Рабочая программа по внеурочной деятельности
рабочая программа по музыке по теме

Музыка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vokalno-horovoy_kruzhok.docx41.3 КБ
Файл hor2.docx56.42 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Адаптированная программа вокально – хорового кружка разработана на основе типовых программ М.И. Белоусенко «Постановка певческого голоса» Белгород, 2006;; Д.Огороднова «Музыкально – певческое воспитание детей», Никифорова Ю.С. «Детский академический хор», 2003 г

Срок реализации адаптированной программы – 4 года.

  Цель программы: заинтересовать детей музыкальным искусствам, привить любовь к хоровому и вокальному пению, сформировать вокально- хоровые навыки, чувство музыки, стиля. Воспитать музыкальную и певческую культуру. Развить музыкально –эстетический вкус детей.

Основные задачи в работе вокально –хорового кружка:

- Образовательные : постановка голоса, формирование вокально- хоровых навыков, знакомство с вокально –хоровым репертуаром;

- Воспитательное: воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере, воспитание организованности, внимания, естественности в момент коллективного музицирования, привить навыки сценического поведения.

- Развивающие: развитие музыкальных способностей детей и потребности школьников в хоровом и сольном пении, а также развитие навыков эмоционального, выразительного пения.

  Многолетние научные исследования  в области музыкальной педагогики, опыт работы в школах, а также исторический опыт свидетельствуют, что вокальное воспитание оказывает влияние на эмоционально – эстетическое развитие личности ребенка.

Занятия в вокально –хоровом кружке способствуют развитию музыкальной памяти, выработке и развитию интонационного и ладового слуха, развитию творческой фантазии.

Приобщение к музыкальной культуре родного края имеет большое значение в духовно – нравственном воспитании учащихся, в их патриотическом воспитании, особенно, когда члены вокального кружка принимают участие в концертах для ветеранов войны и труда.

Вокальное воспитание и развитие хоровых навыков объединяются в единый педагогический процесс, являющий собой планомерную работу по совершенствованию голосового аппарата ребёнка и способствуют формированию и становлению всесторонне и гармонично развитой личности ребенка.

Процесс музыкального воспитания как формирование певческой функции в органичном единстве с формированием ладового и метроритмического чувства включает решение следующих задач:

1. Певческая установка

0бщие правила пения включают в себя понятие «певческая установка». Петь можно сидя или стоя. При этом корпус должен быть прямым, плечи расправлены и свободны. Голову не следует задирать, а нужно держать несколько наклонённой вперёд, не боясь ею в небольших пределах двигать. На репетициях дети, как правило, могут петь сидя, но наилучшее голосовое звучание происходит при пении стоя.

2. Дыхание

Воспитание элементарных навыков певческого вдоха и выдоха. В певческой практике широко распространён брюшной тип дыхания. Современная методика воспитания голоса свидетельствует о том, что певцы всех возрастов пользуются смешанным типом, при этом у одних расширяется живот, у других грудная клетка, у третьих только нижние рёбра. Дыхательный процесс содержит много индивидуальных особенностей, которые не позволяют унифицировать внешне-физиологические признаки дыхания. Практикой выработаны три основных правила по формированию певческого дыхания:

1) вдох делается быстро, легко и незаметно (не поднимая плеч);

2) после вдоха перед пением следует на короткое время задержать дыхание;

3) выдох производится ровно и постепенно (как будто нужно дуть на зажжённую свечу).

С приёмами дыхания дети знакомятся без пения, по знаку педагога. Певческий вдох формируется естественно, непринуждённо. С помощью дыхательных упражнений следует научить детей делать вдох через нос. Это способ не только физиологически верно организует певческое дыхание, но способствует общему правильному развитию дыхательной функции. Вдох через нос стимулирует использование при голосообразовании головного резонатора, а это служит показателем правильной работы гортани, что способствует раскрепощению челюсти. Навык брать дыхание через нос при пении упражнений даёт ребёнку возможность при исполнении песен пользоваться комбинированным вдохом (через нос и рот). Вдох становится почти незаметным и в то же время полноценным.

К тому же привычка делать вдох через нос имеет здоровьеоберегающую функцию (общегигиеническое значение, предохранение от заболевания среднего уха, которое вентилируется только при вдохе через нос).

Работой над экономным и более или менее продолжительным выдохом достигается протяжённость дыхания. Для продолжительного выдоха необходимо научить детей делать достаточно глубокий, но спокойный вдох. Ученики должны знать, что при небольшом вдохе дыхание расходуется быстро, а слишком глубокий вдох приводит к неровному и напряжённому выдоху, что вредно отражается на красоте звука. Для развития навыка продолжительного выдоха следует предложить детям петь на одном дыхании всю фразу, если она не очень длинна. Также учащимся объясняется, что место, где надо брать дыхание, называется цезурой и имеет обозначение V.

3.Артикуляционные задачи. 

Правильное формирование гласных звуков. От правильного формирования гласных зависит умение петь связно, красивым, округлённым и ровным звуком. Педагог обязан знать артикуляционные свойства гласных, обусловленные положением рото-глоточного аппарата.

При выработке певческого «а» опускается нижняя челюсть, полость рта раскрывается широко, глотка становится узкой. Педагог использует упражнения для раскрепощения голосового аппарата (см. литературу), освобождая его от зажатости напряжения. Звук «а» требует округлённости звучания. Гласный «о» близок к «а», но более затемнён по тембру. Глоточная полость округлой формы и несколько более расширена, чем при пении на «а».

Гласный «и» обладает собранностью и остротой звучания, что способствует нахождению так называемой «высокой позиции», а также наименьшей природной громкостью из-за узости формы рта при пении. Педагог использует в работе над «и» приёмы для устранения тусклости и глухости звучания голоса. При обучении детей вокальным навыкам следует начинать работу с гласной «у», при исполнении которого ротовое отверстие сужается и расширяется глотка. Этот гласный способствует выравниванию звучания других гласных. Звук «у» даёт возможность детям легче и быстрее перейти от речевой к певческой форме подачи звука. В упражнениях порядок гласных изменяется в связи с поставленной задачей. Педагог обязан знать о факторе взаимовлияния гласных: если первый гласный своими качествами воздействует на последующие, то и свойства последующих, в свою очередь, передаются первым. В работе над гласными следует:

а) добиваться округлённости звука, его высокой позиции;

б) использовать пение закрытым ртом, при котором поднимается мягкое нёбо и во рту создаётся ощущение присутствия небольшого яблока;

в) для достижения остроты и звонкости звучания применять использование йотированных гласных и слогов с наличием полугласного «й», который ставится позади гласной: ай, ой, ий;

г) педагогу тщательно следить не только за формой, но и за активностью артикуляционного аппарата.

Важная задача для педагога - научить детей связному и отчётливому исполнению гласных в сочетании с согласными, то есть певческой кантилене и дикции. Чёткость произношения согласных зависит от активной работы мышц языка, губ и мягкого нёба. Чёткое формирование согласных «д, л, н, р, т, ц» невозможно без активных движений кончика языка, отталкивающихся от верхних зубов или мягкого нёба. Согласные «б, п, г, к, х» образуются при активном участии мышц мягкого нёба и маленького язычка. Согласные оказывают большое влияние на характер атаки звука (мягкой или твёрдой).

Для «размягчения» звука следует применять слоги с согласным «л», а при звуковой вялости - слоги с согласным «д». При этом педагогу не следует бояться словесных пояснений в отношении механики образования гласных и согласных звуков.

4. Выработка подвижности голоса. 

Это качество приобретается на основе ранее усвоенных навыков связного пения и чёткой дикции. Подвижность или гибкость голоса - искусство исполнения произведения с необходимыми отклонениями от основного темпа (ускорением или замедлением), усилением или ослаблением звучности. В работе над подвижностью должна соблюдаться постепенность: прежде чем петь упражнения и песни в быстром темпе, надо научить детей исполнять их в умеренном темпе и с умеренной силой звучания.

5. Расширение певческого диапазона детей. 

Этому виду работы хорошо способствуют технические упражнения, начиная с примарных звуков среднего регистра, требующих минимума затраты мышечной энергии голосового аппарата. Для определения ширины диапазона педагогу следует выявить примарные звуки, которые дети поют правильно в интонационном отношении и с помощью упражнений расширять эту зону, исполняя упражнения полутон за полутоном вверх. Следует следить за звучанием детского голоса - если дети поют форсированным, крикливым звуком, значит, эта зона не доступна для овладения ею ребёнком, следует избегать такого пения.

6. Развитие чувства метроритма. 

Такая работа осуществляется с помощью специальных технических упражнений (см. литературу) или приёмов по преодолению ритмических трудностей в песенном репертуаре. Каждое произведение должно быть исследовано педагогом на предмет выявления трудностей. Соответственно составляется план по преодолению таких трудностей и подбираются специальные конкретные упражнения.

7. Выразительность и эмоциональность исполнения.

Любое исполнение песни - эмоциональное переживание. Педагогу следует дать детям прочувствовать содержание, определить характер исполнения, распределить кульминационные зоны.

Художественный образ, заложенный в песне, ставит перед учеником сложные исполнительские задачи, решаемые с помощью педагога. Большое значение имеет качество показа песни самим учителем.

8. Работа над чистотой интонирования.

В целях правильного в интонационном отношении песенного материала следует заранее подобрать в процессе разучивания удобную тональность. Хорошей помощью является пение без сопровождения. Применяется упрощённый аккомпанемент с обязательным проигрыванием основной мелодической темы. Для создания условий наилучшего интонирования мелодии следует стимулировать тихое пение. Работа над трудно вокализуемыми местами выделяется в отдельные вокальные задачи и решается с помощью специальных тренировочных упражнений. Следует использовать пропевание мелодии в форме легато и стаккато.

9. Формирование чувства ансамбля.

В хоровом исполнении следует учить детей прислушиваться друг у другу, соотносить громкость пения с исполнением товарищей, приучать к слаженному артикулированию. Чувство ансамбля воспитывается путём решения задач одновременного начала и окончания пения. Исполняя произведение в хоре, дети должны научиться выравнивать свои голосовые тембры, уподоблять свой голос общему звучанию.

10. Формирование сценической культуры.

Педагог должен научить ребёнка пользоваться фонограммой. Обучение осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму - заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога - подбирать репертуар для детей согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене.

 С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике.

Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.

В работе с вокальным коллективом необходимо руководствоваться следующими принципами:

1. Развивать голос из примарных тонов, без торопливости расширять диапазон.

2. Главным методом считать устное объяснение, показ учителя.

3. Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала.

4. Всю певческую работу связывать с развитием музыкального слуха.

5. Повторять выученное на каждом занятии, что является фундаментом для последующей работы.

6. Применять индивидуальный опрос, наблюдать за развитием каждого ученика.

Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа.

Возраст детей 10-16 лет. Это учащиеся 5-8 классов.

Особенности набора детей: наличие вокальных данных и желание самого ребенка заниматься в вокальном кружке.

Прогнозируемые результаты и способы их проверки

Дети должны научиться красиво петь: петь звонко, напевно, чисто интонировать мелодию, выразительно исполнять различные по характеру вокальные произведения, постепенно переходить к исполнению более сложных вокальных произведений, к песням с более широким диапазоном. Необходимо постепенно подвести ребят к хоровому многоголосию, к ансамблевому пению, то есть научить ребенка петь в ансамбле и сольно, раскрывать наиболее полно творческие возможности каждого индивидуума, открывать и растить таланты, подбирать для изучения репертуар соответственно возрасту ребенка и его вокальному опыту, принимать участие в концертах для тружеников села, для ветеранов войны и труда, в районных конкурсах и фестивалях песни.

В процессе обучения в вокальном кружке репертуар должен соответствовать развитию необходимых певческих качеств: голоса, интонации, пластики, ритмичности.

Важно воспитывать у учащегося артистичность, умение перевоплощаться в художественный образ произведения. Это должно проявляться в мимике лица, движениях рук и корпуса.

Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала, умение практически использовать полученные умения и навыки, например – выступление вокального коллектива с концертами перед ветеранами войны и труда, выступления в конкурсах и фестивалях.

   

Учебный план.

Наименование разделов и тем

Общее количество часов

               В том числе

теоретических      

практических

1

Певческая установка.

Певческое дыхание.

       7

        1

          6

2

 Музыкальный звук.

Высота звука. Работа над

звуковедением и чистотой

интонирования.

       7

        1

          6

3

Работа над дикцией и

артикуляцией

        8

         

         1

          7

4

. Формирование чувства

ансамбля.

        5

          1

          4

5

Формирование

сценической культуры.

Работа с фонограммой.

        7

          1

          6

Итого

      34

          14

        20

Содержание учебного плана

Раздел 1. Певческая установка. Певческое дыхание.

  Теория: понятие «техника правильного дыхания»

  Практика:  Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном дыхании).

  Раздел 2. Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования.

Теория: (беседа о правильном звуковедении и интонации) Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования Практика: Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). Пение нонлегато и легато. Добиваться ровного звучания во всем диапазоне детского голоса, умения использовать головной и грудной регистры.

Раздел 3. Работа над дикцией и артикуляцией.

 Теория: Развивать согласованность артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи. (скороговорки).

 Практика: Разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). Особенности произношения при пении: напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных. Быстрое и четкое выговаривание согласных.  

Раздел 4. Формирование чувства ансамбля.

 Теория: Изучение нотной грамоты (многоголосие).

  Практика: Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при  соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия, трехголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных, трехголосных песен без сопровождения.

 Раздел 5. Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Теория: Работа над драматургией.

Практика: Обучение ребенка пользованию фонограммой осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента  в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму – заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога – подбирать репертуар для детей  согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С

  помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике. Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокальнотехническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.

 

                              Календарно –тематический план

вокально- хорового кружка

                  Тема занятий

Количество часов

Дата

 проведения

1

Прослушивание, распределение по голосам

1

2

Подбор репертуара, разучивание текста песен

1

3

Выработка единой манеры пения

1

4

Работа над текстом

1

5

Работа над мелодической линией

1

6

Работа над дыханием

1

7

Закрепление обретенных навыков

1

8

Работа над дикцией

1

9

Исполнение произведений  в движении

1

10

Исполнение произведений под фонограмму.

1

11

Сдача партий наизусть.

1

12

Подбор репертуара, разучивание текста песен

1

13

Выработка единой манеры пения

1

14

Работа над текстом

1

15

Работа над мелодической линией

1

16

Работа над дыханием

1

17

Закрепление обретенных навыков

1

18

Работа над дикцией

1

19

Исполнение произведений  в движении

1

20

Исполнение произведений под фонограмму.

1

21

Сдача партий наизусть.

1

22

Подбор репертуара, разучивание текста песен

1

23

Выработка единой манеры пения

1

24

Работа над текстом

1

25

Работа над мелодической линией

1

26

Работа над дыханием

1

27

Закрепление обретенных навыков

1

28

Работа над дикцией

1

30

Исполнение произведений  в движении.

1

31

Исполнение произведений под фонограмму.

1

32

Сдача партий наизусть.

1

33

Подготовка к отчетному концерту

1

34

Отчетный концерт

1

Итого: 34 часов

Репертуар первого года обучения.

1. Песня «Горошина» В.Карасевой.

2. «Песня о Москве» Ж.Колмогоровой.

3. Песня «Осень золотая» Т.Барбакуц.

4. Песня «Я люблю свою землю» Е.Птичкина.

5. Русская народная песня «Из-за леса ясный сокол вылетает»

6. «Песня о маме» А.Филлипенко

7. Песня «Детство» П.Аедоницкого.

8. Песня «Жар-птица» Л.Москалевой

9. Песня «Хрустальный башмачок» Ю.Верижникова.

10. Русская народная песня «Рождество Христово».

Репертуар второго года обучения.

1. Песня«Млечный путь» Ю.Верижникова.

2. Песня «Солдат, он парень бравый» В.Шаинского.

3. Песня «Солдаты России» В.Петрова.

4. Песня «Озорная». Ю.Верижникова.

5. Песня «Принцесса» Ю.Гуцалюк.

6. Песня «Зимняя сказка» С.Крылова.

7. Песня «Пусть вечным будет мир» Ю.Антонова.

8. Песня «Мир вам, люди» Б.Савельева

9. Песня «Победа остается молодой». Ю .Помельников.

10. Песня «Самая счастливая» Ю.Чичкова

Репертуар третьего года обучения.

1. Песня « Часы» . Левивой.

2. Песня « Разноцветная осень» Т. Морозовой

3. Песня « Учителям» Т. Кулиновой

4. Песня « Наши мамы» Т. Морозовой

5. Песня «Новый год» Ю. Верижникова

6. Песня «Рождественская песня» П. Синявского

7. Песня «Буратино» Е. Зарицкой

8. Песня « Партизанский сынок» Ю. Верижникова

9.Песня  « Росиночка – Россия» А. Филиппенко

9. Песня «Три желания» Е. Зарицкой

10. «Лесной марш» Ю.Чичкова

Репертуар четвертого года обучения.

1. Песня «Мама – Лучший друг» Д. Трубачева

2. Песня «Гляжу в озера синие» Л. Афанасьева

3. Песня « Белый снег» Г. Пономоренко

4. Песня «Новогодняя сказка» С.Суэтова

5. Песня «Песня о солдате» В. Мигули

6. Песня «Будущий солдат» Д. Трубачев

7. Песня «Гляжу в озера синие» Л. Афанасьева

8. Песня « Партизанский сынок» Ю. Верижникова

9. Песня «Ветераны» Д. Трубачев

10. Песня « Салют» М. Протасова

11. Песня « Золотая Россия» Е. Цыброва

Методическое обеспечение программы.

 Перечень оборудования и материалов, необходимых для занятий: Музыкальные инструменты (фортепиано), проигрыватель, грампластинки, магнитофон,  аудиокассеты, компакт-диски. Методические, нотные пособия по вокалу, сборники произведений для вокальных ансамблей. Основные способы  и формы работы с детьми: индивидуальные и групповые, теоретические и практические. Конкретные формы занятий вокального кружка: учебные занятия, беседы, игры, концерты. Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: словесные, наглядные, практические, объяснительно – иллюстративные.        

Методы и формы реализации программы

В качестве главных методов программы: стилевой  и системный подход,  метод творчества,   метод  импровизации и  сценического движения.  

СТИЛЕВОЙ ПОДХОД  широко применяется в программе,   нацелен на постепенное формирование у поющих осознанного стилевого восприятия вокального произведения, понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.  

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД  направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.  

ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД используется в данной программе как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель ее практического воплощения.  Творчество уникально, оно присуще каждому ребенку и всегда  ново. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь, в сольном пении, ансамблевой импровизации.  В совместной творческой деятельности   преподавателя и членов вокальной студии проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, особенности мышления и фантазии.

МЕТОД  ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ.  Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Всё это дает обучающимся умело  вести себя  на сцене, владеть приемами сценической  импровизации,  двигаться под музыку  в ритме исполняемого репертуара. Использование данного метода поднимает исполнительское мастерство на более высокий уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.  

Учебно-воспитательная работа (концертно-исполнительская деятельность)

Результаты реализации программы отслеживаются через участие в концертной деятельности в рамках школьных, городских, окружных мероприятиях  Качество обучения прослеживаются в творческих достижениях, в призовых местах на фестивалях. Свидетельством успешного обучения могут быть дипломы, грамоты дипломантов и лауреатов.  

Литература

  1.  Абелян Л.М.Как Рыжик научился петь, М. «Советский композитор», 1989 г. 1. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. М. Музыка, 1997г.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.

3. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010.

 4.  Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.

5. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры дошкольников. М. Просвещение, 1982г.

 6. Костина Э.П. Камертон. Программа музыкального образования для детей раннего и дошкольного возраста. М. Просвещение, 2004г.

7. Метлов Н.А. Музыка – детям. М. Просвещение, 19895г.

8. Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М. АРКТИ, 2000г. 9.  Орлова Т. М. Бекина С.И. Учите детей петь. М. Просвещение, 1986г.

10.  Пегушина З. Развитие певческих навыков у детей. Дошкольное воспитание № 9, 1988г.

11. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников.      М. Просвещение, 1984г.

12.  Разуваева Н.А. Праздники и развлечения в детском саду. М. Музыка, 2004г.

13. Шереметьев В.А. Пение, воспитание детей в хоре. М. Музыка, 1990г.

14.  Шейн В.А. Гамма. Сценарии музыкально - развивающих игр по обучению детей дошкольного возраста музыкальной грамоте. М. ГНОМ и Д, 2002г.    

15.Белоусенко М.И. Постановка певческого голоса. Белгород, 2006г

16.Соболев А. Речевые упражнения на уроках пения.

17.Огороднов Д., «Музыкально-певческое воспитание детей»

«Музыкальная Украина», Киев, 1989г.

18.Миловский С. Распевание на уроках пения и в детском хоре

начальной школы, «Музыка», Москва, 1997г.

19. Никифоров Ю.С. « Детский академический хор» 2003г.

20.Струве Г. «Школьный хор М.1981г.

21.Школяр Л., Красильникова М. Критская Е. и др.: «Теория и методика

музыкального образования детей»



Предварительный просмотр:


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Приобщение к хоровому искусству всегда актуально, так как именно хоровое пение является подлинно массовым видом музыкально-эстетического, нравственного воспитания, наиболее доступным видом музыкального исполнительства. Воспитание певческих навыков – это одновременно воспитание чувств и эмоций.

Через хоровое пение и ребенок, и взрослый приобщается к сокровищнице народно-песенного творчества, к наследию русской национальной и мировой музыкальной классики.

Работа с детским хоровым коллективом отлична от работы со взрослыми, имеет свою специфику и ряд особенностей. Это фундамент всей последующей работы со взрослым хоровым коллективом.

  • программе обобщен опыт теории и практики хорового воспитания детей. Использован собственный опыт работы с детским хоровым коллективом. Программа работы кружка составлена на основе знания специфики детского хорового коллектива, знания особенностей детского голоса, его развития и охраны, основных навыков вокальной работы с детьми разного возраста, принципом подбора репертуара для разных возрастных групп, методики работы над хоровым произведением.

Главная цель программы – создать условия для творческого развития ребёнка в детском хоровом коллективе (от его организации до концертных выступлений).

  • программе особое внимание уделяется воспитанию навыка многоголосного пения и пения без сопровождения, а так же навыкам сольного исполнения.

Программа кружка, учитывая особенности психофизического развития ребенка школьного возраста, специфику его вокально-хорового развития, предусматривает практическое усвоение комплекса попевочного и репертуарного материала, необходимого в будущей вокальной деятельности.

Программа направлена на развитие хорового пения в общеобразовательной школе, развитие музыкальных, творческих способностей у детей. Приобщение детей к настоящему искусству хорового и ансамблевого пения. Для этого в репертуар хора включены русские народные песни и песни народов других стран, песни русских, зарубежных и современных композиторов, и композиторов-классиков. Для развития певческих способностей в начале каждого занятия даются вокальные упражнения на развитие певческого дыхания, диапазона, чистоты интонирования, ровности хорового звучания и т.д. В произведениях продолжается работа над развитием слуха и голоса у детей, работа над средствами музыкальной выразительности, над дикционными трудностями, над пением legato (в переводе с итальянского языка: слитно, связно) и в унисон (что значит — одноголосное пение).

Занятия в школе проводятся один раз в неделю в форме кружка. На этих занятиях не ставятся оценки. Придти в кружок может каждый желающий. Особых условий приема в хор нет. Конечно, желательно, чтобы у ребенка был слух и голос, но даже если у него слабые вокальные данные, их можно развить с помощью вокальных упражнений и регулярного посещения хоровых занятий. Что касается результативности занятий, это для каждого участника хорового кружка индивидуально.

2


Результатом работы должен стать отчетный концерт в конце учебного года, на котором планируется представить хор, солистов и ансамбли. Об успешности вокально-хоровой деятельности можно судить по результатам творческих конкурсов и фестивалей хоровых коллективов и вокалистов, в которых воспитанники становятся победителями и призёрами.

  • конце программы приведен список литературы, который можно использовать
  • практической деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебный план программы хорового кружка «Радуга»

№ п/п

Разделы (блоки)

Кол-во часов

Вокально-хоровая работа

Введение. Владение голосовым аппаратом. Звуковедение.

20

Использование певческих навыков.

Певческая  установка  и  певческая  позиция.  Дыхание.

5

Отработка полученных вокальных навыков.

Распевание.

7

Вокальные   произведения   разных   жанров.   Манера

2

исполнения. Знаменитые хоры прошлого и настоящего.

Дикция. Артикуляция.

5

Гигиена певческого голоса.

3

Сценическая культура и сценический образ.

3

Основы нотной грамоты.

3

Движения вокалистов под музыку.

2

Вокально-хоровая работа.

10

Импровизация.

2

Хоровая манера исполнения.

2

Концертно-исполнительская деятельность

4

ИТОГО:

68

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ

  • результате обучения пению в хоровом кружке воспитанник должен: знать, понимать:

  • строение артикуляционного аппарата;

  • особенности и возможности певческого голоса;

  • гигиену певческого голоса;

  • понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;

  • понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);

  • основы музыкальной грамоты;

  • различные манеры пения;

  • место дикции в исполнительской деятельности.

уметь:

  • правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч, использовать «цепное» дыхание;

  • петь короткие фразы на одном дыхании;

3


  • в подвижных песнях делать быстрый вдох;

  • петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;

  • петь легким звуком, без напряжения;

  • на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое Хоровое звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;

  • уметь делать распевку;

  • к концу года спеть выразительно, осмысленно свою партию.

CОДЕРЖАНИЕ (ТЕМЫ) ЗАНЯТИЙ

Владение голосовым аппаратом. Звуковедение. Использование певческих навыков

Искусству пения, как и всякому другому искусству, должно предшествовать известные механические уменья.

Гёте.

Искусство пения – искусство души и для души.

Музыка в нашей жизни. Роль и место музыкального и вокального искусства. Положительные эмоции как результат воздействия вокала на чувства слушателей и исполнителя. Влияние пения на развитие личности, речи человека.

«Ни слуха, ни голоса» и перспективы научиться петь. Как пользоваться природными данными и развивать вокальные способности. Способности к пению – перспективы развития и возможности участия в мире шоу-бизнеса.

Голосообразование – рождение звука. Вибрация и дыхание – основа рождения звука. Гортань человека. Способность гортани человека издавать звуки. Четыре режима звуков: шумовой, грудной – натуральный (детский), фальцетный, свистовой или флейтовый.

Регистровый порог. Механизм перевода регистра.

Звуковедение:  гласные  и  согласные.  Фонетика  речевых  гласных,        их  пение.

Речевой диапазон. Требования к пению гласных.

Пение согласных. Знаменитый тезис вокальной педагогики «язык, лежащий лодочкой или ложечкой». Назначение функции расслабления языка. Носовой звук. Переход от носового звука к гласному.

Рупор. «Зевок» и полузевок».

Регулировочный образ: место и роль в пении.

Практические занятия:

  1. Диагностические занятия – знакомство с детьми, изучение способности к пению.
  2. Координационно-тренировочные занятия.

Блок 1.

Упражнение 1. Поиск вибрации: на губах (М) – на губной гармошке, расческе без оценки качества звуков.

Упражнение 2. Поток вибраций, поднимающийся из середины тела, вливается в вибрацию губ. Пение по одному звуку, двигаясь по полтона от «фа» до «си бемоль». Звук производится как жужжание. Звук из глубины.


Упражнение 3. Стимулирование губ на освобождение и расширение зоны вибрации (звук Б), подключая деки губ. Пальцем касаемся губ при движении вверх-вниз до свободного движения.

Упражнение 4. Губы расслаблены, выдуваем поток воздуха с вибрацией «ММ»: от щек по всему лицу.

Упражнение 5. Вдуваем вибрацию сквозь губы (вздох облегчения, касание звука, вибрации «ммм»).

Упражнение 6. Вибрация внутри тела.

Блок 2.

Комплекс № 1. Упражнения для осознания действий мышц, участвующих в голосообразовании.

Комплекс № 2. Упражнения для осознания ощущений вибрации, давления, действия мышц от восприятия звука своего голоса.

Комплекс № 3. Упражнения для работы голосового аппарата в разных режимах (регистрах).

Комплекс № 4. Упражнения для осознания связи режимов с разным тембром, силой голоса – через ощущения с разными энергетическими затратами, эмоциональными отражениями представлениями.

Комплекс № 5. Упражнения для осознания связи режимов с разными участками диапазона.

Комплекс № 6. Упражнения для осознания связи разных ощущений с эмоционально-образными представлениями.

Комплекс № 7. Упражнения на формирование связи эмоциональных слуховых представлений о высоте тонов и интервалов с режимом, тембром, силой голоса, с энергетическими затратами.

Комплекс № 8. Упражнения на формирование навыка выбора оптимальных энергетических затрат.

Комплекс № 9. Упражнения по овладению приемами, не позволяющими издавать звук привычным способом.

Комплекс № 10. Упражнения: язык лодочкой, язык на нижней губе в расслабленном виде.

Комплекс № 11. Упражнения на «Н - носовое».

Комплекс № 12. Упражнения двигательной программы (тренировки).

Певческая установка и певческая позиция. Дыхание. Отработка полученных вокальных навыков (20 часов)

Опыт пения как экспульсивный акт (экс – наружу), т.е. действия связанные с выведением наружу – выдувание. Количество воздуха необходимое для пения. Малое дыхание.

«Ни одна частичка воздуха не должна выйти из гортани, не превратившись в звук». Зависимость качества пения от количества и скорости воздуха, протекающего через голосовую щель в единицу времени. Компоненты певческого тембра, образованные аэродинамическим путем.

Соотношения работы органов дыхания и гортани.

Резонаторная функция трахеи.

5


Вибрато: сущность и назначение. Качающийся и тремолирующий голос.

Практические занятия:

Дыхательная гимнастика.

Распевание

Звук и механизм его извлечения.

Правила вокальных упражнений. Правильное дыхание. Точное интонирование, Четкое произношение. Ровность тембра всех звуков при выполнении упражнений.

Правила великих мастеров Ф.И.Шаляпина, К.С. Станиславского (И.О.Исаева с.158). Важность работы над звуком. Продолжительность распевки. Требования к организации распевки. Порядок распевки. Нотные примеры в «до мажор» условной тональности.

Использование скороговорки на начало распевки.

Практические занятия:

  1. Упражнения по распеванию. Задачи занятий: научить учащегося правильно выполнять распевки (И.О. Исаева, стр. 160-164).

РЕПЕРТУАР ДЕТСКОГО ВОКАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ «Радуга»

Ансамбль, соло мальчиков:

  1. А. Островский. Мальчишки
  2. М. Глинка. Ты, соловушка, умолкни
  3. М. Зубов. Кот и птички (басня)(соло)
  4. А. Зацепин. Ты слышишь, море

  1. Е. Птичкин. Не дразните собак
  2. С.Туликов. Такой хороший дед
  3. Р..Бойко. Дело было в Каролине
  4. Россия
  5. Субедейнин салгалы бис

10.Дайынчы салгалдын ыры

Детский ансамбль

  1. Ю. Чичков. Ромашковая Русь

  1. М. Минков. Дорога добра
  2. Я. Дубравин. Джаз
  3. Ю. Тугаринов. Если другом стала песня
  4. Р. Бойко. Утро
  5. Н. Рубашевский. Земля, как будто песня
  6. Я. Дубравин. Грустный бегемот
  7. А. Зураба. Собачкины огорчения

  1. р.н.п. Со вьюном я хожу
  2. р.н.п. Ты, не стой, колодец
  3. р.н.п. Как в лесу, лесочке
  4. р.н.п. Я пойду ли да молоденька
  5. р.н.п. У ворот, воротиков
  6. америк.н.п. Мой Бони (на англ.яз)

  1. Г. Струве. Спасем наш мир
  2. С. Бойцова. У Киовского переезда
  3. С. Бойцова. Утренние звезды
  4. Г. Струве. С нами друг
  5. А. Журбин. Что играют не пойму                                                                                    6


  1. А. Журбин. Смешной человечек

  1. А. Журбин. Пряничная песенка
  2. М. Дунаевский. Непогода
  3. Ю. Антонов. Две волшебные буквы
  4. Я. Дубравин. Про Емелю

Соло, дуэты девочек

  1. А. Гурилев. Домик-крошечка

  1. А. Гурилев. Право, маменьке скажу
  2. Листов. Я помню вальса звук прелестный
  3. М. Гинка. Жаворонок
  4. П. Чайковский. Рассвет

6.В. Баснер На безымянной высоте

  1. Огонек. Сл. и муз. неизв. Автора

  1. р.н.п. В низенькой светелке

Практические занятия:

Групповое прослушивание исполнения великих вокалистов и обсуждение манеры и стиля исполнения.

Примечание: особенность изучения темы в том, что изучение тематического блока рассчитано на 8 часов, из них 2 часа теории, 6 часов практические занятия. Тематический блок рассчитан на 3 года, при этом предполагается обращение к изучению творчества великих вокалистов не только на часах практических занятий в рамках данного блока, но и в течение всего периода изучения. В работе используется также методика исследовательских проектов учащихся. Цель использования данного подхода: помочь воспитанникам постепенно углубляться в творчество отдельных вокалистов с целью формирования портретов кумиров.

Дикция. Артикуляция

Взаимосвязь речи и пения, как проявлений голосовой активности: общее        и отличное.

Важность умения говорить правильно в жизни человека.

Восприятие искусства через интонацию.        Влияние эмоционального самочувствия на

уровень голосовой активности.

Тембр певческого и речевого голоса.

Дикция и механизм ее реализации.

Артикуляция как работа органов речи (губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок) необходимая для произнесения известного звука речи. Переход от гласной к согласной и наоборот.

Механизм перехода от одной гласной к другой. Певческая артикуляция: смешанный тип. Певческий смешанный гласный, имеющий признаки 2-3х. Маскировочная артикуляция. Основные выводы вокальной педагогики о требованиях к пению гласных.

Пути развития правильной дикции и грамотной речи. Проблемы речи в современное время. Иноязычные и сленговые слова и выражения.

3 стадии певческого дыхания: вдыхание, задержка набранного воздуха, выдыхание.

Чистая дикция – условие успешного выступления на сцене любого артиста.

7


Методы самостоятельной работы по овладению голосом, речью, дыханием, необходимым для пения и жизни вне музыки.

Практические занятия:

  1. Артикуляционная гимнастика (методика и алгоритмы В.Емельянова – с. 161);

  1. Упражнения на голосовые сигналы доречевой коммуникации (программа В.Емельянова с.166-167);

  1. Упражнения тренировочной программы для грудного регистра и детского голоса (программа В. Емельянова с. 168-172);

  1. Дыхательные упражнения по методике И.О.Исаевой (стр.78-80);
  2. Тренажер самоконтроля развития дикции;
  3. Упражнение на дикцию и артикуляцию по методике И.О.Исаевой.

Гигиена певческого голоса

Бережное отношение к здоровью – как залог вокального успеха.

Требования и условия нормальной работы дыхательных органов (В.Емельянов с.93).

Болезни горла и носа: насморк, танзилит, фарингит, ларингит и их влияние на голос.

Воспаление трахеи: как последствие  - потеря голоса.

Меры профилактики лор – болезней, их необходимость.

Важность прослушивания хорошей музыки и чистого пения для гигиены певческого голоса.

Требования и нагрузка на голос. Значение эмоций.

О вреде курения  на голосовые связки.

Защитная регулирующая        и эстетическая функция        вибрато –        основа и показатель

самоконтроля.

Запреты:

  • грудного регистра детского и женского голоса выше, чем ми-бемоль (ре-диез) первой октавы;

  • использование речевой формы гласных выше ми - бемоль (ре-диез) второй октавы;
  • переход на маскировочную артикуляцию на базе нейтрального гласного.

Первая помощь голосовым связкам: молчание. Обращение к врачу фониатру по проблемам голоса.

Практические занятия:

  1. Дозировки – тренировочной нагрузки на разные группы мышц при пении;

  1. Упражнения на принятие и осознание регулировочного образа как ориентира на успех, а не путь к стрессу;

  1. Упражнения по развитию вибрато вокалиста (эталон 5-8 колебаний в секунду);

  1. Составление памятки по гигиене голоса.

Сценическая культура и сценический образ

Жесты вокалиста (солиста и участника хора): движение рук, кистей, глаз, тела. Должная (правильная) осанка. Сочетание движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног. Жестикуляция – как качество людей, работающих на сцене. Соответствие жестов и движений тексту песни и музыки. Назначение жестов – дополнительное удовольствие для зрителя. Требования к тренингу жестов. Мимика. Выражение лица, улыбка

8


Владение собой, устранение волнения на сцене.

Песенный образ: своеобразие и неповторимость, манера движения, костюм исполнителя. Роль.

«Репетиция вдохновения»: необходимость, суть и назначение.

Практические занятия:

  1. Мимический тренинг (по методике И.О.Исаевой);
  2. Психологический тренинг;

  1. Упражнение «Как правильно стоять» (по методике И.О.Исаевой);
  2. Упражнения на координацию движений;
  3. Практическая работа по формированию сценического образа.

Основы нотной грамоты

Элементы сольфеджио – как основа пения по нотам.

Ноты – как точный и удобный способ записи высоты звуков. Изобретение нотоносца и

нот Гвидо Аретинским (995-1050 гг.). Название нот. Ключи. Клавиатура и расположение на ней нот.

Длительность нот: целая, половина, четвертная, восьмая, шестнадцатая.

Музыкальный ритм. Сильные и слабые доли.

Тональность: мажорная и минорная.

Гамма. Устойчивые и неустойчивые ступени. Ступени. Тоника.

Музыкальный размер 2 ; 3 ; 4  сложный размер 6 ; 6 ; 3 + 3 ; 3 + 3 .

4        4  4        8  4  8        8  4        4

Ноты в басовом ключе.

Паузы.

Записи песен.

Альтерация – повышение и понижение звуков: диез, бемоль, дубль-диез, дубль-бемоль, бека. Разные звуки. Интервалы: прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава. Интервалы чистые, большие и малые. Хроматическая и целоторная гамма. Правильное пение по нотам.

Интонирование. Фальшь и пути ее устранения.

Практические занятия:

  1. Выучить название нот и их последовательность от «до» и до «до» вверх и вниз. Научиться писать скрипичный и басовый ключи. Выучить название октав на клавиатуре;
  2. Выучить название и написание всех длительностей;
  3. Пение  гаммы по нотам со словами и показом;
  4. Пение песен по нотам;
  5. Звучание интервалов и угадывание их на слух;
  6. Запись ритмического рисунка;
  7. Элементы контроля правильности пения по нотам;

  1. Секреты устранения фальши.

Движения вокалистов под музыку (для работы с солистами)

Движения вокалистов на сцене.        Элементы ритмики. Танцевальные движения.

Эстетичность  и  сценическая  культура.  Движения  вокалиста  и  сценический  образ.

Пластичность и статичность вокалиста.

9


Практические занятия:

  1. Просмотр и анализ выступлений вокалистов;

  1. Элементы ритмической гимнастики;
  2. Работа над возможными вариантами движений сценического образа.

Вокально-хоровая работа

Регулировочный образ вокалиста и хоровика. Ансамбль: особенности исполнения вокалистов в составе ансамбля. Проблемы ансамбля. Требования к ансамблю: идентичность голоса, движений поющих, окраска звуков, артикуляционные движения, открытость и закрытость.

Положение овала рта (выбор при соло, идентичность в ансамбле). Управление артикуляционной мускулатурной и приведение ее в единую форму.

Развитие мышц глотки и языка.

Атака звука: твердая, мягкая, преддыхательная.

Работа вокалиста перед выходом на сцену. Место и роль подготовки к выходу на сцену. Необходимость адаптации к ситуации публичного выступления.

Практические занятия:

  1. Выявление уровня развития фонематического слуха – как основы (родственные корни) вокального слуха;

2.        Упражнения        на        развитие        двигательной        сферы        голосообразования        и

речеобразования;

  1. Упражнения двигательной программы по тренировке разных фонем, интонации, дозировки движения, условий времени;

4.

Упражнения по инспираторной  фонации – изданию

звука во время вдоха.

Поиск  режима  работы  гортани:  штробас,  фальцет,  свист

-  осознание  вокально-

телесных ощущений;

5.

Тренировочные программы на переходе из грудного регистра в   фальцетный

регистр

  1. Тренировочные программы для фальцетного регистра детского и женского голоса Упражнения с твердой и мягкой атакой.

  1. Подготовка к выходу на сцену.

Импровизация

Импровизация: сущность, важность использования в вокальном искусстве. Особенность вокальной импровизации. Эффекты импровизации. Требования к импровизации.

Практические занятия:

  1. Просмотр видеозаписей анализ импровизаций великих вокалистов. Оценка импровизации;

  1. Элементы импровизации в детском исполнении.

Собственная манера исполнения

Тембр и динамика своего голоса.

Регулировочный образ своего голоса – представление о суммарном восприятии всех сигналов обратной связи, поступающих во время пения по каналам акустическим, вибро-, баро-, проприорорецепции, и отражающиеся в сознании вокалиста, их голосообразующее действие.

10


Многоголосое пение.

Отношение эталона и регулировочного образа. Попытки обучающихся услышать себя изнутри и снаружи.

Категории песен. Выбор песни: требование к характеристике песни, нюансы песни.

Работа с текстом: проговаривание и заучивание текста.

Вокальные трудности в работе с песней и пути их устранения.

Анализ        своего        пения:        выявление        ошибок        и        их        исправление,

сценического образа.

Ролевая подготовка: суть и назначение.


формирование

Практические занятия:

  1. Песенный репертуар;
  2. Заучивание текста;
  3. Отработка дикции: четкость произношения слов, букв, медленно, быстро;

  1. Упражнения: устранение трудностей в работе с песней.

Концертно-исполнительская деятельность Концертно-исполнительская деятельность организована на основе индивидуальных особенностей обучающихся, их потребностей, при сохранении свободы выбора музыкального произведения.

  • основе репертуара воспитанников план воспитательной работы школы, районных мероприятий.

АППАРАТ КОНТРОЛЯ Важное место в реализации программы отводится контролю. Этап контроля

важен не только как механизм сбора информации о процессе обучения, а в целях достижения цели, обеспечения качества обучения.

Содержание контроля

Оценке и контролю результатов обучения подлежат:

  • формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

  • развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса; приобщение к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности;

  • освоение образцов современной музыки, усвоении знаний о музыкантах, музыкальных инструментах, музыкальной грамоте и искусстве вокала, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре и современном творчестве отечественных композиторов; выявление особенностей воздействия звуков музыки на чувства, настроение человека, определение компонентов, связывающих музыку с другими видами искусства и жизнью;

  • овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в пении, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

11


  • воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа

  • других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Контроль в рамках реализации программы носит мотивационно - стимулирующий и корригирующий характер.

Виды контроля:

- предварительный - диагностика способностей учащихся;

- текущий – наблюдение за успешностью освоения обучающимися вокальными умениями и развитием вокального мастерства; - итоговый - анализ результатов выступления обучающихся в рамках школьных, городских, окружных и российских мероприятий.

Требования к уровню подготовки ученика

  • наличие интереса к вокальному и хоровому искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, хором);

  • владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;

  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);

  • уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;

  • стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;

  • умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосия – подголоски.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Методы и формы реализации программы

  • качестве главных методов программы: стилевой и системный подход, метод творчества, метод импровизации и сценического движения.

СТИЛЕВОЙ ПОДХОД широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у поющих осознанного стилевого восприятия вокального произведения, понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.

12


ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД используется в данной программе как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно-результативный

показатель ее практического воплощения. Творчество уникально, оно присуще каждому ребенку и всегда ново. Это новое проявляет себя во всех формах

художественной деятельности вокалистов, в первую очередь, в сольном пении, ансамблевой импровизации. В совместной творческой деятельности преподавателя и членов вокальной студии проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, особенности мышления и фантазии.

МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ. Требования времени

– умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Всё это дает

обучающимся  умеловести  себяна  сцене,  владеть  приемами  сценической

импровизации, двигаться под музыку в ритме исполняемого репертуара. Использование данного метода поднимает исполнительское мастерство на более высокий уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Ресурсное обеспечение программы:

  • Методические рекомендации для учителя (см. список литературы);

  • Дидактические материалы для работы с учащимися, памятки, рекомендации;

  • Аудиосредства: магнитофон, микрофон, проигрыватель, электронные аудиозаписи и медиа – продукты;
  • Компьютер;

  • Усиливающая аппаратура;

  • Возможности студийной записи голоса и прослушивания исполнения;

  • Актовый зал;

  • Мультимедийный проектор.

Успехи реализации программы возможны:

  • если будет реализована теоретическая и практическая часть программы на 100%;

  • если учитываются возрастные и личностные особенности обучающихся, мотивация их деятельности;

  • если используется разнообразный методический материал по программе учебного курса;

  • если в кабинете есть необходимые технические средства и информационные ресурсы, отвечающие требованиям учебного процесса.

Учебно-воспитательная работа (концертно-исполнительская деятельность) Результаты реализации программы отслеживаются через участие в концертной

деятельности в рамках школьных, городских, окружных мероприятиях Качество обучения прослеживаются в творческих достижениях, в призовых местах на фестивалях. Свидетельством успешного обучения могут быть дипломы, грамоты дипломантов и лауреатов.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Баранов Б.В. Курс хороведения. Учебник. - М.: 1991.-214с.

  1. Баренбойм Л.А. За полвека: Очерки, статьи, материалы. - М.: «Советский композитор», 1989.

13


  1. Белощенко С.Н. Голосо-речевой тренинг: Методическое руководство к изучению предмета «Сценическая речь».- СПб., 1997.-24с.

  1. Вейс П. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио./ Оформление обложки А.Ф. Лурье. - СПб.: Изд. «Лань», 1997.-64с.

  1. Ветлугина Н. Музыкальный букварь для детей младшего возраста. - М.: «Музыка»,

1987.-110с.

  1. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. - М.: Издательский центр «Академия». 1998.-240с.

  1. Добровольская Н., Орлова Н. Что надо знать учителю о детском голосе. - М.: «Музыка», 1972.-30с.

  1. Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования. Методические рекомендации для учителей музыки. – Новосибирск.: «Наука», 1991.-40с.

  1. Исаева И.О. Уроки пения. – «Русич» 2009г
  2. Миловский С. Распевание на уроках пения и в детском хоре начальной школы. –

М.: «Музыка», 1977.-50с.

  1. Москалькова И., Рейниш М. «Уроки Сольфеджио в дошкольных группах детских музыкальных школ.» – М.: «Музыка», 1998.-120с.

  1. Музыка каждый день. Музыкальная хрестоматия. - СПб., 1997.-244с.

  1. Огородников Д. Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе: Методическое пособие. - Л.: «Музыка», 1972.-152с.

  1. Осеннева М.С., Самарин В.А., Уколова Л.И. «Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом» - М.: «Академия», 1999, 222с.

  1. Попов С.В. Организационные и методические основы работы самодеятельного хора. – Изд. 2-е – М.: «Музыка», 1961.-112с.

  1. Работа с детским хором: Сб. статей/ Под ред. Проф. В.Г. Соколова. М.: «Музыка», 1981.-68с.

  1. Романовский Н.В. Хоровой словарь. Изд. 2-е.- Л.: «Музыка», 1972.-135с.
  2. Самарин В.А. Хороведение. М, 2000.- «Академия», 208с.

  1. Самарин В.А. Хороведение и хоровая аранжировка: Учебное пособие.- М.: «Академия», 2002.-352с.

  1. Соколов В.Г., Попов В.С., Абелян Л.М. Школа хорового пения. М., 1987. Вып. 2. Разд.1

  1. Струве Г.А, Хоровое сольфеджио: Методическое пособие для детских хоровых студий и коллективов. М, 1988.-107с.

  1. Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио./ Оформление обложки А.Ф. Лурье. - СПб.: Изд. «Лань», 1997.-64с.

  1. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1972.
  2. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.- М., 1947.

  1. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет/ Сост. Т.М. Орлова, С.И. Бекина. – М.: «Просвещение», 1988.-142с.

14



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»

Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС

Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность учащихся»

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Проектная деятельность учащихся» 5 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»

Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Актуальность курса.  В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...