Рабочая программа за 2017-2018 учебный год
рабочая программа (8, 9 класс) на тему

Ефимова Снежана Васильевна

Рабочая программа за 2017-2018 учебный год

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа г. Среднеколымска»

«Рассмотрено»                                                                    « Согласовано»                                                                         « Утверждаю»

На заседании                                                                  Руководитель МО                                                                      Директор школы

педагогического совета                                                       политехнического цикла                                            _____________/ Слепцова К. А.

Протокол № ______                                                            ___________ / Созонова Л. И./                                           «____» _____________ 2017г

      «____» _____________ 2017 г                                              «____» _____________ 2017 г

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по изобразительному искусству

для 8 класса

на  2017-2018 учебный год

к авторской программе  А. Д. Ботвинникова, И. С. Вышнепольского, В. А. Гервера

 Разработала:                                                                                                                                                                  

Ефимова Снежана Васильевна

                                                                                                                                                                                               учитель изобразительного искусства                                                                                                                                                          

                                                                                                                                                         

                                                                                                                               

2017 – 2018 учебный год

Раздел I. Пояснительная записка.

Статус документа

Настоящая программа по черчению для 8-9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчение», авторы: А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов, М. Просвещение 2011. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая  программа по черчению представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематическое планирование.

 Общая характеристика учебного предмета

Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Школьный курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания  окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся;  приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся. Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.

Основная задача курса черчения – формирование учащихся технического мышления, пространственных представлений, а также способностей к познанию техники с помощью графических изображений. Задачу развития познавательного интереса следует рассматривать в черчении как стимул активизации деятельности школьника, как эффективный инструмент, позволяющий учителю сделать процесс обучения интересным, привлекательным, выделяя в нём те аспекты, которые смогут привлечь к себе внимание ученика.

В число задач политехнической подготовки входят ознакомление учащихся с основами производства, развитие конструкторских способностей, изучение роли чертежа в современном производстве, установление логической связи черчения с другими предметами политехнического цикла, выражающейся, в  частности, в повышении требовательности к качеству графических работ школьников на уроках математики, физики, химии, труда. В результате этого будет совершенствоваться общая графическая грамотность учащихся. В задачу обучения черчению входит также подготовка школьников к самостоятельной работе со справочной  и специальной литературой для решения возникающих проблем.

Черчение как учебный предмет во многом специфичен и значительно отличается от других школьных дисциплин. По этой причине совокупность методов обучения черчению отличается от методов обучения других предметов. Однако отдельные методы обучения, применяемые в черчении, не являются особыми методами. Они представляют собой видоизменение общих методов обучения.

В изучении курса черчения используются следующие методы:

Рассказ, объяснение, беседа, лекции, наблюдение, моделирование и конструирование, выполнение графических работ, работа с учебником и справочным материалом

Цели и задачи курса:

Программа ставит целью:

- научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием.

В процессе обучения черчению ставятся задачи:

- сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (диметрии и изометрии) и приемах выполнения технических рисунков;

-ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;

-обучить  воссоздавать образы предметов, анализировать их форму, расчленять на его составные элементы;

-развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников;

-обучить самостоятельно, пользоваться учебными и справочными материалами;

-прививать культуру графического труда.

Настоящая учебная программа рассчитана для общеобразовательных школ. Изучение курса черчения рассчитано на два года обучения, один час в неделю или два часа в неделю в один год. Всего за год 34,68 часов.

Раздел II. Учебно-тематический план

№  п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе

Контрольные работы

Самостоятельные работы учащихся

уроки

лабораторно-практические работы

Черчение  8 клас

1

Правила  оформления  чертежей

7

5

-

2

-

2

Способы  проецирования

8

6

1

1

-

3

Чтение  и  выполнение   чертежей

17

8

1

8

-

4

Резервное   время

2

2

-

-

-

Раздел III. Содержание тем учебного курса.

  8  класс      ( 1 час в неделю, всего 34, из них 2 часа - резервное время )              

   Правила оформления чертежей  ( 7 часов )        

            Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории развития чертежей. Современные методы выполнения чертежей с использованием ЭВМ. Цели, содержание и задачи изучения черчения в школе.            Инструменты,  принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приёмы работы инструментами. Организация рабочего места.  Понятие о стандартах.  Линии: сплошная толстая основная, штриховая, сплошная тонкая, сплошная волнистая, штрихпунктирная с одной точкой, штрихпунктирная с двумя точками. Форматы, рамка и штамп основной надписи. Некоторые сведения о нанесении размеров ( выносная и размерные линии, стрелки, знаки диаметра и радиуса; указание толщины и длины детали надписью; Расположение размерных чисел). Применение и обозначение масштаба. Сведения о чертёжном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах.    

  Способы проецирования   ( 8 часов)        

             Проецирование. Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольные проекции. Выполнение изображений на одной, двух, трёх взаимно перпендикулярных плоскостях проекций. Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху и вид слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Понятие местного вида (расположение его  в проекционной связи). Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции. Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров. Аксонометрические проекции плоских и обьёмных фигур. Эллипс как проекция окружности. Построение овала. Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов. Выбор вида аксонометрической проекции и рационального способа её  построения.          

    Чтение и выполнение чертежей деталей ( 17 часов )  

              Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. Мысленное расчленение предмета на геометрические тела (призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части). Чертежи группы геометрических тел. Нахождение на чертеже вершин, рёбер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму предмета. Нанесение размеров на чертежах с учётом формы предметов. Использование знака квадрата. Развёртывание поверхностей некоторых тел. Анализ графического состава изображений. Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений: деления отрезка, окружности и угла на равные части; сопряжений. Чтение чертежей. Выполнение детали ( с натуры ). Решение графических задач, в том числе творческих.  

Резервное  время ( 2 часа )              

Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся за курс черчения 9 класс

Учащиеся должны знать:

- основные правила выполнения и обозначения сечений и разрезов;

- условные изображения и обозначения резьбы.

Учащиеся должны иметь понятие:

- об изображениях соединений деталей;

- об особенностях выполнения строительных чертежей.

Учащиеся должны уметь:

- выполнять необходимые разрезы и сечения;

- правильно выбирать главное изображение и число изображений;

- выполнять чертежи резьбовых соединений деталей;

- читать и деталировать чертежи объектов, состоящих из 5-7 деталей;

- выполнять простейшие сборочные чертежи объектов, состоящих из 2-3 деталей;

- читать несложные строительные чертежи;

- пользоваться государственными стандартами ЕСКД, справочной литературой и учебником;

- применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования).

Проверка и оценка знаний, умений и навыков  учащихся

Важной и необходимой частью учебно-воспитательного процесса  является учет успеваемости школьников. Проверка и оценка знаний имеет следующие функции: контролирующую, обучающую, воспитывающую, развивающую.

В процессе обучения используется текущая и итоговая  форма проверки знаний, для осуществления которых применяется устный и письменный опрос, самостоятельные графические работы.

Главной формой проверки знаний является выполнение графических работ. Программой по черчению предусмотрено значительное количество обязательных графических работ, которые позволяют учителю контролировать и систематизировать знания учащихся программного материала. Одна из обязательных графических работ является контрольной.

Контрольная работа даёт возможность выявить уровень усвоения знаний, умений и навыков учащихся, приобретённых за год или курс обучения черчению; самостоятельная работа позволяет судить об их уровне по отдельной теме или разделу программы.

Знания и умения учащихся оцениваются по пяти бальной системе. За графические работы выставляются две оценки, за правильность выполнения и качество графического оформления чертежа.

Для обеспечения хорошего качества проверки графических работ, вести её целесообразно по следующему плану:

  1. Проверка правильности оформления чертежа (выполнение рамки, основной надписи, начертание букв и цифр чертёжным шрифтом, нанесение размеров).
  2. Проверка правильности построения чертежа (соблюдение проекционной связи, применение типов линий согласно их назначению, полнота и правильность ответа).

После проверки необходимо выявить типичные ошибки, допущенные учащимися, и наметить пути ликвидации пробелов в их знаниях.

Программой определены примерные нормы оценки знаний и умений, учащихся по черчению.

При устной проверке знаний оценка «5» ставится, если ученик:

а) овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их изображениям и твёрдо знает правила и условности изображений и обозначений;

б) даёт чёткий и правильный ответ, выявляющий понимание учебного материала и характеризующий прочные знания; излагает материал в логической последовательности с использованием принятой в курсе черчения терминологии;

в) ошибок не делает, но допускает оговорки по невнимательности при чтении чертежей, которые легко исправляет по требованию учителя.

Оценка «4» ставится, если ученик:

а) овладел программным материалом, но чертежи читает с небольшими затруднениями вследствие ещё недостаточно развитого пространственного представления; знает правила изображений и условные обозначения;

б) даёт правильный ответ в определённой логической последовательности;

в) при чтении чертежей допускает некоторую неполноту ответа и незначительные ошибки, которые исправляет с помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если ученик:

а) основной программный материал знает нетвёрдо, но большинство изученных условностей изображений и обозначений усвоил;

б) ответ даёт неполный, построенный несвязно, но выявивший общее понимание вопросов;

в) чертежи читает неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и частичного применения средств наглядности.

Оценка «2» ставится, если  ученик:

а) обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала;

б) ответ строит несвязно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с помощью учителя.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание и непонимание учебного материала.

При выполнении графических и практических работ оценка «5» ставится, если ученик:

а) самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет графические и практические работы и аккуратно ведёт тетрадь; чертежи читает свободно;

б) при необходимости умело пользуется справочным материалом;

 в) ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и описки.

Оценка «4» ставится, если ученик:

а) самостоятельно, но с небольшими затруднениями выполняет и читает чертежи и сравнительно аккуратно ведёт тетрадь;

б) справочным материалом пользуется, но ориентируется в нём с трудом;

в) при выполнении чертежей допускает незначительные ошибки, которые исправляет после замечаний учителя и устраняет самостоятельно без дополнительных объяснений.

Оценка «3» ставится, если ученик:

а) чертежи выполняет и читает неуверенно, но основные правила оформления соблюдает; обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет несвоевременно; тетрадь ведёт небрежно;

б) в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые исправляет с помощью учителя.

Оценка «2» ставится, если ученик:

а) не выполняет  обязательные графические и практические работы, не ведёт тетрадь;

б) читает чертежи и выполняет только с помощью учителя и систематически допускает существенные ошибки.

Оценка «1» ставится, если ученик не подготовлен к работе, совершенно не владеет умениями и навыками, предусмотренными программой.

Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения.

Методическая литература:

Для учителя

1.Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. М.:Вента-Граф , 2011.

2.Борисов Д.М. Черчение. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности. М.:Просвещение,2011, с изменениями.

3.Василенко Е.А. Методика обучения черчению. Учебное пособие  для студентов и учащихся. – М.: Просвещение,2010.

4.Преображенская Н.Г. Черчение: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Вента- Граф, 2012.

5.Гордиенко Н.А. Черчение: Учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2011.

6.Манцветова Н.В., Майнц Д.Ю., Галиченко К.Я., Ляшевич К.К. Проекционное черчение с задачами. Учебное пособие для технических  специальных вузов. – М.: Высшая школа, 2011.

7.Гервер В.А. Творческие задачи по черчению. – М.: Просвещение,2010.

Для учащихся

1.Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. М.: ООО «Вента-Граф», 2010.

2.Воротников И.А. Занимательное черчение. Книга для учащихся средней школы. – М.: Просвещение. 2010.

3.Селиверстов М.М., Айдинов А.И., Колосов А.Б. Черчение. Пробный учебник для учащихся 7-8 классов. - М.: Просвещение, 2011.

4.Гордиенко Н.А. Черчение: Учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2011.

5.Гервер В.А. Творческие задачи по черчению. – М.: Просвещение,2011.

6.Словарь- справочник  по черчению: Книга для учащихся. В. Н. Виноградов, Е. А. Василенко и др. – М.: Просвещение,2010.

7.Карточки-задания по черчению для 8 классов. Е. А. Василенко, Е. Т. Жукова, Ю. Ф. Катханова, А. Л. Терещенко. – М.: Просвещение,2010.

Учебные таблицы:

Макарова М.Н. Таблицы по черчению, 8 класс: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2010

Инструменты, принадлежности и материалы для черчения

1)Учебник «Черчение»;

2) Тетрадь в клетку формата А4 без полей;

3) Чертежная бумага плотная нелинованная

 - формат А4

4) Миллиметровая бумага;

5) Калька;

6) Готовальня школьная

 (циркуль круговой, циркуль разметочный);

7) Линейка деревянная 30 см.;

8) Чертежные угольники с углами:

      а) 90, 45, 45 -градусов;

      б) 90, 30, 60 - градусов.

9) Рейсшина;

10) Транспортир;

11) Трафареты для вычерчивания окружностей и эллипсов;

12) Простые карандаши –  «Т» («Н»), «ТМ» («НВ»), «М» («В»);

13) Ластик для карандаша (мягкий);

14) Инструмент для заточки карандаша.

Календарно-тематическое планирование уроков черчения 8 класса (базовый уровень.)

 №пп  

Тема урока

Кол час

Д з

Дата

 

  Тип урока

 

     Элементы

    содержания

Требования к

уровню подготовки

 учащихся

Вид                                  конт-

роля.

 

  Элементы дополнительно-

го содержания

п

        ф

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Раздел 1.Правила оформления чертежей.

1

Предмет «Черчение». Правила оформления чертежей.

1

с.3-15

Изучение нового материала.

Ознакомить уч-ся с предметом «черчение»

.Выполнение

упражнений в оформлении чертежей.

Рассмотрение и сравнение чертежей, эскизов, технических рисунков. Правила оформления чертежей.

Фрон-

тальный опрос.

Формирова-

ние понятий: чертеж, эскиз,

схема, техни-

ческий рисунок, развертка, формат.

2

Правила оформления чертежей. Типы линий

1

с.1520

А-4

Изучение нового материала.

 Формирование      навыков оформ- ления чертежей. Ознакомление с начертанием ли- ний применяе- мых на чертежах.

Начертание типов линий.Вычерчи-

вание рамки и основной надпи- си.Приемы работы чертежными инструментами.

Фрон-

тальный опрос. Графи-

ческая работа.

Формирова-

ние понятий: типы линий,рамка,

основная надпись, формат.

3

Графическая работа №1 «Линии чертежа

 

1

 А-4

с.

21

Закрепление нового материала.

Развитие умений и навыков при выполнении оформления  чертежа и  начертания типов линий

Знать и уметь: линии чертежа их начертание, приемы работы чертежными инструментами,

правила  оформ-

ления чертежей.

Фрон-

тальная графи-

ческая работа.

Формирова-

ние навыков: работы чертежными инструментами.

4

Чертежный шрифт.

Прописные буквы, цифры.

 

1

с. 22 25

Изучение нового материала.

Ознакомить уч-ся с начертанием и правилами выполнения букв и цифр, чертежного шрифта.

Формирование навыков начертания прописных букв и цифр.

Графическая работа

Формирование навыков  начертания букв и цифр чертежного шрифта.

5

Чертежный шрифт. Строчные буквы.

 1

с. 22 25

Изучение нового материала.

Ознакомить уч-ся с начертанием и правилами выполнения букв и цифр, чертежного шрифта.

Формирование навыков начертания строчных букв и цифр.

Графическая работа.

Формирование

навыков начертания букв и цифр чертежного шрифта.  

6

Нанесение размеров. Масштабы.

1

с. 26  30

А- 4

Изучение нового материала.

Ознакомление уч-ся: с правилами нанесения размеров на чертежах, с применением и обозначением масштабов.

Фронтальное выполнение чертежа плоской детали с нанесением размеров.

 

Фрон- тальный

 опрос, графическая работа.

Приемы работы чертежными инструментами. Формирование понятий: формат, рамка, основная надпись.

7

Графическая работа № 2 «Чертеж плоской детали.»

1

с.  30 31 цв к

Закрепление нового материала.

Чертеж плоской детали с нанесением размеров и применение масштаба.

Выполнение чертежа «плоской» детали с нанесением размеров и с применением масштаба.

Графическая работа.

Применение масштаба с нанесением размеров на чертеже.

Раздел 2. Способы проецирования.

8

Проецирование на 2 плоскости проекций.

1

с. 32 37

цв к

Изучение нового материала.

Дать понятия об основах проецирования на 2 плоскости проекции.

Показать на конкретных примерах необходимость изображение предмета на 2 плоскости проекции.

Фрон-

тальный опрос. Графи-

ческая работа.

Формирование понятий: проецирование, плоскость- фронтальная, горизонтальная, вид- главный,сверху.

9

Проецирование на 3 плоскости проекций.

1

с. 38 44

А- 4

Изучение нового материала.

Изображение предмета на 3 плоскостях проекций. Расположение видов на чертеже.Местные виды.

Выполнение чертежа предмета в 3 плоскостях проекций. Нанесение размеров на чертеже.

Фрон-

тальный опрос. Графическая работа.  

Формирование понятий: плоскость проекций; фронтальная, горизонтальная, профильная. Виды; главный, сверху, сбоку.

10

Графическая работа № 3. «Проециро-

вание на 3 плоскости проекций.»

1

с. 38 44

А- 4

Закрепление нового материала.

Расположение видов на чертеже в проекционной связи.

Выполнение чертежа предмета в 3 плоскостях. Нанесение размеров на чертеже.

Фрон-

тальная графическая работа.  

Рациональное использование чертежных инструментов. Начертание основных линий чертежа.      

11

Практичес-

кая работа № 4. «Моделиро-

вание по чертежу.»

1

с. 44 45

Закрепление нового материала.

Чтение чертежей. Умение изготов-

лять по чертежу несложные         модели.Развитие пространственного представления

 уч-ся.

Изготовление модели предмета по чертежу. Чтение чертежа предмета.

Фрон-

тальная работа.

Понятие вида, плоскости проекций, пространственного представления

уч-ся.

12

Аксономет-

рические проекции геометри-

ческих тел.

1

с. 46 50

цвк

Изучение нового материала.

Диметрическая и изометрическая проекции. Построение осей аксонометричес-

ких проекций геометрических тел.

Построение осей,показателей искажения, геометрических тел в аксонометричес-

ких проекциях.

Фрон-

тальная работа.

Формирование понятий: плоскостей проекций, расположение видов на чертеже.

13

Аксономет-

рические проекции плоскогран-

ных предметов.

1

с. 51 52

цв к

Изучение нового материала.

Построение проекций плоскогранных предметов в изометрии и фронтальной диметрии.

Построение аксонометричес-

ких осей в изометрии и фронтальной диметрии.

Фрон-

тальная

графи-

ческая работа.

Построение окружностей вписанных в куб. Рациональные приемы работы чертежными инструментами.

14

Аксономет-

рические проекции предметов имеющих круглые пов.

1

с.

53 57

Изучение нового материала.

Построение проекций предметов имеющих круглые поверхности.

Построение овала в изометрии и окружности во фронтальной диметрии.

Фрон-

тальная графическая работа.

Построение аксонометричес

ких осей.Начертание типов линий.

15

Технический рисунок.

1

с. 57 58

цв к

Изучение нового материала.

Технический рисунок аксонометрических проекций и рациональный способ его построения.

Технический рисунок в системе прямоугольных проекций. Начертание линий штриховки.

Фрон-

тальная графи-

ческая работа.

Построение

аксонометричес-

ких осей и

плоскогранных

предметов.

Раздел № 3 Чтение и выполнение чертежей.

16

Анализ геометрической формы предмета. Чертежи геометри-

ческих тел.

1

с. 59 67 цв к А-4

Изучение нового материала.

Анализ формы предметов. Геометрические

Построения пред-

метов: чертеж,

акснометрические проекции.

Мысленное расчленение предмета на геометрические тела:анализ,чертеж,аксонометричес-

кие проекции.

Фрон-

тальный опрос, графи-

ческая работа.

Геометрические тела: призмы, конусы, цилиндры, пирамиды, шар и их части.

17

Проекции группы геометрических тел.

1

с. 67 68 А-4

Изучение нового материала.

Чертежи группы геометрических тел. Анализ графического состава изображений.

Анализ чертежей геометрических тел.

Фрон-

тальная графи-

ческая работа.

Чертежи геометрических тел в 3 проекциях.

18

Графическая работа № 5 «Проекции группы геометрических тел.»

1

А-4

Закрепление нового материала.

Анализ графического состава изображений

Чертеж группы геометрических тел.

Знать и уметь: построение аксонометричес-

ких проекций, чертежи геометрических тел.

Графическая работа.

Формирование навыков: анализа формы предметов по их чертежам, геометрические построения предметов в 3 плоскостях.                        

19

Проекции вершин, ребер, граней предмета.

1

с. 69 79

Изучение нового материала.

Нахождение на чертеже вершин,

ребер, образую-

щих, поверхностей тел, составляющих форму предмета..

Построение чертежа предмета с нахождением проекций точек,

вершин, ребер и граней.

Фрон-

тальная графи-

ческая работа.

Понятие вида, построение видов на плоскостях проекций.

Типы линий.

20

Порядок построения изображения на чертежах.

1

с. 80 91  

А-3

Закрепление нового материала.

Способ

построения чертежа предмета на основе анализа формы предмета.

Последовательность построения видов на чертеже, вырезов на геометрических телах.

Фрон-

тальная графи-

ческая работа.

Последователь-

ность построения видов и нанесения размеров на чертеже.

21

Графическая работа № 6

1

А-3

с. 51-53

Актуализация знаний и умений.

Построение третьего вида по двум заданным. Нанесение размеров на чертеже с учетом

формы предмета.

Выполнение основ прямоугольного проецирования на 3 плоскости проекции.

Графи-

ческая работа.

Правила выполнения чертежей на формате А-4.  

22

Графическая работа № 7. «Чертежи и аксонометрические проекции предметов.»

1

А-3

Актуализация знаний и умений.

Способы построения аксонометричес-

ких изображений.

Выбор вида аксонометричес-

кой проекции и рациональный способ ее построения.

Графи-

ческая работа.

Приемы построения чертежа детали на плокости и аксонометричес-

ких проекциях.

23

Нанесение размеров с учетом формы предмета.

1

с. 92 98

Закрепление пройденного материала.

Основные правила нанесения

 размеров и дополнитель-

ные сведения о нанесении размеров.

Выполнение приемов построения чертежа предмета цилиндрической формы.

Фрон-

тальная графи-

ческая работа.

Правила построения основных размеров на чертеже, типы линий.

24

Геометрии-

ческие построения,необходи-

мые при выполнении чертежей.

1

с. 98- 100

Актуализация знаний и умений.

Анализ графического состава изображений.

Выполнение чертежей с использованием геометрических построений.

Фрон-

тальный опрос.

Графи-

ческая работа.

Правила построения овалов. Деление окружности на равные части.

25

Сопряжения.

1

с. 100- 107 А-4

Изучение нового материала.

Применение сопряжений при выполнении чертежей деталей.

Нахождение центров и точек сопряжений.

Фрон-

тальный опрос. Графи-

ческая работа.

Анализ графического состава изображений. Прямоугольное проецирование.  

     

26

Графическая работа № 8 «Чертежи деталей имеющих сопряже-

ния.»

1

А-4

с. 107

Закрепление пройденного материала.

Использование геометрических построений сопряжений на чертежах.

Выполнение чертежа  детали с применением сопряжений.

Графи-

ческая работа.

Формирование навыков: нахождение точек и центров сопряжений. Нанесение размеров.

27

Чертежи разверток поверх-

ностей геометри-

ческих тел.

1

с.

108- 111

Актуализация знаний и умений.

Развертывание поверхностей некоторых геометрических тел.

Построение чертежей разверток с учетом анализа графического состава

Графи-

ческая работа.

Обладание навыками графической работы чертежными инструментами и материалами.

28

Практичес-

кая работа

 № 9. «Устное чтение чертежей детали.»

1

с. 111-115 А-4

Актуализация знаний и умений.

Название, материал, масштаб, вид,

геометрические тела, общая форма детали.

Порядок чтения чертежей деталей: основная надпись, виды чертежа, главный вид, форма детали, размеры детали.

Фрон-

тальный опрос.

Обладание навыками чтения чертежей деталей.

29

Графическая работа № 10. «Решение заниматель-

ных задач.»

1

А-4

Обобщение знаний и умений.

Расположение видов на чертеже, проекции вершин, ребер и граней.

По двум заданным видам построить третий вид, построение на чертеже проекций вершин, ребер и граней предмета.

Фрон-

тальная графи-

ческая работа.

Изображение элементов предметов: вершин, ребер, точек и граней.

30

Графическая работа № 11. «Выполне-

ние чертежа детали с элементами конструиро-

вания.»

1

А-4

Обобщение знаний и умений.

Анализ графического состава изображений с элементами конструирования.

Последователь-

ность построения видов чертежа и нанесение размеров.

Фрон-

тальная графи-

ческая работа.

Последователь-

ность построения вырезов, размеров,  нанесения и обозначения точек  на чертеже.

Раздел № 4. Обобщение знаний и умений.

31

Графическая работа № 12. «Выполне-

ние эскизов деталей.»    

1

с. 119-122

А-4

Обобщение знаний и умений.

Последовательноепостроение изображения детали на эскизе, с нанесением размеров.

Порядок последователь-

ности выполнения эскизов. Основные этапы снятия эскиза с натуры.

Фрон-

тальная графи-

ческая работа.

Правила выполнения эскизов на формате А-4.

32

Графическая работа № 12. «Выполне-

ние чертежа детали.»

1

с. 122-124

А-4

Обобщение знаний и умений.

Анализ графического состава изображений.

Приемы построения видов чертежа детали и нанесение размеров.

Фрон-

тальная графи-

ческая работа.

Нанесение размеров на чертеже с учетом формы предмета.

33

Резервное время.

1

34

Резервное время.

1



Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа г. Среднеколымска»

«Рассмотрено»                                                                    « Согласовано»                                                                         « Утверждаю»

На заседании                                                                  Руководитель МО                                                                      Директор школы

педагогического совета                                                       политехнического цикла                                            _____________/ Слепцова К. А.

Протокол № ______                                                            ___________ / Созонова Л. И./                                           «____» _____________ 2017г

      «____» _____________ 2017 г                                              «____» _____________ 2017 г

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по изобразительному искусству

для 9 класса

на  2017-2018 учебный год

к авторской программе  А. Д. Ботвинникова, И. С. Вышнепольского, В. А. Гервера

 Разработала:                                                                                                                                                                  

Ефимова Снежана Васильевна

                                                                                                                                                                                               учитель изобразительного искусства                                                                                                                                                          

                                                                                                                                                         

                                                                                                                               

2017 – 2018 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по черчению   ориентирована на учащихся 9 класса, разработана на основе следующих документов

1.Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ Мо РФ от 05.03.2004 №1089

2. Примерных  программ основного общего и среднего (полного) общего образования по технологии (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. №03– 1263)

3. Авторской программы  «Черчение 9» Москва, «Астрель», 2010. Составитель Н. А. Гордеенко, В. В. Степакова полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки учащихся.

Изучение учебного предмета осуществляется на основании нормативно-правовых документов:

  1. Закона об образовании от 29.12.2012  № 273 ФЗ
  2. Приказом Минобразования РФ от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программу общего образования»
  3. Учебного плана МБОУ «Средняя общеобразовательная школа г. Среднеколымска» на 2017 -2018 учебный год

1 час в неделю ,34  часа  в год .

Цель обучения: обучение обучающихся графической грамоте и элементам графической культуры.

Задачи обучения:

- развитие образного мышления обучающихся и ознакомление их с процессом проектирования.

- овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства самостоятельного и осознанного определения жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;

- развитие познавательных интересов, технического мышления пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

- воспитания трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности;

- получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Учебно-тематический план

№ п/п

Содержание

Кол – во часов

1

Введение

1

2

Правила оформления чертежей

4

3

Геометрические построения

2

4

Параллельное проецирование

12

5

Сечения и разрезы

5

6

Соединение деталей в изделии

4

7

Сборочный чертёж

6

Итого

34

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Должны знать:

правила оформления чертежей;

приемы работы чертежными инструментами;

приемы построения сопряжений;

основные сведения о чертежном шрифте;

основы прямоугольного проецирования на одну, две и три перпендикулярные плоскости и иметь понятие о способах построения аксонометрических изображений.

основные правила выполнения чертежей

основные правила построения и обозначения разрезов и сечений на чертежах;

последовательность чтения чертежей деталей и сборочных чертежей;

условные обозначения и изображение резьбы;

способы изображения разъемных и неразъемных соединений (на уровне начального знакомства);

особенности выполнения сборочных чертежей;

условности и упрощения, применяемые на чертежах;

правила деталирования.

Должны уметь:

выполнять графические работы;

строить правильные многоугольники;

строить сопряжения;

анализировать форму предмета по чертежу и с натуры;

анализировать графический состав изображений;

читать и выполнять комплексные чертежи (эскизы) и наглядные изображения несложных предметов;

выбирать оптимальное количество видов на чертеже;

осуществлять некоторые преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей;

проводить самоконтроль выполнения графических работ;

приводить примеры использования черчения в жизни, быту, профессиональной деятельности человека.

правильно выбирать главное изображение и оптимальное количество изображений;

выполнять необходимые виды, разрезы и сечения на чертежах;

выполнять чертежи основных (резьбовых) соединений деталей;

читать и деталировать чертежи несложных сборочных единиц;

пользоваться государственными стандартами (ЕСКД), справочной литературой, учебником и учебными пособиями;

УМК

Класс

9

  1. Учебник

Учебник «Черчение» 9 класс Н.А.Гордеенко, В.В. Степакова. – М.: ООО «Издательство Астрель» 2-е издание, 2010 г.

  1. Рабочая тетрадь

  1. Методические пособия

Программа Черчение 9 , Москва, Просвещение 2008. Составитель В.А. Гервер, В.В.Степакова, В.Ф. Катханова.

Сборник заданий по техническому черчеию для учащихся. Саратов: «Лицей», 2008

Учебные таблицы и пособия.

Карточки – здания по черчению.

  1. Атласы

  1. Карты

  1. ЦОРы и т.д.

Календарно – тематическое планирование уроков черчения в 9 классе

№ п/п

Наименование раздела,

тема урока

Кол. часов

Дата

Вид учебного занятия

Содержание и форма контроля знаний, ОУУН и СД, УУД

план

факт

1

Введение. Из истории развития чертежа. Чертеж как основной графический документ. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей.  

1

Усвоение новых знаний

Практическая работа

«Проведение линий»

2

Правила оформления чертежей.

Понятие о стандартах.

Стандартизация. Чертежный шрифт.

4

1

Комбиниро-

ванный

Практическая работа «Выполнение чертёжного шрифта»

3

Основные правила выполнения и оформления чертежей. Типы линий. Форматы, рамки, основная надпись чертежа

1

Комбиниро

ванный

Практическая работа «Оформление формата»

4

Графическая работа

«Линии чертежа».

1

Отработка знаний и  формирова-

ние умений

Графическая работа

5

Нанесение размеров на чертежах. Масштабы.

1

Комбинированный

Назначение размеров на чертежах..

Тестирование.

Практическая работа «Нанесение размеров


6

Геометрические построения.

Деление окружности на равные части при построении чертежа.

2

1

Комбинированный

Тестирование. Практическая работа

 «Деление окружности на равные части»

7

Сопряжения

1

Комбинированный

Практическая работа

«Построение сопряжений»

8

Параллельное проецирование

Общие сведения о способах проецирования.

Чертежи в системе прямоугольных проекций.

12

1

Усвоение новых знаний

Практическая работа

«Построение плоскостей проекций

9

Чертежи плоских фигур

1

Комбинированный

Тестирование

Практическая работа

«Построение чертежей плоских фигур

10

Чертежи геометрических тел

1

Комбинированный

Практическая работа «Построение чертежей геометрических тел»

11

Анализ геометрической формы предмета. Проекции группы геометрических тел.

1

Комбинированный

Практическая работа «Построение проекций группы геометрических тел»

12

Виды. Количество и  расположение видов на чертежах.

1

Комбинированный

Практическая работа

«Нахождение главного вида»

13

Построение проекции точки, лежащей на поверхности предмета.

1

Усвоение новых знаний

Практическая работа «Построение проекций точек, нахождение вершин, ребер и граней предмета по чертежу»

14

Порядок чтения чертежей деталей.

1

Комбинированный

Чтение чертежа.

Практическая работа «Устное чтение чертежей»

15

Эскизы

1

Комбинированный

Практическая работа «Построение эскизов

16

Получение аксонометрических проекций. Построение аксонометрических проекций плоских фигур.

1

Усвоение новых знаний

Практическая работа «Построение аксонометрических проекций плоских фигур

17

Аксонометрические проекции плоскогранных предметов.

1

Комбинированный

Практическая работа «Построение аксонометрических проекций плоскогранных предметов»

18

Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности.

1

Комбинированный

Практическая работа «Построение овала»

19

Технический рисунок.

1

Комбинированный

Практическая работа «Выполнение технических рисунков деталей»

20

Сечения и разрезы 

Сечения

5

1

Усвоение новых знаний

Практическая работа «Построение сечений»

21

Пр.работа Сечения.

Выполнение и обозначение

сечений.

1

Комбинированный

Практическая работа «Обозначение сечений

22

Разрезы

1

Усвоение новых знаний

Практическая работа «Правила выполнения разрезов»

23

 Разрезы. Пр.работа Выполнение и обозначение разрезов

1

Комбинированный

Практическая работа «Обозначение разрезов»

24

Соединение вида и разреза.

Местный разрез

1

Комбинированный

Тестирование.

Практическая работа «Соединение вида с разрезом»

25

Соединение деталей в изделии

Общие сведения о соединениях деталей в изделии.

4

1

Усвоение новых знаний

Практическая работа «Определение видов соединений»

26

Условное изображение и обозначение резьбы.

1

Комбинированный

Практическая работа «Изображение и обозначение резьбы».

27

Чертежи разъёмных и неразъёмных соединений

1

Комбинированный

Практическая работа «Выполнение расчётов для изображения болтовых и шпилечных соединений.».

28

Графическая работа «Чертеж  резьбового соединения».

1

Отработка знаний и  формирование умений

Графическая работа «Чертеж  резьбового соединения».

29

Сборочный чертёж

Сборочный чертёж

6

1

Усвоение новых знаний

Практическая работа «Нанесение позиций на сборочный чертёж» упр. 10 стр. 194

30

Сборочный чертёж

1

Комбинированный

Практическая работа «Спецификация»

31

Чтение чертежей несложных сборочных единиц

1

Комбинированный

Практическая работа «Чтение сборочных чертежей»..

32

Деталирование

1

Практическая работа «Определение размеров для деталирова-ния»

33

Графическая работа «Деталирование»

1

Закрепление знаний и  формиро-вание умений

Графическая работа 

«Деталирование»

34

Элементы конструирования.

Общие сведения о схемах

1

Усвоение новых знаний

Практическая работа  «Решение творческих задач с элементами конструиро

вания» упр. стр 218



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы на 2017-2018 учебный год.

Рабочие программы на 2017-2018 учебный год....

Рабочая программа за 2017-2018 учебный год

Рабочая программа с 5 по 7 классы за 2017-2018 учебный год...

Рабочие программы на 2017-2018 учебный год

Рабочие программы по биологии и географии на 2017-2018 учебный год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на 2017-2018 учебный год по алгебре и началам анализа среднего общего образования 11 класс

Нормативные акты и учебно - методические документы, на основании которых разработана рабочая программа.·       Федеральный компонент государственного стандарта сре...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на 2017-2018 учебный год по геометрии среднего общего образования 11 класс

Нормативные акты и учебно - методические документы, на основании которых разработана рабочая программа.·       Федеральный компонент государственного стандарта сре...

Рабочая программа. Вундеркинды. 2017/2018 учебный год.

Рабочая программа. УМК "Вундеркинды" 5-9 класс...