Урок изобразительного искусства в 5 классе "ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ В СОВРЕМЕННЫХ НАРОДНЫХ ИГРУШКАХ"
план-конспект урока (5 класс) на тему

Дарашкевичус Елена Михайловна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА  по изобразительному искусству   в 5 классе на тему  «Древние образы в современных народных игрушках»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok.docx20.85 КБ

Предварительный просмотр:

          ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

по изобразительному искусству   в 5 классе

«Древние образы в современных  народных игрушках»

Предметная область: Изобразительное искусство (автор Б.М.  Неменский)

Класс: 5

Тема: «Древние образы в современных народных игрушках»

Цель: Формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных и др.) учащихся 5 класса в предметной области «Изобразительное искусство» по теме: «Древние образы в современных народных игрушках»

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

 -  Активизация учебной познавательной деятельности

-  Развитие аналитического мышления, образного воображения, художественного вкуса,

мелкой моторики рук, глазомера.

 - Формирование любви к народному искусству

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- Формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, выстраивать в логике, обобщать);

- Формирование умения различать различные виды народных игрушек, классифицировать (познавательные УУД);

-Формирование умений работать в статичных творческих группах (коммуникативные УУД);

- Формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания;

- Формирование начальных форм рефлексии (регулятивные УУД).

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  •  Освоение знаний по теме: «Древние образы в современных народных игрушках».

Ключевые вопросы для детей: «Что отличает глиняные игрушки, принадлежащие к разным художественным промыслам, и что между ними общего?»

Оборудование урока

ПК учителя, мультимедийное оборудование, презентация, иллюстрации образцов народных игрушек, тексты с описанием особенностей народных игрушек, маркеры, краски, кисти, силуэты изображений дымковской,  филимоновской, каргопольской,  абашевской игрушек,  салфетка для рук, магниты.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формулируемые УУД

1

Организационный

Контроль,  за организацией  рабочего места учащихся, формирование групп

Учащиеся рассаживаются по группам

Коммуникативные

2

Активизация внимания

Звучит фрагмент  песни  В. Леонтьева «Ярмарка»

- Как вы думаете, где мы сегодня с вами побываем?

- А кто знает, что такое ярмарка?

Демонстрация слайда  «Ярмарка народных игрушек». 

- Итак, мы отправляемся   на ярмарку народных игрушек

Развитие эмоционально – нравственной отзывчивости.

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Личностные

Метапредметные

3

Актуализация опорных знаний

На предыдущих уроках мы познакомились с древними образами, наполняющими  жизнь русских людей. Что это за образы? (женская фигура, конь, древо жизни, птица)  Назовите предметы, украшаемые древними образами?

Какие символы  использовались для украшения жилища, костюма и предметов быта? 

Слайд  «Древние образы в народном искусстве»  

Отвечают на поставленные вопросы

Регулятивные

Умение формулировать полученные знания

4

Мотивация учебной деятельности

- Как вы думаете, кто делал такие замечательные игрушки?

Слайд «Игрушечных дел мастера»

Есть удивительная профессия, пришедшая к нам с давних времён и существующая до сих пор - это игрушечных дел мастера. В глубокой древности глиняные игрушки создавались не только ради забавы, но и как часть древних обрядов. Их дарили друг другу на праздники. Игрушки обладали магической силой и в  представлении наших предков, оберегали людей от всякого зла.

В глиняной игрушке живут образы, уже знакомые вам: конь, птица, баба, живущие в памяти народа и продолжающие его традиции.

Форма игрушек очень пластичная и обобщённая, но всё же в разных местах необъятной России художники оригинально подходили к созданию её образа.

- Рассмотрите внимательно иллюстрации, возможно кому-то знакомы игрушки?

-Как вы думаете, какая у нас будет дальнейшая задача?

 На нашей ярмарке четыре главных павильона, в которых представлены Дымковская, Абашевская Филимоновская и Каргопольская игрушки.

Слайд  (Народные глиняные игрушки)

Но сначала, давайте определим, в каком павильоне оказалась каждая  группа.

 Раздаётся текст.

Отвечают на вопрос.

Рассматривают иллюстрации с образцами народных игрушек, которые получила каждая группа.

Дети выясняют, что им необходимо.

Анализируют, сравнивают.

Изучают историю и особенности игрушки.

Регулятивные

Учатся слушать вопросы, размышлять, анализировать.

Познавательные, регулятивные

Коммуникативные

5

Актуализация знаний.

Обобщение и систематизация знаний

А сейчас давайте проанализируем отличительные особенности народных глиняных игрушек из Дымково, Филимоново, Каргополя и Абашево заполняя таблицу.

Каждая группа выделяет в тексте особенности формы, орнамента  и

основные используемые цвета.

Познавательные, регулятивные

Коммуникативные.

Читают , извлекая необходимую информацию

6

Применение знаний и умений

На интерактивной доске таблица  и тексты с особенностями формы, орнамента   игрушек.

Представитель от каждой группы заполняет графы таблицы.

Регулятивные

Коммуникативные

7

Контроль усвоения Проверка выполненных заданий

Проверка выполненных заданий, обсуждение допущенных ошибок, их коррекция

 

Зачитывают ответы,

Комментируют их

Регулятивные: развитие умения осмыслить полученную информацию, формирование умения анализировать

8

Практическая работа

Тему сегодняшнего урока вы усвоили хорошо, молодцы.

Раздать шаблоны фигурок игрушек.

А сейчас, предлагаю вам побывать в роли  мастеров,   и расписать народную  игрушку, но, не копируя, а привнося в неё нечто новое, своё.

Звучат русские народные наигрыши.

Помогает детям на доске располагать игрушки.

Рассматривают приёмы работы на

Таблицы с видами росписей.

Самостоятельно работают каждый над своим образом игрушки

Познавательные, Регулятивные

 

Коммуникативные.

9

Рефлексия

Домашнее задание

Вот и готовы наши работы!

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Что расскажите родителям?

- Если мы посмотрим на нашу замечательную ярмарку, то какая  игрушка  понравилась нам больше всего?

- Можем ответить на вопрос, что отличает глиняные игрушки, принадлежащие к разным художественным промыслам, и что между ними общего?

Домашнее задание: запишите в дневники какое бы задание вы хотели выполнить.

- С каким настроением уйдем с нашей ярмарки?

Благодарит за работу на уроке.

Дают ответы

Записывают домашнее задание, по желанию зачитывают.

Регулятивные.

Грамотное построение устного высказывания

Прогнозируемый результат:    Знать  истоки народных промыслов:  Дымково, Филимоново, Каргополь, Абашево и уметь  различать их  по стилистическим особенностям. Расписать  форму народной игрушки по стилистическим особенностям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку в 5 классе "Древние образы в современных народных игрушках"

Данная перезентация поможет учителю раскрыть тему о традиционной глиняной игрушке. Урок №1 во 2 четверти по программе Б.Неменского. ...

Урок в 5 классе "Древние образы в современных народных игрушках"

Урок в 5 классе по изобразительному  исскуству.  На уроке рассматриваются виды игрушек:  филимоновской, каргопольской, дымковской . ...

Древние образы в современных народных игрушках. Урок изобразительного искусства.

Урок знакомит с видами русской народной глиняной игрушки, способствует развитию творческой и познавательной активности, художественной фантазии и вкуса, учит видеть красоту в мире и в искусстве....

Схема сценария урока: изобразительное искусство 5 класса Древние образы в современных народных игрушках. Единство формы и декора

Сценарий урока с главной задачей: Закрепление знаний о характерных особенностях росписи глиняной игрушки, формирование умения создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы ра...

Технологическая карта урока для 5 класса по предмету "Изобразительное искусство" по теме "Древние образы в современных народных игрушках"

Представленный материал - технологическая карта урока для 5 класса по учебному предмету "Изобразительное искусство" раздел "Связь времён в народном искусстве" по теме "Древние образы в современных нар...

Конспект урока Изо 5 кл. "Древние образы в современных народных игрушках"

"Древние образы в современных народных игрушках" на этом уроке дети знакомятся с удивительным и разнообразным миром детской, народной игрушки....

Открытый урок по изобразительному искусству "Древние образы в современных народных игрушках.

Урок по изобразительному искусству в 5 классе по программе Б.Н.Неменского....