Эссе "Учиться и учить"
статья на тему

Эссе на конкурс "Педагог года 2018"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_uchitsya_i_uchit.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Учиться и учить»

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.

В.О. Ключевский

Для чего человек учится? Наверное, для того, чтобы не только знать, но и понимать, чувствовать, действовать, трудиться, жить осмысленно. Но всегда ли высокие знания рождают в наших учениках твердые убеждения и принципы? Всегда ли развитый интеллект взаимодействует с человечностью?

Позади много уроков и часов раздумий, в том числе и над этим вопросами. Идут годы, накапливается педагогический опыт, но вопросов не становится меньше, и ответы на них складываются в книгу под названием «Всю жизнь учиться и учить…».

Открываю первую страницу своей книги. Мне кажется, что я помню даже запах дня, когда пришел в школу в первый раз… Светит солнце, родители ведут в школу своих детей, в классе уже много учеников, они шумят, а в центре - женщина, Татьяна Альбертовна. Помню, как горели ее глаза, как была строгой и доброй одновременно, как читала нам книги после уроков…

Вторая страница моей книги. Шестнадцать лет: выбор судьбы.

С детства я мечтал стать Олимпийским чемпионом и следователем.  

Как быстро пролетели два года института МВД! Мое первое раскрытое дело, первый неудачный опыт в следствии, первые награды в спорте.

И вот у меня на руках диплом. Спорт или полиция? Минутное сомнение и… Открываю дверь - не дверь – новую страницу своей книги, а там моя работа в следственном комитете г.Переславль Залесский, сотни раскрытых дел, жуликов, направленных на путь исправления

Четыре года в полиции и, снова, круто меняется судьба - переезд в город Шахты, женитьба. Она - моя любимая жена, учитель английского языка… и предложение: «Пойдем работать к нам, в школу».

Я - Учитель… Это слово заставляет заглянуть в собственное сердце, в свои мысли. Хватит ли сил идти в ногу со временем, быть для учеников интересным, новым, разным, нужным? Вот уже семь лет я следую народной мудрости и стараюсь следовать ей: воспитывать «крылатого» - может только «крылатый» педагог, воспитывать счастливого - может только счастливый, а современного человека - только современный человек.

А потом начались будни: много-много страниц. Как важно в повседневной учительской жизни уйти от рутинности, монотонности, стереотипности!

Всегда и во все времена юность по своей природе ставит под сомнение любые авторитеты. А в наше время, когда создается странная ситуация «двойной морали»? В школе мы учим одному, а на экранах телевизоров, в жизни дети видят подчас иное. И зачастую, говоря о таких высоких и вечных понятиях, как благородство, честь, патриотизм, замечаю: иногда подростки смотрят искоса, иногда – недобрая улыбка на губах, иногда – недоверие в глазах. Но за свою, пусть пока еще недолгую жизнь в школе, убеждаюсь: дать ребятам возможность почувствовать нашу правоту, увлечь своими мыслями, идеями, учитель может только через искренность и понимание. Если в словах учителя нет притворства, а возмущение искренне и справедливо, гнев сдержан внутренним усилием воли, а взгляд устремлен прямо в глаза – ученики поймут и поверят.

Главное – видеть в каждом ученике человека. Я учу внимательному и уважительному отношению друг к другу. Ведь материал, с которым учитель работает каждый день (если так можно сказать) – это дети, которые никогда не станут детьми снова. И учителя (как врачи, дающие клятву Гиппократа) не имеют права допускать ошибки. Ведь исправить их будет сложно, а порой и невозможно.

«Учитель – это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить», - прочитала я в одной из работ В.М. Лизинского.

Учителя в формулу «знания – умения - навыки» не загонишь. Инструмента, которым можно измерить благородство души, неповторимые мгновения творчества в повторяющемся учебном процессе, озарения, бесконечные диалоги с самим собой, нет.

Учитель, как и писатель, должен строить свою «внешнюю» и «внутреннюю» биографию. Вроде бы просто: думать, писать, читать, заучивать, решать, делать самому, экспериментировать ежедневно… Но если это выполнять без творческого подхода, без «остроумия души», то не будет ни оригинальных суждений, ни замечательных уроков, ни уместных шуток, ни внепредметных интересов. В результате ученикам с учителем неинтересно, быть с ним не хочется. И как приговор: «На уроке скучно!».

Так, день за днем, год за годом и создается книга под названием «Всю жизнь учиться и учить…». На страницах этой книги раскрывается мое «Я»: диапазон моих знаний, широта кругозора, человеческие черты становятся достоянием тех, кто слушает и верит мне. И здесь уже никуда не скроешься, не спрячешься за громкими фразами. В педагогике, как и в творчестве, невозможно сочинить, придумать себя. Здесь нельзя казаться, надо быть.

Чем закончится следующая страница моей книги? Сейчас – это чистый лист и ожидание какого-то чуда, новизны. Работа учителя – это постоянное обновление, движение по спирали, это вечный поиск. Главное – не опускать руки!

За 7 лет работы в лицее я понял, что:

- когда работа в удовольствие – жизнь хороша! (почти по М. Горькому)

- если хочешь быть Учителем – будь им! (почти по К. Пруткову)

- если ты будешь педагогом – Мудрым, Артистичным, Сведущим, Терпеливым, Единственным, Разносторонним, Откровенным, Миролюбивым, - ты можешь стать Мастером!

Всю жизнь учиться и учить
И никуда уже не деться
И колокольчиком небес звенит звонок
Вы охраняете ключи от всех дверей планеты детства
И я еще не раз приду на ваш урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Учись учиться"

В презентации представлены формы, методы и способы самостоятельной работы учащихся с учебником на уроках....

Предпринимательству надо учить и учиться

Организация образовательного процесса в школе при зучении экономических дисциплин. С какими трудностями может столкнуться  ученик сегодня, а завтра предприниматель....

Учиться,учиться и учиться!

Учение залог успеха....

«Учиться писать – значит учиться думать, а учиться думать — значит учиться разговаривать»

Как научиться писать? Чтобы научиться хорошо говорить, надо, постоянно обращать внимание на речь свою и других, записывать иногда удачные выражения, точно выражающие мысль, существо дела. Чтобы научит...

Сертификат об участии в онлайн-трансляции «Международная летняя школа для учителей. Учиться учиться как цель обучения: как оценивать умения учиться»

Сертификат об участии в онлайн-трансляции «Международная летняя школа для учителей. Учиться учиться как цель обучения: как оценивать умения учиться»...