Бережное отношение к природе, ОДНКНР, 5 класс
методическая разработка (5 класс) на тему

Суханова Анна Ефтифеевна

На уроке ОДНКНР, включающем внутрипредметную интеграцию с экологией, ведущей деятельностью является диалог обучающихся и учителя, диалог обучающихся друг с другом  (работа в группах, «Мозговой штурм»).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Парбигская средняя общеобразовательная школа имени Михаила Тимофеевича Калашникова»

Бережное отношение к природе

5 класс

Предметы: ОДНКНР (Основы духовно-нравственной культуры народов России), экология

Составила:

Суханова Анна Ефтифеевна,

 учитель истории и обществознания

2017г.

Цель урока: формирование уважительного отношения к природе.

Задачи урока:

  1. воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства;
  2. развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях своего края, о природном разнообразии страны;
  3.  пробуждать желание охранять природу от разрушений, а при необходимости восстанавливать её.

Планируемые результаты:

  • давать определение понятиям «народы севера», «амулет», «культ», «заказник», «заповедник»;
  • называть не менее 4-х нравственных качеств, характеризующих нравственное поведение человека;
  • делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций, обосновывать свой выбор.

Предметные

                               Метапредметные УУД

                 Личностные УУД

Научатся: соблюдать

 элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей. Соблюдать нормы здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде. Повышение экологической грамотности детей.

Получат возможность научиться: работать с текстом, получать опыт публичного выступления; высказывать собственное мнение, суждения.

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы поиск и отбор необходимой информации.

Учатся не только  пользоваться природой, но и восстанавливать ее богатства.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра, допускают существование различных точек зрения.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и последовательность действий

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют: интерес к новому учебному материалу; любовь к своей местности,  эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде,  уважение к личности.

Учебно-методическое обеспечение: Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся образовательных организаций / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. М.: Вентана-Граф, 2016.- 160 с.: ил.

Оборудование (ресурсы): компьютер с мультимедийным проектором и колонками; презентация учителя 15 слайдов (среда PowerPoint); чистые листы бумаги, фломастеры или маркеры, магниты (для «Мозгового штурма»).

Время реализации занятия: 45 минут

План проведения урока:

Этапы урока

Время реализации

1.Вводный (организационно-мотивационный)

Мотивационный настрой на урок, постановка проблемы, определение темы, задач урока.

7 минут

2.Основной (информационно-аналитический)

30-32 минуты

- Обсуждение проблемного вопроса.

5 минут

- Рассказ по фотографии (работа в малых группах).

7 минут

- Работа с краеведческим материалом «Особо охраняемые территории Томской области»

3-4 минуты

- Сообщение обучающегося о Красной книге, Чёрной книге, некоторых редких и исчезнувших животных.

4 минуты

- Чтение и анализ текста о Баргузинском заповеднике

3 минуты

- Выработка правил бережного отношения к природе.

Приём «Мозговой штурм»

7 минут

- Просмотр видеофильма «Правила поведения в лесу».

2 минуты

3. Заключительный (оценочно-рефлексивный)

6 минут

- Итог урока

2 минуты

- Рефлексия

2 минуты

- Домашнее задание

2 минуты

Пояснительная записка

    Природа - не беспредельный склад, запасы его истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной, охранной и созидающей. Это необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Заботливое отношение к животному и растительному миру прививают для развития более сложных нравственных чувств - гуманизма, добросердечности, сочувствия. Поведение ребенка противоречиво. Положительно относясь к природе, дети совершают отрицательные поступки - рвут цветы и тут же бросают их, мучают животных.

Необходимо руководство взрослого, чтобы внешне эмоциональное отношение к природе переросло в нравственно-эстетическое чувство, предполагало активную, действенную позицию ребенка. У детей недостаточно развито инициативное, самостоятельное отношение к объектам природы. Ребёнок может не обидеть одинокого котенка, но и не поможет ему, не будет ломать ветки дерева, но и не подвяжет сломанные.

В связи с этим педагогу необходимо не только сообщать обучающимся конкретные сведения о том или ином объекте, но и пробуждать в душе каждого ребенка гуманные и эстетические чувства.

 На уроке ОДНКНР, включающем внутрипредметную интеграцию с экологией, ведущей деятельностью является диалог обучающихся и учителя, диалог обучающихся друг с другом  (работа в группах, «Мозговой штурм»).


Технологическая карта

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

 Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

Методический комментарий

Предметные

УУД

1 этап

Вводный (организационно-мотивационный)        

Подготовка к уроку

(1-2 минуты до звонка

 на урок)

Мотивационный настрой на урок

(По звонку на урок

2 минуты)

  Приветствует, настраивает на урок, напоминает о необходимости своевременно организовать своё рабочее место.

Предлагает посмотреть короткий видеофрагмент

Готовятся к уроку, отвечают на приветствие, настраиваются.

Сотрудничают с учителем.

Просматривают видеофрагмент

«Озеро Байкал»

Личностные УУД:

развитие навыков сотрудничества  со  сверстниками в разных социальных ситуациях.

Видеофайл

 «Озеро Байкал» https://www.youtube.com/watch?v=

2WLSq8V8xGc&list=

PL4B83FE0578F7112C&index=21

Постановка проблемы, определение темы, задач урока

(5 минут)

  Предлагает рассмотреть иллюстрации презентации (Слайд №2).

- Ребята, как вы думаете, по какому признаку можно разделить эти иллюстрации?

Рассматривают иллюстрации и предлагают сформировать две группы иллюстраций.

Например: загрязнённая и чистая природа, опасная и безопасная для животных среда.

Получают опыт публичного выступления, высказывают собственное мнение.

Личностные УУД: понимание необходимости учения,  формирование мотивированности и направленности на активное и созидательное участие в общественной жизни. 

Презентация (Слайд №2).

Предлагает назвать качества человека, относящегося к природе по-разному.

-Ребята, а что вы можете сказать по просмотренному ранее видеофрагменту?

Отвечают.  

-Если природа в сохранности - человек поступает нравственно, он ответственный, добрый, внимательный, заботливый, бережливый. Если он поступает плохо, безнравственно - злой, безответственный,

и др.

-Озеро чистое. Там много разных животных.

Выражают свою точку зрения

Коммуникативные УУД:

формирование готовности слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё.

- О чём пойдёт речь на уроке? Попробуйте сформулировать тему.

Учитель благодарит за сформулированные высказывания и просит записать тему урока в тетрадях «Бережное отношение к природе».

- Как  будем работать и что делать на уроке?

Пробуют сформулировать тему урока.

Записывают тему урока в тетрадях

Высказывают свои предположения: читать тексты о защите природы, о бережном отношении к ней, слушать сообщения, знакомиться с новыми понятиями, анализировать изученное.

Получают опыт публичного выступления, высказывания собственного мнения

Регулятивные УУД:

обеспечить развитие у школьников умения ставить цель, формулировать тему урока после предварительного обсуждения

Презентация, слайд №1

2 этап

Основной (информационно-аналитический)

Обсуждение проблемного вопроса

Работа в малых группах

(по два человека за партой)

(5 минут)

Обсуждение вывода:

«Бережное отношение к природе-общечеловеческая ценность»

Предлагает выбрать любой текст (1-4), прочитать, проанализировать и ответить на вопрос «Как относились к природе разные народы? Чем объяснить такое отношение?»

- Ребята, какой вывод можно сделать? Как древние люди относились к природе?

Работают в малых группах (парах): читают, обсуждают,  а затем представители каждой группы друг за другом («цепочкой») представляют свои ответы.

славян был праздник «именины Земли». Люди не беспокоили землю, не пахали и не сеяли.

-Саамы (северный народ) считали Землю живым существом и верили, что она чувствует боль, а поэтому её нельзя было ранить и т.д.

Знакомятся с понятиями «народы севера»,«культ», «амулет». Записывают их в тетрадях.

- Люди уважали природу, заботились о ней, берегли, боялись её. Ведь без природы человек не прожил бы, она его кормила.

Получают новые знания, запоминают новые сведения,  понятия.

Осознают ценность уважительного отношения к природе

Познавательные УУД:

развитие наглядно-образного мышления, творческих способностей, наблюдательности.

Коммуникативные УУД:

участие в коллективном обсуждении проблем; обмен мнениями, понимание позиции партнёра, принятие различных точек зрения.

Личностные УУД:

проявляют интерес к новому учебному материалу; любовь к своей местности,  эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде,  уважение к личности.

Учебник,

стр.49-50

Ответы  обучающихся сопровождаются презентацией - слайды №3-6

Презентация, слайд №7.

Рассказ по фотографии

Работа в малых группах

(по два человека за партой)

7 минут

Работа с краеведчес-ким материалом «Особо охраняемые территории Томской области»

(3-4 минуты)

-Рассмотрите фотографии на стр.51 учебника, выберите одну и составьте по ней рассказ.

- Ребята, кто из вас помнит, как называется территория (лес, поле, смешанная местность), где запрещены любые виды человеческой деятельности.

-Кроме заповедника, для защиты и восстановления отдельных видов живых организмов создаются заказники.

Рассказывает о заказниках, созданных на территории Томской области.

Составляют короткие рассказы о помощи человека животным, оказавшимся в опасной для их жизни ситуации.

Представляют свои рассказы.

Предполагают, что это заповедник.

Слушают рассказ учителя, рассматривают карту Томской области. Находят заказник «Поскоевский» (Чаинский район).

Учатся соблюдать

 элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей. Соблюдать нормы здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

Получают новые знания, запоминают новые понятия

Коммуникативные УУД:

-формирование готовности слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

-развитие способности активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.

Познавательные УУД:                                                                                                                                                                                                                                         -учиться делать выводы;

-развивать наглядно-образное мышление, творческие способности, наблюдательность.

Учебник, стр.51

Презентация, слайд №8-10.

Сообщение обучающегося

(4 минуты)

-Про Красную книгу вы уже слышали, а кто из вас знает какие объекты попадают в Чёрную книгу?

Слушают сообщение одноклассника о Красной книге, Чёрной книге, некоторых редких и исчезнувших животных.

Способны эмоционально (неравнодушно) реагировать на то, что человек причастен к исчезновению животных.

Презентация, слайд №11-12.

Чтение и анализ текста о Баргузинс-ком заповеднике

(3 минуты)

Выработка правил бережного отношения к природе

Приём «Мозговой штурм»

(7 минут)

Предлагает прочитать текст о Баргузинском заповеднике, раскинувшемся на берегу о. Байкал.

- Посоветуйтесь и предложите, как мы можем участвовать в охране природы?

-Молодцы! Вы назвали много важных правил. Я дополню ваш список.    

  Предлагает «5 правил бережного отношения к природе».

Работают в малых группах (парах): читают, обсуждают, записывают на отдельные листочки свои предложения, а затем представители каждой группы друг за другом («цепочкой») называют свои предложения и с помощью магнитов прикрепляют на доску.

-Не разводить огонь в лесу.

-Не поджигать траву.

-Не разорять гнёзда.

-Делать для птиц кормушки, скворечники и т.д.

Учатся работать с текстом, высказывают собственное мнение, суждения.

Получают опыт публичного выступления.

Познавательные УУД:

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Учебник, стр.53-54.

Приложение №1.

«5 правил бережного отношения к природе». Распечатаны на отдельных жёлтых листах-памятках, можно сделать в виде закладок.

Просмотр видеофиль-ма

(2 минуты)

-Посмотрите видеофайл «Правила поведения в лесу». Какие правила вам запомнились в первую очередь?

Приложение 2.

Видеофайл «Правила поведения в лесу»

https://www.youtube.com/watch?v=2ReGWpKVMgg

3 этап

Заключительный (оценочно-рефлексивный)

Итог урока

2 минуты

- Важно ли бережно относиться к природе? Почему?

Обобщают свои знания, выражают свои мысли, подводят итог.

Познавательные УУД:

-учатся делать выводы.

Рефлексия

2 минуты

- Каждый из вас сегодня старательно работал на уроке.

Оцените свою работу.

Одна часть доски поделена на три части:

Не очень хорошо

Хорошо трудился

Порабо-

тал отлично

F:\УРОКИ\ОДНКНР\Смайлики\весельчак.pngF:\УРОКИ\ОДНКНР\Смайлики\весельчак.pngF:\УРОКИ\ОДНКНР\Смайлики\весельчак.png

F:\УРОКИ\ОДНКНР\Смайлики\весельчак.png

F:\УРОКИ\ОДНКНР\Смайлики\весельчак.png

F:\УРОКИ\ОДНКНР\Смайлики\весельчак.pngF:\УРОКИ\ОДНКНР\Смайлики\весельчак.png

Обучающиеся наклеивают или рисуют смайлики в соответствующей своему выбору колонке таблицы.

Поработали на «хорошо» и «отлично»! Все довольны результатом своей работы на уроке.

Регулятивные УУД:

-учатся контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Домашнее задание

(2 минуты)

Учитель задаёт домашнее задание.

1.  Стр. 55, учебник.

И. Шишкин.

Корабельная роща.

Почему художник так назвал свою картину?

Кратко ответить на вопрос.

2. Проектно-исследовательская работа.

Из списка заказников Томской области выбрать один заказник и подготовить рассказ о нём.

Записывают домашнее задание в дневники, если есть вопросы, задают их, слушают разъяснения учителя. (Презентация, слайд №13).

Литература и источники Интернет:

1.Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков.Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся образовательных организаций. М.: Вентана-Граф, 2016.- 160 с.: ил.

2. http://blog.kob.tomsk.ru/wiki/images/5/5f/OOPT_TO.jpg   http://trasa.ru/region/tomskaya_zapov.html

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/18246 

http://luboznaiki.ru/opredelenie/zapovednik.html

https://sib.fm/news/2016/01/13/vasjuganskoe-boloto-stanet-zapovednikom 

https://traditio.wiki/ 

http://etnic.ru/etnic/narod/evenki.html

http://green.tsu.ru/oopt/?p=457

http://www.zoopicture.ru/stellerova-korova/

     http://odyvanthic1.narod.ru/konsult1.html

     https://ok.ru/korablik/topic/65240385811885


Приложение №1

5 правил бережного отношения к природе для детей

  1. Экономь воду.

Закрыть кран, пока чистишь зубы или мылишь руки, совсем не сложно. При рациональном использовании, среднестатистическая семья могла бы экономить количество воды, которого хватило бы на целый бассейн.

  1. Выключай электрические приборы.

Если ваши дети уже достаточно большие, чтобы самостоятельно пользоваться розетками, приучите их отключать то, чем они не пользуются. Это важно не только для экономии энергии и оплаты за нее, но и для безопасности.

 3) Не мусорить.

  Мусор - это не только неприятно, но и губительно для природы. Выкидывать нужно, только в специальные урны. Если вы отправляетесь туда, где нет урн и контейнеров для мусора, захватите с собой пакеты для отходов.

  1. Рисовать можно на двух сторонах листа.

 Это касается и распечатывания докладов в школу. А оригами можно делать из страничек журналов или старых рисунков и записей. Бумага - это деревья, они производят кислород, которым мы все дышим.

  1. Береги природу.

Можно не отламывать ветки, а подобрать с земли сухие. Цветы не обрывать, а любоваться им на клумбе. Не надо обижать животных и птиц. Бережное отношение ко всему живому нужно прививать с раннего детства.

Приложение №2

    Видеофайл «Правила поведения в лесу»

    Ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=2ReGWpKVMgg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Воспитание бережного отношения к природе через изучение художественных произведений якутских авторов"

В последние годы в нашем обществе недостаточно внимания уделяется бережному отношению к природе. Люди не всегда уважительно, бережно относятся к нашим лесным богатствам.  Это исходит, прежд...

Создание методики "Школа любования" с целью воспитания бережного отношения к природе

Традиционный однодневный поход экскурсия, который проводится в объединении -  кукольный театр "Веселая компания" на протяжении более 10 лет, способствовал  созданию методики "Школа любования...

Презентация по теме "Демонстрации, экспериментальные и практические работы на уроках физики общеобразовательной школы, как средства возбуждения интереса к предмету, развития материалистического мировоззрения, воспитания бережного отношения к природе, обуч

В презентации представлен опыт применения на уроках физики демонстрационного эксперимента, проведения практических работ каксредства развития интереса к предмету, воспитания в обучающихся таких качест...

Проверочная работа По теме « Бережное отношение к природе» по курсу Основы духовно-нравственной культуры народов России 5 класс

Тест к параграфу  "Бережное отношение к природе" , базовый уровень. Рассчитан на учеников 5 класса общеобразовательной школы. Предлагается 10 вопросов с одним вариантом ответа. Тест составлен на ...

Бережное отношение к природе. Урок по курсу "Основы духовно-нравственной культуры народов России", 5 класс

Урок заставляет размышлять над актуальным вопросом "Зачем нужно беречь природу?" Ученики могут вложить посильную лепту в эту важную проблему....

Презентация для 5 класса по ОДНКНР "Бережное отношение к природе"

Презентация для обучающихся 5 класса по учебному предмету "Основы духовно-нравственной культуры народов России" по теме "Бережное отношение к природе"...