статья "Комплексное применение "немых" карт как средство изучения географической номенклатуры"
статья на тему

Петров Константин Григорьевич

статья "Комплексное применение "немых" карт как средство изучения географической номенклатуры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_nemye_karty.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКСНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ «НЕМЫХ» КАРТ КАК СРЕДСТВО ИЗУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ НОМЕНКЛАТУРЫ

К.Г. Петров

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение "Средняя школа №1" города Смоленска

Географическая карта является основным и неотъемлемым средством обучения на уроках географии. Большая часть учебного процесса должна организовываться с применением карт и картографических изображений, поскольку именно так обеспечивается формирование пространственного географического мышления, необходимого и главного результата изучения географии в школе. И важная проблема, с которой,  в данном аспекте, сталкиваются все учителя, независимо от возраста учеников и типа школы – это проблема изучения географической номенклатуры.

Весь курс географии в школе предполагает запоминание объемного перечня пространственных объектов  во всех классах с 5 по 11. Таким образом, эта задача стоит, хоть и в разном масштабе, перед всеми возрастными категориями учеников. И основная сложность ее реализации, на мой взгляд, заключается в ее механическом характере. Иными словами, при изучении объектов из номенклатурного списка отсутствует опора на когнитивную логику, построение причинно-следственных взаимосвязей.  В наличии есть только прямое заучивание названий объектов и их местоположений. Несомненно, существует ряд методик, способствующих лучшему запоминанию различного рода информации, но они более относятся к сфере психологии и призваны лишь оптимизировать мнемические процессы. К таковым, в плане изучения карты, можно отнести, например, ориентацию на главные объекты и прилегающие к ним (основные страны и их соседи, крупнейшие реки и их притоки, океаны и моря в их составе и т.д.), построение пространственных образов на основе запоминаемой информации (образное видение формы государства и сопоставление ее со знакомыми формами, по аналогии «Италия – сапог» или «Северная Америка хочет проглотить Кубу»), ориентация на основные линейные ориентиры – линия экватора, тропиков, полярных кругов, нулевого меридиана (страны, нанизанные на экватор). Все эти методики, однако,  предназначены по большей части для самих учеников и их самостоятельной работы.  А в организации педагогического процесса учителем основными методами  остаются демонстрация объектов при знакомстве с новым регионом или при изучении определенных вопросов, имеющих конкретную пространственную привязку, а также предложение самостоятельного запоминания некоторой части номенклатурного перечня как домашнего задания с последующим текущим и итоговым контролем.

В последнее время с увеличением акцента на личностную ориентацию и усиление гуманистического характера образовательного процесса значительное внимание уделяется методикам, способным оптимизировать и упростить процесс запоминания учениками географических названий и их местоположений. К таковым, например, можно отнести различные игровые методики, задания, нацеленные на концентрацию внимания на определенных объектах (изучение истории их открытия и освоения, топонимические исследования) и многие другие. Значимости и неиспользуемому в полной мере  потенциалу одной из таких методик и хотелось бы уделить внимание в данной статье.

Речь идет о «немых» картах. В своей основе они представляют собой чистые карты без каких-либо надписей и обозначений, на которых либо могут быть нанесены основные контуры (границы государств, гидрографическая сеть, контуры озерных котловин), либо могут быть представлены лишь пустые очертания страны, региона или материка. Как правило, основная работа, проводимая по данным картам, это итоговый контроль по завершению изучения крупной темы, когда ученикам уже хорошо знаком данный участок Земли и объекты на нем. Поэтому наиболее частые задания, которые предлагаются учителем при применении «немых» карт – это подписать названия объектов, обозначенных на карте цифрами, либо расставить в нужных местах порядковые номера объектов, представленных ниже карты  в пронумерованном списке.  Такие задания бесспорно важны, они способны гораздо более, нежели привычные контурные карты, показать всю глубину пространственных и номенклатурных знаний учащихся.  Однако, ввиду необходимого наличия базы знаний, такие задания могут применяться лишь на заключительных этапах повторения и закрепления.

Учитывая всю ценность данного метода, стоит уделить внимание одному типу заданий с применением «немых» карт. При нем на чистом изображении ряд изученных объектов обозначен цифрами, а ниже располагается пронумерованный географических перечень объектов, отмеченных на данной карте. И в ходе выполнения работы ученик должен найти ошибки, определив, номера каких объектов стоят не на своем месте. Таким образом, помимо вспоминания зрительной информации в данном случае активизируется и процесс критического мышления и дополнительной проверки собственных знаний. Успешное выполнение задания подобного рода потребует гораздо более глубоких  и прочных знаний географической карты. Причем, ошибочно должны быть нанесены не все объекты, а лишь малая их часть (например, 2-3 при общем количестве 10-15 номенклатурных единиц). Потому что, если ошибки допущены во всех случаях, ученик изначально ищет для всех цифр новые положения, а если ошибок всего несколько, то он более критично относится к своим знаниям и в результате более глубоко усваивает карту.

Подобная работа с «немыми» картами не является новаторством и применяется достаточно часто и широко в педагогической практике. Однако, данное средство обучения целесообразно применять не только при проверке номенклатурных знаний, но и на других этапах, в том числе и при изучении новой темы. Дело в том, что само по себе задание «выучить карту», все равно,  в каком объеме, достаточно трудоемко, и далеко не все могут с ним благополучно справиться. В то же время всегда подмечался тот факт, что гораздо лучше знают карту те ученики, у которых есть настенная карта дома, либо которые любят часто рассматривать географические атласы. Таким образом, запоминание объектов происходит нецеленаправленно, во многом даже неосознанно, но, как показывает практика, намного более прочно и долговременно, по сравнению с сознательным заучиванием, даже с применением когнитивных и мнемических методик. Именно на данный аспект и ориентирована работа с «немыми» картами на ранних этапах знакомства с пространственными объектами.

Работа по данному методу может осуществляться практически на любом уроке географии, как при изучении новой темы, так и при ее закреплении. В основе лежит не контрольная, а практическая работа учеников на «немых» картах с применением атласов, настенных карт, учебной литературы, дидактических материалов, статистической информации и, в том числе, помощи учителя. Ученикам предлагается ряд заданий, не ставящих своей прямой целью изучение и запоминание самих географических объектов. Это происходит в процессе выполнения работы опосредованно. К примеру, в 11 классе первый урок при изучении каждого из экономических регионов мира (Зарубежная Европа, Африка, Латинская Америка)  посвящается основным особенностям географического  положения стран данного региона, их общей характеристике, а также такому вопросу, как формы правления в этих странах. И задания, которые здесь могут быть предложены, это, например, обозначить на карте разными цветами государства с монархической и республиканской формой правления. Таким образом, изучая общие черты географии стран региона и делая вывод об их историческом развитии и государственном устройстве, ученики заодно запоминают местоположение каждой из этих стран.  При выполнении данного задания они находят страну в списке, определяют ее принадлежность к той или иной группе, находят эту страну в атласе, а затем сопоставляют карту атласа с «немой» картой и наносят эту страну нужными условными обозначениями. Подобная деятельность, на мой взгляд, гораздо эффективнее обычной демонстрации учителем тех или иных стран на настенной карте, которая, безусловно, также важна, однако, менее результативна  в процессе изучения номенклатуры.

Примеры подобных заданий можно подобрать ко всем темам уроков географии, причем абсолютно независимо от возрастной группы учеников. Конечно, в начальном курсе (5-6 классы) они могут вызвать затруднения, которые, впрочем, могут возникнуть и в старших классах при первичном проведении. Однако, это лишь потребует большего участия учителя в данной работе на ранних этапах. Несколько раз ее можно провести фронтально, лишь затем переходя к групповой и индивидуальной работе. Главное, что, чем раньше внедрить «немые» карты с подобными заданиями в образовательный процесс и чем чаще и методичнее их применять, тем быстрее и проще ученики начнут в них ориентироваться. А за этим последует боле свободная пространственная ориентация  и на географической карте.

Главный аспект работы с «немыми» картами, это, во-первых, содержание в своей основе задания, основанного на изучаемой теме, и, во-вторых, группировка объектов изучаемой территории согласно тематике урока  и их обозначение. Причем сами задания могут быть самыми разнообразными: отметить разными способами высокие, средние и низкие горы, горы с частыми и с редкими землетрясениями, внутренние и окраинные моря, материковые и вулканические острова и др. Для 7 класса при изучении компонентов природы материков и океанов и в 8 классе при изучении природы России это могут быть: обозначение разными типами штриховки рек с летним и весенним половодьем, с дождевым, снеговым и ледниковым типом питания; обозначение разными цветами озер в зависимости от происхождения их котловины; обозначение природных объектов, относящихся к территориям тех или иных национальных парков и заповедников и т.д. При изучении населения и хозяйства России в 9 классе и мира в 10-11 классах главными объектами номенклатуры становятся субъекты РФ и политическая карта мира. Помимо предложенного выше, задания могут быть: отметить различными знаками субъекты или страны с разным вероисповеданием, плотно и разреженно заселенные, с высоким и низким уровнем урбанизации. Причем, совсем не обязательно  охватывать всю изучаемую территорию на каждом уроке. Например, можно отметить субъекты или страны, лидирующие в производстве железа, добыче нефти и газа или других полезных ископаемых, лежащие на основных транспортных путях.

Таким образом, охват тематик достаточно широк, и данный метод может быть применен практически на всех уроках географии.

Его преимущества заключаются в том, что запоминание местоположения географических объектов происходит не напрямую, опосредованно, в результате частой работы с ними. Причем, ученики в этой работе занимают не пассивную, как на традиционном уроке, а активную позицию, самостоятельно осуществляя поиск объектов и сопоставление карт. В целом же, данная методика полностью согласуется с общими тенденциями в современной педагогике, направленными на сокращение роли учителя в передаче знаний и в увеличении самостоятельной работы учеников по добыче и усвоению новой информации из всех доступных источников, в результате чего не только расширяется уровень познания предмета, но и осваиваются необходимые личностные и метапредметные компетенции.

Следовательно, метод «немых» карт в его широком понимании и частом применении способен значительно повысить уровень географических знаний учеников и оптимизировать процесс становления географического мышления.

Список литературы:

1. Душина И.В. Понурова Г.А. Методика преподавания географии. М: Аркти, 1996.

2. Крылова О.В. Методическое пособие по географии материков и океанов, М. “Просвещение”. 1997.