«Организация и методика выполнения творческих проектов».
проект на тему

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx33.79 КБ

Предварительный просмотр:

 «Организация и методика выполнения творческих проектов».

Процесс творчества характерен тем, что творец самой своей работой и её результатами производит огромное влияние на тех, кто находится рядом с ним.

В.А. Сухомлинский

https://u.jimcdn.com/www64/o/sa509f7dd515e5307/img/id9f08dc97528b914/1384526422/std/image.jpg

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»

 

Являясь одной из основных педагогических технологий XXI века, метод проектов занял особое место в программе образовательной области «Технология». Эта технология, «включая в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути», позволяет эффективно организовать учебно-воспитательный процесс в учебных заведениях.

Проектная деятельность основывается на деятельностном, развивающем, личностно ориентированном подходах в обучении. Я. С. Быховским, Н. Ю. Пахомовой, Е. С. Полат, И. Д. Чечель, Е. Н. Ястребцовой выделены основные составляющие и наиболее существенные характерные особенности учебного проекта:

- наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы;

- целенаправленная, самостоятельная деятельность учащихся;

 -практическая, теоретическая, познавательная значимость результатов и другие.

Однако, основываясь на исследованиях А. А. Карачева, В. В. Колотилова, О. А. Кожиной, Н. В. Матяш, М. Б. Павловой, В. Д. Симоненко, Ю. Л. Хотунцева, можно сказать, что учебные проекты в рамках образовательной области «Технология» и методика их применения имеют свои отличительные особенности. Учебный проект по технологии предусматривает «определение потребностей людей, разработку идеи изготовления изделия или услуги по удовлетворению этой потребности, проектирование и создание изделия или оказание услуги, оценку их качества, определение реального спроса на рынке товаров».

В процессе изучения технологии большинство учащихся выполняют прикладные (практико-ориентированные) проекты. В рамках данных проектов школьники могут выбрать различные направления для проведения исследований. В ходе этих исследований учащиеся получают:

  • сведения об изделии из других областей знаний;
  •  сведения о наличии материалов и инструментов, их свойствах и доступности; сведения о способах производства (где и как может быть изготовлено изделие);
  •  сведения о потребностях конкретного человека; сведения о материальных затратах и др.

Результаты исследований оформляются различными способами, комментируются, анализируются и обязательно включают выводы. Практико-ориентированные проекты отличает четко обозначенный результат, поэтому такой проект требует тщательно продуманной структуры, сценария всей деятельности его участников.

При выполнении проектов по технологии учителю необходимо учитывать общие существенные характерные особенности учебного проекта и особенности данного предмета. Следует более обоснованно разрабатывать критерии оценки учебного проекта и методику обучения проектно-исследовательской деятельности.

ПРОЕКТ КАК ТВОРЧЕСКАЯ ЗАДАЧА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО И ПРАКТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА 

Учебный проект - это итоговая самостоятельная работа учащихся интеллектуально-практического характера из различных областей деятельности, выполненная под руководством педагога. Учебные проекты выполняются учащимися с 1 по 11 классы.

Главной целью выполнения учащимися творческого проекта, которую преследует для себя учитель, является контроль знаний и умений учащихся, а также содействие их творческому развитию и формированию у них системы интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений, воплощаемых в конкретных изделиях.

Тема творческого проекта может быть выбрана учащимся по любому разделу технологии, но целесообразно выбирать проект, связанный с конструированием различного рода учебно-наглядных пособий, инструментов и приспособлений, которые могут быть использованы на занятиях в учебных мастерских, предметов домашнего обихода, игрушек, инструментов и приспособлений для работы на садовом участке и т. д. Таким образом, проект должен иметь практическую значимость. Проекты учащихся 10 и 11 классов должны соответствовать профилю обучения.

Проекты могут быть индивидуальные, групповые и коллективные. При выполнении групповых и коллективных проектов учитель распределяет обязанности между учащимися и определяет ответственность каждого за выполнение проекта в целом. Общая оценка коллективного проекта осуществляется на основе оценок вклада каждого из исполнителей. Учащиеся выполняют не менее одного проекта в год.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТОВ

Выполнение проектов осуществляется в четыре этапа.

1.     Подготовительный этап:

-       выбор учащимися темы проекта, его обоснование и формирование мотивов выполнения;

-       определение совместно с учителем необходимого объема знаний, умений и навыков для осуществления проекта;

-       составление учащимся с помощью учителя плана работы по реализации проектов;

-       определение необходимых материальных и финансовых затрат для изготовления проекта.

2.     Конструкторский этап:

-       рассмотрение нескольких возможных вариантов выполнения проекта, выбор из них оптимального;

-       сбор и обработка требуемой информации по литературным источникам;

-       разработка конструкции, изучение технологии изготовления задуманного объекта труда;

-       разработка соответствующей технико-технологической документации, подготовка необходимых материалов, оборудования, инструментов;

-       распределение обязанностей (для группового и коллективного проектов).

3.     Технологический этап:

-       выполнение учащимся проекта с учетом требований технологии и дизайна, текущий контроль и корректировка его деятельности учителем;

-       соблюдение правил техники безопасности.

4.     Заключительный этап:

-       самооценка качества выполненной работы.

Выполненные проекты оцениваются по четырехбалльной системе: «неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо», «отлично». Проекты, получившие хорошие и отличные оценки, рекомендуются для внедрения, демонстрируются на выставке детского творчества, продаются на школьных ярмарках.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРОЕКТА

1.     Оригинальность темы и идеи проекта.

2.     Конструктивные параметры: соответствие конструкции назначению изделия; прочность, надежность, оригинальность, удобство пользования.

3.     Технологические критерии: соответствие документации, оригинальность применения и сочетания материалов, соблюдение правил техники безопасности.

4.     Эстетические критерии: композиционная завершенность, дизайн изделия, использование традиций народной культуры.

5.     Экономические критерии: потребность в изделии, экономическое обоснование, возможность массового производства.

Готовые изделия должны быть снабжены этикеткой с названием проекта и указанием его исполнителей; пояснительной запиской и конструкторско-технологической документацией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План выполнения творческого проекта.

О этапах выполнения творческого проекта...

Проблемный урок по теме: «Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта», автор Матвеева Н.А., МАОУ лицей № 2, г. Балаково

Учащиеся не должны, подобно ремесленникам, научиться делать ограниченный круг вещей или работ, как это традиционно было на уроках технического, обслуживающего или сельскохозяйственного труда. От них п...

`Организация и методика выполнения творческого проекта`

Ознакомление учащихся с проектной деятельностью; создать условие для проявления инициативности учащихся в процессе работы над проектом; привлечь учащихся к планированию творческой работы при решении п...

Занятие «Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта»

Занятие на тему: «Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта»...

Статья Организация и методика выполнения творческих проектов в образовательной области «Технология»

Под методом проектов в образовательной области "Технолога" мы понимаем способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся. Он предусматривает реализацию определенных потребносте...