статья "Изучение жизни и творчества ученого Н.Я.Бичурина в школе"
статья (10, 11 класс) на тему

Петрова Надежда Анатольевна

При изучении творчества земляков сотрудничество с музеем дает хороший результат. Что мы и делаем. На урок мы идем в районный музей "Бичурин и современность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izuchenie_tvorchestva_n.ya_.bichurina_v_shkole.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

1.Добрый день уважаемые гости Бичуринских чтений. Я надежда Анатольевна Петрова предлагаю вашему вниманию доклад на тему Малая родина Бичурина.

Сан яту ěмěр вилěмсěр пулě:
Эсě пирěншěн – çутă хěвел.
Чěрере ыр яту санăн юлě,
Чăваша çут пехил кýрекен!        

    Пишет в своем стихотворении «Никита Бичурин» А. Мешкова

2. Четырежды Лауреат Демидовских премий, член-корреспондент Российской академии наук, действительный член Азиатского общества в Париже, научный сотрудник Азиатского департамента Министерства иностранных дел Российской империи, почетный библиотекарь Петер-бургской публичной библиотеки,почетный член ряда зарубежных академии наук, миссионер и путешественник, историк и этнограф, востоковед и литератор, рисовальщик и энциклопедист, труженик ревностный. Все эти регалии относятся нашему земляку Никите яковлевичу Бичурину.

3.Сегодня мы с гордостью отмечаем его 240 летие со дня рождения. «Чувашское Поволжье – родина Н. Я. Бичурина» . «Более двадцати лет прожил Н. Я. Бичурин в Поволжье. Здесь он сделал первые шаги в жизнь, здесь формировался его характер, здесь начиналась его сознательная творческая жизнь»

4.  Родился он в 1777 году  в селе Акулево, ныне деревня Типнеры  Чебоксарского района. Впечатления детства, милые сердцу пейзажи природы родного края Бичурин пронес через всю тернистую дорогу своей жизни.

5. Происходил из семьи сельского священника.  Отец его Яков Данилов был священником.  Вероятно, был наполовину или на четверть  чувашом, мать — скорее всего, русская; предполагается, что его дед Данил Семёнов был из чувашей. Судя по архивным данным, детство Никиты прошло в суровой обстановке.

6. В 1779 году, через два года после рождения Никиты отец получил сан  священника и семья перебралась в село Бичурино Мариинско- Посадского района.

7. Приход Воскресенской церкви включал 5 селений и относился к числу малодоходных. Отец Бичурина занимался крестьянским трудом («упражне-ние   в земледельчестве, яко несвойственного сану»), но не слишком успешно, находясь в «состоянии нехорошем по пьянству». Глава семьи влез в долги, в 1796—1797 годах Консистория потребовала от него срочно вернуть долг в 39 рублей отцу Петру Прокопьеву и 75 рублей — певчему Савиновскому.

 8. В 1785 году архиепископ Казанский Амвросий (Подобедов) издал строгое предписание доставлять детей духовенства в Казань для зачисления в  Духовную семинарию и штрафовать тех, кто пытался освободить их от духовных училищ. За непослушание полагались «чёрные работы», запреще-ние в служении и сдача виновных в солдаты. Святейший Синод тогда же не дозволил детям духовного звания обучаться в светских заведениях вместо духовных[7].

В своей автобиографической записке Никита Яковлевич утверждал, что в том же 1785 году в 8-летнем возрасте поступил в Казанскую семинарию, что долгое время тоже не проверялось исследователями. Однако уже   Бернштам  в биографическом очерке 1950 года писал, что Никита начал обучение в училище нотного пения в Свияжске,  новокрещенской школе, а оттуда был переведён в семинарию].

9.  В Казанской духовной семинарии Никита Бичурин провёл около 14 лет, обучался в высшем латинском классе. Там же он получил фамилию Бичурин, поскольку в Казанской епархии новых учеников именовали по названиям округов, селений и церквей, откуда они происходили. Содержание учеников возлагалось на их родителей, поэтому Никита почти все годы обучения провёл на отцовском иждивении, что вынуждало его к аскетическому образу жизни. Биографы отмечали, что он всю жизнь был чрезвычайно воздержан в пище и напитках, чай пил всегда без сахара, ел мало. Только в 1794 году наступило небольшое облегчение: бедных семинаристов дозволялось включить в штат другого прихода, часть дохода отдавалась на требоисправ-ление. Это произошло из-за травмы отца — в августе 1794 года неизвестные отрубили Якову Данилову четыре пальца на руке, и его место было передано сыну указом Консистории от 30 сентября того же года.

В учебе же Никиту отличали прилежность и любознательность. Важно было и то, что в семинарии преподавался чувашский язык, что позволяло ему совершенствовать свои знания и углублять навыки чувашской речи. В эти годы он сочиняет лирические стихи и оды на чувашском языке. Известны также его творческие опыты на древнегреческом языке. В 1795 году семинарист написал три стихотворных произведения - оду «Сон», «Песня», «Сегодня мы…».

10. В 1797 году Казанская духовная семинария была преобразована в академию. Никита Бичурин  считался в числе лучших и одарённых учеников.

После окончания этого учебного заведения он остается в ней преподавателем. Перед юношей, получившим блестящее образование в области гуманитарных наук, основательно изучившим древние языки, открывались прекрасные перспективы,  как в педагогической деятельности, так и в науке. Но в 1800 году Бичурин постригся в монахи. Дальнейшая  деятельность  отца Иакинфа, вообще, вся его судьба  отмечена одной особенностью: это чередование взлетов и падений. Впрочем, надежды в его душе никогда не угасали.  Только,  благодаря им,  он побеждал неимоверные трудности,  себя,  давление среды

Живя 14 лет в Китае, изучая их быт, культуру, язык, историю, ученый все время помнил, что чуваши тоже вышли из Центральной Азии. Текущая в собственных жилах чувашская кровь чутко отзывалась на все, что было близко  и родственно в складе души и психологии восточных народов. Он сравнивал и находил много общего в этих культурных традициях.

                 

                В последний период своей жизни Бичурин вдохновенно трудился над «Собранием сведений о народах, обитавших в средней Азии в древние времена». Волею обстоятельств, втянутый в орбиту большой науки, живший вдали от своей малой Родины, Бичурин всегда хранил в своем сердце красоту чувашской земли. Мысленно часто возвращался  он с детских лет в полюбившиеся ему березовые рощи, тихо бродил по крутым берегам Волги, вспоминал сверстников. В конце 30-х годов побывал в Казани, а также посетил могилы  родных - матери и отца, Перед уходом из жизни, как бы сказав последнее «прости» колыбели своей юности - Казанской духовной академии- передал значительную часть личной библиотеки.

11. Чувашия чтит и помнит имя великого сына чувашского народа Н.Я. Бичурина. В знак благодарности за его научный подвиг в нашем районе  создан музей «Бичурин и современность», куда мы очень часто приходим с детьми .

12.        Благоустроенная территория Бичуринского сада привлекает жителей поселка к отдыху .  

     13. В 1977 году в  г. Чебоксары основали улицу Бичурина, в 1999 году был установлен памятник. В средней школе №3 открыта комната в честь ученого востоковеда.

14. В 2000 г. в Чебоксарах около института гуманитарных наук открыли еще один памятник.

15. В селе бичурино установлена Памятная доска в честь ученого, в школьном музее  есть экспозиция о его жизни и деятельности.

 16. На малой родине  Бичурина – в д. Типнеры  находится памятный камень в честь выдающегося синолога с мировым именем.  При въезде в деревню установлена скульптурная композиция «Н.Я. Бичурин», в основу которой  заложены его слова «Поднялся сам, подними свой народ», которые переданы автором через элементы чувашской и китайской архитектуры.

17.  Лесочек маленький, тенистый

Я пришёл.

Приятность места воды чистой,

Зелены в горах кусты,

В долине жёлтые цветы.

Всё восхищало там меня…

На всё смотрел с весельем я…

                            Н.Я.Бичурин

Как будто бы великий сын чувашского народа возвращается к нам из глубины веков.

 Свое выступление мне хочется завершить словами самого Никиты Бичурина

«Не хваля себя, могу сказать, что живу  единственно для отечества, и не для себя». Так давайте стремиться учиться, трудиться, чтобы быть достойными наследниками больших свершений учёного. Мы всегда  помним нашего земляка.  Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачётные работы по литературе №3, №4, №5 (По жизни и творчеству О.Мандельштама, А.Ахматовой, Б.Пастернака). 12 класс вечерней школы

Зачётные работы по жизни и творчеству О.Э.Мандельштама, А.А.Ахматовой, Б.Л.Пастернака составлены на основе учебника "Литература. 11 класс. В двух частях. Под редакцией В.П.Журавлёва". Предназначены дл...

Зачётные работы по литературе №6, №7, №8 (Жизнь и творчество М.А.Булгакова, М.А.Шолохова, литература периода Великой Отечественной войны). 12 класс вечерней школы

Зачётные работы по литературе по темам: №6- "Жизнь и творчество М.А.Булгакова"; №7- "Жизнь и творчество М.А.Шолохова"; №8- "Литература периода Великой Отечественной войны". Вопросы для зачётных работ ...

Зачётные работы по литературе №9, №10 (Жизнь и творчество А.Т.Твардовского, А.И.Солженицына). 12 класс вечерней школы

Зачётные работы №9 "Жизнь и творчество А.Т.Твардовского" и №10 "Жизнь и творчество А.И.Солженицына" помогут быстро проверить знания обучающихся по изучаемому материалу. В целях экономии времени на уро...

Зачётная работа №1 по теме "Жизнь и творчество А.С.Грибоедова", 9 класс вечерней школы

Данная зачётная работа предназначена для обучающихся 9 класса вечерней школы. Она позволяет быстро проверить знания учеников по теме "Жизнь и творчество А.С.Грибоедова". Ответы на вопросы вписываются ...

Зачётная работа по теме "Жизнь и творчество А.П.Чехова", 11 класс вечерней школы

Зачётная работа по теме "Жизнь и творчество А.П.Чехова" составлена на основе материалов учебника по литературе для 10 класса, часть 2, под редакцией Ю.В.Лебедева. Данная зачётная работа позволяет пров...