Отчет по внеурочной деятельности
материал на тему

Михайличенко Ирина Алексеевна

 Внеурочная  деятельность.Отчет о проделанной работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_po_vneurochnoy_deyatelnosti.docx30.38 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Отчёт по внеурочной деятельности

                     в 1 -4  классах за 1 четверть  2017 – 2018учебный год.

Учитель : Михайличенко И. А.

    В современных условиях уровень общего образования определяется не только общеобразовательной подготовкой, получаемой школьником на уроке, но и возможностью учащихся использовать дополнительное образование. В школе, на сегодняшний день, созданы условия для развития индивидуальности ребёнка, для занятий учащихся творчеством и спортом во внеурочной деятельности. 
Внеурочная деятельность способствует полноценному и всестороннему развитию ребенка. С этой целью в  начальных классах мною велись   кружки:

 НАПРАВЛЕНИЯ

КРУЖКИ

 Художественно-эстетическое и социальное

 « Умелые ручки»( 1-4 класс)

 Социальное направление

«Безопасное детство» (1-4 класс)

    Духовно- нравственного направление

Азбука вежливости (1 класс)

Кружок «Умелые ручки» (1-4 класс) 1час в неделю

Рабочая программа кружка «Умелые руки» разработана мной для занятий с учащимися 1-4 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения. 

 Место проведения занятий – учебный кабинет №3.

Возраст детей, участвующих в реализации программы, 7-11 лет.

В процессе рабоы кружка «Умелые руки» главным ориентиром для меня стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду. Кружок "Умелые руки" вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности.

Актуальность данного кружка в том, что на занятиях предусматриваю развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослых граждан, которые способны не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой художественной, творческой, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности.

Говорю детям о том, что бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легка в обработке, минимум инструментов), о том, что бумага способна сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и выполнять нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.).

Рассказываю для учащимся, что любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение - не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети с удовольствием постигают универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети на занятиях кружка приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.

Цель кружка:

Развитие творческих способностей младших школьников, эстетического вкуса, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

Задачи кружка:

Образовательные

1. Формировать навыки и умения по изготовлению и оформлению выполненной работы.

2. Познакомить со свойствами материалов и инструментами.

3.Научить применять инструменты и приспособления.

4.Познакомить с правилами техники безопасности при работе с инструментами и материалами.

5.Обучить приемам художественного моделирования из бумаги.

Развивающие

1.Расширять художественный кругозор.

2.Развивать мелкую моторику рук.

3.Развивать внимание, память

Воспитательные

1.Воспитывать усидчивость, аккуратность.

2. Адаптировать детей к школе.

3. Воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного.

Четыре года веду кружок «Умелые руки» по ФГОС для учащихся начальных классов. Работу в кружке начинаю с учащимися 1класса, поэтому вначале репертуар состоит из простых работ с бумагой ,картоном, пластилином, природным материалом. С каждым годом работы усложняется и к концу 4 класса ребятам уже под силу большие по объему, сложные по изготовлению работы. Дети с большим удовольствием посещают кружек « Умелые руки». Во время выполнения поделок дети порой не в состоянии сдерживать восторг, возбуждение, негодование. Положительные эмоции нужны каждому. Врачи, физиологи, педагоги ставят знак равенства между весельем, лучистой улыбкой и физическим здоровьем человека. Получая положительный эмоциональный заряд, наш организм открывается - добру и красоте. Считается, что ребенок, с раннего возраста погруженный в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям. Именно, поэтому, и учатся дети на кружке. Для ребенка праздник – это событие. Дарить детям радость каждого прожитого дня – моя основная задача. Учитывая закономерности естественного развития детей, понимаю, что силой ничего не возьмешь от природы. Силой еѐ только разрушишь. И не стоит подчинять, подавлять, управлять маленьким «беспомощным» человеком, а лучше попытаться сделать так, чтобы ребенок естественным для него путем становился увереннее в себе, самостоятельнее, умнее и добрее, все более способным к творчеству и все менее способным к злу. Защищать, любить и принимать, такими каковы они есть, понимать, приходить на помощь, содействовать, сопровождать – моя позиция, как педагога.

Мои принципы работы с детьми:

1. Не навязывать себя никому, в том числе и детям. Если что-то не понравилось ребятам, подумать, что я сделала не так.

2. Если не знаю, как воздействовать – лучше остановиться.

3. Устранить из общения с детьми те способы или формы воздействия, которые могут вызвать у них протест или негативную реакцию. Не подавлять, не поучать, не игнорировать самого ребенка, а просто не воспринимать незрелые формы его реакций и поведения.

4. Исключить неприязнь к детям и свои отрицательные эмоции. Настраиваться перед работой, зарядиться добрым чувством к детям, заразить их радостью, светом и теплом.

5. Соблюдать принцип равенства и сотрудничества с детьми. Быть образцом свободного, творческого поведения, которому невольно будут подражать, и тянуться дети.

6. Не фиксировать внимание на неудачах, не делать резкие замечания. Избыток внимания, отрицательная оценка способны нарушить эмоциональное благополучие ребенка, а значит – навредить.

7. Не сравнивать ребенка с кем-либо в невыгодном свете, не ставить никого в пример.

8. Использовать разные формы поддержки ребенка: подбадривание, похвалу, улыбку и др. Ребенок всегда прав. Неправым может быть только взрослый, чья программа ребенку не интересна.

Создавая кружок «Умелые руки», я верю в талантливость и неповторимость моих учеников, заставляю ребят поверить в свои силы и возможности. А главное – овладевают способностью правильно оценивать свою деятельность и стремление к саморазвитию и самовоспитанию своей личности. Все знания о поделках я черпаю из книг, журналов о рукоделии, из своих наблюдений. Интересно проходит работа, когда дети, разделившись на группы, готовят поделки друг для друга. Это и цветы из бумаги, и открытки к празднику, и карнавальные маски. Нет никаких ограничений: фантазируй, сочиняй, твори. Любая поделка будет принята и одобрена. Иногда в работу вношу элемент соревнования, что стимулирует воспитанников, побуждает к поиску новых форм самовыражения. Ребята придумывают свои поделки, используя подручный материал. В ход идет все: лоскутки, конфетные обертки, капсулы шоколадных яиц, пластиковые бутылочки, пробки от бутылок, салфетки, дырокол, крупа, макаронные изделия, вязальные нитки, тесьма, аппликации со старых вещей ( как бросовый материал).

Главной моей задачей при проведении занятия, является развивающий характер обучения. Методическое решение этой задачи по ФГОС состоит в том, чтобы поменьше объяснять, больше вовлечь детей в обсуждение; не перегружаю занятия новыми сведениями, не тороплю детей сразу стремиться обратиться за помощью, если что-то не получается. Даю возможность ребенку пробовать преодолеть себя; в этом он учится быть взрослым.

Работу всех разделов кружка усложняю от занятия к занятию, от года к году. Постепенно, создаю работы малых или больших форм, выполненные за короткое или длительное время. Я и сами ребята видят качественный и творческий рост от работы к работе. В связи с этим определяю критерии, по которым оцениваю работы на различных сроках обучения:

- аккуратность; - четкость выполнения изделия; - самостоятельность выполнения; - наличие творческого элемента. «Зачеты» за теоретические знания провожу в виде викторин, кроссвордов, ребусов.

Формы подведения итогов провожу в виде: открытых занятий, выставок, самооценки, коллективного обсуждения и др.

Лучшие работы отмечаю в форме демонстрации лучших изделий на занятиях кружка перед одноклассниками..

Особое внимание уделяю созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановке, что способствует выявлению индивидуальности каждого.

На своих занятиях применяю следующие технологии обучения:

- технология развивающего обучения; - технология проблемного обучения; - игровая технология;

- здоровьесберегающие технологии; - проектная технология; - технология разноуровнего обучения;

- информационные технологии.

Ведущая форма занятий кружка -групповая.

Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляю индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

В своей работе применяю следующие методы и приемы:

Объяснение

Рассказ, показ, беседа

Репродуктивные

Практические занятия

Творческие задания

Полученные результаты.

К концу1 четверти  обучения учащиеся:

*Научились работать с фигурным трафаретом

*Осваиваю работу с пластилином, бросовым материалом.

.*Научились давать оценку изготовленному изделию, смогут предложить альтернативные варианты и проекты их изготовления

* Изготовили несколько качественно выполненных творческих работ ( фото)

* Научились пользоваться принципами сочетания цветов и оттенков при выполнении практических работ

*Основная масса детей способны довести выполняемую работу до конца

*У учащихся сформирован начальный интерес к традициям народного декоративно-прикладного творчества

*В процессе занятий дети укрепляют физические и психологические силы

*Приобретают новые знания, умения, навыки при изучении тем программы и изготовлении изделий.

*Раскрывают свой творческий потенциал, у детей повышается уровень духовности.

* Формируется способность применять теоретические знания на практике.

* Приобретают умение ценить свой труд, уважать чужой.

В процессе своей работы применяю следующие формы контроля

по ФГОС.

Возрастные особенности достижения результатов воспитания.

При организации внеурочной деятельности младших школьников учитываю, что дети 1 класса особенно восприимчивы к новому знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Поэтому я стараюсь поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеурочной деятельности и достижение ребенком первого уровня результатов. Во 2 и 3 классах, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создаёт благоприятную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов. Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трёх лет обучения в кружке создаёт у младшего школьника к 4 классу реальную возможность выхода в пространство общественного действия (т. е. достижение третьего уровня результатов).

Для последовательного достижения от первого до третьего уровня результатов я применяю УУД по ФГОС это:

Личностные универсальные учебные действия

Коммуникативные универсальные учебные действия

Познавательные универсальные учебные действия

В результате занятий В кружке «Умелые руки учащиеся получают возможность:

Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;

Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;

Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;

Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;

Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;

Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

Достичь оптимального для каждого уровня развития;

Сформировать систему универсальных учебных действий;

Сформировать навыки работы с информацией.

Предметными результатами работы являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

Итоги работы кружка представляются через презентации проектов, участие в конкурсах, выставки, и пр.

В целом, подводя итоги проделанной работы, следует отметить, что система развития творческих способностей детей школьного возраста посредством художественного труда, является исключительной возможностью развивающих, творческих занятий ручным трудом в педагогической работе со школьниками, позволяет развивать способности воспитанников к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявлять отступления от образца, проявляя индивидуальность, художество, развивать детскую фантазию, воображение, особое видение мира, высказывать свою точку зрения на окружающую действительность.

« Азбука вежливости» 1 класс -1 час

 Реализуется через работу кружка «Азбука вежливости» в 1 классе

Большое внимание уделялось привитию учащимся основ культуры, в частности изучению правил поведения учащихся в школе. Активно осуществлялась интеграция с литературой, ИЗО. Воспитание у учащихся культуры поведения осуществлялось через систематическое привлечение их к деятельности:  изготовлению подарков для мам, друзей. Участий в различных культурных мероприятиях в школе.. На занятиях используются различные  формы работы: беседы, конкуры рисунков, игровые приемы. изготовлении буклетов по правилам поведения и правилам дружбы, по правилам вежливости. 

В результате прохождения первого уровня программы дети 1 класса   достигли следующих результатов:

Знания о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп, через беседы, игры, пополнили свои знания и навыки взаимодействия со сверстниками, старшими  и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. А также взаимоотношения обучающихся на уровне класса получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Кружок «Безопасное детство» (1-4 класс) 1 час в неделю

Рабочая программа кружка «Безопасное детство » разработана мной для занятий с учащимися 1-4 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения. 

 Место проведения занятий – учебный кабинет №3.

Возраст детей, участвующих в реализации программы, 7-11 лет.

               Современные дети растут в мире высоких технологий развивающиеся стремительно и бесповоротно. Социальное образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Каким стал опасным окружающий мир – это дороги; бытовая техника; пожары в природе и в доме; ядовитые и опасные для детей растительный мир. Ведь если опираться на статические данные, то мы увидим, насколько современный мир опасен для маленького человека.

        Безопасность – важная цель жизни человека.  Каждый человек должен уметь защитить себя и ближнего в чрезвычайных ситуациях, оказать первую помощь пострадавшему. Чтобы защитить, надо знать, что такое безопасность, необходимо уметь и знать, как защищать.

Актуальность данного кружка в том, что данная программа ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. Особое внимание в программе уделено проблеме общения и усвоения нравственных норм и правил поведения, что обусловлено проблемами вхождения ребенка в социальную среду, усвоения социального опыта. 

В настоящее время возрастает роль и ответственность системы образования в деле подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан Российской Федерации привычек здорового образа жизни. Только через образование можно обеспечить повышение уровня культуры всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности и добиться снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.

 Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для внеурочной деятельности «Безопасное детство» на этапе основного общего образования являются:

использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;

выделение характерных причинно-следственных связей;

творческое решение учебных и практических задач;

сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;

соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;

использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

В 1 четверти был освоен модуль № 1

Модуль 1. «Улица полна неожиданностей», знакомит младших школьников с правилами дорожного движения, воспитывает в них навыки безопасного поведения на улице.

     Занятия построены в форме тематических бесед, игровых занятий, конкурсов, соревнований и викторин, а для контроля знаний составлены вопросы и задания.

     Модуль позволит достичь успешных результатов в обучении и воспитании дисциплинированных участников дорожного движения, а также поможет снизить уровень  детского травматизма на дорогах.

   Цель:

     Формирование представления младших школьников о безопасности дорожного движения.

Задачи:

  • обучить правилам безопасного поведения на дорогах и улицах;
  • научить приемам оказания первой доврачебной помощи, пострадавшим в ДТП;

развить природные задатки, способствующие успеху в социальном самоопределении детей

Занятия проводились в различной форме :беседа-диалог, игры, экскурсии, практические занятия, конкурсы, просмотры видеофильмов с последующим их обсуждением

 По окончании  изучения  темы проводилось  обследование уровня усвоения знаний умений и навыков, полученных на занятии в разнообразной форме: теста, составлении памяток, викторины, конкурсов рисунков, КВН .

По результатам 1 четверти обучающиеся освоили правила движения пешеходов по дорогам, научились  различать право- и левостороннее движение;
      виды транспортных средств, сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. Скорость движения  транспорта, тормозной путь в зависимости от состояния дороги;  правила движения пешеходов по загородной дороге; обязанности пассажиров. Правила посадки в транспортное средство и высадки из него.

Программа занятий кружка выполнена полностью.