Рабочая программа по ОДНКНР
рабочая программа (5 класс) на тему

Рогачевская Галина Викторовна

Рабочая программа по ИСТОКАМ 5 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_istoki_5_kl.docx74.57 КБ

Предварительный просмотр:


  1. Пояснительнаязаписка

Программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики.» для 5 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и обеспечена учебно-методическим комплектом автора Н. И. Ворожейкиной. Программа рассчитана на 35 часов.

1.Ворожейкина.Н.И., Заяц Д.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Учебник д ля 5 класса. Смоленск: Ассоциация XXI век,2016.

2.Электронное приложение к учебнику 3. Ворожейкина.Н.И. Программа «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики.»

 Смоленск: Ассоциация XXI век,2016.

Целипредмета:

развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

Задачи изучения данного предмета следующие:

знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики; развитие представлений подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих позиций, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

развитие способностей школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.


II.Содержание предмета (35 ч)

Материал учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» представлен на макроуровне и микроуровне.

Макроуровень

Микроуровень

Актуализация

представлений

о   России   в   целом   как

Малая Родина,  этническая

группа,  семья,  культурные  и  религиозные

традиции,    помогающие

школьникам   актуализировать,

многонациональном,

поликонфессиональном государстве  с

имеющие у них знания, расширить и углубить их, получив (на уровне

едиными для

всех

законами,

Общероссийскими духовно-

данной ступени образования) представления об исторических корнях и

нравственными и культурными ценностями.

традициях народа, к которому принадлежит семья учащегося.

Содержание учебного материала делится на  разделы:

Раздел I «Народы России»

Россия – многонациональная страна. Коренные народы России: русские, народы Поволжья и Урала, Северного Кавказа, Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока  их историческая Родина, язык, традиции и обычаи, национально-территориальные образования, вхождение в состав России. Каждый народ России её неотъемлемая часть. Уважение обычаев и традиций, культуры своего и других народов России.

Раздел II «Религии народов России»

Знакомство с традиционными для народов России религиями – православием, исламом, буддизмом, иудаизмом: когда появились, какие народы исповедуют, основатели религий, символы веры, священные книги, культовые сооружения, нравственные заповеди и др. Уважение религиозных чувств россиян, терпимость к иным верованиям.

Раздел III «Духовно-нравственные нормы и ценности народов России»

Человек – член общества. Взаимоотношение человека с другими людьми. Общечеловеческие ценности. Духовно-нравственные ценности народов России: ценность человеческой жизни, бережное отношение ко всему живому, справедливость, милосердие, верность, отзывчивость, сострадание, милосердие, честность, ответственность, гостеприимство, доброта, дружелюбие, щедрость, трудолюбие, умение прощать, уважение мнения других. Оценка своего поведения, поступков людей (одноклассников, друзей) с позиций общечеловеческих, общероссийских нравственных ценностей.Расширение представлений о семье – самом близком окружении ребёнка. Семейные ценности: забота о чести семьи, уважение родителей, забота о старших и младших членах семьи, взаимопонимание и доверие,


трудолюбие.Художественная литература, фольклор, СМИ, непосредственные наблюдения за поступками людей (в том числе одноклассников) – источники знаний о нравственных ценностях.

Раздел IV «Наш дом – Россия»

Наша Родина – Российская Федерация (Россия). Любовь к Родине. Служение Отечеству. Понятие «россиянин».

Русский язык – государственный язык нашей страны, средство межнационального общения. Великая русская культура – один из источников объединения народов России. Общероссийские законы и символы. Обязательное исполнение законов, уважение символов страны (гимна, герба, флага).

Раздел «Народы России»

Россия – многонациональная страна. Каждый народ России – неотъемлемая её часть.

Коренные народы России: русские, народы Поволжья и Урала, Северного Кавказа, Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока – их историческая Родина, язык, традиции и обычаи, народные праздники, художественные промыслы, вхождение в состав России. Национально-территориальные образования Российской Федерации на карте страны.

Уважительное отношение к своему народу, традициям и обычаям других народов многонациональной России.

Раздел «Религии народов России»

Многообразие религий – обогащение духовно-нравственной культуры народов нашей страны. Знакомство с традиционными для народов России религиями: православием, исламом, буддизмом, иудаизмом: когда появились, какие народы исповедуют, основатели религий, священные книги, символы веры и святыни, культовые сооружения и искусство, нравственные заповеди и др. Уважение религиозных чувств россиян, терпимость к иным верованиям.

Раздел «Духовно-нравственные нормы и ценности народов России»

Человек – член общества. Главное богатство страны – люди. Взаимоотношение человека с другими людьми. Общечеловеческие ценности. Духовно-нравственные черты народов России: любовь к Родине, терпимость, отзывчивость, великодушие, гостеприимство, дружелюбие, щедрость, трудолюбие, доброта, сострадание, милосердие и др. Оценка своего поведения, поступков людей (одноклассников, друзей) с позиций общечеловеческих, общероссийских нравственных ценностей. Расширение представлений о семье – самом близком окружении ребёнка. Семейные традиции в истории народов России. Забота о чести семьи. Семейные взаимоотношения: любовь родителей к детям, уважение родителей детьми, почитание старших и забота о младших членах семьи. Уважение мнения других. Обязанности ребёнка в семье. Художественная литература, фольклор, СМИ, непосредственные наблюдения за поступками людей (в том числе одноклассников) – источники знаний о нравственных ценностях.

Раздел «Наш дом – Россия»


Наша Родина – Российская Федерация (Россия). Любовь к Родине. Понятие «россиянин». Русский язык – государственный язык нашей страны, средство межнационального общения. Великая русская культура – один из источников объединения народов России. Общероссийские законы и символы. Обязательное исполнение законов, уважение символов страны (гимна, герба, флага).

Результаты изучения предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основысветской этики.»

Личностные:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

  • развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные:

  • знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, традиции;

  • как основы культурной истории многонационального народа России;

  • знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

  • понимание значения нравственности  в жизни человека и общества;

  • формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;


  • общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;

  • осознаниеценностичеловеческойжизни.

Метапредметные:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств её осуществления;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;

  • определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Планируемые результаты освоения предмета «Основы религиозной культуры и светской этики»

К концу учебного года пятиклассники  должны:

Знать:

  • территориальное местоположение народов России, их историю условия быта, религию, выявлять общие черты и отличия.

  • характеризовать на основе учебника и других источников традиционные религии народов России.

  • какие нравственные заповеди объединяют религии народов России.

  • нравственные нормы, которые заложены в священных книгах религий.


Уметь:

  • объяснять, чтотакоеверотерпимость.

  • описывать (на основе иллюстраций учебника, непосредственного наблюдения и других источников) культовые сооружения

  • находить информацию в ходе бесед с родными и близкими об истории и чести семьи (рода), происхождении фамилии.

  • рассказывать о своей семье; оценивать характер семейных отношений.

  • моделировать и обсуждать ситуации взаимоотношений в семье, с друзьями

  • объяснять значение понятий духовно-нравственные ценности, общечеловеческие ценности.

Применять:

  • показывать на примерах из учебника и других источников, что любовь и уважение к родителям – святое чувство.

  • приводить примеры  добрых дел (из учебника и других источников, включая и свои собственные поступки).

  • характеризовать свои отношения с друзьями.

  • Участвовать в обсуждении поступков людей (нравственные, безнравственные), примеры которых отобраны в ходе групповой работы.

  • Приводить примеры любви и преданности Отчизне, подвигов людей в Великую Отечественнуювойну.

  • Рассказывать об одном из городов воинской славы.

  • Составлять перечень духовно-нравственных норм, которые необходимы нам сегодня.

III.Календарно- тематическое планирование курса

Тема

дата

Характеристика

Планируемый результат по  теме

деятельности  учащихся

1

Вводный  урок

Знакомство с предметом ,его курсом и задачами.

Раздел I «Народы России» ( 4 часа)

2-5

Россия

Характеризовать,

на

основе

актуализации

Беседы с родными и близкими,представителя-

многонациональ

знаний  из  курса  «Окружающий  мир»,

Россию

ми коренных народов России об особенностях их

ная  страна

какмногонациональнуюстрану.

обычаев,  традиций  для  подготовки  небольших  с

Объяснять,

какие

народы

называются

общений.

коренныминародамиРоссии;

Презентация творческих проектов на тему «Диалог

Приводить

примеры,чемодин

народ

культур во имя гражданского мира и согласия»

отличаетсяотдругого.

(народное творчество, стихи, песни, кухня народов

Показывать  на  карте  территорию  России,её

столицу,    ареал

расселения

русских

по

России и т.д.).

территории

страны,

национально-

Нахождение информации в научно - популярной

Территориальные образования народов России.

литературе, словарях и справочниках, анализ и

Определять

влияние

Природных  условий

на

быт и занятия людей (на основе карты и знаний

оценка её, перевод из одной формы в другую.

из курса «Окружающий мир»).

Знают особенности культуры и быта народов

Сравнивать

(на

основе

иллюстраций)

ханты и манси.

Традиционны  ежилища;

выявлять общие черты и отличия.

«Религии народов России»(6 часов)


Характеризовать на основе учебника и других

Понимают, объясняют, применяютпонятия:

6-7

Православие

.

источников

традиционные

религии

народов

Мировые религии: христианство, буддизм, ислам.

России.

Знакомство с традиционными для народов России

Объяснять,какиенравственныезаповеди

8-9

Ислам

объединяютрелигиинародовРоссии.

религиями:

православием,  исламом,  буддизмом:

Описывать (на основе иллюстраций учебника,

когда   появились,   какие   народы   исповедуют,

непосредственного

наблюдения

и

других

основатели

религий,

священные

книги,

символы

источников) культовыесооружения.

Моделирование

ситуаций

общения

людей,

веры   и

святыни,

культовые

сооружения   и

10-11

Буддизм

исповедующихразныерелигии.

искусство,

нравственныезаповеди и др.

Показывать

роль

религии,

отдельных

Уважение

религиозных

чувств

россиян,

религиозных

деятелей

в  истории

и  культуре

терпимость к инымверованиям.

России.

Культовые постройки: храм, мечеть, пагода.

Объяснять,чтотакоеверотерпимость.

Обсуждать

ситуации,

касающиеся

Религиозныепраздники. Нравственныезаповеди.

взаимоотношений

между

людьми,

Веротерпимость. Толерантность.

исповедующимиразныерелигии.

Раскрываютнравственные

нормы,

которые

Участвовать

в

обсуждении

сообщений

заложены в священных книгах религий.

одноклассников

Сравнение  культурных  и  религиозных  традиций

Экскурсии

к  культовым

постройкам

города

россиян, анализ текста, выделение в нём главного

Групповая работа по поиску информации для

и  формулирование  своими  словами,  выводы  на

подготовки небольших сообщений о памятниках

основе  сравнения;  сообщения  учащихся,  мини  -

религиозной

культуры

первую

очередь

проекты, защитамини -проектов

родногокрая),

религиозных

праздниках.

Человек  –

членобщества.

Главное

богатство

Нравственныезаповеди и др.

страны  –  люди.  Взаимоотношение  человека  с

другимилюдьми

«Духовно-нравственные нормы и ценности» (14 часов)


12-14

15-16

17-18

19

20

21

22

23

24


«Самое дорогое у человека – это жизнь».

Моя семья.

Образцы

нравственности в поступках наших предков и современников

Совесть и раскаяние

Милосердие и сострадание

Золотое правило этики

Зачем творить добро?

Отношение к природе Щедрость и трудолюбие


Объяснять ценность человеческой жизни;приводить примеры спасения людей в военное время и в мирной жизни.

Находить информацию в ходе бесед сродными и близкими об истории и чести семьи (рода), происхождении фамилии.

Рассказывать о своей семье;оцениватьхарактер семейных отношений. Моделирование ситуаций взаимоотношений всемье, с друзьями.

Беседы с родными и близкими об истории ичести семьи (рода).

Групповая работа по поиску информации(изкниг, газет, телепередач, Интернета, бесед с родными, Приводить примеры добрых дел(из учебника

и других источников, включая и свои собственные поступки).

Характеризовать свои отношения с друзьями. Участвовать в обсуждении поступков людей(нравственные, безнравственные), примеры которых отобраны в ходе групповой работы. Приводить примеры любви и преданностиОтчизне, подвигов людей в Великую Отечественную войну.

Рассказывать об одном из городов воинскойславы.

Объяснять        значение    понятий    духовно-

нравственные ценности, общечеловеческие ценности.


Общечеловеческие ценности. Духовно-нравственные черты народов России: любовь к Родине, терпимость, отзывчивость, великодушие, гостеприимство, дружелюбие, щедрость, трудолюбие, доброта, сострадание, милосердие и

др.   Объясняют

значение

понятийдуховно-

нравственные

ценности,

общечеловеческие

ценности.

Расширение представлений о семье – самом близком окружении ребёнка. Семейные традиции в истории народов России. Забота о чести семьи. Семейные взаимоотношения: любовь родителей к детям, уважение родителей детьми, почитание старших и забота о младших членах семьи. Уважение мнения других. Обязанности ребёнка в семье. Показывать на примерах из учебника и других источников, что любовь и уважение к родителям – святое чувство. Презентуют собранный материал Оценка своего поведения, поступков людей (одноклассников, друзей) с

позиций

общечеловеческих,

общероссийских

нравственныхценностей.

Участвуют

в   групповой

работепосбору

информации (из книг, газет, телепередач, Интернета, бесед с родными, непосредственного наблюдения) о поступках людей в повседневной жизни.

Традиции  милосердия  и  бескорыстной  помощи

нуждающимся.и Всемирный Красный Крест. Л. М.


Составлять перечень духовно-нравственных

Рошаль.

Мать

Тереза   и

Орден

милосердия.

25

Подвиг

норм, которые необходимы нам сегодня.

Проявления

милосердия

и

бескорыстия

в

Нахождение информации в научно - популярной

повседневной жизни; Нобелевская премия мира.

литературе, словарях и справочниках, анализ и

оценка её, перевод из одной формы в другую.

«Наш дом – Россия» ( 10 часов)

26-27

Любовь к

Учебный

диалог:

обсуждение

статьи

Обсуждение докладов и презентаций учащихся на

Родине. Верность

Д.С.Лихачева

«Память».  Оценка

информации,

тему  «Словесныйпортрет

выдающегосядеятеля

х.

родине.

представленной в рассказе -объяснении учителя.

России»

Выделение  главной  мысли  рассказа.  Чтение  и

28-

Образцы

анализтекстаучебника   «Творить

благо».

Представление

обучающимися

своихтворческих

защитников

Коммуникативнаядеятельность:

послушаем

работ на темы: «Мое отношение к миру»,

31

Отечества в

друг друга, выскажем свое мнение: можем ли

«Моеотношение к людям»,

литературе,

мы  принять  участие  в  благотворительности?

«Моеотношение к России»,

живописи,

Составление

портрета

героях удожественного

«С чегоначинаетсяРодина»,

музыке.

полотна   (Репин.Портрет   С.И.Мамонтова).

«ГероиРоссии»,

Учебный  диалог:  оценим  жизненные  истории.

«Вклад моей семьи в благополучие и процветание

Дискуссия,   посещение музеев,   обсуждение,

Отечества

(труд,

ратный

подвиг,

творчество

и

32-34

Творческая

Обмен впечатлениями.

т.п.)»,

работа.

«Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг» и

Сочинение.

т.д.

35

Подведение

итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОДНКНР 5 класс. ФГОС.

Данная рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков из...

Рабочая программа курса ОДНКНР

Рабочая программа ОДНКНР составлена на основе Рабочая программа по истории  составлена в соответствии с Федерального государственного стандарта (2010 г.), Примерной программой основного общего об...

Рабочая программа по ОДНКНР 5 класс 2016

Рабочая программа по ОДНКНР 5 класс 2016...

рабочая программа по ОДНКНР 5 класс

рабочаая программа по ОДНКНР 5 класс...

Рабочая программа по ОДНКНР автор Н.Ф.Виноградова

Программа содержит пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование с уазанием основных видов учебной деятельности...

Учебная рабочая программа по ОДНКНР

Данная рабочая программа  составлена на основе программы комплексного учебного курса « Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков; ...

Рабочая программа курса ОДНКНР

Рабочая программа курса ОДНКНР...