI | Досугово-просветительская деятельность в каникулярный период. | 18 | - | 18 |
XII | Итоговое занятие за первое полугодие. | 2 | 0,5 | 1,5 |
XIII | Промежуточная аттестация. | 2 | 0,5 | 1,5 |
XIV | Подготовка к конкурсам и выставкам различного уровня. | 32 | 8 | 24 |
Всего: | 216 | 49,5 | 166,5 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- год обучения
I. Введение в образовательную программу. Знакомство учащихся с содержанием образовательной программы второго года обучения. и инструктажем по технике безопасности. Правила безопасности труда и личной гигиены. Основные технологические приёмы работы с пластическими материалами
Практическая работа. Выполнение растений с натуры.
II. Искусство скульптуры.
Расширить знания учащихся о технике выполнения разных подходов исполнения скульптуры.
Практическая работа. Выполнение объемной фигурки.
III. Основы лепки.
Закрепить навыки работы с пластическими художественными материалами.
Практическая работа. Выполнение работы самостоятельно.
IV. Основные приемы лепки.
Закрепить основные приёмы лепки из пластического материала.
Практическая работа. Выполнение работы самостоятельно по выбору.
V. Основные цвета и их смешение.
Закрепить знания учащихся о способах получения различных цветовых оттенков из основных цветов при работе с пластическим материалом.
Практическая работа. Выполнение осеннего листа с натуры.
VI. Виды скульптуры: объем, рельеф.
Закрепить понятие о видах скульптуры. Совершенствовать умения и навыки работы с пластическими материалами, умение передавать объёмное и рельефное изображение. Показ видеоматериала на тему: объём, рельеф.
Практическая работа. Выполнение осеннего дерева с натуры.
VII. Способ объёмной лепки.
Закрепить умение пользоваться способами объёмной лепки (конструктивный, пластический и комбинированный). Показ видеоматериала о способах объёмной лепки.
Практическая работа. Выполнение объёмной фигуры с натуры.
VIII. Дымковская игрушка.
Закрепить полученные знания о технике выполнения дымковской игрушки. Показ видеоматериала «Деревня Дымково».
Практическая работа. Выполнение дымковской игрушки с натуры.
IX. Орнаменты и узоры разных народов.
Закрепить знания об особенностях национальных орнаментов. Показ репродукционного материала.
Практическая работа. Выполнение декоративной рамки с использованием орнамента по выбору.
X. Сюжетные композиции.
Знакомство с особенностями сюжетной композиции из нескольких предметов. Обучение приёмам переработки форм предметов окружающего мира в сюжетную композицию.
Практическая работа. Выполнение сюжетной композиции по выбору.
XI. Досугово-просветительская деятельность в каникулярный период.
Этот раздел включает в себя конкурсные, игровые, интеллектуальные и спортивные программы.
XII. Итоговое занятие за полугодие.
Определение уровня полученных знаний и умений работы с пластическими и художественными материалами за полугодие.
Практическая работа. Выполнение работы самостоятельно.
XIII. Промежуточная аттестация.
Определение уровня освоения образовательной программы второго года обучения.
XIV. Подготовка к выставкам различных уровней. Подготовка и оформление работ к выставкам и конкурсам различного уровня.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3 год обучения
Цель: совершенствование практических умений и навыков учащихся при изготовлении изделий в различных техниках.
Задачи:
- Закрепить и усовершенствовать знания и умения при работе с пластическим материалом.
- Формировать умение самостоятельно разрабатывать проекты изделий.
- Закрепить знания о композиционных построениях в рельефе.
- Развивать творческо-поисковую деятельность и умение оценивать свою работу.
- Развивать эстетический и художественный вкус, расширять общекультурный кругозор.
- Воспитывать чувство ответственности и стремление доводить начатое дело до конца.
№ | Тема занятия | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
I | Введение в образовательную программу. | 2 | 0,5 | 1,5 |
II | Искусство скульптуры | 2 | 0,5 | 1,5 |
III | Основы лепки. Золотые краски осени. | 2 | 0,5 | 1,5 |
IV | Основные приемы лепки. «Деревня» | 2 | 0,5 | 1,5 |
V | Основные цвета и их смешение. | 48 | 6,5 | 41,5 |
Пастушок. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Роспись пастушка. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Пугало огородное. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Пугало огородное. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Осенний натюрморт. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Царевна лягушка. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Мышка – норушка. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Лисица. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Лисица. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Домашние животные. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Кошка. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Красная шапочка. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Красная шапочка. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Бабушка с вязанием. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Бабушка с вязанием. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Принцесса | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Декоративное панно. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Коллективное панно. Цвет. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Коллективное панно. Цвет. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Коллективное панно. Декор. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Пластилиновая живопись. Эскиз. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Пластилиновая живопись. Цвет. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Пластилиновая живопись. Цвет. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Наша группа. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
VI | Виды скульптуры: объём, рельеф. | 8 | 2 | 6 |
Архитектура. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Архитектура. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Ландшафтная архитектура | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Ландшафтная архитектура | 2 | 0,5 | 1,5 | |
VII | Способ объёмной лепки. | 44 | 0,5 | 1,5 |
Динозаврики. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Пингвин (коллективная работа). | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Пингвин (роспись). | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Новогодняя ёлка. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Новогодний сувенир. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Новогодняя открытка. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Танцующая фигура на льду. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Новогодняя игрушка. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Новогодняя игрушка. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Декоративное панно | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Наша группа. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Наша группа. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Русский платок. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Русский платок. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Современные матрёшки. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Роспись матрешек | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Весенняя мозаика | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Весенняя мозаика | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Лепка звезды. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Солнце | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Весёлое лето. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Весёлое лето. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
VIII | Дымковская игрушка. | 4 | 1 | 3 |
Лепка народной игрушки. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Роспись народной игрушки. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
IX | Орнаменты и узоры разных народов. | 8 | 2 | 6 |
Лепка по мотивам «гжели». | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Роспись по мотивам «гжели». | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Разноцветная мозаика. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Мозаика. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Х | Сюжетные композиции. | 42 | 10,5 | 31,5 |
Декоративный сувенир. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Декоративный сувенир. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Декоративная рамка. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Поварёнок. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Декоративная лепка. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Декоративная лепка. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Богатыри-матрёшки. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Богатыри-матрёшки. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Большие гонки. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Большие гонки. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Сувенир. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Сувенир. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Лепка сувенира к 23 февраля. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Роспись сувенира. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Современная кукла. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Современная кукла. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Лепка насекомых. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Лепка насекомых. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Декоративная птица. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Декоративная птица | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Лепка жаворонка. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
XI | Досугово-просветительская деятельность в каникулярный период. | 18 | - | 18 |
XII | Итоговое занятие за первое полугодие. | 2 | 0,5 | 1,5 |
XIII | Итоговая аттестация. | 2 | 0,5 | 1,5 |
XIV | Подготовка к конкурсам и выставкам различного уровня. | 32 | 8 | 24 |
Всего: | 216 | 49,5 | 166,5 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3 год обучения
- Введение в образовательную программу.
Знакомство учащихся с содержанием образовательной программы третьего года обучения. Правила безопасности труда и личной гигиены. Закрепить основные технологические приёмы работы с пластическими материалами. Практическая работа. Разработка эскиза и выполнение работы самостоятельно.
- Искусство скульптуры.
Закрепить знания учащихся о видах скульптуры. Основные приемы и способы составления динамической композиции из двух-трех фигур по представлению. Показ видеоматериала.
Практическая работа. Выполнение композиции по представлению.
- Основы лепки.
Закрепить полученные навыки работы с разнообразными материалами. Создавать изделия посредством использования различных приемов и способов. Формировать представления о пропорциональных отношениях в композиции.
Практическая работа. Выполнение слепка растительной формы с натуры.
- Основные приемы лепки.
Закрепить знания и умения учащихся об особенностях изготовления изделия в рельефном исполнении.
Практическая работа. Выполнение рельефа с добавлением декорирующих элементов.
- Основные цвета и их смешение.
Закрепить знания учащихся о способах получения различных цветовых оттенков из основных цветов при работе с пластическим материалом.
Практическая работа: упражнения в смешивании основных цветов для получения дополнительных цветов и их оттенков.
- Виды скульптуры: объем, рельеф.
Совершенствовать умения и навыки работы с пластическими материалами, умения передавать объёмное и рельефное изображение. Показ репродукционного материала.
Практическая работа. Выполнение работы в объёме и в рельефе.
- Способ объёмной лепки.
Закрепить умение пользоваться способами объёмной лепки (конструктивный, пластический и комбинированный). Показ видео и репродукционного материала.
Практическая работа. Выполнение работы разными способами лепки.
- Дымковская игрушка.
Продолжать знакомство с творчеством народных мастеров, закрепить знания об основных приемах лепки и характерных особенностях узоров дымковской игрушки. Способы использования декорирующих элементов для придания оригинальности при оформлении изделия. Показ видеоматериала.
Практическая работа. Выполнение дымковской народной игрушки в современном стиле.
- Орнаменты и узоры разных народов.
Построение и виды орнаментальных композиций в разных формах. Показ репродукционного материала.
Практическая работа. Выполнение орнамента в тёплых и холодных тонах.
- Сюжетные композиции.
Пропорциональные отношения и характерные особенности сюжетной композиции. Показ репродукционного материала.
Практическая работа. Построение круговой композиции.
- Досугово-просветительская деятельность в каникулярный период.
Этот раздел включает в себя конкурсные, игровые, интеллектуальные и спортивные программы.
- Итоговое занятие за полугодие.
Определить уровень полученных знаний и умений работы с пластическими и художественными материалами за полугодие.
Практическая работа. Выполнение работы самостоятельно.
- Итоговая аттестация.
Подведение итогов за весь учебный курс. Просмотр выпускных работ.
Практическая работа. Выполнение работы самостоятельно.
- Подготовка к выставкам различных уровней.
Подготовка и оформление работ к выставкам и конкурсам различного уровня.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ.
Главным критерием достижения результата является успеваемость учащихся, которую можно определить по нескольким параметрам:
- Качество усвоения материала.
- Скорость усвоения материала.
- Творческая инициатива (умение привносить и воплощать в материал собственные замыслы).
Способы оценки результатов: наблюдение, анализ творческой продукции детей и т.д. На занятиях лепки, в конце первого и второго полугодия, проводятся итоговое занятие в виде зачёта и выставки работ. Ребята должны показать свои знания и умения, самостоятельно изготовить объёмную поделку, композицию и декоративную пластину.
После первого года обучения учащиеся будут:
Знать | Уметь |
- виды и жанры изобразительных (пластических) искусств; - простой способ лепки, геометрические фигуры и формы, первоначальное понятие о размерах и пропорциях (морковь, груша, дыня и т.д.); - способы лепки (конструктивный, комбинированный, пластический); - историю народной игрушки; имена мастеров народной глиняной игрушки (А. Дьякова и т.д.); - названия основных и дополнительных цветов; - виды лепки (предметная, сюжетная, и декоративная). | - пользоваться пластическими, художественными материалами. - применять различные способы лепки: от целого куска, промазывание частей, заглаживание поверхности. - передать выразительные формы реального предмета в лепке с натуры, по памяти и по представлению. - владеть основными навыками использования красного, жёлтого, синего цветов, их смешением. - лепить игрушки на основе приёмов дымковской игрушки. - выразительно использовать трехцветие, теплые, холодные цвета. |
После второго года обучения учащиеся будут:
Знать | Уметь |
- виды и жанры изобразительных (пластических) искусств (понятия: рельеф, объёмная пластика, фактура, цвет, декор). - региональные особенности и различия русской матрёшки. Цветовое решение, техника выполнения, выразительность. - отличительные особенности работ скульпторов Ф.И. Шубина, М.И. Козловского, В.И. Мухина. | - выполнять декоративные пластины, добиваясь реального изображения путём наращивания объёма. - владеть элементарными навыками передачи пространства (дальше – меньше, ближе – больше). - находить гармоничные отношения между миром природы и миром вещей. - проявлять творчество в создании изделий. - самостоятельно планировать и анализировать свою работу. |
После третьего года обучения учащиеся:
Знать | Уметь |
- разновидности рельефа (горельеф, барельеф, контррельеф.) - объём и рельеф. Виды декора: использованием штампиков, стеков, игл, роспись ангобом, гуашью. - репродуцировать в изделие, увиденное на иллюстрации, рисунке, эскизе, природе. - народные промыслы.
| - лепить пластины, картины с рельефным изображением более сложным способом. - выполнять виды декора: штампиков, стеков, игл и т.д. - уметь самостоятельно пользоваться с художественными красками, раскрашивать разнообразной техникой. - самостоятельно изготавливать поделки, сувениры, композиции в собственном варианте. |
Критерии оценивания знаний и умений учащихся 1 года обучения
Вид работы | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
Организация рабочего места. Правила ТБ и умение владеть пластическими и художественными инструментами. | Не умеет организовывать рабочее место и владеть различными инструментами. | Умеет организовать своё рабочее место с помощью педагога | Самостоятельная подготовка рабочего места. Хорошо владеет различными инструментами и материалами |
Виды и жанры изобразительных (пластических) искусств | Не знает виды и жанры изобразительных искусств | Называет один из жанров изобразительных искусств | Называет все виды и жанры изобразительных искусств |
История народной игрушки. | Не знает историю происхождения росписи, не может назвать фамилии мастеров народной игрушки | Может назвать основные отличия одной росписи от другой. | Знает историю возникновения росписи, может назвать особенности и отличия одной росписи от другой. Называет имена мастеров народной игрушки. |
Способы и виды лепки. | Не владеет способами лепки. | Хорошо знает способы лепки, но не может применить. | Отлично владеет способами лепки, называет видовые различия, рационально применяет знания в деятельности |
Цветоведение. | Не различает основные и дополнительные цвета | Владеет основными навыками смешения цвета, знает правила получения дополнительных цветов | Называет все основные цвета. Умеет смешивать цвета и получать дополнительные. Выразительно использует трёхцветие, тёплые и холодные цвета. |
Критерии оценивания знаний и умений учащихся 2 года обучения
Вид работы | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
Организация рабочего места. Знание правил техники безопасности. Владение пластическими и художественными инструментами. | Не умеет организовывать рабочее место и владеть различными инструментами. | Умеет организовать своё рабочее место с помощью педагога | Самостоятельная подготовка рабочего места. Хорошо владеет различными инструментами и материалами |
Виды скульптуры | Не различает виды скульптуры | Называет виды скульптуры, но не различает | Называет виды скульптуры, различает один от другого. Умеет воплощать объёмное и рельефное изображение |
Объём и рельеф. | Не знает и путает понятия «объём» и «рельеф» | Различает понятия «объём» и «рельеф» с помощью педагога | Хорошо различает понятия «объём» и «рельеф» |
Разновидности глины. Способы и виды лепки. | Не может назвать разновидности глины. Не владеет способами лепки. | Называет разновидности глины. Хорошо знает способы лепки, но не может применить. | Называет разновидности глины. Отлично владеет способами лепки, называет видовые различия, рационально применяет знания в деятельности |
Цветоведение | Не различает основные и дополнительные цвета | Владеет основными навыками смешения цвета, знает правила получения дополнительных цветов | Называет все основные цвета. Умеет смешивать цвета и получать дополнительные. Выразительно использует трёхцветие, тёплые и холодные цвета. |
Технология изготовления скульптуры. Показ и название масштабов скульптуры. | Не знает технологию изготовления скульптуры | Владеет технологией изготовления скульптуры, показывает и называет масштабы скульптуры с помощью педагога | Владеет технологией изготовления скульптуры, показывает и называет масштабы скульптуры самостоятельно |
Природный и искусственный материал. | Не может привести примеры природного и искусственного материала. | Приводит примеры природных и искусственных материалов с помощью педагога. | Самостоятельно приводит примеры природных и искусственных материалов. |
Русская матрёшка. Региональные особенности и различия. | Не может назвать ни одного различия одной матрёшки от другой. | Называет особенности и различия матрёшки. | Отлично знает особенности и различия матрёшки. Владеет техникой выполнения. |
Дымковская игрушка. | Не отличает дымковскую роспись от какой-либо другой росписи. | Называет отличия дымковской росписи и игрушки. | Называет отличия дымковской росписи и игрушки. Называет мастеров данной росписи. |
Критерии оценивания знаний и умений учащихся 3 года обучения
Вид работы | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
Организация рабочего места. Знание правил техники безопасности. Владение пластическими и художественными инструментами. | Не умеет организовывать рабочее место и владеть различными инструментами. | Умеет организовать своё рабочее место с помощью педагога | Самостоятельная подготовка рабочего места. Хорошо владеет различными инструментами и материалами |
Способы и виды лепки. | Не владеет способами лепки | Хорошо знает способы лепки, но не может применить. | Отлично владеет способами лепки, называет видовые различия, рационально применяет знания в деятельности. |
Разновидности рельефа. | Не может назвать разновидности рельефа. | Называет разновидности рельефа с помощью педагога | Самостоятельно называет разновидности рельефа, знает отличия |
Изготовление изделий (лепка с натуры, лепка по замыслу, лепка по представлению). | Практически не владеет способами лепки. | Хорошо знает способы лепки, изготавливает изделие с помощью педагога | Самостоятельно продумывает будущее изделие, применяет рациональные способы лепки |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Занятия по программе «Мелкая пластика» обеспечивают планомерное и систематическое усвоение учебного материала, усвоение представлений и новых понятий, формирование и совершенствование специальных умений и навыков.
На занятиях лепкой предоставляется возможность использования разнообразных форм работы, в первую очередь, это включение дидактических игр при знакомстве с формой предмета, его фактурой и физическими особенностями. Непременным условием организованной педагогом творческой деятельности должна быть атмосфера творчества. Это возможно, если на занятии или в самостоятельной художественной деятельности царит атмосфера доверительного общения, сотрудничества, сопереживания, веры в силы ребёнка, поддержки его при неудачах.
Важнейшим условием развития творчества является комплексное и системное использование методов и приёмов. Творческое применение традиционных методов при обучении лепке - необходимое условие достижения намеченной цели, успеха в обучении.
Словесный метод. Методы работы всегда имеют важное значение и играют большую роль в учебно-познавательном процессе. Беседы и
рассказы в группах должны проходить творчески, быть разнообразными и привлекательными для детей, носить яркий эмоциональный характер.
Наглядные методы и приёмы имеют ведущее значение, так как они соответствуют специфике изобразительной художественной деятельности как форме наглядно-образного отражения окружающего мира. Это наблюдение, рассматривание предмета (обследование), образец, показ фигуры, показ способов изображения и способов действия. Предпочтение отдаётся наблюдению и обследованию. Благодаря обследованию предмета у детей формируется представление о нём, которое ложится в основу выполнения замысла. Ценность наблюдения заключается в том, что в процессе формируется представление ребёнка об изображаемом предмете, явлении, которое служит основой для последующего изображения. Наблюдение формирует яркое «живое» представление об окружающем мире. Применяя разнообразные наглядные пособия и ТСО (образцы изготовленных работ, репродукции и рисунки, схемы последовательности изготовления фигур, а также видеофильмы) педагог способствует наилучшему усвоению учебного материала.
Практический метод - главный и основополагающий, в передаче знаний, к нему относятся:
- составление эскиза изделия;
- работа с дополнительной литературой;
- освоение приёмов работы;
- изготовление и оформление изделия.
Именно освоение практических навыков изготовления того или иного изделия (поделки) развивает самостоятельность и творчество учащихся.
Проблемно-поисковый метод используется для развития творческого мышления, особенно если ребёнок занимается лепкой несколько лет.
В процессе работы не следует забывать о таких методических приёмах как поощрение, напоминание, совет, пояснение. Необходимо показывать детям их продвижения и достижения в овладении лепкой, постоянно оценивать результат каждого учащегося не только педагогом, но и самим ребёнком. Поддержание стабильного интереса детей к занятиям в течение всего учебного года – одна из главных задач педагога дополнительного образования.
Возрастными особенностями детей младшего школьного возраста является высокая утомляемость и неустойчивость интереса, т.е. стремление к частой смене деятельности. Поэтому занятия в детском объединении должны быть интересными и разнообразными. При организации деятельности в детском объединении кроме учебной, планируется воспитательная работа, которая включает:
- экскурсии (посещение выставок декоративно-прикладного и художественного творчества, выезды на природу, в музей, и т.д.);
- оргмассовая работа (организация, проведение и участие в выставках, праздниках, ярмарках, конкурсах, а также посещение мероприятий на каникулах, «Клуб выходного дня», организация внутри детского объединения традиционных мероприятий «День именинника», «День матери»);
- домашняя работа (работа с дополнительной литературой, составление устных сообщений и рефератов).
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Помещение для занятий должно соответствовать нормам по площади, освещённости и воздушному режиму. Это большое светлое учебное помещение, имеющее водопровод с холодной и горячей водой. Учебное оборудование должно включать соответствующую по возрасту мебель, необходимые инструменты и приспособления, мебель для хранения приспособлений, наглядных пособий и детских работ. Красивое эстетически оформленное учебное помещение, чистота и порядок в нём, правильно организованные рабочие места – всё это способствует повышению культуры труда и творческой активности учащихся.
Одним из важнейших требований к работе является обеспечение полного соблюдения правил охраны труда детей, норм санитарной гигиены в помещении.
Оборудование для кабинета:
- наглядные пособия,
- натюрмортный фонд,
- образцы, изготовленные руководителем детского объединения,
- подставки под натуру,
- инструменты,
- мультимедийное оборудование.
На занятиях рекомендуется широкое использование технических средств обучения и наглядности – демонстрация учебно-наглядных методических таблиц и других материалов.
Для реализации программы потребуется:
- пластилин и глина для лепки, стеки (по количеству учащихся);
- пластиковая доска для лепки;
- цветной картон;
- клей ПВА.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА
- Бажов Т.П. Уральские сказы. Москва. АНГСТРЕМ 1992.-123 с.
- Горичева B.C. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Ярославль «Академия К» 1998.- 189 с.
- Зимина М.Я. Учимся лепить и рисовать. Санкт- Петербург «Кристалл», 1997.-221с.
- Иванова М.А. Весёлый пластилин. «ACT - ПРСС», 2006.-111 с.
- Каабак JI.B. Бабочки мира / Под ред. В.А. Володина - М; Аванта +, 2001.-184 с.
- Карлсон М. Научитесь лепить фигурки людей. Мн.: ООО «Попурри», 2004 г. – 128 с.: ил.
- Ким А.И. Моря и океаны. Москва «Росмэн» 1997.-190 с.
- Ким А.И. Загадочная тайга. Москва «Росмэн» 1996.-168 с.
- Колдина Д.Н. Лепка с детьми. Конспекты занятий – М.: Мозаика-Синтез, 2009 г. – 48 с.: цв. вкл.
- Кошелёв М.А. Жители моря. – Аванта +, 2003.-183 с.
- Корзун Л.П. Властелин саванны. Москва «Росмэн». 1996.-168 с.
- Кузина B.C., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство 1-4 классы. Часть 1-Й. Волгоград 2004.-195 с.
- Лобанова В.А. Керамическая скульптура и пластика 5-7 классы: программа, планирование, материалы к занятиям. – Волгоград: Учитель, 2011.-149с.
- Лыкова И.А. Лепим с мамой. «Карапуз-Дидактика» 2006. – 149 с.
- Лыкова И.А. Морская лепка. «Карапуз-Дидактика» 2006. – 131 с.
- Лыкова И.А., Протасова Е.Ю., Детская логика. «Карапуз-Дидактика» 2006. – 126 с.
- Неменской Л.А. Изобразительное искусство. Волгоград 2004.-95 с.
- Неретина Л.В. Конспекты уроков по изобразительному искусству, мифологии и фольклору - 1 класс. - Москва - Владос - 2004.-223 с.
- Никонова Е.А. Я открываю вам секрет. Рисуем, мастерим, знакомимся с народными промыслами России,- СПб.: «Паритет», 2005.-32с.
- Орен Р. Секреты пластилина. «Динозавры». Учебное пособие – М.: Махаон, 2012 г. – 56 с.: ил. – (Академия дошколят).
- Петров С.К. Учимся лепить из пластилина: Черепаха, хамелеон / С.К. Петров,- М.: Астрель; СПб.: Сова. 2008. – 32с.:ил.
- Стародуб К.М. Лепим из пластилина. Ростов-на-Дону «Феника» 2003.-159 с.
- Сюзи О. «Рейли. Лепка». Уроки детского творчества. Полигон. Санкт- Петербург. 1997,- 29 с.
- Халезова И.Б. Декоративная лепка в детском саду. Пособие для воспитателя – М: Москва 2005. – 110 с.
- Халезова И.Б. Народная пластика. «Просвещение», 1984.-112 с.
- Федотов П.Я. Послушная глина. Основы художественного ремесла. Москва «ACT – Пресс», 1999.-199с.
- Фрей Ш. Научись лепить забавных животных. ООО «Попурри», 2003 г. – 128 с.: ил.
- Шембель А.Ф. Рисование и лепка. - Москва: 1998.-102 с.
- Шкицская И.О. Аппликации из пластилина. Изд.: 5-е – Ростов н/д: Феникс, 2011 г. – 87.: (2) с.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
- Бажов Т.П. Уральские сказы. Москва. АНГСТРЕМ 1992.-123 с.
- Горичева B.C. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Ярославль «Академия К» 1998.- 189 с.
- Иванова М.А. Весёлый пластилин. «ACT - ПРСС», 2006.-111 с.
- Карлсон М. Научитесь лепить фигурки людей. Мн.: ООО «Попурри», 2004 г. – 128 с.: ил.
- Ким А.И. Моря и океаны. Москва «Росмэн» 1997.-190 с.
- Ким А.И. Загадочная тайга. Москва «Росмэн» 1996.-168 с.
- Корзун Л.П. Властелин саванны. Москва «Росмэн». 1996.-168 с.
- Лыкова И.А. Лепим с мамой. «Карапуз-Дидактика» 2006. – 149 с.
- Лыкова И.А. Морская лепка. «Карапуз-Дидактика» 2006. – 131 с.
- Лыкова И.А. , Протасова Е.Ю., Детская логика. «Карапуз-Дидактика» 2006. – 126 с.
- Петров С.К. Учимся лепить из пластилина: Черепаха, хамелеон / С.К. Петров,- М.: Астрель; СПб.: Сова. 2008. – 32с.: ил.
- Стародуб К.М. Лепим из пластилина. Ростов – на –Дону «Феника» 2003.-159 с.
- Сюзи О. «Рейли. Лепка». Уроки детского творчества. Полигон. Санкт- Петербург. 1997,- 29 с.
- Фрей Ш. Научись лепить забавных животных. ООО «Попурри», 2003 г. – 128 с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционная направленность уроков технологии. Роль развития мелкой моторики рук у детей с ДЦП.
Статья освещает направления и принципы коррекционной работы с детьми с ДЦП в школе-интернате, в частности на уроках технологии....
: «Развитие мелкой моторики на уроках швейного дела».
В связи с гуманистическими тенденциями в обществе возросло внимание к детям, имеющим интеллектуальные нарушения. Важнейшей задачей специальной школы VIIIвида является ко...
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК
упражнения...
Групповое занятие "Солнечная гроздь винограда". Работа с природным материалом, направленная на развитие мелкой моторики рук, коррекцию искаженных сенсорных стереотипов, формирование экологического мировоззрения детей.
Данное занятие было разработано для разновозрастной группы воспитанников в рамках занятий, направленных на развитие мелкой моторики, с учетом особенностей психофизического развития детей....
Мелкая моторика детей-олигофренов. Планирование работы по развитию мелкой моторики.
Краткая характеристика мелкой моторики детей дошкольного возраста,страдающих олигофрений. Как планировать работу по развитию мелкой моторики. Образец планирования индивидульной работы....
Практика организации самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся Гляденской основной общеобразовательной школы филиала муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Холмогорской средней общеобразовательной школы «Взгляд в будущ
Прежде чем предоставить помощь молодому человеку в профессиональном самоопределении к рабочей профессии, нужно понимать смысл предоставления помощи, чётко осознавать возможности развития личности в за...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающаяпрограмма "Фитнес аэробика"
Программа направлена не только на получение детьми углубленных образовательных знаний, умений и навыков по спортивной аэробике, а обеспечивает организацию содержательного досуга, укрепление здоровья, ...