Статья "Проблемы внедрения инклюзивного образования"
статья на тему

Петров Константин Григорьевич

Статья "Проблемы внедрения инклюзивного образования"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inklyuz.docx16.62 КБ

Предварительный просмотр:

Петров К.Г.

МБОУ СШ №1 г. Смоленска

Проблемы внедрения инклюзивного образования

Система инклюзивного образования, ставящая своей целью обеспечение равных возможностей обучения для всех детей, включая детей с физическими и психическими ограничениями, широко распространенная в западных странах, получает развитие и в России с введением ФГОС нового поколения.  В настоящее время подобных школ в нашей стране насчитывается единицы, преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге. Однако уже к 2016 году, согласно внедрению государственной программы «Доступная среда», планируется полноценная и функциональная организация  безбарьерной школьной среды для детей-инвалидов. Ее реализация представляет ряд важных и актуальных проблем, которые можно систематизировать на три типа: материальные, методические и ментальные.

 Первый тип наиболее очевиден – необходимость оснащения российских школ специальным учебным оборудованием, а также наполнение школьного здания  вспомогательными средствами, делающими обучение в них детей с ограниченными возможностями доступным. Среди их примеров можно назвать строительство пандусов, лифтов, поручней, организация специальных учебных мест, условий освещения, прочих технических средств, транспортное обслуживание, снабжение школьных библиотек специализированной литературой (выполненной шрифтом Брайля) и многие другие. На сегодняшний день большинство школ России не соответствует данным условиям. Причем, если часть из этих нововведений не требует больших финансовых затрат (как, скажем, пандусы или учебная литература), то другие связаны с более сложными строительными работами вплоть до перепланировки школы (такие, как оборудование лифтов или подъемников, расширение туалетных комнат и др.). Таким образом, решение данной проблемы, особенно в рамках всей территории России, является вопросом не одного года.

Второй тип трудностей связан с необходимостью организации индивидуального подхода к детям-инвалидам и, как следствие, переработке всего учебного процесса, поскольку в условиях инклюзивного образования все дети класса не смогут обучаться в одном темпе и в одном объеме. Самой программой «Доступная среда» по этому вопросу предусматривается создание «специальных образовательных программ, разработанных с учетом индивидуального плана реабилитации детей-инвалидов». Иными словами, при необходимости в процессе обучения должна обеспечиваться дифференциация учебного материала и заданий с учетом возможностей каждого ребенка, вплоть до полноценного индивидуального плана обучения. Опыт работы школ предлагает сокращение количества письменных заданий, карточки с тестовыми заданиями, сокращение и упрощение изложения. С одной стороны, подобные нововведения не представляют сложности, тем более что дифференцированное обучение даже в обычном классе считается преимущественным. Поскольку даже в классе исключительно из здоровых детей все учат и усваивают материал со своей скоростью, что зависит и от прилежности, и от особенностей темперамента. Поэтому разработка заданий разного уровня сложности и индивидуальная работа с отстающими не являются для учителей новым, незнакомым ранее компонентом учебного процесса. С другой стороны дети с ограниченными возможностями требуют, как правило, большего внимания, и учителю придется разрабатывать урок, исходя из необходимости периодически работать с ними индивидуально, предоставив остальному классу работать самостоятельно. Как показывает опыт школ, это не отражается негативно на успеваемости остальных учеников класса, однако представляет определенные трудности для самого учителя. В то же время некоторые дисциплины, такие, как физика, химия, алгебра и начала анализа в старших классах сами по себе достаточно тяжелы для усвоения и переработка и упрощение их содержания будут крайне трудоемки. Естественно, этот процесс не может ложиться на самих учителей и требует разработки образовательной программы на государственном уровне.

Помимо проблемы содержания образования здесь следует отметить и проблему недостаточной квалификации учителей для работы с детьми-инвалидами. В будущем подобная подготовка, вероятно, будет проводиться на базе педагогических вузов, однако, на сегодняшний день большинство учителей российских школ не имеет полноценного представления ни о физиологических особенностях детей с ограничениями здоровья, ни о специфике работы с ними. Организация инклюзивного образования потребует предварительного проведения курсов и семинаров по коррекционной и специальной педагогике для всех педагогов всех школ, что также потребует значительного времени, однако, является необходимым аспектом, без которого реализация безбарьерной среды будет невозможна. Причем данные курсы должны быть достаточно продолжительными, чтобы подготовка педагогических кадров была полноценной и эффективной. И даже помимо этого, в целях разрешения повседневных проблем, школы должны быть оснащены квалифицированными педагогами-психологами, логопедами, тифло – и сурдопедагогами, что явно потребует  расширения штата школьного рабочего персонала, но также является необходимым.

И третий тип проблем, ментальный, связан с самим восприятием в обществе людей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов в частности. Он включает в себя и трудности принятия таких детей коллективом класса, и трудности работы учителя, основанные не на профессиональной почве, а на личном отношении к данной системе. Можно сказать, что проблемы построения взаимоотношений с одноклассниками полностью обусловлены воспитанием в семье, прежде всего, и в школе. От того, какое отношение к детям-инвалидам будет формироваться родителями и учителями, во многом зависит и отношение к ним ребят в классе. К сожалению, стоит отметить, что далеко не все взрослые обладают как здравомыслящими взглядами по вопросу социализации инвалидов, так и адекватным пониманием толерантности. Следовательно, необходима организация определенных курсов и собраний для родителей и учителей, посвященных данной проблеме.

В целом можно подвести итог обзора основных проблем введения полноценной системы инклюзивного образования в России. Все перечисленные трудности нельзя назвать чрезвычайно сложными и неразрешимыми. Большая их часть имеет уже сформированную основу, и при затрате определенного количества средств и, самое главное, времени инклюзивное образование в российских школах может стать весьма успешной и эффективной реальностью. Однако следует упомянуть еще одну, самую важную, на мой взгляд, проблему. При всей ценности и необходимости в современном обществе нельзя допустить, чтобы инклюзивное образование стало формальным. Что, к сожалению, весьма вероятно на сегодняшний день, исходя из того, что федеральная программа уже действует, сроки ее реализации определены, а методическая и физическая база практически полностью отсутствуют в большинстве школ. Подобная реорганизация, как и любая реформа, должна сформироваться на собственной почве, должна накопить все необходимые условия, и только после этого претворяться в действие, но никак не учреждаться вышестоящими органами независимо от уровня подготовленности  самих школ. Поэтому проблема формализации, при которой дети-инвалиды будут получать упрощенные знания и учиться по сокращенной программе, но не смогут полноценно развить все имеющиеся у них способности, становится особенно актуальной.