Консультация для воспитателей "Педагогическая диагностика речевого развития – первая ступень планирования индивидуального маршрута дошкольника"
консультация по теме

Пакшина Ольга Николаевна

Педагогический процесс современного детского сада должен быть ориентирован на обеспечение развития каждого ребёнка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей. Поэтому залогом эффективного проектирования педагогического процесса является наличие у педагога информации о возможностях, интересах и проблемах каждого ребёнка. Возникает потребность в такой системе контроля качества педагогического процесса, которая позволит педагогу отслеживать динамику физического, интеллектуального и личностного развития и образовательных достижений детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

           

           Работа по развитию речи в дошкольном образовательном учреждении предусматривает использование трёх видов диагностики: основной, промежуточной и оперативной.

           ОСНОВНАЯ диагностика проводится 2 раза в год. В начале учебного года проводится первичная диагностика,  выявляются стартовые условия для дальнейшего освоения языка детьми и определяются задачи развития речи. В конце учебного года проводится итоговая диагностика,  с целью контроля за решением поставленных задач.

В проведении основной диагностики речевого развития детей участвуют несколько специалистов: психолог, логопед, воспитатель и заместитель заведующей по воспитательно-образовательной работе с детьми.

Психолог проводит психологическую диагностику развития речи. Речь выступает как психический процесс, который отражает уровень развития других психических процессов: мышления, восприятия, воображения, памяти. Поэтому в комплексной психологической диагностике, проводимой психологом, изучению особенностей развития речи ребёнка отводится существенное место.

Логопед, воспитатель и заместитель заведующей по воспитательно-образовательной работе с детьми проводят педагогическую диагностику по развитию речи. Объектом такой диагностики выступает педагогический процесс, направленный на своевременное развитие речи детей.

Диагностика педагогического процесса развития речи включает три блока:

  1. Определение уровня речевого развития детей, его соответствия возрастным возможностям и наличие индивидуальных проявлений.
  2. Определение профессиональной компетентности и личностных особенностей воспитателя.
  3. Определение условий для успешного речевого развития детей (развивающая среда).

Основная цель проведения педагогической диагностики – совершенствование педагогического процесса, направленного на развитие детей с учётом их индивидуальных возможностей и способностей.

Основная диагностика развития речи проводится в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте. Она состоит из 4-х частей:

1. Изучение особенности и уровня развития связной речи ребёнка,

  2.  Изучение особенностей развития словаря детей.

  3. Изучение особенностей освоения и выявление уровня развития грамматически правильной речи.

  4. Уточнение состояния звукопроизношения, уровня владения общеречевыми навыками. Изучение особенностей подготовки детей к обучению грамоте.

Диагностика развития речевого общения детей осуществляется во всех возрастных группах. Но особенно значимой она становится в старшем дошкольном возрасте, т.к. на этом возрастном этапе умение общаться становится важным средством дальнейшей социализации ребёнка. Для воспитателя принципиально важно осознавать и планировать направления развития коммуникативной функции речи каждого ребёнка с учётом его индивидуальных возможностей и потребностей. Поэтому изучение особенностей речевого общения детей становится важнейшей составной частью педагогической диагностики в старшем дошкольном возрасте.

Основные задачи диагностики:

1. Выявить степень активности и инициативности ребёнка в речевом общении со взрослыми и сверстниками.

2. Изучить особенности владения коммуникативными и речевыми умениями в общении с окружающими.

3. Определить тематику разговоров ребёнка со сверстниками и взрослыми и оценить её разнообразие и актуальность.

Методы диагностики - наблюдение за свободным общением детей в разных видах деятельности, за общением детей с воспитателями и родителями. В процессе наблюдения фиксируются инициативность ребёнка в общении, его активность в разговоре со сверстниками и со взрослыми, поводы и тематика обращении к собеседникам, владение речевыми и коммуникативными умениями, эмоциональный тон общения, тематика детских разговоров.

         

          ПРОМЕЖУТОЧНАЯ  диагностика проводится для оценки динамики процесса развития речи детей, может проводиться как со всеми детьми группы, так и только с теми, которые при первичной диагностике показали отставание от возрастной нормы. Она проводится в режиме экспресс-диагностики, включая только два основных диагностических метода (наблюдение и диагностическое задание), но при этом позволяет реализовать несколько целей.

Цель экспресс-диагностики – выявление уровня освоения ребёнком речевой деятельности в единстве всех её компонентов. Определение субъективных проявлений ребёнка в речевой деятельности (старший дошкольный возраст). Установление возрастной соотносительной нормы речевого развития ребёнка.

Задачи пресс-диагностики:

1. Установить наличие динамики в развитии речи детей по сравнению с началом учебного года.

2. Произвести коррекцию задач по развитию речи детей группы на оставшийся период учебного года.

3. Определить содержание индивидуального сопровождения процесса развития речи детей с отставанием и опережением возрастных показателей.

 Ведущим методом промежуточной диагностики выступает метод наблюдения – целенаправленное наблюдение воспитателя за речевыми и поведенческими проявлениями ребёнка позволит получить необходимую информацию об успешности освоения речевой деятельности, её соответствия возрастным возможностям детей.

Для определения качества содержания и полноты использования средств выразительности речи ребёнка необходимо использовать второй метод экспресс-диагностики - метод эксперимента, который включает выполнение ребёнком экспериментального диагностического задания, для получения и оценки образца связной речи ребёнка. В зависимости от возраста детей будут меняться содержание, форма предъявления задания, используемый стимульный материал.

         

         ОПЕРАТИВНАЯ диагностика направлена на оценку качества решения конкретных речевых задач. Ею может завершаться любое познавательно-речевое занятие или итоговая беседа по теме.

В содержание педагогической диагностики включается оценка условий для развития речи детей, созданных в группе ДОУ. Важнейшим условием выступает организация развивающей среды группы. Характер развивающей среды может рассматриваться как причина успешности или недостаточности уровня речевого развития детей группы.

Таким образом, комплексная диагностика развития речи дошкольного возраста позволит воспитателю организовать процесс целенаправленного сопровождения ребёнка в освоении языка – важнейшего средства социализации ребёнка дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения.

                                                                                                                                                                                   

                                                                                   

                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика речевого развития детей 6-7,5лет

Данная диагностика составлена на основании методики развития речи детей О.С Ушаковой и позволяет определить уровень развития речи (звуковая культура, грамматика, словарь, связная речь) каждого ребенка...

Программа "Диагностика речевого развития детей младшего школьного возраста"

Логопедическая диагностика является важнейшим компонентом логопедической работы. Программа направлена на определение актуального уровня речевого развития ребёнка....

Дифференцированная диагностика речевого развития учащихся с ОВЗ(I вариант)

Работа по коррекции нарушений чтения и письма у учащихся с ОВЗ имеет свою специфику.Для правильной трактовки специфических ошибок учителю-логопеду необходимо максимально полно представлять все те труд...

Родителям малышей о диагностике речевого развития.

Тест речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста: слова и жесты ( от 8 месяцев до 1,5 лет)....

Диагностика речевого развития детей 3 - 4 лет

Диагностика речевого развития детей 3- 4 лет...