Уроки нравственности и добра Валентины Осеевой
план-конспект на тему

Кононова Светлана Сергеевна

Цель: знакомство с творчеством писательницы, составление правильной характеристики героя на основе произведения В.Осеевой «Хорошее».

Задачи:

обучающие: актуализировать опорные знания о произведениях В.Осеевой; формировать навыки правильного и осознанного чтения;

развивающие:  развивать мышление детей через анализ, обобщение, рассуждение, сравнение;

воспитывающие: воспитывать нравственные качества личности ребенка: честность, чувство ответственности за свои поступки, доброжелательность, отзывчивость, чувство взаимопомощи, уважение к мнению других.

Технологии: личностно - ориентированная, здоровьесберегающая.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uroki_nravstvennosti_i_dobra_valentiny_oseevoy.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Уроки нравственности и добра Валентины Осеевой

 (Хмелевой – настоящая фамилия)

Цель: знакомство с творчеством писательницы, составление правильной характеристики героя на основе произведения В.Осеевой «Хорошее».

Задачи:

обучающие: актуализировать опорные знания о произведениях В.Осеевой; формировать навыки правильного и осознанного чтения;

развивающие:  развивать мышление детей через анализ, обобщение, рассуждение, сравнение;

воспитывающие: воспитывать нравственные качества личности ребенка: честность, чувство ответственности за свои поступки, доброжелательность, отзывчивость, чувство взаимопомощи, уважение к мнению других.

Технологии: личностно - ориентированная, здоровьесберегающая.

Оборудование:  книжная выставка «Осеева-детям»; компьютер; проектор;демонстрационный экран;

Ход урока

Организационный момент

Библиотекарь: (Организация внимания учащихся, Организация диалога с библиотекарем). Добрый день, дорогие ребята!  У меня сегодня прекрасное настроение и я хочу его передать всем вам.  Поможет мне в этом  — цветок.  Передавая из рук в руки «волшебный цветок»,  скажем друг другу добрые пожелания.

Учащиеся: «Включение» внимательности. Дети передают друг другу цветок и произносят свои добрые пожелания (Я желаю всем здоровья! Я желаю всем радости! Я желаю всем доброты! Я желаю всем солнечного дня! Я желаю всем верных друзей!).

Сообщение целей и постановка задач урока.

Библиотекарь: (Установка на учебную деятельность). Для того чтобы получить знания и уметь ими пользоваться, нам необходимы такие же качества, как и у пчёлки.

Назовите их!

Учащиеся: (Положительная реакция на установку учителя).  Трудолюбие, дружба, взаимопомощь, взаимовыручка, внимание, терпение и прилежание.

Библиотекарь: (Организация обобщения) Давайте посмотрим, какие качества предлагает нам пчёлка.

Учащиеся: Хоровое чтение качеств со слайда

Библиотекарь: Давайте подключим  внимание, старание, желание работать дружно, активно, уважая мнение  говорящего, не стесняясь высказывать своё мнение по возникшим вопросам, диалог этот невозможен без усилий ума и сердца.

 «Открытие» темы урока

Библиотекарь: (Воспроизведение) Попробуйте определить тему нашего урока

Учащиеся: (Прогнозирование темы урока, обоснование, формулировка)

Библиотекарь: (Фронтальная работа) Как вы думаете, кто из писателей мог написать произведение с таким названием?

Учащиеся: (Выслушиваются мнения учащихся)  В.Маяковский, Н.Носов, А.Барто, Л.Н.Толстой, В.Драгунский, - те писатели, которые писали произведения о детях и их поступках.

Библиотекарь: (Демонстрация слайда, организация внимания) Валентина Александровна Осеева напила произведение «Хорошее».

(Подготовка учащихся к восприятию новой темы)  Послушайте о жизни и творчестве этой писательницы.

Учащиеся: Восприятие

Рассказ о писательнице

     Она мечтала стать актрисой, но стала писательницей. Так сложились обстоятельства.

Начало 20 –х годов для всех было тяжелым бременем. По стране бродили тысячи бездомных сирот. Мать Осеевой занималась организацией приютов для беспризорников.   Валентина, не закончив учебу на актерском факультете, переехала из Киева в Москву и стала помогать матери.

     В течение многих лет Осеева работала в детских колониях, проявив подлинное мужество и педагогический талант. Она сочиняла увлекательные истории, ставила пьесы. Воспитанники уговорили ее отнести в редакцию несколько рассказов. В 1937 году был напечатан рассказ Осеевой «Гришка», а в 1940 году вышел первый сборник рассказов «Рыжий кот». И с этих пор рассказы Валентины Осеевой стали регулярно печататься в детских журналах «Мурзилка», «Затейник», «Пионер».

     Какие удивительные истории придумывала писательница! Небольшие по объему, эти рассказы наполнены глубоким смыслом. Находя сюжеты близкие и понятные детям, Осеева показывает маленьким читателям, как нужно себя вести в разных ситуациях. Она учит их анализировать поступки литературных персонажей и делать из этого полезные для себя выводы. Ее тексты читаются легко и с большим интересом.

     Известные рассказы  «Волшебное слово», «Плохо», «На катке», «Печенье», «Сыновья», «Синие листья», «Три товарища», «До первого дождя», «Добрая хозяюшка»,

повесть «Васек Трубачев и его товарищи», повесть «Динка».

Произведения Осеевой учат ребят доброте и отзывчивости, прививают им умение дружить и ладить с людьми разных возрастов.

     В одной из книг Валентина Александровна обратилась к своим читателям с такими словами:

«Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:

– Понравился тебе рассказ?

Я ответила:

– Не знаю. Я о нем не думала.

Мама очень огорчилась.

– Мало уметь читать, надо уметь думать,– сказала она.

С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и о своих собственных. Итак, как в жизни мне это помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать».

Основная часть

Библиотекарь: (Постановка проблемного вопроса. Мотивация учащихся к освоению материала).

Давайте познакомимся с рассказом «Хорошее». Предположите, о чём может говориться в этом рассказе?

В каких случаях мы употребляем слово «хорошо»?

Учащиеся: (Высказывания учащихся) 

Библиотекарь: (Чтение текста)

Учащиеся: Слушание

Проснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший.

И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.

Вот сидит он и думает:

«Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас!»

А сестрёнка тут как тут:

— Погуляй со мной, Юра!

1 остановка

Библиотекарь: (Организация мыслительной деятельности). Предположите, что будет дальше?

Учащиеся: Прогнозирование развития действий

Библиотекарь: Читаем дальше.

— Уходи, не мешай думать!

Обиделась сестрёнка, отошла.

А Юра думает:

«Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!»

А няня тут как тут:

— Убери посуду, Юрочка.

2 остановка

Библиотекарь: (Организация мыслительной деятельности). Как вы думаете, выполнит ли Юра просьбу няни? Почему?

Учащиеся: Прогнозирование развития действий

Библиотекарь: Читаем дальше.

— Убери сама — некогда мне!

Покачала головой няня. А Юра опять думает:

«Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!»

А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет: «Дай мне попить, Юра!»

3 остановка

Библиотекарь: (Организация мыслительной деятельности). Как вы думаете, дал ли Юра попить Трезорке?

Учащиеся: Прогнозирование развития действий

Библиотекарь: Читаем дальше.

— Пошёл вон! Не мешай думать!

Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты. А Юра к маме пошёл:

— Что бы мне такое хорошее сделать?

Погладила мама Юру по голове:

4 остановка

Библиотекарь: (Организация мыслительной деятельности). Как вы думаете, что ответила мама Юре?

Учащиеся: Прогнозирование развития действий

Библиотекарь: Читаем дальше.

— Погуляй с сестрёнкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору.

Библиотекарь: (Организация мыслительной деятельности). Ожидали ли вы, что у рассказа может быть такой конец?

Прогнозирование развития действий.  Выслушиваются мнения детей

Библиотекарь: (Организация фронтальной работы).

  1. Какой это рассказ — веселый или грустный?
  2. Как же так получилось, что мальчик, который искренне хотел доставить всем радость, так и не смог ее никому доставить?

Учащиеся: Поиск ответов на поставленные вопросы

Физкультминутка

Библиотекарь: Чёткое проговаривание стихотворного текста

Учащиеся: Выполнение упражнений в соответствии с предложенной инструкцией

Мы осанку исправляем,
Спинку дружно прогибаем.
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись.
Плечи вверх, назад и вниз,
Улыбайся и садись.

Библиотекарь: (Организация фронтальной работы)

  1. О чём же мечтал Юрик?
  2. Хотел ли он что-то сделать для себя?
  3. Можно ли назвать его воображаемые   поступки героическими?

Представьте себе на секундочку, что все Юрины мечты сбываются:  сестрёнка тонет, а он ее спасает.

  1. Что сестрёнка испытывает в этот момент?
  2. А что испытывает няня, Трезорка?
  3. О ком думает Юра на самом деле?

Библиотекарь: Он думает о себе. Юра мечтает, чтобы его похвалили, хочет прославиться.  Сделать что-то хорошее можно тогда, когда думаешь не о себе, а о других людях.

Какой же был Юра?

Учащиеся: Поиск ответов на поставленные вопросы. Анализируют, обсуждают, ведут диалог.

Библиотекарь: Выведение на экран слов- характеристик

Учащиеся: (Конкретизация слов- характеристик)

Библиотекарь: (Организация фронтальной работы)  Над чем заставил вас задуматься рассказ? Какая  пословица подходят к этому рассказу.

Жизнь дана на добрые дела.

Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.

Мудрым никто не родился, а научился.

Не мил свет, когда друга нет.

Вежливости открываются все двери.

Учащиеся: Поиск подходящей пословицы

Обобщение по теме урока

Библиотекарь: (Организация внимания учащихся).

Учащиеся: Когда библиотекарь  проговаривает предложение, они одновременно хлопают в ладоши, подняв ладони вверх, говоря при этом «Да».

Я готов для всех всегда
Делать добрые дела.
Совершив такой поступок,
Говорю я 
— да, да, да!

Будем старших уважать?

 -Да!
Будем дерево сажать? ---Да!
Будем маме помогать? --Да!
А братишку одевать?

-Да!
Позаботимся о кошке? --Да!
Птицам мы насыплем крошки?

-Да!
Позаботимся о друге? ---Да!
И цветы польем на клумбе?

-Да!
Будем добрыми всегда?
Кто мне скажет» 

-Да! Да! Да!

Библиотекарь: (Организация самооценочной деятельности учащихся).

Оцените своё состояние  после урока: Выберите то состояние, которое наиболее соответствует Вашему состоянию после урока.

Учащиеся: Выбор соответствующих состояний

Библиотекарь:

весело – грустно; чувствую вдохновение – чувствую подавленность

интересно – не  интересно

не волнуюсь – волнуюсь;  уверен в себе  – не уверен в себе

не устал – устал

старался – не старался

доволен собой –не доволен  собой

не раздражаюсь  – раздражаюсь

терплю – не хватает терпения

Итог урока

Подошёл к концу наш урок. Мне с вами было интересно, надеюсь и вам тоже.