Роль домашнего задания в процессе обучения школьников
статья на тему

Андреищева Татьяна Георгиевна

     Одним из основных условий успешного обучения детей является овладение ими  навыками самостоятельной работы, что проявляется в том числе и  при выполнении домашних заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_dom.zadanii.docx20.18 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 68 Калининского района Санкт-Петербурга

С Т А Т Ь Я

«Роль домашнего задания в процессе обучения школьников».

учитель русского языка

и литературы

Андреищева Т.Г.

Санкт-Петербург

2017 год

     Одним из основных условий успешного обучения детей является овладение ими  навыками самостоятельной работы, что проявляется в том числе и  при выполнении домашних заданий.

     Домашнее задание – очень важная часть процесса обучения ( как постановка задания, так и его проверка). Следует отметить, насколько важна подача  домашнего задания в композиции урока (в начале, в середине или в конце).  Домашнее задание, данное в начале урока, обычно является связующим звеном урока настоящего с прошедшим или будущим.

     Домашнее задание, данное в середине урока,  акцентирует внимание учащихся на  важных, основополагающих фактах , понятиях изучаемого учебного материала,  готовит их  к его восприятию.

     Домашнее задание в конце урока сделает следующий урок более продуктивным, интересным и содержательным.

     Основными целями домашнего задания является  мотивированность учащихся,  мобилизация сил и возможностей школьников, их способностей, формирование упорства в достижении цели.

     Обязательным условием домашнего здания является его правильная организация, четкие инструкции по выполнению, вариативность в соответствии с возможностями и способностями учащихся. Домашнее задание обязательно должно быть задано  в рамках урока (ни в коем случае после звонка), при полном внимании всех учеников.  Оно должно быть посильным и дозированным.  Кроме того, домашнее задание может стать увлекательным занятием, доставляющим радость и удовольствие.

     Для того, чтобы выполнение домашнего  задания  для ученика  стало важным, значимым и интересным, ученик должен быть уверен, что его работа важна и будет  достойно оценена. Ученики  получают оценку своего труда,  способствующую дальнейшему их продвижению от незнания к знанию. Для учителя очень  важным является понимание того, насколько учебный материал  усвоен всеми учащимися. Педагог должен выяснить причины затруднений  школьников (незнание законов, положений, понятий или  неумение работать с источниками, непосильность  выполнения, отсутствие мотивации) с целью дальнейшей индивидуальной работы по ликвидации пробелов  в знаниях  школьников.  Обязательно исправление ошибок, они не должны закрепиться в памяти учащихся. Для учителя должно быть незыблемым правило: «Задаешь задание – проверяй, не проверяешь – не задавай». Формальная проверка домашнего задания позволяет  ученику выполнять его кое-как или не выполнять вовсе.

     Помимо основной образовательной функции домашнего задания,  включающей усвоение новых и закрепление  ранее  усвоенных знаний,   выполнение домашнего   задания решает и другие задачи: формирование   личностных достижений учащихся:  развитие памяти,  самодисциплины, ответственности, а также повышение интереса к предмету, любознательности. Благодаря  наличию достаточного количества времени учащиеся наряду с репродуктивными  могут использовать  и другие методы обучения: частично-поисковые, поисковые, исследовательские в зависимости  от своих способностей и предпочтений, причем выполнение  заданий по желанию школьников могут усложняться, что повышает  интерес к изучаемому предмету и исключает перегрузки.  К выполнению домашнего задания  могут быть привлечены родители, близкие родственники, что также положительно скажется на обучении и воспитании школьников.  Кроме того, домашнее задание может стать увлекательным занятием, доставляющим радость и удовольствие.  Учитель, планируя этот этап урока,  продумывает вопросы, на которые должен  дать ответы сам:

Оптимален ли объем домашнего задания? Скоординирован ли он с другими учителями?

  1. Включает ли домашнее задание работу над ошибками?
  2. Четко ли проинструктированы ученики о порядке его выполнения, возможных затруднениях?
  3. Индивидуализируются ли задания для слабоуспевающих, поручается ли им повторить материал, необходимый для изучения новой темы, даются ли им инструкционные карточки?
  4. Записываются ли домашние задания в дневник? Осуществляет ли учитель контроль за этим?
  5. Разнообразны ли домашние задания?  Дифференцированы ли:  посильность, объем, элементы творчества.
  6. Мотивирование домашних заданий.
  7. «Добровольные» задания.
  8. Проверка того, как учащиеся поняли содержание работы и способы ее выполнения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль домашнего задания в учебной жизни школьника

Данную презентацию можно исрользовать на родительском собраниии в 5 классе....

Родительское собрание "Роль домашнего задания в учебном процессе"

Разработка включает электронную презентацию и раздатку для родителей....

Эффективность творческих домашних заданий в процессе обучения по курсу "Физическая география России"

Эффективность творческих домашних заданий в процессе обучения по курсу «Физическая география России». На уроках в 8 классе целесообразно применять разнообразные виды домашних зада...

Роль домашнего задания в учебной деятельности школьника

Родительское собрание о значении домашнего задания в учебной деятельности пятиклассника...

Роль домашних заданий в процессе обучения литературе в старших классах.

Материал содержит практические рекомендации, типы и виды домашних заданий по литературе....

Презентация "Роль домашнего задания в успешном обучении детей".

Презентация поможет родителям в подготовке домашнего задания ребёнка....