О СОХРАНЕНИИ И РАЗВИТИИ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ.
статья на тему

Непременной частью весенних и летних гуляний, больших праздников на Руси были хороводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_sohranenii_i_razvitii_narodnyh_traditsiy.docx17.15 КБ

Предварительный просмотр:

                      О СОХРАНЕНИИ И РАЗВИТИИ  НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ.

                                       ХОРОВОДЫ.

Непременной частью весенних и летних гуляний, больших праздников на Руси были хороводы.

Хоровод — это массовое народное действо, объединяющее боль​шое количество людей. Взявшись за руки, участники хоровода двига​лись по кругу в такт музыке, выражая содержание песни пластически. Персонажи, о которых пелось, должны были плясать, играть, испол​няя то, что требовал текст песни. В.Даль определял хоровод как «собрание на вольном воздухе сельской молодежи для пляски с песнями». Другое определение русского хоровода, отражающее содер​жание хороводных игр и песен, дает Игорь Глебов в своем этюде об опере «Майская ночь»:

«Хоровод является драматическим действием в котором разыг​рываются под песню соответственно её тексту сцены, выявляющие наиболее яркие черты из бытового уклад».

Культура народа сохранила большое разнообразие хороводов: в одних преобладал хоровой элемент при этом внешний круг участни​ков оставался без движений, а танцующие передавали содержание песни, в других при движении по кругу содержание песни не раскры​валось, в некоторых двигались парами, рядами извивающейся цепью — в них сочетались различные движения. Танец, игра, песня неразрыв​но и органически связаны между собой. Они и являются составляю​щими элементами русского хоровода. Хореографию хоровода пред​ставляют композиционные рисунки и движения участников, драматургию - разыгрывание сюжета исполняемой песни.

В центральных областях России чаще всего употреблялось назва​ние «хоровод», в народном произношении — «каравод». «карагод»: название «круг», «кружок», «круги» — главным образом в местностях севернее Москвы и в Сибири; во Владимирской и Ярославской областях, в' Курской и других южных областях водили «карагоды» и «танки». Встречаются и другие названия хороводов: «Улица»,    «Проуло​чек», «Городок», «Основа» и др.

Большое распространение имели девичьи хороводы. Водили их девушки и молодые женщины, двигаясь плавно, степенно, сдержанно. Если и употреблялись в таком хороводе дроби, то чаще всего это были мелкие дроби, с легким притопыванием каблучками. Один из таких старинных девичьих хороводов мне удалось записать в Воронежской области.

Поставленный позднее на этой основе сценический вариант «Девичий воронежский хоровод» пользовался большим успехом. В газетах писали о нем: «Хоровод является чудом народной хореографии. Плавность движений, когда танцующие величаво, словно лебеди, плывут по кругу, какая-то особая, чисто русская грация, живописная красота народных костюмов оставляют незабываемое впечатление».

Очень часто к девушкам присоединялись и парни. В таких хороводах общее плавное движение по кругу сочетается с затейливой пляской. Вот, к примеру, описание подобного хоровода.

В праздничный день деревенская молодежь вышла на гулянье в березовую рощу. Девушки в нарядных сарафанах затеяли хоровод. Они двигались простой, строгой, прямой линией, затем неожиданно стали завивать сложную спираль вокруг берез. Эта спираль выпрямлялась, девушки продолжали танец уже парами, торжественно приподняв красивые платки. Плавно взмахивая ими, они как бы взмахивали крыльями.

Но вот к танцующим девушкам подошла группа юношей. Хоровод закружился еще быстрее, еще стремительнее. Затем круг разомкнулся, образовался полукруг, в середину которого вошли девушка и юноша. Девушка плавно обошла юношу, а потом с увлекающей стремитель​ностью понеслась по кругу, лукаво посматривая на юношу, который. исполняя сложную фигуру танца, едва поспевал за ней. За первой парой - вторая, третья, четвертая начинали свою пляску. И, наконец, все снова соединились в общий хоровод, закружились точно на карусели.

На основе старинных хороводов рождаются новые оригинальные хороводы, отражающие наше время. Так. например, в игровом хоро​воде «Сосенка» (Пермская область) участники показывали, как народ любовно выращивает лес и готовит его для строек.

В каждой области России свой характер исполнения и свои местные формы хороводов.

На Севере с его суровой природой, коротким и прохладным летом, оленеводы, охотники, рыболовы одеваются тепло. В старину женщины носили тяжелые сарафаны, большие шерстяные и шелковые шали. Для Архангельской и других северных областей характерны скупые, лаконичные движения, сдержанность в манере повеления. Танцующие переступают с ноги на ногу, почти не отрывая подошвы от пола, как бы скользят, голову иногда слегка наклоняют. С давних пор на Севере бытовали медленные хороводы — «Ходючи», игровые хороводы. Плавность и строгость движений, медленный поворот головы вместе с корпусом типичны для девушек. Пляска юношей отличается большой подвижностью. Парни дробят, подскакивают и прыгают.

В сибирских хороводах привлекает оригинальная манера исполнения: широта и мягкость движений рук, особая походка с носка на каблук. При этом танцующие высоко поднимают колени или, наобо​рот, с каблука на всю ступню. А сколько таких чудесных, своеобразных хороводов и хороводных игр в других областях Российской Федера​ции.

В медленных, лирических девичьих и парных хороводах столько благородства, словно поет сама душа русского человека. В них рассказ о красоте и величии нашей природы, о гордом и свободолюбивом русском человеке, его трудовой жизни и прекрасных мечтах.

В круговом построении хороводы олицетворяют и форму солнца и хождение вокруг костра-очага в ритуальных танцах. Круговая форма построения хоровода оказалась наиболее емкой, так как какое бы количество танцоров ни собирается в кругу, они могут видеть друг друга, иными словами, иметь возможность общаться, согласовывать свои движения и жесты. Хороводы — это песни в танцах. В хороводе песни оживали, находили свою ритмическую и пластическую жизнь. Танец иногда иллюстрировал текст песни, но чаше передавал ее общее настроение, ее дух. Потому в определениях хороводов, встречающихся в разных книгах, авторы всегда связывают хоровод с песней и драматическим действом. Удивительное качество хороводов — их действенность. Это не только песня, выраженная в танце, но и маленькая пьеса, поэтически передающая саму жизнь народа. Отсюда и бесконечное многообразие хороводов. На севере России они чаще всего торжественно медленные, на юге — бурно веселые. В хороводах передаются процессы труда и бытовые сцены; они всюду несут отпечаток местных условий жизни, природы, традиций, истории. Но композиционные построения хороводов, характерные особенности, манера, рожденные в том или ином уголке страны, не повторяются.

Отличаясь друг от друга, русские хороводы удивительно схожи в главном: в их поэтической форме переданы черты, художественная образность разных уголков России, ее людей, природы, истории Непонимание этой черты народного искусства приводит к ложным поискам, нарушению традиций. И здесь равно опасны как перепевы раз увиденного и боязнь сказать в танце о своем времени и его людях, так и стремление во что бы то ни стало сделать хоровод оригинальным, непохожим один на другой.

Русский хоровод должен оставаться хороводом, но в нем в каждое время должен биться пульс современности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сохранение русских инструментально - музыкальный традиций на отделе народных инструментов

Презентация работы народного отдела ДШИ на областном семинаре "Воспитание художественного вкуса на основе национально - культурных традиций"....

Презентация "Масленица. Сохранение народных традиций"

Презентация рассказывает о масляничных традициях и символах народного праздника Масленицы...

Педагогические приемы сохранения народных традиций в работе подросткового клуба

Какие педагогические приемы  я использую в работе своего подросткового клуба для достижения цели: сохранение народных традицийсохранения народных традицийсохранения народных традиций...

Сохранение и развитие традиций национальной хореографической культуры России

Музыкально-хореографическая постановка "Празднова...

Народный танец. Сохранение традиций.

Сохранение и совершенствование народной культуры не в последнюю очередь-залог социально-экономической и политической стабильности. В современных условиях глобализации на первое место выступает н...

Система сохранения и развития традиций народной художественной культуры Белгородской области

 Важнейшим условием процветания нации является сохранение языка, народных традиций, культурных ценностей. Одно из причин сложного положения России является забвение значительной частью нас...