Самоанализ педагогической деятельности Тихоновой О.В.
материал на тему

Тихонова Оксана Владимировна

Самоанализ педагогической деятельности на первую квалификационную категорию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_samoanalizdokument_microsoft_office_word.docx37.04 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ педагогической деятельности.

Тихонова Оксана Владимировна

«Искусство, есть скорее организация нашего поведения на будущее, установка вперед, требование, которое, может быть, никогда и не будет осуществлено, но которое заставляет нас стремиться поверх нашей жизни к тому, что лежит за ней»

 Л. С. Выготский

  В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Творческие личности были нужны всегда, так как именно они определяют прогресс человечества. В наши дни также подчеркивается необходимость формирования человека, который способен активно, творчески подходить к решению различных задач и находить выход даже в самой сложной ситуации. Творческая личность должна обладать способностями, знаниями, умениями, иметь определенные мотивы, благодаря которым создается что-то новое, оригинальное. В развитии творческих способностей важную роль играют воображение и интуиция, неосознаваемые компоненты умственной активности, а также потребность личности в стремлении к выявлению и наиболее полному использованию своих созидательных возможностей. Увидеть необычное в обычном может и взрослый и ребенок. Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощаться. Творческое самовыражение необходимо детям для нормального развития. Инициативность ребенка быстро увядает, если к ней не проявляется интерес со стороны окружающих, поэтому работа по её развитию и поддержанию  должна начинаться с раннего детства. Следовательно, необходимо создание условий развития детей дошкольного возраста, открывающих возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим дошкольному возрасту видам деятельности, среди которых особое место принадлежит продуктивным видам.

Исходя из вышесказанного, целью своей педагогической деятельности я считаю развитие творческих способностей ребенка через занятия продуктивными видами деятельности.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

  1. формирование методической базы для работы с детьми и родителями в выбранном направлении, создание содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной, развивающей  предметно-пространственной среды по выбранному направлению работы, обеспечивающую игровую, познавательную, исследовательскую, творческую, двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики руки, возможность самовыражения детей;

  1. обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей; оптимизация работы с родителями по изучению и закреплению знаний об особенностях творческого развития ребенка, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность;
  2. развитие у детей мотивации к занятиям продуктивными видами деятельности, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; обучение  манипуляции  с разнообразными по качеству и свойствами  материалами, развитие  моторики рук, тонких движений пальцев, развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками во время совместной работы;
  3. охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Воспитательно-образовательный процесс в группе организовывается на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией. Н. Е. Вераксы, Т. С.Комаровой, М. А. Васильевой. 

Для решения поставленных задач я использовала парциальные программы: И.А. Лыкова "Изобразительная деятельность в детском саду", Калинина Т. "Альбом с кляксами", Рони Орен "Секреты пластилина".

Учитывая то, что ведущей деятельностью для ребенка дошкольного возраста является игра, а развитие творческих способностей невозможно без развивающей предметно-пространственной среды соответствующего содержания,  первым шагом к решению поставленной проблемы было создание игровых центров. Создавая развивающую среду группы, очень важно, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. Красота формирует ребенка. Поэтому следует уделять большое внимание эстетике оформления группового помещения. Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок в группе и воспитывать бережное отношение к игрушкам. Расположение мебели и игрового оборудования отвечает требованиям техники безопасности, санитарно-гигиеническим нормам, физиологии детей, принципам функционального комфорта, позволяет детям свободно перемещаться. Все групповое пространство распределено на центры, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. В то же время некоторые уголки предполагают уединение ребенка, предоставление возможности ему побыть одному, развитие способности к самостоятельности. Кроме ранее существующих цетров, я оформила и пополнила такие как: центр сенсорного развития, включающий в себя   настольные игры «Мозаика», «Три Медведя», «Пирамидка», «Веселые шнурочки», «Змейка», «Репка», «Формы», массажные шарики для ладошек, и.т.д; уголок театра пальчиковых кукол, центр «Пазлы», центр свободного художественного творчества, центр  «Книжная полка», центр игр по развитию речи, центр пальчиковой гимнастики. Я постаралась организовать среду так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, где, как, во что играть. Все игровые центры пользуются популярностью у детей.

Кроме того, создавая методическую базу по поставленной проблеме, я собрала и оформила картотеку пальчиковой гимнастики, картотеку «Пазлы», картотеку игр по продуктивным видам деятельности, фонотеку для проведения пальчиковых игр, театра пальчиковых кукол, физминуток, сборник аудиосказок, сборник  музыки для релаксации и расслабления, сборник «Джаз для детей», сборник музыки и звуков природных явлений (звуки леса, дождя, моря, грома, пение птиц, журчание ручья, и.т.д.), сборник видеоматериалов для работы по изобразительной деятельности ( русские народные сказки, мультфильмы, обучающие видео), тематические папки «Загадки», «Безопасность», «Физминутки», конспекты и презентации к занятиям по изодеятельности, «Что растет в огороде?», «Наши питомцы», «Карандаш пришел с друзьями», «Народная декоративная роспись»и.т.д.. Написала статью «Использование изобразительной деятельности как средства развития творческих способностей ребенка». Данные методические разработки размещены в социальной  сети работников образования  на личном мини-сайте (http://www.nsportal.ru).

Накопленный материал и позитивный эмоциональный отклик детей натолкнули меня на создание кружка «Волшебные пальчики», цель которого  формирование творческих способностей воспитанников посредством расширения общекультурного кругозора и создания условий для творческой самореализации личности ребенка. Рабочую программу кружка для 1 младшей группы я создавала на основе таких программ как: «Обучение детей 2-4 лет лепке, рисованию, аппликации в игре» под ред. Дороновой Т.Н., Якобсон С.Г.; «Изобразительная деятельность в детском саду» под ред. Сакулина Н.П., Комарова Т.С.; «Самоделки из природных материалов» Перевертень Г.И.; «Учимся лепить и рисовать» Зимина С.И. В таком возрасте малыши только начинают учиться рисовать, лепить, наклеивать, поэтому само ознакомление с разнообразными художественными материалами вызывает у них живой интерес.

На занятиях в кружке я знакомила воспитанников со стандартными материалами изготовления работ: цветной и белой бумагой, ножницами, клеем, пластилином, гуашью, кистями, а так же с нестандартными: ватой, нитками, ватными палочками, поролоном, ватными дисками, пуговицами,  крупами, веточками деревьев. Для создания индивидуальных и коллективных творческих работ мы использовали такие техники как: рисование поролоновым тычком, рисование путем отпечатывания пальчиков, отпечатывание ладони, рисование путем примакивания кисти, рисование тычком, обрывная аппликация, объемная аппликация. Красоту цветовых пятен, выразительность линий, объемность пластических образов, дети познают, прежде всего, в процессе собственного художественного опыта. Орудийно-материальный характер изобразительной деятельности требует внимания к развитию моторики руки. Это не технический вопрос, а задача формирования самой способности к изобразительной деятельности. Особое внимание я уделяю формированию у детей основ культуры изобразительной деятельности; выполнению элементарных требований к внешней стороне рисунка, лепки, аппликации; правил поведение при выполнении художественной работы, обращении с материалами и орудиями художественного труда.    

На начальном этапе существования кружка «Волшебные пальчики» при совместной работе с детьми я отметила не только положительные эмоции к художественному творчеству у ребят. Были замечены страх и неуверенность в своих силах у воспитанников. Это было серьезным препятствием на пути к развитию воображению, фантазии ребенка, желанию творить новое. Ведь если дети не почувствуют радости от созданного ими, если у них процесс творчества не вызовет хорошего настроения, а наоборот, дети будут испытывать неудовлетворенность, огорчение от того, что не получается задуманное, то постепенно это приведет к потере интереса художественному творчеству, и тогда их влияние на всестороннее развитие личности окажется не со знаком плюс, а со знаком минус. В связи с этим встала задача найти пути оптимизации деятельности с целью увеличения ее влияния на всестороннее воспитание личности ребенка, развитие его способностей и творческого потенциала.

Для решения данной проблемы было принято решение о разработке проекта «Первые шаги к творчеству». Цель данного проекта: Преодоление чувства страха перед возможной неудачей в создании творческой работы, развитие уверенности в себе и своих силах, получение удовольствия от творческого процесса, развития умения любоваться результатом работы. Для реализации цели были предприняты следующие шаги:

- чтобы дошкольник испытывал радость творческого созидания, желания творить, не овладев еще техникой рисования, лепки, аппликации, было принято решение поиска и обучения методам и приемам, не требующим четкографического изображения, и все таки постепенно формирующими технику рисования, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности, умение доступными способами создавать красивое;

- для того чтобы сам процесс создания творческой работы был интересным и увлекательным я подбирала нестандартные техники работы с  нестандартными материалами.

- на каждом занятии я использовала пальчиковые гимнастики, разминки, игры, физминутки.

- для настроя на творчество и сохранения психологического комфорта ребенка в течении занятия я использовала музыкальные расслабляющие игры, аудиосказки,  игротерапию,  классическую музыку и звуки природы, джаз для детей.

- завершающим этапом каждого занятия было оформление выставки творческих работ детей, таким образом каждый ребенок может почувствовать свою значимость для окружающих, ценность результатов своего труда.

Моей задачей было превратить каждое занятие из скучной беседы в сказку, рассказывающую о добре и зле, храбрости и плутовстве, увлечь детей самим процессом создания нового, творчески всматриваться в окружающий мир.

Для отслеживания успешности применения выбранных мной методов и приемов работы с детьми, мотивации к творчеству у воспитанников, развития знаний,  умений и навыков в художественном творчестве, я использую такие приемы и методы контроля как: беседы, наблюдение за работой ребенка, диагностика в начале и в конце учебного года.  По итогам комплексного оценивания динамики результатов можно говорить об успешности проведенной мной работы по развитию художественного творчества воспитанников.

Это подтверждают и результаты внешней оценки творчества детей на разных уровнях.

- Смотр-конкурс групповых участков, 2011 год, диплом III степени.

- Спортивный праздник «Богатырские потешки», 2013 год, грамота за участие.

- Проект для одаренных детей социальной сети работников образования (http://www.nsportal.ru) «Алые паруса», 2014 год, свидетельство о публикации творческой работы,3 участника

- Общероссийский конкурс «Декоративно - прикладного творчества дошкольников» методического объединения учителей «Логос», 2014 год, диплом III степени

- Международный творческий конкурс «Страна Мастеров» на сайте konkyrs-rf.ru в категории «Дошкольники», номинация «Волшебная кисть», 2014 год, диплом лауреата

- Всероссийский творческий конкурс на сайте konkyrs-rf.ru, посвященный Дню Космонавтики в категории «Младшие дошкольники», в номинации «Рисунок», 2014 год, диплом лауреата.

Достигнутые результаты работы с детьми по развитию творческого мышления через изобразительную деятельность невозможно было бы осуществить без плодотворного взаимодействия с родителями. Сотрудничество с родителями включало в себя такие формы работы как: индивидуальные беседы («Формы работы над развитием навыка рисования у ребенка дома», «Игры для запоминания цвета», «Арттерапия как форма снятия стресса и агрессии у ребенка», «Особенности восприятия цвета для ребенка»), проведение родительских собраний («Почему важно восхищаться творческой работой ребенка», «Особенности развития мелкой моторики руки ребенка»,) оформление уголка консультаций для родителей в приемной, папки-передвижки «Рисуем пальчиками», «Пластилин», «Игры с бумагой дома», фотовыставки «Как мы играем», «Наша прогулка», «Читаем с мамой». Кроме того родители были активными участниками как в оформлении группы и участка, так и в изготовлении предметно-развивающей среды для детей. При их содействии были изготовлены некоторые куклы для пальчикового театра, элементы картотеки пальчиковых игр, игры для развития мелкой моторики рук. Создано портфолио нашей группы в виде папок достижений воспитанников, в которых содержатся творческие работы ребенка, грамоты, сертификаты, благодарности, результаты диагностики, личные отзывы воспитателей. В ходе работы с родителями, мной были созданы: «Консультация для родителей: Что должен знать и уметь ребенок 2-3 лет», «Консультация для родителей: Использование изобразительной деятельности как средства развития творческих способностей ребенка», «Консультация для родителей: Пазлы. Развиваемся, играя», презентации для родительских собраний: «Пазлы. Развиваемся, играя», «Что должен знать и уметь ребенок 2-3 лет». Кроме того, родителям на первом организационном собрании были  представлены паспорт участка и паспорт группы, который я создала для ознакомления и проектирования возможных изменений. Данный материал я опубликовала на сайтах: www.prodlenka.org ,www.konkyrs-rf.ru, www.nsportal.ru 

 Достижение поставленной цели и вместе с тем требования, выдвигаемые к современному педагогу дошкольного образования ориентируют на поиск новых форм и методов организации образовательного процесса, поэтому большое внимание я уделяю повышению своей профессиональной компетенции. Для этого изучаю современную методическую литературу по вопросам дошкольного воспитания, посещаю интернет – сайты для педагогов, участвую в профессиональных конкурсах разных уровней, вебинарах, публикую свой материал на разных интернет-сайтах для педагогов, посещаю разнообразные выставки, консультации, семинары. Для систематизации и обмена накопленного опыта, а также для возможности получить отзыв и оценку своей профессиональной деятельности создала личный мини-сайт в социальной сети работников образования nsportal.ru. Там же разместила своё электронное портфолио. За активное участие в работе данной социальной сети получила благодарность. Кроме этого, прошла курсы повышения квалификации в НИПКиПРО по теме: «Модернизация содержания и методики дошкольного образования», где получила дополнительные сведения о нормативно-правовом обеспечении дошкольного образования, детской психологии, проектировании и оценке результатов образовательного процесса. На протяжении трёх лет активно занимаюсь самообразованием по теме: «Развитие творческих способностей ребенка через занятия изобразительной деятельностью».

Опыт моей педагогической деятельности был представлен на мероприятиях и конкурсах различного уровня:

-Участие в вебинаре «Концептуальные основы Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», 2012 год, сертификат

-Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества на сайте www.educontest.net в рамках номинации педагогические идеи и технологии: дошкольное образование, публикация на тему: «Презентация. Небо Покрышкина», 2013год, диплом

-Районная ретровыставка «Мир денег», 2013 год, сертификат

-Всероссийский творческий конкурс «Мир моих увлечений», на сайте aktalant.ru, 2014 год, диплом лауреата

-Районная творческая площадка «Современный консультативный пункт», выступление «Пазлы. Развиваемся, играя»2014 год

-Всероссийский творческий конкурс для педагогов: «Летнее вдохновение» в номинации «Моя презентация» на сайте конкурсы-детям.рф, презентация: «Народная декоративная роспись» 2014 год

-Всероссийский конкурс методического объединения «Логос», статья «Самореализация как одно средств профилактики профессиональных деструкций педагога», 2014 год

-Всероссийский педагогический конкурс «Приходите в гости к нам » на сайте http://konkurs-rf.ru/, результаты будут известны 25 июля 2014 года

-Общероссийский конкурс «Декоративно-прикладного творчества дошкольников» методического объединения учителей «Логос» на сайте konkurs.com.ru, сертификат за подготовку победителей, 2014 год

-Международный творческий конкурс «Страна мастеров» на сайте www.konkurs-rf.ru в категории «Дошкольники», в номинации «Волшебная кисть», диплом педагога, подготовившего лауреата, 2014 год

-Всероссийский творческий конкурс, посвященный дню космонавтики на сайте www.konkurs-rf.ru, в категории «Младшие дошкольники», в номинации «Рисунок», диплом педагога, подготовившего лауреата, 2014 год

Организованная мной система педагогической деятельности позволила добиться следующих результатов:

  1. В группе создана полноценная методическая база для развития мышления, воображения, фантазии и детского творчества, создана развивающая предметно-пространственная  среда, при помощи которой возможна  индивидуальная, коллективная, совместная и самостоятельная работа с детьми по развитию знаний, умений и навыков, используемых в продуктивных видах деятельности, обеспечивающая поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;
  2. Родители проявляют инициативу в наполняемости предметно-развивающей среды группы, оформлении игрового участка и пополнении его игровыми развивающими модулями. Они ответственно подходят к воспитанию, физическому и моральному развитию детей, активно сотрудничают с воспитателями по решению текущих вопросов, используют предлагаемые техники, методы и приемы работы с детьми дома.
  3. Воспитанники обладают  навыками работы в коллективе, умеют договариваться друг с другом, уверенно чувствуют себя в общении со сверстниками,  знакомы с техниками и приемами традиционных и нетрадиционных видов изобразительной деятельности,  При регулярных занятиях в процессе творческой работы у воспитанников развивается усидчивость, память, воображение, закрепляются коммуникативные навыки.
  4. В группе поддерживается благоприятная психологическая, эмоциональная атмосфера, отмечается  низкий уровень заболеваемости.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что занятия продуктивными видами деятельности являются одним из условий развития творческого мышления у дошкольников.

Перспективы своей деятельности определяю следующие:

Разнообразить формы работы с детьми по ознакомлению с традиционными и нетрадиционными видами продуктивных видов деятельности;

Совершенствовать методы включения в занятия по изобразительной деятельности элементов таких  видов искусств как:  скульптуры, музыки, литературы, театра.

Способствовать развитию позитивного эмоционального отклика   родителей на внедрение новых форм сотрудничества ребенок-детский сад-семья.

 

Как педагог я убеждена, что в каждом ребенке от природы заложены способности, а взрослому стоит только подобрать нужный ключ к их раскрытию, поэтому я никогда не останавливаюсь на достигнутом. Я всегда ищу  новые способы развития внутреннего мира ребенка, вместе мы учимся преодолевать страх перед неудачей, неуверенность в своих силах, учимся решать поставленные задачи. В своей педагогической деятельности  я стараюсь обеспечить максимальное обогащение личностного развития детей, построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. Выстраиваю свою работу таким образом, чтобы с одной стороны сохранить уникальность  и самоценность  детства как важного этапа в общем развитии человека, а с другой стороны развить предпосылки для перехода на следующий этап становления ребенка как личности.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по подготовке самоанализа педагогической деятельности

Рекомендации подготовлены Комитетом по образованию Ханты-Мансийского района ХМАО.Источник: http://edu.hmrn.ru/index.php?option=com_docman&task=cat_view&gid=49&Itemid=87...

Методические рекомендации для написания самоанализа педагогической деятельности

Рекомендации подготовлены Комитетом администрации по народному образованию г.Новоалтайска.Источник: http://kano-nvl.my1.ru/index/0-61...

самоанализ педагогической деятельности 2011 г

Муниципальное образовательное учреждениеЧановская средняя общеобразовательная школа №1 Чановского района Новосибирской области...

самоанализ педагогической деятельности

данный материал может быть полезен и интересен для учителей русского языка и литературы...

Самоанализ педагогической деятельности учителя

СамоанализАмельяновой Натальи Валерьевныучителя математики и физики ГОУ «Хотьковская школа-интернат Vвида» Сергиево-Посадского района Московской области, 1970 года рождения, окончила математический фа...

САМОАНАЛИЗ педагогической деятельности классного руководителя

САМОАНАЛИЗ педагогической деятельности участника конкурса педагогических достижений «Воспитание мировоззрения в образовательном процессе» в 2008-2009 годув номинации «Воспитание школьник...

Выступление на педагогическом совете "Самоанализ педагогической деятельности "

Важным этапом подготовки к аттестации являет­ся анализ педагогом своей педагогической деятель­ности, грамотный подход к которому станет инстру­ментом для успешного прохождения аттестации....