Памятка к тестовым заданиям 2- 14. ОГЭ Русский язык.
методическая разработка (9 класс) на тему

Иванова Светлана Николаевна.

Памятка к  тестовым заданиям 2- 14. ОГЭ Русский язык.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatka_k_oge.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка к  тестовым заданиям 2- 14.

ОГЭ Русский язык.

2.Смысловой вопрос

3.Выразительные средства

    Метафора - глагол+сущ в переносном значении (глаза загорелись)

    Эпитет - образное прилагательное (причастие) в переносном значении (изумрудная зелень, сияющие глаза)

    Сравнение - союзы КАК, БУДТО, СЛОВНО, ТОЧНО

    Фразеологизм - устойчивое словосочетание в переносном значении (видеть в розовом свете, провалиться сквозь землю)

    Гипербола - преувеличение ( В этом котенке была вся ее жизнь).

    Олицетворение - придание черт человека неживым предметам (вьюга злилась)

    Противопоставление - один предмет (явление, действие, признак) противопоставлен другому (Не холодный, а горячий)

4.  Приставки 

    1 группа - приставки, оканчивающиеся на -з, -с: без/бес, раз/рас, низ/нис, из/ис, воз/вос, вз/вс, через/черес

  Формулировка задания: "Выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкостипоследующего согласного.

    2 группа - приставки пре, при

ПРИ - приближение, неполнота действия, близость, присоединение

ПРЕ - очень (премудрый), пере (прервала)

 Формулировка задания: "Выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от значения"

     3 группа - НЕИЗМЕНЯЕМЫЕ приставки на согласную: с, в, от, пред, над, под

 Формулировка задания: "Выпишите слово, в котором правописание приставки не определяется правилом"

 Формулировка задания: "Выпишите слово, в котором правописание приставки не зависит от глухости-звонкости последующей согласной"

   Важно! если выбираем между двумя или несколькими словам с неизменямыми приставками выбираю тот вариант, где происходит оглушение или озвончение согласного.

Например: сделать [зделать]

                 вскоре [фскоре]

                 подтверждение [поТверждение]

 

5. Суффиксы - только Н и НН

 

А) Прилагательные. 

Формулировка задания: "Выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: Два Н пишется в в прилагательных, образованных с помощью суффикса -Н- от существительных с основой на Н"

Например: длиННый - длиНа+Н,

                 иностраННый - страНа+Н,

                 воеННый - войНа+Н,

                 дряННой - дряН+Н,

                 соННый - соН+Н

 

Б) Прилагательные-исключения - стеклянный, оловянный, деревянный, ветреный

Формулировка задания: "Выпишите слово, в котором правописание суффикса НЕ определяется правилом, является исключением"

 

В) Краткое прилагательное - КАКОВ? (прилагательное с усеченным окончанием)

Например: неизменна - неизменная, любезна – любезная

Г)Полные страдательные причастие - КАКОЙ? (тот, который испытал действие и после этого действия приобрел признак)

Например: поваленные - те, которых повалили

                 вверенный - тот, которого вверили

                 положенное - то, которое положили

!Д) Краткие страдательные причастия - КАКОВ?- то же причастие, но с усеченным окончанием и с одной Н.

Например: приручен - прирученный - тот, которого приручили

                    съедено - съеденный - тот, которого съели

                    вызван - вызванный - тот, которого вызвали

                 

Е) Наречия - КАК? (стоят всегда рядом с глаголом!)

Например: спрашивала (как?) раздраженно,                 исчезла (как?) временно

Важно! В заданиях на приставки и суффиксы найденное слово выписываем в той грамматической форме, в которой оно стоит в тексте, без изменений!

 

6. Стилистические синонимы.

Важно! подобранное слово ставим в той грамматической форме, в которой дан образец!

7.Виды подчинительной связи в словосочетании.

   1. Находим главное и зависимое слова. 

   2. Важно! Главное слово оставляем БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ, в той грамматической форме, в которой дано!

   3. Изменяем ТОЛЬКО зависимое. 

         Для управления зависимое слово - существительное в косвенном падеже с предлогом или без.

         Для согласования зависимое слово - прилагательное

         Для примыкания зависимое слово - наречие.

 

8.  Грамматическая основа предложения.

Подлежащее.

Подлежащего в косвенном падеже  НЕ БЫВАЕТ! 

Задаем оба падежных вопроса, чтобы отличить:

И.п. - кто? что?

В.п. - кого? что? 

Составные подлежащие: три окошка, пара ребятишек, несколько прохожих.

"Необычные" подлежащие, местоимения разных разрядов: ЭТО (это будет подарок), ВСЁ (все было в порядке), ЧТО-ТО (что-то мелькнуло), КТО-НИБУДЬ, НИКТО и пр.

 

Сказуемое

  1. Глагол быть (стать, становиться, казаться) во всех видах - глаголы-связки в составном именном сказуемом, ищем именную часть. (Например: стало страшно. Стало – глагол, страшно – именная часть. Стало страшно – составное сказуемое).
  1. Модальные слова - часть сказуемого: МОЖНО, НЕЛЬЗЯ, НАДО, НУЖНО, ПУСТЬ, НАДОБНО

3) Слово НЕТ -  самостоятельное сказуемое, не требует именной части, подлежащего в таком предложении не будет.

 

Важно! Грамматическую основу выписываем в той последовательности, в которой она расположена в предложении. Слова местами не меняем!

Например: Только слёзы её лёгкие были. Выписываем: слёзы лёгкие были. Неправильно: слёзы были лёгкие

9. Обособленные конструкции.

Обособленное - выделенное запятыми (или тире - приложение).

Необособленное - не выделенное знаками препинания.

Нераспространенное - одно слово

Распространенное - больше одного слова.

 

Обособленное обстоятельство - деепричастный оборот (что делая?, что сделав?)

Обособленное определение - причастный оборот ( реже прилагательное с завис.словами) - какой?

Обособленное приложение - определение, выраженное существительным, второе название предмета.

Например: Пришел новый классный руководитель, (какой?) В.Ю.Шенгели, (какой?) литератор.

Но календулы (какой?), уголечков этих радостных, нигде нет.

У него была такса (какая) - черная головешка на четырех ножках.

 

Несогласованное определение - определение, выраженное не прилагательным или причастием, а другими частями речи.

Например: 

Девочка (какая?) с косичками.

Собака (какая?) с темными полосками на спине.

Мальчик (какой) лет десяти.

Желание (какое?) учиться.

 

Важно! Смотрим в единственном или множественном числе сформулировано задание.

Надите предложение или Найдите предложения...

Выпишите номер предложения или выпишите номера предложений

 

10. Вводные слова и обращения.

Эти конструкции всегда выделены запятыми!

 Вводные слова выражают степень уверенности, различные чувства, источник сообщения,  оформляют мысли.

Например: конечно, видимо, к счастью, к сожалению, видно, несомненно, наверное, говорят, во-первых, таким образом.

Вводные конструкции (больше 1 слова) - к удивлению всех, на самом деле, кстати сказать.

 

Обращения НАЗЫВАЮТ того, к кому обращаются с речью.

Например:Вставай-ка живо! Всю красоту проспишь, соня.

Но это, милостивый государь, вздор.

Тебя можно слушать вечно, Пушкин!

Важно! по формулировке задания непонятно, сколько слов надо найти. Смотрим внимательно сами.

 

11. Количество грамматических основ.

Важно! Ответ записываем цифрой.

Ловушка: безличное (или другое односоставное) среди полных грамматических основ.

Например:

[Ленка подошла к Димке вплотную] - [стоило ей протянуть руку], и [она дотронулась бы до его плеча].

[В море переливались нефтяные разводы], [будто где-то за горизонтом произошла катастрофа], [рухнула радуга] и [ее обломки прибило к берегу].

[Куница временно исчезла], но [когда она оправилась и окрепла], то [она снова пришла к тому дому], [куда ее будто на поводе тянуло].

12. Виды связи в сложном предложении.

Узнаем по союзам.

Сочинительная - И, А, НО, ДА, ЗАТО, ОДНАКО

Предложения равноправны по отношению друг к другу.

Важно! сочинительные союзы (и, а, но, да) могут соединять однородные члены! 

Например: Она долго сидела под партой тихо, но потом заскулила, и Нина Петровна стала кричать, а потом велела нам убираться вон.(сидела, но заскулила – однородные сказуемые; стала кричать, а … велела – однородные сказуемые; только союз И связывает грамматические основы).


Подчинительная -
 союзы: ЧТО, ЧТОБЫ, КАК, БУДТО, ЕСЛИ... 

                            союзные слова: КОТОРЫЙ, КТО, ГДЕ, КОГДА... 

Предложения неравноправны по отношению друг к другу. От одного предложения задаем вопрос к другому.

 

Бессоюзная – предложения между собой связаны только знаками препинания - тире, двоеточие, запятая, точка с запятой.

 

 

Важно! выписываем запятую перед союзами! 

Например: И дались они ему с таким трудом, что, дойдя до двери и обратно, он почувствовал...

 

13.Виды подчинительной связи - последовательная и параллельная (однородная и неоднородная).

В таких предложениях должно быть не менее 3-х грамматических основ.

 

Важно! Смотрим в единственном или множественном числе сформулировано задание.

Надите предложение или Найдите предложения...

Выпишите номер предложения или выпишите номера предложений


Однородные придаточные отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же слову в главном предложении, могут не разделяться запятой при одиночном союзе И.

Неоднородные придаточные отвечают на разные вопросы, относятся к разным словам в главном предложении, запятыми разделяются.

 

14. Сложное предложение с разными видами связи.

Если два вид связи - не менее трех грамматических основ (может быть больше)

Если три вида связи - не менее четырех грамматических основ (может быть больше).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для выпускников и их родителей. Как сдать ЕГЭ (советы по выполнению 25 задания на ЕГЭ по русскому языку).

В памятке содержатся рекомендации по сдаче ЕГЭ по русскому языку(сочинение). Данный материал предназначен для выпускников и их родителей....

Тренировочные задания по заданию 4 ЕГЭ по русскому языку

Тренировочные задания по заданию 4 ЕГЭ по русскому языку...

Задания для конкурса по русскому языку Знатоки русского языка"

Задания по орфографии и пунктуации для конкурса "Знатоки русского языка" в рамках недели гуманитарных дисциплин...

Аргумент из литературы. Справочный материал для учащихся 10-11 классов при выполнении задания № 26 ЕГЭ по русскому языку (сочинения) Автор: учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ № 19 г. Кореновска Краснодарского края Гузей Светлана Анатольевна

Методическая разработка предназначена для педагогов и учащихся 10-11 классов при подготовке наиболее сложной части задания ЕГЭ по русскому языку - сочинения. Она содержит примеры аргументов из художес...

ЕГЭ по русскому языку. Задание 9. Тренажёр-практикум "Задание 9 ЕГЭ по русскому языку. Правописание корней"

Безударные гласные в корне – проверяемые, чередующиеся и другие – представляют собой одну из наиболее важных орфограмм русского языка. Презентация представляет собой тренажёр по отра...

Задание 8 ОГЭ Грамматическая основа предложения — это главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) — задание 8 ОГЭ по русскому языку

Задание 8 ОГЭГрамматическая основа предложения — это главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) — задание 8 ОГЭ по русскому языкузадание 8 ОГЭ теория:Подлежащее — ...

Задание 3 ЕГЭ по русскому языку. Теоретический материал к заданию 3.

В 3 задании  необходимо произвести стилистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка. Данный материал поможет определить особенности каждого функционального стиля....