Рабочая программа ОДНКНР 5 класс
рабочая программа (5 класс) на тему

Пояснительная записка, планируемые результаты, содержание, тематическое планирование 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_odnknr_5_klass.docx37.52 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная  записка

Нормативно-правовое обеспечение

Данная рабочая программа разработана на основе документов:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ«Об образовании в Российской Федерации»
  2. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897)
  3. Федеральный компонент Государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (утвержден Министерством образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089) в редакции приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2008 № 164, от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427
  4. Федеральный перечень учебников на 2014-2015 учебный год (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253)
  5. Основная образовательная программа МБОУ «СОКШ № 4» (утверждена приказом от 29.08.2014 № 405)
  6. Положение «О разработке и утверждении рабочих программ отдельных учебных предметов, курсов» (утверждено приказом от 30.08.2013 №320)
  7. Примерные образовательные программы основного общего образования по предметам.

Планируемые результаты

К концу обучения учащиеся научатся:

Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из

прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и

прослушанных объяснений учителя.

Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных

текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с

общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.

Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать

высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.

Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам,

иллюстрациям) словесный портрет героя.

Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания

известных личностей.

Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с

учебной задачей.

Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения

учебных и практических задач.

К концу обучения учащиеся смогут научиться:

Высказывать предположения о последствиях неправильного

(безнравственного) поведения человека.

Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики;

намечать способы саморазвития.

Работать с историческими источниками и документами

Личностные, метапредметные и предметные результаты

В соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета определяет достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.

Личностные цели представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:

готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;

достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, формирование его ценностного взгляда на окружающий мир, основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; ценностей многонационального российского общества; воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания; понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

        Личностные результаты:

 - осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);

- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;

- проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;

- стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.

Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:

- владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;

- овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

        - осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;

- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;

- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

Универсальные учебные действия.

Познавательные:

  - характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;

  - сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;

 -  различать культовые сооружения разных религий;

 - формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.

Коммуникативные:

  - рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;

 - кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие, уважение и др.).

Рефлексивные:

  - оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;

  - анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.

Информационные:

  - анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).

К концу обучения учащиеся научатся:

  • воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя;
  • сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов.
  • проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.
  • участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
  • Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.
  • Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания
    известных личностей.
  • Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.
  • Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.
  • Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.
  • Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.
  • Работать с историческими источниками и документами.

Содержание учебного предмета

Раздел1. В мире культуры.( 2 часа)

Величие российской культуры.

 Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К.Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р.Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.).

Человек – творец и носитель культуры.

 Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства.  Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные  установки.

Раздел 2. Нравственные ценности российского народа ( 7 часов)

«Береги землю родимую, как мать любимую».

 Представления о патриотизме в  фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.).   Жизнь ратными подвигами полна.

Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом.

В труде – красота человека.

Тема труда в фольклоре разных народов (сказках,легендах, пословицах).    «Плод добрых трудов славен…».

 Буддизм, ислам, христианство о труде и    трудолюбии.   Люди труда. 

Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.).

Бережное отношение к природе.   Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России.

Семья – хранитель духовных ценностей.

Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме,

исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.

Раздел 3. Религия и культура ( 5 часов)

Роль религии в развитии культуры.

Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества.

Культурное наследие христианской Руси.  Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение.

Колокольный звон. Особенности православного календаря.

Культура ислама.

Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь.

Иудаизм и культура.

Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь.

Культурные традиции буддизма.

 Распространение буддизма в России.

Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.

Раздел 4. Как сохранить духовные ценности (2 часа)

Забота государства о сохранении духовных ценностей.  Конституционные         гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями. Хранить память предков.  Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.

Раздел 5. Твой духовный мир. ( 1 часа)

Что составляет твой духовный мир.

Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях.

                               Учебно-тематический план

№ п/п

Название раздела

Количество часов

1

В мире культуры.

2 ч

2

Нравственные ценности российского народа.

7 ч

3

Религия и культура.

5 ч

4

Как сохранить духовные ценности.

2 ч

5

Твой духовный мир.

1 ч

Итого

17 ч

Тематическое планирование

№ п/п

Дата

план

Дата

факт

Тема урока

В мире культуры.

1

 Величие многонациональной российской культуры.

2

Человек – творец и носитель культуры.

Нравственные ценности российского народа.

3

«Береги землю родимую, как мать любимую».

4

 Жизнь ратными подвигами полна.

5

 В труде – красота человека.

6

 «Плод добрых трудов славен».

7

 Люди труда

8

 Бережное отношение к природе.

9

 Семья – хранитель духовных ценностей.

Религия и культура.

10

 Роль религии в развитии  культуры.

11

 Культурное наследие христианской Руси.

12

 Культура ислама.

13

 Иудаизм и культура.

14

 Культурные традиции буддизма.

Как сохранить духовные ценности.

15

 Забота государства о сохранении духовных ценностей.

16

 Хранить память предков.

Твой духовный мир.

17

 

 Твой духовный мир.

18

Резервный урок

Практическая часть программы

Темы индивидуальных учебных проектов:

  1. «Традиции моей семьи»
  2. «История семейной реликвии»
  3. «Мое родословное древо»
  4. «Значение религии в жизни человека и общества»
  5.  «Памятники религиозной культуры  в моем городе»
  6. «Памятники в моем городе»
  7. «Мое отношение к России»
  8. «С чего начинается Родина»
  9. «Герои России»
  10. «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества»
  11. «Мой дедушка – защитник Родины»
  12. «Профессиональное древо моей семьи»
  13. «Профессиональная династия»
  14. «Спасти и сохранить»
  15. «Христианские святыни Югры»
  16. «Христианские святыни России»
  17. «Мечеть Нефтеюганска»
  18. «Мечети в России»
  19. «Иудаизм в России»
  20. «Буддийские монастыри»
  21. «Религия и искусство» электронный альбом
  22. «Библия – Книга Книг»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)

Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...

Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова

тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...

Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...

Рабочая программа 1 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС

Рабочая программа 1 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...