Доклад «Духовно-нравственное воспитание через этнокультурный подход»
статья на тему

Бакинова Саглар Леонидовна

В данном докладе, который был представлен на V Епархиальные Рождественские образовательные чтения «Традиции и новации: культура, общество, личность."  представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся через этнокультурный подход

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_rozhdestvenskie_chteniya.doc266 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование Ямальский район

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Салемальская школа-интернат имени Володи Солдатова»

V Епархиальные Рождественские образовательные чтения

«Традиции и новации: культура, общество, личность.

Номинация   Православие и молодежь. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи.

Тема  «Духовно-нравственное воспитание через этнокультурный подход»

Бакинова Саглар Леонидовна

МКОУ «Салемальская школа-интернат имени Володи Солдатова»

МО Ямальский район

село Салемал

Духовно-нравственное воспитание через этнокультурный подход

Современный мир – мир научно-технического прогресса, социальных изменений, мир разнообразия взаимоотношений между людьми. Все это заставляет говорить о повышенных требований и к моральной зрелости, и к самостоятельности человека. Нравственное становление человека представляет собой чрезвычайно сложный и многогранный процесс. Решающую роль в этом процессе играет общество. Формирование нравственных качеств происходит в социальной среде, в его реальных действиях и поступках и в той внутренней работе, которая завязывается вокруг них и  в них выплескивается. Стать нравственным — означает стать истинно мыслящим, т. е. способным самостоятельно отыскать принцип, который объединил бы всю совокупность этических требований, в котором все многообразные и противоречивые жизненные впечатления слились бы в гармонию. Духовно-нравственное воспитание — один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей. Духовно-нравственное воспитание начинается с рождения человека и идёт всю жизнь, через общение, трудовую деятельность, повседневные дела — делая человека завтра лучше, чем сегодня. 

Безусловно, в духовно-нравственном воспитании ведущую роль играет семья, которая  как устойчивая социальная общность выступает мощным фактором формирования человека, передачи социального опыта, исторической памяти людей, этнокультурных традиций. К сожалению, не каждая современная семья сегодня является тем самым главным звеном в формировании нравственного стержня личности, как того хотелось бы. Основной «груз» воспитания детей сейчас лежит на плечах образовательных учреждений и педагогов.  

В Салемальской школе-интернате одним из приоритетных направлений в духовно-нравственном воспитании учащихся является этнокультурное направление. Обучение и воспитание строится на основе  национальной культуры и народных традиций.

Этнокультурное направление в воспитательном пространстве школы-интерната реализуется через введение таких социально значимых проектов, как «Игры тундровых детей», «Мы родом из тундры», «Фольклор моего народа», «Топонимика салемальской тундры», «Нядма и его команда» и др.

Реализация ведущих идей проектов осуществляется через различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая, исследовательская и др.).

    Участие в проектах позволяет учащимся освоить закономерности адекватного природо -, этно - и  культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде, ребята разрабатывают и реализовывают различные творческие и исследовательские проекты, такие как «Забытые игры жителей тундры», «Блюда из оленьего мяса», «Фольклор моего народа»,  «Ты и я – мы из одной семьи (Пыдар сит няꞌ ӈоб״ туꞌ терниꞌ)», «Советы  мудрых и святых: на народную мудрости не опираясь… (ӈарка ненэцяꞌ табекохоꞌ инзеле״ - илар тас ӈэӈгу), «Работа у ненца всегда с собой (Ненэць манзаяда няданда пере.)» и др. Создавая проекты, обучающиеся учатся уважать традиции и обычаи коренных народов Севера и одновременно рассказывать о культуре других народностей, населяющих Салемал, учатся работать в команде, что способствует воспитанию таких качеств как взаимовыручка, ответственность за товарищей, чувство «плеча». Безусловно, без формирования этих качеств не может быть нравственного воспитания человека.

        Учащимися проводится большая исследовательская работа по изучению истории становления и развития села Салемал. Ежегодно на школьные научно-исследовательские  конференции представляются работы краеведческого характера: «Улицы моего села», «Салемальцы – орденоносцы труда», «Володя Солнышко», «История одной медали» и др. По результатам кропотливой исследовательской  работы о Владимире Солдатове, медбрате, который погиб на мысе Вануйто, спасая тундровых жителей от тифа, удалось найти родственников Володи, наладить сотрудничество с Тобольским медицинским колледжем, носящим его имя. В результате совместного труда учащихся и педагогов в сентябре 2015 года школе присвоено имя Володи Солдатова. Что, бесспорно, является сильнейшим инструментом в духовно-нравственном, патриотическом воспитании учащихся школы.

        На духовно-нравственное воспитание направлены также ежегодные социальные акции, которые призваны формировать в детях такие качества как сострадание, милосердие, личную ответственность за младших и пожилых, ответственность за экологическое состояние малой родины.

В школе традиционно проводятся социальные акции «Подари игрушку детства» («Мядонзэй"»),«Тенеӈгуна"», «оБЕРЕГайка», «Лекармꞌ  нива" юргӈу"»,  «Ебцотако сит тохолаӈгу», «Хуркариꞌ хобцоко" теневава"», «Посылка солдату», «Красная ветка рябины», «Зеленая Россия» и др. Учащиеся с готовностью оказывают помощь в проведении акций, являясь их непосредственными участниками. Участие в  акциях позволяет развивать в детях чувство личной сопричастности к социально-значимым событиям школы, села, осознавать личную ответственность за происходящее вокруг него.

Особенной популярностью среди детей и взрослых пользуются общешкольные КТД   «Ханзерˮ маняˮ сянакуваˮ», «Нет земли родней, чем тундра», «Ӈопой҆ ӈарка мядˮ терваˮ», «День оленевода», общешкольный конкурс семей «Мы родом из тундры», конкурсно-игровые программы «Ямальский калейдоскоп», «В краю оленьих троп»,  «Обряд гостеприимства народов ханты», «Традиции русского и ненецкого чаепития», «Мядикова», «Хартꞌ иринат"вадаку"».

Во время проведения коллективных творческих дел центральным местом является этнопедагогический чум, в котором хозяйки чума всегда ожидают гостей с горячим чаем. Образовательное пространство, созданное в этнопедагогическом чуме, позволяет проводить в нем внеурочные занятия, воспитательные мероприятия,  методические семинары для педагогов. Кроме того, чум является любимым местом у воспитанников интерната для занятий досугом, в нем они проводят свободное время, занимаясь любимыми делами (вышивка, шитье, вязанье, бисероплетение). Если для воспитанников интерната чум – место, в котором можно окунуться в привычную атмосферу, то для учащихся школы, проживающих в поселке, чум является одним из образовательных ресурсов, которое они используют для собственного развития. Мероприятия, проводимые в чуме, способствуют нравственному воспитанию подрастающего поколения, формированию уважительного отношения к культуре, обычаям и традициям коренного населения, трансляции среди сверстников культуры своего народа.

                    Педагоги в ходе проведения мероприятий используют арсенал методов и приемов, направленных на формирование у  школьников фундамента  этнической, экологической и культурологической грамотности и соответствующей компетентности,  умению соблюдать правила поведения в мире природы, людей,  этносов, правила здорового образа жизни, проявлять уважение к людям другой национальности, любить и беречь малую родину.

         Безусловно, духовно-нравственное воспитание молодого поколения должно осуществляться в тесном сотрудничестве семьи и школы. Коллектив Салемальской школы-интерната ведет постоянный поиск путей педагогического сотрудничества и  общения с родителями, взаимообучения педагогов и родителей. Стали традиционными ежегодные образовательные семинары для родителей в форме семейных гостиных, проведение совместных мероприятий в рамках деятельности Клуба выходного дня, участие родителей в общественной жизни школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики

Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....

Доклад "Духовно-нравственное воспитание школьников в призме герменевтики"

Мы уверены, что главным в образовании является воспитание, что литература (а я учитель литературы в школе №35 города Рыбинска) не столько образовательный предмет, сколько школа воспитания души, где гл...

Доклад Духовно- нравственное воспитание школьников

Доклад Духовно- нравственное воспитание школьников...

Доклад "Духовно-нравственное воспитание"

Доклад посвящён проблеме духовно-нравственного воспитания детей  в современной школе....

Из опыта работы "Деятельность классного руководителя, направленная на привитие духовно-нравственной культуры обучающихся через гражданское, патриотическое воспитание".

Формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе....

Доклад «Духовно-нравственное воспитание учащихся через приобщение к культурно-историческому наследию родного края»

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в настоящее время является одним из приоритетных направлений образовательной системы, это отражено в законе об образовании, концепциях...

Воспитание духовно-нравственных качеств личности через изучение истории малой родины и традиций народов

Воспитание нравственности, чувства гордости за свой родной край не проходит без участия школьного музея, особенно если он создан с помощью самих учащихся. Он является носителем исторической памя...