Интерактивная игра «Дебаты» как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся
статья (10 класс) на тему

В данной статье представлен опыт работы по проведению дебатов как одной из форм дискуссионного общения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_o_debatah_2.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Интерактивная  игра «Дебаты»  как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся

Мамедова Е.Г.,  канд. филол. наук,

учитель русского языка и литературы

ОАНО Школа «Ника», г.Москва

Современное общество нуждается  в людях, способных свободно ориентироваться в информационном пространстве, генерировать идеи и воплощать их, обладающих  коммуникативной компетенцией (КК), поэтому ее формирование и развитие  можно назвать   одной из важнейших целей обучения в школе.

Анализ целого ряда работ по данной проблеме позволяет сделать вывод о том, что трактовки понятия «коммуникативная компетенция» отличаются неоднозначностью. Признавая правомерность других подходов к пониманию сущности КК, будем придерживаться следующего: коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми видами  коммуникативно-направленной речи и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в жизненно важных сферах и ситуациях общения [7,60].

Нет единого мнения и в определении компонентного состава КК. Тем не менее, всеми  учеными признается многокомпонентность структуры коммуникативной компетенции, хотя их представления о ней могут существенно различаться. По утверждению большинства исследователей, КК  представляет собой органичное единство целого ряда компетенций: языковой, лингвистической, речевой, культуроведческой - и  является  «высшей ступенью в их иерархии» [6, 414]. Некоторыми  лингвистами в структуру КК включаются другие компетенции: стилистическая и предметная [4,102], риторическая [3,84], а также социокультурная, дискурсивная, стратегическая [5,75].

Человек, обладающий коммуникативной компетенцией,  способен понимать чужие и порождать собственные программы  речевого поведения, адекватные  целям, сферам, ситуациям общения. Коммуникативная компетенция проявляется:

  • в знании основных   речеведческих понятий, т.е. стилей, типов речи,  способов связи предложений в тексте и т.п.;
  • в умениях и навыках анализа текста;
  • в  собственно коммуникативных умениях,  т.е.  умениях и навыках  речевого общения с учетом адресата и коммуникативных намерений.

Способность к реализации  и выбору программ речевого поведения  приобретается в результате  естественной коммуникации или специально организованного обучения. Решение проблем, связанных  с формированием КК в вузе, происходит, прежде всего, в рамках изучения   гуманитарных дисциплин: русского языка и литературы, риторики, истории, обществознания  и  т.п. Осуществление   коммуникативного подхода к их преподаванию  позволит научить школьников пользоваться  словом  во всех его ипостасях. Огромную роль в решении этой непростой задачи  играет  использование    обучающих  деловых игр, способных   сформировать модели  профессиональных действий, обеспечить личностно ориентированное освоение учебного материала [2, 62]. Весьма эффективным средством формирования КК является   интерактивная игра «Дебаты»,  цель которой -  обучение умению критически мыслить, рассуждать, достигать коммуникативной цели в процессе обсуждения проблемы.

В основе дебатов лежит спорный тезис-утверждение, который является темой игры и определяет позиции двух соревнующихся команд. Тема может быть представлена и в форме   вариативного высказывания («…: за и против»,  «… или …»).  От качества ее формулировки  во многом зависит  успешность коммуникативных действий участников  игры, поэтому тема дебатов должна соответствовать целому ряду требований:

  • четкость и конкретность формулировки;
  • однозначность  понимания;
  • перспективность для обсуждения;
  • значимость для участников.

В  работе по подготовке и проведению дебатов выделим три ключевых этапа: подготовительный, основной и заключительный. Цель подготовительного этапа – создание оптимальных условий для успешного осуществления  участниками игры коммуникативных намерений. На данном  этапе  происходит:

  • знакомство   игроков  с сущностью, особенностями, правилами организации и проведения дебатов;
  • распределение ролей;
  • работа  с информацией;
  • разработка  кейсов;
  • определение  критериев оценки  качества выступлений.

Дебаты  характеризуются четкими  ролевыми предписаниями. Речевые  действия участников игры определяются отведенными    им  ролями.  Организует  и проводит  дебаты председатель. Требования  к нему заключаются в четком  представлении обсуждаемой темы,  гибкости в поведении и способности  адаптироваться к аудитории. Он не имеет права участвовать в самой дискуссии, потому что  должен быть  беспристрастным. Председателю помогает секретарь, который информирует ораторов о времени, отведенном на выступление, а также ведет документацию дебатов. Основными участниками игры являются две команды – "Утверждения" ("У") и "Отрицания" ("О") – по четыре человека, которых традиционно называют спикерами. Кроме того, необходимо выбрать двух-трех экспертов, они  должны  вести протокол игры и оценивать деятельность спикеров в процессе  дебатов. Остальные  играют роль зрителей  и  имеют возможность задавать вопросы с места или сообщать информацию по теме.

В основе  работы с   информацией    лежит самостоятельное изучение текстового материала.  Вслед за Бабенко Л.Г., Васильевым И.Е., Казариным Ю.В., считаем, что  текст  «является лингводидактической основой  языкового и речевого  обучения, а работа с ним в позициях автора и адресата и есть коммуникативно-направленная  речевая деятельность» [1:38]. Развитие КК  при самостоятельной работе обучающихся  с текстом    осуществляется в том случае, если они  уже обладают комплексом умений, необходимых для  правильного восприятия содержания текстового материала:

  • определять тему текста,  основную коммуникативную цель автора, его идейную позицию;
  • определять тип речи, избранный автором в соответствии с коммуникативным замыслом;
  • выявлять набор микротем и их роль в развитии основной темы и авторской мысли;
  • вычленять   в тексте ключевую информацию.

В процессе изучения и анализа текстового материала будущие участники дебатов должны определить собственную позицию в обсуждаемой проблеме. Целесообразно делать  необходимые выписки  на листе, поделенном на две части, где с одной стороны будут фиксироваться аргументы "за", а с другой – аргументы "против". Записи могут быть представлены  в форме схем, таблиц, алгоритмов, отражающих обе  точки зрения.

После изучения и осмысления текстовой информации  участниками дебатов проводится разработка кейсов, то есть комплекта материалов, включающих  основные понятия, которые будут использоваться  в процессе выступлений; аспекты исследуемой проблемы (социальный, экономический, психологический, политический и т.п.); аргументы и контраргументы; поддержки:  цитаты,  факты, статистические данные, иллюстрирующие доказательность аргументов.  Правильно  составленный кейс  обеспечивает  высокую степень информационной подготовки команд к дебатам, а значит, и хорошее качество выступлений.

 Оно оценивается  экспертами в соответствии со следующими критериями:

  • содержательность выступления (полнота охвата проблемы, убедительность высказывания);
  • содержательность ответов на вопросы (оперативность, «исчерпываемость» ответов);
  • культура общения (соблюдение этических норм ведения дискуссии).

Целью основного этапа игры является  непосредственное общение между участниками  дебатов, направленное на  обмен мнениями по обсуждаемой проблеме. Важным условием для успешной коммуникации является правильное размещение игроков: в начале аудитории по центру – председатель и секретарь; справа от председателя –  команда «У» (защитники тезиса); слева от председателя –  команда «О» (противники тезиса); напротив председателя – эксперты;  за ними – зрители:

Председатель и секретарь

Команда «О»

Команда «У»

Эксперты

Зрители

Перед командами  стоит одна и та же коммуникативная цель – убедить зрительскую аудиторию в правильности избранной ими позиции. На ее достижение  и должны быть направлены речевые действия участников игры, которая начинается с того, что  председатель объявляет тему дебатов и просит команды представиться. На данном этапе игры  важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой участников. Члены  команд по цепочке  представляют  друг друга, называя лучшие черты личности каждого. Важным требованием к  говорящим является соблюдение норм речевого этикета. Оратор (спикер, зритель или секретарь) должен начинать свое выступление обращением к ведущему дискуссию "Уважаемый председатель...". Участники дебатов обращаются друг к другу, также употребляя форму "Уважаемый (Уважаемая)…"

Отличительным  признаком дебатов можно считать высокую степень стандартизированности и регламентированности: четкие ролевые предписания (см. выше), жесткий временной лимит  и строго поочередная  последовательность выступлений участников («У» - «О» - «У» - «О»  и т.п. ). Речевые действия в ходе дебатов реализуются по схеме: выступление – вопрос – ответ. Каждый член команды «У» и команды «О»  может  взять слово только  один раз.  Сначала формулирует  позицию (тезис),  понятия и аспекты (5 мин) спикер команды «У». Команда «О» задает ему  вопрос, на который он отвечает. Далее слово предоставляется  спикеру команды «О»,  и речевые действия  выполняются по той же схеме: выступление – вопрос – ответ. Речевое взаимодействие  между игроками  продолжается  до тех пор, пока поочередно не выскажутся  все спикеры. Для успешного выступления команды  необходима согласованность  действий ее участников  уже на этапе подготовки к дебатам. В каждом выступлении следует  отразить определенный аспект   обсуждаемой проблемы. Спикеру необходимо  избегать дублирования содержания  речи  других  ораторов: это ослабляет позицию  всей команды и препятствует достижению коммуникативной цели.

          На  протяжении всего времени дебатов  зрители тоже имеют право задавать вопросы и давать  краткую информацию (2-3 предложения).  Для этого необходимо поднять  руку, встать с места и сказать: "Вопрос" или "Информация". Выступающий  может  удовлетворить или отклонить желание участника словами "Пожалуйста" или "Нет, спасибо". Если спикер не дал согласия на вопрос или информацию с места, то желающий высказаться должен молча сесть. Выступающий и председательствующий могут в любой момент остановить человека, который задает вопрос или сообщает информацию.

Каждый спикер работает с вопросами индивидуально, т. е. не имеет возможности обратиться за помощью к другим  членам  команды. Отвечая на вопросы зрителей, спикер должен помнить, что это тоже оценивается экспертами в общем протоколе игры. Ответ  должен быть точным, конкретным, достаточно обоснованным. В случае затруднения спикер имеет право обратиться к задавшему вопрос с просьбой повторить его или может  взять  двухминутный тайм-аут (за тайм-ауты эксперты снижают баллы), если не знает точного ответа на вопрос. Каждая команда имеет право получить в общей сложности  не более 6 мин для консультаций друг с другом (три  тайм-аута).  

После дебатов проводится голосование зрителей,  от результатов которого зависит конечный итог игры. Зрители могут отдать свои голоса в пользу  той команды,  которая смогла убедить их в  правильности отстаиваемой ею позиции и речевое поведение которой  не вызвало  нареканий.  Предлагаем   наиболее распространенные формы голосования: сторонники разных позиций

  • становятся в 2 ряда  друг напротив друга;
  • опускают  карточки в урну «ЗА»  и урну «ПРОТИВ».

Далее выступают эксперты. Они дают оценку работы игроков, объявляют лучших спикеров и  команду-победителя  (учитываются  результаты голосования и полученные командами баллы).  

После выступлений экспертов, на  заключительном этапе игры, происходит   свободное обсуждение дебатов, на котором участники  подводят итоги, анализируют, насколько успешно осуществили свою деятельность председатель, секретарь, спикеры, эксперты и зрители. Предлагаем  примерные  вопросы для обсуждения:

  • Как вы оцениваете активность каждого участника дебатов?
  • Чьи выступления вам понравились? Почему?
  • Какие выступления запомнились больше и почему?
  • Чьи вопросы вызывали «мыслительное затруднение» и почему?
  • Были ли отступления от основной темы? Когда и у кого?
  • Как вы оцениваете ваше собственное участие в дебатах?
  • Достигнута ли цель дебатов?  

Эффективность  дебатов как  средства формирования коммуникативной компетенции  не вызывает сомнений. Данная интерактивная ролевая игра учит:

  • продуктивно работать с текстовым материалом, определять коммуникативную цель автора   и  идейный смысл текста, выявлять ключевую информацию;
  • критически мыслить, осознанно выбирать и аргументировать  позицию;
  • успешно работать в команде, уважать  точку   зрения оппонентов;
  • мотивированно  использовать  языковые средства, оптимальные для достижения коммуникативной цели в заданной речевой ситуации;
  • вести  дискуссию в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данной форме коммуникативного взаимодействия.

Использованная литература:

  1. Бабенко Л.Г., Васильев И.Е., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста. – Екатеринбург: Изд. Урал.ун-та, 2000
  2. Бобылев Б.Г. Коммуникативная деловая игра как средство обучения культуре общения // Русская речь в современном вузе: Материалы  Второй международной научно-практической интернет-конференции / Отв.ред. д.п.н., проф. Б.Г.Бобылев. 15 октября 2005 г., ОрелГТУ. – Орел: Орел ГТУ, 2006. – С.62-66
  3. Горобец Л.Н.  Формирование  риторической компетенции студентов-нефилологов // Русская речь в современном вузе: Материалы  Четвертой международной научно-практической интернет-конференции / Отв.ред. д.п.н., проф. Б.Г.Бобылев. 1 ноября- 22 декабря 2007 г., ОрелГТУ. – Орел: Орел ГТУ, 2008. – С.83-86
  4. Колесникова Н.И. Профессиональная   коммуникативная компетенция студента нефилологического вуза // Русская речь в современном вузе: Материалы  Пятой международной научно-практической интернет-конференции / Отв.ред. д.п.н., проф. Б.Г.Бобылев. 20 ноября - 20 января 2009 г., ОрелГТУ. – Орел: Орел ГТУ, 2009. – С.101-105
  5. Коммуникативная компетенция менеджера: проблемы формирования в рамках дисциплины «Русский язык и культура речи»: Сборник материалов Х Международной конференции по риторике. Риторика и культура речи в современном обществе и образовании. Выпуск 2./Науч.ред.-сост. В.И.Аннушкин.- М., Гос.ИРЯ им.А.С.Пушкина., 2006
  6. Чибухашвили В.А. Формирование коммуникативной компетенции при обучении родному языку //Русское слово в языке и речи: Доклады общероссийской конференции.- Брянск, 2000
  7. Федеральный компонент государственного  стандарта  общего образования. -  М.: Дрофа, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьные СМИ как средство формирования коммуникативных компетенций обучающихся

  Условия для развития не только творческих, но и коммуникативных способностей учащихся можно смоделировать в своеобразной творческой лаборатории, которой, по сути, является любое шк...

Обучение комментированию цитат и афоризмов как средству формирования коммуникативной компетенции обучающихся иностранному языку (средняя и старшая ступени обучения АЯ)

ВведениеГлава I. Коммуникативная компетенция как одна из целей современного иноязычного образования1.1. Современные тенденции в методике преподавания и необходимость коммуникативно-ориентированного по...

Обобщение опыта работы по теме "Комплексный анализ текста на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся"

Обобщён опыт работы учителя русского языка и литературы по теме "Комлексный анализ текста на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся".  Информация ...

«Работа с текстом на уроках русского языка и литературы, как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся»

laquo;Работа с текстом на уроках русского языка и литературы, как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся»...

Доклад на тему "Проблемный диалог как средство формирования коммуникативных компетенций обучающихся"

Проблемный диалог как средство формирования коммуникативных компетенций обучающихся...