Эссе "Чтобы учить, нужно учиться!"
материал на тему

Воложанина Ирина Ивановна

«Настоящий учитель учит только тому, чему не перестает учиться сам»,- утверждает Владимир Котиков. С этим трудно не согласиться. Действительно, если хочешь быть настоящим   учителем, будь готов учиться всю свою жизнь!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx20.05 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы учить, нужно учиться!

 «Настоящий учитель учит только тому, чему не перестает учиться сам»,- утверждает Владимир Котиков. С этим трудно не согласиться. Действительно, если хочешь быть настоящим   учителем, будь готов учиться всю свою жизнь!

А кто же он, настоящий учитель? «Да это просто обычный человек», - ответит один. «Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени!» - возразит другой. На самом деле, ваш взгляд вряд ли остановится на простой женщине, немного рассеянной, спешащей в полутьме  наступающего утра на работу. А через полчаса она снимет свое простенькое пальто, поправит опрятный костюм и улыбнется. Теперь она - учитель! Каллиграфическим почерком начнет она заполнять пространство школьной доски, а ученики послушно склонятся над тетрадями.

Почему она выбрала такой путь?  Было ли это призванием? Я думаю, ответ будет неоднозначным. Вряд ли, выбирая профессию,  мы осознавали, что такое настоящий учитель. Наверное,  знали о высоких моральных ценностях, трудолюбии, желании приносить пользу – обо всем, что будоражит молодые романтичные натуры. Это все так. Да,  труд учителя романтичен, но и вместе с тем необычайно  тяжел!

В первую очередь, учитель - это человек с сильным характером, который не признает черновиков для себя, ведь вся его жизнь - чистовик. А в черновиках своих учеников он правит ошибки, чтобы подарить миру настоящего Человека. И права на ошибку у учителя нет!

Учитель - человек неравнодушный. Его интересует все, что окружает маленького человека. Но как важно не спутать любопытство и желание помочь! Как сделать так, чтобы тебя услышали? Как достучаться до юных сердец? Ведь только призывов и лозунгов недостаточно. И тут нельзя не вспомнить небольшую притчу.

Однажды  слепой человек сидел на ступеньках с табличкой «Я слепой, пожалуйста, помогите!» Один человек проходил мимо. Ему стало жалко инвалида, у которого в шляпе было лишь несколько монет. Он бросил в шляпу монеты, без разрешения написал новые слова на табличке   и ушел. Днем он вернулся и увидел, что шляпа полна монет. Слепой узнал его по шагам и спросил, что именно он написал. Тот ответил: «Ничего, что было бы неправдой. Я просто написал ее немного по-другому». Он улыбнулся и ушел. Новая надпись на табличке была такая: «Сейчас весна, но я не могу ее увидеть».

Я думаю, что именно так поступает каждый учитель. Этот человек не пройдет мимо чужой беды. Он не позволяет ничего, «что было бы неправдой». Он не навязывает своего мнения, лишь помогает чуть исправить, дает совет, потому что видит мир по-другому: ярче, многогранней.

Учитель всегда является загадкой, его душа известна немногим, хотя сам он знает все о них: добрых и злых, молчаливых и открытых, успевающих и не очень. Почему знает? Да потому,  что постоянно учится. Учитель подобен инженеру, проектирующему человеческую душу. Как архитектор, он закладывает будущий характер. Многое роднит учителя и с врачом. Он должен также хорошо знать «болезни» детского возраста. Учитель - это тренер интеллекта. Зачем ему такая разносторонняя практика, ведь этому не учат в педагогических вузах? Наверное, затем, чтобы делать свое дело, не роняя собственного достоинства и не ущемляя права и интересы учеников. Ведь учитель свято верит, что каждый ребенок талантлив! И эти знания подарили ему они- его дети, его ученики. Они заставили его поверить в свой талант, научили уважать человеческую личность, внимательно присматриваться и прислушиваться к тому, чем они живут и дышат. «Вначале мы учим своих детей. Затем мы сами учимся у них. Кто этого делать не хочет, тот отстает от своего времени»,- утверждал Ян Райнис. А разве может быть несовременным учитель?  Сегодня  мы часто слышим: учитель - пример во всем, его репутация должна быть безупречной, знания разносторонними, общение с родителями - образцовым! Он должен внедрять в процесс обучения инновационные технологии, создавать всевозможные программы индивидуального обучения. И это действительно так. Да, без интерактивной доски и компьютерных технологий учитель, конечно же,  сможет объяснить ученику тему урока. А планка требований к современному учителю, действительно, высока и официальна. Но это требование сегодняшнего времени. Для успешного существования современной школы, повышения качества знаний учеников необходимыми понятиями должны стать компетентность, инновационная деятельность, исследовательская деятельность, компьютерные технологии. Учителю, начавшему свою педагогическую деятельность более двадцати лет назад, сделать это трудно. Трудно ограничить до минимума традиционные мел и тряпку, трудно не просто учить, но и научить школьника учиться. Но делать это нужно.  Не современен сегодня Иван Иванович, у которого пылится на полке книга «Методика преподавания русского языка», но ничего о сайтах, гаджетах и  популярных пабликах он не знает и не может говорить с современным «инновационным» ребенком на его языке. Урок сегодняшнего учителя – это урок творчества, урок культуры, урок высокой духовности, успеха каждого ребенка, даже если занятие выйдет за рамки программы и методы работы с детьми будут нестандартны и отойдут от привычных рамок.

Получается, что сегодняшний учитель– это друг детям, помощник, советчик и союзник. Не человек, дающий готовые истины, а искатель, помогающий найти, странник, всегда находящийся в пути. Именно такого человека, который был бы понятен ему и с которым можно было бы обсудить интересные  чаты, гаджеты,  хочет видеть рядом с собой современный ученик. Тогда он будет идти на урок с радостью, не боясь ошибаться, ожидая встречи со своим учителем-союзником. А ведь    главная задача учителя – оставить добрый след в душе ребенка. А значит, новые учебники, технологии, программы обучения помогут учителю достигнуть своей цели- стать незаменимым человеком в жизни ребенка-Учителем. Ведь именно для этого бороздит поля непознанного, учит и постоянно учится сам человек,  имидж которого можно выразить формулой: «Чтобы учить, нужно учиться!» Поэтому  все опасения насчет будущего учителей  напрасны. Не стоит гадать: что же будет с учителем дальше. И через десять, и через сто лет роль наставника будет востребована в любом обществе молодыми, пытливыми души. Ведь школа - важнейший родник культуры, а личность педагога играет непреходящую роль в становлении этого будущего - его детей.

А дальше практически так, как у любимого ею классика: ночь, улица, фонарь, …дом, тепло, будильник - и в полутьме наступающего утра идет неприметная женщина. И вот уже двадцать два года она произносит фразу: «Я - учитель!»- и свято  верит, что талант дан каждому! Почему она выбрала этот путь? Чтобы учить и учиться!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачем нужно учить грамматику английского языка?

Существует мнение, что чем больше знаешь английских слов, тем лучше владеешь английским языком. Многие начинающие и продолжающие учить язык делают на это большой упор, например, ставят себе цель...

статья "Нужно учить не рассказом, а работой и показом"

В центре работы стажировочной площадки «Системно-деятельностный подход во внеурочной деятельности как основа для реализации ФГОС НОО» – организация таких условий индивидуализации образовательног...

Элективный курс по английскому языку "Чтобы уметь говорить, нужно учиться слушать..."

Данный элективный курс предполагает тренировку речевых навыков обучающихся, способствует росту познавательной активности обучающихся и индивидуализации процесса обучения, поскольку ориентирован на удо...

Зачем человеку нужно учиться

Презентация по общественной этики . Почему человек учится. Отличия человека от животных. Почему тройка плохая отметка...

Эссе Чтобы учить, нужно учиться!

Сегодня как никогда легко набраться  различной информации из интернета. Стоит лишь нажать клавишу в поисковике, и ты, кажется, становишься обладателем огромнейших сокровищ. Через два часа  у...

Кого учить? Чему учить? Как учить?

Кого учить? Чему учить? Как учить?- актуальная проблема школы.За годы работы познакомилась с  разными детьми: умными, целеустремленными, активными, интересными, молчаливыми, и ничем незаинтересов...