Психопрофилактическое занятие "Толерантность"
план-конспект на тему

Сегодня толерантность трактуется как терпимость, спокойное отношение к различным взглядам и убеждениям, поведению и внешнему облику других людей, притом, что самому человеку подобные особенности не свойственны. То есть сама эта непохожесть не выступает для толерантной личности раздражающим фактором.  При столкновении с вариантами отличий во внешнем виде, поведении почти бессознательно срабатывает механизм сравнения и оценивания: не такой, как я. Можно допустить равенство и по другим параметрам - интеллекту, воспитанности, доброте. Подлинная толерантность является ценным качеством развитой личности. То есть такой личности, которой для самоутверждения не требуется унижение кого-то другого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx30.07 КБ
Microsoft Office document icon buklet.doc508 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА №4 Х.МАЛООРЛОВСКИЙ

Открытое психопрофилактическое занятие

«Толерантность»

Подготовил педагог-психолог: Марченко Л.А.

                   

ОКТЯБРЬ 2017 г.

Цель: формирование толерантного отношения  к представителям аут-групп, к больным людям; формирование навыка оказания социальной поддержки без вреда для собственного здоровья, рефлексия опыта взаимодействия с аут-группами, демонстрация негативных последствий стигматизации

Задачи:

- формирование навыков общения, необходимых для установления межличностного взаимодействия на основе понимания ценности чувств другого человека и необходимости бережного к ним отношения;

- развивать рефлексию и эмпатию, развивать умение осмысленно воспринимать информацию;

- воспитывать выдержку, терпимость в ситуациях межличностных конфликтов.

Ход занятия:

Здравствуйте! Я рада видеть вас всех. Сегодня у нас занятие посвящено искусству жить в мире людей и идей .

Как вы думаете какое понятие, какой термин раскрывает данную мысль?

Верно это такое понятие как «толерантность».

«Толерантность – это искусство жить в мире людей и идей». (А.Г. Асмолов) Не каждый человек на планете может похвастаться терпимостью и лояльным отношением к явлениям, не соответствующих его жизненным принципам.

Сначала мы должны разобраться в главном понятии нашего занятия.

- Что означает слово «толерантность»?

Справка: Толерантность (от лат. tolerantia - терпение) - терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам.

И нашей задачей сегодня будет: формирование навыков общения, необходимых для установления межличностного взаимодействия на основе понимания ценности чувств другого человека и необходимости бережного к ним отношения.

Сегодня толерантность трактуется как терпимость, спокойное отношение к различным взглядам и убеждениям, поведению и внешнему облику других людей, притом, что самому человеку подобные особенности не свойственны. То есть сама эта непохожесть не выступает для толерантной личности раздражающим фактором.  При столкновении с вариантами отличий во внешнем виде, поведении почти бессознательно срабатывает механизм сравнения и оценивания: не такой, как я. Можно допустить равенство и по другим параметрам - интеллекту, воспитанности, доброте. Подлинная толерантность является ценным качеством развитой личности. То есть такой личности, которой для самоутверждения не требуется унижение кого-то другого.

- Кого, на ваш взгляд, можно назвать толерантным человеком, толерантной личностью?

Толерантная личность - это человек, хорошо знающий себя и признающий других.

- Есть личность толерантная, а есть, к сожалению, личность нетолерантная или, как говорят ученые, интолерантная.

В чем может проявиться нетолерантное, нетерпимое поведение? Приходилось ли вам наблюдать его примеры в вашей повседневной жизни?

Просмотрите, пожалуйста, видиоматериал и определите принципы толерантности, которые выделены в Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО.

Видео 1 часть

Слайд 2-3

Упражнение «Гостиница»

Термин «толерантность» каждый понимает по-своему. Предлагаем вам выполнить упражнение, которое  как нельзя лучше поможет объяснить, что же такое есть «толерантность».

Представьте, дальняя тётушка оставила вам в наследство дом у берега моря. Не просто дом, а маленькую гостиницу на восемь номеров. Разместите, с точки зрения толерантности, потенциальных клиентов. Обратите внимание, что клиентов 12, а номеров 8: следовательно, кому-то придется отказать.

После обсуждения,

В современных условиях, особенно в городе, жизнь людей чрезвычайно насыщена общением, как по основным каналам жизнедеятельности, так и по второстепенным.

Не каждый человек на планете может похвастаться терпимостью и лояльным отношением к явлениям, не соответствующих его жизненным принципам. И с развитием цивилизации вопросы ненависти, неприятия, отвращения к отличному, к другому, к сожалению, вышли на новый уровень, угрожающий не только благополучию и спокойствию, но и миру на планете. Мировое сообщество вынуждено поднимать вопросы терпимости и толерантности ежедневно. А в середине ноября даже отмечается особый праздник, посвященный этим качествам.

«Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности». 

Статья 1 Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО.

Именно с этого документа начинается история Международного дня толерантности, который стал символом терпимости во всем мире. Провозглашение принципов и самого праздника состоялось в 1995 году.

Видео 2 часть

Упражнение «Голубоглазые и кареглазые»

Цель: формирование мотивации сотрудничества с представителями аут-групп

Необходимые материалы: не требуются

Описание: Согласно вводной инструкции, на Землю прилетели инопланетяне. Там, на их планете, ученые открыли универсальный закон человеческой психики: оказывается, все люди делятся по своим психическим свойствам на две группы. Верным признаком принадлежности к той или иной группе является цвет глаз. Карие глаза означают, что человек способен только на физическую работу, интеллектуальный и духовный его потенциал сведен почти к нулю; обладатели голубых глаз — «цвет человечества», полная противоположность кареглазым.  Это открытие позволило жителям той планеты усовершенствовать свое общество. Они предлагают землянам также воспользоваться их замечательным открытием и срочно заняться переустройством своей жизни.

Поскольку, например, у кареглазых меньше масса головного мозга, толще черепная кость, слабее выражены коленный, хватательный, глотательный рефлексы, ниже скорость запоминания информации, чем у голубоглазых, нужно серьезно задуматься над поручением кареглазым ответственных должностей и заданий, ведь из-за особого строения зрачка информация запоминается и передается в их нервной системе на уровне развития такой же передачи, как у человекообразных обезьян (в большинстве своем кареглазых).

Схема анализа вставочных нейронов гипоталамуса у кареглазых значительно примитивней этой же схемы у голубоглазых. Соответственно, наклонность к интеллектуальной работе у них отсутствует.

Ведущий делит участников на две группы по цвету глаз. Все действия ведущего должны быть направлены на то, чтобы участники как можно яснее осознали роли и права, им предложенные: «голубоглазые» — свою неограниченную свободу и превосходство над «кареглазыми»; «кареглазые» — свое низкое, бесправное положение. Группы расходятся и работают отдельного друг от друга.

Задача «голубоглазых»: составить свод законов нового общества (при этом они должны помнить, что властны придумать и «провести в жизнь» какие угодно законы и правила). «Кареглазым», тем временем, предоставляется список профессий, которые они должны распределить между собой. В списке нет интеллектуальных профессий, только «рабочий на конвейере», «грузчик», «маляр» и т.д. Каждой профессии соответствует специфическое качество: грузчик, например, должен быть сильным, для работы на конвейере нужна точность в действиях, выдержка. В случае если «кареглазые» выполнили задание раньше «голубоглазых», им могут быть предложены письменные задания, требующие механического выполнения однообразных действий (например, рисование и закрашивание геометрических фигур).

Готовый свод законов, составленных «голубоглазыми», зачитывается в общем кругу. Обсуждаются вопросы:

Какие чувства возникали в ходе упражнения?

Какие законы создали бы «кареглазые», если бы оказалось, что вторая делегация инопланетян неожиданно разоблачит «ненаучность» утверждений первой делегации (и окажется, что  «кареглазые» - интеллектуалы, а «голубоглазые» — способны лишь к физической работе)? Почему?

Насколько справедливы предложенные своды законов?

Что случилось бы рано или поздно в стране, где жизнь организована согласно подобным дискриминирующим законам?

Резюме ведущего: Дискриминация одних людей другими ведет к непоправимым последствиям для их взаимоотношений. Люди, составляющие другие социальные группы, в том числе ВИЧ-инфицированные, - это прежде всего такие же люди, как мы.

Видео 2 часть

Упражнение «Необитаемый остров»

Цель: создание условий для понимания того, что только в тесном сотрудничестве «человечество» способно жить и процветать.

Описание: Упражнение проводится в несколько этапов. На первом этапе участники группы работают индивидуально. Задается игровая ситуация: «Представьте, что через несколько часов неведомые силы отправят васна необитаемый остров, где вам предстоит провести всю оставшуюся жизнь. Там есть достаточное количество простой еды и воды (вы не умрете от голода и жажды), минимум одежды и постельных принадлежностей (вы не замерзнете), необходимые лекарства. К сожалению, там нет мобильной связи. Вам разрешают взять с собой только семь объектов, среди которых могут оказаться как вещи, так и люди. Условие – это только те вещи или люди, которые вы можете реально привезти в аэропорт в течение нескольких часов (привести свою квартиру или любимую собаку не удастся)». Выбранные объекты записываются на листе бумаги.

        Второй этап упражнения таков: «Все течет, все меняется, и к вам на остров решили поселить сотоварища. У него тоже есть семь объектов. Итого, вместе с вашими, 14. Но остаться могут только семь». Организуется работа в парах. Их задача – из двух своих списков составить один, включающий семь пунктов.

        Нарисовать свой остров.

Обсуждение: сотрудничество-дух партнерства (взаимопомощь)

Видео 3 часть

Дискуссия-обсуждение притчи  (китайская притча) «ЛАДНАЯ СЕМЬЯ»

Цель: способствование пониманию взаимодействия как важного источника жизненного опыта

Необходимые материалы: не требуются

Жила-была на свете семья. Она была не простая.  Более  ста  человек  насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили  всей семьёй и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что семья была особая: мир и лад царили в семье  и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк и раздоров. Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И решил он проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи  мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго. Видно, не очень силён был в грамоте.

                             Затем передаёт лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: сто раз ЛЮБОВЬ, Сто раз ПРОЩЕНИЕ, Сто раз ТЕРПЕНИЕ.

 Прочёл владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

- И всё?

-Да,- ответил старик,- это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.- И, подумав, добавил:- И мира тоже»

Справка В процессе толерантного общения происходит понимание и "прочувствование" другого человека, принятие его таким, каков он есть, умение ставить себя на место другого и смотреть на ситуацию его глазами. По нашему мнению, толерантной личности свойственна такая личностная характеристика как общительность. Высокий уровень общительности регулирует поведение личности, делая возможными доверительные, открытые, толерантные отношения.

Видео 4 часть

Эмпатия (от греч. empatheia - сопереживание) - это «постижение эмоционального состояния, проникновение и вчувствование в переживания другого человека».

Как видим, даже дословный перевод данного термина с греческого говорит о прямой связи эмпатии с толерантностью, т.к. эмпатия подразумевает понимание другого человека на уровне чувств, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы.

Видео 5 часть

Слайд 5

 «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.» (Б. Шоу)

Упражнение «Шары»

Нарисовать на шарике свое лицо и по кругу пишут друг другу пожелания.

Слайд6

Будьте добрее, человечнее и спокойнее. И тогда вы увидите, насколько ярко светит вокруг вас солнце!

Слайд 7



Предварительный просмотр:

 Неправда, что:

Влечение к самоубийству передается по наследству. Это утверждение еще никем не доказано.

Самоубийство совершают психически неполноценные люди. Исследования показали: 80-85% суицидентов были вполне здоровыми людьми.

Самоубийство невозможно предсказать. Период кризиса – явление временное и в этот момент человек нуждается в душевной теплоте, помощи, поддержке. Получив это, человек отказывается от своих намерений.                          

Виды суицидов

1. Демонстративный суицид – это разыгрывание театральных сцен безо всякого намерения покончить с собой. В 90% - это крик о помощи, и только 10% подростков действительно хотят смерти. Маленькие дети обращают на себя внимание шалостями и баловством, а большие – суицидом. С демонстративными суицидами следует быть осторожными, иногда этот вид проявляется как способ шантажа: "Сделай то-то и то-то, а то я…"

2. Скрытый суицид – это удел тех, кто понимает, что самоубийство – не самый достойный путь решения проблемы, но и не может найти другой. Такие дети могут начинать заниматься экстримом, пристращаются к алкоголю и наркотикам.

3. Истинный суицид. Это обдуманное, постепенно выполненное намерение покончить с собой. Этот вид суицида иногда может выглядеть неожиданным, но никогда не бывает спонтанным. Всё поведение строится так, чтобы попытка не сорвалась. Всегда предшествует угнетённое настроение и депрессивное состояние, но эту депрессию не всегда замечают даже самые близкие люди.

4.Аффективный суицид – совершается в состоянии аффекта (сильной эмоциональной вспышки), которое может длиться даже одну минуту, но именно в это время можно удержать ребенка от осуществления суицида. Следует помнить, что суицидальная угроза, высказанная в состоянии аффекта, как правило, осуществляется.

Группа риска:

  1. Подростки из конфликтных и асоциальных семей, а также подростки, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками.
  2. Подростки, которые либо совершали суицидальную попытку, либо были свидетелем её, либо такой случай был в семье.
  3. Одарённые подростки, склонные к одиночеству.
  4. Подростки в состоянии сильного стресса.

Признаки надвигающегося суицида:    

  1. Депрессия (тревога, уныние, отсутствие планов на будущее, мысли о смерти, бессонница, потеря аппетита, уход от контактов, постоянная усталость, немотивированная агрессия).
  2. Прощание в различных формах (например: письменные указания, раздача ценных вещей).
  3. Внешняя удовлетворённость, т.к. когда решение принято, появляется избыток энергии. Внешне может казаться, что человек отказался от суицида. Это состояние опаснее, чем глубокая депрессия.
  4. Угроза – прямая или косвенная.

Основными причинами проявления

суицидального поведения

можно назвать:

• Отсутствие доброжелательного внимания со стороны взрослых;  

• Социально-экономическая дестабилизация и отсутствие морально-этических ценностей;
• Алкоголизм и наркомания среди родителей, а не редко и среди самих подростков;
• Жестокое обращение с подростком;

• Низкая самооценка, трудности в самоопределении, неуверенность в завтрашнем дне, потеря смысла жизни;
• Бедность эмоциональной и интеллектуальной сфер;

• Безответная влюбленность.

Советы

по профилактике подросткового

суицидального  поведения.

  1. Суицид – это не повод для публичного обсуждения в коллективе детей;
  2. Попытку или намерения – рассматривать серьёзно, не оставлять без внимания;

«Толерантность – это искусство жить в мире людей и идей». 

(А.Г. Асмолов)

Не каждый человек на планете может похвастаться терпимостью и лояльным отношением к явлениям, не соответствующим его жизненным принципам. И с развитием цивилизации вопросы ненависти, неприятия, отвращения к отличному, к другому, к сожалению, вышли на новый уровень, угрожающий не только благополучию и спокойствию, но и миру на планете. Мировое сообщество вынуждено поднимать вопросы терпимости и толерантности ежедневно. А в середине ноября даже отмечается особый праздник, посвященный этим качествам.

История праздника

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности.

Статья 1 Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО.

Именно с этого документа начинается история Международного дня толерантности, который стал символом терпимости во всем мире. Провозглашение принципов и самого праздника состоялось в 1995 году.

Толерантность в современных реалиях

    Из-за обострения конфликтов на планете, возникших на почве различных взглядов на веру, на политические решения, на национальные оценки, Международный день толерантности 2017 становится особенно актуальным. Ведь миллионы взрослых и детей из-за отсутствия взаимопонимания людей страдают от последствий военных конфликтов и террористических атак.

День толерантности

Будьте добрее, человечнее и спокойнее. И тогда вы увидите, насколько ярко светит вокруг Вас солнце!

Материал подготовил:

 педагог-психолог МБОУ-СОШ№4 х.Малоорловский  Марченко Л.А.

«Толерантность»

Tolerantnost.jpg

Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди…

                                     (Б. Шоу)

        

2017 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект психопрофилактического развивающего занятия в начальной школе

конспект психопрофилактического развивающего занятия в начальной школе по программе О.В. Хухлаевой «четыре путешествия». Цели и задачи программы: основной целью психопрофилактических занятий является...

Тема «Психопрофилактическая система обучения математике».

Краткое описание сущности педагогического опыта....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ С УЧАЩИМИСЯ НА ТЕМУ «ЧТО ТАКОЕ АГРЕССИЯ»

Занятие может быть проведено в рамках психопрофилактической деятельности школьного педагога-психолога, как тематический классный час, как мероприятие внеучебной деятельности или как часть урока ...

Психопрофилактическая программа по формированию здорового образа жизни, культуры гражданина "Жизнь без сигарет"

В жизни современного общества особо остро стали проблемы связанные с табакокурением. Особенно большое распространение оно получило в среде молодёжи. Вредные привычки оказывают негативное влияние...

Психопрофилактическая программа «На позитивной волне AktivиЯ»

Программа профилактики агрессивного поведения подростков 14-15 лет....

Психопрофилактическое занятие суицидального поведения "Я и мои друзья"

Психопрофилактическое занятие суицидального поведения "Я и мои друзья"...

Презентация психопрофилактической программы "Волна"

Программа «Волна» направлена на обучение навыкам саморегуляции посредством диафрагмального типа дыхания, наиболее оптимального для организма как в условиях естественного функционирования и разви...