Здоровый образ жизни
материал на тему

Киселева Ольга Вячеславовна

Здоровый образ жизни 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raznoe.zdorovyy_obraz_zhizni_.docx769.78 КБ

Предварительный просмотр:

 Содержание.

Введение.

Формирование здорового образа жизни у  детей-подростков.

1. Двигательная активность, правильное питание, личная гигиена

2. Одной из составляющих здорового образа жизни является отказ от разрушителей здоровья: курения, употребления алкогольных напитков и наркотических веществ

3. Формирование у  подростков привычки к здоровому образу жизни,

4. Памятка и рекомендации для родителей по формированию ЗОЖ у подростков,

Интересные истории о ЗОЖ в нашей стране и за рубежом

1. Великие философы-мыслители о здоровом образе жизни.

2. Интересные мифы о ЗОЖ.

 Заключение.

Список использованной литературы

Актуальность темы.

Стремительный рост  уровня заболеваемости среди молодежи,  употребление алкоголя, табакокурения, наркотических средств в молодежной среде, рост уровня смертности. Необходимо внедрять культуру здорового образа жизни, начиная с дошкольного возраста. Только активная работа с дошкольниками, школьниками и их родителями позволит вырастить здоровое поколение способное жить в стремительно меняющемся мире.

Предмет исследования  –  здоровый образ жизни как таковой; интернет ресурсы; литература по проблеме формирования здорового образа жизни среди подростков, о здоровом образе жизни.

Задачи: изучить особенности формирования здорового образа жизни; литературу по проблеме формирования здорового образа жизни среди подростков, интернет ресурсы, статьи  о ЗОЖ, высказывания  великих философов-мыслителей о ЗОЖ, выявить методы пропаганды здорового образа жизни;  профилактику здорового образа жизни.

1.Введение.

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества.

В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения определение понятия здоровье: «…состояние полного, физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». И.И. Брехман, основоположник науки о здоровье – валеологии, определяет здоровье как «способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации.

Таким образом, из приведенных определений видно, что понятие здоровья отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания; само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог  счастливой жизни. Здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Важным элементом здорового образа жизни является здоровье. В современной науке выделены следующие факторы оказывающие на него влияние:

– от человека, от образа жизни (50%)

– от наследственных факторов (20%)

– от экологии (20%)

– от работы учреждений здравоохранения (10%)

Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и более.

Многие люди не соблюдают самых простейших норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение, другие страдают от ожирения, склероза сосудов,  сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, часто беспокойны, нервны, страдают бессонницей. Некоторые,  поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь.

В вопросах оздоровления детей рука об руку должны идти медики, педагоги, психологи.

Необходимо совместными усилиями родителей, педагогов, специалистов формировать у детей понятие здорового образа жизни, воспитывать соответствующие навыки и привычки, что будет способствовать эффективности мер социальной защиты здоровья детей.

Важной составляющей здорового образа жизни является умеренное и сбалансированное питание. То, что мы едим напрямую связано с тем, как мы себя чувствуем. Злоупотребление  алкоголем ведет к ухудшению внешнего вида, ослаблению защитных функций организма и раннему старению организма.

Не менее важным для правильного формирования здорового образа жизни является соблюдение режима дня. Недостаток сна снижает иммунитет, сказывается на уровне жизненной активности и ведет к ухудшению общего самочувствия.

Важной составляющей ЗОЖ так же можно назвать двигательную активность. Каждому организму нужна достаточная двигательная активность, закаливание, обтирание, обмывание холодной водой, а также соблюдение личной гигиены.

Помимо этого нужно отказаться от вредных привычек: курения, употребления алкоголя, тем более – наркотиков.

В современном мире в большинстве развитых стран государство поощряет ответственность по отношению к своему здоровью. В ряде европейских стран предусмотрены доплаты работникам, отказавшимся от курения, а также тем, кто следит за постоянством своего веса и регулярно занимается физкультурой. Затрачиваемые средства быстро окупаются, так как уменьшаются пропуски по болезни, улучшаются отношения людей в коллективе. Сознательное и ответственное отношение к своему здоровью должно стать нормой жизни и поведения каждого человека.

2.Формирование здорового образа жизни у  детей-подростков.

Как обеспечить сохранение, укрепление и восстановление здоровья учащихся?  

 Обновление содержания образования и использование здоровье сберегающих технологий,

например, музыка несет в себе огромный здоровье сберегающий потенциал, который, к сожалению, не всегда используется в образовании.

Обновление содержания образования - это не только новая информация, которую можно сегодня получить через Интернет или справочники, но и такое содержание, которое нужно критически усвоить и претворить в персональный опыт здоровой жизни.

 Создание здоровье сберегающей образовательной среды и использование ее педагогических возможностей

Здоровье сберегающая образовательная среда имеет принципиальное значение для формирования гармонично развитой личности. Только тогда, когда в школе будет создана такая среда возможны полноценное сохранение и укрепление здоровья, обучение здоровью, формирование культуры здоровья, усвоение ее духовно-нравственных, эстетических, физических компонентов.

 Развитие двигательной активности и учет индивидуально-личностных возможностей обучающихся в условиях конкретного образовательного учреждения

Как известно, духовно и физически здоровые люди намного быстрее адаптируются в науке и производстве, успешнее осваивают новые виды деятельности, лучше выполняют свою работу. Поэтому развитие двигательной активности как фактора укрепления здоровья нужно рассматривать главным образом как социальную защиту интересов развивающейся личности применительно к новым социально-экономическим условиям, когда человек предлагает свои услуги на рынке труда.

По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:

- отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ);

- оптимальный двигательный режим;

- рациональное питание;

- закаливание;

- личная гигиена;

- положительные эмоции.

Двигательный режим.

Жизнь современного человека, особенно в городах, характеризуется высоким удельным весом гипонезии и гиподинамии, и это при том, что практически никто не оспаривает то положение, что основная причина многих болезней цивилизации – недостаточная двигательная активность.

Особенно страдают от гиподинамии школьники. Больше времени своего бодрствования старшеклассники вынуждены проводить сидя за рабочим столом, просмотр телепередач, компьютерные игры усугубили обездвиженность детей и подростков.

В тоже время нередки и случаи низкой эффективности занятий физическими упражнениями.

Большинство оздоровительных систем (аэробика, шейпинг, ритмическая гимнастика и прочее) методически разработаны для взрослых людей, но, безусловно, использование этих систем для оздоровления детей и подростков возможно с внесением элементов игры и соблюдением принципа индивидуализации.

Правильное питание.

В последнее десятилетие возрос интерес к проблеме питания, так как правильное питание обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма, а также сохранение здоровья.

Правильная организация питания имеет большое значение для развития детского организма. Нормальный рост и развитие ребенка зависят в первую очередь от того, насколько его организм обеспечен необходимыми питательными веществами. Правильное питание является основным фактором в предупреждении и лечении многих заболеваний.

При организации питания необходимо учитывать особенности развития и функционирования пищеварительной системы и всего организма для конкретного возрастного периода, а также потребность организма в питательных веществах, поскольку он особенно чувствителен ко всяким нарушениям как в количественном, так и в качественном составе пищи.

В основу правильной организации питания детей в различные возрастные периоды должны быть положены следующие основные принципы:

· регулярный прием пищи через определенные промежутки времени - главное условие, с которого необходимо начинать организацию питания ребенка.

· питание детей должно соответствовать уровню развития и функциональным возможностям организма в конкретный возрастной период.

· питательные вещества (белки, жиры, углеводы), поступающие в организм вместе с пищей, должны находиться в определенном соотношении между собой.

· питание должно быть индивидуальным с учетом особенностей ребенка, состояния здоровья, реакции на пищу и другое.

В семье науке о питании должны следовать постоянно, ибо это один из главных факторов здоровья. Знание законов питания должно приобретаться с детства. Правильное, полноценное и рациональное питание должно быть возведено в ранг культа - один из китов фундамента здорового человека.

Личная гигиена. Сохранение и укрепление здоровья невозможны без соблюдения правил личной гигиены – комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой и обувью.

Уход за кожей тела (мытье рук перед едой, после прогулок, при утреннем и вечернем туалете, ежедневный теплый душ перед сном или теплая ванна) должны стать естественной и неотъемлемой процедурой, посещение бани, должно стать как средство закаливания  и как средство активного отдыха.

В руководстве по гигиене детей и подростков рекомендуется мыть голову 1-2 раза в 1-10 дней.

Уход за зубами является неотъемлемой частью поддержания хорошего здоровья. Распространенный по всему миру кариес отрицательно сказывается на деятельность системы пищеварения, кариозные зубы являются местом скопления различных патогенных микроорганизмов.

Чистить зубы 2 раза в сутки – утром и вечером (утром – после завтрака). После каждого приема пищи желательно прополоскать рот слегка теплой водой, один раз в полгода следует осуществлять санацию полости рта.

Подбирать обувь лучше всего точно по размеру: не слишком тесную, но и не на вырост. Тесная обувь причиняет боль, затрудняет походку, нарушает рост и форму стоп. Положительные эмоции являются неотъемлемой составляющей здорового образа жизни. Для поддержания физического здоровья необходимо психическое закаливание, суть которого – в радости к жизни.

Известно, что основа работы по совершенствованию своей психики самовнушение. Оно повышает эмоциональный тонус, укрепляет уверенность и силу воли. Психическая закалка стимулирует и физиологические защитные механизмы: иммунитет, функцию эндокринных желез. Так мысли укрепляют тело и наоборот: безволие, снижение эмоционального настроя способствуют ухудшению самочувствия, расшатыванию психического и физического здоровья.

Говоря о положительных эмоциях, следует помнить, что в педагогике поощрение считается более эффективным рычагом воздействия на ребенка, чем наказание.  Поощряя ребенка, мы сохраняем и укрепляем его здоровье, и наоборот.

Молодое поколение наиболее восприимчиво различным обучающим и формирующим воздействиям. Следовательно, здоровый образ жизни необходимо формировать начиная с детского возраста, тогда забота о собственном здоровье как основной ценности станет естественной формой поведения.

Как считает С.В. Попов, сложившаяся система школьного образования не формирует должной мотивации к здоровому образу жизни. Большинство людей знают, что курить, пить и употреблять наркотики вредно, но очень многие взрослые привержены этим привычкам. Никто не спорит с тем, что надо двигаться, закаляться, но большинство взрослых людей ведут малоподвижный образ жизни. Неправильное, нерациональное питание приводит к увеличению числа людей с избыточным весом и всеми вытекающими последствиями. Трудности современной жизни оставляют весьма мало места для положительных эмоций.

Изложенное позволяет сделать вывод, о том, что “знания” взрослых людей о здоровом образе жизни не стали убеждениями, что нет мотивации к заботе о собственном здоровье

Одной из составляющих здорового образа жизни является отказ от разрушителей здоровья: курения, употребления алкогольных напитков и наркотических веществ. Если говорить о школе, то действия учителя должны быть направлены не на то, чтобы школьник бросил курить, употреблять спиртные напитки и наркотические вещества, а на то, чтобы школьник не начал этого делать. Иначе говоря, главное – профилактика.

Что касается табакокурения, то подавляющее большинство школьников впервые знакомятся с сигаретой в 1-2 классах,  движет ими, прежде всего любопытство. А вот в более старшем возрасте число курящих школьников начинает расти, и причины этого уже иные. Согласно исследованиям социологов, чаще всего это подражание более старшим товарищам,  на кого хотелось бы походить (в том числе и родителям), желание казаться взрослым, независимым, желание «быть как все» в курящей компании. Причиной курения подростков в ряде случаев является и строгий запрет родителей, особенно в тех случаях, когда сами родители курят. Также весомый вклад в то, что подростки начинают курить, вносит реклама табачных изделий в средствах массовой информации. Очень важно вести борьбу с курением среди родителей силами самих школьников.  Педагог ни в коем случае не должен быть курящим человеком (во всяком случае, школьники не должны его видеть курящим).

Употребление школьниками спиртных напитков – вещь, к сожалению очень распространенная. Социологические опросы показывают, что среди первоклассников большее половины знакомы со вкусом вина или пива, и чаще всего это происходит с ведома и согласия родителей. Получается так, что прием алкоголя для ребенка практически всегда (за исключением, конечно, детей алкоголиков) связан с атмосферой праздника и на первый взгляд особой опасности здесь нет. Однако такое приобщение детей к вину представляет определенную опасность,  снимает психологический барьер и школьник чувствует себя вправе выпить с товарищами или даже один, если появляется такая возможность.

Хотя причины употребления алкоголя,  весьма различны, основной из них, является то, что алкоголь на сегодняшний день – единственный легализованный наркотик, вызывающий быструю эйфорию: приятное состояние, заключающееся в ощущении возбуждения, бодрости, прилива сил, неограниченных возможностей, хорошего настроения. Иногда эйфория проявляется в ощущении приятной расслабленности, безмятежности, благополучия.

Наркотическая эйфория (алкогольная – как частный случай) вредна также и тем, что требует постоянного повторения, у человека вырабатывается болезненная привычка испытывать это состояние вновь и вновь, возникает потребность, во что бы то не стало достать то вещество, которое эту эйфорию вызывает. Отсюда изменение всех ценностных ориентаций человека. Вызывающие эйфорию вещества все без исключения ядовиты, они отравляют организм, усугубляя психическую деградацию расстройством деятельности практически всех систем жизнеобеспечения.

Воспитание потребности в правильной организации досуга, во всемерном развитии своего физического и духовного потенциала – вот основная задача антиалкогольной и антинаркотической работы среди молодежи.

Задача педагогов состоит, во-первых, довести до сведения подростков информацию о том вреде, который наносит пьющий человек своему здоровью и здоровью своих близких (в первую очередь - детей), а во-вторых, рассказать учащимся о сути алкоголизма.

В последние годы  количество подростков, употребляющих наркотические средства, растет Как известно, человек становится заядлым курильщиком или алкоголиком не сразу, для этого должно пройти определенное время. А для того, чтобы стать наркоманом, то есть, чтобы возникла физическая и психическая зависимость от наркотика, достаточно 1-2 раза его попробовать. Попробовав действие наркотика, подросток уже не в силах от него избавиться. Это обстоятельство широко используют торговцы наркотиками, предлагая первую «дозу» практически бесплатно, хорошо зная, что в дальнейшем подросток пойдет на все, чтобы достать наркотик по любой цене.

Практически все наркотики, включая табак и алкоголь, в большинстве случаев используются для снятия стресса, и надо знать, что значительно более успешно стресс снимается при помощи оптимальной физической активности, и она может служить здоровой альтернативной курению, алкоголю и наркотикам.

Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни

Детское любопытство безгранично, дети хотят все знать о себе и о мире, в котором живут. Они имеют право знать все о своем физическом и эмоциональном развитии, о строении организма, о болезнях, которые могут их поразить.

Знать свои слабые и сильные стороны, научиться помогать себе в различных ситуациях, укреплять свою волю и тело. В этом возрасте формируются привычки, которые впоследствии должны стать необходимостью.

Потребность в здоровом образе жизни формируется у детей в том числе и через систему знаний и представлений, осознанного отношения к занятиям физической культурой.

Прежде всего, и пожалуй, самым главным разделом является: режим дня (когда соответственно возрасту ребенка, а также индивидуальным особенностям идет смена режима активности и отдыха);   режим рационального питания;  закаливание

Закаливание - это тренировка иммунитета кратковременными  холодовыми раздражителями. Когда - то наши предки намного были закаленнее нас и наших детей.

Ребятишки бегали в одних рубашках босиком по снегу даже в лютые морозы! В деревнях в ходу были мокроступы. Так русские крестьяне называли липовые лапти. В них вкладывали свежие листья одуванчика, мать и мачехи,  подорожника, ольхи, фиалки. Оказывается, травы осуществляли своеобразный общеукрепляющий и закаливающий  массаж. В мокроступах можно было смело идти по любому болоту - насморк и простуда не возникали. А для профилактики и переохлаждения натирали тело маслом можжевельника. Александр Васильевич Суворов ежедневно по утрам даже в сильные морозы совершал прогулки босиком. После чего обливался холодной водой. Конечно, все закаливающие процедуры проводятся гибко с учетом времени года, здоровья ребенка, его эмоционального настроения, на фоне теплового комфорта организма. Интенсивность закаливающих мероприятий надо увеличивать постепенно, начиная всегда с щадящих. Основной принцип — постепенное расширение зоны воздействия и увеличение времени проведения процедуры. Личный пример — прежде всего .

Наиболее эффективным видом закаливания является естественное закаливание. Ежедневные прогулки детей необходимы для детей дошкольного возраста, так как потребность растущего организма в кислороде более чем в два раза превышает таковую у взрослых. Под влиянием воздушных ванн не только повышается тонус нервной, дыхательной и пищеварительной систем, но и в крови возрастает количество эритроцитов и гемоглобина. Хорошо сочетать прогулки со спортивными и подвижными играми. О благотворном воздействии прогулок  на свежем воздухе писал А.С.Пушкин:

«Друзья мои! Возьмите посох свой,

Идите в лес,  бродите по долине.

И в долгу ночь глубок ваш сон.

Памятка для родителей по формированию здорового образа жизни у детей.

1.Новый день начинайте с улыбки и утренней разминки.

2. Соблюдайте режим дня.

3. Лучше умная книга, чем бесцельный просмотр телевизора.

4. Любите своего ребёнка - он ваш. Уважайте членов своей семьи, они – попутчики на вашем пути.

5. Обнимать ребёнка следует не менее 4 раз в день, а лучше 8 раз.

6. Не бывает плохих детей, бывают плохие поступки.

7. Положительное отношение к себе - основа психологического выживания.

8. Личный пример здорового образа жизни - лучше всякой морали.

9. Используйте естественные факторы закаливания - солнце, воздух и воду.

10. Помните: простая пища полезнее для здоровья, чем искусные яства.

11. Лучший вид отдыха - прогулка с семьей на свежем воздухе.

12. Лучшее развлечение для ребёнка - совместная игра с родителями.

Рекомендации родителям по формированию здорового образа жизни у детей

Здоровье Вашего ребенка является важнейшей ценностью и наша общая задача – сохранить и укрепить его.

ПОМНИТЕ: пример родителей является определяющим при формировании привычек и образа жизни ребенка.

Растущий организм ребенка нуждается в особой заботе, поэтому детям необходимо соблюдать режим труда и отдыха.

Приучите Вашего ребенка самого заботиться о своем здоровье: выполнять гигиенические процедуры, проветривать помещение и т.д.

Контролируйте досуг вашего ребенка: просмотр телепередач, встречи с друзьями, прогулки на свежем воздухе.

Традиции здорового питания в семье – залог сохранения здоровья ребенка.

В формировании ответственного отношения ребенка к своему здоровью используйте пример авторитетных для него людей: известных актеров,  музыкантов, спортсменов.

Вовлечение всех участников образовательного процесса в разнообразные формы деятельности по сохранению и укреплению здоровья.

Образование будет выполнять функцию укрепления здоровья подрастающего поколения в том случае, если здоровью будут не только учить, но здоровье станет образом жизни. Пример такого образа жизни должны показать педагоги, родители, общественность.

3. Статья «Интересные истории о ЗОЖ в нашей стране и за рубежом»

Россиянам есть чем гордиться, модное понятие "здоровый образ жизни " (ЗОЖ) родилось в России. Первым , кто в 1989г. выдвинул концепцию ЗОЖ был профессор Израиль Брехман.  В идеях профессора не было ничего неизвестного:  полноценный сон, сбалансированное питание, движение, свежий воздух  и т. д.

В 1991 г. появляется даже наука "валеология", изучаемая в вузах и в школах.

1992 год. Идеи здорового образа жизни стали пользоваться успехом, к ней прицепились многочисленные разработчики  методик: от Порфирия Иванова до Поля Брэгга . В рамках валеологии  предлагалось все: от чистки кармы до закаливания, от голодания до тантра-йоги.

В 2002г. ажиотаж вокруг концепции ЗОЖ стал спадать .Валеология оказалась исключенной из программ вузов и школ. Так бы все и сгинуло  , если бы эта концепция не вернулась через десять лет к нам из-за рубежа под европейским лейблом "Healthy lifefestyle",  "wellness".

Таким образом российская концепция  здорового образа жизни оказалась подкорректированной с учетом последних научных разработок и появления новых факторов риска – таких, как загрязнение окружающей среды, рост ожирения среди населения, удорожание расходов на медицину.

Итак,  мы  знаем о российском представлении  ЗОЖ ,  как же это представляют в разных странах мира. Рассмотрим основные принципы соблюдения здорового образа жизни.

Швеция: больше двигаться и меньше хандрить.

Шведский рецепт здоровья – это постоянная физическая  активность, наплевательское отношение к мелким болячкам, плюс осознание того, что больничный встанет тебе в копеечку».

А вот что касается понятия здорового образа жизни , то оно весьма тесно ассоциируется с физической активностью. Для всех шведов  лыжный спорт и велосипед-это непременный и повседневный атрибут жизни, вплоть до самых преклонных лет.

США:   меньшая активность за столом.

США прочно удерживают мировое лидерство по ожирению..  Для борьбы с всеобщим лишним весом была создана программа «Здоровые люди-2010». Основные направления - это повышение качества и продолжительности здоровой жизни и оздоровления нации , ликвидации разницы в качестве жизни среди разных социальных слоев.

Здоровый образ жизни- это привилегия среднего класса, которому материально доступны  и стадионы и бассейны. Представители этого многочисленного класса всерьез озабочены качеством питания. А борьба с курением ведется чуть ли не с детского сада. Что касается американцев, стоящих ниже на социальной лестнице- то  вопросы ЗОЖ волнуют их гораздо меньше и реже .

  Китай: когда нет денег- помогает опыт предков.

Согласно статистике Минздрава КНР только 25% городского и 10% сельского населения способны оплатить медицинские услуги. Тем не менее население КНР не вымирает только лишь  благодаря национальным традициям:

1. Повседневная и повсеместная физическая активность ,  массовые физические упражнения в парках и на площадях для пожилых и не только китайцев.

2. В скудном рационе китайцев мало вредных веществ: рис, овощи , рыба , мясо , обжариваемые в течение нескольких минут.

3. Умение отдыхать. Замечено, что спать в самых неожиданных позах и местах могут только дети , животные и китайцы. За десять минут сна китаец способен релаксироваться.

4. Повсеместная практика иглоукалывания.

5. Древняя народная медицина практически без изменения преподается в медицинских учебных заведениях. От западной науки китайцы взяли только достижения в хирургии.

6. Китайская аптека выглядит как средневековая - наборы сушеных трав, костей . При всем этом народная медицина- абсолютно работающая, по отзывам живущих там европейцев.

 Япония-страна долгожителей.

Принцип соблюдения ЗОЖ -работать головой.

Основные принципы здоровой и долгой жизни японцев, дошедшие из древних  времен:

   меньше есть, больше спать, постоянно заставлять свой мозг работать, уметь расслабляться, не одеваться слишком тепло, уметь смеяться, уважать друг друга в семье, не курить и не пить . Реалии наших дней проявилась в том , что многие японцы хотят быть здоровыми , но не хотят утруждать себя излишней физической активностью. Огромным спросом пользуются различные БАДы. Интересно и то, что здоровье является для японцев не самоцелью, а средством , позволяющим дольше работать . Потеря работы грозит японцу выключением его из общества, лишением социальных благ, в том числе и доступа к медицинской помощи, чаще всего представляемой работодателем. Поэтому основной принцип ЗОЖ по японски -это заставлять свой мозг работать .

4.Великие философы-мыслители о здоровом образе жизни.

Интересно высказывание выдающегося английского философа Джона Локка заключенное в трактате «Мысли о воспитании»: «Здоровый дух в здоровом теле – вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире. Кто обладает и тем и другим, тому остается желать немногого, а кто лишен хотя бы одного, тому в малой степени может компенсировать чтобы то ни было иное. Счастье или несчастье человека в основном является делом его собственных рук. Тот, у кого тело нездоровое и слабое, никогда не будет в состоянии продвигаться вперед по этому пути».

По словам Адама Смита, шотландского мыслителя «…Жизнь и здоровье составляет главный предмет заботливости внушаемой каждому человеку природой. Заботы о собственном здоровье, о собственном благосостоянии, обо всем, что касается нашей безопасности и нашего счастья, и составляют предмет добродетели, называемой благоразумием», «Оно не допускает нас рисковать нашим здоровьем, нашим благосостоянием, нашим добрым именем», «Одним словом, благоразумие, направленное для сохранения здоровья считается качеством почтенным».

  Прав французский философ Клод Гельвеций о положительном влиянии физического воспитания на здоровье человека: «Задача этого рода воспитания заключается в том, чтобы сделать человека более сильным, более крепким, более здоровым, следовательно, более счастливым, более часто приносящим пользу своему отечеству», «Совершенство физического воспитания зависит от совершенства правительства. При мудром государственном устройстве стремятся воспитать сильных и крепких граждан. Такие люди и будут счастливы, и более способны выполнять различные функции, к которым их призывает интерес государства».

Таким образом, великие философы-мыслители утверждали, что сам человек главным образом должен думать, заботиться о своем здоровье, о благосостоянии и стремиться поддержать его. От этого зависит человеческое счастье.

В.А. Сухомлинский утверждал, что «Забота о здоровье ребенка – это комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего забота в гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».

Статья «Самые интересные мифы о здоровом образе жизни»

http://trendyclub.org/images/imusers3/62/Zdorovyi_obraz_zhizni_-_glavnaj%D0%B056291.jpg

На сегодняшний день очень популярно вести здоровый образ жизни. Трактовки этого явления очень разные. Не понятно вредны ли такие продукты как соль и сахар. Является ли мясо основой жизни или же оно стоит на одной ступеньке с ядом.  Постараемся определить где миф, а где реальность.

Миф 1: "Нельзя есть после 18.00"

В том случае, если вы ложитесь спать в 21.00, то вполне разумно совершать завершающий этап потребления пищи в 18.00. Но если вы ложитесь спать гораздо позже, например после полуночи, то ужин в шесть вечера не только можно, но и нужно перенести нна более позднее время. Дело в том, что промежуток между приемами пищи здорового человека должны быть не менее пяти часов. Из этого делаем вывод, что последний прием пищи должен быть не ровно в 18.00, а просто за 4-4,5 часа до сна.

http://trendyclub.org/images/imusers3/638/zagruzhennoe_(4)12332.jpg

 

Миф 2: "Употребление воды выгодно исключительно для ее производителя"

Взрослому человеку необходимо употреблять 1,5 литра воды в день. При этом чай кофе, газировка и другие жидкости к этому числу относить нельзя. Организму нужна исключительно чистая вода. Не для кого не секрет, что человек состоит из воды аж на 80%. А также все знают, что без пищи мы можем обойтись две недели а без воды только три дня. К тому же каждый из нас должен иметь четкое понимание того, что человеческому организму необходима именно вода, а не сок или морс. Часто случается такое, что организм как бы посылает нам сигнала жажды, а мы не понимаем их и принимаем за чувство голода.

http://trendyclub.org/images/imusers3/638/zagruzhennoe_(3)59671.jpg

 

Миф 3: "Существуют такие продукты, которые способны сжигать жиры.

Многие из нас уверены, что такие продукты, как ананас, чеснок, папайя способны сжигать жиры из организма. Однако, как бы нам не хотелось в это верить, это не так. Жиры вы сможете сжечь только если будете тратить больше энергии. А соки вообще никаким образом не способствуют снижению веса, так как в них содержится калорий даже больше, чем во фруктах,  из которых они произведены.

http://trendyclub.org/images/imusers3/638/1324e070c98c3415988e38ba17196_pineapple-11_fmt135633.jpg

Миф 4: " От фруктов невозможно поправиться. Они являются основой здорового образа жизни"

Вы не поверите, но в одном кг винограда калорий всего лишь на 800 меньше, чем в таком же количестве колбасы!!! Однако съесть целый килограмм колбасы за раз мало кому под силу, а вот скушать веточку, кстати такой же массы, винограда могут многие.

 

http://trendyclub.org/images/imusers3/638/zagruzhennoe_(2)57026.jpg

 

Миф 5: "Без сладкого мозг может перестать работать"

Этого понимание придерживаются многие компании по производству сладкого. Они пропагандируют это в своих рекламных роликах. Однако к полезным сладостям можно отнести не так много продуктов. Например,  хороший шоколад, который имеет в своем составе более 70% какао-бобов можно употреблять хоть каждый день. Но, конечно,  не стоит забывать о его калорийности. Так же можно кушать натуральный мармелад, мед и фрукты.

http://trendyclub.org/images/imusers3/638/images72898.jpg

 Миф 6: "Ролы и суши являются низкокалорийной пищей"

В действительности большинство из них содержат в своем составе сыр и майонез. Семга тоже не имеет абсолютно никакого отношения к  постной рыбе. Поэтому рол стандартного размера может иметь в себе 500 кл.

 

http://trendyclub.org/images/imusers3/638/03a8d6c7b5e33a56b124d0b2721ea_48188557_fmt45796.jpg

 

Миф 7: "Если на упаковке надпись Лайт или 0% жирности, он безопасен и малокалориен"

Это также как и в случае со сладостями, чистой воды рекламный ход. Если вы не будете употреблять пищу с содержанием жиров, вы можете нанести серьезный вред вашему здоровью. Продукты с 0% жирности не способны насытить организм и через короткий промежуток времени вы снова перекусываете.

http://trendyclub.org/images/imusers3/638/bb9c548172570a9c6185a882922e57aa44917.jpg

 

Миф 8: "Энергетические напитки безопасны для организма"В составе энергетиков в огромном объеме присутствуют сахар и кофеин. Эти продукты являются первыми врагами здоровья!

 

http://trendyclub.org/images/imusers3/638/zagruzhennoe_(1)59090.jpg

 

Миф 9: "Красное вино способствует сжиганию веса"

Абсолютно любой алкоголь содержит в себе так называемые пустые калории, которые в свою очередь сильно увеличивают аппетит. Правда, в хорошем красном вине содержится такие полезные вещества, какбиофлавоноиды, но не смотря на это, вредного в данном напитке намного больше.

http://trendyclub.org/images/imusers3/638/zagruzhennoe70730.jpg

 

Миф 10: "Раздельное питание является залогом здорового образа жизни"

Учеными было доказано, что совсем неважно как именно вы питаетесь. Человек всеяден и вся пища, которую он потребляет, в итоге перемешивается.

http://trendyclub.org/images/imusers3/638/Monodieta21778.thumbnail

 Статья "Интересные факты о здоровом образе жизни

   Не все так уж и однозначно в ученом мире относительно ЗОЖ и активного долголетия . Рассмотрим некоторые итоги многолетних исследований в области ЗОЖ. Не будем касаться вредных привычек, рационального питания и физической активности, а остановимся исключительно на социальных составляющих ЗОЖ.

Американские ученые из университета Калифорнии в Риверсайде почти 20 лет работали по проекту "Longevity Project" , наблюдая за жизнью полутора тысяч детей, сотен тысяч студентов и аспирантов ,и , начиная с 1991г.,  описывали историю семей, отношения в ней, фиксировали у детей оценки учителей и родителей, записывали информацию о хобби, наличии домашних животных, уровне обучения, службе в армии, работе,  карьере и массу прочих деталей. И на основании этих данных были сделаны выводы:

в большинстве случаев здоровый/нездоровый образ жизни человека определяет его окружение.

1.   Сам по себе брак больше полезен для мужчин , нежели для женщин.

-среди мужчин дольше всех живут состоящие в долголетних браках.

-менее 30% разведенных мужчин доживает до 70 лет.

-холостяки живут дольше тех , кто повторно вступал в брак, и значительно дольше разведенных.

в плане последующего долголетия развод оказывает большее влияние на мужчин , чем на женщин. Женщины, оставшиеся одинокими живут столько же, сколько и те.  кто избежал бракоразводных процессов.

2.  Постоянно работающие люди живут дольше своих сверстников , имеющих возможности расслабления.

Предложения работать на износ не увеличивает срок жизни.

3.  Как фактор риска ранней смерти рассматривается раннее поступление в школу.

4.  Домашние животные не продлевают жизнь , но косвенно способствуют улучшению самочувствия.

5.  Участники боевых действий живут меньше, и причиной этому факту является не психологический стресс , а последующие изменения менталитета и поведения  человека .

6.  Ощущение любви и заботы со стороны окружающих улучшает самочувствие, но не отражается на продолжительности жизни;

7.  Самый очевидный положительный эффект на здоровье человека и следовательно его долголетие оказывает вовлеченность в социальные отношения, всесторонняя востребованность  , помощь окружающим.

Исследование о состоянии здоровья среди обучающихся 11 класса МБОУ СОШ №2 г.Усмани

Цель: выявить причины в отклонении состояния здоровья учащихся.

Задачи: изучить состояние здоровья старшеклассников, выявить уровень состояния здоровья;  выявить отношение учащихся к своему здоровью.

Использовались следующие методы исследования:

1.Анкета «Влияние стрессовых ситуаций в школе и дома на здоровье подростка»

В опросе участвовало 20 учащихся старших классов

У 70% учащихся слабость, утомление после занятий в школе; наблюдаются жалобы на беспричинные головные боли, после школы - 60%.

 Стрессовые ситуации в школе и дома, которые ведут к нарушению нервной регуляции пищеварительного тракта, что приводит к недостаточному перевариванию, плохой усваиваемости пищи; из-за психических перегрузок возникают боли в животе, тошнота.

2. Анкета с целью выяснения отношения школьников к своему здоровью, его места среди других жизненных ценностей.

Были получены следующие сведения:

 На вопрос о соблюдении правил личной гигиены  был получен 100% положительный ответ, соблюдение режима дня ведет к более быстрому втягиванию в работу, крепкий сон,  правильное построение режима дня предохраняет нервную систему от переутомления, обеспечивает высокую работоспособность на протяжении учебного дня.

3.Для выяснения  причин курения была составлена анкета, состоявшая из следующих  вопросов.

Вопрос 1 «Пробовали ли Вы когда-нибудь курить?» помогает сразу понять, в какую подкатегорию попадает человек.

Подвопросы «Если да, то в какой ситуации», «Почему?», «Если нет, то исходя из каких убеждений» раскрывают причины, толкнувшие человека к курению или отказу от него.

Вопрос 2 «Курят ли члены Вашей семьи?» был поставлен для того, чтобы понять, влияет ли наличие курящих членов семьи на курение или отказ от него у других членов семьи.

Подвопрос «Если да, то кто» - для того, чтобы выяснить, кто из членов семьи больше других влияет на курение или отказ от него у остальных ее членов.

Вопрос 3 «Курят ли Ваши друзья» (можно указать несколько вариантов ответов)» - выяснение влияния курящих или некурящих друзей на курение опрошенных.

Вопрос 4 «Есть ли у Вас в кармане спички или зажигалка?» являлся вопросом на доверие, поскольку почти наверняка курящий человек имеет в кармане что-либо из перечисленного.

Вопрос 5 «Если Вы курите, то как часто, если нет, то насколько часто Вам хочется?» был направлен на выявление желания закурить у опрошенных для дальнейшей попытки понять его причины.

Вопрос 6. «Если Вы курите, то возникало ли у Вас желание бросить?» и подвопросы «Если возникало, то по какой причине?», «Если Вы снова начинали курить, то по какой причине?» Были направлены на выявление причин, по которым люди бросают курить.

Вопрос 7 «Какие причины курения Вы знаете?» и подвопрос «Какие из этих последствий Вы считаете опасными для себя» направлен на выяснения наличия знаний о курении и его последствиях среди опрошенных и отношения к этим знаниям.

Вопрос 8 «Как Вы относитесь к тому, что курят в Вашем присутствии?», подвопрос «Делаете ли Вы замечание курящему?» и

Вопрос 9 «Зависит ли Ваше отношение к человеку от того, курит ли он, если зависит, то в чем» были направлены на выяснение отношения к курящим и курению среди опрошенных.

Вопросы 10 и 11 были заданы для выяснения возраста и пола опрошенных. Таким образом, анкета включала в себя вопросы на выявление причин курения и отказа от него, выяснения наличия знаний о курении и его последствиях и отношения к этим знаниям, отношение к курящим и курению, а так же один вопрос на доверие опрашиваемых к корреспонденту.

Анализ полученных результатов.

Основными причинами курения  являются интерес и стресс.

Основными причинами начала курения являются: быть как все (начал курить за компанию), интересно попробовать что-то новое, ранее неизвестное, может быть даже запрещенное («запретный плод сладок»), снять стресс, вызванный в какой-то степени со сложностями во взаимоотношениях с родителями и сверстниками, сдачей экзаменов и т.д.

Заключение

Здоровье во многом зависит от образа жизни, однако, говоря о здоровом образе жизни, в первую очередь имеют в виду отсутствие вредных привычек. Вопрос, связанный со здоровьем, стоит на одном из первых мест в жизни каждого. Человек может и должен позаботиться о себе сам. Наше здоровье – в наших руках. Эту простую истину должен понять каждый.

Запомните правила здорового образа жизни

Задумайтесь о вашем здоровье прямо сейчас.

Умейте прощать и не держите обиды.

  Не расстраивайтесь по пустякам, идите по жизни с оптимизмом.

Будьте доброжелательны. Помните, что суматоха и раздражительность негативно влияют на сердечно-сосудистую и нервную системы.

Цените своих близких и родных людей, проводите с ними больше времени, набираясь положительных эмоций.

Постарайтесь зарабатывать на жизнь с помощью такого способа, который вам интересен и приносит удовольствие.

Занимайтесь фитнесом или физическим трудом.

Занимайтесь активным отдыхом, т.к. отсутствие движений способствует появлению некоторых болезней.

Забудьте о вредных привычках.

Соблюдайте режим дня. Ложитесь спать и вставайте в одно время. Идеальный сон – 7,5 - 8 часов;

Найдите для себя хобби, оно разнообразит вашу жизнь.

Правильно питайтесь и соблюдайте низкий температурный режим при приготовлении пищи. Это позволит сохранить больше витаминов в продуктах.

Почаще гуляйте на свежем воздухе, совершая пешие прогулки по парку, вдали от загазованного автомобилями воздуха.

Не падайте духом и не поддавайтесь скуке.

Соблюдение всех этих правил поможет вам избежать всевозможных заболеваний, серьезных проблем со здоровьем, а также обеспечит вам долгую и счастливую жизнь.

 Список использованной литературы.

Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: Физкультура и спорт, 2007

Гуров В.А. Здоровый образ жизни: научные представления и реальная ситуация //Валеология. – 2006. - № 1. – С. 53.

Марков В.В. Основа здорового образа жизни профилактика болезней: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2001. – 320 с.

Яковлева М. Подросток и алкоголь // Истоки. – 2005. - № 48. – С. 

Интернет ресурсы: http://www.yandex.ru/clck

                                 Статья «Самые интересные мифы о здоровом образе жизни»,

                                        Статья «Интересные истории о ЗОЖ в нашей стране и за рубежом»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по пропаганде здорового образа жизни и организации спортивно-массовой занятости учащихся «Формирование здоровой жизненной среды, ценности здорового образа жизни».

Создание условий для формирования у учащихся здорового образа жизни, заботливого отношения к своему здоровью как главной жизненной ценности....

Цикл внеклассных занятий по формированию навыков ведения здорового образа жизни: «Сегодня в моде здоровый образ жизни».

Проблема здоровья российских школьников сейчас остро актуальна. Педагоги все больше осознают, что именно они могут сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач. Это касается нескольких аспе...

Программа «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома» по здоровому образу жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (для занятий с детьми от 7 до 12 лет в течение 1 года) "РАСТИ ЗДОРОВЫМ"

Цель моей программы: обеспечить воспитаннику возможность сохранения  здоровья за период обучения ,сформировать у него необходимые знания, умения ,навыки по здоровому образу жизни ,научить использ...

ПОНЯТИЕ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ. ФАКТОРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

    Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, т...

Выступление "Формирование здорового образа жизни .Факторы определяющие здоровый образ жизни"

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так как это - основное ...

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное...