«Использование информационных компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы»
материал на тему

Задача современного учителя – учить оптимальному выбору индивидуального образовательного маршрута и способов его прохождения, т.е. «навигации в образовании».. .

Знания выступают не как цель, а как способ развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные технологии (ИКТ). О том, что способствует внедрению ИКТ, и пойдет речь в данной статье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование информационных компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы.

      Белова А.А

- Уважаемые коллеги, позвольте провести небольшой эксперимент.  Прослушайте, пожалуйста, внимательно отрывок из учебника истории 6 класса, описывающий Ледовое побоище.

Чтение отрывка.

5 апреля 1242 года на льду Чудского озера произошла решающая битва. Рыцари построили свои войска в форме клина (по выражению летописцев  -  «свиньей»). В центре находилась хорошо вооруженная и защищенная доспехами пехота, на флангах – тяжелая конница. Александр хорошо знал боевые приемы врага и перед сражением усилил свои фланги конницей, а против головы «свиньи» поставил менее подготовленных ополченцев. Как только немецкое войско вступило на лед озера и двинулось на ополченцев, они стали с боем отступать. Рыцари, считая сражение выигранным, устремились вперед. Но русские воины по сигналу Александра бросились и справа, и слева на малоповоротливую рыцарскую колонну. Конные дружинники схватились в кровавой сече с тяжелой кавалерией врага. Во главе суздальской дружины был сам  Александр. Мужественно сражались русские воины, их нажим на фланги «свиньи» все более усиливался и закончился разгромом немецкого войска.

 

- А теперь все внимание на экран.

Просмотр видеофрагмента о Ледовом побоище

(диск «Энциклопедия истории России»).

- Какая  представленная информация более доступна для запоминания?

Слайд № 2.

- По данным ЮНЕСКО, когда человек слушает, он запоминает 15% речевой информации, когда смотрит – 25% видимой информации, когда видит и слушает – 65% получаемой информации.

Слайд № 3.

Слайд № 4.

Слайд № 5.

Слайд № 6.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств  школьников, а не только передачу знаний. Задача современного учителя – учить оптимальному выбору индивидуального образовательного маршрута и способов его прохождения, т.е. «навигации в образовании».. .

Знания выступают не как цель, а как способ развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные технологии (ИКТ).

Слайд № 7.

Внедрение ИКТ способствует:

  • индивидуализации учебно-воспитательного процесса с учетом уровня подготовленности, способностей, индивидуально-типологических особенностей усвоения материала, интересов и потребностей обучаемых;
  • изменению характера познавательной деятельности учащихся в сторону ее большей самостоятельности и поискового характера;
  • стимулированию стремления учащихся к постоянному самосовершенствованию и готовности к самостоятельному переобучению;
  • усилению междисциплинарных связей в обучении, комплексному изучению явлений и событий;
  • повышению гибкости, мобильности учебного процесса, его постоянному и динамичному обновлению;
  • изменению  форм и методов организации внеучебной жизнедеятельности воспитанников и организации их досуга.

В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяет не только насытить обучающихся большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. На уроках и факультативах по русскому языку и литературе и во внеурочное время можно использовать такие электронные учебники, как «Русский язык. 1С репетитор», «Школьный курс русского языка», «Школьный курс литературы», энциклопедия Кирилла и Мефодия и др.

Одним из достоинств применения мультимедиа технологии в обучении является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Применение компьютера на уроках русского языка и литературы может стать новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав более наглядным и интересным. Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы позволит интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны филологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности;. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы  здоровья школьников. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. В последнее время наблюдается массовое внедрение Интернет в школьное образование.В отношении постановки учебных задач вхождение в Интернет мало, чем отличается от просмотра учебного видеофильма или учебной экскурсии. Без четкого сценария посещение Интернета не может оказаться полезным и эффективным. При этом главное в сценарии  - нацеливание  на вопрос: зачем и для чего используется Интернет? Он позволяет реализовать три сценария: • во-первых, может быть поставлена задача найти дополнительную учебную информацию с сохранением ее на магнитных носителях для последующего многократного использования разными пользователями. Например, при изучении темы «Творчество В.В.Маяковского» в 11 классе дается задание найти материал о тайне смерти Маяковского; • во-вторых, возможна задача: отыскать принципиально новую информацию, сопоставить ее с известной, т.е. создать проблемную ситуацию. При изучении в 11 классе романа Булгакова «Мастер и Маргарита» дается задание найти материал о рои библейских глав. На уроке при обсуждении данного вопроса возникает проблемная ситуация, вытекающая из того, что данный вопрос вызывает неоднозначные , а иногда взаимоисключающие мнения ученых. • в-третьих, поставлена задача сделать обзор (аналитический обзор, дайджест, реферат) по сформулированной заранее теме, что может оцениваться как проектная работа ученика.

Технические средства обучения, в т.ч. и компьютер, повысят продуктивность учебно-воспитательного процесса только в том случае, если учитель, воспитатель хорошо себе представляют и понимают психологические основы их применения.


 

  1. Описание урока русского языка в 6 классе

« Заимствованные слова»

  1. Вводный урок по теме «Заимствованные слов».
  2. Учебный предмет: урок русского языка.
  3. Форма учебной работы: урочная
  4. Полное описание разработки: В данном уроке учитываются особенности детей с проблемами в обучении, и преподносится материал на доступном для детей с ЗПР уровне с опорой на наглядность, осуществляя дифференцированный и интегрированный подход в коррекции имеющихся пробелов.

    Оборудование:

Новые информационные технологии, таблицы для развития зрительной памяти, ТСО

 ( музыкальное сопровождение), словари, учебники, карточки, тексты для анализа, портрет В.Г.Белинского.

2) План занятия:

1. Организационный момент

         2. Повторение.

         3. Сообщение темы и цели урока.

         4.Изучение нового материала.

         5.Закрепление изученного материала.

         6.Динамическая пауза.

         7. Домашнее задание.

         8. Подведение итогов урока.

3) Цели занятия:

1. Обучающие: дать понятие о заимствованных словах, научить находить заимствованные слова в словарях, показать значение для русского языка, научить бережному отношению  к языку, т.е. правильному и уместному использованию заимствованных слов в своей речи; осуществить интеграцию с немецким языком. Интеллектуальное и речевое развитие детей с ЗПР.. Восполнение пробела по русскому языку по теме: Знаки препинания при обращении и в предложениях с прямой речью.

2. Коррекционные: Восполнение пробела учебного материала, способности эмоционального выражения собственного отношения к нему.

3.Развивающие: Развитие умений и навыков работы со словарем, развитие речи учащихся, умения употреблять заимствованные слова в речи, развитие культуры речи. Развитие внимания, сообразительности, воображения.

3. Воспитательные: Осуществление нравственного воспитания посредством привития любви к учебной деятельности. Формирование адекватных мыслительных отношений. Воспитание  положительной мотивации к дальнейшему изучению программного материала по русскому языку и ко всему процессу обучения.

4. Общеразвивающие: Воспитание любознательности. Углубление интереса к занятиям с использованием компьютерных технологий.

4) Ход занятия:

1. Этапы урока:

1) Орг. момент: Приветствие, введение в тему урока и постановка цели.

Задачи:

- эмоциональный настрой на интеллектуальную деятельность;

- снятие общего напряжения;

2) Повторение (Восполнение пробелов по русскому языку).

Задачи:

- восполнить пробел через коррегирующие мышление и речь, выведение алгоритма и действия в соответствии с ним.

- уточнение и обогащение словарного запаса;

- предупреждение дислексических ошибок.                                                                                                                

       • Списать предложения

  • Вставить пропущенные буквы
  • Расставить недостающие знаки препинания
  • Определить происхождение слов футбол, баскетбол, волейбол.

3)Сообщение темы и цели урока.

Задачи:

- повышение мотивации к учебному процессу.                                (– музыка)

4)Изучение нового материала.

Задачи:

- подготовка к восприятию новой темы;

- дать понятие о заимствованных словах.

5) Динамическая пауза

- выполнение задания по образцу (схематические человечки)

6) Закрепление изученного материала.

Задачи:

- применение изученных знаний о заимствованных словах, закрепление навыков анализа текста с ними.

- работа с иллюстрациями;

- выразительное чтение стихотворения Я.Козловского «Усыновленные слова»;

- работа со словарем;

- игра в переводчиков.

7)Домашнее задание

Задачи:

- дать информацию о домашнем задании и комментарий к его выполнению.

8) Заключительный этап для подведения итогов

Задачи:

- подведение итогов

- повышение мотивации к учебному процессу

- развитие способности к анализу и  оценки собственных действий

Таким образом,  я хочу показать значение применения ИКТ на каждом этапе урока.

В учебно-воспитательном взаимодействии учитель-ученик, воспитатель – воспитанник одной из актуальных и сложных проблем является привлечение и сохранение внимания учеников на протяжении всего урока, индивидуального занятия или воспитательного мероприятия.

Особенно должно учитываться учителем эмоциональное воздействие таких технических средств. Если ему важно сконцентрировать внимание на содержании предлагаемого  материала, то сила их эмоционального воздействия вызывает еще  больший интерес и положительный эмоциональный настрой на восприятие. Если же используемый материал должен вызвать определенные чувства и переживания (на уроках чтения и литературы, истории, на воспитательских занятиях), решающим оказывается именно эмоциональный потенциал. Цвет, умеренное музыкальное сопровождение, продуманный четкий учительский комментарий являются значимыми для обучающихся при восприятии  любых ТСО и НИТО (слайды 1, 2,).

Большую роль компьютерные технологии играют в запоминании как логическом завершении процесса усвоения. Они способствуют закреплению полученных знаний, создавая именно яркие опорные моменты, помогают запечатлеть логическую нить материала, систематизировать изученный материал (слайды 3,4,14,15,16,17,33,34).

Значительная роль такой информационной системы и на этапе применения знаний. Существуют компьютерные программы, направленные на выработку умений и навыков, специальном использовании для этих целей статических и звуковых средств (слайд 24,27,28,29).

Смена слайдов, демонстрируемых с помощью мультимедийной системы, требует пристального внимания. Иначе потом ученик не может ответить на вопросы, рассказать об увиденных процессах и явлениях, потому что все это на уроке как правило повторно не демонстрируется. Требует внимание и слушание, которое в свою очередь воспитывает чувство языка. Таким образом, прослушивание фонозаписей, сочетающих слово и музыку, развивает у учащихся устойчивость внимания, слуховую память, воображение, формирует навыки наблюдения за словом, воспитывает эстетический вкус (слайд 7,8,9,10,11.12,13).

Занимательность материалов безгранична. Компьютерные игры познавательного характера, содержащие анимации, музыка, текст  с интересным сюжетом, способны удерживать внимание самых непоседливых пользователей  но только при контроле со стороны взрослых (слайд 22).

Непроизвольное внимание учеников вызывает новизна, необычность, динамичность объекта, контрастность изображения. При  демонстрации каких-либо наглядных пособий управлять направленностью внимания группы учеников сложно. Компьютер позволяет давать информацию в нужной последовательности и в нужных пропорциях, акцентируя внимание на тех частях объекта, которые в данный момент являются предметом обсуждения. Такое  организованное управление вниманием учащихся способствует формированию у них умения наблюдать (слайд 23,26).

Новые технологии помогают развивать у учащихся и умение сравнивать, анализировать, делать выводы, т.к.можно в различных формах наглядности дать разные ракурсы изучаемых объектов, довести до логического конца неправильные рассуждения ученика, что является чрезвычайно убедительным, но не всегда достигается словом учителя.

Индивидуальная работа с компьютером способствует развитию самостоятельности, приучает к точности, аккуратности, последовательности выполнения действий, развивает способности к анализу и обобщению.

Компьютер так же облегчает усвоение абстракций, позволяя их конкретизировать в виде наглядных образов: схем, моделей, рисунков, тем более что учебное моделирование органически входит в систему  учебных задач и игр. При этом более полно реализуются принципы и методы развивающего обучения. Стимулируется  мыслительная деятельность обучаемых, творческая активность, максимально удовлетворяются познавательные потребности.

Если мы будем учить сегодня так,

Как мы учили вчера,

Мы крадем у наших детей завтра.

                                                                       Джон Дьюи.

      Сегодня многие ученики имеют дома компьютеры и владеют широким кругом компьютерных навыков благодаря урокам информатики. Передо мной как, учителем, осуществляющим педагогическую деятельность в условиях модернизации образования, информатизации, встала задача по-новому организовывать учебный процесс, т.е. добавить использование ИКТ. В связи с этим я ощутила потребность в дальнейшем самообразовании, самосовершенствовании.

     Я учу школьников русскому языку и литературе. Методы создания проектов презентаций, использование CD, слайдов, клипов позволяет делать обучение более интересным, наглядным, содержательным. Используемый интерактивный материал очень красочный, презентабельный. Заранее созданная презентация заменяет классную доску для фиксации внимания учащихся на каких-либо иллюстрациях при объяснении нового материала или, наоборот, как итоговый продукт серии уроков. Обучать русскому языку и литературе  – это значит обучать общению, передаче и восприятию информации. Общаться можно с помощью писем, по телефону, за информацией ходить в библиотеку. Использование же информационных технологий в сочетании со знаниями и умениями в области русского языка позволяет учащимся получить представление о реалиях современной экономической и социальной ситуации в стране и в мире, а также способствует успешной социальной адаптации. Сегодня важно научить учащихся адаптироваться в изменяющихся условиях жизни, т.е. видеть проблемы, анализировать их, оценивать и находить решение, работать с информацией. Поэтому на основе уже усвоенных знаний учащиеся настраиваются на овладение процессом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности использования информационных компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы.

Возможности использования информационных компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы....

Косарева Н.Н., Отставнова В.В. Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы для активизации познавательной деятельности обучающихся.

Данная работа представляет собой обобщение опыта работы по использованию ИКТ на уроках русского языка и литературы в старших классах средней школы....

Статья "Информационные компьютерные технологии на уроках русского языка и литературы"

Что такое ИКТ? Каковы функции компьютера на уроке? Каковы преимущества и недостатки применения информационных компьютерных технологий в учебном процессе? Как можно использовать ИКТ на уроках русского ...

«Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы»

Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы...

Статья "Использование современных компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы"

В этой статье рассказывается о том, как на уроках русского языка и литературы используются компьютерные технологии, способствующие более успешному усвоению нового материала и закреплению ранее и...

Доклад по теме: «Информационные компьютерные технологии на уроках русского языка и литературы ».

Материал по обмену опытом  применения информационных компьютерных технологий на  уроках русского языка и литературы....