Классный час "Игротека для эрудитов в области русского языка и литературы" 7-8 классы
классный час (7, 8 класс) на тему

Конспект классного часа. или внеклассного мероприятия для недели русского языка и литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИГРОТЕКА ДЛЯ ЮНЫХ ЭРУДИТОВ В ОБЛАСТИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Цель игры: развитие интеллектуального и умственного потенциала учащихся.

1. Играем в омонимы

Следуя мудрой поговорке: «Повторение - мать учения», еще раз повторим для себя значение слов омонимов.

Омонимами называются слова, совпадающие но своему звучанию, но абсолютно не связанные между собой по значению. (Например, слово «ударник» может иметь несколько значений: «передовика производства», «деталь огнестрельного оружия» или музыканта, сидящего в оркестре, ансамбле за ударными инструментами.)

Итак, необходимо найти омонимы к следующим значениям:

(1 балл за правильный ответ получает команда; вопросы задаются по очереди)

1. Собрание географических карт; материя.

Ответ : Атлас

2. Впадающая в воду полоска берега; причёска; трудовой инструмент земледельца- крестьянина

Ответ: Коса

3. Оружие воина средних веков, индейцев, для современного спортсмена является спортивным атрибутом; овощ.

Ответ: Лук.

4. Крупная птица из семейства хищных; деталь струнного музыкального инструмента.

Ответ: Гриф.

5. Супружество; недоброкачественное изделие.

Ответ: Брак.

6. Народный духовой музыкальный инструмент из нескольких трубок, вделанных в кожаный мешок или пузырь; намеренное затягивание дел.

Ответ: Волынка.

7. Насекомое; часть мужской верхней одежды, необходимой в особо торжественных случаях, обязательное дополнение к концертному костюму музыканта, артиста.

Ответ: Бабочка.

8. Принято называть людей, отлынивающих от работы; инструмент для отлавливания насекомых.

Ответ: Сачок.

9. Спортивный инвентарь боксеров; фрукт

Ответ: Груша

10. Цветок; конфета

Ответ: Ирис.

2. Музыкальная пауза

Проверь свои познания в области музыки. 5 баллов получает команда, которая получит почётное звание, засекреченное в этом кроссворде. Для этого надо отгадать все слова  быстрее соперников по времени.

C:\Users\USER\Pictures\2012-03-08\Изображение.JPG

Задание по горизонтали:

1. Поэтическое музыкальное произведение печального задумчивого характера; 2. Оркестровая пьеса, исполняемая перед театральным представлением; 3. Человек, профессионально занимающийся каким-либо видом музыкальной деятельности; 4. Опера Римского-Корсакова; 5. Струнный смычковый инструмент; 6. Прибор, помогающий установить правильную скорость исполнения.

Ответ  по   горизонтали: 1. Элегия 2. Увертюра 3. Музыкант 4. Садко 5. Скрипка

6. Метроном.

По вертикали: Эрудит.

3. Покаламбурим

 Что такое каламбур? Это шутка, основанная на комическом использовании сходно звучащих, но разных по значению слов.

Что такое каламбур?

 Абсолютнейший сумбур!

Шутка, колкость, острота –

Легковесных слов игра.

Учимся «каламбурить» изящно и легко. Используя «слова-перевертыши», поиграем рифмой. Например, всем хорошо знакомо такое двуликое слово, как гриб. При произношении слово, обозначающее растение, приобретает совершенно другое значение - вирусной инфекции. Вместо звонкого «б» слышится глухое «п», в результате чего гриб вдруг превращается в коварное вирусное заболевание, именуемое гриппом. Как можно обыграть данное слово? На ум сразу же напрашивается такая вот шутка-загадка:

Я не инфекция, не вирус,

Я в лесу под елкой вырос! (Гриб - грипп.)

 — Поиграем» такими словами, как «Клаша — каша»:

Поругала мама Клашу

За не съеденную кашу.

«Почему ты, дочка Клаша,

Не доела свою кашу?»

«Надоела твоя каша!» -

Отвечает маме Клаша.

У Пушкина в сказке:

Пристают к заставе гости,

Царь Гвидон зовёт их в гости.

Задание: команды должны придумать каламбур  со словом.

Лисичка – животное и гриб

Ключ – источник воды и инструмент

Замок и замок

4. Сочинялки

 На чистом листе бумаги первым игроком пишется стихотворная строка и закрывается так, чтобы следующему участнику была видна только последняя рифма. Тот пишет свою рифмованную строку и также оставляет открытым только последнее слово и передает листок третьему игроку и так далее. Когда весь лист исписан и «поэтическое произведение» готово, оно зачитывается.

5. Раз словечко, два словечко...

Что произойдет, если к одному словечку прибавить другое? Правильно, получится третье... Путем перестановки букв из каждой пары слов необходимо составить третье, новое слово. Условие: это слово должно быть существительным в единственном лице, в нем должны быть все буквы, уже находящиеся в двух словах.

Например:

К слову «сор» прибавляем слово «мат», из букв, используя все буквы, стоящие в этих словах, составляем третье: «матрос». Или из слов «кожа» и «ворон» может получиться слово «жаворонок» и так далее.

1.   Сом + сок = ?

2.  Кит + рана = ?

3.  Удав + лак = ?

4.  Охра + под = ?

5.  Парк + ива = ?

6.  Боб + уста = ?

7.  Домна + ил = ?

8.  Паста + клип = ?

9.  Липа + кок = ?

10. Иск + том = ?

11. Пот + ком = ?

Ответ: 1. Космос. 2. Картина. 3. Кувалда. 4. Пароход. 5. Крапива. 6. Суббота. 7. Лимонад. 8. Пластинка. 9. Копилка. 10. Москит. 11. Компот.

6. Классификация

Перед игроками небольшие карточки, на каждой из них написана пословица, либо поговорка.

Задание. Ознакомиться с содержимым карточек и выписать те, которые возникли  в крестьянском быту.

Как аукнется, так и откликнется;

укатали Сивку крутые горки;

мели, Емеля, твоя неделя;

раскусить человека;

вот тебе, бабушка, и Юрьев день;

нашего полку прибыло;

как волка ни корми - он все в лес смотрит;

 остались от козлика рожки да ножки;

поворачивать оглобли;

нет худа без добра;

своя земля и в горести мила;

цыплят по осени считают;

там хорошо, где нас нет;

старый конь борозды не испортит;

от добра добра не ищут;

что посеешь, то и пожнешь.

Ответ:        

Мели, Емеля, твоя неделя;

поворачивать оглобли;

старый конь борозды не испортит;

что посеешь, то и пожнешь;

своя земля и в горести мила;

цыплят по осени считают.

7. В мире животных

Игрокам раздаются карточки с изображением животных. Необходимо вспомнить и назвать как можно больше поговорок и пословиц о животном, изображенном на карточке. Побеждает тот, кто назовет больше пословиц и поговорок. Если команда затрудняется с ответом, то  вместо неё может ответить другая команда.

Отвечают по очереди

Предполагаемые ответы игроков:

Гусь свинье не товарищ;

Косолапый, как медведь;

Как волка не корми - все в лес смотрит (Или: волка ноги кормят);

Лучше синица в руках, чем журавль в небе;

Сорока скажет вороне, ворона - борову, а боров - всему городу;

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь;

Одна пчелка не много меду натаскает;

Ясли за конем не ходят;

От овцы волки не родятся;

Вороне соколом не быть;

Цыплят по осени считают и др.

8. Профессиональная игра

Профессиональная речь является щедрым источником фразеологии. Выражения, выработанные людьми одной профессии, специальности, прочно вошли в наш обиход.

Команды отвечают по очереди.

Задание. К каким профессиям можно отнести следующие выражения:

1. Стричь под гребенку (сугубо парикмахерское выражение);

2. Сбоку припека (так выражались пекари);

3. Мертвая хватка (охотники);

4. Завестись с полуоборота (шоферы);

5. Ни в зуб ногой; знать на ять; прописать «ижицу» и др. (школьники);

6. Войти в роль; потерпеть фиаско; этот номер не пройдет и др. (актеры);

1. Разделать под орех; без сучка и задоринки; бить баклуши; топорная работа; снять стружку и т. д. (столярных дел мастера, деревообработчики);

8. Шито белыми нитками; на живую нитку; с иголочки и т. д. (портные);

9. Через час по чайной ложке; позолотить пилюлю (аптекари);

10.  Держать нос по ветру; сидеть у моря и ждать погоды; стать на якорь и т. д. (моряки, рыбаки).

9. А автор кто?

Русский язык богат крылатыми словами, происходящими из определенного литературного или исторического источника и имеющими, как правило, конкретного автора. Это образы художественной литературы, афоризмы выдающихся людей и т. п.

Например, у А.С.Пушкина

Не продаётся вдохновенье,

Но можно рукопись продать.

Или у М.А.Булгакова: «Рукописи не горят».

 Задание: определите автора таких выражений, как:

1.«Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом...». (Александр Суворов.)

2. «Человек - это звучит гордо». (А. М. Горький.)

3. «Любви все возрасты покорны...». (А. С. Пушкин.)

4. «Не хочу учиться, хочу жениться...». (Д. И. Фонвизин.)

5. «Пошла писать губерния...». (Н. В. Гоголь.)

6. «Счастливые часов не наблюдают...». (А. С. Грибоедов.)

7. «А воз и ныне там...». «Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку...». (И. А. Крылов.)

8. «Свежо предание, а верится с трудом»;  «А судьи  кто?». (А. С. Грибоедов.)

9. «...Двадцать два несчастья...». (А. П. Чехов.)

10.  «Юность - май цветущий, старость - листопад».

(В. Шекспир.)

11.  «...И опыт - сын ошибок трудных, и гений - парадоксов друг...». (А. С. Пушкин.)

12.  «Живой труп», «В жизни есть только одно несомненное счастье - жить для других». (Л. Н. Толстой.)

13.  «Пуля - дура, штык - молодец!». (А. Суворов.)

14.  «Самое большое счастье в жизни - это уверенность, что тебя любят». (Виктор Гюго.)

15.  «Как уст румяных без улыбки, без грамматической ошибки я русской речи не люблю...»

(А. С. Пушкин.)

16. «У сильного всегда бессильный виноват»

(И.А.Крылов.)

( по очереди команды отвечают)

10. Переводчик

В языках разных народов немало мудрых пословиц и поговорок, сходных по смыслу.

Задание. Ознакомьтесь с пословицей другого народа и назовите русскую народную пословицу, имеющую примерно тот же смысл. Например, узбекская народная мудрость гласит: «У добрых людей добрые дети», у африканцев говорят: «Сын леопарда - тоже леопард». Русская же пословица звучит так: «Яблоко от яблони недалеко падает», или «Какой отец, таков и сын» и т. п.

Итак, необходимо «перевести» на русский язык следующие пословицы и поговорки:

1. Восточная  мудрость:  «Приобретая   новых друзей,  дружбе будь верен старой своей»

2. Немецкая: «Ошибки других - хорошие учителя».

3. Английская: «Все хорошо в свое время».

4. Узбекская «Не важно, что имеешь, важно, что умеешь».

Перевод на русский язык:

1. «Новый друг лучше старых двух».

2. «На ошибках учатся».

3. «Каждому овощу свое время», «Всему свое время» или «Готовь сани летом, а телегу зимой».

4. «Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах».

Какая команда вперёд отвечает, получает балл.

11. Напрягалки

Необходимо расположить слова в смысловой последовательности.  Работая в верном направлении, вы познаете русскую мудрость.

Умеет, горя, кто, боится, не, тот, и, веселиться.

Ответ: «Кто умеет веселиться, тот и горя не боится».

Без, стоит, ум, не, догадки, гроша.

Ответ: «Ум без догадки гроша не стоит»

12. Словесный поединок

В игре участвует вся команда. Выбирается определенная тема, например, женские имена. Допустим, команда называет имя «Света», следующая должна вспомнить и назвать имя, начинающее на последнюю букву предыдущего - «Алла» и т.д. Или  выбирается тема «авиация», одна команда  называет слово «самолет», следующая - «трап», далее называются слова «пилот - топливо» и так далее.

Меньше баллов получает команда, которая не сможет назвать слово (максимум 5 баллов).

Тема словесного поединка: русский язык


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвистическая игра для 6 класса "Путешествие в Лингвию". Предметная область: русский язык.

Игра по русскому языку для шестиклассников. Была проведена в декабре 2013 года в рамках методической недели "Школа после уроков - это интересно!"....

Конспект урока русского языка в 5 классе учителя русского языка Дедовой Людмилы Алексеевны МБОУ «СОШ №14» г. Новомосковска Тульской области

Конспект урока русского языка в 5 классе учителя русского языка Дедовой Людмилы Алексеевны МБОУ «СОШ №14» г. Новомосковска Тульской области...

Презентация к уроку по русскому языку (7, 8 класс) на тему: Презентация к внеклассоному мероприятию "Бой эрудитов" 7 - 8 класс

Презентация поможет провести не только внеклассное мероприятие, но и обощить знания по теме....

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» обязательной предметной области «Русский язык и литература» ФГОС ООО по курсу 5-9 класс

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» обязательной предметной области «Русский язык и литература» составлена в соответствии с ФГОС ООО, требованиями к результатам ...

Рабочая программа учебного предмета «Литература» обязательной предметной области «Русский язык и литература» по курсу 5-9 класс ФГОС ООО

Рабочая программа учебного предмета «Литература» обязательной предметной области «Русский язык и литература» составлена в соответствии с ФГОС ООО, требованиями к результатам ос...