Современные активные и интерактивные технологии и методики обучения химии
материал на тему

Комарова Светлана Николаевна

Современные активные и интерактивные технологии и методики обучения химии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные активные

и интерактивные технологии и методики обучения химии

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ                                                                                                3
  2. ОСНОВНЫЕ ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ

2.1. Круглый стол, дискуссия, дебаты                                                                            9

2.2. Мозговой штурм (брейнсторм, мозговая атака)                                                     20

2.3. Деловые и ролевые игры                                                                                          23

  1. ДРУГИЕ ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ                                                                   28
  2. СТРУКТУРА МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЯМ В ИНТЕРАКТИВНОЙ ФОРМЕ                                                                        32
  3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                              34
  4. ЛИТЕРАТУРА                                                                                                                35

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Человек, не знающий ничего, может научиться;

дело только в том, чтобы зажечь в нём желание учиться.

Д. Дидро

В образовании сложились, утвердились и получили широкое распространение в общем три формы взаимодействия учителя и учеников, которые для наглядности представим схемами.

1. Пассивные методы

2. Активные методы

3. Интерактивные методы

Каждый из них имеет свои особенности.

Пассивный метод

Учитель

Рисунок 1.1 Пассивный метод

Пассивный метод (рис.1.1) – это форма взаимодействия учителя и ученика, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом занятия, а ученики выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учениками на пассивных занятиях осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учениками учебного материала пассивный метод мало эффективен, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к занятию со стороны учителя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках занятия.

Активный метод

Учитель

Рисунок 1.2 Активный метод

Активный метод (рис.1.2) – это форма взаимодействия учеников и учителя, при которой они взаимодействуют друг с другом в ходе занятия и ученики здесь не пассивные слушатели, а активные участники, ученики и учитель находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль.

Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.

Интерактивный метод

Учитель

Рисунок 1.3 Интерактивный метод

Интерактивный метод (рис.1.3) («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учеников в процессе обучения. Место учителя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности учеников на достижение целей занятия. Учитель также разрабатывает план занятия (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал).

Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Цель состоит в создании комфортных условий обучения, при которых учитель или ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, дать знания и навыки, а также создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится.

Другими словами, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между учеником и учителем, между самими учениками.

Задачами интерактивных форм обучения являются:

  • пробуждение у обучающихся интереса;
  • эффективное усвоение учебного материала;
  • самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
  • установление воздействия между учениками, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;
  • формирование у обучающихся мнения и отношения;
  • формирование жизненных и профессиональных навыков.

При использовании интерактивных форм роль учителя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Участники обращаются к социальному опыту – собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.

Для решения воспитательных и учебных задач учителем могут быть использованы следующие интерактивные формы:

  • Круглый стол (дискуссия, дебаты)
  • Мозговой штурм ( брейнсторм, мозговая атака)
  • Деловые и ролевые игры
  • Case-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ)
  • Мастер класс

Существует много видов интерактивного обучения (методики «Займи позицию», «Дерево решений», «Попс-формула», тренинги, сократический диалог, групповое обсуждение, интерактивная экскурсия, видеоконференция, фокус-группа и д.р.), которые можно использовать в процессе обучения учеников. Кроме того, учитель может применять не только ныне существующие интерактивные формы, а также разработать новые в зависимости от цели занятия, т.е. активно участвовать в процессе совершенствования, модернизации учебного процесса.

Следует обратить внимание на то, что в ходе подготовки занятия на основе интерактивных форм обучения перед учителем стоит вопрос не только в выборе наиболее эффективной и подходящей формы обучения для изучения конкретной темы, а открывается возможность сочетать несколько методов обучения для решения проблемы, что, несомненно, способствует лучшему осмыслению учеников. Представляется целесообразным рассмотреть необходимость использования разных интерактивных форм обучения для решения поставленной задачи.

Принципы работы на интерактивном занятии:

  • занятие – не лекция, а общая работа;
  • все участники равны;
  • каждый участник имеет право на собственное мнение по любому вопросу;
  • нет места прямой критике личности (подвергнуться критике может только идея).
  • все сказанное на занятии – не руководство к действию, а информация к размышлению.

Алгоритм проведения интерактивного занятия:

1. Подготовка занятия

Педагог производит подбор темы, ситуации, определение дефиниций (все термины, понятия и т.д. должны быть одинаково поняты всеми обучающимися), подбор конкретной формы интерактивного занятия, которая может быть эффективной для работы с данной темой в данном классе.

При разработке интерактивного занятия рекомендуется обращать особое внимание на следующие моменты:

1) Выбор темы:

  • заинтересованность класса в данном занятии.

2) Перечень необходимых условий:

  • должна быть четко определена цель занятия.
  • подготовлены раздаточные материалы.
  • обеспечено техническое оборудование.
  • обозначены участники.
  • определены основные вопросы, их последовательность.
  • подобраны практические примеры из жизни.

3) Что должно быть при подготовке каждого занятия:

  • уточнение проблем, которые предстоит решить.
  • обозначение перспективы реализации полученных знаний.
  • определение практического блока (чем класс будет заниматься на занятии).

4) Раздаточные материалы:

  • раздаточные материалы должны быть адаптированы к школьной аудитории
  • использование графиков, иллюстраций, схем, символов.

2. Вступление:

Сообщение темы и цели урока.

– ученики знакомятся с предлагаемой ситуацией, с проблемой, над решением которой им предстоит работать, а также с целью, которую им нужно достичь;

– педагог информирует участников о рамочных условиях, правилах работы в группе, дает четкие инструкции о том, в каких пределах ученики могут действовать на занятии;

– при необходимости нужно представить участников (в случае, если занятие межклассовое, межпредметное);

– добиться однозначного семантического понимания терминов, понятий и т.п. Для этого с помощью вопросов и ответов следует уточнить понятийный аппарат, рабочие определения изучаемой темы.

Примерные правила работы в группе:

  • быть активным.
  • уважать мнение участников.
  • быть доброжелательным.
  • быть пунктуальным, ответственным.
  • не перебивать.
  • быть открытым для взаимодействия.
  • быть заинтересованным.
  • стремится найти истину.
  • придерживаться регламента.
  • креативность.
  • уважать правила работы в группе.

3. Основная часть:

Особенности основной части определяются выбранной формой интерактивного занятия, и включает в себя выяснение позиций участников.

4. Выводы (рефлексия)

Рефлексия начинается с концентрации участников на эмоциональном аспекте, чувствах, которые испытывали участники в процессе занятия. Второй этап рефлексивного анализа занятия – оценочный (отношение участников к содержательному аспекту использованных методик, актуальности выбранной темы и др.). Рефлексия заканчивается общими выводами, которые делает педагог.

Примерный перечень вопросов для проведения рефлексии:

  • что произвело на вас наибольшее впечатление?
  • что вам помогало в процессе занятия для выполнения задания, а что мешало?
  • есть ли что-либо, что удивило вас в процессе занятия?
  • чем вы руководствовались в процессе принятия решения?
  • учитывалось ли при совершении собственных действий мнение участников группы?
  • как вы оцениваете свои действия и действия группы?
  • если бы вы играли в эту игру еще раз, чтобы вы изменили в модели своего поведения?

Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной из которых является развитие коммуникативных умений и навыков. Данное обучение помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей, обеспечивает высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненную позицию, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность. Использование интерактивных форм в процессе обучения, как показывает практика, снимает нервную нагрузку обучающихся, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.

Учителю необходимо глубоко вникнуть в данный вид обучения. Применение и подготовка учеников к той или иной интерактивной форме обучения для изучения конкретного предмета (темы занятия) должны быть отражены в рабочей программе и в методических рекомендациях по подготовке к уроку в интерактивной (конкретной) форме.

2. ОСНОВНЫЕ ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ

2.1 Круглый стол, дискуссия, дебаты

Круглый стол — это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии. Характерной чертой «круглого стола» является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией.

Основной целью проведения «круглого стола» является выработка у учащихся профессиональных умений излагать мысли, аргументировать свои соображения, обосновывать предлагаемые решения и отстаивать свои убеждения. При этом происходит закрепление информации и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также выявление проблем и вопросов для обсуждения.

Важной задачей при организации «круглого стола» является:

  • обсуждение в ходе дискуссии одной-двух проблемных, острых ситуаций по данной теме;
  • иллюстрация мнений, положений с использованием различных наглядных материалов (схемы, диаграммы, графики, аудио-, видеозаписи, фото-, кинодокументы);
  • тщательная подготовка основных выступающих (не ограничиваться докладами, обзорами, а высказывать свое мнение, доказательства, аргументы).

При проведении «круглого стола» необходимо учитывать некоторые особенности:

а) нужно, чтобы он был действительно круглым, т.е. процесс коммуникации, общения, происходил «глаза в глаза». Принцип «круглого стола» (не случайно он принят на переговорах), т.е. расположение участников лицом друг к другу, а не в затылок, как на обычном занятии, в целом приводит к возрастанию активности, увеличению числа высказываний, возможности личного включения каждого учащегося в обсуждение, повышает мотивацию учащихся, включает невербальные средства общения, такие как мимика, жесты, эмоциональные проявления.

б) учитель также располагался в общем кругу, как равноправный член класса, что создает менее формальную обстановку по сравнению с общепринятой, где он сидит отдельно от учеников они обращены к нему лицом. В классическом варианте участники адресуют свои высказывания преимущественно ему, а не друг другу. А если учитель сидит среди учеников, обращения членов класса друг к другу становятся более частыми и менее скованными, это также способствует формированию благоприятной обстановки для дискуссии и развития взаимопонимания между учителем и учениками.

«Круглый стол» целесообразно организовать следующим образом:

1) Учителем формулируются вопросы, обсуждение которых позволит всесторонне рассмотреть проблему;

2) Вопросы распределяются по группам и раздаются участникам для целенаправленной подготовки;

3) Для освещения специфических вопросов могут быть приглашены специалисты (юрист, социолог, психолог, экономист);

4) В ходе занятия вопросы раскрываются в определенной последовательности.

Выступления специально подготовленных учеников обсуждаются и дополняются. Задаются вопросы, ученики высказывают свои мнения, спорят, обосновывают свою точку зрения.

Основную часть «круглого стола» по любой тематике составляют дискуссия и дебаты.

Дискуссия (от лат. discussio — исследование, рассмотрение) — это всестороннее обсуждение спорного вопроса в публичном собрании, в частной беседе, споре. Другими словами, дискуссия заключается в коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы или сопоставлении информации, идей, мнений, предложений. Цели проведения дискуссии могут быть очень разнообразными: обучение, тренинг, диагностика, преобразование, изменение установок, стимулирование творчества и др.

1. Подготовка занятия.

При организации дискуссии в учебном процессе обычно ставятся сразу несколько учебных целей, как чисто познавательных, так и коммуникативных. При этом цели дискуссии, конечно, тесно связаны с ее темой. Если тема обширна, содержит большой объем информации, в результате дискуссии могут быть достигнуты только такие цели, как сбор и упорядочение информации, поиск альтернатив, их теоретическая интерпретация и методологическое обоснование. Если тема дискуссии узкая, то дискуссия может закончиться принятием решения.

Во время дискуссии ученики могут либо дополнять друг друга, либо противостоять один другому. В первом случае проявляются черты диалога, а во втором дискуссия приобретает характер спора. Как правило, в дискуссии присутствуют оба эти элемента, поэтому неправильно сводить понятие дискуссии только к спору. И взаимоисключающий спор, и взаимодополняющий, взаиморазвивающий диалог играют большую роль, так как первостепенное значение имеет факт сопоставления различных мнений по одному вопросу.

Для того чтобы организовать дискуссию и обмен информацией в полном смысле этого слова, чтобы «круглый стол» не превратился в мини-лекцию, монолог преподавателя, занятие необходимо тщательно подготовить. Для этого организатор «круглого стола» должен:

  • заранее подготовить вопросы, которые можно было бы ставить на обсуждение по выводу дискуссии, чтобы не дать ей погаснуть;
  • не допускать ухода за рамки обсуждаемой проблемы;
  • обеспечить широкое вовлечение в разговор как можно большего количества  учеников, а лучше — всех;
  • не оставлять без внимания ни одного неверного суждения, но не давать сразу же правильный ответ; к этому следует подключать учащихся, своевременно организуя их критическую оценку;
  • не торопиться самому отвечать на вопросы, касающиеся материала «круглого стола»: такие вопросы следует переадресовывать аудитории;
  • следить за тем, чтобы объектом критики являлось мнение, а не участник, выразивший его.
  • сравнивать разные точки зрения, вовлекая учащихся в коллективный анализ и обсуждение, помнить слова К.Д. Ушинского о том, что в основе познания всегда лежит сравнение.

В проведении дискуссии используются различные организационные методики.

Методика «вопрос – ответ». Данная методика – это разновидность простого собеседования; отличие состоит в том, что применяется определённая форма постановки вопросов для собеседования с участниками дискуссии-диалога.

Процедура «Обсуждение вполголоса». Данная методика предполагает проведение закрытой дискуссии в микрогруппах, после чего проводится общая дискуссия, в ходе которой мнение своей микрогруппы докладывает ее лидер и это мнение обсуждается всеми участниками.

Методика клиники. При использовании «методики клиники» каждый из участников разрабатывает свой вариант решения, предварительно представив на открытое обсуждение свой «диагноз» поставленной проблемной ситуации, затем это решение оценивается как руководителем, так и специально выделенной для этой цели группой экспертов по балльной шкале либо по заранее принятой системе «принимается – не принимается».

Методика «лабиринта». Этот вид дискуссии иначе называют методом последовательного обсуждения, он представляет собой своеобразную шаговую процедуру, в которой каждый последующий шаг делается другим участником. Обсуждению здесь подлежат все решения, даже неверные (тупиковые).

Методика эстафеты. Каждый заканчивающий выступление участник может передать слово тому, кому считает нужным.

Свободно плавающая дискуссия. Сущность данного вида дискуссии состоит в том, что группа к результату не приходит, но активность продолжается за рамками занятия. В основе такой процедуры групповой работы лежит «эффект Б.В. Зейгарник», характеризующийся высоким качеством запоминания незавершенных действий, поэтому участники продолжают «домысливать» наедине идеи, которые оказались незавершенными.

Эффективность проведения дискуссии зависит от таких факторов, как:

  • подготовка ученика по предложенной проблеме;
  • семантическое однообразие (все термины, дефиниции, понятия и т.д. должны быть одинаково поняты всеми учащимися);
  • корректность поведения участников;
  • умение учителя проводить дискуссию.

Правильная организация «круглого стола» в форме дискуссии проходит три стадии развития: ориентация, оценка и консолидация.

2. Вступление.

На первой стадии ученики адаптируются к проблеме и друг к другу, т.е. в это время вырабатывается определенная установка на решение поставленной проблемы. При этом перед учителем (организатором дискуссии) ставятся следующие задачи:

  • сформулировать проблему и цели дискуссии. Для этого надо объяснить, что обсуждается, что должно дать обсуждение.
  • провести знакомство участников (если группа в таком составе собирается впервые).
  • создать необходимую мотивацию, т.е. изложить проблему, показать ее значимость, выявить в ней нерешенные и противоречивые вопросы, определить ожидаемый результат (решение).
  • установить регламент дискуссии, а точнее, регламент выступлений.
  • сформулировать правила ведения дискуссии, основное из которых — выступить должен каждый. Кроме того, необходимо: внимательно выслушивать выступающего, не перебивать, аргументировано подтверждать свою позицию, не повторяться, сохранять беспристрастность, не оценивать выступающих, не выслушав до конца и не поняв позицию.
  • создать доброжелательную атмосферу, а также положительный эмоциональный фон. Здесь учителю могут помочь персонифицированные обращения к ученикам, динамичное ведение беседы, использование мимики и жестов, и, конечно, улыбки. Следует помнить, что основой любого активного метода обучения является бесконфликтность!
  • добиться однозначного семантического понимания терминов, понятий и т.п. Для этого с помощью вопросов и ответов следует уточнить понятийный аппарат, рабочие определения изучаемой темы. Систематическое уточнение понятийного аппарата сформирует у учеников установку, привычку оперировать только хорошо понятными терминами, не употреблять малопонятные слова, систематически пользоваться справочной литературой.

3. Основная часть.

Вторая стадия — стадия оценки — обычно предполагает ситуацию сопоставления, конфронтации и даже конфликта идей, который в случае, неумелого руководства дискуссией может перерасти в конфликт личностей. На этой стадии перед учителем (организатором «круглого стола») ставятся следующие задачи:

  • начать обмен мнениями, что предполагает предоставление слова конкретным участникам. Учителю не рекомендуется брать слово первым.
  • собрать максимум мнений, идей, предложений. Для этого необходимо активизировать каждого ученика. Выступая со своим мнением, каждый может сразу внести свои предложения, а может  сначала просто выступить, а позже сформулировать свои предложения.
  • не уходить от темы, что требует некоторой твердости организатора, а иногда даже авторитарности. Следует тактично останавливать отклоняющихся, направляя их в заданное «русло».
  • поддерживать высокий уровень активности всех участников. Не допускать чрезмерной активности одних за счет других, соблюдать регламент, останавливать затянувшиеся монологи, подключать к разговору всех присутствующих.
  • оперативно проводить анализ высказанных идей, мнений, позиций, предложений перед тем, как переходить к следующему витку дискуссии. Такой анализ, предварительные выводы или резюме целесообразно делать через определенные интервалы (каждые 10—15 минут), подводя при этом промежуточные итоги. Подведение промежуточных итогов очень полезно поручать учащимся, предлагая им временную роль ведущего.

4. Выводы (рефлексия).

Третья стадия — стадия рефлексии — предполагает выработку определенных единых или компромиссных мнений, позиций, решений. На этом этапе осуществляется контролирующая функция занятия. Задачи, которые должен решить учитель, можно сформулировать следующим образом:

  • проанализировать и оценить проведенную дискуссию, подвести итоги, результаты. Для этого надо сопоставить сформулированную в начале дискуссии цель с полученными результатами, сделать выводы, вынести решения, оценить результаты, выявить их положительные и отрицательные стороны.
  • помочь участникам дискуссии прийти к согласованному мнению, чего можно достичь путем внимательного выслушивания различных толкований, поиска общих тенденций для принятия решений.
  • принять групповое решение совместно с участниками. При этом следует подчеркнуть важность разнообразных позиций и подходов.
  • в заключительном слове подвести группу к конструктивным выводам, имеющим познавательное и практическое значение.
  • добиться чувства удовлетворения у большинства участников, т.е. поблагодарить всех учеников за активную работу, выделить тех, кто помог в решении проблемы.

При проведении «круглого стола» в форме дискуссии  ученики воспринимают не только высказанные идеи, новую информацию, мнения, но и носителей этих идей и мнений, и, прежде всего учителя. Поэтому целесообразно конкретизировать основные качества и умения, которыми организатор должен обладать в процессе проведения «круглого стола»:

  • высокий профессионализм, хорошее знание материала в рамках учебной программы;
  • речевая культура и, в частности, свободное и грамотное владение профессиональной терминологией;
  • коммуникабельность, а точнее — коммуникативные умения, позволяющие учителю найти подход к каждому ученику, заинтересованно и внимательно выслушать каждого, быть естественным, найти необходимые методы воздействия на учащихся, проявить требовательность, соблюдая при этом педагогический такт;
  • быстрота реакции;
  • способность лидировать;
  • умение вести диалог;
  • прогностические способности, позволяющие заранее предусмотреть все трудности в усвоении материала, а также спрогнозировать ход и результаты педагогического воздействия, предвидеть последствия своих действий;
  • умение анализировать и корректировать ход дискуссии;
  • умение владеть собой
  • умение быть объективным.

Составной частью любой дискуссии является процедура вопросов и ответов. Умело поставленный вопрос (каков вопрос, таков и ответ) позволяет получить дополнительную информацию, уточнить позиции выступающего и тем самым определить дальнейшую тактику проведения «круглого стола».

С функциональной точки зрения, все вопросы можно разделить на две группы:

  • уточняющие (закрытые) вопросы, направленные на выяснение истинности или ложности высказываний, грамматическим признаком которых обычно служит наличие в предложении частицы «ли», например: «Верно ли, что?», «Правильно ли я понял, что?». Ответить на такой вопрос можно только «да» или «нет».
  • восполняющие (открытые) вопросы, направленные на выяснение новых свойств или качеств интересующих нас явлений, объектов. Их грамматический признак — наличие вопросительных слов: что, где, когда, как, почему и т.д.

С грамматической точки зрения, вопросы бывают простые и сложные, т.е. состоящие из нескольких простых. Простой вопрос содержит в себе упоминание только об одном объекте, предмете или явлении.

Если на вопросы смотреть с позиции правил проведения дискуссии, то среди них можно выделить корректные и некорректные как с содержательной точки зрения (некорректное использование информации), так и с коммуникативной точки зрения (например, вопросы, направленные на личность, а не на суть проблемы). Особое место занимают так называемые, провокационные или улавливающие вопросы. Такие вопросы задаются для того, чтобы сбить с толку оппонента, посеять недоверие к его высказываниям, переключить внимание на себя или нанести критический удар.

В основе «круглого стола» в форме дебатов - свободное высказывание, обмен мнениями по предложенному студентами тематическому тезису. Участники дебатов приводят примеры, факты, аргументируют, логично доказывают, поясняют, дают информацию и т.д. Процедура дебатов не допускает личностных оценок, эмоциональных проявлений. Обсуждается тема, а не отношение к ней отдельных участников.

Основное отличие дебатов от дискуссий состоит в следующем: эта форма «круглого стола» посвящена однозначному ответу на поставленный вопрос – да или нет. Причем одна группа (утверждающие) является сторонниками положительного ответа, а другая группа (отрицающие) – сторонниками отрицательного ответа. Внутри каждой из групп могут образовываться 2 подгруппы, одна подгруппа – подбирает аргументы, а вторая – разрабатывает контраргументы.

Дебаты формируют:

  • умение формировать и отстаивать свою позицию;
  • ораторское мастерство и умение вести диалог;
  • командный дух и лидерские качества.

«Круглый стол» в форме дебатов развивает способности и формирует необходимые навыки для ведения диалога:

  • развитие критического мышления (рациональное, рефлексивное и творческое мышление, необходимое при формулировании, определении, обосновании и анализе обсуждаемых мыслей и идей);
  • развитие коммуникативной культуры, навыков публичного выступления;
  • формирование исследовательских навыков (приводимые аргументы требуют доказательства и примеров, для поиска которых необходима работа с источниками информации);
  • формирование организационных навыков (подразумеваются не только организацию самого себя, но и излагаемых материалов);
  • формирование навыков слушания и ведения записей.

В дебатах принимают участие две команды (одна утверждает тезис, а другая его отрицает). Команды в зависимости от формата дебатов состоят из двух или трех игроков (спикеров). Суть игры заключается в том, чтобы убедить нейтральную третью сторону, судей, в том, что ваши аргументы лучше (убедительнее), чем аргументы вашего оппонента.

Каждый этап дебатов имеет собственную структуру и систему используемых методов и приемов.

1. Подготовка занятия. Разработка подготовительного этапа для проведения «Дебатов». Для этого вместе с инициативными учениками определяют следующее:

  • тема «Дебатов» (несколько вариантов);
  • цель «Дебатов»;
  • принципы формирования команд;
  • виды работы с информацией по теме «Дебатов»;
  • подготовка команд к «Дебатам»;
  • критерии оценки «Дебатов»;
  • форма анализа и оценки «Дебатов».

Подготовка к дебатам начинается с определения темы (тезисов). В дебатах, как правило, она формулируется в виде утверждении. При подборе темы необходимо учитывать требования, согласно которым «хорошая» тема должна:

  • провоцировать интерес, затрагивая значимые для дебатеров проблемы;
  • быть сбалансированной и давать одинаковые возможности командам в представлении качественных аргументов;
  • иметь четкую формулировку;
  • стимулировать исследовательскую работу;
  • иметь положительную формулировку для утверждающей стороны.

Обобщенно структура подготовительного этапа может быть представлена следующим образом.

Работа с информацией по теме:

  • активизация знаний обучающихся (мозговой штурм);
  • поиск информации с использованием различных источников;
  • систематизация полученного материала;
  • составление кейсов (системы аргументации) утверждения и отрицания тезиса, подготовка раунда вопросов и т. д.

Формирование общих и специальных умений и навыков:

  • формулирование и обоснование аргументов, поддержек;
  • умение правильно формулировать вопросы;
  • овладение знаниями риторики и логики, применение их на практике;
  • овладение навыками эффективной работы в группе, релаксации.

Итак, на подготовительном этапе ученики должны не только изучить и проработать содержание предлагаемой для игры темы, но также дать определения каждому понятию в тезисе, составить кейсы (систему аргументов) как для утверждающей, так и для отрицающей стороны, так как жеребьевка команд осуществляется незадолго до начала самой игры. При этом для каждой стороны продумывается стратегия отрицания, то есть составляются контраргументы на возможные аргументы оппонентов, и предлагаются вопросы, которые способствуют обнаружению противоречий в позиции противоположной стороны.

2. Вступление.

Каждая команда имеет возможность брать тайм-ауты между любыми раундами общей продолжительностью 8 минут.

Роли спикеров

Спикер У1:

  • представление команды;
  • формулировка темы, актуальность;
  • определение ключевых понятий, входящих в тему;
  • выдвижение критерия (ценность или цель команды);
  • представление кейса утверждающей стороны;
  • заключение (таким образом... готов ответить на вопросы...).

Спикер О1:

  • представление команды;
  • формулировка тезиса отрицания;
  • принятие определений ключевых понятий;
  • атака или принятие критерия оппонентов;
  • опровержение позиции утверждения;
  • представление кейса отрицающей стороны.

Специально выбранные судьи или нейтральная аудитория оценивают выступления команд по выбранным критериям и объявляют победителя.

3. Основная часть.

Форма дебатов

У1 — первый спикер команды утверждения;

О1 — первый спикер команды отрицания и т. д.

Каждый спикер во время игры выполняет строго определенные технологией игры роли и функции, причем роли первых спикеров отличаются друг от друга, а роли вторых и третьих совпадают.

За временем на протяжении всей игры следит «тайм-кипер», который предупреждает команды и судей за 2, 1 и 0,5 минуты об окончании времени выступления (подготовки). Для этого он использует карточки с написанным на них временем, которые показывает командам.

Таблица 2.1

Регламент «Дебатов»

Действие

Время

Выступление У1

6 минут

Вопросы О3 к У1

3 минуты

Выступление О1

6 минут

Вопросы У3 к О1

3 минуты

Выступление У2

5 минут

Вопросы О1 к У2

3 минуты

Выступление О2

5 минут

Вопросы У1 к О2

3 минуты

Выступление У3

5 минут

Выступление О3

5 минут

4. Выводы (рефлексия). 

После завершения «круглого стола» в форме дебатов происходит рефлексивный разбор деятельности всех участников. Анализируется подготовка команд к «Дебатам», их способы выдвижения аргументов и ответов на вопросы оппонентов, другие элементы деятельности.

«Круглый стол» помогает вести учеников к обобщению, развивать самостоятельность их мысли, учиться выделить главное в учебном материале, развить речь и многое другое.

2.2. Мозговой штурм, брейнсторм, мозговая атака

Метод мозгового штурма (мозговая атака, braine storming)  — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Мозговой штурм — один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности. Широко используется во многих организациях для поиска нетрадиционных решений самых разнообразных задач.

Используется при тупиковых или проблемных ситуациях.

Мозговой штурм - это:

  • новаторский метод решения проблем;
  • максимум идей за короткий отрезок времени;
  • расслабление, полет фантазии, самоудовлетворение (чем неожиданнее идея, тем лучше, нужны необычные идеи);
  • отсутствие какой-либо критики (любые оценки идеи откладываются на более поздний период);
  • это развитие, комбинация и модификация как своих, так и чужих идей.

Цель мозгового штурма – создать новые идеи, получить лучшую идею или лучшее решение, а так же поиск как можно более широкого спектра направлений решения задачи.

Основной задачей метода мозгового штурма является выработка (генерирование) возможно большего количества и максимально разнообразных по качеству идей, пригодных для решения поставленной проблемы. Метод включает следующие шаги:

1) Выбирается объект (тема);

2) Составляется список основных характеристик или частей объекта;

3) Для каждой характеристики или части перечисляются ее возможные исполнения;

4) Выбираются наиболее интересные сочетания возможных исполнений всех частей объекта.

1. Подготовка занятия.

Необходимо сформировать группу генераторов идей. Это должны быть творческие люди, ученики, обладающие подвижным, активным умом.

Требуется создать экспертную группу, которой предстоит подвергнуть анализу все выдвинутые идеи и отобрать лучшие. На практике нередко сами генераторы, завершив выдвижение идей, выступают как эксперты.

За день-два до штурма нужно раздать участникам оповещение о штурме с кратким описанием темы и задачи. Возможно, кто-то придёт с готовыми идеями.

Следует подготовить всё необходимое для записи идей и демонстрации списка. Варианты:

  • Доска и мел
  • Листы бумаги на планшетах и фломастеры
  • Разноцветные стикеры
  • Ноутбук в связке с проектором

2. Вступление.

Требуется назначить ведущего мозгового штурма. В большинстве случаев ведущий известен изначально, он и организует мозговой штурм.

Желательно, выбрать одного или двух секретарей, которые будут фиксировать все идеи.

Назначить продолжительность первого этапа.

Участники должны знать, что время ограничено, и им необходимо выдать как можно больше идей в сжатые сроки. Это активизирует, заставляет выложиться.

Так же нужно поставить задачу. Что конкретно нужно получить в результате мозговой атаки? Записать задачу так, чтобы она всё время была на виду.

Участники должны чётко представлять, зачем они собрались и какую проблему собираются решить. В мозговой атаке приветствуется сумятица идей, но не сумятица задач.

3. Основная часть.

Использование методики «мозговой штурм» стимулирует группу учеников к быстрому генерированию как можно большего вариантов ответа на вопрос.

На первом этапе проведения «мозгового штурма» группе дается определенная проблема для обсуждения, участники высказывают по очереди любые предложения в точной и краткой форме, ведущий записывает все предложения (на доске, плакате) без критики их практической применимости.

На втором этапе проведения «мозгового штурма» высказанные предложения обсуждаются. Группе необходимо найти возможность применения любого из высказанных предложений или наметить путь его усовершенствования. На данном этапе возможно использование различных форм дискуссии.

На третьем этапе проведения «мозгового штурма» группа представляет презентацию результатов по заранее оговоренному принципу:

  • самое оптимальное решение,
  • несколько наиболее удачных предложений;
  • самое необычное решение и т.п.

Для проведения «мозгового штурма» возможно деление участников на несколько групп:

  • генераторы идей, которые высказывают различные предложения, направленные на разрешение проблемы;
  • критики, которые пытаются найти отрицательное в предложенных идеях;
  • аналитики, которые будут привязывать выработанные предложения к конкретным реальным условиям с учетом критических замечаний и др.

Ведущий мозговой атаки:

Следит, чтобы все участники штурма имели равную возможность высказаться. Ведущий может вносить свои идеи наравне со всеми.

Ведущий обеспечивает непрерывность выдвижения идей. Он всеми мерами не допускает зажима «плохих» идей, снимает боязнь участников «ляпнуть что-нибудь не то».

Доброжелательность ведущего стимулирует рождение новых идей у членов группы.Ведущий следит за регламентом. Напоминает, сколько времени осталось до конца выступления занятия. Мозговой штурм — это интенсивный, быстро протекающий творческий процесс.

Искусство ведущего мозговой атаки заключается в умении раскрепостить мышление членов творческой группы, вдохновить их на свободное самовыражение.

Рекомендуемая последовательность действий при решении задач «мозгового штурма»:

1. Продумайте все аспекты проблемы. Наиболее важные из них часто бывают так сложны, что для их выявления требуется работа воображения.

2. Обдумайте, какие данные могут пригодиться. Когда сформулирована проблема, требуется вполне определенная информация.

3. Отберите самые предпочтительные источники информации.

4. Придумайте всевозможные идеи - "ключи" к проблеме. Эта часть процесса мышления, безусловно, требует свободы воображения, не сопровождаемой и не прерываемой критическим мышлением.

5. Отберите идеи, которые вероятнее всего ведут к решению. Этот процесс связан в основном с логическим мышлением.

6. Придумайте всевозможные пути для проверки.

9. Представьте себе все возможные области применения.

10. Дайте окончательный ответ.

Здесь ясно видно чередование творческих, синтезирующих этапов и аналитических, рассудочных. Это чередование расширений и сужений поискового поля присуще всем развитым методам поиска.

4. Выводы (рефлексия). Метод мозгового штурма эффективен:

  • При решении задач, которые не имеют однозначного решения, и задач, где решения требуются нетрадиционные.
  • Когда необходимо быстро найти выход из критической ситуации.
  • Везде, где нужно получить много идей за короткое время. Методика мозгового штурма универсальна.

2.3. Деловые и ролевые игры

Деловая игра – форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, разнообразных условий профессиональной деятельности, характерных для данного вида практики.

В деловой игре обучение участников происходит в процессе совместной деятельности. При этом каждый решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией. Общение в деловой игре – это не просто общение в процессе совместного усвоения знаний, но первым делом – общение, имитирующее, воспроизводящее общение людей в процессе реальной изучаемой деятельности. Деловая игра - это не просто совместное обучение, это обучение совместной деятельности, умениям и навыкам сотрудничества.

Специфика обучающих возможностей деловой игры как метода активного обучения состоит в следующем:

  • процесс обучения максимально приближен к реальной практической деятельности руководителей и специалистов. Это достигается путем использования в деловых играх моделей реальных социально-экономических отношений.
  • метод деловых игр представляет собой не что иное, как специально организованную деятельность по активизации полученных теоретических знаний, переводу их в деятельностный контекст. То, что в традиционных методах обучения «отдается на откуп» каждому учащемуся без учета его готовности и способности осуществить требуемое преобразование, в деловой игре приобретает статус метода.

Виды деловых игр

На сегодняшний день в литературе существует большое разнообразие типологий и классификаций деловых игр. Приведем примеры некоторых из них.

Например, классификация деловых игр:

  1. По типу человеческой практики, воссоздаваемой в игре и каковы целям: учебная, исследовательская, управленческие, аттестационная;
  2. По времени проведения:
  • без ограничения времени;
  • с ограничением времени;
  • игры, проходящие в реальном времени;
  • игры, где время сжато;
  1. По оценке деятельности:
  • балльная или иная оценка деятельности игрока или команды;
  • оценка того, кто как работал, отсутствует;
  1. По конечному результату:
  • жесткие игры – заранее известен ответ, существуют жесткие правила;
  • свободные, открытые игры – заранее известного ответа нет, правила изобретаются для каждой игры свои, участники работают над решением неструктурированной задачи;
  1. По конечной цели:
  • обучающие – направлены на появление новых знаний и закрепление навыков участников;
  • констатирующие - конкурсы профессионального мастерства;
  • поисковые – направлены на выявление проблем и поиск путей их решения;
  1. По методологии проведения:
  • луночные игры – игра проходит на специально организованном поле, с жесткими правилами, результаты заносятся на бланки;
  • ролевые игры – каждый участник имеет или определенное задание, или определенную роль, которую он должен исполнить в соответствии с заданием;
  • групповые дискуссии – связаны с отработкой проведения совещаний или приобретением навыков групповой работы. Участники имеют индивидуальные задания, существуют правила ведения дискуссии;
  • имитационные – имеют цель создать у участников представление, как следовало бы действовать в определенных условиях;
  • организационно-деятельностные игры – не имеют жестких правил, у участников нет ролей, игры направлены на решение междисциплинарных проблем.
  • инновационные игры – формируют инновационное мышление участников, выдвигают инновационные идеи в традиционной системе действий, отрабатывают модели реальной, желаемой, идеальной ситуаций, включают тренинги по самоорганизации.
  1. Подготовка занятия.

Проведению деловых игр предшествует разработка единых требований к отдельным этапам:

  • целевая установка проведения игры;
  • сценарий всех этапов деловой игры;
  • структура конкретных ситуаций, отражающих моделируемый процесс или явление;
  • критерии оценки, полученных в ходе игры результатов;
  • рекомендации по дальнейшему совершенствованию умений и навыков.

Условия проведения деловых игр:

  • проигрывать реальные события;
  • приводимые факты должны быть интересными, «живыми»;
  • ситуации должны быть проблемными;
  • обеспечение соответствия выбранной игровой методики учебным целям и уровню подготовленности участников;
  • проверка пригодности класса для занятия;
  • использование адекватных характеру игры способов фиксации ее процесса поведения игроков;
  • оптимизация требований к участникам;
  • формирование игровой группы;
  • руководство игрой, контроль за ее процессом;
  • подведение итогов и оценка результатов.
  1. Вступление.

Для разработки деловой игры принципиальными моментами являются также определение темы и целей.

При определении целей разработчику важно ответить на несколько принципиальных вопросов:

1) Для чего проводится данная деловая игра?

2) Для какой категории обучаемых?

3) Чему именно следует их обучать?

4) Какие результаты должны быть достигнуты.

При постановке целей необходимо различать учебные цели игры (её ставит перед собой учитель, руководитель игры) и цели действий её участников (учеников), которые ставятся ими, исходя из игровых ролей. Таким образом, деловая игра имеет достаточно сложную целевую систему.

Задачи учителя в подготовке деловой игры:

  • отобрать необходимые ситуации;
  • подготовить дидактический материал, карточки-задания для каждого (можно с подсказкой о характере его деятельности);
  • поставить задачу (проблему), по которой группа учащихся должна высказывать свою точку зрения;
  • продумать предполагаемые ответы и реплики;
  • проявлять к ученикам интерес, постоянное внимание и т.п.

Основой разработки деловой игры является создание имитационной и игровой моделей, которые должны органически накладываться друг на друга, что и определяет структуру деловой игры.

Базовым элементом деловой игры является сценарий. Сценарий деловой игры является основным документом для её проведения. Как правило, в сценарии отображается общая последовательность игры, разбитой на основные этапы, операции и шаги.

Деловую игру можно использовать как форму проведения зачета. В этом случае учитель определяет, какие проблемы выносятся в ее содержание, по каким критериям будет оцениваться уровень знаний.

3. Основная часть. Рассмотрим этапы проведения деловой игры (таб. 2.3.1).

Таблица 2.3.1.

Этапы проведения деловой игры

Этап

Содержание деятельности

Время (минуты)

1

Постановка целей, задач, формирование команд. Выбор экспертов.

3-5

2

Ознакомление с правилами деловой игры, правами и обязанностями.

10

3

Выполнение заданий в паре участников

10

4

Обмен информацией между парами участников в команде.

Обсуждение выступления.

Выступление экспертов с критериями оценки деятельности.

5

5

5

5

Обмен опытом участников деловой игры. Выступление преподавателя с научным обобщением.

10

6

Подведение итогов. Выступление экспертов.

10

Заключение о результатах деловой игры.

Пример прав и обязанностей участников:

  1. Учитель:
  • инструктирует участников деловой игры по методике ее проведения;
  • организует формирование команд, экспертов;
  • руководит ходом деловой игры в соответствии с дидактическими целями и правилами деловой игры;
  • вносит в учебную деятельность оперативные изменения, задает вопросы, возражает и при необходимости комментирует содержание выступлений;
  • вникает в работу экспертов, участвует в подведении итогов. Способствует научному обобщению результатов;
  • организует подведение итогов.
  1. Экспертная группа:
  • оценивает деятельность участников деловой игры в соответствии с разработанными критериями;
  • готовит заключение по оценке деятельности команд, обсуждают его с учителем;
  • выступает с результатами оценки деятельности команд;
  • распределяет по согласованию с учителем места между командами.
  1. Участники игры:
  • выполняют задания и обсуждают проблемы в соответствии со схемой сотрудничества в командах;
  • доброжелательно выслушивают мнения;
  • готовят вопросы, дополнения;
  • активно участвуют в выступлении.
  1. Выводы (рефлексия).

Обучение в деловых играх направлено на формирование коммуникативных умений учащихся: налаживать и поддерживать общение, направлять обсуждение вопросов по заданному руслу, вырабатывать правильный стиль отношений. В играх формируются умения, связанные с организацией работы: правильно распределять работу, выделять наиболее важные вопросы для обсуждения, четко организовывать работу в соответствии с намеченным планом, готовить проекты документов. Деловые игры развивают культуру принятия решений, воспитывают ограничения в эмоциональных проявлениях, сдержанность в словах и поступках.

Деловая игра дает возможность наглядно и просто представить моделирующий процесс. Полученные в результате проведения деловой игры умения и навыки имеют более высокую степень усвояемости по сравнению с другими традиционными методами обучения.

3. ДРУГИЕ ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ

Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие:

  • творческие задания;
  • работа в малых группах;
  • интерактивная экскурсия;
  • социально-психологический тренинг;
  • метод портфолио;
  • метод проектов;
  • сократический диалог;
  • метод «Займи позицию»;
  • групповое обсуждение;
  • метод «Дерево решений» и д.р.

Творческие задания: под творческими заданиями понимаются такие учебные задания, которые требуют от ученика не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов. Творческое задание составляет содержание, основу любого интерактивного метода. Творческое задание (особенно практическое и близкое к жизни) придает смысл обучению, мотивирует ученика. Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное «правильное» решение позволяют создать фундамент для сотрудничества, самообучения, общения всех участников образовательного процесса, включая учителя.

Работа в малых группах — это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем ученикам возможность участвовать в работе, практиковать навыки межличностного общения.

Интерактивная экскурсия

Занятие-экскурсия – это такая форма обучения, при которой обучающиеся воспринимают и усваивают знания на месте расположения изучаемых объектов (природы, предприятия, музеи, выставки, исторические места и памятники и т.д.) и непосредственного ознакомления с ними.

Главное преимущество виртуальных экскурсий – не покидая кабинета ознакомиться с объектами, расположенными за пределами кабинета, города и даже страны. Это повышает информативность и производительность учебной деятельности.

В ходе экскурсии зрители не только видят объекты, на основе которых раскрывается тема, слышат об этих объектах необходимую информацию, но и овладевают практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа.

Виртуальные экскурсии - это новый эффективный презентационный инструмент, с помощью которого возможна наглядная и увлекательная демонстрация любого реального места широкой общественности – будь то страна, город, национальный парк, музей, курорт, производственный объект и т.д.

Социально-психологический тренинг – это интерактивная форма обучения, целью которой является формирование недостающих поведенческих навыков и умений. Эта форма групповой работы позволяет работать с жизненными ситуациями. Тренинг как форма групповой работы позволяет использовать самые разнообразные интерактивные технологии. Активные групповые методы, применяемые в тренинге, составляют три блока:

  • дискуссионные методы (групповая дискуссия, разбор ситуаций из практики, моделирование практических ситуаций, метод кейсов и др.);
  • игровые методы (имитационные, деловые, ролевые игры, мозговой штурм и др.);
  • сенситивный тренинг (тренировка самопонимания, межличностной чувствительности, эмпатии к другим людям).

Метод Портфолио – один из тех методов, который растянут во времени, так как результат формируется к окончанию курса обучения, либо отдельной темы. Каждый ученик самостоятельно отслеживает и фиксирует результаты обучения, формируя из них своего рода учебную и творческую копилку.

Метод проектов – выполнение индивидуального или группового творческого проекта, по какой – либо теме.

В данном методе учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление.

Сократический диалог - построен на задавании особым образом сформулированных, «наведенных» (но не наводящих) вопросов, он имеет давние традиции в преподавании.

Данная методика может использоваться в научно-исследовательской работе, в учебном процессе и в практической деятельности. Возможна также организация преподавания в форме отдельных самостоятельных тренингов.

Методика «Займи позицию»

1. Использование методики «займи позицию» позволяет выявить имеющиеся мнения, увидеть сторонников и противников той или иной позиции, начать аргументированное обсуждение вопроса.

2. Обсуждение начинается с постановки дискуссионного вопроса, т.е. вопроса, предполагающего противоположные, взаимоисключающие ответы (например, «Вы за или против отмены смертной казни?»).

3. Все участники, подумав над вопросом, подходят к одной из четырех табличек, размещенных в разных частях аудитории:

Абсолютно за

Абсолютно против

Скорее за

Скорее против

Полностью согласен

Полностью не согласен

Скорее согласен

Скорее не согласен

4. Заняв позицию, участники обмениваются мнениями по дискуссионной проблеме и приводят аргументы в поддержку своей позиции.

5. Любой участник может свободно поменять позицию под влиянием убедительных аргументов.

Групповое обсуждение 

1. Групповое обсуждение какого-либо вопроса направлено на нахождении истины или достижение лучшего взаимопонимания. Групповые обсуждения способствуют лучшему усвоению изучаемого материала.

2. На первом этапе группового обсуждения перед учениками ставится проблема, выделяется определенное время, в течение которого ученики должны подготовить аргументированный развернутый ответ.

3. Учитель может устанавливать определенные правила проведения группового обсуждения:

  • задавать определенные рамки обсуждения (например, указать не менее 10 ошибок);
  • ввести алгоритм выработки общего мнения;
  • назначить лидера, руководящего ходом группового обсуждения и др.

4. На втором этапе группового обсуждения вырабатывается групповое решение совместно с учителем.

Методика «Дерево решений»

1. Использование методики «дерево решений» позволяет овладеть навыками выбора оптимального варианта решения, действия и т.п.

2. Построение «дерева решений» - практический способ оценить преимущества и недостатки различных вариантов. Дерево решений для трех вариантов может выглядеть следующим образом:

Проблема: …

Вариант 1: …

Вариант 2: …

Вариант 3: …

Плюсы

Минусы

Плюсы

Минусы

Плюсы

Минусы

4. СТРУКТУРА МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЯМ В ИНТЕРАКТИВНОЙ ФОРМЕ

Рекомендуется в структуру методических рекомендаций по подготовке учеников к интерактивным занятиям включать следующий алгоритм их проведения:  

  1. Подготовка занятия
  2. Вступление
  3. Основная часть
  4. Выводы (рефлексия)

В методических рекомендациях необходимо отразить следующие ключевые моменты:

  • как ученик может или должен подготовиться к проведению данного вида занятий (изучение определенного материала, получение определенных специальных навыков, изучение различных методик решения поставленной задачи и т.п.)
  • какую литературу при подготовке необходимо использовать
  • знания из каких разделов дисциплины (междисциплинарные связи) необходимо использовать
  • каким образом будет проводиться занятие (ход проведения занятия, сценарий, темы для обсуждения и т.п.)
  • какие специальные средства будут использованы на интерактивном занятии (информационные, специальное оборудование и прочее)
  • каковы правила поведения  на данном занятии
  • какова роль каждого ученика на данном занятии

Этика учителя включает следующие моменты:

  • учитель должен способствовать личному вкладу учеников и свободному обмену мнениями при подготовке к интерактивному обучению;
  • учитель должен обеспечить дружескую атмосферу для учеников и проявлять положительную и стимулирующую ответную реакцию;
  • учитель должен облегчать подготовку к занятиям, но не должен сам придумывать аргументы при дискуссиях;
  • стимулировать исследовательскую работу;
  • заранее подготовить вопросы, которые можно было бы ставить на обсуждение по ходу занятия, чтобы не дать погаснуть дискуссии, обсуждению;
  • не допускать ухода за рамки обсуждаемой проблемы;
  • обеспечить широкое вовлечение в разговор как можно большего количества  учеников, а лучше — всех;
  • не оставлять без внимания ни одного неверного суждения, но не давать сразу же правильный ответ; к этому следует подключать учащихся, своевременно организуя их критическую оценку;
  • не торопиться самому отвечать на вопросы, касающиеся материала занятия, такие вопросы следует переадресовывать классу;
  • следить за тем, чтобы объектом критики являлось мнение, а не участник, выразивший его.
  • принять групповое решение совместно с участниками. При этом следует подчеркнуть важность разнообразных позиций и подходов.
  • в заключительном слове подвести группу к конструктивным выводам, имеющим познавательное и практическое значение.
  • добиться чувства удовлетворения у большинства участников, т.е. поблагодарить всех учеников за активную работу, выделить тех, кто помог в решении проблемы.
  • проявлять коммуникабельность, а точнее — коммуникативные умения, позволяющие учителю найти подход к каждому ученику, заинтересованно и внимательно выслушать каждого, быть естественным, найти необходимые методы воздействия на учащихся, проявить требовательность, соблюдая при этом педагогический такт;
  •  обеспечить быстроту реакции;
  • способность лидировать;
  • умение вести диалог;
  • иметь прогностические способности, позволяющие заранее предусмотреть все трудности в усвоении материала, а также спрогнозировать ход и результаты педагогического воздействия, предвидеть последствия своих действий;
  • уметь владеть собой
  • умение быть объективным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Новое качество образования определяется результативностью образовательной деятельности учреждения, коллектива, каждого педагога и обучающегося. В свою очередь под результативностью понимается успешность выпускника образовательного учреждения, готового быть конкурентоспособным в динамично меняющейся ситуации в стране. Для этого недостаточно владеть определённой суммой знаний, умений, навыков (стандарт). Требуется владение основными способами взаимодействия с миром и с самим собой, такими, как исследование, проектирование, организация, коммуникация и рефлексия, что в совокупности с ЗУНами составляет компетентность выпускника. Для достижения такого качества образовательных услуг необходимо использование интерактивных образовательных технологий, переход на интерактивное обучение.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белякова Н.В. Организация исследовательской деятельности учащихся при обучении химии / Н.В. Белякова. Доступ: krshk1.narod.ru/uroki/issled.doc

2. Гакаев Р.А., Иразова М.А. Образовательные технологии на уроках географии в условиях современной школы. Образование и воспитание. 2015. №3(3).С.4–7.

4. Гакаев Р.А. Статистические методы освоения географических дисциплин бакалавров по направлению подготовки «География». Педагогика высшей школы. 2015. №2 (2). С. 31–35.

5. Гальбых Й. Актуальные вопросы теории и практики школьного химического эксперимента в обучении химии / Й. Гальбых, Г. Чтрнацтова, В. Новотны // Проблемы обучения химии в школах социалистических стран. — София.— Ч. 2.— С. 138–147.

6. Кирюшкин Д.М. Методика обучения химии: учеб. пособие для пед. ин-тов / Д.М. Кирюшкин В.С. Полосин. — М.: Просвещение, 1970.— 495 с.

7. Лакоба, С.Е. Методика преподавания химии в условиях современной школы: пособие / С.Е. Лакоба, Л.Я. Толкач. — Гродно: ГрГУ, 2011. — 111 с.

8. Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение. — 220 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Современные образовательные технологии и методики обучения детей в области искусства. Проблемы и пути решения"

Россия – страна великой культуры и высокой духовности. Нравственность и духовный авторитет всегда ценились у нас  выше, чем богатство и власть. В последние годы много говорится о разрушенны...

Инновационные интерактивные технологии в процессе обучения современного школьника

В современном мире существует множество интерактивных технологий используемых в процессе обучения, особое место среди них занимают интерактивные доски. Растет число образовательных учреждений, которые...

"Современные активные и интерактивные методы обучения"

В презентации представлена сравнительная характеристика традиционных, активных, интерактивных методов обучения....

Современные образовательные технологии в процессе обучения химии (из опыта работы учителя химии и информатики)

Выступление на августовской педагогической конференцииПути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. В нашей стране проблема результативности обучения активно разрабатывается на ...

Методические рекомендации при использовании активных и интерактивных методов и форм обучения:

Методические рекомендации при использовании активных и интерактивных методов и форм обучения:...

"Современные педагогические технологии и методики обучения математике"

Использование в процессе обучения современных технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создает условия для смены видов деятельности обучающихс...