МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
методическая разработка по теме

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 

ПО  ОФОРМЛЕНИЮ  РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ

 ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

СТУДЕНТОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2014г.

 

 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Разработала:  Абдулманафова Г.С.,  методист

 

 

 

 

 

 

 

1.СТРУКТУРА МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

ПО  ОФОРМЛЕНИЮ  РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ

ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

СТУДЕНТОВ

1.Общие положения.

2. Структура  рабочей тетради

2.1.Первый блок («Актуализация опорных занятий»)

2.2.Второй блок представляет собой структурированный кон­спект, отражающий содержание изучаемого материала.

2.3.Третий блок («Самоконтроль»)

2.4.Четвертый блок (факультативный)

Приложение 1.  Контрольно - оценочный журнал .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

При реализации ФГОС нового поколения образовательное учреждение обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей.

В процессе освоения ФГОС нового поколения, обучающиеся должны овладеть следующими общими компетенциями:

·                принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за  них ответственность;

·                осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

·                использовать информационно-коммуникационные технологии в

профессиональной деятельности.

При разработке учебно-методического обеспечения учебных дисциплин профессиональных модулей  преподавателям необходимо учитывать, что студенты отличаются друг от друга по интеллектуальному развитию, эмоциональному восприятию, по темпу освоения учебного материала. Это требует создания условий для индивидуализации обучения – темп, ритм обучения с ориентировкой на индивидуальные особенности студента – в то время как учебный процесс в целом носит групповой характер. На занятии преподаватель работает с группой. Усвоение же знаний происходит строго индивидуально. Возникает противоречие между коллективной формой учебной работы и индивидуальным характером усвоения знаний.

Возможным путем разрешения этого противоречия является четкая организация самостоятельной деятельности обучаемых.

Самостоятельная работа студентов – существенный компонент системы подготовки специалиста со средним техническим образованием. Ведь только знания и умения, приобретенные упорным самостоятельным трудом, могут в дальнейшем превратиться в реальную движущуюся силу прогресса.

Организация  самостоятельной работы позволяет создать такую учебную среду, в которой студент может добиться дальнейшей активизации учебно-познавательной деятельности, развивать творческие способности и культуру мышления, учиться самостоятельно ориентироваться в потоке научной информации.

Одним из средств организации самостоятельной деятельности является рабочая тетрадь на печатной основе, разработанная с таким расчетом, чтобы каждый педагог мог в известной мере учесть индивидуальные особенности обучающихся.

Задания, которые предлагаются студентам, должны иметь разные уровни сложности. Выполнение их требует использования различных источников информации (нормативные документы, регламентирующие профессиональную деятельность, справочники и словари, специальные фундаментальные издания, периодическую печать, Интернет-источники и др.).

Разнообразие форм заданий рабочих тетрадей позволяет сохранять устойчивый познавательный интерес к изучаемой дисциплине. Чаще всего студентам предлагают найти ответы на вопросы, заполнить таблицы и схемы, решить ситуационные задачи, кроссворды, ребусы, задания в тестовой форме, и др.

Задачи, предлагаемые обучающимся, носят дифференцированный характер в зависимости от курса обучения: от простейших, требующих элементарных знаний по специальности, до сложных заданий исследовательского характера.

Использование в рабочих тетрадях кроссвордов и ребусов стимулирует познавательный интерес студентов в большей степени, чем ответы на обычные вопросы по теме. Иллюстративный материал, используемый в тетрадях, дополняет учебники по дисциплинам и позволяет студентам выполнять задания, требующие знаний современных средств ухода реабилитации, методов диагностики и др. Разнообразие заданий рабочих тетрадей дает возможность реализовать в полной мере междисциплинарные и внутридисциплинарные связи.

Рабочие тетради в отличие от учебников являются более мобильной формой учебного пособия и позволяют вносить изменения, отражающие современные достижения науки. Это имеет большое значение для реализации ФГОС третьего поколения, который требует регулярного пересмотра методического обеспечения учебных дисциплин и профессиональных модулей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ

 

Структура рабочей тетради может быть различной, что, в свою очередь, обусловлено:

·                содержанием изучаемого предмета, степенью его слож­ности;

·                характером (стилем) управления познавательной дея­тельностью

студентов;

·                исходным уровнем подготовленности аудитории; возрастными

особенностями слушателей; условиями обучения;

·                творческими способностями преподавателя.

     Рассмотрим модель рабочей тетради, которая включает в себя 4 блока: три основных (обязательных) и один факульта­тивный.

 

   Первый блок («Актуализация опорных занятий») представ­ляет собой так называемое мобилизующее начало. Он содер­жит вопросы и задания, позволяющие восстановить в памяти, ранее усвоенные знания, требующиеся для понимания, осмыс­ления и лучшего запоминания нового материала. Данный блок заданий позволяет сконцентрировать внимание студента на изучаемом вопросе и повысить интерес к изучаемой теме. Воспроизведение опорных знаний предлагается излагать устно.

   Второй блок представляет собой структурированный кон­спект, отражающий содержание изучаемого материала.

Структурированный конспект - своеобразный трафарет лекции,

содержащий немые рисунки, схемы, таблицы, заполнение которых происходит во время лекции. Все рисованные объекты либо конкретизируют, либо дополняют текстовую часть, то есть помогают раскрыть смысл написан­ного.  Использование   такой   модели   (структурированный   кон­спект) не

только экономит учебное время, но и прививает на­выки конспектирования (еще отсутствующие у большинства студентов), позволяет нацелить внимание на основные вопро­сы темы, воспитывает аккуратность и эстетические качества, (рисунки в тетрадях имеют одинаковые размеры; топография и черты строения органов будут изображены отчетливо и правильно).

     Третий блок («Самоконтроль») предусматривает систему дидактических заданий, активизирующих и организующих са­моподготовку студентов.  Выполнение тренировочных упраж­нений способствует:

-совершенствованию умений у студентов самостоятель­но работать над содержанием изучаемой темы;

-развитию мыслительной деятельности и аналитических способностей студентов;

-воспитанию интереса и ответственного отношения к выполнению домашней работы.

 Продуманное и целесообразное использование системы за­даний для организации самостоятельной работы студентов не создаёт перегрузки, а наоборот, вызывает у студентов повы­шенный интерес к изучаемой дисциплине, помогает ее усвое­нию и закреплению.

При подборе вопросов и заданий реализуется дифференци­рованный подход: степень сложности заданий возрастает от контрольных вопросов, требующих простого воспроизведения определённой порции известной информации, до заданий, тре­бующих установления межпредметных связей, или заданий, требующих умений сравнивать, проводить классификацию, анализировать и делать обобщения. Все задания начинаются побудительными словами: (в этой же тетради):

-изобрази схематично...

-сделай соответствующие обозначения...

-воспроизведи схемы...

-обозначь основные элементы...

-выдели отличительные особенности...

Четвертый блок (факультативный) включает перечень ре­феративных сообщений по изучаемому разделу дисциплины и рекомендуемой литературы. Этот блок связан с самостоятель­ной работой студентов, определенной  программой дисциплины.

Предлагаемая в этой части рабочей тетради информация, может заинтересовать студентов и послужить стимулом к дальнейшему развитию познавательной деятельности и твор­ческой активности.

Возможно, что после первого этапа самостоятельной рабо­ты с тетрадью студент узнает, что он относится к слабым, средним или сильным по данной дисциплине, то после плано­мерной, систематической работы с удовлетворением обнару­жит, что теперь - определенно к сильным.

Рабочая тетрадь - тот помощник, который дает студенту ориентиры, позволяющие двигаться вперед. Рабочая тетрадь дисциплинирует процесс обучения, мышления, помогает по­следовательно усвоить намеченную учебной программой сис­тему знаний.

В целом повышение эффективности обучения через исполь­зование в учебном процессе рабочих тетрадей достигается в условиях активного привлечения студентов к самостоятельной работе, включения в процесс анализа применения приобретен­ных знаний, формулирования выводов, проверки результатов своей работы с установкой на обязательный отчет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ

 

 

   Первый блок («Актуализация опорных занятий»)

Ответьте на вопросы_______________________________________________

Выполните задания________________________________________________

 

 

   Второй блок

Напишите  структурированный кон­спект, отражающий содержание изучаемого материала________________________________________________

 

     Третий блок («Самоконтроль»)

Выполните  упраж­нение_________________________________________

Ответьте на вопросы____________________________________________

Выполните задание_____________________________________________

Изобрази схематично____________________________________________

Сделай соответствующие обозначения_____________________________

Воспроизведи схемы____________________________________________

Обозначь основные элементы____________________________________

Выдели отличительные особенности______________________________

 

Четвертый блок (факультативный)

Перечень ре­феративных сообщений по изучаемому разделу дисциплины и рекомендуемой литературы_________________________________________

 

 

 

 

 

 

                                                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

КОНТРОЛЬНО - ОЦЕНОЧНЫЙ ЖУРНАЛ 

ФИО студента

БЛОКИ

ИТОГ

ОЦЕНКА

Задания

1блок

Задания

2блока

Задания

3блока

Задания

4блока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2012г.

1.ОБЩИЕ ПОЛОРЖЕНИЯ

 

При реализации ФГОС нового поколения образовательное учреждение обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей.

В процессе освоения ФГОС нового поколения, обучающиеся должны овладеть следующими общими компетенциями:

·                принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за  них ответственность;

·                осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

·                использовать информационно-коммуникационные технологии в

профессиональной деятельности.

При разработке учебно-методического обеспечения учебных дисциплин профессиональных модулей  преподавателям необходимо учитывать, что студенты отличаются друг от друга по интеллектуальному развитию, эмоциональному восприятию, по темпу освоения учебного материала. Это требует создания условий для индивидуализации обучения – темп, ритм обучения с ориентировкой на индивидуальные особенности студента – в то время как учебный процесс в целом носит групповой характер. На занятии преподаватель работает с группой. Усвоение же знаний происходит строго индивидуально. Возникает противоречие между коллективной формой учебной работы и индивидуальным характером усвоения знаний.

Возможным путем разрешения этого противоречия является четкая организация самостоятельной деятельности обучаемых.

Самостоятельная работа студентов – существенный компонент системы подготовки специалиста со средним техническим образованием. Ведь только знания и умения, приобретенные упорным самостоятельным трудом, могут в дальнейшем превратиться в реальную движущуюся силу прогресса.

Организация  самостоятельной работы позволяет создать такую учебную среду, в которой студент может добиться дальнейшей активизации учебно-познавательной деятельности, развивать творческие способности и культуру мышления, учиться самостоятельно ориентироваться в потоке научной информации.

Одним из средств организации самостоятельной деятельности является рабочая тетрадь на печатной основе, разработанная с таким расчетом, чтобы каждый педагог мог в известной мере учесть индивидуальные особенности обучающихся.

Задания, которые предлагаются студентам, должны иметь разные уровни сложности. Выполнение их требует использования различных источников информации (нормативные документы, регламентирующие профессиональную деятельность, справочники и словари, специальные фундаментальные издания, периодическую печать, Интернет-источники и др.).

Разнообразие форм заданий рабочих тетрадей позволяет сохранять устойчивый познавательный интерес к изучаемой дисциплине. Чаще всего студентам предлагают найти ответы на вопросы, заполнить таблицы и схемы, решить ситуационные задачи, кроссворды, ребусы, задания в тестовой форме, и др.

Задачи, предлагаемые обучающимся, носят дифференцированный характер в зависимости от курса обучения: от простейших, требующих элементарных знаний по специальности, до сложных заданий исследовательского характера.

Использование в рабочих тетрадях кроссвордов и ребусов стимулирует познавательный интерес студентов в большей степени, чем ответы на обычные вопросы по теме. Иллюстративный материал, используемый в тетрадях, дополняет учебники по дисциплинам и позволяет студентам выполнять задания, требующие знаний современных средств ухода реабилитации, методов диагностики и др. Разнообразие заданий рабочих тетрадей дает возможность реализовать в полной мере междисциплинарные и внутридисциплинарные связи.

Рабочие тетради в отличие от учебников являются более мобильной формой учебного пособия и позволяют вносить изменения, отражающие современные достижения науки. Это имеет большое значение для реализации ФГОС третьего поколения, который требует регулярного пересмотра методического обеспечения учебных дисциплин и профессиональных модулей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ

 

Структура рабочей тетради может быть различной, что, в свою очередь, обусловлено:

·                содержанием изучаемого предмета, степенью его слож­ности;

·                характером (стилем) управления познавательной дея­тельностью

студентов;

·                исходным уровнем подготовленности аудитории; возрастными

особенностями слушателей; условиями обучения;

·                творческими способностями преподавателя.

     Рассмотрим модель рабочей тетради, которая включает в себя 4 блока: три основных (обязательных) и один факульта­тивный.

 

   Первый блок («Актуализация опорных занятий») представ­ляет собой так называемое мобилизующее начало. Он содер­жит вопросы и задания, позволяющие восстановить в памяти, ранее усвоенные знания, требующиеся для понимания, осмыс­ления и лучшего запоминания нового материала. Данный блок заданий позволяет сконцентрировать внимание студента на изучаемом вопросе и повысить интерес к изучаемой теме. Воспроизведение опорных знаний предлагается излагать устно.

   Второй блок представляет собой структурированный кон­спект, отражающий содержание изучаемого материала.

Структурированный конспект - своеобразный трафарет лекции,

содержащий немые рисунки, схемы, таблицы, заполнение которых происходит во время лекции. Все рисованные объекты либо конкретизируют, либо дополняют текстовую часть, то есть помогают раскрыть смысл написан­ного.  Использование   такой   модели   (структурированный   кон­спект) не

только экономит учебное время, но и прививает на­выки конспектирования (еще отсутствующие у большинства студентов), позволяет нацелить внимание на основные вопро­сы темы, воспитывает аккуратность и эстетические качества, (рисунки в тетрадях имеют одинаковые размеры; топография и черты строения органов будут изображены отчетливо и правильно).

     Третий блок («Самоконтроль») предусматривает систему дидактических заданий, активизирующих и организующих са­моподготовку студентов.  Выполнение тренировочных упраж­нений способствует:

-совершенствованию умений у студентов самостоятель­но работать над содержанием изучаемой темы;

-развитию мыслительной деятельности и аналитических способностей студентов;

-воспитанию интереса и ответственного отношения к выполнению домашней работы.

 Продуманное и целесообразное использование системы за­даний для организации самостоятельной работы студентов не создаёт перегрузки, а наоборот, вызывает у студентов повы­шенный интерес к изучаемой дисциплине, помогает ее усвое­нию и закреплению.

При подборе вопросов и заданий реализуется дифференци­рованный подход: степень сложности заданий возрастает от контрольных вопросов, требующих простого воспроизведения определённой порции известной информации, до заданий, тре­бующих установления межпредметных связей, или заданий, требующих умений сравнивать, проводить классификацию, анализировать и делать обобщения. Все задания начинаются побудительными словами: (в этой же тетради):

-изобрази схематично...

-сделай соответствующие обозначения...

-воспроизведи схемы...

-обозначь основные элементы...

-выдели отличительные особенности...

Четвертый блок (факультативный) включает перечень ре­феративных сообщений по изучаемому разделу дисциплины и рекомендуемой литературы. Этот блок связан с самостоятель­ной работой студентов, определенной  программой дисциплины.

Предлагаемая в этой части рабочей тетради информация, может заинтересовать студентов и послужить стимулом к дальнейшему развитию познавательной деятельности и твор­ческой активности.

Возможно, что после первого этапа самостоятельной рабо­ты с тетрадью студент узнает, что он относится к слабым, средним или сильным по данной дисциплине, то после плано­мерной, систематической работы с удовлетворением обнару­жит, что теперь - определенно к сильным.

Рабочая тетрадь - тот помощник, который дает студенту ориентиры, позволяющие двигаться вперед. Рабочая тетрадь дисциплинирует процесс обучения, мышления, помогает по­следовательно усвоить намеченную учебной программой сис­тему знаний.

В целом повышение эффективности обучения через исполь­зование в учебном процессе рабочих тетрадей достигается в условиях активного привлечения студентов к самостоятельной работе, включения в процесс анализа применения приобретен­ных знаний, формулирования выводов, проверки результатов своей работы с установкой на обязательный отчет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ

 

 

   Первый блок («Актуализация опорных занятий»)

Ответьте на вопросы_______________________________________________

Выполните задания________________________________________________

 

 

   Второй блок

Напишите  структурированный кон­спект, отражающий содержание изучаемого материала________________________________________________

 

     Третий блок («Самоконтроль»)

Выполните  упраж­нение_________________________________________

Ответьте на вопросы____________________________________________

Выполните задание_____________________________________________

Изобрази схематично____________________________________________

Сделай соответствующие обозначения_____________________________

Воспроизведи схемы____________________________________________

Обозначь основные элементы____________________________________

Выдели отличительные особенности______________________________

 

Четвертый блок (факультативный)

Перечень ре­феративных сообщений по изучаемому разделу дисциплины и рекомендуемой литературы_________________________________________

 

 

 

 

 

 

                                                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 РАБОЧАЯ  ТЕТРАДЬ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И КУЛЬТУРЕ РЕЧИ

 

 

Первый блок («Актуализация опорных занятий»)

Ответьте на вопросы:

1.Какие сферы жизни человека обслуживает разговорный  стиль?________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Чем отличается  разговорный стиль от остальных   стилей речи? ______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

3.Что можно узнать о человеке, если внимательно слушать его речь? _____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Почему в произведениях  художественной литературы  мы находим черты разговорного  стиля? ___________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Выполните задание. Прочитайте. Найдите признаки разговорного стиля. Отметьте  их,  попробуйте заменить разговорные слова и обороты их нейтральными синонимами. Что вы можете сказать об авторе речи?

Доктор  веселый. Большею частью специалист по нервным и детским болезням.  Подходит  к кровати больного с открытым лицом и дружеским смехом.  «Ну что? Мы  захворали  немножко? Посмотрим, сейчас посмотрим. Ну-с, покажите ваш язычок.  Язычок хоро-оший, микстурку пропишем сладенькую».

 

Второй блок

Напишите  структурированный кон­спект, отражающий содержание изучаемого материала:

Разговорная речь – это__________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________

Основная функция  разговорного стиля____________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Экспрессивная лексика разговорного стиля_________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Морфологические  особенности разговорного стиля_________________________

______________________________________________________________________

Отличительная черта  разговорного стиля__________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

    

 

Третий блок («Самоконтроль»)

 

Выполните  упраж­нение  №24, стр.18. Спишите предложения и найдите в них слова разговорного стиля. Подберите к ним синонимы. Какова сфера употребления разговор­ной лексики?

1. И нежные родители продолжали приискивать предлоги удер­живать сына дома. (И.Гончаров) 2. Базаров привез микроскоп и по целым  дням  с ним возился. (И.Тургенев). Мне куропатки  напоминают старых уездных  хозяек. У людей – куропаток – занавесочки, самоварчик, цветочки на окнах. (И.Соколов – Микитов). Крепче и крепче нажимал  ветер, хлестал крупный ледяной  дождь. (И.Соколов – Микитов). Грамотные люди  нередко форсят своими   знаниями иностранных слов, очевидно, не зная, что наш язык достаточно богат, и мы вполне точно, вполне свободно можем все сказать своими словами, прибегая к помощи чужеязычных только изредка, очень осторожно. (М.Горький) 6. Но отчаяннее всех улепетывала по деревенской улице маленькая белоголовая девочка в одной рубашонке. (И. Бунин) 7. Статский советник хоть и сам пропал, но все-таки упек своего товарища. (Н. Гоголь) 8. Кафтан у него рваненький, плохонький. (И.Тургенев) 9. По краю села лениво вразвалку плетется высокий мужчина лет сорока. (А. Че­хов) 10. Я было собрался со стариком заговорить, да не успел — ушел. (Ф. Шаляпин)

 

Четвертый блок (факультативный)

Перечень ре­феративных сообщений по изучаемому разделу дисциплины и рекомендуемой литературы_________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первый блок («Актуализация опорных занятий»)

 

Ответьте на вопросы.

1.Охарактеризуйте сферу применения научного стиля речи, его роль в жизни человека________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Каковы синтаксические особенности научной речи?  Приведите  примеры._____

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Что представляет собой  лексика научной речи? Приведите примеры.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Выполните задания.

 

  1.Вспомните 10 специальных слов, относящихся к вашей будущей профессии, объясните их значения, составьте с ними предложения и запишите их.

 

 2.Прочтите тексты. К какому стилю речи вы их отнесете? Почему? Как называется этот жанр? Отметьте характерные черты жанра.

 

 Мы живем в мире кристаллов, и даже наше тело отчасти состоит из них, но не из обычных, а так называемых жидких кри­сталлов...

Кристаллы называют «цветами земли» не столько за необычай­ную внешнюю красоту, сколько за красоту скрытую — прекрас­ную гармонию геометрически точных построений. Высокий порядок расположения и строгая периодичность повторения одних и тех же частиц — главный признак кристалла. Тогда что же такое «жидкие кристаллы»? Ведь в жидкостях и газах не существует строго упорядоченного расположения частиц, главный их признак — полная одинаковость свойств. Жидкие кристаллы — своеобразное промежуточное состояние вещества, они текучи, как вода, образуют капли, но имеют упорядоченную структуру и неодинаковые по разным направлениям физические свойства.

 

 

 

 

   Второй блок

Напишите  структурированный кон­спект, отражающий содержание изучаемого материала

Научный стиль – это __________________________________________________

______________________________________________________________________
______________________________________________________________________

Основная функция научного стиля________________________________________

______________________________________________________________________

Основные  признаки  научного  стиля______________________________________

______________________________________________________________________

Какие пласты лексики  в научном стиле?___________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности  научного стиля в грамматике_________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Жанры  научного стиля__________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

     Третий блок («Самоконтроль»)

Выполните  упраж­нение №27. Прочитайте текст. Какие  аргументы вы можете привести, чтобы доказать, что текст относится к научному  стилю?

 

Важным средством логической организации связного текста является его членение на абзацы.

Абзац — это отрезок письменного текста от одной красной строки до другой. В плане содержательном абзац служит выраже­нием законченности части целого, отдельным звеном в общей динамике мысли и переходом к следующей части, к следующему звену мысли. Правильно организованные абзацы очень помогают следить за логикой авторской мысли. Неумение членить текст на абзацы приводит к снижению логичности речи, заметно затруд­няет ее восприятие. 

(Б.Головин)

 

Четвертый блок (факультативный)

Перечень ре­феративных сообщений по изучаемому разделу дисциплины и рекомендуемой литературы_________________________________________

 

 

Первый блок («Актуализация опорных занятий»)

 

Ответьте на вопросы.

1.Какие сферы общественной  жизни обслуживает официально- деловой стиль?______________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Какие деловые бумаги вы знаете? _______________________________________

______________________________________________________________________

3.Назовите правила оформления  деловых бумаг ____________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Выполните задания

 

 

Второй блок

Напишите  структурированный кон­спект, отражающий содержание изучаемого материала.

Официально-деловой стиль – это _______________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Основная функция  делового стиля________________________________________

______________________________________________________________________
______________________________________________________________________

Для грамматики делового стиля характерно употребление____________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отличительная черта делового стиля______________________________________

_____________________________________________________________________

    

Третий блок («Самоконтроль»)

Выполните  упраж­нения.

№ 25. Прочитайте текст, определите и охарактеризуйте его стиль. Вы­пишите примеры лексики и грамматических конструкций, подтвержда­ющих вашу мысль.

Членами биржи являются банки, получившие лицензию на осуществление операций с ценными бумагами и принявшие на себя все обязательства, вытекающие из действия Закона о ценных бумагах и Устава фондовой биржи.

Банки обязаны утвердить и представить список физических лиц, уполномоченных ими совершать операции с ценными бумагами, которые также должны получить лицензию на право осуществле­ния операций с ценными бумагами.

 

№ 26. Спишите предложения. Найдите слова, принадлежащие офи­циально-деловой лексике. Подберите к ним синонимы — общеупотреби­тельные слова.

1. Я почерпнул много полезного для себя на данном вечере. (М. Булгаков) 2. Я приехал вам объявить сообщенное мне извеще­ние, что вы находитесь под судом до времени окончания решения по вашему делу. (Н. Гоголь) 3. Из поручений досталось ему [Чичи­кову], между прочим, одно: похлопотать о заложении в опекун­ский совет нескольких сот крестьян. (Н. Гоголь) 4. По большой базарной площади, в виду домов с наглухо закрытыми ставнями, шли два обывателя... Оба шли и по случаю жары молчали. (А.Че­хов) 5. Только в деревне загадка, наконец, разъяснилась. Раскрыл мне ее председатель сельсовета Иван Карпович — человек стро­гий и деловой, но имевший склонность к краеведению и истори­ческим изысканиям, как он выражался, «в масштабах своего рай­она». (К. Паустовский)

 

 

Четвертый блок (факультативный)

Перечень ре­феративных сообщений по изучаемому разделу дисциплины и рекомендуемой литературы_________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Б.Головин)

Перепишите текст. Из разных литературных источников приведите примеры членения текста на абзацы, охарактеризуйте эти примеры, опи­раясь на текст Б. Н. Головина.

№ 28. Найдите «лишние» слова в следующих предложениях. Прочи­тайте, как будет звучать предложение без этих слов. Сравните оба вари­анта. Правильный, на ваш взгляд, пример запишите.

1. Мы вновь возобновили с ним переписку. 2. Я не успел закон­чить до конца эту работу. 3. Моя автобиография уместилась на стра­ничке тетради. 4. В дороге Гринева и Савельича застал снежный буран. 5. Всадники уже приближались ближе к деревне. 6. Она сиде­ла, облокотившись локтями о стол. 7. Например, приведем такой пример. 8. Это очень прекрасный материал для нашей стенгазеты. 9. У ворот стоял пожилой старик и смотрел вдоль улицы.

№ 29. Прочитайте текст. О чем он? Какие средства связи между пред­ложениями в нем использованы? К какому стилю относится текст? Как вы это определили? Что вы узнали о быте русских людей XVI в.?

Верстах в двадцати пяти от Москвы находилась усадьба бояри­на Луки Максимовича Шестунова. Усадьба эта мало чем отлича­лась от множества ей подобных, разбросанных по лицу Русской земли в тогдашнее время. Посредине обширного двора, обнесен­ного со всех сторон высокою прочною городьбою из толстых коль­ев, высились боярские хоромы. Они были двухэтажные. Подняв­шись на крыльцо, посетитель попадал в «многошумные» сени. Вправо от входа находилась светлица для приема гостей, рядом с нею — столбовая изба, за нею — моленная и одрины, т.е. спальни. С другой стороны тянулись комнаты для холопов — челяди, их повалуши и кухня. Второй этаж — «бабье царство», женская поло­вина дома — терем. Под домом находились подклети — глухие для

 

 

№ 30. Прочитайте текст. Какова его тема? Как проявляется отноше­ние автора к предмету речи?

Разберемся в нескольких видах дождя, чтобы понять, как ожи­вает слово, когда с ним связаны непосредственные впечатления, и как это помогает писателю безошибочно им пользоваться.

Чем, например, отличается спорый дождь от грибного?

Слово спорый означает — быстрый, скорый. Спорый дождь льется отвесно, сильно. Он всегда приближается с набегающим шумом.

Особенно хорош спорый дождь на реке. Каждая его капля вы­бивает в воде круглое углубление, маленькую водяную чашу, под­скакивает, снова падает и несколько мгновений, прежде чем ис­чезнуть, еще видна на дне этой водяной чаши. Капля блестит и похожа на жемчуг.

При этом по всей реке стоит стеклянный звон. По высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает.

А мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч. Лужи от этого дождя всегда теплые. Он не звенит, а шепчет что-то свое, усыпительное, и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мяг­кой лапкой то один лист, то другой.

...О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Ца­ревна плачет». Сверкающие на солнце капли этого дождя похожи на крупные слезы.

Можно подолгу следить за игрой света во время дождя, за раз­нообразием звуков — от мерного стука по тесовой крыше и жид­кого звона в водосточной трубе до сплошного, напряженного гула, когда дождь льет, как говорится, стеной.

(По К.Паустовскому)

Какие изобразительно-выразительные средства использует автор, ха­рактеризуя разные виды дождя? Запишите краткую характеристику каж­дого вида дождя. Сделайте лингвостилистический анализ текста.

№ 31. Выразительно прочитайте текст.

Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть: Зловещий блеск и пестрота дерев, Багряных листьев томный, легкий шелест, Туманная и тихая лазурь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первый блок («Актуализация опорных занятий»)

Ответьте на вопросы_______________________________________________

Выполните задания________________________________________________

 

 

Второй блок

Напишите  структурированный кон­спект, отражающий содержание изучаемого материала.

Публицистический стиль – это__________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подстили публицистического стиля_______________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Основные функции  публицистического стиля______________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

В публицистических текстах  используется лексика разных пластов____________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Жанры публицистического стиля_________________________________________

______________________________________________________________________

 

 

     Третий блок («Самоконтроль»)

Выполните  упраж­нение_________________________________________

 

Ответьте на вопросы____________________________________________

Выполните задание_____________________________________________

Изобрази схематично____________________________________________

Сделай соответствующие обозначения_____________________________

Воспроизведи схемы____________________________________________

Обозначь основные элементы____________________________________

Выдели отличительные особенности______________________________

 

Четвертый блок (факультативный)

Перечень ре­феративных сообщений по изучаемому разделу дисциплины и рекомендуемой литературы_________________________________________

 

Художественный стиль – это ____________________________________________

______________________________________________________________________

Жанры художественного стиля___________________________________________

______________________________________________________________________

Основная  функция художественного стиля_________________________________

______________________________________________________________________

Ведущая стилевая черта_________________________________________________

Языковые средства_____________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

 

Выполните задания________________________________________________

 

 

   Второй блок

Напишите  структурированный кон­спект, отражающий содержание изучаемого материала________________________________________________

 

     Третий блок («Самоконтроль»)

Выполните  упраж­нение_________________________________________

Ответьте на вопросы____________________________________________

Выполните задание_____________________________________________

Изобрази схематично____________________________________________

Сделай соответствующие обозначения_____________________________

Воспроизведи схемы____________________________________________

Обозначь основные элементы____________________________________

Выдели отличительные особенности______________________________

 

Четвертый блок (факультативный)

Перечень ре­феративных сообщений по изучаемому разделу дисциплины и рекомендуемой литературы_________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

КОНТРОЛЬНО - ОЦЕНОЧНЫЙ ЖУРНАЛ 

ФИО студента

БЛОКИ

ИТОГ

ОЦЕНКА

Задания

1блок

Задания

2блока

Задания

3блока

Задания

4блока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mr_rabochaya_tetrad_vernyy.docx30.69 КБ
Файл mr_rabochaya_tetrad_vernyy.docx30.69 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ЛЯНТОРСКИЙ  НЕФТЯНОЙ ТЕХНИКУМ (ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО  ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЮГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  

ПО  ОФОРМЛЕНИЮ  РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ

 ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

СТУДЕНТОВ

2014г.

РАССМОТРЕНЫ

на заседании методсовета

протокол № _____

от  «___»________2014 года

УТВЕРЖДАЮ

Директор  ЛНТ (ФИЛИАЛ) ФГБОУ ВПО «ЮГУ»

________________ О.А.Любецкая

«___»___________ 2014 года

Разработала:  Абдулманафова Г.С.,  методист

1.СТРУКТУРА МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

ПО  ОФОРМЛЕНИЮ  РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ

ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

СТУДЕНТОВ

1.Общие положения. 

2. Структура  рабочей тетради

2.1.Первый блок («Актуализация опорных занятий») 

2.2.Второй блок представляет собой структурированный конспект, отражающий содержание изучаемого материала.

2.3.Третий блок («Самоконтроль») 

2.4.Четвертый блок (факультативный) 

Приложение 1.  Контрольно - оценочный журнал .

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

При реализации ФГОС нового поколения образовательное учреждение обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей.

В процессе освоения ФГОС нового поколения, обучающиеся должны овладеть следующими общими компетенциями:

  • принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за  них ответственность;
  • осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
  • использовать информационно-коммуникационные технологии в

профессиональной деятельности.

При разработке учебно-методического обеспечения учебных дисциплин профессиональных модулей  преподавателям необходимо учитывать, что студенты отличаются друг от друга по интеллектуальному развитию, эмоциональному восприятию, по темпу освоения учебного материала. Это требует создания условий для индивидуализации обучения – темп, ритм обучения с ориентировкой на индивидуальные особенности студента – в то время как учебный процесс в целом носит групповой характер. На занятии преподаватель работает с группой. Усвоение же знаний происходит строго индивидуально. Возникает противоречие между коллективной формой учебной работы и индивидуальным характером усвоения знаний.

Возможным путем разрешения этого противоречия является четкая организация самостоятельной деятельности обучаемых.

Самостоятельная работа студентов – существенный компонент системы подготовки специалиста со средним техническим образованием. Ведь только знания и умения, приобретенные упорным самостоятельным трудом, могут в дальнейшем превратиться в реальную движущуюся силу прогресса.

Организация  самостоятельной работы позволяет создать такую учебную среду, в которой студент может добиться дальнейшей активизации учебно-познавательной деятельности, развивать творческие способности и культуру мышления, учиться самостоятельно ориентироваться в потоке научной информации.

Одним из средств организации самостоятельной деятельности является рабочая тетрадь на печатной основе, разработанная с таким расчетом, чтобы каждый педагог мог в известной мере учесть индивидуальные особенности обучающихся.

Задания, которые предлагаются студентам, должны иметь разные уровни сложности. Выполнение их требует использования различных источников информации (нормативные документы, регламентирующие профессиональную деятельность, справочники и словари, специальные фундаментальные издания, периодическую печать, Интернет-источники и др.).

Разнообразие форм заданий рабочих тетрадей позволяет сохранять устойчивый познавательный интерес к изучаемой дисциплине. Чаще всего студентам предлагают найти ответы на вопросы, заполнить таблицы и схемы, решить ситуационные задачи, кроссворды, ребусы, задания в тестовой форме, и др.

Задачи, предлагаемые обучающимся, носят дифференцированный характер в зависимости от курса обучения: от простейших, требующих элементарных знаний по специальности, до сложных заданий исследовательского характера.

Использование в рабочих тетрадях кроссвордов и ребусов стимулирует познавательный интерес студентов в большей степени, чем ответы на обычные вопросы по теме. Иллюстративный материал, используемый в тетрадях, дополняет учебники по дисциплинам и позволяет студентам выполнять задания, требующие знаний современных средств ухода реабилитации, методов диагностики и др. Разнообразие заданий рабочих тетрадей дает возможность реализовать в полной мере междисциплинарные и внутридисциплинарные связи.

Рабочие тетради в отличие от учебников являются более мобильной формой учебного пособия и позволяют вносить изменения, отражающие современные достижения науки. Это имеет большое значение для реализации ФГОС третьего поколения, который требует регулярного пересмотра методического обеспечения учебных дисциплин и профессиональных модулей.

2. СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ

Структура рабочей тетради может быть различной, что, в свою очередь, обусловлено:

  • содержанием изучаемого предмета, степенью его сложности;
  • характером (стилем) управления познавательной деятельностью

студентов;

  • исходным уровнем подготовленности аудитории; возрастными

особенностями слушателей; условиями обучения;

  • творческими способностями преподавателя.

     Рассмотрим модель рабочей тетради, которая включает в себя 4 блока: три основных (обязательных) и один факультативный.

   Первый блок («Актуализация опорных занятий») представляет собой так называемое мобилизующее начало. Он содержит вопросы и задания, позволяющие восстановить в памяти, ранее усвоенные знания, требующиеся для понимания, осмысления и лучшего запоминания нового материала. Данный блок заданий позволяет сконцентрировать внимание студента на изучаемом вопросе и повысить интерес к изучаемой теме. Воспроизведение опорных знаний предлагается излагать устно.

   Второй блок представляет собой структурированный конспект, отражающий содержание изучаемого материала.

Структурированный конспект - своеобразный трафарет лекции,

содержащий немые рисунки, схемы, таблицы, заполнение которых происходит во время лекции. Все рисованные объекты либо конкретизируют, либо дополняют текстовую часть, то есть помогают раскрыть смысл написанного.  Использование   такой   модели   (структурированный   конспект) не

только экономит учебное время, но и прививает навыки конспектирования (еще отсутствующие у большинства студентов), позволяет нацелить внимание на основные вопросы темы, воспитывает аккуратность и эстетические качества, (рисунки в тетрадях имеют одинаковые размеры; топография и черты строения органов будут изображены отчетливо и правильно).

     Третий блок («Самоконтроль») предусматривает систему дидактических заданий, активизирующих и организующих самоподготовку студентов.  Выполнение тренировочных упражнений способствует:

-совершенствованию умений у студентов самостоятельно работать над содержанием изучаемой темы;

-развитию мыслительной деятельности и аналитических способностей студентов;

-воспитанию интереса и ответственного отношения к выполнению домашней работы.

 Продуманное и целесообразное использование системы заданий для организации самостоятельной работы студентов не создаёт перегрузки, а наоборот, вызывает у студентов повышенный интерес к изучаемой дисциплине, помогает ее усвоению и закреплению.

При подборе вопросов и заданий реализуется дифференцированный подход: степень сложности заданий возрастает от контрольных вопросов, требующих простого воспроизведения определённой порции известной информации, до заданий, требующих установления межпредметных связей, или заданий, требующих умений сравнивать, проводить классификацию, анализировать и делать обобщения. Все задания начинаются побудительными словами: (в этой же тетради):

-изобрази схематично...

-сделай соответствующие обозначения...

-воспроизведи схемы...

-обозначь основные элементы...

-выдели отличительные особенности...

Четвертый блок (факультативный) включает перечень реферативных сообщений по изучаемому разделу дисциплины и рекомендуемой литературы. Этот блок связан с самостоятельной работой студентов, определенной  программой дисциплины.

Предлагаемая в этой части рабочей тетради информация, может заинтересовать студентов и послужить стимулом к дальнейшему развитию познавательной деятельности и творческой активности.

Возможно, что после первого этапа самостоятельной работы с тетрадью студент узнает, что он относится к слабым, средним или сильным по данной дисциплине, то после планомерной, систематической работы с удовлетворением обнаружит, что теперь - определенно к сильным.

Рабочая тетрадь - тот помощник, который дает студенту ориентиры, позволяющие двигаться вперед. Рабочая тетрадь дисциплинирует процесс обучения, мышления, помогает последовательно усвоить намеченную учебной программой систему знаний.

В целом повышение эффективности обучения через использование в учебном процессе рабочих тетрадей достигается в условиях активного привлечения студентов к самостоятельной работе, включения в процесс анализа применения приобретенных знаний, формулирования выводов, проверки результатов своей работы с установкой на обязательный отчет.

2.1. СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ

   Первый блок («Актуализация опорных занятий») 

Ответьте на вопросы_______________________________________________

Выполните задания________________________________________________

   Второй блок 

Напишите  структурированный конспект, отражающий содержание изучаемого материала________________________________________________

     Третий блок («Самоконтроль») 

Выполните  упражнение_________________________________________

Ответьте на вопросы____________________________________________

Выполните задание_____________________________________________

Изобрази схематично____________________________________________

Сделай соответствующие обозначения_____________________________

Воспроизведи схемы____________________________________________

Обозначь основные элементы____________________________________

Выдели отличительные особенности______________________________

Четвертый блок (факультативный) 

Перечень реферативных сообщений по изучаемому разделу дисциплины и рекомендуемой литературы_________________________________________

        


Приложение 1

КОНТРОЛЬНО - ОЦЕНОЧНЫЙ ЖУРНАЛ  

ФИО студента

БЛОКИ

ИТОГ

ОЦЕНКА

Задания

1блок

Задания

2блока

Задания

3блока

Задания

4блока

        




Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ЛЯНТОРСКИЙ  НЕФТЯНОЙ ТЕХНИКУМ (ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО  ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЮГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  

ПО  ОФОРМЛЕНИЮ  РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ

 ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

СТУДЕНТОВ

2014г.

РАССМОТРЕНЫ

на заседании методсовета

протокол № _____

от  «___»________2014 года

УТВЕРЖДАЮ

Директор  ЛНТ (ФИЛИАЛ) ФГБОУ ВПО «ЮГУ»

________________ О.А.Любецкая

«___»___________ 2014 года

Разработала:  Абдулманафова Г.С.,  методист

1.СТРУКТУРА МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

ПО  ОФОРМЛЕНИЮ  РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ

ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

СТУДЕНТОВ

1.Общие положения. 

2. Структура  рабочей тетради

2.1.Первый блок («Актуализация опорных занятий») 

2.2.Второй блок представляет собой структурированный конспект, отражающий содержание изучаемого материала.

2.3.Третий блок («Самоконтроль») 

2.4.Четвертый блок (факультативный) 

Приложение 1.  Контрольно - оценочный журнал .

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

При реализации ФГОС нового поколения образовательное учреждение обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей.

В процессе освоения ФГОС нового поколения, обучающиеся должны овладеть следующими общими компетенциями:

  • принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за  них ответственность;
  • осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
  • использовать информационно-коммуникационные технологии в

профессиональной деятельности.

При разработке учебно-методического обеспечения учебных дисциплин профессиональных модулей  преподавателям необходимо учитывать, что студенты отличаются друг от друга по интеллектуальному развитию, эмоциональному восприятию, по темпу освоения учебного материала. Это требует создания условий для индивидуализации обучения – темп, ритм обучения с ориентировкой на индивидуальные особенности студента – в то время как учебный процесс в целом носит групповой характер. На занятии преподаватель работает с группой. Усвоение же знаний происходит строго индивидуально. Возникает противоречие между коллективной формой учебной работы и индивидуальным характером усвоения знаний.

Возможным путем разрешения этого противоречия является четкая организация самостоятельной деятельности обучаемых.

Самостоятельная работа студентов – существенный компонент системы подготовки специалиста со средним техническим образованием. Ведь только знания и умения, приобретенные упорным самостоятельным трудом, могут в дальнейшем превратиться в реальную движущуюся силу прогресса.

Организация  самостоятельной работы позволяет создать такую учебную среду, в которой студент может добиться дальнейшей активизации учебно-познавательной деятельности, развивать творческие способности и культуру мышления, учиться самостоятельно ориентироваться в потоке научной информации.

Одним из средств организации самостоятельной деятельности является рабочая тетрадь на печатной основе, разработанная с таким расчетом, чтобы каждый педагог мог в известной мере учесть индивидуальные особенности обучающихся.

Задания, которые предлагаются студентам, должны иметь разные уровни сложности. Выполнение их требует использования различных источников информации (нормативные документы, регламентирующие профессиональную деятельность, справочники и словари, специальные фундаментальные издания, периодическую печать, Интернет-источники и др.).

Разнообразие форм заданий рабочих тетрадей позволяет сохранять устойчивый познавательный интерес к изучаемой дисциплине. Чаще всего студентам предлагают найти ответы на вопросы, заполнить таблицы и схемы, решить ситуационные задачи, кроссворды, ребусы, задания в тестовой форме, и др.

Задачи, предлагаемые обучающимся, носят дифференцированный характер в зависимости от курса обучения: от простейших, требующих элементарных знаний по специальности, до сложных заданий исследовательского характера.

Использование в рабочих тетрадях кроссвордов и ребусов стимулирует познавательный интерес студентов в большей степени, чем ответы на обычные вопросы по теме. Иллюстративный материал, используемый в тетрадях, дополняет учебники по дисциплинам и позволяет студентам выполнять задания, требующие знаний современных средств ухода реабилитации, методов диагностики и др. Разнообразие заданий рабочих тетрадей дает возможность реализовать в полной мере междисциплинарные и внутридисциплинарные связи.

Рабочие тетради в отличие от учебников являются более мобильной формой учебного пособия и позволяют вносить изменения, отражающие современные достижения науки. Это имеет большое значение для реализации ФГОС третьего поколения, который требует регулярного пересмотра методического обеспечения учебных дисциплин и профессиональных модулей.

2. СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ

Структура рабочей тетради может быть различной, что, в свою очередь, обусловлено:

  • содержанием изучаемого предмета, степенью его сложности;
  • характером (стилем) управления познавательной деятельностью

студентов;

  • исходным уровнем подготовленности аудитории; возрастными

особенностями слушателей; условиями обучения;

  • творческими способностями преподавателя.

     Рассмотрим модель рабочей тетради, которая включает в себя 4 блока: три основных (обязательных) и один факультативный.

   Первый блок («Актуализация опорных занятий») представляет собой так называемое мобилизующее начало. Он содержит вопросы и задания, позволяющие восстановить в памяти, ранее усвоенные знания, требующиеся для понимания, осмысления и лучшего запоминания нового материала. Данный блок заданий позволяет сконцентрировать внимание студента на изучаемом вопросе и повысить интерес к изучаемой теме. Воспроизведение опорных знаний предлагается излагать устно.

   Второй блок представляет собой структурированный конспект, отражающий содержание изучаемого материала.

Структурированный конспект - своеобразный трафарет лекции,

содержащий немые рисунки, схемы, таблицы, заполнение которых происходит во время лекции. Все рисованные объекты либо конкретизируют, либо дополняют текстовую часть, то есть помогают раскрыть смысл написанного.  Использование   такой   модели   (структурированный   конспект) не

только экономит учебное время, но и прививает навыки конспектирования (еще отсутствующие у большинства студентов), позволяет нацелить внимание на основные вопросы темы, воспитывает аккуратность и эстетические качества, (рисунки в тетрадях имеют одинаковые размеры; топография и черты строения органов будут изображены отчетливо и правильно).

     Третий блок («Самоконтроль») предусматривает систему дидактических заданий, активизирующих и организующих самоподготовку студентов.  Выполнение тренировочных упражнений способствует:

-совершенствованию умений у студентов самостоятельно работать над содержанием изучаемой темы;

-развитию мыслительной деятельности и аналитических способностей студентов;

-воспитанию интереса и ответственного отношения к выполнению домашней работы.

 Продуманное и целесообразное использование системы заданий для организации самостоятельной работы студентов не создаёт перегрузки, а наоборот, вызывает у студентов повышенный интерес к изучаемой дисциплине, помогает ее усвоению и закреплению.

При подборе вопросов и заданий реализуется дифференцированный подход: степень сложности заданий возрастает от контрольных вопросов, требующих простого воспроизведения определённой порции известной информации, до заданий, требующих установления межпредметных связей, или заданий, требующих умений сравнивать, проводить классификацию, анализировать и делать обобщения. Все задания начинаются побудительными словами: (в этой же тетради):

-изобрази схематично...

-сделай соответствующие обозначения...

-воспроизведи схемы...

-обозначь основные элементы...

-выдели отличительные особенности...

Четвертый блок (факультативный) включает перечень реферативных сообщений по изучаемому разделу дисциплины и рекомендуемой литературы. Этот блок связан с самостоятельной работой студентов, определенной  программой дисциплины.

Предлагаемая в этой части рабочей тетради информация, может заинтересовать студентов и послужить стимулом к дальнейшему развитию познавательной деятельности и творческой активности.

Возможно, что после первого этапа самостоятельной работы с тетрадью студент узнает, что он относится к слабым, средним или сильным по данной дисциплине, то после планомерной, систематической работы с удовлетворением обнаружит, что теперь - определенно к сильным.

Рабочая тетрадь - тот помощник, который дает студенту ориентиры, позволяющие двигаться вперед. Рабочая тетрадь дисциплинирует процесс обучения, мышления, помогает последовательно усвоить намеченную учебной программой систему знаний.

В целом повышение эффективности обучения через использование в учебном процессе рабочих тетрадей достигается в условиях активного привлечения студентов к самостоятельной работе, включения в процесс анализа применения приобретенных знаний, формулирования выводов, проверки результатов своей работы с установкой на обязательный отчет.

2.1. СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ

   Первый блок («Актуализация опорных занятий») 

Ответьте на вопросы_______________________________________________

Выполните задания________________________________________________

   Второй блок 

Напишите  структурированный конспект, отражающий содержание изучаемого материала________________________________________________

     Третий блок («Самоконтроль») 

Выполните  упражнение_________________________________________

Ответьте на вопросы____________________________________________

Выполните задание_____________________________________________

Изобрази схематично____________________________________________

Сделай соответствующие обозначения_____________________________

Воспроизведи схемы____________________________________________

Обозначь основные элементы____________________________________

Выдели отличительные особенности______________________________

Четвертый блок (факультативный) 

Перечень реферативных сообщений по изучаемому разделу дисциплины и рекомендуемой литературы_________________________________________

        


Приложение 1

КОНТРОЛЬНО - ОЦЕНОЧНЫЙ ЖУРНАЛ  

ФИО студента

БЛОКИ

ИТОГ

ОЦЕНКА

Задания

1блок

Задания

2блока

Задания

3блока

Задания

4блока

        



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ « Детская литература страны изучаемого языка» (Специальность 050144.52 Дошкольное образование)

Печатается по рекомендации ПЦК социально-гуманитарного цикла.Методические рекомендации призваны помочь преподавателям в планировании видов самостоятельной работы студентов, организации различных...

Методические рекомендации для организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «История». Доклады

Методические рекомендации содержат информацию о порядке и правилах написания доклада, требования к оформлению, предлагают темы и необходимую для написания работы литературу....

методические рекомендации для преподавателей по организации самостоятельной работы студентов

Методические рекомендации  для преподавателейпо организации самостоятельной работы  студентов.    Важнейший элемент учебной деятельности – организация самостоятельной ау...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ ТЕКСТОВОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ ТЕКСТОВОЙ РАБОТЫ   СТУДЕНТОВ             2014г.     ...

Методические рекомендации для обучающихся по организации самостоятельной работы

СОГБОУ СПО «Ельнинский сельскохозяйственный техникум»            Методические рекомендации для обучающихся по организации самост...

Методические рекомендации по русскому языку для самостоятельной работы студентов

Данное пособие поможет обучающимся в  самостоятельной работе над орфографическим, морфемным и синтаксическим разборами....

Методические рекомендации для обучающихся по организации самостоятельной работы

Методические рекомендации для обучающихся по организации самостоятельной работы...