ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО ПЛАН (подборка материалов)
статья (10 класс) на тему

Мельникова Наталья Игоревна

Эффективный прием работы с текстом!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ego_velichestvo_plan.docx27.8 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                       Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как      

                                                                       понимать читаемое – вот в чем главное дело.

                                                                                                         К.Д.Ушинский.

Эффективность процесса обучения зависит от умения правильно выбрать технологические приемы, удачно комбинировать их, вмещать их в рамки уже знакомых традиционных форм урока, при этом определить сферу комфортности для каждого ученика.

Эффективным приѐмом работы над текстом является составление плана.

                                                 Чтение  текста (параграфа)

-  Конспект (базовый уровень)

- План  (продвинутый уровень)

- Таблица (творческий уровень)

Составление плана текста через организацию самостоятельной работы учащихся:

  1. Внимательно прочитать текст;
  2. Выделить его основные мысли; проверить, как они соотносятся между собой;
  3.  Сгруппировать текст вокруг главной мысли (разделить его на смысловые части); по количеству главных мыслей определить количество пунктов плана; 4.
  4. Сформулировать главные мысли кратко (записать их в виде пунктов плана);
  5.  Прочитать текст повторно, проверить, не пропущено ли что-то.

Основными видами чтения в учебной деятельности являются изучающее и усваивающее чтение.

Основные приѐмы изучающего чтения:

1 Приѐм составления плана (позволяет глубоко осмыслить и понять текст).

               2 Приѐм составления граф-схемы (наглядно видны связи между элементами;

граф- схема – это способ моделирования логической структуры текста, представляющий собой графическое изображение логических связей между основными текстовыми субъектами текста).

               3 Приѐм тезирования (формулирование основных тезисов, положений, выводов).

               4 Приѐм составления сводной таблицы (позволяет обобщить и систематизировать информацию).

             5 Приѐм комментирования (основа осмысления и понимания текста, представляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по поводу прочитанного текста).

              6 Приѐм логического запоминания учебной информации (включает следующие ком- поненты: самопроверку по вопросам; пересказ в парах с опорой на конспект, план, график-схему и пр.; составление устной или письменной аннотации учебного тек- ста с опорой на конспект; составление сводных таблиц, граф-схем и пр.; подготов- ку докладов и критического или констатирующего рефератов с опорой на конспект, план текста по одному или нескольким источникам, в том числе с опорой на Ин- тернет).

 Усваивающее чтение включает следующие приѐмы:

-умение отвечать на контрольные вопросы;

-реферативный пересказ,

-комментирование учебных текстов;

-составление сводных таблиц,

-рефератов и докладов по нескольким источникам.

Рекомендуем:

  1. Конкурс на лучшую памятку «Как составить план учебной статьи».
  2. Сочинение-рассуждение «Составляем план к сочинению»

«Одна минута, потраченная на планирование, экономит от 10 до 12 минут при исполнении», – эту цитату я взял из книги «Делегирование» Брайана Трейси. Автор всячески рекомендует разбивать одну большую задачу на много маленьких. Это не только сильно облегчает жизнь, но и помогает структурировать вашу работу. С четко составленным планом вы сможете строго следовать по маршруту и не сбиваться на посторонние детали.


Надеюсь, вы осознали, что писать сочинение по плану действительно важно и нужно. Но я уже предвижу иронические выпады: «...я и без плана хорошо пишу и составляю его только после того, как, собственно, получится само сочинение. А план мне ни сдался вовсе, его учитель только зачем-то требует!». Учителя, читающие это, думаю, сейчас вспомнили некоторых своих подопечных, не раз говоривших нечто подобное.

Никогда не поздно меняться в лучшую сторону, если мы действительно этого хотим. Я не перестану повторять, что грамотно составленный план – это основа вашего сочинения. Поэтому призываю вас поработать над этим.

Введение, основная часть, заключение – 3 кита вашего сочинения.

План текста – это последовательное отображение его ключевых частей в кратких, но четких формулировках, которые полностью соответствуют основной теме и содержанию текста.

Инструкция

1

Сначала прочитайте весь текст от начала до конца. Читайте вдумчиво, не торопитесь. Если вам попадается непонятное слово, обязательно выясните его значение в словаре.

2

Затем определите тему текста и его основную мысль. Тема – это то, о чем говорится в тексте, а основная мысль – это то, для чего он написан. Если у вас не получается сформулировать, прочтите текст еще раз.



Далее разделите текст на смысловые части. Внимательно прочитайте каждую из частей. Выделите в ней главное и озаглавьте.

4

Запишите пункты составленного плана на черновик. Снова прочитайте текст.

Обратите внимание на следующее:

- последовательно ли отражаются повороты сюжета текста;

- точны ли формулировки пунктов;

- не повторяются ли заголовки;

- все ли главное вы выделили;

- отражена ли тема и основная мысль текста в вашем плане.

5

Если погрешностей вы не заметили, то следует проверить себя. Перескажите или письменно изложите текст, руководствуясь составленным вами планом. Если план составлен хорошо, то вы без проблем сможете воспроизвести исходный текст.

6

Теперь аккуратно перепишите окончательный вариант плана в тетрадь.

http://banners.adfox.ru/transparent.gif

Как составить план текста?  Полезные советы

  1. Перед составлением плана обязательно внимательно прочитайте текст два раза. Читайте медленно, не спешите и не увлекайтесь сюжетной канвой или интересными описаниями. Сейчас ваша задача – тщательно изучить текст, объективно выделить в нём главное, проследить логику повествования и связь предложений, абзацев.
  2. Обратите внимание, что от вас не должны ускользнуть малейшие детали. Даже если что-то показалось вам незначительным, не спешите исключать фрагмент. Обычно для изложения даются очень содержательные, ёмкие и лаконичные тексты. Не пропускайте слова, фразы, если их значение вам не совсем понятно. Лучше обратитесь к словарю и уточните все неясные моменты.
  3. Прочитав текст, определите его основную идею, тему. Идея, или главная мысль определяет то, зачем текст был создан. Тема – это то, о чём в тексте повествуется. Запишите тему и идею. Подумайте, какие фрагменты наиболее важны для их раскрытия и выделите в тексте карандашом. В дальнейшем при составлении плана обратите особое внимание на эти части текста.

Существуют разные типы планов текста. Выбор вида во многом зависит от объёма текста, цели написания плана.

  • Тезисный план представляет собой краткое отражение основной сути текста в виде коротких предложений. Каждое предложение содержит основную мысль части текста. Тезисы хорошо подходят для запоминания небольших объёмов информации. Их вы можете использовать, когда учите какой-то материал: сначала изучите его, затем запишите тезисно, а потом просматривайте тезисы и вспоминайте все сведения. Также тезисно записывают основное содержание научных докладов, статей. Тезисы в таком случае не должны быть отрывочными, напоминать перечисление по пунктам: их связывают между собой, оформляют как цельный, логичный текст.
  • Простой план – это перечень основных пунктов. Зачастую он состоит из назывных предложений, достаточно лаконичных. Простым планом нередко пользуются ораторы, лекторы, так как именно он больше всего подходит для отражения узловых моментов уже хорошо известного текста. Вы сможете сверяться с таким планом, чтобы давать информацию последовательно, ничего не упустить, а основной материал излагать своими словами. Если составить план текста грамотно, это обеспечит хорошую, связанную и логичную, речь.
  • Сложный план текста чаще всего необходимо составлять на занятиях в школе, работая над сочинениями и изложениями. Возможностей простого плана в подобных случаях недостаточно, поскольку ученику нужно не просто обозначить кратко самые базовые пункты, но и дополнить их, разделить на подпункты, раскрыть их содержание более подробно.
  1. Когда вы учитесь составлять план текста, старайтесь тренироваться, записывая и краткие, простые, и расширенные сложные планы. Все типы планов по-своему эффективны. Лучше в первую очередь освоить написание сложного плана, чтобы уметь чётко и последовательно отражать в нём узловые моменты, структуру текста, ничего не упуская и не путая.
  2. Если вы впервые составляете план текста, можно для начала воспользоваться самым простым способом. Обратите внимание на деление вашего текста на абзацы. Кратко выделите основную мысль каждого абзаца. Запишите их последовательно, по пунктам. Перед вами формальный план текста. Разумеется, абзацы далеко не всегда отражают смысловое деление текста. Подумайте, какие пункты можно объединить, а какие разделить. Зачастую подсказать правильное решение может объём: большие абзацы обычно включают несколько основных мыслей, а маленькие поддаются соединению в единый смысловой фрагмент. Следите за содержанием и не старайтесь максимально сократить или увеличить количество пунктов вашего плана. Главное, чтобы он хорошо отражал суть текста.
  3. После определения темы и идеи текста, выбора типа плана (лучше остановиться на подробном виде), приступайте непосредственно к составлению вашего плана конкретного текста. Разделите весь текст на основные смысловые части. Очень удобно использовать тонкий карандаш, делая аккуратные пометки прямо в тексте, чтобы потом стереть их. Если ваш текст очень объёмный, а вы хотите для лучшего запоминания информации его законспектировать, сделать тезисы, воспользуйтесь бумажными закладками, отделяя ими крупные смысловые фрагменты. Помните, что каждая правильно выделенная часть будет иметь свою основную мысль.
  4. Постарайтесь максимально точно озаглавить все найденные вами части и не забывайте отмечать их границы, чтобы потом их не сместить и не спутать друг с другом.
  5. Запишите все пункты вашего плана на листочек. Оцените, насколько последовательно и логично они отражают смысловое содержание текста, соответствуют его идее и теме. Обязательно помните об основных ошибках, которые допускают при составлении плана, и старайтесь их избегать:
  • часто нарушается логика повествования;
  • пункты плана «наслаиваются», исключают друг друга (так бывает, когда при анализе случайно сместились границы смысловых фрагментов);
  • план не соответствует теме текста, его основной идее (скорее всего, это свидетельствует о том, что человек не сумел правильно выделить главное, отвлёкся на второстепенную информацию, детали);
  • нет вступительной и заключительной части;
  • пункты плана недостаточно хорошо раскрыты, слишком кратко записаны и не дают представления о тексте;
  • пункты слишком объёмные, уже напоминают изложение текста;
  • пункты непропорциональны: некоторые очень краткие, а отдельные развёрнуты, объёмны.

Если перед вами будет перечень этих распространённых ошибок, вы сумеете успешнее избегать их, составить план текста грамотно и точно.
6. Перечитайте ваш план и вновь сравните его с текстом. В хорошем плане должны быть вступление и заключение, там отражена последовательность изложения текста, все узловые моменты, тема и идея. Формулировки в правильном плане точные, а каждый заголовок оригинальный. Избегайте подробностей, уточнений, деталей, не позволяйте описаниям, авторским отступлениям уводить вас в сторону от основной мысли текста.

Как правильно составить план текста? Пошаговая инструкция
Воспользуйтесь данным алгоритмом, чтобы правильно составить план текста.

  1. Внимательно прочтите текст хотя бы два раза. Вникните в его содержание.
  2. Выделите основную тему и идею текста.
  3. Разделите текст на смысловые части. Аккуратно выделите их, обозначив границы.
  4. Найдите ключевые слова и фразы в каждой части, подчеркните их.
  5. Определите основную мысль каждого смыслового фрагмента и озаглавьте его.
  6. Запишите все ваши заглавия по пунктам в черновик. При необходимости внесите уточнения, выделите подпункты, сделайте план более подробным и развёрнутым.
  7. Сверьте ещё раз ваш план с текстом. Не забывайте о распространённых ошибках, старайтесь их избегать.
  8. Заголовки должны быть лаконичны, наиболее точно выражать мысль автора. План должен последовательно воссоздавать содержание текста. Следите за логическими связями. Важно, чтобы план соответствовал теме и идее текста.
  9. Исправьте все недочёты, обнаруженные вами в плане, дополните его, сократите места, которые не столь важны для главной мысли текста.
  10. Аккуратно перепишите ваш план текста в чистовик.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подборка материалов для кружка "Из бабушкиного сундучка" летней оздоровительной площадки

Данная подборка  содержит план работы  и материалы для организации ежедневной работы в помощь руководителю кружка  детской оздоровительной площадки...

Подборка материалов отряда "Почемучки" детской оздоровительной площадки

Данный материал - план работы отряда "Почемучки" на летней оздоровительной площадке. Он содержит план-сетку, подробный расширенный план и некоторые вспомогательные материалы....

Подборка материалов для родителей о роли отца в воспитании

В данной подборке есть материалы для родителей, классных руководителей, диагностика по данной тематике....

К слову о бабочках... (подборка материалов к урокам или занятиям о бабочках)

При подготовке к урокам мы тратим большое время на поиски необходимых материалов,чтобы внести "изюминку" в ход урока,привлечь внимание наших слушателей. В цикле занятий "Природа и культура" мне пригод...

Подборка материалов для проведения итоговой аттестации в объединении «Берестинка»

В процессе образования и воспитания детей своего объединения, в процессе реализации образовательной программы, у меня, как и большинства педагогов возникает необходимость проводить контрольные точки о...

Подборка материалов к урокам №№ 13-15 по теме "Из современной оренбургской поэзии" может пригодиться коллегам в подготовке к урокам литературного краеведения в 6 кл.

Шестиклассники откроют для себя имена современных оренбургских поэтов  В.Кузнецова, В.Курушкина, С.Поповой, И.Бехтерева....