Профилактика профессионального выгорания педагога, как фактор повышения эфективности реализации ФГОС
статья на тему

Зимина Анна Сергеевна

Материал статьи включает понятие профессионального выгорания педагога, признаки, этапы, профилактические меры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл professionalnoe_vygoranie_pedagogov.docx22.93 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика профессионального выгорания  педагога, как фактор повышения эффективности реализации ФГОС.

Зимина А.С. учитель технологии

СШ№1 г. Данилов.

2016г.

В мире все находится в движении, от атомов до вселенной. Все пребывает в вечном стремлении к иному состоянию. Так и человека можно сравнить с атомом, постоянно стремящимся к совершенству в своей «вселенной».

Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жесткие требования - это высокое качество образования, саморазвитие, коммуникабельность, целеустремленность, креативность, лидерские качества, умение ориентироваться в большом потоке информации. Как известно, нет предела совершенству и всегда есть чему учиться. 

Меняется общество, меняются и требования к системе образования. Переход на новые образовательные стандарты является событием, определяющим в ближайшей перспективе главный вектор преобразований в системе образования.  В деятельности педагога происходят сложные изменения. На его плечи ложится ответственность за эффективное внедрение федеральных стандартов нового поколения.  Для того чтобы процесс был успешен, ему необходимо перенастроить  свою работу, пересмотреть свои взгляды, составить для себя план по саморазвитию.

Педагоги, стремясь соответствовать новым требованиям, вынуждены повышать уровень профессиональной компетентности, что, в свою очередь, может привести к физическим и интеллектуальным перегрузкам.

Всё нарастающие темпы современной жизни требуют от каждого активно живущего человека повышения устойчивости к действию стрессовых факторов.

В настоящее время стала актуальной проблема профессионального выгорания в среде специалистов, тесно взаимодействующих с людьми, к их числу относятся работники сферы образования – педагоги, психологи, логопеды. В своей работе они испытывают нервно-психические нагрузки.

Чтобы избежать ненужных стрессов, педагог должен знать меры профилактики и предупреждения профессионального выгорания.

Что же это такое?

Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека.

Синдром выгорания включает в себя три основные составляющие:

  1. Эмоциональную истощенность - чувство опустошенности и усталости;
  2. Деперсонализацию  (цинизм) – предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда
  3. Редукцию профессиональных достижений – возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной деятельности, осознание неуспеха в ней.

К основным признакам нервной напряженности, первым «звоночкам» относятся:

  • Частые ошибки в работе;
  • Ухудшение памяти;
  • Рассеянность;
  • Часто посещающее чувство усталости;
  • Быстрая, сумбурная речь;
  • Систематические головные боли;
  • Повышенная возбудимость, раздражительность;
  • Работа не приносит былой радости;
  • Потеря аппетита, «заедание» стресса;
  • Стремление отложить работу на потом.

Ведущая роль  в возникновении и развитии выгорания принадлежит индивидуальным и организационным факторам. К которым относятся:

  1. Индивидуальные факторы:
  • Возраст (часто выгорание совпадает с возрастными кризисами в 21, 33, 40 и 45)
  • Пол (чаще подвержены женщины, но у мужчин протекает более ярко)
  • Семейное положение
  • Стаж работы (Чаще  всего подвержены профессиональному выгоранию педагоги со стажем работы от 5-10лет, у педагогов со стажем более 10 лет выработаны определенные способы саморегуляции и психологической защиты)
  • Самооценка
  • Коммуникабельность
  • Уровень тревожности
  1. Организационные факторы:
  • Условия работы
  • Микроклимат в коллективе
  • Продолжительность рабочего дня
  • Обратная связь

Каким же образом мы можем помочь себе избежать выгорания? Наиболее доступными в качестве профилактических мер является использование способов саморегуляции.

1. Физиологическая саморегуляция:

· Посещение бассейна, тренажерного зала, занятия йогой и  просто утренняя зарядка.

· Релаксация

 2. Естественные формы саморегуляции:

· Длительный сон;

· Вкусная еда;

· Общение с природой, прогулки на свежем воздухе;

· Движение, танцы, музыка.

· Баня, сауна, ванна с пеной,.

3. Эмоциональная саморегуляция:

· Смех, улыбка, юмор;

· Занятие любимым делом, хобби (особенно актуально для нас с Вами);

· Рассматривание пейзажей, красивых фотографий, картин, памятных и дорогих Вам вещей;

· Чтение стихов.

    4.Самовнушение и самопоощрение:

·  Хвалить себя 3-5 раз в день;

· Радовать себя подарочками и милыми безделушками;

Ведущие специалисты в области психологии дают нам несложные практические советы на каждый день:

1. Ищите соратников и помощников. Не берите всё  на себя.

2. Не работайте тяжелее, а работайте умнее.

3. Планируйте не только своё рабочее время, но и свой отдых.

4. Долой синдром отличника из нашей жизни!

5. Планируйте свою карьеру.

6. Оставьте профессию критика и прокурора.

7. Учитесь управлять собственным временем.

8. Умейте отказываться вежливо, но убедительно.

9. Создайте на своём рабочем месте максимально комфортные условия труда.

10. Вносите систему в свою работу.

11. Боритесь со скукой на уроке, или Волшебство творчества.

12. Умейте  вовремя  уйти от конфликта

13.Идите с улыбкой по жизни.

Данные исследований подтверждают тот факт, что современному педагогу очень важно уметь управлять не только ходом урока, но и своим здоровьем. Умение управлять своим здоровьем - это первая и очень важная ступень самопознания.

 Самопознание дает возможность управлять механизмом психической саморегуляции и является отправной точкой саморазвития и самосовершенствования.  

Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед, ведь труд учителя – это великолепный источник для безграничного творчества. Современный учитель – человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.

Здоровья вам коллеги  и творческих успехов!

Литература:

  1. Востоков В.Ф. Секреты целителей востока. Т.:Узбекистан.-304с.
  2. Козлов Н.И. Как относится к себе и к людям, или Практическая психология на каждый день. М.: АСТ ПРЕС, 1998.-320с.
  3. Каппони В, Новак Т. Сам себе психолог. СПБ.:, Питер,2001.-224с.
  4. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель эмоциональной дезадаптпции учителя// Вопросы психологии.1994.№6С.57-63.
  5. http://www.myshared.ru/slide/807462/
  6. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/11/27/praktiko-znachimyy-proekt-po-teme-problema-emotsionalnogo
  7. http://www.samson-corp.ru/Developments/MM18/mm18-10.pdf
  8. http://ext.spb.ru/site/122-publikacii/raznoe/4545-2014-02-01-06-13-19.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика профессионального выгорания педагогов

В презентации  в легкой, юмористической форме подобран материал по профилактике профессионального выгорания. Сожно использовать как сопровождение к теоретическому материалу или как релаксаци...

Развитие профессиональной компетентности педагога, как фактор повышения качества образования в условиях подготовки к введению ФГОС

В данной работе рассмотрено понятие профессиональной компетентности педагога, определены основные группы профессионально-педагогических компетенций и рассмотрены механизмы развития профессиональной ко...

Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования в условиях введения ФГОС второго поколения.

Развитие  профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования  в условиях введения ФГОС второго поколения....

Система работы методического объединения учителей математики по развитию профессиональной компетентности педагогов как фактор повышения качества образования в условиях введения ФГОС второго поколения

Методическая работа выполняет роль стимула в профессиональном развитии учителя, способствует самореализации, решению личных профессиональных проблем, позволяет достичь большего удовлетворения в педаго...

Профессиональное выгорание. Методы профилактики профессионального выгорания педагога.

Выступление педагога- психолога  на методическом объединении педагогов....

«Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования в условиях внедрения ФГОС третьего поколения» ( выступление на ШМО учителей - предметников)

Неотъемлемой составляющей профессионализма и педагогического мастерства учителя принято считать его профессиональную компетентность.Под профессиональной компетентностью понимается совокупность професс...