Реализация муниципальной программы внедрения ФГОС ООО по предмету "Английский язык" в Пестречинском муниципальном районе: результаты и перспективы.
статья на тему

Гисматова Ильсеяр Дамировна

Реализация муниципальной программы внедрения ФГОС ООО по предмету "Английский язык" в Пестречинском муниципальном районе: результаты и перспективы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx30.35 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация муниципальной программы внедрения ФГОС ООО по предмету "Английский язык" в Пестречинском муниципальном районе: результаты и перспективы. 

 (выступление на зональном семинаре учителей иностранных языков по проблеме «Реализация требований ФГОС ООО»)

Гисматова Ильсеяр Дамировна

2016 год

        В свое время Василий Александрович Сухомлинский сказал: «Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений».

   

  Но мир меняется стремительно. Введение стандартов второго поколения – это необходимость, продиктованная жизнью, внедрение новых стандартов – большой плюс. Школа перестает быть учреждением, где ребенку «выдают» определенный объем знаний, а затем предлагают систему упражнений для закрепления изученного. В основе реализации стандарта общего образования лежит системно-деятельностный подход.  Именно стандарт второго поколения формирует личность с тем набором качеств, которые позволяют человеку быть успешным в 21 веке.

    Процесс работы над внедрением  новых стандартов основного общего образования (ООО) учителями английского языка начался еще в прошлом учебном году. По окончании республиканских курсов учителями были определены направления сотрудничества, виды деятельности в аналитической, информационной, организованно-методической и консультационной работах.

Деятельность тьюторов была направлена на обеспечение принципов качества образовательно-воспитательного процесса, наукоемкости и практико-ориентированности; совершенствование методической культуры, компетентности педагогических работников, осуществляющих основную общую образовательную программу.

Для успешной реализации данной программы была сформирована муниципальная тьюторская команда из восьми человек, включающая в себя: тьюторов  Гисматову И.Д. и Макарову В.А.(осуществляющую также и функции руководителя районного методического объединения учителей иностранных языков), методиста отдела образования Назарову О.Е., руководителей кустовых МО Мустафину Э.В., Гайсарову Э.Р., Володину В.С., Орлову М.М., Галиуллиуллину Ф.Г. .

    Мы начали осуществлять внедрение новых стандартов через  изучение нормативно-правовой базы федерального, регионального, муниципального уровней по внедрению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО). В условиях введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) особенно актуальны вопросы методического сопровождения образовательной практики.  С этой целью в мае прошлого учебного года был проведён семинар учителей английского языка по теме «Готовность к внедрению ФГОС учителями английского языка ПМР», где рассматривался вопрос научно методического сопровождения реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО).

В период перехода на новые образовательные стандарты необходима не только методическая, но и  мотивационная готовность учителей. Если мы хотим научить современного ребенка, научить качественно, то первыми перестраиваться необходимо прежде всего нам. 

        Готов ли педагог к развитию? Ведь гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности. Для выявления подготовки учителей к введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) и выявления личностного запроса учителей было проведено анкетирование.

  1. Если в мае месяце 2015 года всего 55% учителей были уверены в знании содержания  ФГОС, то к маю 2016 года все учителя ознакомились с нормативной базой ФГОС.

  1. Психологическая и методологическая готовность тоже возросла с 56% до 100%

    Введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС) - сложный процесс, важнейшим фактором которого, обеспечивающим успешность, является системность повышения профессиональной квалификации. Если к 2015-2016 учебному году 27 учителей обучились на курсах повышения квалификации по актуальным проблемам реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО, то к 2016-2017 году  все учителя прошли курсы повышения квалификации по ФГОС.

   Педагоги школы повышали свою квалификацию и через посещение районных и республиканских семинаров, через анализ уроков учителей других школ района. На базе Ленино-Кокушкинской средней общеобразовательной школы был проведен районный семинар на тему «Формирование универсальных учебных действий на уроках иностранного языка в основной школе», где учителя делились опытом, показывали свое мастерство.

     Согласно новым стандартам иностранный язык – один из важных учебных предметов в системе подготовки современного школьника в условиях поликультурного и многоязычного мира. Он формирует коммуникативную культуру учащихся, способствует их общему речевому развитию, расширению кругозора и воспитанию. На своих уроках учителя продемонстрировали применение системно-деятельностного подхода, использовали современные технологии, применяли активные формы и методы. Семинар прошел на высоком уровне и имел практическое значение.

     Работа по методическому сопровождению введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) строилась на основе теоретического и практического обучения педагогов посредством проведения мастер-классов на темы как «Разработка учительского инструментария» (Гисматова И.Д.), «Эффективные образовательные технологии » (Макарова В.А.), «Практикум по составлению поурочного плана с использованием технологической карты» (Гайсарова Э.Р., Мустафина Э.В., Орлова М.М.) Был проведён тренинг по изучению нормативных документов «Профессиональный стандарт педагога» и «Содержания ФГОС ООО» учителями Макаровой В.А. и Гисматовой И.Д.  с применением технологий, представленных международной компанией Educare.

    Причиной того, что я отметила данные технологии является то, что их использование  помогает  реализовать задачи ФГОС . У детей повышается мотивация к изучению предмета, появляется интерес, они активные, заинтересованные и раскрепощённые. Причем здесь происходит полное вовлечение всех учеников не зависимо от их уровня обученности.  Мыслительные приёмы и структуры можно использовать на разных этапах урока. Приведу несколько примеров:

  • На этапе организации класса и для снятия эмоционального  переутомления учеников: Тим чир, Тейк оф тач даун.
  • Для мотивации учащихся к обучению подходят структуры: Си Финк Уанде, Действенные вопросы, Лестница Абстракции и т.д.
  • С помощью структур Инсайд-Аутсайд Сёкл , Модель Фрейер можно актуализировать опорные знания.
  • Структуры как Джот Тотс, Куиз-куиз Трейд,  Токин Мэт, Коннект Экстэнд Чэлиндж можно использовать для закрепления и проверки усвоения знаний.
  • Для рефлексии подходят структуры Конерс, Раньше я знал, теперь язнаю, Билетик на выход, 3-2-1.

Таким образом, используя разные мыслительные приёмы и структуры можно решить  ряд вопросов по реализации ФГОС.

Вопросы внедрения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) рассматривались также на заседаниях школьных методических объединений.

На этапе введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) одним из важных этапов является психолого-педагогическое сопровождение. Понимая, что возникнут трудности, на один из семинаров был приглашён психолог, который провёл тренинг с целью формирования позитивного настроя для организации внедрения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО).

   

Первые шаги по внедрению стандартов второго поколения показали, что концептуальные идеи и прописанные пути реализации федерального государственного стандарта второго поколения актуальны и востребованы современной образовательной системой.

Материально-технические возможности школ (использование ИКТ технологий) позволяют организовать урочную и внеурочную деятельность эффективно, мобильно: каждая минута, проведённая в школе, даёт ребёнку положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной, творческой личностью. Много внимания на уроках и внеурочных занятиях уделяется проектной деятельности; дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, интерпретации её, представления своих проектов.

 Вскрылись и определенные  проблемы при реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО).

 Американский философ и педагог Джон Дьюи сказал: «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра». Как и любому новшеству, были и остаются определенные риски реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО).

К ним  можно отнести негативное отношение педагогов  к внедрению новых стандартов; отсутствие у некоторых педагогов понимания полезности и прогрессивности, потому что сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока еще останавливает внедрение новых форм и технологий. Но всё же большинство учителей понимают важность и значение введения ФГОС ООО, стремятся изучить его аспекты, однако в практическом плане преобладают традиционные формы урока.

Все мы знаем что никакие, даже самые замечательные методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с себя. 

Итак, какие же результаты мы имеем на сегодняшний день?

1. Итогом работы команды тьюторов по изучению нормативно правовой базы стало повышение осведомлённости педагогов. Это было видно по проведённому анкетированию в конце учебного года.

2. В рамках разработки инструментария для оценки учебных достижений в соответствии с ФГОС ООО учителями был создан банк заданий по разделам: по грамматике, лексике и письму для 5-6 классов. Обсуждение, апробация и тиражирование запланировано на след год.

3. Собраны технологические карты уроков для  5 классов в рамках конкурса «Лучшие уроки по ФГОС-2016»

4. Создано сообщество учителей английского языка.

Мы так же определили перспективы развития:

1. Создать условия для организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях   и обеспечить поэтапный переход на стандарт второго поколения.

2. Организовать повышение квалификации  специалистов, работающих по федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (ФГОС ООО).

3. Разработать  программу по внеурочной деятельности, особое внимание уделив  здоровьесберегающим технологиям.

4. Организовать практические занятия, методические семинары, методические недели, обмен опытом, взаимопосещение уроков учителями;

5. Развитие профессионального сотрудничества и связи.

6. Составить банк заданий для 7-9 классов

7. Издать брошюры о передовом опыте учителей работающих по ФГОС.

8.  Развитие профессионального сотрудничества и связи с другими районами. 

«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически  требуя его обновления. Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя. Как показала массовая практика, задача формирования новой личности неосуществима традиционными подходами к образованию школьников. Поэтому введение новых образовательных стандартов  - это веяние времени.

И закончить свое выступление хочу словами:

Трепетно, нежно, заботливо, ласково,

С каждым ребёнком с открытой душой,

Всё, что умеем, знаем и можем,

Просто отдали и в сердце большом

Место найдётся для каждого школьника.

Каждого нужно увидеть, раскрыть,

Всем нам желаю всего наилучшего,

Чтобы всегда нам хотелось учить.

 Поздравляю вас с началом нового учебного года!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект перспективного развития муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Камеево муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан на основе национальной образовательной инициативы "ННШ"

Проект перспективного развитиямуниципального общеобразовательного бюджетногоучреждения средняя общеобразовательная школа с. Камеево муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостанна осн...

Презентация "Использование современных методов и технологий при реализации учебных программ по ФГОС"

Выступление на городском семинаре учителей биологии и химиии. Представление опыта работы по ФГОС....

Программа тьюторского сопровождения учебного предмета "Математика" в Верхнеуслонском муниципальном районе в условиях введения ФГОС ООО.

Проектная работа отражает необходимые мероприятия РМО учителей естественно-математического цикла по реализации  ФГОС ООО....

ПОЛОЖЕНИЕ внутренней жизни обучающихся казачьих кадетских классов Муниципального общеобразовательного учреждения «Лямбирская средняя общеобразовательная школа №2» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия

ПОЛОЖЕНИЕвнутренней жизниобучающихся казачьих кадетских классовМуниципального общеобразовательного учреждения«Лямбирская средняя общеобразовательная школа №2»Лямбирского муниципального рай...

Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС нового поколения в ОУ Амурского муниципального района

Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС нового поколения в ОУ Амурского муниципального района...