Помощь в профессиональной ориентации старшеклассникам.
методическая разработка (8, 9, 10 класс) на тему

Пашкина Дарья Александровна

Данная методическая разработка создана с целью оказания помощи старшеклассникам в профессиональной ориентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Методическая разработка

«Помощь в профессиональной ориентации старшеклассникам».

Пояснительная записка.

Актуальность.

Старший подростковый возраст — это период, в котором закладываются основы нравственного отношения к разным видам труда, происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют избирательность отношения подростков к различным профессиям.

Дифференцированное отношение к разным учебным предметам, занятия в кружках художественного и технического творчества формируют у подростков учебно — профессиональные черты. Эти ориентации способствуют появлению новых профессионально ориентированных мотивов учения, инициируют саморазвитие качеств, способностей, присущих представителям желаемых профессий.

Важнейшая задача ранней юности — выбор профессии. Это период реалистической оптации. Для старших подростков и для девушек и юношей актуальным является учебно — профессиональное самоопределение — осознанный выбор путей профессионального образования и профессиональной подготовки.

Цель: оказание помощи старшеклассникам в профессиональной ориентации.

Задачи:

  • расширить у участников знания о мире профессионального труда или актуализировать уже имеющиеся знания о профессиях;
  • повысить уровень знаний обучающихся о деятельности того или иного специалиста;
  • оказать помощь в планировании обучающимися профессиональной и жизненной перспективы.

Адресат: подростки 14 — 16 лет.

Материалы и оборудование для проведения занятия:

1. Проветриваемое помещение.

2. Количество стульев по числу участников.

Количество участников: 8 — 12 человек.

Содержание занятия:

1. Представление ведущей. Рассказ группе о плане и содержании занятия, о его цели и направленности.

2. Знакомство.

Цель: познакомить участников друг с другом, снизить эмоциональное напряжение.

Инструкция: «Сообщите своё имя и любое определение, отражающее ваше настроение, используя элементы культурной  среды. Это может быть любое место города, музыка, стихотворная строчка, картина, архитектурное творение».

3. Упражнение «Профессия на букву».

Ход упражнения: Даётся инструкция: «Сейчас будет названа какая-то буква. Наша задача — показать, что мы знаем много профессий, начинающихся на эту букву, т. е. показать, насколько мы знаем мир профессий. Каждый по кругу будет называть по одной профессии на данную букву».

Ведущий называет первую букву, а участники по очереди называют профессии. Если называется незнакомая большинству участников профессия, ведущий просит пояснить, о чем идет речь. Если игрок не может это объяснить, то считается, что профессия не названа, и ход передается следующему по очереди игроку.

Комментарий: Совсем не обязательно требовать от участников безукоризненно правильных названий профессий. Учащимся важно хотя бы приблизительно обозначить ту или иную профессиональную деятельность и суметь ответить на уточняющие вопросы. Ведущему желательно больше 5-7 букв не предлагать, иначе игра перестанет быть увлекательной для участников. При проведении данной игровой методики начинать следует с простых букв, по которым легко называть профессии (буквы: м, н, о), постепенно предлагая участникам более сложные буквы (ч, ц, я).

4. Упр. «Самая — самая».

Цель: повышение у учащихся знаний о мире профессионального труда.

Ход упражнения: Дается инструкция «Сейчас вам будут предлагаться некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны по очереди называть те профессии, которые, по вашему мнению, в наибольшей степени данной характеристике соответствуют». Ведущий называет первую характеристику, а участники сразу же по очереди (по кругу) предлагают свои варианты профессий. Если у кого-то возникают сомнения, что названа самая-самая подходящая к данной характеристике профессия (или близкая к самой-самой), то можно задавать уточняющие вопросы. Далее называется следующая характеристика и т. д. Всего таких характеристик должно быть не более 5-7.

Важным элементом данного игрового упражнения является обсуждение. Ведущий должен проявить уважение к мнениям различных участников, поскольку оценки могут (и должны) быть субъективными. В то же время выделение некоторых «са-мых-самых» профессий должно опираться на объективные знания о них.

5. Упр. «День из жизни».

Цель: повысить уровень осознания учащимися типического и специфического в профессиональной деятельности того или иного специалиста.

Ход упражнения: Ведущий определяет вместе с участниками, какая профессия будет рассматриваться в игре, например врач. Дается инструкция «Сейчас мы совместными усилиями постараемся составить рассказ о типичном трудовом дне нашего работника — врача. Это будет рассказ только из существительных. Например, рассказ о трудовом дне учителя мог бы быть таким: звонок — завтрак — звонок — урок — двоечники — вопрос — ответ — пятёрка — учительская — директор — разговор — урок — отличники — звонок — дом — постель. В этой игре мы посмотрим, насколько хорошо мы представляем себе труд врача, а также выясним, способны ли мы к коллективному творчеству.

Важное условие: прежде чем назвать новое существительное, каждый игрок обязательно должен повторить все, что было названо до него. Тогда наш рассказ будет восприниматься как целостное произведение. Если игроков немного (6-8 человек), то можно пройти два круга, когда каждому придется называть по два существительных.

6. Игра «Профконсультация».

Цель: планирование учащимися профессиональной и жизненной перспективы с помощью сверстников под наблюдением со стороны психолога.

Ход игры: Ведущий предлагает группе разыграть ситуацию, где один-два «консультанта» беседуют с «учащимся» и его «родителем» по поводу дальнейшей судьбы «ребенка» после окончания школы. Соответственно, участники распределяют роли. Но ведущий при этом заявляет, что в ходе игры каждый должен побывать в роли  «ученика». При этом каждый такой «ученик» может представить свою реальную ситуацию.

Через некоторое время после начала игры подростки сами могут обратиться за помощью к психологу (как организовать консультационную беседу). Прежде всего психологу можно подсказать участникам, на какие вопросы следует обратить особое внимание, а именно: какие планы на будущее у «ученика» (какую профессию он выбрал и куда собирается поступать)? Как он себе представляет трудности на пути к своим целям? Как собирается их преодолевать? и т. п. Завершается каждое проигрывание тем, что участники высказывают свои пожелания данному «учащемуся», а «учащийся» соглашается или не соглашается с ними. Важно при этом, чтобы каждое мнение как-то обосновывалось, т. е. ведущий должен следить за тем, чтобы эти высказывания и пожелания были не столько эмоциональными и интуитивными, сколько разумными. Дальше участники перераспределяют роли, и игра возобновляется.

7. Рефлексия. Подведение итогов занятия.

  • Что было для Вас наиболее ценным на этом занятии?
  • Что Вы узнали нового на этом занятии?
  • Как Вы в будущем используете полученный на занятии опыт?

Список используемой литературы.

1) Истратова О. Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники / О. Н. Истратова. - Ростов н / Д: Феникс, 2013.

2) Пряжников Н. С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8 - 11 классы). - М.: ВАКО, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональная ориентация старшеклассников

Представление родителей о роли семьи в профессиональной ориентации, информация родителям о высших и средних специальных учебных заведениях города Самары...

Методическая разработка мероприятия в форме «круглого стола» по профессиональной ориентации старшеклассников в системе дополнительного образования детей

В работе приводится разработка мероприятия по профессиональной ориентации подростков, которое весьма позитивно воспринимается участниками, а также служат активно используемой методической разработкой ...

Материалы I региональной научно-практической конференции АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ И ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Моя презентация выступления на конференции.Тема  "Мотивация осознанной профориентации старшеклассников. Тренинговая работа"....

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Характеристика приоритетной ценнойстной ориентации сташекласснико.Формы, методы и средства ее формирования....

Статья "Профессиональная ориентация старшеклассников с нарушениями слуха в условиях школы-интерната".

В данной статье отражен опыт работы по профориентации детей, имеющих нарушения слуха, в условиях коррекционной школы-интерната № 23 г. Белгорода....

Статья на тему: «Взаимосвязь ценностных ориентаций старшеклассников и их профессионального самоопределения»

     Очень часто мы сталкиваемся с большим числом случаев, когда учащиеся (выпускники школ) еще не определили свои профессиональные склонности, не выбрали своей будущей профессии...