ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Нравственно-патриотической направленности «Я Человек - России»
рабочая программа (7, 8, 9 класс) на тему

Маханова Наталья Ивановна

Даная программа направлена на патриотическое воспитание обучающихся. Особую актуальность она получает именно сегодня в наше не спокойное время. Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Санкт – Петербургское Государственное бюджетное учреждение

«Центр социальной помощи семье и детям Петродворцового района

Санкт-Петербурга»

Отделение социальной реабелитации-2 несовершеннолетних в возрасте от

13 до 18 лет

г. Петергоф, ул. Суворовская, д. 3/11

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Нравственно-патриотической направленности

 «Я  Человек - России»

     

«Победу решает военное искусство и храбрость

полководцев, и неустрашимость солдат.

Грудь их — защита и крепость отечеству»

Пётр Первый 

Возраст детей 13-18 лет

 рассчитана на 6 месяцев

   Автор составитель: Маханова Наталья Ивановна,

                                                                                    воспитатель отделения временного

                                                                                    пребывания несовершеннолетних

                                                                                    в возрасте от 13 до 18 лет

Санкт  Петербург  

 2014 г.

Пояснительная записка

Даная программа направлена на патриотическое воспитание обучающихся. Особую актуальность она получает именно сегодня в наше не спокойное время. Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России.

Актуальность, новизна и педагогическая целесообразность  образовательной программы

Актуальность данной программы заключается в том, что она разработана в соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795). Если же мы обратим свой взор к истории Государства Российского, к своим истокам, то увидим, что идеалом нашей Родины всегда были святость, духовность и любовь к Родине. Во все времена ядром русской культуры были православные устои и традиции народной жизни.

Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями»

Среди важнейших сущностных характеристик патриотизма,

исследователями были выделены следующие:

Во - первых, патриотизм представляет одну из наиболее значимых ценностей, присущую всем сферам жизни общества и государства, характеризующуюся высшим уровнем развития личности и проявляющуюся в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества.

Во-вторых, патриотизм — своего рода фундамент общественного и государственного здания, идеологическая опора его жизнеспособности, одно из базовых условий эффективного функционирования всей системы социальных и

государственных институтов.

В-третьих, патриотизм — это самое глубокое осознание, переживание своей родственности с Отчизной, своей укорененности в ее существовании, какие бы конкретные политические формы она не принимала.

В-четвертых, патриотизму чужды национальный шовинизм и расовая дискриминация. Как тип национального сознания патриотизм состоит в том, что его носители признают равное право всех других народов на свободное развитие, национальнo-культурную самобытность, традиционный для них образ жизни, присyщие им ценности, нормы, традиции и не считают возможным навязывать другим свои представления и национальные стереотипы.

 Истинный патриотизм предполагает формирование и его длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.

Особенностью данной программы является православная направленность – как утерянное в прошлом веке богатство наших предков.

Одна из важнейших черт нового века – это поверхностность. Поверхностность-это, закрытая для практического знания дверь. Поверхностность порождает безразличие и равнодушие к людям. И потому сейчас перед каждым воспитателем стоит вопрос, как научить ребенка думать, переживать, сочувствовать чужой беде?

Программа определяет системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно оптимально использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

Данная программа предполагает также раскрытие духовного содержания воинского подвига. Подвиг воинов, которые положили жизни свои за Родину, за Отечество.

Цель Программы

Воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу. Возрождение духовности.

Задачи Программы 

Становление многостороннего развитого гражданина России в эстетическом, культурном, нравственном и физическом отношениях:

  • Способствовать получению и расширению знаний учащихся о России: её истории, православных традициях, культуре, праве и т.д.
  •  Воспитать у учащихся чувства патриотизма и любви к Родине на примере известных исторических православных личностях.
  •  Воспитывать у учащихся любовь к своему родному городу как к малой родине.
  •  Формирование активной жизненной позиции обучаемых, ориентирование ее на здоровый образ жизни.
  •  Воспитывать у учащихся интернациональные чувства.
  • Профилактика зависимого поведения обучающихся.
  • Развитие нравственных взаимоотношений в семье.

Срок реализации программы 2014-2015гг. – по 6 месяцев (время, на которое приходят к нам в отделение подростки)

Занятия проходят в виде бесед, викторин, игр, презентаций, диспутов, путешествий, походов, экскурсий, встреч с интересными людьми, просмотр художественных и документальных фильмов, а также участие в ежегодных традиционных общешкольных,  муниципальных, краевых и всероссийских мероприятиях, связанные с юбилейными и государственными датами.

В результате реализации Программы ожидается:

В образе обучающегося

-      в познавательной сфере: развитие творческих способностей и стремления  к самообразованию;

-      в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

-      в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

-      в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией.

Проверка усвоения программы проходит в виде опроса, тестов, презентация индивидуальных заданий, интервьюирования, выполнение презентаций по интересующим темам, проведение викторин, решение кроссвордов и пр.

Учебно-тематический план:

  1. Символы России – 3ч.
  2. Дни воинской славы -16ч.
  3. Русские православные воины прошлого -9ч.
  4. Традиции патриотического воспитания -6ч.
  5. История Петродворцового района -5ч.
  6. Русские православные воины настоящего -3ч.
  7. Активная жизненная позиция – это...-5ч.
  8. Посещение общегородских мероприятий -5ч.

Содержание программы:

  1. Символы России. Государственный флаг РФ. Различные варианты возникновения флага. Государственный герб РФ. История возникновения. Государственный гимн РФ. История.
  2. Дни воинской славы РФ. Ознакомить обучающихся с днями воинской славы.
  3. Русские православные воины прошлого. Князь Владимир. Александр Невский. Дмитрий Донской. Минин и Пожарский. Пётр Первый. Ушаков Ф.Ф. Нахимов П.С. Суворов А.В. Кутузов М.И.
  4.  Традиции патриотического воспитания. История службы в армии в России с 970г по 1813г.
  5. История Петродворцового района. Петродворец. Ломоносов. Мартышкино. Дворцы и парки. Реки и озёра.
  6. Русские православные воины настоящего. Евгений Родионов. Шестая рота. Святые воины Чечни.
  7. Активная жизненная позиция. Размышления о жизни. Моё место в жизни. А что могу я? Начни с себя. Цель и средства.
  8. Посещение общегородских мероприятий. Прорыв фашисткой блокады Ленинграда. День победы. День города Петергофа. День города Ломоносова. День социальной службы.

Тематическое планирование.

п/п

темы

количество

часов

примечания

1

Символы России

3

Количество часов варьируется в зависимости

от юбилейных и памятных дат

календаря.

А также от того, как объявлен

текущий год.

Какие проходят мероприятия

общего масштаба и прочее.

2

Дни воинской славы

16

3

Русские православные воины прошлого

9

4

Традиции патриотического воспитания

6

5

История Петродворцового района

5

6

Русские православные воины настоящего

3

7

Активная жизненная позиция

5

8

Посещение общегородских мероприятий

5

Всего – 52 часа( 6 месяцев)

Литература

  1. Нормативные документы, регламентирующие  деятельность  образовательного  учреждения по вопросу  организации  воспитательной работы.
  2.  Нормативные документы, регламентирующие деятельность образовательного учреждения по вопросу  оказания помощи детям, находящимся в социально опасном положении.
  3. Планирование воспитательной системы http://obrazets.ucoz.ru/index/0-73.
  4. Наука побеждать. За веру и Отечество. –М.: Даниловский Благовестник,2008,-320с.
  5. Короткова Л.Д. Духовно –нравственное воспитание средствами авторских сказок.- М.: Ц Г Л, 2006г.- 160с.
  6. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина , 3-е изд.- М.: Мол. Гвардия, 1979г.- 335с.
  7. Капица Ф.С.  Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы. Справочник.-М.: Флинта: Наука, 2000.- 216с.
  8. Маханова Н.И. Программа «Я-Человек». 2010г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа нравственно-патриотического воспитания "Краски Донской земли" для коррекционной школы-интерната VIII вида

В процессе изучения родного края происходит расширение социального опыта у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, формирование естественных и общественно-исторических знаний и представл...

Программа по нравственно-патриотическому воспитанию "Я - гражданин России"

Программа по нравственно-патриотическому воспитания "Я - гражданин России" разработана с учётом возрастных особенностей детей, проходящих реабилитацию в КУВО "Грибановском социально-реа...

Программа нравственно-патриотического воспитания "Вот где нам посчастливилось родиться"

Памятники истории, культуры и природы родного края, народные традиции, духовная преемственность поколений… Как использовать их в патриотическом воспитании учащихся? Как приобщить воспитанников ...

Программа нравственно-патриотического воспитания "Вот где нам посчастливилось родиться"

Если спросить у наших воспитанников: чем дороги им родные места? Что они знают об историческом и культурном прошлом своего села? Есть ли любимый уголок природы? Все ли ребята ответят на эти вопросы? З...

программа нравственно-патриотического воспитания "Связь поколений"

Данная программа обеспечивает реализацию Федерального государственного образовательного стандарта и способствует освоению образовательной программы в сфере личностных результатов, обеспечивает духовно...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...