технологическая карта к уроку ОРКСЭ "Любовь и уважение к Отечеству"
план-конспект урока по теме

Бакасова Наталья Владимировна

Практический урок  ОРКСЭ "Любовь и уважение к Отечеству" для 4-5 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_lyubov_i_uvazhenie_k_otechestvu.docx32.32 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Класс 4

Четверть 4

Тема Любовь и уважение к Отечеству

Цели для ученика

обобщить знания, понятия и представления о многообразии и единстве духовных традиций многонационального народа России.

Задачи учителя

Образовательные: углубить и расширить представления учащихся о ключевых понятиях урока «служение», «патриотизм»

Развивающие: создать условия для развития представлений школьника о значении любви в отношениях между людьми и по отношению к Родине;

Воспитательные: формировать ценностное отношение к семье, многонациональному народу; любовь к Родине, гордость и ответственность за государство.

Тип урока

урок обобщения и систематизации

 

Форма урока

Повторительно – обобщающий урок

 

Опорные понятия, термины

Родина, Отечество

Новые понятия, термины

Служение, патриотизм

Используемое оборудование для учителя: проектор, презентация по теме, Конституция РФ, аудиозапись «Родина моя» (Давид Тухманов, Роберт Рождественский), видеоклип песни «Свет и радость» (Стас Намин группа «Цветы»), фрагмент мультфильма «Гора самоцветов»

Используемое оборудование для детей: учебник «Основы мировых религиозных культур», тетрадь, ручка, текст с заповедями, нравственными учениями христианства, ислама, буддизма, выписка из статей Конституции РФ, полоски желтого цвета.

Формы контроля

Фронтальный опрос в виде игры

Практическая работа

Домашнее задание  

Подготовка к проектной деятельности. темы проектов по выбору:

«С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т. п.)», «Мой дедушка — защитник Родины», «Мы разные, но мы — вместе»,

«Земля — наш общий дом» и т. д.

Планируемые результаты

Личностные

Предметные

Метапредметные (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)

Формирование основ гражданского патриотизма, чувства уважения к своему Отечеству.

Знание и понимание смысла понятий «любовь», «Отечество», «патриотизм»

Умение осуществлять самоконтроль, контроль результатов работы партнеров.

Овладение логическими действиями анализа, синтеза сравнения.

Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать другие точки зрения.

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

(Регулятивные, Познавательные, Коммуникативные)

1. Организационный момент

(1-2 мин.)

Приветствие учащихся

Приветствуют учителя

 (Р) Самооценка готовности к уроку Эмоциональный настрой на предстоящий урок.

2. Актуализация знаний (3мин)

 

Вспомним о том, что мы узнали на уроках ОРКСЭ

Игра «Веришь ли ты…»

(Приложение 1)

Знаете ли вы такую страну, где все могут жить в мире и согласии?

Отвечают на вопросы

Да. Россия

(Р) Умение определять результат, цель и способ деятельности

3. Основной (информационно-аналитический)

 (5мин))

Мы живем в большой стране. Это наша Родина.

Родина-это земля моего народа.

Россия является многонациональным государством,    На её территории проживает более 190 народов. Звучит фрагмент песни «Родина моя» (На фоне песни учитель продолжает)

Чем является для нас Россия?

Как по-другому называем мы Родину?

Прочитайте название темы урока.

Как вы понимаете тему урока?

Родина — это традиция и культура моих предков. (слайд)

Великие соотечественники прославляли Россию веками. (учитель указывает на выставку кратких сообщений об ученых, литераторах, художниках, музыкантах, приготовленная учащимися в течение учебного года)

Родина - это душа моего народа, его вера, его молитвы. (слайд)

Как вы думаете, какая из изученных религий первая появилась на территории России?

 Давайте проверим.

Смотрят на слайде фрагмент мультфильма «Гора самоцветов»

Отвечают:

Родина – край, где мы родились, живем.

Отечество

Читают (Отечество)

Ответы учащихся

Интерес к теме урока, его содержанию

(К)Умение слушать и слышать другого

(П) Извлекать информацию, перерабатывать её, анализировать, развивать наблюдательность, внимание.

(П) на основе анализа и сравнения уметь находить общие признаки

(Р)Умение анализировать и пользоваться знаниями полученными на других уроках.

Практическая часть (3мин)

(6 мин.)

(6мин)

(8мин)

(8мин)

Задание по группам.

У вас на столах лежат полоски желтого цвета. В течении урока мы будем записывать важные слова.

1группа найдите в тексте учебника (с.78.) с какого времени и где на территории России появился иудаизм?

2группа найдите в тексте учебника (с.78) с какого времени и где на территории России появился ислам?

3группа найдите в тексте учебника (с.78) с какого времени и где на территории России появился буддизм и христианство?

На желтых полосках напишите название религии, о которой вы ищите информацию.

Вывод самая первая религия, которая появилась на территории государства – иудаизм.

Как вы считаете? Что нас всех объединяет?  

Предлагаем

1группа.  Объясните в чем ценность такой любви?

2группа что значит служение людям?

3группа что значит патриотизм в вашем понимании?

Воспользуйтесь учебником с78-79 и толковыми словарями

Запишите на желтых полосках те слова, над которыми вы работали в группах.

Большие дела начинаются с малых дел.  От любви к семье, к ближнему рождается большая любовь к своей стране.

Игра-размышление «Когда я вырасту, что я сделаю для других людей»

(Приложение 2)

Не нужно забывать о том, что мы живем в обществе.

Как жить в таком большом государстве в мире и согласии, где много национальностей со своими традициями и своей культурой, различными вероисповеданиями?

Для этого существует самый главный закон государства «Конституция РФ», которой подчиняются все граждане государства.  (учитель показывает документ)

В статьях этого закона говорится обо всех правах граждан.

Попробуйте сравнить статьи закона с заповедями, нравственными учениями различных религий.

1группа христианство

2группа буддизм

3группа ислам

На столах лежат перед вами религиозные заповеди и выписки статей Конституции РФ. Сравните и подберите, какая статья Конституции РФ соответствует определенной заповеди.

 (Приложение 3,4,5,6)

Я запишу на желтой полоске слово Конституция РФ. Вы по группам запишите на полосках слова: «Нравственное учение ислама», «10 заповедей христианства и иудаизма», «10 заповедей буддизма»

Религии на земле зародились давно. Люди старались жить, соблюдая заповеди и морально нравственные традиции, как предписывала им религия.  Наше государство стремится сберечь традиции, нажитые веками и при помощи законов сохранить уклад жизни людей. И не важно, какой Ты и к какой религиозной конфессии ты принадлежишь. Уважай людей, люби ближнего и   трудись во благо людей.

Предлагаю вам посмотреть видеоклип песни «Свет и радость» в песне гармонично переплелись духовные традиции различных религий.

Определите представители, каких религий приняли участие в исполнении песни.

(после просмотра)

Что их объединило в этой песне?

Ищут информацию в учебниках

Отвечают на вопросы

Ответы детей

Любовь к семье, к родным, к своей Родине, нашей России.

Поиск информации в учебниках, словаре

Ответы учащихся.

Записывают

ключевые слова

Играют в игру, размышляют, высказывают свои мысли

Отвечают на вопрос

Слушают учителя

Работают в группах

Записывают ключевые слова

Сравнивают отвечают

Смотрят видеоклип

Ответы учащихся. (представители иудаизма, иудаизма, ислама, христианства)

(К) Умение работать командой

(П) Извлекать информацию, перерабатывать её, анализировать, развивать наблюдательность, внимание.

(П) Умение формировать понятие и работать с информацией, со словарем

(К) Умение слушать других, высказывать свое мнение.

(К) Умение слушать других, высказывать свое мнение.

(К) Умение работать командой

(П) Извлекать информацию, перерабатывать её, анализировать, развивать наблюдательность, внимание.

6. Подведение итогов

 (3 мин.)

Чему научились?

О чем задумались?

И что же можно назвать главным на уроке?

Ответы учащихся

(К) Умение участвовать в диалоге, высказывать свое мнение

 (П) Овладение навыками в анализе

7. Рефлексия деятельности на уроке (2 мин.)

Вывешивает на доске круг желтого цвета. В середине надпись: «Россия»

Из полосок со словами и круга формирует солнце.

Все, о чем говорили мы сегодня на уроке можно выразить так символично! Будем нести свет и радость ближнему, беречь и любить свою Родину, заботится о благополучии всех жителей нашей необъятной России.

(К) Умение участвовать в диалоге, высказывать свое мнение

Приложение 1

 к технологической карте урока

Игра «Веришь ли ты…»

Наименование

Правильный ответ

1

Что в России четыре традиционные религии?

да

2

Что в буддизме священное писание называется типитака?

да

3

Что священное писание иудеев называется Коран?

Нет. Танах

4

Что основатель христианства Иисус Христос?

да

5

Что священнослужитель в христианстве -  имам?

Нет. Диакон, епископ

6

Что священное сооружение в исламе называют мечеть?

да

7

Что в буддизме монахи сами себе зарабатывают на жизнь?

Нет. Буддизм запрещает монахам трудится – они обязаны жить только подаянием.

8

Что город Иерусалим - это место поклонения трех религий?

да

9

Что в России все граждане принадлежат, какой-либо религии?

Нет. Каждый гражданин имеет право быть, и религиозным и нет. Государство светское.

10

Что христиане, мусульмане, буддисты, иудеи могут жить друг с другом в мире и согласии, несмотря на разное вероисповедание.

Да.

Приложение 2

 к технологической карте урока

Игра-размышление «Когда я вырасту, что я сделаю для других людей»

Учитель берет в руки мяч, передает   одной группе. Учащиеся отвечают, начиная с фразы «Когда я выросту, я сделаю для людей…» и предают мяч другой группе и т.д. Примерные ответы детей «Я выросту и стану водителем автобуса и буду перевозить людей в другие города» «Я выросту и буду строителем и построю детский сад» и т.д.

Затем учитель меняет фразу «Что я могу сделать сейчас для других» (для одноклассников, знакомых, родителей)

Приложение 3

к технологической карте урока

Десять Заповедей Христианства

Вот Заповеди, которые дал Господь Бог Саваоф народу через избранника Своего и пророка Моисея на Синайской горе (Исх. 20, 2-17):

Заповеди

Статья

 Конституции РФ

1. Я Господь, Бог твой…  Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

4. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему.

5.  Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Приложение 4

 к технологической карте урока

Десять Заповедей Буддизма

Заповеди

Статья

Конституции РФ

  1. Не лишать жизни любое существо.
  1. Не красть.
  2. Не совершать прелюбодейства.
  3. Не лгать и не наговаривать на ближнего.
  4. Не принимать затемняющих сознание веществ.
  5. Не пустословить и не разводить сплетни.
  6. Не возвеличивать себя и не унижать других.
  7. Не проявлять алчность и скупость.
  8. Не проявлять злобу и не пытаться навредить кому-либо.
  9. Не клеветать на Три Драгоценности.

 ТРИ ДРАГОЦЕННОСТИ БУДДИЗМА

Под Триратной, или  Тремя Драгоценностями буддизма понимают

                  Будду.

                  Дхарму.

                  Сангху.

Приложение 5

 к технологической карте урока

Нравственное учение Ислама

Нравственное учение

Статья

Конституции РФ

1. Аллах требует от граждан общества помогать друг другу, быть справедливыми, сочувствовать друг другу

2. Мусульманин должен стремиться к благосостоянию не ради накопления богатства, а, чтобы приносить пользу семье, обществу, использовать его в угоду и благо человечества.

3. «Гордость и высокомерие неприемлемы ни в коем случае, так как у людей нет преимущества друг перед другом, кроме как в благочестии и целомудренности» сказано в Сунне Пророка.

4. Во многих местах Корана осуждаются ложь, распутство, воровство, обман в торговле и жадность.

5. «Запрещено мусульманину хулить, злословить, высмеивать другого и высмеивать у другого недостатки». «Стягиваются раны от копья, но не заживут те, что язык нанесёт».

6. Ислам «запрещает обзывать друг друга, давать клички и прозвища, допускающий это подвергает опасности единство, братство, мораль, такт, приличие».

7. «Клевета и сплетни - более страшный порок, нежели хула и поношение». Коран осуждает этот порок, говоря: «Не повинуйся же всякому любителю клятв, презренному хулителю, бродящему со сплетнями». (Сура Аль-Калаш аят).

8. Запрещено «наговаривать и обвинять в несовершенном, ибо в этом заключается великий вред репутации этих людей, их семей и опасность их будущего».

9. Запрет наложен на кровь, т.е. на убийства. Ислам «освятил жизнь человеческую, наложив запрет покушаться на душу человека». По Исламу убийство расценивается как самое тяжкое преступление. «Кто убил мирного человека, тот и запах рая не почует, для него ароматы его - на расстоянии в сорок лет».

10. Ислам предписывает, с почитанием относится к родителям, и обеспечивать им достойную старость. Пророк Мухаммад любил повторять: «Рай находится под ногами наших матерей»

11. Коран и шариат запрещают употребление спиртных напитков и использование одурманивающих сознание, притупляющих мыслительные действия средств.

Приложение 6

к технологической карте урока

Выписка статей Конституции РФ

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина

Статья 17

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Статья 19

1. Все равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Статья 20

1. Каждый имеет право на жизнь.

2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления

Статья 21

1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

Статья 22

1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Статья 23

1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.
Статья 25

Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц

Статья 28

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Статья 29

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
Статья 35

1. Право частной собственности охраняется законом.

2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Статья 37

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Статья 38

1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Статья 45

1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Статья 59

1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта дистанционного урока.Тема урока: «Арккосинус и решение уравнения cos t = a».

метод проблемного обучения при проведении дистанционного урока...

Технологическая карта анализа урока Э-ОК "ЖИВОЙ УРОК"

Тема: «Технология организации урока Э-ОК. Модульная структура урока в Э-ОК. Технические и методические особенности»Тема: «Анализ урока. Работа с технологической картой» ...

Технологическая карта дистанционного урока на тему: Воды суши. Реки на географической карте и в природе: основные части речной системы, характер, питание и режим рек. Озера и их происхождение.

Дистанционный онлайн-урок по географии в 6 классе, в программе Zoom с использованием  материалов урока, размещенного на учебной платформе «Lekta»(с учетом рекомендации СанПиН 30 минут...

Технологическая карта интегрированного урока химии-биологии "Белки- биополимеры" и инструктивная карта для работы учеников на уроке.

Технологическая карта интегрированного урока и инструктивная карта для учеников ,инструктивная карта может быть использована обучающимися во время проведения интегрированного урока химии- биологии &qu...