"Мелкая пластика" дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
методическая разработка на тему

Афанасьева Людмила Федоровна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мелкая пластика» составлена на основе учебных пособий художественной направленности Зимина М.Я. «Учимся лепить и рисовать», Лыкова И.А. «Морская лепка», «Лепим животных», Петрова С.К. «Учимся лепить из пластилина», Сюзи О. «Уроки детского творчества», научно-методических разработок этих авторов и многолетней практики. Программа реализуется в рамках художественной направленности и формирует у детей интерес к работе с пластическими материалами, развивая их творческие способности в области декоративно-прикладного творчества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл afanaseva._dop.docx102.28 КБ

Предварительный просмотр:

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г.НЯГАНЬ

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

Утверждаю:                                                               Директор МАУДО МО г. Нягань  «ЦДТ»

 ____________________С.В. Ямашева

 ______   ____________________2016 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«МЕЛКАЯ ПЛАСТИКА»

ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ от 6 до 14 ЛЕТ

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ 3 ГОДА

Педагог дополнительного образования:

Афанасьева Людмила Фёдоровна

г. Нягань 2016

Оглавление

Название раздела программы

Страница

Пояснительная записка

3

Учебный план 1, 2, 3 года обучения

6

Учебно-тематический план 1 года обучения

7

Содержание программы 1 год обучения

10

Учебно-тематический план 2 года обучения

13

Содержание программы  2 год обучения

16

Учебно-тематический план 3 года обучения

17

Содержание программы  3 год обучения

19

Прогнозируемый результат реализации программы

Требования к знаниям и умениям учащихся, критерии их оценки

23

Методическое обеспечение

29

 Список литературы для педагога

33

Список литературы для учащихся

35

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мелкая пластика» составлена на основе учебных пособий художественной направленности Зимина М.Я. «Учимся лепить и рисовать», Лыкова И.А. «Морская лепка», «Лепим животных», Петрова С.К. «Учимся лепить из пластилина», Сюзи О. «Уроки детского творчества», научно-методических разработок этих авторов и многолетней практики. Программа реализуется в рамках художественной направленности и формирует у детей интерес к работе с пластическими материалами, развивая их творческие способности в области декоративно-прикладного творчества.

У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, и как следствие слабое развитие общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключить, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой. Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка. Между тем, всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания.

Актуальность программы заключается в том, что она стимулирует творческое воспитание детей, приобщает их к искусству, культуре, а также организовывает увлекательный досуг в процессе практической деятельности учащихся с пластическими материалами.

Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы состоит в возможности совмещения процесса обучения с практикой изготовления изделий из разнообразных материалов данного вида искусства.

Мелкая пластика – древнее искусство. На протяжении всей истории она была неразрывно связана с бытом человека, выражала его эстетические вкусы, его мировоззрение.

Работа детей и подростков на занятиях с пластическим материалом (глина, пластилин, пластик) - это не только освоение приемов данного вида искусства, но и духовное развитие  пространственного воображения детей, мышления, творческой фантазии. Развитие у учащихся  гибкости кистей рук и мелкой моторики, глазомера.

Цель: развитие и активизация творческих способностей детей в работе с пластическими материалами, через освоение малой скульптуры.

Задачи:

  1. Ознакомить учащихся с изобразительными средствами скульптуры.
  2. Формировать знания и умения работы с различными пластическими и художественными материалами.
  3. Обучить основным приемам и способам лепки.
  4. Обучить основам цветоведения.
  5. Обучить особенностям росписи народной игрушки.
  6. Развивать образное и пространственное мышление, художественный вкус.
  7. Развивать творческое воображение, логическую память, мелкую моторику рук.
  8. Воспитывать культуру общения и уважение к традициям родного края.
  9. Воспитывать, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
  10. Пробудить в детях творческое начало.

Программа «Мелкая пластика» рассчитана на 3 года обучения, для работы с детьми дошкольного, младшего и среднего школьного возраста 6-14 лет.

Исходя из опыта многолетней практики, начинать обучение детей лепкой целесообразно с 6 - летнего возраста.

Состав детей в группах может быть различным: одно - или разновозрастным с разной степенью подготовки. В любом случае важнейшими требованиями к работе педагога является индивидуальный подход к каждому ребёнку, учет его психофизических возможностей, искренняя заинтересованность в его творческом росте. Занятия лепкой предполагают достаточно сильные руки, высокую чувствительность пальцев, усидчивость и аккуратность детей. Все эти положительные качества развиваются и у детей с обычными данными.

Режим учебных занятий

Этапы обучения

1 год

2 год

3 год

Режим занятий в неделю

2 раза по 2 часа

3 раза по 2 часа

3 раза по 2 часа

Общая нагрузка в неделю

4 ч.

6 ч.

6 ч.

Всего часов в год

144

216

216


УЧЕБНЫЙ ПЛАН 1,2,3 годов обучения

Тема занятий

Всего часов

п/п

1  год

2 год

3 год

Введение в образовательную программу. Инструктаж по ОТ.

2

2

2

  1. .

Искусство скульптуры.

2

2

2

 Первые шаги в лепке.

2

2

2

Основные приёмы лепки.

8

2

2

Основные цвета и их смешение.

10

30

48

Виды скульптуры: объём - рельеф.

10

42

8

Способы  объёмной лепки.

28

38

44

Дымковская игрушка.

12

6

4

Орнаменты и узоры разных народов.

4

4

8

  1. 0

Сюжетные композиции.

18

34

42

  1. 1

Досугово - просветительская деятельность в каникулярный период.

12

18

18

  1. 2

Итоговое занятие за первое полугодие.

2

2

2

  1. 3

Промежуточная аттестация.

2

2

-

  1. 4

Итоговая аттестация.

2

Подготовка к конкурсам   и выставкам различного уровня.

32

32

32

Всего часов:

144

216

216

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 год обучения

Цель: обучение основным приемам работы с пластическими и

художественными материалами.

Задачи:

  1. ознакомить учащихся с основными знаниями в области декоративно - прикладного творчества;
  2. обучить простому способу лепки геометрических фигур и форм, дать первоначальное понятие о размерах и пропорциях;
  3. познакомить с историей народной игрушки, изучить ее разновидности;
  4. изучить элементы различных видов росписи и применить их на практике;
  5. ознакомить с тремя видами лепки: предметной, сюжетной и декоративной;
  6. развивать художественный вкус, творческое воображение.

п/п

Тема занятия

Количество часов

Всего

Теория

Практика

I

Введение в образовательную программу. Инструктаж по ОТ.

2

0,5

1,5

II

Искусство скульптуры

2

0,5

1,5

III

Первые шаги в лепке

2

0,5

1,5

IV

Основные приемы лепки.

8

2

6

От простого к сложному

4

2

2

Листопад.

2

0,5

1,5

Создание цилиндрической  и шарообразной формы.

2

0,5

1,5

V

Основные цвета и их смешение.

10

2,5

7,5

Цветовая палитра

2

0,5

1,5

Мраморная фактура

2

0,5

1,5

Пластилиновая живопись.

2

0,5

1,5

Пластилиновая живопись.

2

0,5

1,5

Лепка дерева.

2

0,5

1,5

VI

Виды скульптуры: объём – рельеф.

10

2,5

7,5

Основные виды скульптур

2

0,5

1,5

Горельеф

2

0,5

1,5

Барельеф.

2

0,5

1,5

Контррельеф.

2

0,5

1,5

Роспись контррельефа.

2

0,5

1,5

VII

Способы объёмной лепки.

28

9

18

Конструктивный  способ лепки.

4

2

2

Комбинированный способ лепки

4

2

2

Пластический способ лепки.

2

0,5

1,5

Лепка снеговика.

2

0,5

1,5

Роспись снеговика.

2

0,5

1,5

Пингвин.

2

0,5

1,5

Лепка пластины «Знак года».

2

0,5

1,5

Новогодняя игрушка

2

0,5

1,5

Новогодняя игрушка

2

0,5

1,5

Лепка сосуда ленточным способом.

2

0,5

1,5

Роспись сосуда линейным узором.

2

0,5

1,5

Лепка сосуда путём выбирания.

2

0,5

1,5

VIII

Дымковская игрушка..

12

6

6

Дымковская лошадка

4

2

2

Дымковский баран.

4

2

2

Хозяюшка

2

0,5

1,5

Водоноска

2

0,5

1,5

IX

Орнаменты и узоры разных народов.

4

2

2

Декоративное панно

2

0,5

1,5

Декоративное панно

2

0,5

1,5

Х

Сюжетные композиции.

18

4,5

13,5

Семья матрешек.

2

0,5

1,5

Роспись матрешки.

2

0,5

1,5

Матрешка.

2

0,5

1,5

Роспись матрешки.

2

0,5

1,5

«Весна идет»

2

0,5

1,5

Солнце.

2

0,5

1,5

Букет весенних цветов.

2

0,5

1,5

Букет весенних цветов.

2

0,5

1,5

Яблоня в цвету.

2

0,5

1,5

XI

Досугово-просветительская деятельность в каникулярный период.

12

-

12

XII

Итоговое занятие за первое полугодие.

2

0,5

1,5

XIII

Промежуточная аттестация.

2

0,5

1,5

XIV

Подготовка к  конкурсам и выставкам различного уровня.

32

8

24

Всего:

144

38,5

105,5

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 год обучения

  1. Введение в образовательную  программу.  

Знакомство учащихся с содержанием образовательной программы, с организацией рабочего места учащегося, инструктаж по технике безопасности правильного обращения с инструментами и правилам поведения в Центре и д/о ПДД.   Демонстрация декоративных изделий педагога и детских работ.

Практическая  работа. Лепка на свободную тему для выявления уровня подготовки детей.

  1. Искусство скульптуры.

Знакомство с видами и жанрами скульптуры, средствами художественной выразительности.  Показ слайдов с изображением разных видов скульптуры.

Практическая работа.  Выполнение объемной фигурки с натуры.

  1. Первые шаги в лепке. 

 Знакомство с   различными пластическими материалами: пластилин, глина, ангоб и рабочими инструментами для лепки.

 Практическая работа. Экспериментирование с пластическими материалами.  Выполнение работы по заданному образцу.

  1. Основные приемы лепки.

Знакомство с геометрическими формами, с использованием видео материала.  Понятие о построении объемного предмета в пространстве. Основные приемы лепки: отщипывание, раскатывание, сплющивание и т.д.

Практическая работа. Последовательное выполнение геометрических форм из пластического материала.

  1. Основные цвета и их смешение.

Основные цвета.  Способы смешивания  основных цветов (красный, жёлтый и синий), получение дополнительных цветов и различных оттенков. Показ видеоматериала.

Практическая работа. Составление таблицы из основных и составных цветов из пластического материала.

  1. Виды скульптуры: объем - рельефа.

Изучение особенности композиции трехмерного изображения и пространственного воображения.  Показ слайдов с изображением объемных и рельефных скульптур.

Практическая работа. Выполнение объемной и рельефной фигурки.

  1. Способ объёмной лепки.

Изучение объемной лепки и способов ее выполнения. Способы объемной лепки: конструктивный, пластический и комбинированный.

Практическая работа. Поэтапное выполнение работы – от простого к сложному.

  1. Дымковская игрушка.

Знакомство с историей  народной игрушки. Мастера народной глиняной игрушки (А. Дьякова и т.д.). Показ слайдов с изображением дымковской игрушки.

Практическая работа. Выполнение дымковской игрушки с натуры.

  1. Орнаменты и узоры разных народов.

Особенности народных орнаментов. Показ иллюстративного материала.

Практическая работа. Создание декоративного панно с использованием орнамента.

  1. Сюжетные композиции.

Знакомство с сюжетной композицией.  Последовательность выполнения композиции с переходом от дальнего плана к переднему.   Показ   материала.

Практическая работа. Зарисовка эскизов. Составление композиции из пластического материала.

  1. Досугово-просветительская деятельность в каникулярный период.

Этот раздел включает в себя конкурсные, игровые, интеллектуальные и спортивные программы.  

  1. Итоговое занятие за первое полугодие. Определение уровня полученных знаний и умений,  работы с пластическими и художественными материалами  за полугодие.

 Практическая работа. Выполнение работы самостоятельно.

  1. Промежуточная аттестация.

Определение уровня усвоения образовательной программы 1 года обучения.

Практическая работа. Выполнение работы самостоятельно.

  1. Подготовка к выставкам и конкурсам различных уровней.  

Привлекать учащихся для участия в конкурсах и выставках.

Практическая работа. Зарисовка эскизов, подбор пластического и декоративного материала, выполнение работ к выставкам  различных уровней.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2 год обучения

Цель: закрепление и углубление знаний, умений и навыков работы с

пластическими и художественными материалами.

Задачи:

  1. Закрепить знания, умения и навыки, полученные на первом году обучения при работе с пластическим материалом.
  2. Формировать умения преобразовывать предметы окружающего мира в изделиях из пластического материала.
  3. Формировать знания о пропорциональности цветовых сочетаний.
  4. Развивать изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение.
  5. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость.

Тема занятия

Количество часов

Всего

Теория

Практика

I

Введение в образовательную программу. Инструктаж по технике безопасности.

2

0,5

1,5

II

Искусство скульптуры

2

0,5

1,5

III

Основы лепки.

Краски осени.

2

0,5

1,5

IV

Основные приемы лепки.

Подсолнухи.

2

0,5

1,5

V

Основные цвета и их смешение.

30

0,5

1,5

Лепка осеннего листа с натуры.

2

0,5

1,5

Роспись осеннего листа.

2

0,5

1,5

Лепка рябины.

2

0,5

1,5

Роспись рябинки.

2

0,5

1,5

Журавли  улетели.

2

0,5

1,5

Белка.  

2

0,5

1,5

Роспись белки.

2

0,5

1,5

Жаба.

2

0,5

1,5

Черепаха.

2

0,5

1,5

Медвежонок.

2

0,5

1,5

«Эти смешные животные»

2

0,5

1,5

«Эти смешные животные»

2

0,5

1,5

Муравей.

2

0,5

1,5

Воронье счастье.

2

0,5

1,5

Жирафы

2

0,5

1,5

VI

Виды скульптуры: объём, рельеф.

42

10,5

31,5

Рельеф. Изображение деревьев.

2

0,5

1,5

Рельеф. Изображение деревьев.

2

0,5

1,5

Лепка по мотивам «гжели».

2

0,5

1,5

Роспись по мотивам «гжели».

2

0,5

1,5

Зимние деревья.

2

0,5

1,5

Зимние узоры.

2

0,5

1,5

Еловая веточка.

2

0,5

1,5

Еловая веточка.

2

0,5

1,5

Новогодний маскарад.

2

0,5

1,5

Лепка новогодней игрушки

2

0,5

1,5

Роспись новогодней игрушки

2

0,5

1,5

Лепка ангелочка.

2

0,5

1,5

Лепка ангелочка.

2

0,5

1,5

Лепка снегурочки.

2

0,5

1,5

Роспись снегурочки.

2

0,5

1,5

Роспись снегурочки.

2

0,5

1,5

Зимнее окошко.

2

0,5

1,5

«Новогодняя игрушка».

2

0,5

1,5

«Новогодняя игрушка».

2

0,5

1,5

Подготовка к празднику

2

0,5

1,5

Подготовка к празднику

2

0,5

1,5

VII

Способы объёмной лепки.

38

9,5

28,5

Мраморные камешки.

2

0,5

1,5

Морские звезды.

2

0,5

1,5

Весёлые улитки, чудесные раковины.

2

0,5

1,5

Танцующие водоросли, морские коньки, кораллы.

2

0,5

1,5

Аквариум.

2

0,5

1,5

Озорные и причудливые рыбки.

2

0,5

1,5

Медузы и осьминоги.

2

0,5

1,5

Лепка сувенира

2

0,5

1,5

«По морям, по волнам…».

2

0,5

1,5

Морячок.

2

0,5

1,5

Морячок.

2

0,5

1,5

Кораблики.

2

0,5

1,5

Кораблики.

2

0,5

1,5

Лепка сувенира к 23 февраля.

2

0,5

1,5

Филимоновская игрушка

2

0,5

1,5

Лепка весенних цветов.

2

0,5

1,5

Подарок маме.

2

0,5

1,5

Декоративная вазочка.

2

0,5

1,5

Подснежник.

2

0,5

1,5

VIII

Дымковская игрушка.

6

2

4

Нарядные лошадки.

2

0,5

1,5

Семья матрёшек.

2

0,5

1,5

Семья матрёшек.

2

0,5

1,5

IX

Орнаменты и узоры разных народов.

4

0,5

1,5

Декоративная рамка

2

0,5

1,5

Декоративная рамка

2

0,5

1,5

Х

Сюжетные композиции.

34

8,5

25,5

Лепка фигуры человека.

2

0,5

1,5

Весёлый клоун.

2

0,5

1,5

Портрет.

2

0,5

1,5

Портрет.

2

0,5

1,5

Бабушка.

2

0,5

1,5

Роспись поделки.

2

0,5

1,5

Дедушка.

2

0,5

1,5

Малахитовые узоры.

2

0,5

1,5

Малахитовая шкатулка.

2

0,5

1,5

Каменный цветок.

2

0,5

1,5

Лепка жаворонка

2

0,5

1,5

Роспись жаворонка

2

0,5

1,5

Ласточка

2

0,5

1,5

Ласточка

2

0,5

1,5

Голуби.

2

0,5

1,5

Лепка насекомых.

2

0,5

1,5

Лепка насекомых.

2

0,5

1,5

XI

Досугово-просветительская деятельность в каникулярный период.

18

-

18

XII

Итоговое занятие за первое полугодие.

2

0,5

1,5

XIII

Промежуточная аттестация.

2

0,5

1,5

XIV

Подготовка к конкурсам и выставкам различного уровня.

32

8

24

Всего:

216

49,5

166,5

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. год обучения

I. Введение в образовательную программу. Знакомство учащихся с содержанием образовательной программы второго года обучения. и инструктажем по технике безопасности. Правила безопасности труда и личной гигиены. Основные технологические приёмы работы с пластическими материалами

Практическая  работа.  Выполнение растений с натуры.

II. Искусство скульптуры.  

Расширить знания учащихся о технике  выполнения разных подходов исполнения скульптуры.  

Практическая работа. Выполнение объемной фигурки.

III. Основы лепки.  

Закрепить навыки работы с пластическими  художественными материалами.

Практическая работа. Выполнение работы самостоятельно.

IV. Основные приемы лепки.

Закрепить основные приёмы лепки из пластического материала.

Практическая работа. Выполнение работы самостоятельно по выбору.

V. Основные цвета и их смешение.

Закрепить знания учащихся о способах получения различных цветовых оттенков из основных цветов при работе с пластическим материалом.

Практическая работа. Выполнение осеннего листа с натуры.

VI. Виды скульптуры: объем, рельеф. 

Закрепить понятие о видах скульптуры. Совершенствовать  умения и навыки работы с пластическими материалами,  умение передавать объёмное и рельефное изображение. Показ видеоматериала на тему: объём, рельеф.

Практическая работа. Выполнение осеннего дерева с натуры.

VII. Способ объёмной лепки.

Закрепить умение пользоваться способами объёмной лепки (конструктивный, пластический и комбинированный).  Показ видеоматериала о способах объёмной лепки.

Практическая работа. Выполнение объёмной фигуры с натуры.

VIII. Дымковская игрушка.

Закрепить полученные знания о технике выполнения дымковской игрушки.  Показ видеоматериала «Деревня Дымково».

Практическая работа. Выполнение дымковской игрушки с натуры.

IX. Орнаменты и узоры разных народов.

Закрепить знания об особенностях национальных орнаментов. Показ репродукционного материала.

Практическая работа. Выполнение декоративной рамки с использованием  орнамента  по выбору.

X. Сюжетные композиции.

Знакомство с особенностями сюжетной композиции из нескольких предметов. Обучение приёмам переработки форм предметов окружающего мира в сюжетную композицию.

Практическая работа. Выполнение  сюжетной композиции по выбору.

XI. Досугово-просветительская деятельность в каникулярный период.

Этот раздел включает в себя конкурсные, игровые, интеллектуальные и спортивные программы.

XII. Итоговое занятие за  полугодие.

Определение  уровня полученных знаний и умений работы с пластическими и художественными материалами за полугодие.

Практическая работа. Выполнение работы самостоятельно.

XIII. Промежуточная аттестация.

Определение уровня освоения образовательной программы второго года обучения.

XIV. Подготовка к выставкам различных уровней.  Подготовка и оформление работ к выставкам  и конкурсам различного уровня.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

3 год обучения

Цель: совершенствование практических умений и навыков учащихся при изготовлении изделий в различных техниках.

Задачи:

  1. Закрепить и усовершенствовать знания и умения при работе с пластическим материалом.
  2. Формировать умение самостоятельно разрабатывать проекты изделий.
  3. Закрепить знания о композиционных построениях в рельефе.
  4. Развивать творческо-поисковую деятельность и умение оценивать свою работу.
  5. Развивать эстетический и художественный вкус, расширять общекультурный кругозор.
  6. Воспитывать чувство ответственности и стремление доводить начатое дело до конца.

Тема занятия

Количество часов

Всего

Теория

Практика

I

Введение в образовательную программу.

2

0,5

1,5

II

Искусство скульптуры

2

0,5

1,5

III

Основы лепки.

Золотые краски осени.

2

0,5

1,5

IV

Основные приемы лепки.

«Деревня»

2

0,5

1,5

V

Основные цвета и их смешение.

48

6,5

41,5

Пастушок.

2

0,5

1,5

Роспись пастушка.

2

0,5

1,5

Пугало огородное.

2

0,5

1,5

Пугало огородное.

2

0,5

1,5

Осенний натюрморт.

2

0,5

1,5

Царевна лягушка.

2

0,5

1,5

Мышка – норушка.

2

0,5

1,5

Лисица.

2

0,5

1,5

Лисица.

2

0,5

1,5

Домашние животные.

2

0,5

1,5

Кошка.

2

0,5

1,5

Красная шапочка.

2

0,5

1,5

Красная шапочка.

2

0,5

1,5

Бабушка с вязанием.

2

0,5

1,5

Бабушка с вязанием.

2

0,5

1,5

Принцесса

2

0,5

1,5

Декоративное панно.

2

0,5

1,5

Коллективное панно. Цвет.

2

0,5

1,5

Коллективное панно. Цвет.

2

0,5

1,5

Коллективное панно. Декор.

2

0,5

1,5

Пластилиновая живопись. Эскиз.

2

0,5

1,5

Пластилиновая живопись. Цвет.

2

0,5

1,5

Пластилиновая живопись. Цвет.

2

0,5

1,5

Наша группа.

2

0,5

1,5

VI

Виды скульптуры: объём,  рельеф.

8

2

6

Архитектура.

2

0,5

1,5

Архитектура.

2

0,5

1,5

Ландшафтная архитектура

2

0,5

1,5

Ландшафтная архитектура

2

0,5

1,5

VII

Способ объёмной лепки.

44

0,5

1,5

Динозаврики.

2

0,5

1,5

Пингвин (коллективная работа).

2

0,5

1,5

Пингвин (роспись).

2

0,5

1,5

Новогодняя ёлка.

2

0,5

1,5

Новогодний сувенир.

2

0,5

1,5

Новогодняя открытка.

2

0,5

1,5

Танцующая фигура на льду.

2

0,5

1,5

Новогодняя игрушка.

2

0,5

1,5

Новогодняя игрушка.

2

0,5

1,5

Декоративное панно

2

0,5

1,5

Наша группа.

2

0,5

1,5

Наша группа.

2

0,5

1,5

Русский платок.

2

0,5

1,5

Русский платок.

2

0,5

1,5

Современные матрёшки.

2

0,5

1,5

Роспись матрешек

2

0,5

1,5

Весенняя мозаика

2

0,5

1,5

Весенняя мозаика

2

0,5

1,5

Лепка звезды.

2

0,5

1,5

Солнце

2

0,5

1,5

Весёлое лето.

2

0,5

1,5

Весёлое лето.

2

0,5

1,5

VIII

Дымковская игрушка.

4

1

3

Лепка народной игрушки.

2

0,5

1,5

Роспись народной игрушки.

2

0,5

1,5

IX

Орнаменты и узоры разных народов.

8

2

6

Лепка по мотивам «гжели».

2

0,5

1,5

Роспись по мотивам «гжели».

2

0,5

1,5

Разноцветная мозаика.

2

0,5

1,5

Мозаика.

2

0,5

1,5

Х

Сюжетные композиции.

42

10,5

31,5

Декоративный сувенир.

2

0,5

1,5

Декоративный сувенир.

2

0,5

1,5

Декоративная рамка.

2

0,5

1,5

Поварёнок.

2

0,5

1,5

Декоративная лепка.

2

0,5

1,5

Декоративная лепка.

2

0,5

1,5

Богатыри-матрёшки.

2

0,5

1,5

Богатыри-матрёшки.

2

0,5

1,5

Большие гонки.

2

0,5

1,5

Большие гонки.

2

0,5

1,5

Сувенир.

2

0,5

1,5

Сувенир.

2

0,5

1,5

Лепка сувенира к 23 февраля.

2

0,5

1,5

Роспись сувенира.

2

0,5

1,5

Современная кукла.

2

0,5

1,5

Современная кукла.

2

0,5

1,5

Лепка насекомых.

2

0,5

1,5

Лепка насекомых.

2

0,5

1,5

Декоративная птица.

2

0,5

1,5

Декоративная птица

2

0,5

1,5

Лепка жаворонка.

2

0,5

1,5

XI

Досугово-просветительская деятельность в каникулярный период.

18

-

18

XII

Итоговое занятие за первое полугодие.

2

0,5

1,5

XIII

Итоговая аттестация.

2

0,5

1,5

XIV

Подготовка к конкурсам и выставкам различного уровня.

32

8

24

Всего:

216

49,5

166,5

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

3 год обучения

  1. Введение в образовательную программу.

Знакомство учащихся с содержанием образовательной программы третьего года обучения. Правила безопасности труда и личной гигиены.  Закрепить основные технологические приёмы работы с пластическими материалами. Практическая работа. Разработка эскиза и выполнение работы самостоятельно.

  1. Искусство скульптуры.

Закрепить знания учащихся о видах скульптуры. Основные приемы и способы составления динамической композиции из  двух-трех фигур по представлению.  Показ видеоматериала.

Практическая работа. Выполнение композиции по представлению.  

  1. Основы лепки.

Закрепить полученные навыки работы с разнообразными материалами. Создавать изделия посредством использования различных приемов и способов.  Формировать представления о пропорциональных отношениях в композиции.

Практическая работа.  Выполнение слепка растительной формы с натуры.

  1. Основные приемы лепки.

Закрепить знания и умения учащихся об особенностях изготовления изделия в рельефном исполнении.

Практическая работа. Выполнение рельефа с добавлением декорирующих элементов.

  1. Основные цвета и их смешение.

Закрепить знания учащихся о способах получения различных цветовых оттенков из основных цветов при работе с пластическим материалом.

Практическая работа: упражнения в смешивании основных цветов для  получения дополнительных цветов и их оттенков.

  1. Виды скульптуры: объем, рельеф.

Совершенствовать умения и навыки работы с пластическими материалами, умения передавать объёмное и рельефное изображение. Показ репродукционного материала.

Практическая работа. Выполнение работы в объёме и в рельефе.

  1. Способ объёмной лепки.

Закрепить умение пользоваться способами объёмной лепки (конструктивный, пластический и комбинированный).  Показ видео и репродукционного материала.

Практическая работа. Выполнение работы разными способами лепки.

  1. Дымковская игрушка.

Продолжать знакомство с творчеством народных мастеров, закрепить знания об основных приемах лепки и характерных особенностях узоров дымковской игрушки.  Способы использования декорирующих элементов для придания оригинальности при оформлении изделия. Показ видеоматериала.

Практическая работа. Выполнение дымковской народной игрушки в современном стиле.

  1. Орнаменты и узоры разных народов.

Построение и виды орнаментальных композиций в разных формах.  Показ репродукционного материала.

Практическая работа. Выполнение орнамента в тёплых и холодных тонах.

  1. Сюжетные композиции.

Пропорциональные отношения и характерные особенности сюжетной композиции. Показ репродукционного материала.  

Практическая работа.  Построение круговой композиции.

  1. Досугово-просветительская деятельность в каникулярный период.

Этот раздел включает в себя конкурсные, игровые, интеллектуальные и спортивные программы.

  1. Итоговое занятие за полугодие.

Определить уровень  полученных знаний и умений работы с пластическими и художественными материалами за полугодие.

Практическая работа. Выполнение работы самостоятельно.

  1. Итоговая аттестация.

Подведение итогов за весь учебный курс. Просмотр выпускных работ.

Практическая работа. Выполнение работы самостоятельно.

  1. Подготовка к выставкам различных уровней.

Подготовка и оформление  работ к выставкам и конкурсам различного уровня.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ.

        Главным критерием достижения результата является успеваемость учащихся, которую можно определить по нескольким параметрам:

- Качество усвоения материала.

- Скорость усвоения материала.

- Творческая инициатива (умение привносить и воплощать в материал собственные замыслы).

        Способы оценки результатов: наблюдение, анализ творческой продукции детей и т.д. На занятиях лепки, в конце первого и второго полугодия, проводятся итоговое занятие в виде зачёта и выставки работ. Ребята должны показать свои знания и умения, самостоятельно изготовить объёмную поделку, композицию и декоративную пластину.

             После первого года обучения учащиеся будут:

  Знать

  Уметь

- виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;

- простой способ лепки, геометрические фигуры и формы, первоначальное понятие о размерах и пропорциях (морковь, груша, дыня и т.д.);

- способы лепки (конструктивный, комбинированный, пластический);

- историю народной игрушки;

имена мастеров народной глиняной игрушки (А. Дьякова и т.д.);

- названия основных и дополнительных цветов;

- виды лепки (предметная, сюжетная, и декоративная).

- пользоваться пластическими, художественными материалами.

- применять различные способы лепки: от целого куска, промазывание частей, заглаживание поверхности.

- передать выразительные формы реального предмета в лепке с натуры, по памяти и по представлению.

- владеть основными навыками использования красного, жёлтого, синего цветов, их смешением.

- лепить игрушки на основе приёмов дымковской игрушки.

- выразительно использовать трехцветие, теплые, холодные цвета.

После второго года обучения учащиеся будут:

  Знать

  Уметь

- виды и жанры изобразительных (пластических) искусств (понятия: рельеф, объёмная пластика, фактура, цвет, декор).

- региональные особенности и различия русской матрёшки. Цветовое решение, техника выполнения, выразительность.

- отличительные особенности работ скульпторов Ф.И. Шубина, М.И. Козловского, В.И. Мухина.

- выполнять декоративные пластины, добиваясь реального изображения путём наращивания объёма.

- владеть элементарными навыками передачи пространства (дальше – меньше, ближе – больше).

- находить гармоничные отношения между миром природы и миром вещей.

- проявлять творчество в создании изделий.

- самостоятельно планировать и анализировать свою работу.

После третьего года обучения учащиеся:

  Знать

  Уметь

- разновидности рельефа (горельеф, барельеф, контррельеф.)

- объём и рельеф. Виды декора: использованием штампиков, стеков, игл, роспись ангобом, гуашью.

- репродуцировать в изделие, увиденное на иллюстрации, рисунке, эскизе, природе.

- народные промыслы.

 

- лепить пластины, картины с рельефным изображением более сложным способом.

- выполнять виды декора: штампиков, стеков, игл и т.д.

- уметь самостоятельно пользоваться с художественными красками, раскрашивать разнообразной техникой.

- самостоятельно изготавливать поделки, сувениры, композиции в собственном варианте.

Критерии оценивания знаний и умений учащихся 1 года обучения

Вид работы

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Организация рабочего места. Правила ТБ и умение владеть пластическими и художественными инструментами.

Не умеет организовывать рабочее место и владеть  различными инструментами.

 Умеет организовать своё рабочее место с помощью педагога

Самостоятельная подготовка рабочего места. Хорошо владеет различными инструментами  и материалами

Виды и жанры изобразительных (пластических) искусств

Не знает виды и жанры изобразительных искусств

 Называет один из жанров изобразительных искусств

Называет все виды и жанры изобразительных искусств

История народной игрушки.

Не знает историю происхождения росписи, не может назвать фамилии мастеров народной игрушки

Может назвать основные отличия одной росписи от другой.  

Знает историю возникновения росписи, может назвать  особенности и отличия одной росписи от другой. Называет имена мастеров народной игрушки.

Способы и виды лепки.

Не владеет способами лепки.

Хорошо знает способы лепки, но не может применить.

Отлично владеет способами лепки, называет видовые различия, рационально применяет знания в деятельности

Цветоведение.

Не различает основные и дополнительные цвета

Владеет основными навыками смешения цвета, знает правила получения дополнительных цветов

Называет  все основные цвета. Умеет смешивать цвета и получать дополнительные. Выразительно использует трёхцветие, тёплые и холодные цвета.

Критерии оценивания знаний и умений учащихся 2 года обучения

Вид работы

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Организация рабочего места. Знание правил техники безопасности.    Владение  пластическими и художественными инструментами.

Не умеет организовывать рабочее место и владеть  различными инструментами.

Умеет организовать своё рабочее место с помощью педагога

Самостоятельная подготовка рабочего места. Хорошо владеет различными инструментами  и материалами

Виды скульптуры

Не различает виды скульптуры

Называет виды скульптуры, но не различает

Называет виды скульптуры,   различает один от другого. Умеет  воплощать объёмное и рельефное изображение

Объём и рельеф.

Не  знает и путает понятия «объём» и «рельеф»

Различает  понятия «объём» и «рельеф» с помощью педагога

Хорошо различает понятия  «объём» и «рельеф»

Разновидности глины. Способы и виды лепки.

Не может назвать разновидности глины. Не владеет способами лепки.

Называет разновидности глины. Хорошо знает способы лепки, но не может применить.

Называет разновидности глины. Отлично владеет способами лепки, называет видовые различия, рационально применяет знания в деятельности

Цветоведение

Не различает основные и дополнительные цвета

Владеет основными навыками смешения цвета, знает правила получения дополнительных цветов

Называет  все основные цвета. Умеет смешивать цвета и получать дополнительные. Выразительно использует трёхцветие, тёплые и холодные цвета.

Технология изготовления скульптуры.  Показ и название масштабов скульптуры.

Не знает технологию изготовления скульптуры

Владеет технологией изготовления скульптуры, показывает и называет масштабы скульптуры с помощью педагога

Владеет технологией изготовления скульптуры, показывает и называет масштабы скульптуры  самостоятельно

Природный  и искусственный материал.

Не может привести примеры природного и  искусственного материала.

Приводит примеры природных и искусственных материалов с помощью педагога.

Самостоятельно приводит  примеры природных и искусственных материалов.

Русская матрёшка. Региональные особенности и различия.

Не может назвать ни одного различия одной матрёшки от другой.

Называет особенности и различия матрёшки.

Отлично знает особенности и различия матрёшки. Владеет техникой выполнения.

Дымковская игрушка.

Не отличает дымковскую роспись от какой-либо другой росписи.

Называет отличия дымковской росписи и игрушки.

Называет отличия дымковской росписи и игрушки. Называет мастеров данной росписи.

Критерии оценивания знаний и умений учащихся 3 года обучения

Вид работы

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Организация рабочего места. Знание правил техники безопасности.    Владение  пластическими и художественными инструментами.

Не умеет организовывать рабочее место и владеть  различными инструментами.

Умеет организовать своё рабочее место с помощью педагога

Самостоятельная подготовка рабочего места. Хорошо владеет различными инструментами  и материалами

Способы и виды лепки.

 Не владеет способами лепки

 Хорошо знает способы лепки, но не может применить.

 Отлично владеет способами лепки, называет видовые различия, рационально применяет знания в деятельности.

Разновидности рельефа.

Не может назвать разновидности рельефа.

Называет разновидности рельефа с помощью педагога

Самостоятельно называет разновидности рельефа, знает отличия

Изготовление изделий (лепка с натуры, лепка по замыслу, лепка по представлению).

Практически не владеет способами лепки.

Хорошо знает способы лепки,  изготавливает изделие с помощью педагога

Самостоятельно продумывает будущее изделие, применяет рациональные способы лепки

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

        Занятия по программе «Мелкая пластика» обеспечивают планомерное и систематическое усвоение учебного материала, усвоение представлений и новых понятий, формирование и совершенствование специальных умений и навыков.

На занятиях лепкой предоставляется возможность использования разнообразных форм работы, в первую очередь, это включение дидактических игр при знакомстве с формой предмета, его фактурой и физическими особенностями. Непременным условием организованной педагогом творческой деятельности должна быть атмосфера творчества. Это возможно, если на занятии или в самостоятельной художественной деятельности царит атмосфера доверительного общения, сотрудничества, сопереживания, веры в силы ребёнка, поддержки его при неудачах.

Важнейшим условием развития творчества является комплексное и системное использование методов и приёмов. Творческое применение традиционных методов при обучении лепке - необходимое условие достижения намеченной цели, успеха в обучении.

Словесный метод. Методы работы всегда имеют важное значение и играют большую роль в учебно-познавательном процессе. Беседы и

рассказы в группах должны проходить творчески, быть разнообразными и привлекательными для детей, носить яркий эмоциональный характер.

Наглядные методы и приёмы имеют ведущее значение, так как они соответствуют специфике изобразительной художественной деятельности как форме наглядно-образного отражения окружающего мира. Это наблюдение, рассматривание предмета (обследование), образец, показ фигуры, показ способов изображения и способов действия. Предпочтение отдаётся наблюдению и обследованию. Благодаря обследованию предмета у детей формируется представление о нём, которое ложится в основу выполнения замысла. Ценность наблюдения заключается в том, что в процессе формируется представление ребёнка об изображаемом предмете, явлении, которое служит основой для последующего изображения. Наблюдение формирует яркое «живое» представление об окружающем мире. Применяя разнообразные наглядные пособия и ТСО (образцы изготовленных работ, репродукции и рисунки, схемы последовательности изготовления фигур, а также  видеофильмы) педагог способствует наилучшему усвоению учебного материала.

Практический метод - главный и основополагающий, в передаче знаний, к нему относятся:

- составление эскиза изделия;

- работа с дополнительной литературой;

- освоение приёмов работы;

- изготовление и оформление изделия.

Именно освоение практических навыков изготовления того или иного изделия (поделки) развивает самостоятельность и творчество учащихся.

Проблемно-поисковый метод используется для развития творческого мышления, особенно если ребёнок занимается лепкой несколько лет.

        В процессе работы не следует забывать о таких методических приёмах как поощрение, напоминание, совет, пояснение. Необходимо показывать детям их продвижения и достижения в овладении лепкой, постоянно оценивать результат каждого учащегося не только педагогом, но и самим ребёнком. Поддержание стабильного интереса детей к занятиям в течение всего учебного года – одна из главных задач педагога дополнительного образования.

        Возрастными особенностями детей младшего школьного возраста является высокая утомляемость и неустойчивость интереса, т.е. стремление к частой смене деятельности. Поэтому занятия в детском объединении должны быть интересными и разнообразными. При организации деятельности в детском объединении кроме учебной, планируется воспитательная работа, которая включает:

- экскурсии (посещение выставок декоративно-прикладного и художественного творчества, выезды на природу, в музей,  и т.д.);

- оргмассовая работа (организация, проведение и участие в выставках, праздниках, ярмарках, конкурсах, а также посещение мероприятий на каникулах, «Клуб выходного дня», организация внутри детского объединения традиционных мероприятий «День именинника», «День матери»);

- домашняя работа (работа с дополнительной литературой, составление устных сообщений и рефератов).

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Помещение для занятий должно соответствовать нормам по площади, освещённости и воздушному режиму. Это большое светлое учебное помещение, имеющее водопровод с холодной и горячей водой. Учебное оборудование должно включать соответствующую по возрасту мебель, необходимые инструменты и приспособления, мебель для хранения приспособлений, наглядных пособий и детских работ. Красивое эстетически оформленное учебное помещение, чистота и порядок в нём, правильно организованные рабочие места – всё это способствует повышению культуры труда и творческой активности учащихся.

Одним из важнейших требований к работе является обеспечение полного соблюдения правил охраны труда детей, норм санитарной гигиены в помещении.

Оборудование для кабинета:

- наглядные пособия,  

- натюрмортный фонд,

- образцы, изготовленные руководителем детского объединения,

- подставки под натуру,

- инструменты,

- мультимедийное оборудование.

На занятиях рекомендуется широкое использование технических средств обучения и наглядности – демонстрация учебно-наглядных методических таблиц и других материалов.

Для  реализации программы потребуется:

- пластилин и глина для лепки, стеки (по количеству учащихся);

- пластиковая доска для лепки;

- цветной картон;

- клей ПВА.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ  ДЛЯ  ПЕДАГОГА

  1. Бажов Т.П. Уральские сказы. Москва. АНГСТРЕМ 1992.-123 с.
  2. Горичева B.C. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Ярославль «Академия К» 1998.- 189 с.
  3. Зимина М.Я. Учимся лепить и рисовать. Санкт- Петербург «Кристалл», 1997.-221с.
  4. Иванова М.А. Весёлый пластилин. «ACT - ПРСС», 2006.-111 с.
  5. Каабак JI.B. Бабочки мира / Под ред. В.А. Володина - М; Аванта +, 2001.-184 с.
  6. Карлсон М. Научитесь лепить фигурки людей. Мн.: ООО «Попурри», 2004 г. – 128 с.: ил.
  7. Ким А.И. Моря и океаны. Москва «Росмэн» 1997.-190 с.
  8. Ким А.И. Загадочная тайга. Москва «Росмэн» 1996.-168 с.
  9. Колдина Д.Н. Лепка с детьми. Конспекты занятий – М.: Мозаика-Синтез, 2009 г. – 48 с.: цв. вкл.
  10. Кошелёв М.А. Жители моря. – Аванта +, 2003.-183 с.
  11.  Корзун Л.П. Властелин саванны. Москва «Росмэн». 1996.-168 с.
  12.  Кузина B.C., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство 1-4 классы. Часть 1-Й. Волгоград 2004.-195 с.
  13.  Лобанова В.А. Керамическая скульптура и пластика 5-7 классы: программа, планирование, материалы к занятиям. – Волгоград: Учитель, 2011.-149с.
  14.  Лыкова И.А. Лепим с мамой. «Карапуз-Дидактика» 2006. – 149 с.
  15.  Лыкова И.А. Морская лепка. «Карапуз-Дидактика» 2006. – 131 с.
  16.  Лыкова И.А., Протасова Е.Ю., Детская логика. «Карапуз-Дидактика»     2006. – 126 с.
  17.  Неменской Л.А. Изобразительное искусство. Волгоград 2004.-95 с.
  18.  Неретина Л.В. Конспекты уроков по изобразительному искусству, мифологии и фольклору - 1 класс. - Москва - Владос - 2004.-223 с.
  19.  Никонова Е.А. Я открываю вам секрет. Рисуем, мастерим, знакомимся с народными промыслами России,- СПб.: «Паритет», 2005.-32с.
  20.  Орен Р. Секреты пластилина. «Динозавры». Учебное пособие – М.: Махаон, 2012 г. – 56 с.: ил. – (Академия дошколят).
  21.  Петров С.К. Учимся лепить из пластилина: Черепаха, хамелеон / С.К. Петров,- М.: Астрель; СПб.: Сова. 2008. – 32с.:ил.
  22.  Стародуб        К.М. Лепим из пластилина. Ростов-на-Дону «Феника» 2003.-159 с.
  23.  Сюзи        О. «Рейли. Лепка». Уроки детского творчества. Полигон. Санкт- Петербург. 1997,- 29 с.
  24.  Халезова        И.Б. Декоративная лепка в детском саду. Пособие для воспитателя – М: Москва 2005. – 110 с.
  25.  Халезова И.Б. Народная пластика. «Просвещение», 1984.-112 с.
  26.  Федотов П.Я. Послушная глина. Основы художественного ремесла. Москва «ACT – Пресс», 1999.-199с.
  27.  Фрей Ш. Научись лепить забавных животных. ООО «Попурри», 2003 г. – 128 с.: ил.
  28.  Шембель А.Ф. Рисование и лепка. - Москва: 1998.-102 с.
  29.  Шкицская И.О. Аппликации из пластилина. Изд.: 5-е – Ростов н/д: Феникс, 2011 г. – 87.: (2) с.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ  ДЛЯ  УЧАЩИХСЯ

  1. Бажов Т.П. Уральские сказы. Москва. АНГСТРЕМ 1992.-123 с.
  2. Горичева B.C. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Ярославль «Академия К» 1998.- 189 с.
  3. Иванова М.А. Весёлый пластилин. «ACT - ПРСС», 2006.-111 с.
  4. Карлсон М. Научитесь лепить фигурки людей. Мн.: ООО «Попурри», 2004 г. – 128 с.: ил.
  5. Ким А.И. Моря и океаны. Москва «Росмэн» 1997.-190 с.
  6. Ким А.И. Загадочная тайга. Москва «Росмэн» 1996.-168 с.
  7. Корзун Л.П. Властелин саванны. Москва «Росмэн». 1996.-168 с.
  8. Лыкова И.А. Лепим с мамой. «Карапуз-Дидактика» 2006. – 149 с.
  9. Лыкова И.А. Морская лепка. «Карапуз-Дидактика» 2006. – 131 с.
  10. Лыкова И.А. , Протасова Е.Ю., Детская логика. «Карапуз-Дидактика»     2006. – 126 с.
  11. Петров С.К. Учимся лепить из пластилина: Черепаха, хамелеон / С.К. Петров,- М.: Астрель; СПб.: Сова. 2008. – 32с.: ил.
  12. Стародуб        К.М. Лепим из пластилина. Ростов – на –Дону «Феника» 2003.-159 с.
  13. Сюзи        О. «Рейли. Лепка». Уроки детского творчества. Полигон. Санкт- Петербург. 1997,- 29 с.
  14. Фрей Ш. Научись лепить забавных животных. ООО «Попурри», 2003 г. – 128 с.: ил.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная направленность уроков технологии. Роль развития мелкой моторики рук у детей с ДЦП.

Статья освещает направления и принципы коррекционной работы с детьми с ДЦП в школе-интернате, в частности на уроках технологии....

: «Развитие мелкой моторики на уроках швейного дела».

В связи с гуманистическими  тенденциями в обществе возросло внимание к детям, имеющим интеллектуальные нарушения. Важнейшей задачей специальной школы VIIIвида является ко...

Групповое занятие "Солнечная гроздь винограда". Работа с природным материалом, направленная на развитие мелкой моторики рук, коррекцию искаженных сенсорных стереотипов, формирование экологического мировоззрения детей.

Данное занятие было разработано для разновозрастной группы воспитанников в рамках занятий, направленных на развитие мелкой моторики, с учетом особенностей психофизического развития детей....

Мелкая моторика детей-олигофренов. Планирование работы по развитию мелкой моторики.

Краткая характеристика мелкой моторики детей дошкольного возраста,страдающих олигофрений. Как планировать работу по развитию мелкой моторики. Образец планирования индивидульной работы....

Практика организации самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся Гляденской основной общеобразовательной школы филиала муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Холмогорской средней общеобразовательной школы «Взгляд в будущ

Прежде чем предоставить помощь молодому человеку в профессиональном самоопределении к рабочей профессии, нужно понимать смысл предоставления помощи, чётко осознавать возможности развития личности в за...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающаяпрограмма "Фитнес аэробика"

Программа направлена не только на получение детьми углубленных образовательных знаний, умений и навыков по спортивной аэробике, а обеспечивает организацию содержательного досуга, укрепление здоровья, ...