Педагогичекий совет
учебно-методический материал по теме

Миронюк Юлия Леонидовна

Урок в классе для детей с ЗПР в соответствии с ФГОС ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx19.11 КБ

Предварительный просмотр:

Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но развить у них интерес к учению, научить учиться.

Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательной деятельности, т. е. развивать способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Достижение данной цели на каждом уроке становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (далее УДД), которые:

- обеспечивают обучающемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;

- создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать с взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;

- обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Универсальные учебные действия разработчиками федерального государственного образовательного стандарта второго поколения подразделяются на следующие виды: регулятивные, познавательные, личностные и коммуникативные действия (ФГОС НОО.издание 3-е, переработанное М., «Просвещение», 2016г).

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

-       самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

-       смыслообразование - установление учащимися    связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

-       нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

 Примеры типовых задач по формированию личностных УУД

Задание 1.

Тема урока: «Русские народные сказки, пословицы и поговорки», 2 класс

1 Задание. Учащимся предлагаются русские народные пословицы и поговорки:

  • Не за бороду – за ум жалуют.
  • Как ни мудри, а совести не перемудришь.
  • Умный и без денег богат.
  • В умной беседе – ума набраться, а в глупой – свой потерять.
  • Глупый ищет большого места, а умного и в углу видать.
  • Говори мало, слушай много, а думай ещё больше.
  • Умное повторять не грех.
  • Книга – книгой, а своим умом двигай.

- Прочитайте пословицы и поговорки о мудрости и глупости, а теперь подумайте и скажите: какие пословицы и поговорки вы хотели бы запомнить, чтобы следовать им в жизни?

- Придумайте историю, заглавием которой могла бы послужить одна из пословиц и поговорок о мудрости. Далее идёт обсуждение, сравнение мнений каждого учащегося с мнением одноклассников.

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:

-       целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

-       планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

-       прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;

-       контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

-       коррекция  внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

-       оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

-       саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Примеры типовых задач по формированию регулятивных УУД  

Задание 1.

Учебная дисциплина: русский язык

Тема урока: «Слова, которые отвечают на вопрос кто?, что?.», 2 класс.

На уроке учащиеся познакомятся с новыми понятиями. Эти новые знания они откроют сами. Учащимся предлагается задание на уроках русского языка.

- Прочитай предложение. Рыжик лежит в корзинке. О котёнке или о грибе говорится в предложении? Что ты можешь предположить?

- Какой вопрос к первому слову поможет понять, о грибе или о котёнке идёт речь?

- На какие же вопросы могут отвечать слова?

 - Как узнать, какой вопрос задать к слову – кто? или что?.

Учащиеся не только открывают знания самостоятельно, но и учатся ставить цели, прогнозировать результат, планировать.

Задание 2. «Учимся открывать новые знания»

- Прочитай слова. Какие слова отвечают на вопрос кто? Какие слова отвечают на вопрос что? Как вы определили?

Таблица

____________ ?

 ____________ ?

человек

дом

мама

город

щенок

машина

щит

дерево

кузнечик

космос

 

- Спишите слова. Поставьте к ним вопросы кто? или что? Настя, игрушка, мышка, утро, весна, школьник, дорожка, гриб, книжка, дедушка, урок.

Познавательные УУД включают общеучебные,  логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

         Общеучебные универсальные действия:

-       самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-       поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

-       структурирование знаний;

-       осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

-       выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-       рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

-       смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

-       постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

-       моделирование;

-       преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

-       анализ;

-       синтез;

-       сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

-       подведение под понятие, выведение следствий;

-       установление причинно-следственных связей;

-       построение логической цепи рассуждений;

-       доказательство;

-       выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

-       формулирование проблемы;

-       самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

 Примеры типовых задач по формированию познавательных УУД

1 Задание.

Учебная дисциплина: русский язык

Тема урока « Текст», 2 класс

Учащимся предлагается текст «Любимые сказки».

В сказках живут разные герои. Одни хорошие, добрые, другие злые и страшные. В волшебных сказках есть феи и колдуны, принцы и принцессы, драконы и чудовища. Героями сказок могут быть люди, животные, птицы.

- Что нужно сделать, чтобы подобрать заглавие к тексту?

- Из предложенных заглавий выбери то, которое по- твоему мнению подходит к тексту. «Герои сказок», « Сказочные герои», «Книги сказок». Дети учатся структурировать материал, выделять главное, подбирать заглавие к тексту, вместе с тем вспоминают признаки текста.

2 Задание.

Учебная дисциплина: русский язык

Тема урока « Группы слов в русском языке. Связь слов в предложении», 2 класс

- Разделите слова на группы: вещи (предметы), люди, животные. Запишите слова группами.

- На какой вопрос отвечают слова каждой группы? Тетрадка, ребята, мальчик, трамвай, собака, жираф.

- Разделите слова на группы: люди, растения, насекомые. Запишите слова группами.

- На какой вопрос отвечают слова каждой группы? Напишите вопросы.

Девочка, пшеница, жук, клён, артист, ольха, бабочка. Учащиеся выполняют работу, предлагается сделать вывод самостоятельно.

- Сравните свой вывод с авторским.

 Учащиеся учатся классифицировать – распределять объекты по группам в соответствии с принципами деления. Организация обучения по формированию исследовательской деятельности ведёт к развитию познавательных потребностей и способностей учащихся, приобретению специальных знаний, необходимых для проведения исследования. Учащиеся приобретают умения анализировать, классифицировать, сравнивать, выделять критерии и оценивать факты, события, явления, проверять предположения, доказывать правильность собственного выбора.

Задание №1 . Интуитивный речевой анализ-синтез ( найди лишнее)

1. Река, озеро, море, мост, пруд.

2. Кукла, скакалка, песок, мяч, юла.

3. Синица, голубь, птица, воробей, утка.

4. Стеклянный, деревянный, легкий, железный, пластмассовый.

Задание №2. Речевые антонимы

 «Пластилин мягкий, а камень --...?

Нож бывает острый, а бывает -...?

Дорога широкая, а тропинка - ...?

Река глубокая, а лужа - ...?»

Задание №3. Речевые классификации (дописать  по 6 слов)

  • Кастрюля, тарелка,..
  • Шкаф, диван,..
  • Окунь, карась,..
  • Санкт-Петербург, Париж,..

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:

-       планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

-       постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

-       разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;

-       управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

-       умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Учебная дисциплина: литературное чтение

Тема урока: «Животные – герои сказок», 2 класс

В процессе обобщения материала по теме учащимся предлагается задание.

- Вы заметили, наверное, что каждое животное в сказках разных народов наделено определёнными качествами. Лиса, например, всегда хитрая, обманщица, медведь …, волк …, белка …, ёж …, тигр …, заяц …. Поработайте в парах. Продолжите сами эту мысль: назовите как можно больше сказочных героев – животных и их основные качества. Вспомните, в каких сказках вы их встречали. Учащиеся учатся общаться и взаимодействовать с товарищами: владеть устной и письменной речью, понимать друг друга, договариваться, сотрудничать.

Таким образом, в процессе учебной деятельности учащиеся учатся правильно общаться, договариваться, уважать мнение других товарищей, находить сообща или советуясь, правильное решение.

Таким образом, способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетенции, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться, обеспечивается тем, что УУД как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых характеристик.

Основные результаты обучения детей с ЗПР в начальной школе— это формирование универсальных способов действий, воспитание умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач, индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития — эмоциональной, познавательной. В результате обучения у ребёнка с ЗПР должны формироваться: желание и умение учиться, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности

У детей с ЗПР с большим трудом формируются важнейшие и необходимые умения, универсальные учебные действия.

Условия формирования универсальных учебных действий:

- формирование УУД на всех этапах учебного процесса;

- обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сопоставлять и сравнивать;

- побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью;

- установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;

- использование более медленного темпа обучения, возвращения к изученному материалу;

- максимальное использование сохранных анализаторов ребенка;

- разделение деятельности на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их по отношению друг к другу;

- использование упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, мышления, восприятия.

Ребенок, овладевший УУД, в процессе осуществления учебной деятельности может отвечать себе и другим на следующие вопросы:

- Для чего я это делаю?

- Что я делаю и в каком порядке?

- Как я это делаю?

- Верным ли путем я двигаюсь?

- Как оцениваю свою работу?

- Какие новые задачи передо мной встают теперь?

Дети с задержкой психического развития, так же как и все другие дети с ОВЗ, «могут реализовать свой потенциал социального развития при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания – образования, обеспечивающего удовлетворение как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей, заданных спецификой нарушения психического развития» (Основные положения Концепции специального федерального образовательного стандарта для детей с ОВЗ).

При подготовке и планировании урока учитель осуществляет целый комплекс действий, решает психологические, дидактические, методические, организационные задачи. Учитывает особенности класса:

Индивидуализация обучения вызывается тем, что уровень подготовки и развития способностей к учению не у всех школьников одинаков. Учащиеся, 2В класса не могут равномерно и одинаково продвигаться вперед в усвоении знаний. Одни ученики с трудом усваивают программный материал, более сильные ученики вынуждены работать не в полную силу, так как быстро справляются с заданиями и им неинтересно, что ведет неуспеваемости.

Для детей с ЗПР индивидуально - дифференцированный подход представляет собой единственно приемлемый вариант как обучения, так и учения так как каждый ребенок развивается в собственном темпе.  

Поэтому передо мной встала задача, как организовать учебный процесс, чтобы разные по уровню усвоения учебного материала, темпераменту, физическому здоровью дети овладели едиными стандартами образования и при этом сохранили физическое и психическое здоровье.

Дифференцированный подход в традиционной системе обучения организационно состоит в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы. Данный подход необходим на всех этапах обучения.

В дидактике нет готовых рецептов на все случаи жизни по реализации данного принципа, поскольку сама проблема дифференцированного подхода в обучении носит творческий характер.

Необходимость реализации дифференцированного подхода в обучениисвязана с объективно существующими противоречиями между общими для всех дошкольников целями, содержанием обучения и индивидуальными возможностями каждого ребенка. Между фронтальным изложением материала педагогом и индивидуальными особенностями восприятия, памяти, интересов, определяющими индивидуальный характер освоения материала конкретным ребенком.

Шевченко С. Г. говорит о том, что процесс обучения детей с ЗПР должен строиться на основе личностно-ориентированного и дифференцированного подхода при реализации коррекционно-образовательных и воспитательных задач., 2001). Одним из наиболее важных принципов построения педагогического процесса с детьми с ЗПР является принципдифференцированного подхода. Необходимо реализовать потенциальные возможности каждого ребенка, обеспечить полноценное развитие личности.

Уроки  с учетом дифференцированного подхода отличаются рядом особенностей:

• опора на жизненный опыт ребенка.

• опора на сохранные функции анализаторов при изучении нового материала (с учетом нейропсихологии).

• соблюдение в определении объема изучаемого материала принципа необходимости и достаточности (каждый материал на занятии рассматривается с точки зрения необходимости для ребенка и в дальнейшем закрепляется в опыте самого ребенка).

• обязательное создание доброжелательной атмосферы, не допускающей критики и упреков, закреплении ситуации успеха.

• обеспечение каждому ребенку близкой и понятной мотивации любой деятельности.

• постепенное усложнение заданий для каждого ребёнка, поощрение любой инициативы в деятельности.

Дифференцированный подход к учащимся осуществляю на всех этапах урока.

1.  Дифференциация учебных заданий по уровню сложности на уроках русского языка:

Задания по теме: «Предложение»

Задания 1-го уровня:

Прочитай. Устно составь из слов каждой строки предложения.

1.На, жила, свете, коза.

2.Была, у, хозяйка, нее, злая.

3.Давла, клок, только, сена, день, в.

4.Жизнь, была, у, трудная, козы.

5.Только, девочка, любила, козу.

6.Она, листики, давала, козе, вкусные.

Задания 2-го уровня:

Прочитай, раздели на предложения. Спиши. В конце каждого предложения ставь точку. Каждое предложение начинай с большой буквы.

Лиса.

Все лето жила в норе лиса но вот пришла зима и шерсть у лисы стала пушистой и теплой лиса покинула нору и пошла бродить по лесу зимой нора лисе не нужна зимой лиса ночует в снегу под кустами.

Задания 3-го уровня:

Прочитай. Определи границы предложений. Спиши два первых предложения.

Однажды мы пошли в лес за ягодами вдруг набежала туча дождевые капли падали на землю мы спрятались под деревом скоро дождь закончился через небо протянулась разноцветная радуга.

тип карточек – карточки, в которых содержится по 2-4 вопроса, дающие возможность учителю проверить уровень усвоения материала по изучаемой теме.

Вопросы в карточках этого типа разные по уровню трудности, поэтому с их помощью мы имеем возможность индивидуально подойти к проверке каждого учащегося.

Примеры таких карточек:

№1 – для слабого ученика; №2 – для среднего ученика; №3 – для сильного ученика.

Карточка № 1

К теме: «Насекомые и птицы летом и осенью».

1. Перечисли 3-5 видов насекомых

2. Какие изменения происходят с насекомыми осенью?

3. С какими явлениями в неживой природе эти изменения связаны?

Карточка № 2

К теме: «Насекомые и птицы летом и осенью».

1. Подпиши названия бабочек, изображенных на рисунке.

 

2. Что ты знаешь о подготовке насекомых к зиме?

3. Какие из бабочек зимуют взрослыми?

Карточка № 3

К теме: «Насекомые и птицы летом и осенью».

Дополните предложения, используя слова для справок. Вместо точек напиши соответствующие слова.

Птиц, улетающих осенью в теплые края, называют … . Это такие птицы, как … , … , … . Раньше других улетают на юг птицы, питающиеся … . Это иволги, ласточки. Позже улетают птицы, которые питаются … . Птиц, постоянно живущих в данной местности, называют …  . Это такие птицы, как … , … , … .

Слова для справок: скворцы, соловьи, оседлыми, журавли, совы, ласточки, воробьи, насекомыми, снегири, галки, растительной пищей, чечётки, свиристели, дрозды, перелетными.

2. Домашнее задание

Первой группе на дом предлагаются задания, точно соответствующие обязательным результатам. Второй группе такие же задания и плюс более сложные задачи и упражнения из учебника. Для третьей группы задания из учебника дополняются задачами из различных пособий. При определении объема работы следует исходить из средней нормы времени, затрачиваемого на приготовление задания, дня недели, загруженность школьников другими предметами.

Детей 3 группы, учу работать с дополнительной литературой, выполнять дополнительные задания творческого характера, а также провести небольшие исследования. Эти дети часто выступают с дополнительными сообщениями, докладами. Средним и слабым тоже предлагаю выступить, но для подготовки даю литературу или указываю источник. Для преодоления пробелов в знаниях детям 1 и 2 групп даю небольшие дополнительные упражнения.

Такие элементы дифференцированного подхода активизируют стремление детей к знаниям. Ученики чувствуют себя ответственными за процесс обучения, приучаются к самоорганизации учебного труда.

Таким образом, включение в педагогическую деятельность нестандартных ситуаций, использование новых педагогических приемов, построение урока в технологии деятельностного подхода обучения, способствует формированию УУД у детей с ЗПР, дает возможность им вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию, принимать решения, контролировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями. А это именно те качества, которые необходимы человеку в современных условиях

Применения дифференцированного подхода в коррекционно-развивающем обучении позволяет вести целенаправленную работу по коррекции задержки психического развития у детей в условиях компенсирующего школьного учреждения.

Моя цель как учителя – добиться эффективной работы всех учащихся на уроке, научить ребёнка «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "Моя педагогичекая философия"

  Чтобы достичь хороших результатов на уроках я частично использую технологию коммуникативного обучения иноязычной культуре (Пассова, на основе общения), технология индивидуализации обучения – это так...

Портфолио учителя русского языка и литературы для экспертной оценки педагогичекой деятельности и уровня компетентности

В портфолио представлен анализ педагогической деятельности за 3 - 5 лет: динамика предметных знаний, динамика познавательной активности, динамика общеучебных умений и навыков, показатели качества знан...

Мое педагогичекое кредо

Эссе "Мое педагогичекое кредо" было написано для участия в конкурсе "Учитель года"...

Материалы педагогичекого совета "ФГОС ООО"

Данные материалы предназначены для использования педагогамии администрацией при подготовке к введению ФГОС ООО...

Круглый стол: "Практикум в вопросах психолого-педагогичекого сопровождения учащихся"

Рассматриваемые вопросы:Определения понятия «психолого-педагогическое сопровождение»Решение педагогических ситуаций.Утверждение плана работы психолого-педагогического сопровождения учащихся МКОУ «СОШ ...

Педагогичекие традиции и инновации-залог совершенствования системы образования

Статья на тему: "Педагогические традиции и инновации - залог совершенствования системы образования"...